бесплатные рефераты

Налогообложение в Республике Казахстан

2. рост объемов промышленного производства - строительство, торговля, сфера услуг- привело к увеличению поступлений по заявленным авансовым платежам до сдачи и после сдачи декларации на 2006г. по отдельным крупным предприятиям района, например по таким как:

·                          ТОО Корпорация Базис-А (строительство крупных жилых массивов по РК) рост поступлений составил 1452986,6 т.т.( за 12 мес. 2006 г. перечислено 2009836,3 т.т., а за 12 мес. 2005 г.- 556849,7 т.т.),

·                          по ТОО Каз.фондовая биржа поступления увеличились на 27336,7 т.т.( за 12 мес. 06 г. поступило 100080,0 т.т., а за 12 мес. 2005 г.- 72743,3 т.т.),

·                          по ТОО "Энергетическая Компания" рост поступлений составил 54886,2 т.т.( за 12 мес. 06 г. поступило 112888,0 т.т., а за 12 мес. 2005 г.- 58001,8 т.т.) ,

·                          по АО ЭЛМО рост поступлений составил 37250,7 т.т.( за 12 мес. 06 г. поступило 118426,6 т.т., а за 12 мес. 2005 г.- 81175,9 т.т.),

·                          по РГП Банкнотная фабрика Нац.банка РК рост поступлений составил 39045,1 т.т.( за 12 мес. 06 г. поступило 86825,4 т.т., а за 12 мес. 2005 г.- 47780,3 т.т.).

В целях обеспечения равномерного поступления авансовых платежей на основе разработанного плана мероприятий по улучшению администрирования КПН НК района проведен ряд мероприятий по правильности начисления и уплаты авансовых платежей путем камерального контроля лицевых счетов всех действующих налогоплательщиков:

1)                 Выявлено что из 4285 НП, предоставивших расчеты и декларации, 3401 являются плательщиками свыше 1 тенге. Авансовые платежи за 2005 г. составили 2713997,0 т.т., с/м начисления на 2006 г. составили 255126,0 т.т..

2)                 По составленному скрипту выявлено занижение авансовых платежей по расчету после сдачи СГД а сумму 5027,0 т.т. по 37 предприятиям.

3) Обеспечено взыскание начисленных сумм адм.штрафов согласно п.4,5 ст.209 КоАП РК за превышение сумм КПН, начисленных по декларации по СГД над суммой авансовых платежей в 2005 г .Начислено штрафов по 90 НП на сумму 7148,0 т.т., взыскано по 70 НП на сумму 1568,0 тысяч тенге . Корпоративный подоходный налог с нерезидентов (101102)

Прогноз на 2006 г. не доведен. Поступления за 12 мес. 2006 г. составили 23772,0 тыс.тенге . По данному коду прошли крупные платежи по:

Филиал Компании"Тьюбоскоп Ветко Капитал Лимитед" в сумме 18809,5 т.т.,

Представительство Корпорации "Экзаменационная сеть сертифицированных международных профессиональных бухгалтеров " в РК – 4268,2 т.т. с доходов иностранных компаний.

Корпоративный подоходный налог с резидентов у источника выплаты (101103)

По состоянию на 12 мес. 2006 г. прогноз доведен в сумме 18467,0 тыс.тенге , фактическое поступление составило – 19608,0 тыс.тенге. Выполнение обеспечено на 106,2 %. За аналогичный период 2005 года поступило 23443,0 тыс.тенге. Наблюдается спад поступлений на 3835,0 тыс.тенге.

На исполнение прогноза за 12 мес. 2006 г. в сравнении с аналогичным периодом 2005 г. повлиял крупный платеж по ТОО "Toyota Tsusho Kazakhstan Auto " на сумму 24378,8 т.т., связанный с уплатой налога по годовым и квартальным выплатам по дивидендам, АО Пансионат Каргалы в сумме 1009,3 т.т.

Спад поступлений за 2006 г.по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. связан с уменьшением выплат дивидендов, в связи с ликвидацией ОАО Наурыз Банк РК (2005 г.- 6886,1 т.т.), переход нп в другие НК: ТОО Буран Бойлер (2005 г.-3800,7 т.т.), ТОО " Kazakh Geophysical company" (2005 г.-9000, т.т.) , соответствующие переброски по ошибочным платежам.

