бесплатные рефераты

Налогообложение и учет расчетов по налогам и сборам в ОАО "Акр-Агро" Свислочского района Гродненской области

При определении месячного дохода, получаемого по месту основной работы, в него включатся только те доходы, которые приходятся на этот месяц (за который они начислены, а не в котором происходит их начисление). Доходы других периодов (как предыдущих, так и будущих), например больничный, отпуска, относятся к доходам того месяца, за которой они начисляются. Исключение составляют суммы премий, вознаграждений любого характера и периодичности, а также, суммы индексаций, которые включаются в доход того месяцу, в котором они начислены и выплачиваются и в котором, соответственно, с них должен быть удержан подоходный налог. Еще одной отличительной чертой применения стандартных налоговых вычетов с 1 января 2009 г. является то, что их размеры больше не привязаны к базовой величине - в отношении них Законом установлены конкретнее размеры.

Так, плательщикам, имеющим детей и иждивенцев, такой вычет предоставляется в размере 70 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца, а категориям плательщиков, перечисленным в подп.1.3 п.1 ст.13 Закона, - в размере 350 000 руб. в месяц. При этом для целей получения этих стандартных налоговых вычетов размер полученного за месяц дохода значения не имеет. В случае, если физическое лицо является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, опекуном или попечителем, а также имеет трех и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, стандартный налоговый вычет применяется в размере 140 000 руб. на каждого ребенка в месяц. Плательщикам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп.1.3 п.1 ст.13 Закона, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере, не превышающем 10 базовых величин за каждый месяц налогового периода. Так, при изменении размера базовой величины в сторону увеличения размер стандартного налогового вычета увеличится на сумму разницы, образующейся между новым (увеличенным) 10-кратным размером базовой величины и суммой 350 000 руб.

ОАО "Акр - Агро" предъявляет поручение в банк, а банк, соответственно, перечисляет в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога с доходов физических лиц не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов нанимателей в банке причитающихся работникам сумм, а также при получении денежных средств на выплату премий и вознаграждений любого характера и периодичности. При недостаточности на счете финансовых средств, необходимых для оплаты труда и выплаты других доходов и для одновременного перечисления в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, налог перечисляется в размере пропорционально остатку денежных средств на счете, о чем делается запись учреждением банка в платежном поручении на перечисление налога в бюджет. В любых случаях подоходный налог, перечисляемый юридическими лицами, не может быть меньше минимального размера величины подоходного налога, подлежащего перечислению в бюджет. Такое требование определено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 1181 "Об установлении минимального размера величины подоходного налога, подлежащего перечислению в бюджет".


3.2 Контроль финансовых органов и санкции за нарушение налогового законодательства


Налоги являются обязательными платежами, которые субъекты экономической деятельности и граждане уплачивают из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, устанавливаемым в законодательном порядке. В условиях сокращения налогового бремени все-таки необходимо обеспечить поступления в бюджет в полном объеме, чему может способствовать повышение уровня собираемости налогов. Правильно организованная проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам в современных условиях может обеспечить надежный фундамент стабильных поступлений в казну государства.

Такие проверки чаще всего проводятся специалистами Министерства по налогам и сборам, Таможенного комитета и Комитета Государственного контроля в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124, Таможенного комитета в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.11.2002 № 97.

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам состоит в установлении соблюдения налогового законодательства Республики Беларусь.

Основными задачами, которые необходимо решить в ходе проверок, является контроль за:

правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, таможенных и иных платежей, пеней (налогов);

полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, также имущества, на которое обращено взыскание неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней, примененных экономических санкций;

выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере налогового законодательства;

принятием мер по обеспечению взыскания в бюджет доперечисленных в ходе проверок налогов, пеней, примененных экономических санкций, возложенных административных штрафов; соблюдением законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь в области налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь.

Источниками информации для выполнения поставленных целей и задач проверки являются: учредительные документы, свидетельство о присвоении УНН, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету доходов от реализации товаров (работ, услуг), регистр расходов по производству товаров (работ, услуг), регистр доходов от внереализационных операций, регистр внереализационных расходов, регистр расчетных корректировок, книга покупок, накладные, бухгалтерские справки-расчеты, выписки банка и приложенные к ним, платежные инструкции по расчетам с бюджетом, журнал-ордер № 8 АПК, счета-фактуры СФ-1, налоговые декларации, сроки и порядок проведения сверки расчетов с налоговыми и таможенными органами и др.

Проверка осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и 68 "Расчеты по платежам в бюджет".

В процессе осуществления проверки расчетов по платежам в бюджет устанавливается:

своевременность постановки на налоговый учет;

открытие (закрытие) счетов в банке;

своевременное получение необходимых документов (лицензий, сертификатов, лимитов и т.п.);

правильность формирования налогооблагаемой базы: облагаемый оборот для исчисления НДС; остаточная стоимость объектов ОС; фонд оплаты труда (ФСЗН); прибыль и финансовый результат; доходы работников;

правильность отражения поступившей выручки за реализованную продукцию (работы, услуги), проверяется ведомость переоценки объектов ОС и балансовая их стоимость;

правильность включения выплат в ФОТ и предоставления льгот;

своевременность исчисления налогов, предоставление деклараций в налоговые органы;

своевременность и полнота перечисления в бюджет налогов, представления сведений в налоговые и статистические органы.

