На завершающем этапе
реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагается, что действующие
тарифы будут составлять 100 процентов затрат, включая источники расширенного
воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений.
Сохранение всех источников
финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения
до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства
создает предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных
услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их
оказанию.
Сложившийся уровень цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на современном этапе и
соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и
стимулы по экономии потребляемых услуг.
Сложившиеся экономические
отношения в жилищной сфере позволили сформировать частный жилищный фонд, в том
числе путем проведения его приватизации и увеличения строительства жилых
помещений за счет средств граждан. Около 80 процентов жилищного фонда находится
в частной собственности. В настоящее время завершается этап льготной
приватизации занимаемых гражданами жилых помещений. Сформировался вторичный
рынок жилых помещений, который позволяет населению решать свои жилищные
проблемы без помощи государства. В результате, очередь на улучшение жилищных
условий уменьшилась на 200 тыс. семей по сравнению с 1990 годом.
Во исполнение постановления
Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 972 "О
передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность"
(Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики
Беларусь, 1997 г., № 21, ст.772) в 1997-2002 годах в коммунальную собственность
принято 16615,1 тыс. кв. метров общей площади ведомственных жилых помещений. Завершается
восстановление и приведение в технически исправное состояние практически
разрушенного жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков,
оставленных после вывода войск Российской Федерации, а также городков,
переданных Вооруженными Силами Республики Беларусь и взятых на баланс
организаций жилищно-коммунального хозяйства. В результате проведения единой
технической политики и повышения качества оказания коммунальных услуг уровень
обслуживания в принятом жилищном фонде достиг среднереспубликанских показателей.
При этом источники финансирования остались прежними, а основные работы
выполняются за счет внутреннего перераспределения средств.
Проводится работа по
упорядочению платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги,
осуществлен переход к оплате за общую площадь жилого помещения. Государством
гарантирован социальный стандарт (20 кв. метров общей площади) оплаты жилых
помещений по установленным ставкам (тарифам). Введен механизм адресной
социальной защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных
субсидий.
Проявившаяся в условиях
дестабилизации экономики острая нехватка бюджетных средств вызвала
необходимость поиска новых подходов к решению проблем обслуживания и ремонта
жилищного фонда. С принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №
135-З "О совместном домовладении" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу
Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 7, ст.88) у граждан появилась возможность
выбора способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения.
Вместе с тем в жилищном
хозяйстве не удалось добиться полноценных договорных отношений, несмотря на то,
что в полной мере их регламентирует постановление Кабинета Министров Республики
Беларусь от 15 сентября 1995 г. № 514 "Об утверждении Примерного договора
между местным исполнительным комитетом и жилищно-эксплуатационным, коммунальным
предприятием (объединением, организацией) на выполнение работ по эксплуатации и
ремонту жилищного фонда и предоставления населению коммунальных услуг" (Собрание
указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995
г., № 26, ст.651).
Возложение на организации
жилищно-коммунального хозяйства несвойственных им функций и неспособность
местных исполнительных и распорядительных органов выполнять договорные
обязательства привели к фактическому отходу от выполнения в полном объеме
необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Совмещение функций
собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и
обслуживанию этого фонда приводит к отсутствию стимулов для повышения эффективности
управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта.
В связи с этим необходимо
осуществить разделение функций и договорных отношений между собственниками
жилищного фонда (или организацией, им уполномоченной), организациями
жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями.
Одним из главных направлений
дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства является
создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования
содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на
жилищно-коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой
малообеспеченных граждан.
В настоящее время недостаточное
финансирование, несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальном
хозяйстве обуславливают отсутствие экономического интереса в создании
товариществ собственников жилья, что снижает перспективы развития конкуренции
по его обслуживанию. Административные методы в управлении жилищно-коммунальным
хозяйством не дали должного эффекта при переводе жилищно-эксплуатационных
организаций на самостоятельный баланс с правом юридического лица.
К 2013 году предполагается
осуществить переход от модернизации отдельных жилых домов к комплексной
реконструкции жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), обеспечивая при
этом выбор наиболее эффективных решений, создание зон энергоэффективной
эксплуатации жилых помещений.
