Налогообложение доходов ЖКХ
Налогообложение доходов ЖКХ
Содержание
Реферат
Введение
1.
Теоретические основы понятия налогообложения, его структура и характерные черты
2. Понятие, функции
и роль жилищно-коммунального хозяйства в национальной экономике Республики
Беларусь
3.
Особенности налогообложения доходов жилищно-коммунального хозяйства в
Республике Беларусь и направления усовершенствования
Заключение
Список
использованных источников
Объем работы ____ с., 15 наим.
лит.
Ключевые слова: налогообложение,
жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, налоги на доходы, налоговые льготы.
В курсовой работе исследуется
понятие, принципы и особенности налогообложения доходов организаций
жилищно-коммунального хозяйства в Республике Беларусь.
Раскрыта роль, механизмы и
принципы налогообложения доходов ЖКХ.
В ходе исследования было
установлено, что налогообложение представляет собой процесс установления и
взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также
порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых
налогами. Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд
чрезвычайно важных и сложных задач: фискальная, регулирующая, стимулирующая.
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве. Жилищно-коммунальное
хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть
территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в
населенных пунктах. Организации жилищно-коммунального хозяйства Республики
Беларусь уплачивают налог на прибыль, налог на доходы, НДС (в большинстве
случаев на льготной основе), налог на землю и недвижимость.
Жилищно-коммунальное хозяйство
представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия
нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ
в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека - комфортность
города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает
влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном
системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и
противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния
жилья, качества коммунальных услуг и т.д.
На протяжении десятилетий в жилищно-коммунальной
сфере господствовали экстенсивные подходы и административные методы
хозяйствования, вытекающие из жестко централизованного управления и
патерналистской политики государства. Материальная база отрасли, развивавшаяся
на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, находилась в неудовлетворительном
состоянии в доперестроечные времена, и очень медленно развивается в последние
годы, несмотря на то, что на жилищно-коммунальное хозяйство уходит примерно 25%
расходов местных бюджетов. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства,
которое должно включать также снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на
данный сектор на начальном этапе, является одной из важнейших задач
национальной экономики.
Поэтому актуальной
представляется цель данной курсовой работы - анализ особенностей налогообложения
организаций ЖКХ в Республике Беларусь, учитывая теоретические предпосылки, а
также выявление возможных направлений и методов его оптимизации.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
определить сущность и механизм
налогообложения;
рассмотреть понятие ЖКХ и его
роль в национальной экономике;
проанализировать особенности налогообложения
в Республике Беларусь и направления его улучшения.
Автор работы подтверждает, что
приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние
исследуемого вопроса, а все использованные в работе цитаты сопровождаются
ссылками на литературные источники.
Обширные функции современного
государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств,
наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней
обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы,
основным средством обеспечения которой являются налоги.
Основными элементами
налогообложения являются:
Налоги - это обязательные
платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно
изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта,
используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Налогообложение - это процесс
установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их
ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц,
облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) -
это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога - это предмет,
действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так
далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога - это доход
субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из
которого уплачивается налог.
Налоговая база - это часть
объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и
служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка - это величина
налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах,
либо в твердых суммах.
Налоговая нагрузка - это общая
величина налоговой суммы.
Налоговая льгота - это
предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей
не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими
налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога - это совокупность
действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или
во внебюджетный фонд.
Налоговая система государства - это
совокупность действующих в данном государстве существенных условий
налогообложения.
Сущность налогов выражается в
отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и
отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на
общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они
не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим
лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение
части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это
одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его
осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания [10, c.35].
Налогообложение в структуре
общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально
их можно свести к трем основным функциям:
1) фискальная -
обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу
государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода,
государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса
производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие
экономики в нужном направлении,
2) регулирующая - состоит
в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей
устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и
платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм
налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного
воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия
доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня
налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность
в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,
3) стимулирующая - ориентирует
налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради
достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы,
отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в
том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы
для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества.
Система налогообложения
государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
каждое лицо обязано уплачивать
законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается
плательщиком.
ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и
платежи.
налогообложение в Республике
Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной
безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической
и экономической стабильности.
допускается установление особых
видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в
зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом
и таможенным законодательством.
Принципы и задачи
налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в
себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления
Правительства РБ, нормативные правовые акты республиканских органов
государственного управления, органов местного управления и самоуправления,
регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система государства
складывается в результате его исторического развития под влиянием множества
факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических
показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура
прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют
политико-правовые факторы, определяющие распределение
хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов
государственной власти.
Налоговая система Республики
Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством
налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления
прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов
налогового контроля.
