Налоговая стратегия предприятия
Налоговая стратегия предприятия
Содержание
Введение
1. Особенности налоговой
стратегии и тактики коммерческой организации
1.1 Сущность и значение
налоговой стратегии и тактики организации в современных условиях
1.2 Проведение налоговой
стратегии и тактики в хозяйственной деятельности организации
2. Оценка эффективности
налоговой стратегии и тактики ООО «Агроторгсервис»
2.1 Характеристика
деятельности ООО «Агроторгсервис»
2.2 Оценка финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Агроторгсервис»
2.3 Оценка налоговой
нагрузки в ООО «Агроторгсервис»
2.4 Особенности
налогового менеджмента ООО «Агроторгсервис»
3. Разработка мероприятий
по совершенствованию налоговой стратегии и тактики ООО «Агроторгсервис»
3.1 Внедрение налогового
планирования как возможность совершенствования налоговой стратегии
3.2 Структурирование
информационных потоков с целью совершенствования организационной структуры
налоговой стратегии
Заключение
Библиографический список
Введение
Налоговая
политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой
совокупность мероприятий предприятия в налоговой сфере. Наряду с политикой в
области ценообразования, кредита, денежного обращения и т.д. налоговая политика
должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики
предприятия, так как оказывает влияние на эффективность финансово-хозяйственной
деятельности.
В зависимости
от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика предприятия
подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая
стратегия представляет собой долговременный курс налоговой политики,
рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией.
С другой
стороны налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа
развития предприятия путем адекватного изменения способов организации
финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами.
Стратегия и
тактика налоговой политики взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для
решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы
социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы
организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой
стратегией.
Налоговая
стратегия и тактика предприятия состоит из совокупности экономических,
финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы,
обеспечение которой требует своевременной и полной уплаты налогов и сборов в
целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных
социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет
перераспределения финансовых ресурсов. Исходя из вышесказанного тема дипломной
работы – актуальна.
Отечественный
и зарубежный опыт свидетельствует, что налоговая сфера является мощным
инструментом государственного воздействия на эффективность предприятий, и
именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и
заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга
смежных микро- и макроэкономических проблем.
Цель
дипломного исследования заключается в изучении особенностей налоговой стратегии
и тактики коммерческой организации в современных условиях.
Цель исследования
предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых и составило
содержание данной работы. К ним относятся:
·
изучение
особенностей налоговой стратегии и тактики;
·
раскрытие
сущности и значения налоговой стратегии и тактики в современных условиях;
·
рассмотрение
особенностей проведения налоговой стратегии и тактики в хозяйственной
деятельности предприятия;
·
оценка
эффективности налоговой стратегии и тактики предприятия;
·
оценка
налоговой нагрузки предприятия;
·
раскрытие
механизмов осуществления налоговой стратегии и тактики;
·
разработка
мероприятий по совершенствованию налоговой стратегии и тактики предприятия.
Объектом
изучения дипломной работы является область налогового планирования, включающая
в себя налоговую стратегию и тактику организации.
Объект
исследования – налоговый менеджмент коммерческих организаций и их
взаимодействие с налоговыми органими.
Предмет
исследования - налоговая стратегия и тактика ООО «Агроторгсервис» г. Новосибирск,
осуществляющее деятельность по оптово-розничной продаже запчастей для тракторов
и другой техники.
Проблема
развития и совершенствования налоговой стратегии и тактики относится к числу
достаточно разработанных тем в различных направлениях теории налогового
планирования. Теория налогов как составная часть политической экономии получила
научное раскрытие в трудах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, С. Сисмонди,
К. Маркса.
Систематизированные
представления о теории налогового планирования даны в работах К. Pay -
профессора Гейдельбергского университета, И. Горлова - профессора
Казанского университета, Н.И. Тургенева - русского экономиста.
Большой
интерес представляют работы отечественных ученых, посвященные изучению опыта
налоговой политики (Волобуев В.. Князев В.Г., Лившиц А.Я., Осадчая И.М.,
Мечников А.В., Жербак Б.А., Эскина А.И., Шпилько Г.А., Федосов В.М.
и др.).
Но, несмотря
на относительную изученность проблемы, пока нет четкой концепции в области налоговой
стратегии предприятия.