Далее осуществляется проверка соблюдения определения видов налогов, пошлин и сборов в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности и их источниками (выручка, себестоимость, прибыль, доходы физических лиц и т.д.).

Затем осуществляется контроль правильности определения объектов налогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, налоговых кредитов, определения ставок налогов в зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.

На основании сформированной информации анализируется правильность исчисления и своевременность осуществления расчетов по налогам и налоговым кредитам, в том числе по соблюдению своевременности предоставления отчетности и других обязательных сведений в ИМНС.

В ходе проверок организаций контролирующими органами и аудиторами выявляются различные нарушения, которые оформляются актом. Результаты проверок, в ходе которых не установлено нарушений законодательства, оформляются справками. По результатам проверки делаются соответствующие выводы и предложения.

В ряде случаев за выявленные нарушения предусмотрена ответственность как непосредственно к организации, так и к конкретному лицу. Чтобы применить меры ответственности, органы государственного контроля должны зафиксировать следующие аспекты:

характер правонарушения, за которое применяется ответственность (за что?)

субъект ответственности (кто отвечает?)

применяемые меры ответственности (что грозит?)

порядок привлечения к ответственности (как применяются меры ответственности?)

регулирование ответственности (каким нормативным правовым актом регулируется?).

Контролирующими органами в случае выявления нарушений и отклонений по результатам проверки применяются санкции как непосредственно к субъекту предпринимательской деятельности, так и к его должностным лицам.

К основным видам ответственности за нарушение законодательства относятся: экономическая ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; административная ответственность граждан; уголовная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Экономическая ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наступает в случае совершения экономических правонарушений и предусматривает следующие виды наказаний: штраф, взыскиваемый в доход государства; конфискация имущества в доход государства; взыскание полученного дохода в доход государства; приостановление действия лицензии; лишение лицензии; запрет на осуществление определенного вида экономической деятельности; ликвидация (закрытие) субъекта хозяйствования.

К административной ответственности привлекаются индивидуальные предприниматели, а также граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в том числе должностные лица организации в случае совершения административных правонарушений. Административная ответственность предусматривает следующие виды наказаний: предупреждение; штраф, взыскиваемый в доход государства; конфискация в доход государства; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения; исправительные работы.

К уголовной ответственности привлекаются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в том числе должностные лица организации, совершившие преступление, и несут следующие виды наказаний:

лишение свободы; ограничение свободы; исправительные работы; арест; штраф; конфискация и др.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает гражданские правонарушения, в том числе неисполнение договора, просрочка оплаты или поставки, причинение имущественного вреда и др. К данному виду ответственности могут привлекаться: юридические лица; индивидуальные предприниматели; граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; государство; международные организации. Виды наказаний: неустойка (штраф, пеня), взыскиваемая в пользу контрагента (пострадавшего); возмещение убытков и вреда; проценты за пользование чужими денежными средствами.


3.3 Совершенствование организации налогообложения на предприятии


В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" каждая организация должна непрерывно вести бухгалтерский учет с момента своего создания и до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РБ. С 1 января 2005 года в дополнение к отчетности, сформированной по бухгалтерским правилам, необходимо вести еще и регистры налогового учета. Эта обязанность установлена общей частью Налогового кодекса РБ. Налоговый учет служит исключительно для правильного исчисления налоговой базы. В нем не используются счета, а учет ведется в налоговых регистрах на основе данных бухгалтерского учета путем их корректировок.

Нормативная база, необходимая для организации налогового учета на исследуемом предприятии, не так велика:

Общая часть Налогового кодекса РБ

Инструкция о порядке ведения налогового учета, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам РБ от 16.12.2003 г. № 173/114.

Плательщикам предоставлено право самим решать, в какой форме вести налоговые регистры, однако они должны соответствовать определенным требованиям.

Основные налоговые регистры, которые ведутся в ОАО "Акр - Агро":

Налоговая декларация по НДС;

книга покупок;

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей с/х продукции.

Однако, несмотря на соблюдение требований по вопросам организации и ведения налогового учета, на исследуемом предприятии имеются недостатки в области организации и ведения бухгалтерского учета, что может отрицательно отразиться на правильности исчисления и уплаты налоговых платежей в бюджет. Так, на предприятии не ведется ведомость аналитического учета расчетов по налогу на добавленную стоимость формы № 32-АПК. Записи в ведомости формы № 32-АПК должны осуществляться на основании расчетных документов с группировкой их данных по субсчетам, открываемым к счету 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам". По каждому субсчету отражают остатки на начало и конец месяца, а также обороты по дебету и кредиту в разрезе субсчетов в корреспонденции с соответствующими счетами. Аналогичные записи по налогу на добавленную стоимость должны осуществляться во втором разделе ведомости, где отражаются дебетовые и кредитовые обороты по расчетам по НДС, учитываемые на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчете "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг" (в части расчетов по НДС). В конце месяца подсчитываются итоги и выводится остаток по субсчету 68-2 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг", где отражаются расчеты по налогу на добавленную стоимость.