К 2011 году предполагается
осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом
на конкурсной основе. Собственник жилищного фонда обязан заключать с
организацией жилищно-коммунального хозяйства либо организацией, осуществляющей
эксплуатацию жилищного фонда, договор на управление жилищным фондом в форме
возмездного оказания услуг. Для обеспечения равных условий организациям
различных форм собственности для управления коммунальным жилищным фондом
необходимы изменения существующих правоотношений.
Развитие конкуренции в
управлении жилищным фондом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг создаст
предпосылки для последующей приватизации организаций жилищно-коммунального
хозяйства. Первым этапом такой приватизации должно стать акционирование
указанных организаций в соответствии с постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 45 "О мерах по повышению
эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и
социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 9, 5/11814)
(в 2003 году - не менее 20 процентов в каждой области и 30 процентов в г. Минске,
в 2004 году - не менее 50 процентов с окончанием данной работы в 2005 году). При
этом контрольные пакеты акций должны сохраниться в собственности государства.
Дальнейшее развитие
научно-технического потенциала жилищно-коммунального хозяйства будет
осуществляться за счет:
разработки и внедрения
эффективных технологий, коммунальных машин и оборудования, совершенствования
городского электрического транспорта, создания экономичного теплотехнического
оборудования, работающего на местных видах топлива, автоматизированных систем
управления на базе микропроцессорной техники и современных средств связи с
привлечением для этих целей, кроме выделяемых средств из республиканского
бюджета, средств централизованного инновационного фонда республиканского органа
государственного управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства,
облисполкомов, Минского горисполкома;
дополнения государственной
научно-технической программы "Городское хозяйство" заданиями, направленными
на проведение экономической и научно-технической политики в
жилищно-коммунальном хозяйстве, с привлечением для их выполнения ведущих
научно-исследовательских, академических институтов и научных организаций
республики на конкурсной основе;
изыскания методов и средств,
обеспечивающих повышение надежности и долговечности объектов
жилищно-коммунального хозяйства, освоения новой конкурентоспособной продукции,
работ и услуг, позволяющих наращивать экспортные поставки и расширять рынки
сбыта выпускаемой продукции;
продолжения
научно-исследовательских работ совместно с заинтересованными органами
государственного управления и научными организациями по выработке рекомендаций,
связанных с экологической безопасностью при эксплуатации инженерных
коммуникаций, защитой населения при оказании коммунальных услуг в районах,
подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
проведения работы по разъяснению
и пропаганде мероприятий, направленных на развитие и реформирование жилищно-коммунального
хозяйства, путем ответов на вопросы во время встреч с трудовыми коллективами,
населением и публикации в печатных изданиях, в том числе отраслевых журналах
"Вода", "Городское хозяйство", газете "Строительство и
недвижимость", использования рекламы, регулярного информирования через
службы новостей средств массовой информации;
внедрения новых информационных
технологий и технических средств на всех уровнях управления
жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе компьютерных систем расчета
жилищно-коммунальных платежей как элемента информационного обеспечения
населения, а также использования возможности сети Интернет.
Таким образом,
жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и
важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия
жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное
благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и
других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и
социальный климат в населенных пунктах. Основными целями функционирования ЖКХ
РБ являются: обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального
стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального
обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем
упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на
эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование
жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника
жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков в финансировании в
многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанным с
эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования,
конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых
территорий (далее - за техническое обслуживание) и коммунальных услуг; совершенствование
и оптимизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством; финансовое
оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства; переход на
формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере
жилищно-коммунального обслуживания; развитие инженерной инфраструктуры
населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с
привлечением инвестиций на эти цели.
Основные направления
реформирования данного сектора экономики должны включать: совершенствования
системы управления жилищно-коммунальным хозяйством; проведения демонополизации
и развития конкурентной среды; внедрения энерго- и ресурсосберегающих
технологий; дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения
жилых помещений; дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной
направленности, выделяемых на эти цели средств.
Налог на прибыль, налог на
доходы организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
уплачивается плательщиками этих налогов, имеющими отдельный баланс и текущий (расчетный)
либо иной банковский счет, исполняющими в установленном законодательством
порядке налоговые обязательства, ежемесячно не позднее 22-го числа месяца,
следующего за отчетным.