При написании
дипломной работы использовались общенаучные принципы
системного анализа, сравнения и обобщения,
экономико-статистический и структурно-функциональный методы
исследования.
В процессе
подготовки дипломной работы проанализированы законодательные и нормативные
акты, регулирующие налогообложение в Российской Федерации.
Практическая
значимость дипломной работы заключается в обосновании вариантов формирования
концепции в области налоговой стратегии.
1. Особенности
налоговой стратегии и тактики коммерческой организации
1.1
Сущность и значение налоговой стратегии и тактики организации в современных
условиях
Хозяйственная
деятельность коммерческой организации сопряжена с обязанностью выплачивать
налоги в бюджет государства. Налогообложение оказывает значительное влияние на
экономические и предпринимательские решения хозяйствующих субъектов. Наличие
или отсутствие того или иного налога, размер ставки, вычетов и освобождений, те
или иные положения налогового учета, - все это в большинстве случаев изменяет
или корректирует решение, которое могло быть принято при отсутствии фактора
налогов [4, c.
12].
В настоящий
момент в хозяйственной практике России механизм стратегического управления
находится в процессе становления. Можно считать, что российский рынок вступил в
стадию, когда отсутствие разработанной стратегии тормозит развитие организаций.
Область
стратегических и тактических решений достаточно широка: это выбор направления
развития организации и достижения конкурентного преимущества, партнеров и
организационных форм партнерства, а также решение других стратегических задач,
необходимых для осуществления миссии организации и ее целей. Необходимость
принятия стратегических решений возникает так же в связи с тем, что
стратегический характер приобретают и ресурсы, их логистика, функции
структурных звеньев, бизнес-процессы и размер выплачиваемых налогов. Поэтому
разработка стратегических планов развития организации включает в себя
разработку налоговой стратегии и тактики ее осуществления [5, c. 23].
Рассмотрим
понятия «стратегия» и «тактика».
Современный
экономический словарь[1] дает
следующие определения рассматриваемым понятиям:
·
стратегия
- долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения
правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении
производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен,
социальной защиты;
·
тактика
(от греч. taktika - искусство построения войск) - кратковременное экономическое
поведение, линия экономических действий, рассчитанная на относительно
кратковременный период, исходя из текущей ситуации [21, c. 65].
Если
предельно кратко сформулировать суть и смысл каждого понятия, то получится
следующее:
·
стратегия
и тактика - это то, что позволяет думать и выстраивать желаемое будущее;
·
стратегия
и тактика - это искусство достижения желаемого будущего;
·
стратегия
и тактика отвечают на вопрос "как получить желаемое", и не просто
получить, а получить при ограниченных текущих ресурсах. Получить при
минимальных затратах времени и сил.
Стратегия
является необходимым компонентом любого сложного действия, любой ситуации, в
которой задействованы множество людей и разных организаций. Это осмысленное
движение вперед, а не позиция выживания, которая может не требовать
долговременных стратегий" [21,c. 78].
Перед многими
организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность, встает вопрос
легального снижения налогового бремени или «налоговой оптимизации».
Оптимизация налогообложения, или налоговое планирование – это
совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов
организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы в рамках
действующего налогового законодательства [10, c. 34].
Налоговое планирование является непременным и
непосредственным элементом общей предпринимательской деятельности
хозяйствующего субъекта и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах. По
степени важности решаемой задачи и ее воздействию на конечный финансовый
результат, налоговое планирование делиться на два этапа:
·
стратегическое
налоговое планирование;
·
текущее
налоговое планирование.
На этапе стратегического планирования
решаются все принципиальные для организации моменты: определение целей и задач,
направление и вид деятельности, организационно-правовая форма, форма
собственности, определение структуры функционирования бизнеса и степень ее
сложности, месторасположение организации и другие важные вопросы. То есть
стратегическое налоговое планирование позволяет выбрать основные направления и
принципы налоговой политики организации и носит длительный характер [14, c. 30].
Текущее налоговое планирование – это совокупность
мероприятий, осуществляемых в процессе хозяйственной деятельности организации,
направленных на оптимизацию налогового бремени. Текущее налоговое планирование
— это выбор учетной политики фирмы, форм оплаты труда наемных работников, выбор
наиболее оптимальной стратегии и тактики во время заключения хозяйственных
договоров, планирование налоговых платежей, непосредственное применение схем
оптимизации налоговых платежей [11, c. 59].