Множество объектов
налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными
классификационными признаками являются:
I. в
зависимости от каналов поступления различают:
1) республиканские или
общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании
государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет),
к которым относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических
лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных
ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные
сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд
автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные
сборы;
патентные пошлины.
2) местные или
региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей
территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
II. по
видам плательщиков:
взимаемые с юридических лиц,
взимаемые с физических лиц.
III. по
способу изъятия:
прямые - направлены на
имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым
относятся:
реальные - взимаются с
отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего
среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
земельный налог,
налог с объектов строений,
налог с владельцев транспортных
средств,
сельскохозяйственный налог.
личные - это налоги на
доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода
или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое
положение налогоплательщика. К ним относятся:
подоходный налог с населения,
налог на прибыль предприятий,
налог на прибыль иностранных
юридических лиц от деятельности на территории РБ,
налог на доходы.
косвенные - это платежи,
включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз - налог с оборота,
взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог на добавленную
стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина -
косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход
бюджета государства.
IV. по
объекту обложения:
1) платежи, уплачиваемые из
выручки от реализации:
НДС,
Акцизы,
Платежи по общему нормативу 3,9%
(сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
Налог на продажу в розничной
торговле,
Налог с продаж автомобильного
топлива,
Таможенные сборы.
2) платежи, включаемые в
себестоимость продукции, работ, услуг:
единый платеж от фонда оплаты
труда,
отчисления в Фонд социальной
защиты населения,
платежи за землю,
экологический налог,
отчисления в центральные
инновационные фонды,
сбор на содержание и размещение
отходов,
государственная пошлина.
3) платежи, уплачиваемые из
прибыли:
налог на недвижимость,
налог на доходы,
налог на прибыль,
транспортный сбор,
сбор на содержание и развитие
инфраструктуры города.
4) сборы, относимые
юридическими лицами на финансовый результат:
оффшорный сбор - объектом
налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту,
зарегистрированному в оффшорной зоне [10, c.47].
Одно из важнейших условий
стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение
устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата
налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований
в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том
числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих
органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой
экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и
граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее,
самого государства.
Возникла необходимость в
создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только
сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и
предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по
налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года
такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции
государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция
при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба
республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная
налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и
Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом
Президента РБ от 24.09.2001г. №516 "О совершенствовании системы
республиканских органов государственного управления и иных государственных
организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" Государственный
налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь.
В РБ к числу государственных
органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные
и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например,
органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов, решаемых
органами налогового администрирования, предопределяет содержание их
деятельности и функции.
Функции налоговых органов, их
права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов
изложены в Законе РБ "О государственной налоговой инспекции Республики
Беларусь".
Основные задачи налоговых
органов - это:
контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве,
обеспечение правильного
исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
обеспечение учета налогов,
разработка предложений по
совершенствованию налогового законодательства и организации работы
государственных налоговых органов,
осуществление валютного контроля
в пределах своей компетенции,
предупреждение, пресечение
правонарушений в сфере своей компетенции,
привлечение к ответственности
лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и
предпринимательстве,
подготовка налоговых соглашений с
другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами,
изучение опыта их работы,
издание методических указаний и
разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.
Налоговые органы используют
правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается деятельность,
которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе
нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и
разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные
действия.
Одним из важнейших институтов
налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как
контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов,
сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию
различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного
вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от
уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее
время в республике преобладает последующий контроль, применение которого
обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов
налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой -
по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт
государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и
налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою
главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные
с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о
налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными условиями осуществления
налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов.
В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу
исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на
камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические,
встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят
от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами. Следует
иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования -
обеспечение "собираемости" налогов - зависит не только и не сколько
от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде
всего возможностями самой экономики.
Таким образом, налогообложение
представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране,
определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга
юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Налогообложение в структуре
общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач: фискальная,
регулирующая, стимулирующая. Принципы и задачи налогообложения базируются на
налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты,
указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ и т.д. Налоговая
система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных
налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их
установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков,
налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.
Жилищно-коммунальное хозяйство (в
дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть
территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в
населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются
следующие подотрасли:
жилищное хозяйство и
ремонтно-эксплуатационное производство;
водоснабжение и водоотведение;
коммунальная энергетика (электро-,
тепло-, газоснабжение);
городской транспорт (автобус,
трамвай, троллейбус);
информационное хозяйство (кабельные
сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы
связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
внешнее городское
благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное
строительство;
санитарная очистка территорий (уличная
уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
зеленое хозяйство (озеленение
городов, цветоводство);
гостиничное хозяйство;
бытовое обслуживание (бани,
прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
уличное освещение [1, c.135].