В соответствии с подп.24.6
Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль,
утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (в ред. от 30.01.2006 №
16), у организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций),
общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских
государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций,
созданных согласно законодательству, в состав внереализационных доходов для
целей налогообложения не включаются:
вступительные, паевые и членские
взносы в размерах, предусмотренных уставами;
имущество и денежные средства,
безвозмездно полученные от юридических и физических лиц РБ и использованные по
целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не
по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое
назначение этого имущества и денежных средств не определено передающей
стороной, они используются на выполнение задач, определенных уставами
общественных и религиозных организаций (объединений), иных некоммерческих
организаций, созданных в соответствии с законодательством, учредительными
документами организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций) [9, c.12].
Полученная организацией ЖКХ
сумма дохода используется на проведение профилактических мероприятий по
подготовке системы отопления к зимнему периоду, поверку приборов учета, иные
работы, связанные с содержанием жилфонда коммуникаций. То есть эти денежные
средства используются по целевому назначению и, следовательно, в состав
внереализационных доходов для целей налогообложения включаться не должны.
Организации ЖКХ ежемесячно не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые
органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на
прибыль, налогу на доходы, а также другие необходимые документы и сведения,
связанные с налогообложением, определенные налоговым законодательством.
Уплата налога на прибыль за
полугодие указанными организациями производится исходя из выручки, полученной
от реализации услуг, оказания работ, за исключением налогов и отчислений,
уплачиваемых из выручки, и плановых затрат на производство.
Организации ЖКХ представляют в
налоговые органы по месту постановки на учет в двух экземплярах расчеты
плановой суммы налога на прибыль, а в случае изменения плана прибыли и суммы
налога - в пятидневный срок уточненную налоговую декларацию
Формы налоговых деклараций (расчетов)
по налогу на прибыль и налогу на доходы, документов, необходимых для предоставления
налоговых льгот, устанавливаются Министерством по налогам и сборам.
Министерство по налогам и сборам
дает разъяснение о порядке и сроках уплаты налога на прибыль и налогов на
доходы.
Если срок представления налоговых
деклараций (расчетов) по налогам или срок уплаты налогов приходится на
государственный праздник или праздничный день, установленный и объявленный
Президентом Республики Беларусь нерабочим днем, либо на выходной день, этот
срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или
праздничного дня.
В соответствии с
законодательством Республики Беларусь предусматривается льготный порядок обложения
налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) доходов организаций ЖКХ по оказываемым
физическим лицам жилищно-коммунальным и эксплуатационным услугам. Указанная
льгота является одной из первых, закрепленных в налоговом законодательстве.
В настоящее время виды работ (услуг),
в отношении которых применяется освобождение, определены Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 "О некоторых вопросах
обложения налогом на добавленную стоимость" (далее - Указ № 138), который
распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Указом № 138 установлено, что на
территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС доходы по
реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых
физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию
жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих
услуг физическим лицам, согласно приложению 2 к данному Указу (Перечень
жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам,
обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются
от обложения налогом на добавленную стоимость; далее - Перечень).
К эксплуатационным услугам в
целях применения норм Указа № 138 относятся услуги по эксплуатации жилищного
фонда, инженерных систем, оборудования в жилищном фонде в соответствии с
требованиями технических нормативных правовых актов.
При применении терминов и
определений, упоминаемых в Перечне, используются нормы и положения Жилищного
кодекса Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября
2005 г. № 565 "О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений"
(с изменениями и дополнениями; далее - Указ № 565), Государственного стандарта
Республики Беларусь СТБ 1154-99 "Жилище. Основные положения", Положения
о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к
категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля
2006 г. № 454 (далее - Положение № 454), Инструкции о порядке оплаты населением
жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24 мая 2004 г. № 13 (с
изменениями и дополнениями) и других нормативно-правовых актов (в том числе
технических нормативно-правовых актов).
Так, в соответствии со статьей
28 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - Жилищный кодекс) платой за
коммунальные услуги признается плата за горячее и холодное водоснабжение,
канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, лифты, вывоз и
обезвреживание твердых бытовых отходов, другие услуги.