Ведение ведомости № 32 - АПК облегчило бы работу бухгалтерской службы, а также налоговых сотрудников в ходе проверок, осуществляемых на предприятии по вопросам правильности исчисления и уплаты НДС в бюджет.

Следовательно, необходимо на предприятии вести ведомость № 32 - АПК.


4. Учет расчетов по налогам и сборам на предприятии и его совершенствование


4.1 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам


Сельскохозяйственное предприятие ОАО "Акр - Агро", как и другие с/х предприятия, а т. ж. предприятия других отраслей народного хозяйства, участвует в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

В зависимости от источников возмещения, налоги в бюджет, уплачиваемые на исследуемом предприятии, можно подразделить на следующие группы:

уплачиваемые из выручки от реализации продукции (косвенные налоги);

удержанные из заработной платы работников организации.

Для обобщения информации о расчетах с государственными органами по уплачиваемым организацией платежам в бюджет служит счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

К счету 68 открыты субсчета:

68-1 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг";

68-2 "Налоги на доходы физических лиц";

Аналитический учет ведется по каждому налогу, сбору и платежу в бюджет.

Для этого на субсчетах открываются аналитические счета по видам налогов, сборов и платежей. В бухгалтерском учете начисление налогов и платежей в бюджет и перечисление их отражается бухгалтерскими записями (таблица 4.1).

Таблица 4.1 Выписка из реестра хозяйственных операций за май 2008 г.

Содержание операции

Корреспонденция

Сумма,

млн. руб.

Д-т

К-т

Начислен единый налог по оборотам от реализации тов. (раб., услуг)

90-3

68-1

11655,8

Начислен НДС по оборотам от реализации тов. (раб., услуг)

90-3

68-1

61213,9

Суммы штрафных и финансовых санкций, уплаченных в доход государственного бюджета

99

68-1

0,033

Начислен НДС по внереализационным операциям

92-3

68-1

0,3

Удержание подоходного налога

70

68-2

13272,9

Перечисление единого налога в бюджет

68-1

51

6737,3

НДС, уплаченный поставщиками за товары (раб., усл)

68-1

60

3686,5

Перечисление НДС в бюджет

68-1

51

15000

Приняты к зачету налоговые вычеты по НДС

68-1

18-2

62382,2

Перечисление подоходного налога в бюджет

68-2

51

13370,8


Примечание. Источник: собственная разработка.

Исследуемое предприятие ОАО "Акр-Агро" уплачивает в бюджет НДС, единый налог с производителей с/х продукции, подоходный налог с граждан.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость ведется на субсчете 68-1. Исчисленные суммы налога отражаются по кредиту субсчета 68-1 в корреспонденции с дебетом следующих счетов: 90-3, 91-3, 92-3 - по реализованным товарам, основным средствам, прочим активам, работам и услугам; 97 - по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам; 92-3 - по внереализационным операциям. После зачисления выручки от реализации отгруженных товаров на расчетный счет суммы налога, учтенные на дебете счета 97, относят на счет 90, 91.

На сумму НДС по недостачам, хищениям и порче товаров производятся записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту субсчета 68-1. Списание недостач в пределах норм естественной убыли объектом налогообложения не является.

По дебету субсчета 68-1 отражается зачет (вычет) налога, уплаченного организацией при приобретении ценностей, оплате работ, услуг, а также перечисление денежных средств бюджету со счетов в банке.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате и уплаченный поставщикам или подрядчикам, учитывается на счете 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам". К счету 18 открываются субсчета: 18-1 "Причитающийся к уплате налог"; 18-2 "Уплаченный налог". Налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода (календарный месяц) по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде.

На счете 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам" учитывается налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате и уплаченный поставщикам или подрядчикам. К счету 18 открываются субсчета:

18-1 "Причитающийся к уплате налог";

18-2 "Уплаченный налог".

Записи на счете 18 осуществляются при оприходовании ценностей, отражении в учете выполненных подрядчиками работ, а также после их оплаты. На сумму уплаченного налога осуществляется бухгалтерская запись внутри счета 18: по дебету субсчета 18-2 и кредиту субсчета 18-1. Суммы налогов, учтенные на субсчете 18-2, подлежат вычету, если соответствующие ценности (работы, услуги) приобретаются предприятием своих производственных целей, а расходы по их приобретению полностью относятся в дальнейшем на затраты по производству, реализации продукции (работ, услуг). Ежемесячно производится бухгалтерская запись: дебет субсчета 68-1, кредит субсчета 18-2 - на сумму, не превышающую задолженность по НДС.