Корпоративный подоходный налог – нерезидентов у источника выплаты (101104)

При доведенном прогнозе за 12 месяцев 2006 г. в сумме 85490,0 тыс.тенге. фактически поступило 100242,0 тыс.тенге. или 117,3 %. За аналогичный период 2005 г. поступления составили 146275,0 тыс.тенге.

По сравнению с соответствующим периодом 2005 г. наблюдается спад поступлений на 46033,0 тыс.тенге.

На исполнение прогноза повлияли крупные перечисления по годовым и квартальным выплатам по дивидендам, произведенные такими плательщиками района :

На перевыполнение прогноза за 2006 г. повлияли перечисления по КПН с доходов нерезидентов из источников РК по заключенным крупным контрактам. По данному КБК крупные платежи произведены такими плательщиками района :

ТОО "Toyota Tsusho Kazakhstan Auto " в сумме 40105,7 т.т.,

ТОО "SKY ENGINEERING " в сумме 18115,8 т.т.,

ТОО Скиф Сити - 4826,5 т.т.,

ТОО Мехстроййсервис - 6665,9 т.т. (оказание консультационных, маркетинговых и др.услуг иностранных компаний по контрактам).

На снижение поступлений за 12 месяцев 2006 года в сравнении с соответствующим периодом 2005 г. повлиял значительный спад поступлений по следующим предприятиям, например:по ТОО Корпорации Базис-А на 81214,4 т.т. ( за 2006 г.- перечислений нет, в связи с отсутствием предоставляемых услуг нерезидентам), по ОАО "Наурыз Банк Казахстан" на 5179,8 т.т.(за 2006г. перечислений нет, в связи с ликвидацией банка ), по Филиалу "Компании Тьюбоскоп Ветко Капитал Лимитед" на 22355,0 т.т.( за 2005 г. было перечислено 22355,0 т.т. в связи с пересдачей расчетов за 2003-2004г.г.).

Итоги деятельности НК по Ауэзовскому району г.Алматы за 2006 год.

В целом выполнение прогнозных показателей всех уровней бюджета 2006 года составило 113,3 %, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года обеспечен прирост на 6,142 млрд.т.,или на 45,6 %, в том числе по республиканскому бюджету на 118,5 % с приростом на 4,646 млрд.т. или на 36,5 %, местный бюджет обеспечен на 108 %, с приростом на 1,496 млрд.т. или на 9,1%.

В среднем доля всех налоговых и неналоговых платежей по району в общегородском объеме составляет 3,96 процента (493,4 млрд. т.).

 

Рисунок 5.


В целях обеспечения доходной части бюджета за 2006 год налоговым комитетом по Ауэзовскому району г.Алматы проведена целенаправленная работа в направлении обеспечения роста поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществления полного учета субъектов предпринимательской деятельности, своевременного проведения проверок финансово – хозяйственной деятельности, сокращением и ликвидации недоимки, планомерная и системная работа по улучшению налогового администрирования, по изысканию дополнительных резервов поступлений по налогам.

Динамика поступлений в бюджет за последние годы показывает ежегодный прирост поступлений в бюджет не менее 5,2 процентов.

В целом объемы поступления платежей в бюджет, по сравнению с соответствующим периодом 2005 года увеличились на 2,07 млрд.тенге, в том числе: по РБ на – 1,22 млрд.тенге; по МБ на – 8,4 млрд.тенге

На увеличение доходной части бюджета района по налогам и другим обязательным платежам в бюджет оказало влияние положительная тенденция роста экономических показателей и обеспечение выполнения налоговых обязательств и платежей предприятиями обеспечивающие 65 % всех поступлений, такими как: ТОО «Корпорация Базис-А», ОАО «Эл Джи Электроникс», которые включены в листинг предприятий подлежащих республиканскому мониторингу, ТОО «Тойота Тсушо», подлежащих мониторингу регионального уровня, а также АО ЭЛМО, АО ПСТК «Бителеком» и т.д.

За 2006 год из 74 видов налогов и платежей находящихся в компетенции МФ РК, по которым был доведен прогноз, исполнение прогноза выше 110 % достигнуто по 37 видам и ниже 100 % допущено по 5 видам сборов и неналоговых платежей.