К числу особенностей ЖКХ как
отрасли национальной экономики можно отнести:
сочетание производственных и
непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и
оказанием услуг;
особую социальную значимость,
усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны
потребителей;
сочетание коммерческих (ориентированных
на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
отрасль представлена как
естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и
отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и
услуг);
многообразие организационно-правового
статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица)
и форм собственности;
сочетание крупного (производство
энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
рассредоточение центров оказания
услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных
органов самоуправления;
особая значимость экологического
и санитарно-эпидемиологического контроля;
необходимость гарантированного
обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
многообразие потребителей (граждане,
их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к ЖКХ, его
развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни
людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
В настоящее время развитие
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее ЖКХ РБ) осуществляется
в рамках Национальной жилищной программы. Однако названная Программа не в
полной мере учитывает проблемы, стоящие перед отраслью, и экономические реалии
сегодняшнего дня. В связи с чем была выработана Концепция развития
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года,
предусматривающая перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного
функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и
развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Основная цель реформирования и
развития ЖКХ РБ в рамках данных документов - создание экономических, правовых и
организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего
развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на
повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения
населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением
затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.
Основными целями
функционирования ЖКХ РБ являются:
обеспечение и соблюдение
минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг
в области жилищно-коммунального обслуживания;
совершенствование системы
социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления
адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
дальнейшее совершенствование
системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей
участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации
граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат
по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных
помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых
домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и
коммунальных услуг;
совершенствование и оптимизация
структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;
финансовое оздоровление
организаций жилищно-коммунального хозяйства;
переход на формирование
договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального
обслуживания;
развитие инженерной
инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости
функционирования с привлечением инвестиций на эти цели.
Достижение целей и реализация
задач развития жилищно-коммунального хозяйства возможны только в условиях
радикального изменения хозяйственного механизма - перехода отрасли в режим
безубыточного функционирования.
Основной проблемой развития
жилищно-коммунального хозяйства в достижении данных целей и задач в перспективе
до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В
настоящее время на смену централизованному государственному управлению и
финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была
осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а
также путем приватизации гражданами значительной части государственного и
общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных
фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных
населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере
жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями,
техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по
фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в
аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг,
предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения
простого воспроизводства в отрасли [1, c.142].
Поэтому главным направлением
развития ЖКХ РБ является выработка подходов к решению задачи обеспечения
населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в
соответствии с нормативами социального стандарта в области
жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом субъектов хозяйствования,
осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в
перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли.
В связи с этим необходимо
осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между
производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения
системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и
перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к
оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты
малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества
обслуживания.
В настоящее время за счет
совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный
уровень возмещения затрат по основным видам услуг.
Основные усилия на ближайшую
перспективу (ориентировочно до 2012 года) должны быть сосредоточены на
рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного
фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без
существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня
возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет:
совершенствования системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством;
проведения демонополизации и
развития конкурентной среды;
внедрения энерго- и
ресурсосберегающих технологий;
дифференциации оплаты в
зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;
дальнейшего упорядочения системы
льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической
заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на
период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере
жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения
затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная
плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня
возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет
постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации
перекрестного субсидирования.
Учитывая экономическую ситуацию
на мировых рынках и в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные
процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные
услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня
возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения.
С учетом сложившейся ситуации
реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить конкуренцию подрядных
организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг,
конкуренцию в сфере управления недвижимостью за получение заказа от
собственника на управление жилищным фондом.
Вместе с тем должна оставаться
возможность сохранения в отрасли государственных организаций
жилищно-коммунального хозяйства в случаях:
если собственники жилых
помещений выбрали такую форму обслуживания недвижимого имущества;
при невозможности создания
конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (малые города,
городские поселки, сельская местность).
В настоящее время из-за
недостаточности объемов финансирования на развитие и обновление объектов
коммунального хозяйства продолжается их физическое и моральное старение,
увеличивается количество сооружений, эксплуатируемых с превышением
амортизационного срока и возрастает себестоимость коммунальных услуг, снижается
надежность, экономичность и безопасность их эксплуатации.
Основными проблемами в
коммунальной энергетике являются низкая техническая и экономическая
эффективность систем теплоснабжения и большие потери энергоресурсов при
транспортировке и использовании тепловой энергии.