Не подлежащие вычетам суммы налога, предъявленные продавцом и уплаченные предприятием, списываются с кредита субсчета 18-2 в следующем порядке:

по материалам (работам, услугам), использованным при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) - в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44 и др.;

по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, - в дебет счетов 29, 91, 86, 84 и др.;

по обнаруженным недостачам - в дебет счета 94 в сумме налога, относящегося к недостающим товарам. В случае обнаружения недостачи после списания суммы налога с субсчета 18-2 сумма зачтенного налога должна быть восстановлена сторнировочной записью по дебету счета 68 и кредиту субсчета 18-2 "Уплаченный налог";

При оплате по договорам перевода долга за приобретенный товар вычет НДС производится в том периоде, в котором произведен расчет с поставщиком, при наличии акта сверки расчетов. При оплате поставщикам путем перевода долга производится запись по дебету счета 60 и кредиту счетов 62, 76; отражение уплаченного НДС - по дебету субсчета 18-2 и кредиту 18-1.

Сумма зачтенного НДС в данном отчетном периоде отражается по дебету субсчета 68-1 и кредиту субсчета 18-2. Сумма превышения уплаченного НДС над начисленной за отчетный период подлежит возврату либо зачету в счет платежей НДС следующего отчетного периода.

На субсчете 68-1 отражается также единый налог.

Расчеты по подоходному налогу с граждан и отчислениям, удерживаемым из заработной платы работников в фонд социальной защиты населения, учитываются на субсчете 68-2. Суммы удержанного подоходного налога отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Суммы перечисленного подоходного налога отражаются по дебету 51 счета "Расчетный счет" и кредиту 68 счета.

Суммы штрафных и финансовых санкций, уплаченные в доход государственного бюджета, отражают по дебету счета 99 "Прибыли и убытки".

Для аналитического учета по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" предназначен журнал-ордер формы № 8-АПК, где отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, а также кредитовых оборотов по счетам в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Записи по дебету в разрезе видов платежей записываются общей суммой.

Так как на предприятии не ведется ведомость № 32-АПК "Ведомость аналитического учета операций по налогу на добавленную стоимость (сч.18, субсчет 68-2)", данные по кредиту счетов 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и 68 "Расчеты по налогам и сборам" за отчетный месяц в разрезе корреспондирующих счетов переносят в журнал-ордер № 8-АПК непосредственно из первичных документов, бухгалтерских справок (листков - расшифровок).

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам (кроме НДС) ведется в ведомости формы № 37-АПК (приложение Е). Учет расчетов в ведомости формы № 37-АПК организуется по каждому виду налогов и сборов в разрезе субсчетов, открываемым к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" в соответствии с источниками их возмещения (себестоимость, выручка от реализации, прибыль и др.). В ведомости формы № 37-АПК указываются дебетовые или кредитовые остатки на начало месяца по каждому виду налогов и сборов и по субсчетам, отражаются дебетовые и кредитовые обороты в корреспонденции с соответствующими счетами, а также остатки по каждому аналитическому счету и субсчету на конец отчетного периода. Записи в ведомости осуществляются на основании соответствующих первичных документов, расчетов по начислению налогов и платежей или же по данным бухгалтерских справок (листков-расшифровок). Итоговые данные за месяц по кредиту аналитических счетов и субсчетов из ведомости формы № 37-АПК с расшифровкой по корреспондирующим счетам переносят в журнал-ордер формы № 8-АПК (прилож. Ж).

Сверку расчетов по налогу на добавленную стоимость производят с регистрами по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями продукции, товаров, работ, услуг.

Записи по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" сверяют с данными различных регистров: с дебетом счетов 20, 23,25,26,29 - с данными производственных отчетов; с дебетом счетов 90, 91 - с данными ведомостей форм № 62-АПК, 63-АПК; с дебетом счетов 51, 52 - с данными дебетовых оборотов журнала-ордера формы № 2-АПК и др. Суммы дебетовых оборотов по счету 68 сверяются с данными журналов-ордеров форм № 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 6-АПК и т.д. После подсчета итогов оборотов и остатков по каждому субсчету на конец отчетного периода и сверки с другими регистрами их переносят из журнала-ордера формы № 8-АПК в Главную книгу (прилож. И).

Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов в бюджет, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим органам, нарушение которых влечет наложение финансовых санкций. Платежи и отчисления в бюджет производятся согласно инструкциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и других органов государственного управления Республики Беларусь.


4.2 Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам


Бухгалтерский учет приобретает в условиях переходной экономики первостепенное значение для предприятий всех форм собственности и размеров: обеспечивает регистрацию, xpанение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях экономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства, правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием - ключевой. Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической деятельности. Бухгалтерский учет в таких условиях гораздо менее формализуется, чем при стабильной экономической ситуации, и от бухгалтера подчас требуется настоящее искусство, чтобы, с одной стороны, не загнать предприятие в угол из-за уплаты налогов, а с другой - формально не нарушить закон и избежать штрафных санкций.