При этом структура поступлений доходной части местного бюджета сложилась в настоящее время следующим образом:

1.                Налоговые поступления в сумме – 7,84 млрд..тенге или 86,1 %, в том числе:

-    социальный налог – 43,17 %;

-    ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты – 23,8 %;

-    налог на имущество – 6,16 %;

-    акцизы на товары внутреннего производства – 0,7 %;

-    налог на транспорт – 5,2 %;

-    ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты – 4,3 %;

-    земельный налог - 3 %;

-    прочие налоги и платежи – 5 %

2.                Неналоговые поступления – 0,3 млрд..тенге или 2,9 %;

3.                Доходы от операций с капиталом – поступления от продажи земельных участков 1,015 млрд..тенге или 11 %.

Одним из резервов увеличения поступления налогов и платежей в бюджет и приоритетным направлением работы комитета являются непроизводственные платежи.

Налоговым Комитетом по Ауэзовскому району г. Алматы по непроизводственным платежам прогноз за 2006 г. исполнен на 131,5 %. В бюджет всех уровней поступило непроизводственных платежей 2 ,918 млрд. тенге.

Рисунок 6.


В целях улучшения администрирования и активизации сбора транспортного налога отделом непроизводственных платежей проводятся разъяснительные работы среди населения через средства массовой информации по вопросам сроков уплаты налога и административной ответственности в случае несвоевременной уплаты. Постоянно проводится работа по выявлению незарегистрированных плательщиков, а также выявление лиц, имеющих земельные участки и не состоящих на учете в НК района. С целью увеличения поступлений проводится сверка с полученными сведениями от уполномоченных органов (военкомата, ГЦВП и т. д.)

Одним из основных приоритетов развития экономики района является поддержка развития малого предпринимательства.

Всего зарегистрировано 16351 СМБ, в том числе юр.лиц – 6720, ИП –9631,из них действующих -11720, в том числе юр.лиц – 4722, ИП – 6998.

Общие поступления за 2006 год составили – 4413600 т.т., удельный вес в общем, объеме поступлений составляет 22,6 %.

В последние годы мощный импульс для социально-экономического развития района придало становление малого бизнеса, развитие которого прежде всего снижает социальную напряженность, обеспечивая занятость населения путем создания новых предприятий, соответственно новых рабочих мест, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

При росте количества СМБ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,5 %, обеспечен прирост поступлений на 16,5 % .

При этом, количество субъектов малого предпринимательства составило 16351, из них юридических лиц – 6720 или 18,2%, от всех субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность –9631 или 26,9%.

Таким образом, НК составлен полноценный план совместных действий с уполномоченными органами района. Теперь нам предстоит огромная работа по дальнейшему расширению налогооблагаемой базы и пополению доходной части бюджета. Реализация всех намеченных мероприятий внесет значительный приток поступлений в местный бюджет Ауэзовского района.

В таблице 3 показано исполнение поступлений налогов в государственный бюджет (приложение А).


Таблица 3. Поступление налогов в государственный бюджет в 2002-2006 годы* (млн. тенге)

Показатели

2003 год

2004 год

2005год

2006год

Налоговые поступления

в том числе:

947251

1186137

1998314

2209102

Корпоративный подоходный налог

272632

382814

834332

776609

Индивидуальный подоходный налог

93281

98535

122999

165033

Социальный налог

157676

167995

197300

236569

НДС

231338

242955

343926

489572

Акцизы

26986

29913

33416

47433

 

*Составлена по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан 2007г.

Анализируя таблицу 3 можно сказать, что налоговые поступления в государственный бюджет в 2006 году корпоративного подоходного налога составили 776609 млн. тенге.


2.3 Анализ недоимки и меры принудительного взыскания корпоративного подоходного налога


Как бы налоговые органы не старались, какие бы законы и наказания не принимались, найдутся такие физические и юридические лица, которые по тем или иным причинам не выплачивают всех положенных налогов, или выплачивают их не полностью. В связи с этой проблемой и появился термин недоимка.

Недоимка – начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет./3, с.5/

Для того чтобы проанализировать состояние недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет рассмотрим статистические данные района г.Алматы (таблица 4).


Таблица 4. Состояние недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. (млн. тенге)

Наименование платежа

На 01.01.2004 г

На 01.01.2005 г.