По ряду упомянутых в Перечне
услуг для целей применения освобождения имеет значение отнесение здания, в
котором проживают физические лица - потребители жилищно-коммунальных и
эксплуатационных услуг, к объекту жилищного фонда в соответствии с законодательством
и согласно имеющимся на такое строение документам, так как Перечнем
предусматривается их оказание без обложения НДС только на объектах жилфонда. Как,
например, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание наружных и
внутридомовых инженерных систем и оборудования жилых домов, в том числе
холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, газо - и
электроснабжения (п.11 Перечня), установка (монтаж), наладка, ремонт и
техническое обслуживание, подготовка к поверке и поверка индивидуальных и групповых
приборов учета расхода воды, природного и сжиженного газа, электрической и
тепловой энергии, систем регулирования тепловой энергии в жилищном фонде (п.12
Перечня), ремонт и обслуживание кодово-домофонных систем в жилищном фонде (п.21
Перечня) и др.
Согласно Жилищному кодексу
жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь
независимо от форм собственности. Жилищный фонд состоит из государственного и
частного жилищных фондов.
В соответствии с подпунктом 1.3
пункта 1 Указа № 565 жилые помещения входят в состав государственного и
частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной
регистрации в установленном законодательством порядке.
Таким образом, в целях отнесения
объектов к объектам жилищного фонда следует руководствоваться документами,
выданными в отношении данного объекта территориальными организациями по
государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
В отношении специальных жилых домов (домов-интернатов для ветеранов, инвалидов
и престарелых и т.д.) также следует руководствоваться решениями районных,
городских, районных в городе, поселковых, сельских исполнительных и
распорядительных органов об отнесении жилого помещения к определенному виду
специальных жилых помещений.
Вместе с тем первоочередное
значение для обоснования правомерности применения льготы согласно Перечню имеет
факт потребления оказываемых услуг физическими лицами. При этом не имеет
значения, зарегистрировано ли здание, помещение, в котором проживает гражданин,
в качестве жилого либо нет. В силу определенных жизненных обстоятельств
гражданин может не проживать в доме либо квартире, относящихся к
государственному либо частному жилищному фонду. Так, он, помимо общежития,
может проживать в доме-интернате, детском доме, интернате-гимназии, доме
ребенка, специальном лечебно-воспитательным учреждении, обеспечивающем
содержание и воспитание детей и т.п., но при этом не перестает быть
потребителем жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, многие граждане имеют в
собственности садовые и дачные домики, являются членами гаражных кооперативов,
где также потребляют соответствующие виды услуг на собственные потребности.
К таким услугам в соответствии с
Перечнем относятся услуги водоснабжения, услуги канализации, услуги теплоснабжения
на отопление и подогрев воды, услуги по электроснабжению, услуги по снабжению
природным и сжиженным газом, услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых и
жидких бытовых отходов [9, c.37].
В целях упрощения порядка
применения рассматриваемой льготы и во избежание усложнения расчета сумм налога
организациям ЖКХ предоставлено право не разделять объем реализуемых услуг,
приходящихся на здания учреждений, в которых располагаются одновременно жилые
комнаты (спальные места), а также различного рода подсобные, вспомогательные и т.п.
помещения, используемые для обеспечения жизнедеятельности граждан, деятельности
данного учреждения, эксплуатации здания, на облагаемую и не облагаемую НДС
части, что не противоречит нормам Указа № 138. Исключение составляют случаи,
если часть помещений учреждения используется не по их прямому назначению, то
есть не для обеспечения деятельности данного учреждения, а используется для
предпринимательской деятельности, либо сдается внаем другому субъекту
хозяйствования. В таких случаях в стоимость услуг, приходящихся на такие
помещения, в обязательном порядке включается НДС.
Поименованные в Перечне
жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги при их реализации стационарным
учреждениям социального обслуживания (в том числе дома-интернаты) фактически
потребляются проживающими в них физическими лицами, а также используются на их
нужды в целях выполнения данными учреждениями возложенных на них задач. Следовательно,
применение льготы при реализации указанных в данной ситуации и поименованных в
Перечне услуг учреждениям социального обслуживания с обеспечением проживания
физических лиц не противоречит действующему законодательству. Необходимость в
наличии решений местных исполнительных и распорядительных органов о включении
жилых помещений данных стационарных учреждений в категорию специальных жилых
помещений в целях применения указанного освобождения отсутствует.