Исходя из специфических свойств предмета и объектов сельскохозяйственного бухгалтерского учета его следует автоматизировать, но не только на уровне АРМ бухгалтеров, но и в региональных масштабах. Это сделает бухгалтерский учет более гибким, современным, а также активно и положительно влияющим на эффективность функционирования региональных агропромышленных структур, успешно решающих не только производственные задачи, но и оптимально развивающих свою социально-экономическую сферу.

На специфику сельскохозяйственных организаций могут быть настроены бухгалтерские программы: "Анжелика+", "Ветразь" "1С: Предприятие. Белорусская адаптация", "БухИнфо", Типовой программный комплекс автоматизации учета и отчетности сельскохозяйственной организации, разработанный специально для сельскохозяйственных организаций "Нива СХП".

ТПК "Нива СХП" позволяет учитывать отраслевую специфику сельского хозяйства: предоставлять комплексное решение управленческих задач, возможность поэтапного внедрения модулей комплекса; автоматизировать специфические участки учета - учет продукции растениеводства и животноводства; реализовать многоуровневый учет, иерархическую модель аналитического учета, а также количественный учет по нескольким видам единиц измерения; иметь сетевой вариант для получения и обработки данных удаленных подразделений, передачи статистической и финансовой отчетности вышестоящим организациям по каналам связи; автоматизировать широкий перечень функций по учету труда и заработной платы, учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам; включать генератор отчетов для возможности построения специализированных сельскохозяйственных отчетов; иметь ряд успешных внедрений в сельскохозяйственных организациях.

Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учет состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчетных и платежных документов и переносом данных из одних документов в другие.

Все большее количество организаций переходит на автоматизированную форму ведения бухгалтерского учета. Она позволит сэкономить время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы. Кроме того, автоматизированные системы бухгалтерского учета способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющихся форм (платежные поручения, счета-фактуры, приходные и расходные ордера, авансовые отчеты и др.) с уже сформированными реквизитами предприятия.

При автоматизированной форме учета достигается не только более качественный уровень ведения бухгалтерского учета, но и составление отчетности в более сжатые сроки, наиболее развернутая его аналитика по всем параметрам. При использовании бухгалтерских программ по автоматизации учета, как правило, большинство расчетов по налогам и сборам составляется автоматизировано, автоматизированы, как правило, и типовые формы бухгалтерской отчетности.

Таким образом, другого выхода, кроме использования программ, автоматизирующих бухгалтерский учет, не существует. Вручную вести учет в современной бухгалтерии если и возможно, то уж точно нерационально.

На современном этапе для автоматизации учетного процесса на исследуемом предприятии рекомендуется использовать типовой программный комплекс бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственной организации "Нива СХП", разработанный УП "ГИВЦ Минсельхозпрод".


5. Охрана труда


Охрана труда - это отрасль науки, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на производстве. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь понятие "охрана труда" трактуется следующим образом: "... это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства" [22, с.17].

Основными принципами государственной политики в этой области можно определить следующее: приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление обязанностей и прав всех субъектов правоотношений в области охраны труда; ответственность нанимателей за обеспечение требований охраны труда [25, с.4-5].

Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов. И, напротив, недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы организации [33, с.135].

Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, ряд Законов Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь (ст.41, 45) гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Трудовой кодекс Республики Беларусь дает право работникам на здоровые и безопасные условия труда (ст.222 ТК), на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов; обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда и др.

ТК регламентирует и другие сферы трудовых отношений, касающиеся вопросов охраны труда: определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда; устанавливает гарантии права работников на охрану труда; регламентирует деятельность службы охраны труда; устанавливает функции государства в этой области; предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

Согласно ТК на нанимателя возлагаются обязанности по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, внедрению новейших средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований стандартов по охране труда. Наниматель обязан также обеспечивать все рабочие места техническим оборудованием, соответствующим требованиям по охране труда, улучшать условия труда и быта работающих, соблюдать законодательство о труде.

Конкретные обязанности должностных лиц в области охраны труда устанавливаются должностными инструкциями в соответствии с системой управления охраной труда на предприятии.

В ОАО "Акр-Агро" специалист по охране труда проводит вводный инструктаж с работниками, принятыми на работу, а также с работниками других организаций, участвующих в производственном процессе предприятия. В случае выполнения работниками различных работ, не связанных с выполнением их прямих обязанностей, а также в случае ликвидации последствий аварий, с работниками проводится целевой инструктаж. В случае возникновения такой необходимости, с работниками проводится внеплановый инструктаж (принятие новых нормативно-правовых актов по охране труда и внесение изменений и дополнений к ним; изменение технологического процесса; замена (модернизация оборудования); перерыв в работе по профессии более 6 месяцев).