Таким
образом, на основе рассмотренных определений рассмотрим понятия налоговая
стратегия и налоговая тактика.
Налоговая
стратегия – это, прежде всего документ, отражающий основные принципы, на
основании которых строит свою работу организация в области взаимоотношений с
налоговой службой [13, c. 65].
Налоговая
стратегия является средством коммуникации между руководителями организации,
налоговой службой, сотрудниками подразделений компании и внешними
консультантами и охватывает все основные направления работы компании.
Налоговая
стратегия, например, планово-экономическому департаменту организации,
отвечающему за планирование доходов и расходов, позволяет производить
адекватную оценку уровня текущих расходов.
Аудиторам
наличие налоговой стратегии дает представление об уровне налогового риска.
Внешние
консультанты, имея представление о налоговой стратегии компании, не тратят
лишнего времени, а следовательно, и денег компании-заказчика на подготовку
"неподходящих" для данной компании идей.
Для того
чтобы налоговая стратегия была жизнеспособной и на пути ее реализации не
становились "различные непредвиденные обстоятельства", должны быть
определены обязанности, ответственные исполнители, а так же четко установлены
сроки исполнения отдельных этапов – налоговой тактики.
Налоговая
тактика организации, представляет собой последовательность действий в рамках
налоговой стратегии, реализация которых приводит к запланированному результату
[12, c.
38].
Например, к
налоговой тактике можно отнести своевременность расчетов по налогам и сборам с
целью минимизации рисков возникновения штрафных санкций со стороны налоговых
органов.
Теоретические
разработки, исследующие практические аспекты налогообложения хозяйствующих
субъектов, приходят к аналогичным выводам. Например, Бекетова О.И. в своей
работе "Формирование и оптимизация налогового бремени в России"
говорит, что "налоги с предприятий - это платежи, которые в силу своего
существования оказывают влияние на предпринимательские решения".
В данном
случае неважно, несет ли предприятие бремя соответствующего налога как
налогоплательщик или нет. Существенно то, что наличие налога может оказывать
влияние на стратегические и тактические решения организации, как в направлении
развития бизнеса, так и его обеспечения в вопросах налогового и бухгалтерского
учета.
Главной
особенностью процесса управления налоговой тактикой хозяйствующего субъекта
является доминирующая роль государства в построении налоговых отношений [15, c. 12].
Именно
налоговая тактика в организации является той сферой деятельности, которая при
соответствующем теоретико-методологическом, организационно-правовом и
инструментарном сопровождении позволит смягчить воздействие внешней среды на
текущие и перспективные условия функционирования организации, обеспечит
равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, тем самым, в
конечном счете, будет способствовать повышению эффективности действия
стимулирующей роли налоговой системы.
Речь, по
существу, идет о создании целостной системы управления эффективностью
производства, развитии конкурентоспособной предприимчивости в условиях новых
рыночных механизмов, в том числе действующей налоговой системы.
Сложность,
подвижность и неопределенность налогового законодательства как фактора внешней
среды серьезно усложняют разработку налоговой стратегии и тактики, проводимую
субъектом управления в процессе выработки управленческих решений. В то же
время, игнорировать необходимость стратегических и тактических действий нельзя,
поскольку налоговая политика государства оказывает многостороннее воздействие
на организацию.
Поэтому
анализ влияния налоговой политики государства как фактора внешней среды в
системе управления предприятием является актуальной и непростой задачей.
При рыночной
системе хозяйствования субъект бизнеса реально может принять экономическое
решение в виде увеличения масштабов своей деятельности с целью получения
большего по абсолютной величине дохода после налогообложения, либо в виде
отказа от занятия хозяйственной деятельностью, либо ведения ее в другой скрытой
форме, например, выдача процентных ссуд и т.д., либо полное сокрытие, со всеми
вытекающими отсюда последствиями [23, c. 54].
Увеличение
налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и
обязательное сохранение и воспроизводство предпринимательской среды, как основы
стабильной экономики, с другой стороны - сложно сочетаемые цели для налоговой
составляющей государственной финансовой политики.