Объем услуг, приходящийся при
этом на площади, на которых располагаются кабинеты директора, бухгалтерии,
помещение кассы, гаражи, где паркуются специальные автомобили, также
освобождается от обложения НДС, если указанные помещения входят в состав
учреждения социального обслуживания и по своему назначению не используются
иначе как для обеспечения деятельности данного учреждения.
На территории Республики
Беларусь освобождаются от обложения НДС доходы по реализации
жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в
том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и
иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
Услуги по электро - и
теплоснабжению, при их реализации учреждениям образования с обеспечением
проживания физических лиц (детские дома, школы-интернаты, интернаты-гимназии) фактически
потребляются проживающими в них физическими лицами, а также используются на их
нужды в целях выполнения данными учреждениями образования возложенных на них
задач.
Организации ЖКХ, поставщик
коммунальных услуг имеет право на применение освобождения от обложения НДС оборотов
по реализации таких услуг в отношении учреждений образования и помещений,
предназначенных для обеспечения жизнедеятельности проживающих, а также
организация-поставщик коммунальных услуг имеет право на применение освобождения
от обложения НДС оборотов по реализации таких услуг, приходящихся на все
расположенные в указанном здании помещения. Вместе с тем при расположении
учебных классов, спортзала в отдельно стоящем здании, льгота в отношении
оборотов по реализации услуг по теплоснабжению, отпускаемых на это здание, не
применяется.
Если услуги ЖКХ реализуются
учреждениям, предназначенным для сезонного (кратковременного) пребывания
граждан (например, гостиница, лагерь отдыха, детский сад, больница), льгота по
НДС в таких случаях не применяется.
Если квартира в многоквартирном
жилом доме выведена из состава жилого фонда, поскольку собственником принято
решение, допустим, расположить на данной площади компьютерный салон, либо
квартира сдается в аренду под офис организации и т.п., услуги ЖКХ отпускаются в
таком случае с включением в их стоимость НДС.
При наличии выполняемых
организациями работ, поименованных в Перечне, применение освобождения от НДС в
отношении оборотов по их реализации правомерно.
Организациям предоставляются
льготы по уплате НДС при выполнении платных услуг по техническому обслуживанию
теплоприборов (содержание приборов учета тепловой энергии в технически
исправном состоянии, снятие приборов на поверку и установка после поверки,
пусконаладка) организациям, на балансе у которых находятся жилые дома,
общежития в соответствии с пунктом 12 Перечня, который включает установку (монтаж),
наладку, ремонт и техническое обслуживание, подготовку к поверке и поверку
индивидуальных и групповых приборов учета расхода воды, природного и сжиженного
газа, электрической и тепловой энергии, систем регулирования тепловой энергии в
жилищном фонде.
При возникновении затруднений по
отнесению выполняемых работ к поименованным в Перечне за разъяснениями надлежит
обращаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Все чаще функция оплаты
поставщикам приобретенных жилищно-коммунальных услуг возлагается на
товарищества собственников, жилищно-строительные кооперативы. Периодически у
того или иного товарищества, кооператива по ряду различных причин возникает
вопрос о налогообложении вознаграждения, получаемого ими за сбор платежей за
коммунальные услуги с населения.
В связи с этим следует отметить,
что согласно нормам Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII
"О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями; далее
- Закон о НДС) вознаграждение, получаемое кооперативом, товариществом за сбор
платежей за коммунальные услуги с населения по поручению поставщика
коммунальных услуг (в соответствии с заключенными договорами), является
объектом обложения НДС по ставке 20%. Освобождения от НДС сумм полученного
комиссионного вознаграждения законодательством не предусмотрено. Кроме того,
полученные суммы вознаграждения являются объектом для исчисления и уплаты сбора
в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки.
Для правильного определения сумм
налога, подлежащих уплате в бюджет, имеет значение определение объектов,
подлежащих отражению в составе освобождаемых, облагаемых НДС, в налоговой
декларации (расчете) по НДС.
Доходы, полученные организацией
ЖКХ от жильцов в оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг, не отражаемые
на счетах реализации данной организации, не являются объектом обложения НДС у
данной организации и, следовательно, не указываются в налоговой декларации (расчете)
по НДС. Поступившая оплата от жильцов за жилищно-коммунальные услуги,
отражаемая через счета реализации (услуги теплоснабжения мощностями котельной
организации, отчисления на капремонт и техобслуживание), включается в объект
обложения НДС и, следовательно, отражается организацией по строке 8 налоговой
декларации (расчета) по НДС в составе освобождаемых оборотов.