Руководитель организации ОАО "Акр-Агро" обеспечивает прохождение медицинских осмотров работников, утверждённых постановлением РБ от 8 августа 2000г №33. Медицинские осмотры делятся на предварительные (при поступлении на работу) и периодические (проводимых через установленные периоды работы). Предварительные проводятся с целью определения соответствия здоровья рабочих и служащих поручаемой им работе, выявления лиц с проф. заболеваниями. Периодические медицинские осмотры проводятся с различной кратностью в зависимости от условий труда.

Периодически проводится аттестация рабочих мест. Результаты аттестации являются основанием для разработки мероприятий по улучшению условий труда, подтверждения особых условий труда для назначения досрочных пенсий по возрасту, подготовки предложений по совершенствованию этих списков, установления доплат, льгот и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, обоснования размера дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование.

Аттестация проводится аттестационной комиссией организации, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя. Периодичность проведения аттестации - один раз в 5 лет.

Сведения о результатах аттестации заносятся в карту условий труда на рабочем месте. Обязательным приложением к карте являются данные хронометражных наблюдений, используемые в качестве методик измерения при оценке психофизиологических факторов трудового процесса, а также исходные данные для расчета фактических величин указанных факторов.

Кроме того, руководитель ОАО "Акр-Агро" наделен и другими обязанностями, связанными с охраной труда на предприятии:

1) обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудования. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;

2) организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде и иными локальными актами по охране труда и Положением образовательного учреждения;

3) назначает приказом ответственных лиц за соблюдением требований охраны труда в кабинетах, мастерских, а также во всех подсобных помещениях;

4) проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;

5) выносит на обсуждение совещания или собрания коллектива вопросы организации работы по состоянию охраны труда и т.д.;

6) немедленно сообщает о несчастных случаях (НС) непосредственно вышестоящему руководителю, принимает всевозможные меры к устранению причин, вызвавших НС, обеспечивает необходимые условия для проведения расследования согласно Инструкции;

7) утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих, обучающихся и воспитанников. В организованном порядке организует пересмотр инструкций;

8) заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения один раз в полугодие;

9) определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лиц, работающим в неблагоприятных условиях труда;

10) несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

Несмотря на все проводимые мероприятия в области охраны труда, на предприятии имеется ряд недостатков.

Одним из источников загрязнения окружающей среды на исследуемом предприятии является машинно-тракторный парк и обслуживающие его подразделения (ремонтная мастерская). На первый план следует поставить потери горюче-смазочных материалов из-за неотрегулированности двигателей, гидросистем, неисправности заправочного оборудования. Зачастую на месте стоянки тракторов образуются пятна нефтепродуктов на земле. Испаряясь, они попадают в воздух, во время дождей смываются поверхностными водами в водоемы. Загрязняется воздух и выхлопными газами. Для того чтобы сельскохозяйственная техника не являлась источником загрязнения, должны быть проведены следующие мероприятия:

машинные дворы необходимо оборудовать мойками, обеспеченными маслофильтрами для очищения сточной воды от нефтепродуктов;

недопустима мойка машин и смыв нефтепродуктов на берегах водоемов, рек, мелиоративных каналов;

требует дальнейшего улучшения ремонт машин, проверка их топливной аппаратуры;

склад горюче-смазочных материалов и ремонтная мастерская должны быть обнесены защитным рвом.

Необходимо также уделить внимание вопросу защиты водных, лесных и земельных ресурсов от загрязнения. С этой целью необходимо провести ряд мероприятий:

на осушенных землях надо проводить уход за бровками каналов и обочинами дорог;

вокруг животноводческих ферм рекомендовать посадку защитных лесных полос;

на фермах навести порядок в хранении навоза, территория ферм должна быть ограничена замкнутыми канавами со стоком вод в биологические пруды;

ядохимикаты и минеральные удобрения хранить в специально изолированных складах, применять строго по инструкции;

в водоохранных зонах рек и ручьев запретить устройство свалок мусора, стоянок автотранспорта, использование ядохимикатов и минеральных удобрений;

при использовании естественных источников для водопоя скота оборудовать специальные площадки;

во избежание порубки ценных пород деревьев для хозяйственных нужд места заготовки древесины согласовать с органами лесного хозяйства.

Проведение выше перечисленных мероприятий будет способствовать охране окружающей среды от загрязнения и деградации.

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержденная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся.


Заключение


Налоги - это обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Исследуемое предприятие ОАО "Акр-Агро" уплачивает в бюджет НДС, единый налог с производителей с/х продукции, подоходный налог с граждан.

Ссылаясь на учебно-методическую литературу, исследуя и анализируя финансово - хозяйственную деятельность с/х предприятия ОАО "Акр-Агро", а также анализируя расчеты предприятия с бюджетом по налогам и сборам, можно сделать следующие выводы:

В хозяйстве увеличилось наличие земель, снизилась численность работников, возросла нагрузка сельхозугодий и пашни на 1 средне - годового работника, увеличился выпуск производимой продукции и улучшилось ее качество, существенно снизились затраты труда, улучшились условия труда.

Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам на предприятии в целом поставлен неплохо, но расчеты с бюджетом осуществляются не всегда своевременно.