Налоговая стратегия
направлена на установление позитивного баланса между организацией и фискальными
целями налоговой политики государства
Авторы
практических публикаций в области налогообложения, такие как Николаева С.А,
Гладышева Ю.П., Галимзянов Р.Ф., Медведев М.Ю. признают, что
условия налоговой стратегии в настоящий момент неструктурированны и тяжело
применимы в текущей деятельности хозяйствующими субъектами. "При
внимательном чтении нормативных актов по налогам и сборам, в первую очередь
главы 25 НК РФ, каждый обратит внимание на то, что в них очень часто
встречаются слова и словосочетания такие, как "налогоплательщик имеет
право", "допускается ", "разрешается" и т.д. В данном
случае было бы целесообразно привести перечень вариантов в структурированном
виде".
Теоретически
условия налоговой стратегии в законодательстве, требующие от предприятий
налоговых решений, можно систематизировать в следующие группы:
·
условия
по добровольному отказу или выбору специального налогового режима;
·
условия
по выбору объекта обложения;
·
условия
по выбору способа формирования налоговой базы по отдельным видам налогов;
·
условия
по выбору момента определения налоговой базы;
·
условия
по выбору освобождения от обязанностей плательщика по отдельным видам налогов
[22, c.
13].
Процесс разработки
налоговой стратегии и тактики ее реализации производится хозяйствующим
субъектом с момента начала производственной деятельности и до момента ее
приостановления (или прекращения). Данный процесс непрерывен, не только в силу
трансформируемости налогового законодательства, но и в силу непрерывности
изменения финансово-хозяйственного положения предприятия. В текущей
деятельности принимаются оперативные решения по отдельным хозяйственным сделкам
или открывающимся проектам, требующие новых финансово-хозяйственных и налоговых
решений.
Многие
финансово-хозяйственные решения принимаются в момент учреждения собственниками
конкретного хозяйствующего субъекта, а элементы налоговой стратегии фиксируются
учетной политикой в области налогообложения на один календарный год.
Таким
образом, налоговая стратегия и тактика обязательна для хозяйствующего субъекта
в рамках налоговой вариантности действующего законодательства. Ее необходимо
проводить непрерывно, с разной периодичностью фиксации отдельных финансово-хозяйственных
и налоговых решений [24, c. 32].
Кроме того, мировой
опыт в использования налоговой стратегии в законодательстве, так же
разнообразен, как и особенности систем налогообложения отдельных стран. Но некоторые
общие закономерности прослеживаются даже у стран, входящих в налоговые зоны в
разным типом права: континентальным, англосаксонским и т.д.
Прежде всего,
необходимо отметить, что элементы предоставления права налогового выбора больше
присущи странам, выделяющих субъекты малого и среднего бизнеса в специальные
налоговые режимы, позволяющие им "на равных" участвовать в
экономической жизни своих стран наравне с крупных и транснациональным бизнесом.
В российском законодательстве наиболее близка по смысловому наполнению данным
налоговым режимам, глава 26 Налогового Кодекса Российской Федерации [1, c. 430].
На основе
анализа зарубежного опыта можно сделать ряд заключений, позволяющих сделать
выводы об особенностях использования налоговой стратегии в законодательстве за
рубежом, так и отметить общие, объединяющие с российским законодательством
черты:
·
как
правило, в налоговых законодательствах зарубежных стран наличествуют черты
налогового выбора (в большей или меньшей степени);
·
четко
выраженной закономерности развития налоговой стратегии от степени развития
налогового законодательства нет, уровень предоставляемой налоговой стратегии
может колебаться у стран с примерно равным уровнем экономического развития (от
почти "нулевого" в Дании, до очень развитого в Германии и Франции);
·
сама стратегия
и тактика в налоговом законодательстве может быть присуща как общеприменимым
налогам, таким как НДС, так и иметь совершенно специфические для данной страны
формы ("классифицированное малое предприятие" в США и льготы по
налогу на доходы от прироста капитала при осуществлении его продажи и т.д.);
·
пороговое
количественное значение при определении освобождения от НДС в зависимости от
объема деятельности за год, присутствует практически во всех странах,
использующих данный налог. Эта мера часто используется в совокупности с
разрешением на ведение упрощенной системы отчетности (но данная тема выходит за
рамки нашего исследования);
·
много
вариантов предоставления льгот (особенно по подоходному налогу с корпораций) в
развитых странах связано с инвестиционными условиями - вложение средств в
активы компании, расширение производства, прием новых работников и т.д.;
·
некоторые
варианты таких решений отличаются от российской практики. Например, в
Великобритании и Голландии ставка налога на прибыль предприятия ниже, чем ниже
общая величина полученной прибыли. Вторая интересная особенность в том, что
представление льготы по сниженной ставке налога на прибыль, обуславливается
зачастую не одним и даже не двумя обязательными к выполнению условий - Франция,
Бельгия (4 условия);
·
существует
вариантность в налогообложении, связанная с особыми видами деятельности
хозяйствующего субъекта, как по предоставлению неких преференций - НИОКР (в
Германии), так и по запрету их предоставления при осуществлении предприятием
особых видов деятельности (Литва, Украина и т.д.);
·
специальные
условия для сельхозпроизводителей существуют довольно ограниченно, в нашем
примере США и Литва.