Особенностью 2007 г. и
предыдущих лет, определенной статьей 8 "Увеличение налоговой базы при
реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав" Закона о НДС,
являлось то, что суммы, получаемые по освобождаемым оборотам, не увеличивали
налоговую базу по ним и соответственно не отражались в строке 8 налоговой
декларации (расчета) по НДС.
Согласно новой редакции норм
статьи 8 Закона о НДС в 2008 г. такая особенность исключена, что означает
изменение порядка отражения полученных сумм в налоговой декларации (расчете) по
НДС.
Так, в 2010 г. освобождаются от
налога согласно подпункту 5.2 пункта 5 статьи 3 Закона о НДС, увеличивают
налоговую базу по освобождаемым оборотам и соответственно отражаются в
налоговой декларации (расчете) по НДС доходы:
полученные за реализованные
освобождаемые объекты сверх цены их реализации;
иначе связанные с оплатой
реализованных освобождаемых объектов;
полученные в виде санкций за
нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров на реализацию
освобождаемых объектов.
Новый порядок применяется в
отношении сумм увеличения, полученных с 1 января 2008 г, и не зависит от того,
в налоговой декларации за какой год (2008 г. или 2009 г) отражена налоговая
база по освобождаемым оборотам по реализации объектов.
Отражение сумм увеличения
налоговой базы по освобождаемым оборотам в налоговой декларации (расчете) по
НДС означает участие этих сумм в определении удельного веса, принимаемого для
распределения налоговых вычетов. Исключение составляют суммы, полученные в виде
санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
В соответствии с нормами статьи
8 Закона о НДС налоговая база, определенная в соответствии со статьей 7
указанного Закона, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы,
услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с
оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (до 1 января
2008 г. - за исключением операций, освобожденных от налогообложения).
Также следует обратить внимание
на применение норм статьи 8 Закона о НДС в отношении сумм субсидий, выделяемых
из бюджета.
Полученные в 2009 г. субсидии на
покрытие разницы в тарифах по оказанию услуг, обороты по реализации которых
освобождаются от НДС, на основании статьи 8 Закона о НДС увеличивают налоговую
базу по освобождаемому обороту и влияют на определение удельного веса,
принимаемого для распределения налоговых вычетов. Суммы налога по объектам,
приобретенным за счет таких субсидий, подлежат распределению в порядке,
установленном статьей 15 Закона о НДС, без применения норм подпункта 7.3 пункта
7 статьи 16 Закона о НДС. Полученные в 2009 г. субсидии на покрытие убытков (на
финансирование затрат) при оказании услуг, обороты по реализации которых
освобождаются от НДС, не увеличивают налоговую базу по освобождаемому обороту,
не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС и, следовательно, не
влияют на определение удельного веса, принимаемого для распределения налоговых
вычетов. Суммы налога по объектам, приобретенным за счет таких субсидий,
подлежат распределению в порядке, установленном статьей 15 Закона о НДС. Определенная
по результатам распределения сумма налога, приходящаяся на освобождаемый
оборот, вместе с затратами на оказание освобождаемых услуг покрывается за счет
выделенной из бюджета субсидии, что означает выполнение требований нормы
подпункта 7.3 пункта 7 статьи 16 Закона о НДС.
Плательщикам, получающим
субсидии как на покрытие разницы в тарифах, так и на покрытие убытков (на
финансирование затрат), необходимо обеспечить раздельный учет таких субсидий,
поскольку порядок отражения их в налоговой декларации (расчете) по НДС различен.
Размер уплачиваемых
организациями ЖКХ обязательных страховых взносов в ФСЗН зависит от того, чем
будет признан полученный ими доход.
Так, организации ЖКХ, не имеющие
доходов от коммерческой деятельности, уплачивают взносы в ФСЗН в следующем
размере (см. ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных
страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь", в ред. от 28.07.2003 № 232-3** (далее
- Закон № 138-XIII)):
на случай достижения пенсионного
возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) - 5%;
на случай временной
нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком
до достижения им возраста 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня
в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти
застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) - 6%.
Кроме того, на случай достижения
пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) из
заработной платы наемных работников организации удерживаются взносы в размере
1%.