В ходе реформирования ЖКХ РБ
предполагается:
осуществить передачу в
коммунальную собственность ведомственных котельных и тепловых сетей, объектов
водоснабжения и канализации, разработать оптимальные схемы управления системами
тепло-, водоснабжения, канализации, привести все объекты инфраструктуры в
надлежащее техническое состояние;
внедрить менее энергоемкое
оборудование и прогрессивные технологии, завершить оснащение источников и
потребителей приборами учета воды, тепла и регулирования тепловой энергии,
обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию коммунальных котельных с
переводом их на сжигание природного газа и местных видов топлива, ликвидацию
неэкономичных котлов и подвальных газовых котельных;
привести в порядок теплоизоляцию
тепловых камер и сетей с применением при строительстве и реконструкции
предварительно изолированных труб и внедрением блочных индивидуальных тепловых
пунктов, осуществить переход к частичной децентрализации теплоснабжения, в
первую очередь на селе.
Современное состояние
водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества
подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки
питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов
системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием
воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным
водопотреблением населения.
В целях выполнения Закона
Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З "О питьевом водоснабжении"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 50, 2/46) и
Государственной программы по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода",
утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января
2002 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,
№ 12, 5/9793), предполагается создать в районах (городах) организации
водопроводно-канализационного хозяйства с правом юридического лица. Осуществить
дальнейшее развитие и модернизацию действующих систем питьевого водоснабжения и
городской канализации, совершенствование организационных форм управления
водопроводно-канализационным хозяйством, снижение удельного водопотребления,
неучтенных расходов, непроизводительных потерь воды, обеспечив к 2015 году
развитие отрасли до среднеевропейского уровня.
Городской электрический
транспорт является экологически чистым, надежным, комфортным и экономичным в эксплуатации,
перспективным видом городского пассажирского транспорта с неоспоримыми
преимуществами перед другими его видами. На первом этапе предлагается
обеспечить его дальнейшее приоритетное развитие, довести ежегодное обновление и
восстановление подвижного состава городского электрического транспорта до
нормативного уровня, к 2011 году ликвидировать допущенное при этом отставание и
до 2015 года в соответствии с Концепцией развития транспортного комплекса
Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 27 мая 1997 г. № 589, внедрить городской электрический транспорт в
городах с населением свыше 100 тыс. человек.
В настоящее время состояние
дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих
транспортных потоков. Около четверти городских мостов и путепроводов имеют
габариты, не удовлетворяющие требования норм по интенсивности движения
транспорта, не выдерживается периодичность обследования и не в полном объеме
выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту. В жилой
застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не
позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их
уборке и вывозу коммунальных отходов. В некоторых населенных пунктах имеет
место дефицит ландшафтно-рекреационных территорий, специализированных парков,
недостаточные мощности и ассортимент древесно-кустарникового посадочного
материала в питомниках, а также зоны с неблагоприятной экологической ситуацией
и высоким уровнем загрязнения приземных слоев воздуха.
Необходимо осуществить поэтапное
повышение уровня освещенных и с усовершенствованным покрытием городских улиц и
дорог. В городах предлагается осуществить строительство подземных переходов и
многоуровневых паркингов с привлечением для этих целей внешних инвестиций. Реконструкцию
и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с
обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, гостевых
стоянок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, а также площадок
для выгула домашних животных. Увеличить площади крупных зеленых массивов (лесопарков,
парков), обладающих высокой экологической эффективностью.
Ежегодный объем образования
твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к его росту и изменению
морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены
планово-регулярной санитарной очисткой в городских населенных пунктах районы
частной и малоэтажной застройки. Более половины имеющихся полигонов для
размещения коммунальных отходов имеют ограниченный срок эксплуатации и не
соответствуют современным природоохранным требованиям. Оснащенность организаций
жилищно-коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины
из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов
оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и
мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных
комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в
хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема.
Таким образом, необходимо
охватить планово-регулярной санитарной очисткой и полигонами (площадками
временного складирования) для размещения коммунальных отходов все городские и
сельские населенные места, садоводческие товарищества, снизить затраты на сбор,
вывоз и обезвреживание коммунальных отходов путем оптимизации схем санитарной
очистки и развития конкурентной среды с привлечением на конкурсной основе к
оказанию данных услуг организаций негосударственной формы собственности. До
2010 года довести обновление специальной коммунальной техники и контейнеров до
нормативного уровня и обеспечить строительство объектов сортировки и
переработки коммунальных отходов в областных центрах и г. Минске с применением
прессования балластной части отходов и других технологий.
Совместно с Минторгом и
Белкоопсоюзом необходимо расширить систему закупок (заготовок) отходов,
относящихся к вторичному сырью, у населения и организаций за счет средств
производителей и импортеров товаров, упакованных в стеклянную, пластмассовую и
бумажную тару, с увеличением использования коммунальных отходов в качестве
вторичного сырья.
Страницы: 1, 2
|