Таким образом,
на основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что налоговая стратегия и
тактика представляет собой неотъемлемый элемент финансово-хозяйственной
деятельности организации. От правильности выбора налоговой стратегии и тактики
на всех этапах жизненного цикла зависит эффективность функционирования
организации в целом.
1.2
Проведение налоговой стратегии и тактики в хозяйственной деятельности организации
Расширение
сферы действия налоговой стратегии и тактики есть неоспоримое свидетельство
развития налоговой политики государства в целом. Но право выбора стратегии предполагает
и ответственность за непродуманные решения, как тех, кто пользуется эти правом,
так и тех, кто его предоставляет.
Для
эффективного использования данного преимущества механизма налогообложения, от
участников налоговых отношений требуется значительный уровень проработки
предлагаемых и принимаемых финансово-хозяйственных и налоговых решений, с точки
зрения их возможных преимуществ и последствий, как для отдельного
хозяйствующего субъекта, так и для всей государственной экономики в целом.
Таким
образом, сформулируем требования к хозяйствующему субъекту, выполнение которых
поможет эффективно реализовать налоговую стратегию и тактику [2, c. 23].
1. Достаточный
уровень реализации условий налоговой вариантности в законодательстве;
Предлагаемый
спектр условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятий,
должен, с одной стороны, решать фискальную функцию государства, с другой
стороны, дать возможность хозяйствующему субъекту эффективно реализовывать
выбранную им стратегию.
2. Структурирование
условий налоговой стратегии в законодательстве, оперативное информирование
хозяйствующих субъектов о планируемых изменениях в данных условиях;
Налоговая
вариантность, с одной стороны, реализуясь во все большем количестве выборов для
предприятия, постоянно меняет свои проявления с целью оптимального совмещения
разнонаправленных целей государства, как по наполнению бюджета, так и по
развитию предпринимательского климата в стране. Это приводит к динамике
предоставляемых для предприятий условий налоговой стратегии, что осложняет
процесс формирования им комплекса мероприятий в налоговом направлении.
Необходимо постоянное структурирование условий к финансово-хозяйственным и
налоговым решениям предприятия, изложенных в законодательстве, а так же
предварительное информирование об изменениях в налоговых проектах. Это позволяет
предприятию осуществить самостоятельное движение в налоговых отношениях с
государством и повысить эффективность своей деятельности.
С другой
стороны, государство с рыночной экономикой, реализуя в своем законодательстве
налоговую вариантность, определяет допустимый перечень самостоятельных решений
предприятия, которые могут изменить величину налоговых платежей в бюджет.
3. Предприятие,
производя финансово-хозяйственные и налоговые решения, осуществляет выбор в
налоговом законодательстве элементов, формирующих его индивидуальную налоговую
нагрузку. Принятия данных решений, независимо от уровня осмысления их
воздействия на финансовое состояние предприятия, требует налоговое
законодательство и сама производственно-хозяйственная деятельность.
4. Налоговая
стратегия приводит хозяйствующий субъект к использованию отдельных элементов
налогового законодательства, определению границ юридических норм, видов и
элементов налогов, распространяющихся на деятельность данного предприятия. При рассмотрении
налоговой среды, в которой функционирует экономический субъект, возникает
понятие «режим налогообложения», как содержательная характеристика налоговой
стратегии предприятия. Он описывает, какие налоги платит предприятие в связи с
осуществлением хозяйственной деятельности, а также отдельные элементы этих
налогов. По разным налогам постоянные и переменные элементы могут быть
различные, но для большинства основных налогов к переменным элементам налогов
относятся: налогоплательщик, ставка налога, периодичность уплаты налога,
льготы. Режимы налогообложения предприятий могут различаться по переменным элементам
всех уплачиваемых налогов [3, c. 65].