На 01.01.2006 г

На 01.01.2007 г

1

2

3

4

5

Налоговые поступления





Корпоративный подоходный налог

12 360

11 433

8849

14569

Индивидуальный подоходный налог

2 867

2 294

2083

2005

Социальный налог

8 005

5 903

4087

3807

Налог на имущество

2 016

1 792

1607

1701

Земельный налог

1 213

928

724

676

Налог на транспортные средства

166

155

115

102

НДС на товары внутреннего производства

23 007

17 971

16690

19002

 Акцизы на товары внутреннего производства

363

38

5108

5106

Бонусы

7

9

2

15

Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников

93

78

67

56

Плата за лесные пользования

8

5

5

4

Роялти

1 110

204

102

76

Плата за использование радиочастотного спектра

5

4

3

3

Плата за пользование земельными участками

564

609

367

342

Плата за загрязнение окружающей среды

1 331

1 275

365

394

Сбор с аукционов

4

4

4

4

Прочие налоги

297

246

53

72


По таблице 4 видно, что недоимки по КПН на 1января 2007 года составляет 14569 млн.тенге. Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

Основными задачами налоговых органов является обеспечение максимального поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, повышение уровня добровольного соблюдения налогового законодательства, уменьшение и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Налоговые нарушения и связанная с ними ответственность

Практика свидетельствует, что в условиях нестабильности законодательства предприятия подвержены риску появления ошибок. С позиции налогообложения этому способствуют: неправильное толкование налогового законодательства; недостаточная квалификация исполнителей; отсутствие контроля со стороны руководства; отсутствие либо неправильное оформление первичных или сводных документов; несвоевременное реагирование на те или иные изменения или дополнения в законе; отсутствие организованности и плановости в работе.

Типичные способы уклонения от налогов обобщены в приложении А.

В общепринятой практике к нарушителям налогового законодательства применяются меры оперативного реагирования (приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства в финансово-кредитных учреждениях), финансово-правовые санкции (взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения), меры административной ответственности (штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства), меры уголовной ответственности (штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщиков налогов), (приложение Б).

В феврале 2001 года вступил в силу Кодекс РК "Об административных правонарушениях". В нем предусмотрены административные взыскания за нарушения в области бухгалтерского учета, аудита, валютных операций, а также в области налогообложения.

В приложении Б систематизированы административные взыскания по видам нарушений.

В Налоговом кодексе Республики Казахстан (гл. 9) предусматриваются меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Налоговые нарушения имеют непосредственное отношение к учетной системе. В связи с этим возникает необходимость в соответствующих изменениях в процедуре бухгалтерского учета. Такие преобразования в области учетной системы позволят внести весомый вклад в прибыльную работу хозяйствующих субъектов и развитие бизнеса в Казахстане с учетом как индивидуальных, так и общественных интересов./19, с.4/

В случае невыполнения обязанностей, органы налоговой службы уполномочены принимать принудительные меры, о которых говориться в следующих статьях:

Взыскание задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам органами налоговой службы.

1. Уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных настоящим Законом, является долгом перед государством.

2. В случае неуплаты в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, налогов или текущих и авансовых платежей, а также сборов и других обязательных платежей, начисленных налогоплательщиком по декларациям и (или) расчетам, представленным в территориальные налоговые органы, территориальные налоговые органы имеют право взыскивать с банковских счетов налогоплательщиков (за исключением тенговых депозитов юридических и физических лиц, переоформленных в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса) средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, текущим и авансовым платежам, сборам, другим обязательным платежам, штрафам и пени без согласия налогоплательщика - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

3. При согласии налогоплательщика с начисленными по акту проверки органами налоговой службы налогами, сборами, другими обязательными платежами, штрафами и пени сроки уплаты указанных сумм налогоплательщиком продлеваются на 60 дней и подлежат уплате налогоплательщиком в течение этого периода равными долями через каждые 15 дней согласно графику, составленному налогоплательщиком в произвольной форме и согласованному с территориальным налоговым органом./1,с.43/

Продление срока уплаты начисленных по акту проверки органами налоговой службы налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени в соответствии с положениями настоящего пункта не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременный взнос налога в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1-1 статьи 152 и в пункте 3 статьи 70 настоящего Закона.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении начисленных по акту проверки органами налоговой службы сумм акциза и подоходного налога с доходов юридических лиц, подлежащего удержанию у источника выплаты.