В соответствии с изученными проблемами, мы можем внести следующие предложения:

Внедрение новых высокоэффективных технологий позволит увеличить производительность труда, сократить затраты на единицу продукции, сэкономить материальные и энергетические ресурсы.

Предприятию необходимо еще более улучшить организацию производства, совершенствовать технологические процессы в растениеводстве и животноводстве.

Предприятию необходимо наращивать объемы производства дешевой и качественной продукции, получать больше прибыли.

Необходимо осуществить автоматизацию бухгалтерского учета и отчетности, что обеспечит не только более качественный уровень ведения бухгалтерского учета, но и составление отчетности в более сжатые сроки.

Усилить контроль за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам и сборам на предприятии;

Провести мероприятия по совершенствованию учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Необходимо вести ведомость аналитического учета расчетов по налогу на добавленную стоимость формы № 32-АПК.

Так как финансовое положение предприятия является результатом образования, размещения и использования финансовых ресурсов (собственные денежные средства, заемные и привлеченные средства), необходимо обеспечивать систематическое поступление и эффективное использование финансовых ресурсов, достижение рациональной структуры собственных, заемных и привлеченных средств, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины.


Библиографический список


1.     В. Пилуй. Совершенствование системы налогообложения с/х производителей Беларуси // Аграрная экономика. - 2008 г. - №4. - с. 19.

2.     Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Учеб. пособие.2-е изд., исправленное / Под общ. ред. П.Г. Пономаренко - Мн.: "ВШ", 2007. - с.63-67.

3.     Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: Учеб. пособие. / Под общ. ред. О.А. Левковича - Мн., 2006. - с.115-119.

4.     Е.Ф. Киреева. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации // Белорусский экономический журнал. - 2008 г. - №2. - с.53.

5.     Полуян В.Н. Налогообложение в РБ и пути его совершенствования/В.Н. Полуян, Э.А. Селицкая // Веснiк БДЭУ: навук. - практ. часоп. - 2008. - №2. - с.22

6.     Василевская Т.И. Налоги. Методика исчисления. Пути оптимизации: Учеб. пособие. - Мн., 1995г. - с.126.

7.     Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методы и практика. - Мн., 1997г. - с.16.

8.     Гуреев В.И. Налоговое право. - Мн., 1995г. - с.253.

9.     Т. Осипова. Основные изменения в налоговом законодательстве на 2008 г. // Главный бухгалтер. - 2008. - № 1 (49). - с.16.

10.           Л. Некрасова. Почему в рамках упрощения налогового учета не разрешено не заполнять регистры налогового учета, если все показатели формируются в бухгалтерском учете? // Главный бухгалтер. - 2009. - №18 (114). - с.8

11.           Грисимова Е.Н. Налогообложение: Учеб. пособие. - СПБ., 2000. - с.264.

12.           Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие. - Мн., 2000. - с.359.

13.           Декрет Президента РБ от 13.07.1999 г. № 27 " О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции".

14.           Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., 2001. - с.256.

15.           Закон РБ от 20.12.1991 г. № 1323-12 "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ".

16.           Закон РБ от 29.12.2006 г. № 190-3 "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам налогообложения".

17.           Закон РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18.10.1994 г. № 3321-12.

18.           Закон РБ от 21.12.1991 г. № 1327-12 "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции Законов РБ от 09.12.2005 г. № 78-3, от 12.07.2006 г. № 142-3, от 29.12.2006 г. № 190-3, от 26.12.2007 г. № 302-3, от 13.11 2008 г. № 449-3).

19.           Закон РБ от 19.12.1991 г. № 1319-12 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями законом РБ от 26.12.2007 г. № 302-3).

20.           Информационный бюллетень администрации Президента РБ: ежемесячный журнал, № 3, 2007 г., с.56-60.

21.           Конопчук А.Я. Налоги, цены и показатели эффективности: Учеб. пособие. - Мн., 2000. - с.72.

22.           В.П. Кляузе, Охрана труда: правовые и организационные вопросы, Мн.: "Диктата", 2006. - с.172.

23.           О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. Конспект лекций по бухгалтерскому учету. - Мн.: "Элайда", 2007. - с.47.

24.           В.Н. Лемеш Ревизия и аудит: Учебн. пособие, ч.2-МН.: Изд. Гревцова, 2008. - с.241-243

25.           Т.Ф. Михнюк Охрана труда и основы экологии, Мн.: "ВШ", 2007. - с.4-5.

26.           Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях. /Под общ. ред.В.А. Гюрджан. - Мн.: "Светоч", 2002. - с.25-28

27.           Налоги и налогообложение. / Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. - Мн.: "ВШ", 2006. - с.17.

28.           Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 г. № 166-3.

29.           А. Дейко. Эффективная налоговая система-одно из важнейших условий экономического роста нашей страны. // Проблемы управления, ежемесячный журнал-2008 г. - №3. - с.56.