Таким образом, общий размер
взносов для организаций ЖКХ, не осуществляющих коммерческой деятельности,
составляет 12% (5 + 6 + 1).
Если же суммы полученного
организацией ЖКХ дохода признать доходами от хозяйственной деятельности, то
размер взносов в ФСЗН будет составлять на случай достижения пенсионного
возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) 29%. То есть
общий размер страховых взносов увеличится до 36% (29 + 6 + 1). В результате
сумма взносов в ФСЗН может превысить доход в несколько раз.
Следует отметить, что налог на
землю в 2010 г. будет уплачиваться организациями жилищно-коммунального
хозяйства по установленным Правительством Республики Беларусь тарифам и в
установленном порядке при условии получения ими субсидий из городского бюджета
на возмещение части затрат понесенных ими на оказание жилищно-коммунальных
услуг населению.
Таким образом, организации
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь уплачивают налог на
прибыль, налог на доходы. В соответствии с законодательством Республики
Беларусь предусматривается льготный порядок обложения налогом на добавленную
стоимость доходов организаций ЖКХ (полная ставка) по оказываемым физическим
лицам жилищно-коммунальным и эксплуатационным услугам. Указанная льгота
является одной из первых, закрепленных в налоговом законодательстве страны. Налог
на землю уплачивается на общих основаниях. Взнос в фонд поддержки сельхозпроизводителей
с 2010 г. был упразднен и поэтому доходы организаций жилищно-коммунального
сектора данным налогом не облагаются.
Таким образом, налогообложение
представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране,
определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга
юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Налогообложение в структуре
общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач: фискальная,
регулирующая, стимулирующая. Принципы и задачи налогообложения базируются на
налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты,
указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ и т.д. Налоговая
система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных
налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их
установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков,
налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.
Жилищно-коммунальное хозяйство
представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной
инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего
комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность
услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние
здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. Основными
целями функционирования ЖКХ РБ являются: обеспечение и соблюдение
минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг
в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы
социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления
адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее
совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы,
предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена
организации граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах
доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом
вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов,
инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее - за
техническое обслуживание) и коммунальных услуг; совершенствование и оптимизация
структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством; финансовое оздоровление
организаций жилищно-коммунального хозяйства; переход на формирование договорных
отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального
обслуживания; развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов,
обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением
инвестиций на эти цели.
Основные направления
реформирования данного сектора экономики должны включать: совершенствования
системы управления жилищно-коммунальным хозяйством; проведения демонополизации
и развития конкурентной среды; внедрения энерго - и ресурсосберегающих
технологий; дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения
жилых помещений; дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной
направленности, выделяемых на эти цели средств.
Организации
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь уплачивают налог на
прибыль, налог на доходы. В соответствии с законодательством Республики
Беларусь предусматривается льготный порядок обложения налогом на добавленную
стоимость доходов организаций ЖКХ (полная ставка) по оказываемым физическим
лицам жилищно-коммунальным и эксплуатационным услугам. Указанная льгота
является одной из первых, закрепленных в налоговом законодательстве страны. Налог
на землю уплачивается на общих основаниях. Взнос в фонд поддержки
сельхозпроизводителей с 2010 г. был упразднен и поэтому доходы организаций
жилищно-коммунального сектора данным налогом не облагаются.
8.
Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам
налогообложения в 2009 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по
Гродненской области. - Гр., 2009.
9.
Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В. Авдеенко,
И.С. Андреюк, М.О. Григорчук и др. - Мн.: УП "Светоч", 2009. - 352с.
10.
Налоги: Учебник/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василеская и др.; Под общ.
ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 368с.
11.
Пчелинцева Л.М. Жилищные льготы. М.: "Инфра", 2006. - 187с.
12.
Радыгин В. Технический взгляд на приватизацию в странах Запада. М.:
"Эко", 2008., №3, с.53-57.
13.
Соловьев В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой
сервиса в условиях становления рыночных отношений. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени доктора экономических наук. Спб: СпбТИС., 2007.
14.
Стародубовская И. Логика жилищной реформы. М.: "Эко"., 2009.,
с.11-13.
15.
Тахи-Заде Ф.Г. Тарифная политика как основа реформирования
жилищно-коммунального хозяйства. М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство".,
2010., №1.