При нарушении налогоплательщиком сроков уплаты начисленных по акту проверки налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени, установленных графиком погашения, действие графика погашения прекращается и территориальные налоговые органы производят взыскание с банковских счетов налогоплательщика - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сумм, начисленных и неуплаченных по акту проверки.

4. Согласием по пункту 3 настоящей статьи считается не обжалование выявленных и начисленных по акту проверки сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени в течение 5 банковских дней в порядке, установленном статьями 165 и 166 настоящего Закона.

При несогласии налогоплательщика по пункту 3 настоящей статьи и обжаловании выявленных и начисленных по акту проверки сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени в течение 5 банковских дней в порядке, установленном статьями 165 и 166 настоящего Закона, взыскание указанных сумм с банковских счетов налогоплательщика приостанавливается.

Взыскание выявленных и начисленных по акту проверки сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени без согласия налогоплательщика производится в порядке и на условиях, установленных статьей 165 настоящего Закона, с начислением пени со срока уплаты, указанного в уведомлении о начисленных по акту проверки суммах налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени.

5. При отсутствии средств на банковских счетах налогоплательщика территориальные налоговые органы имеют право взыскивать с банковских счетов его дебиторов - юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, средства в пределах образовавшейся задолженности по налогам, сборам, другим обязательным платежам, штрафам и пени и (или) сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, штрафов и пени, начисленных по акту проверки налоговой службы, при наличии акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором, подтверждающего наличие задолженности перед налогоплательщиком.

/1, с.45/

Обеспечение уплаты налогов

1. Для обеспечения уплаты задолженности, возникшей в соответствии со статьей 154 настоящего Закона, органы налоговой службы имеют право в случае отсутствия средств на счетах налогоплательщика или его дебиторов вынести решение об ограничении распоряжения имуществом налогоплательщика в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

2. Ограниченное в распоряжении имущество изымается либо остается в пользовании налогоплательщика, который несет ответственность за его сохранность.

3. В случае погашения задолженности решение об ограничении распоряжения подлежит отмене.

Порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика

1. Налоговая служба имеет право с согласия налогоплательщика обратить взыскание на его ограниченное в распоряжении имущество в пределах суммы задолженности.

2. Согласием по пункту 1 настоящей статьи является не обжалование налогоплательщиком решения органа налоговой службы об ограничении распоряжения в течение 5 банковских дней в порядке, установленном статьями 165 и 166 настоящего Закона.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества

1. Ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика реализуется на специализированном открытом аукционе, порядок и условия проведения которого определяются Правительством Республики Казахстан.

2. Выручка от продажи имущества в первую очередь зачитывается в счет расходов по обращению взыскания и реализации затем в счет уплаты пени, штрафов и самого налога. Остаток средств возвращается налогоплательщику в течение трех банковских дней.

Взыскание сумм, которые причитаются налогоплательщику

В соответствии с процедурой взыскания налоговая служба имеет право направлять третьим лицам (в том числе работодателю, банку или другому финансовому учреждению) уведомление, предписывающее уплату в соответствующий бюджет любой суммы, причитающейся налогоплательщику до дня вручения уведомления о взыскании на имущество, а также получать такие суммы с банковского счета третьей стороны - дебиторов - юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Приостановление экспортных операций

При обращении взыскания на имущество налогоплательщика таможенные органы Республики Казахстан на основании уведомления, направленного органами налоговой службы, приостанавливают экспортные операции налогоплательщика путем наложения ареста на экспортируемые товары. /1, с.47/


3. .Проблемы современного налооблажения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

3.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан


На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны./10,с.31/

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран - "налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые гавани", очевидно, уступают развитым странам./10,с.124/

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких соглашений не имеют./10, с.126/

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т. д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

При всем этом давление развитых стран Запада на страны - «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». Большинство из стран - «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги, подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношения данного предприятия со своими контрагентами.

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически сбалансируется соответствующим увеличением выручки.

Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату.

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других форм, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителей (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию на уплату налогов вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