30.           Налоговое законодательство. // Рэспублика (Дзелавая): газета - № 4, январь 2009 г., с.5

31.           Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: Учеб. пособие. - СПБ, 1998. - с.577.

32.           А.И. Стешиц Бухгалтерский учет и аудит в АПК: Учебник. - Мн., 2005. - с.25.

33.           А.А. Челноков, П.Ф. Ющенко Охрана труда: Учеб. пособие. - Мн.: "ВШ", 2006. - с.135.

34.           Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика. - Мн., 2000. - с.80.

35.           А. Дейко. Совершенствование налоговой системы-одно из важнейших условий развития сферы предпринимательства в РБ. // Экономика Беларуси: ежемесячный журнал - № 2, 2008 г., с.25-27.

36.           А. Недоступ. Вычеты по НДС. // Экономическая газета, № 37 (1255), май 2009 г., с.17


Приложение А


Таблица 1 - Оценка ресурсного потенциала

Показатели

Годы

Темп роста 2009г. к 2005г.,%

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Показатели наличия и использования земельных ресурсов

Всего закреплено земли, га

5336

5473

5471

5550

5898

110.5

в том числе


 - пашня

4038

4135

4148

4226

4222

104.6

 - луговые угодья из них

951

995

906

906

905

-95.2

 - улучшенные

906

950

860

867

867

-95.7

 - естественные

45

45

46

38

38

-84.4

 - многолетние насаждения

-

-

-

-

-

-

 - залежи

-

-

-

-

-

-

Итого сельхозугодий, га

4989

5130

5054

5131

5127

102.8

 - древесно-кустарниковая растительность

79

106

106

107

107

135.4

 - пруды и водоемы

39

41

41

41

41

105.1

 - приусадебные участки

-

-

-

-

-

-

 - прочие

229

196

270

271

623

272.1

Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий,%

80.9

80.6

82.1

82.4

82.3

-

Уровень вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот,%

93.5

93.7

92.4

92.5

86.9

-

Показатели наличия и использования основных фондов

Энергетические мощности, тыс. л. с.

19

20

19

19

18

-94.7

Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.

38797

43220

47135

54015

58388

150.5

 в т. ч. производственных

34024

38231

42094

49238

53130

156.2

Энерговооруженность труда, л. с. на 1 работника в с/х пр-ве

0.5

0.05

0.05

0.06

0.06

120.0

Энергообеспеченность на 100 га сельхозугодий, л. с.

0.38

0.39

0.38

0.37

0.35

-92.1

Фондообеспеченность на 100 га сельхозугодий, млн. руб.

777.7

842.5

932.6

1052.7

1138.8

146.4

Фондовооруженность, млн. руб. на 1 работника

94.4

107.5

124.7

157.5

180.2

190.9

Фондоотдача, руб

118282

135261

147237

149139

168134

142.1

Фондорентабельность, руб

401567

452854

-471747

-252445

1154744

187,6

Показатели наличия и использования трудовых ресурсов







Среднегодовая численность работников, чел.

448

441

423

385

358

-79.9

 в том числе







Сельхозпроизводство, включая наемный персонал

411

402

378

343

324

-78.8

 из них - рабочие

344

340

316

284

270

-78.5

 - служащие

67

62

62

59

54

-80.6

из них - руководители

25

21

21

21

21

-84.0

 - специалисты

42

41

41

38

33

-78.6

Неосновная деятельность, включая наемный персонал, чел.

37

39

45

42

34

-91.9

Нагрузка на 1 среднегодового работника







 - сельхозугодий, га

12.1

12.8

13.4

15

15.8

130.6

 - пашни, га

9.8

10.3

11

12.3

13.0

132.7

Приходится на 1 работника, занятого в сельхозпроизводстве







 - валовой продукции, млн. руб.

10.2

14.5

16.4

20.9

29.7

291.2

 - валового дохода, млн. руб.

3.5

4.9

6.4

7.7

13.5

385.7

Произведено валовой продукции на 1 чел. - час., (всего), руб.

4790

5769

7328

9515

12164

253.9

в том числе:







 - в растениеводстве

4137

3971

4975

7947

10585

255.9

 - в животноводстве

5801

9093

10632

11338

14088

242.9

Затраты труда на 1 ц продукции, чел. - час.







 - зерно

0.6

0.8

0.5

0.6

0.5

-83.3

 - картофель

2.7

4.7

2.7

3.1

4.3

159.3

 - сахарная свекла

0.5

0.4

0.4

0.2

0.1

-20.0

 - рапс

1.2

0.8

0.7

0.6

0.3

-25.0

 - ж. м. молодняка КРС

35.9

24.1

22.0

17.8

18.2

-50.7

 - молоко

4.4

4.1

3.8

3.9

3.1

-70.5

 - ж. м. свиней

13.9

12.6

14.8

15.4

11.7

-84.2

Среднемесячная оплата труда 1 работника, тыс. руб.

186.0

283.3

356.4

366.2

483.5

295.9


Примечание. Источник: собственная разработка.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