В связи с
развитием налогового регулирования в законодательстве Российской Федерации,
перечень управленческих решений, имеющих налоговые последствия, расширяется,
как у самого налогоплательщика, так и его внешних партеров по хозяйственной
деятельности.
Принимать
данные решения без оценки налоговых последствий и мер по их оптимизации нельзя.
Многие
работы, посвященные процессу практической оптимизации налоговой нагрузки на предприятии
систематизируют управленческие решения, воздействующие на величину платежей в
бюджет.
Тактические
налоговые решения должны приниматься только с учетом действующих налогов,
возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового
законодательства.
Поэтому одной
из целей налоговой стратегии является сокращение влияния налоговой системы на
разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею
предоставляемых, с выгодой для бизнеса.
Налоговая
стратегия должна быть направлена не на простую минимизацию налогов, а на
снижение их негативного влияния на процесс принятия и изменения стратегических
и тактических предпринимательских решений.
В идеале
налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и
управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять
философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом
экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов,
оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических,
решений [9, c.
43].
Организации
необходимо понимание и того, что любые финансово-хозяйственные решения влекут
за собой налоговые последствия, часто противодействующие друг другу, и
вступающие в противоречие с первоначальными целями данных решений. Для организации,
с точки зрения развития бизнеса, финансово-хозяйственные решения первичны, а их
налоговые последствия вторичны. Именно поэтому для поддержания эффективности
хозяйствования предприятия, важна систематизация данных решений по видам
действий и их последствиям.
Наряду с
условиями налогового выбора финансово-хозяйственных решений, законодательство
содержит широкий перечень условий к самостоятельным налоговым решениям, также
требующим систематизации.
Решения
предприятия по выбору способов учета хозяйственных операций для целей
налогообложения и бухгалтерского учета представляют собой значительную
составляющую налоговой стратегии предприятия, предлагаемых законодательством.
Условия к
финансово-хозяйственным и самостоятельным налоговым решениям формируются не
только налоговым законодательством, но и законодательными актами
гражданско-правового характера, нормативными документами бухгалтерского учета.
В работе С.Л. Любавского
подчеркивается, что «...налоговым правом, регулируются льготы по налогам,
порядок предоставления отсрочек, рассрочек по налоговым платежам и,
соответственно, осуществляется воздействие на такие элементы налогов как налоговые
льготы и срок уплаты налогов [6, c. 21].
Гражданским
правом, регулируются гражданско-правовые сделки, формирующие различные объекты
налогообложения, и, соответственно, имеющие различные налоговые последствия. Формирование
учетной политики, в том числе в части регулирования затрат, при бухгалтерском
учете также оказывает влияние на объекты налогообложения».
Налоговый
учет в настоящее время является самостоятельной системой финансовых отношений,
регулируемой налоговым законодательством. Налоговый учет тесно связан с
бухгалтерским учетом, базируется на его данных, но имеет отличные от него цели
и задачи, методы получения данных и формы отчетности.
Необходимость
объединения самостоятельных налоговых и финансово-хозяйственных решений в
единый комплекс связано, с одной стороны, с возможностью варьирования решений в
рамках индивидуальных комбинаций, что позволяет произвести выбор из большего
количества возможных вариантов налоговых программ.
С другой
стороны, последствия комплекса действий в области налогообложения можно
соотнести с системой стратегических целей развития предприятия только при
исследовании максимально широкого перечня планируемых управленческих действий
[18, c.
38].
Сложность
процесса оценки последствий от решений налогового выбора состоит в том, что она
должна производится комплексно. Кроме того, многие финансово-хозяйственные и
налоговые решения при одновременном осуществлении могут давать противоположные
результаты. «Выявлен неоднозначный характер влияния многих методов налогового
планирования и элементов учетной политики на налоговую нагрузку: снижение одних
налогов или отсрочка их уплаты приводит к увеличению других налогов».
Предприятие
может осуществлять налоговый выбор без взаимосвязи с системой целей, с
частичным их влиянием на процесс, или с осознанно выстроенной взаимосвязью. К
сожалению, в Российской Федерации сегодня распространена практика использования
предприятием налоговой стратегии в отрыве от стратегических целей развития, что
приводит к неоправданным финансовым потерям и замедлению темпов экономического
роста хозяйствующего субъекта.
Изменить это
возможно только при переосмыслении субъектами бизнеса своей роли в налоговых
отношениях с государством, и более эффективном планировании комплекса
управленческих действий в единой системе планов. Единство системы планов
предприятия предполагает разработку «дерева целей» и выбор приоритетов в
развитии, которые необходимо трансформировать в целевые показатели, имеющие
финансовую оценку. Это позволит выстроить взаимосвязь системы планов, в том
числе и в области налогообложения. Единые целевые показатели должны стать
ориентиром при разработке комплекса действий в области налогообложения.
Производя
процесс формирования стратегической программы в области налогообложения, важно
выбрать из максимально широкого перечня условий налоговой вариантности в
законодательстве, комплекс возможных решений, соответствующий целям
хозяйствования отдельного предприятия. Основным решением данной проблемы может
стать процесс формирования предприятием единой налоговой программы, как
составной части его системы планов [20, c. 32].
Программу
действий предприятия в области налогообложения можно определить, как документ,
включающий в себя стандартный (типовой) перечень финансово-хозяйственных и
самостоятельных налоговых решений предприятия, как координаты будущего
налогового выбора, соответствующего единой системе целей предприятия, а так же
рекомендации по совершенствованию внутренней инфраструктуры налогового
планирования, его поддерживающей.
Таким образом,
сформулируем требования к хозяйствующему субъекту, выполнение которых поможет
ему эффективно реализовать налоговую стратегию:
·
непрерывное
исследование динамичной структуры условий налогового выбора в законодательстве
и их последствий. Без их четкой классификации предприятию нельзя сформировать
полноценную программу действий в налоговых отношениях, а также эффективно
произвести налоговый выбор, учитывающий всю совокупность факторов хозяйственной
деятельности субъекта.
·
формирование
предприятием в рамках процесса планирования перечня целевых финансовых
показателей, отражающих стратегические задачи развития хозяйствующего субъекта.
Таким
образом, можно сделать вывод, что для предприятия важно осознать, что налоговая
стратегия и тактика - это не отдельные управленческие решения, с теми или иными
налоговыми последствиями, а проведение последовательно и целенаправленно
комплекса налоговых и финансово-хозяйственных решений. Именно комплекс
проработанных и взаимосвязанных управленческих решений в результате может
привести предприятие к формированию оптимальной величины налоговых обязательств
перед государством и достичь целевых показателей стратегии развития
предприятия.
Налоговая
стратегия представляет собой совокупность условий в налоговом законодательстве,
предоставляющих предприятию возможность самостоятельного права выбора налоговых
отношений с государством (или, если сформулировать данное понятие несколько
иначе - это перечень условий налогового выбора для предприятия в законодательстве)
[19, c.
50].
Раскрытие
особенностей реализации налоговой стратегии является основой подхода к
формированию налоговой тактики предприятия в системе внутрифирменного
планирования. Средством решения данных проблем может стать новый подход к
формированию налоговой стратегии предприятия в системе внутрифирменного
планирования.
Разработка
налоговой стратегии и ее реализация при соответствующем
теоретико-методологическом, организационно-правовом и инструментарном
сопровождении позволит смягчить воздействие внешней среды на текущие и
перспективные условия функционирования предприятия, обеспечить равновесие между
фискальной и регулирующей функциями налогов, тем самым, в конечном счете, будет
способствовать повышению эффективности действия стимулирующей роли налоговой
системы.
2. Оценка
эффективности налоговой стратегии и тактики ООО «Агроторгсервис»
2.1
Характеристика деятельности ООО «Агроторгсервис»
ООО "Агроторгсервис"
представляет собой предприятие осуществляющее закупку и оптово-розничную
реализацию запчастей к тракторам, комбайнам и сельхозмашинам, автомобилям ЗИЛ,
КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также полнокомплектной техники. Существуя на рынке с 1996 г.,
ООО "Агроторгсервис" приобрело широкий круг клиентов и надежных
поставщиков.
ООО "Агроторгсервис"
является дистрибьютором ОАО «Гидросила» (Кировоград), ОАО «МЗТГ»,
ЗАО «Лозовский завод «Трактородеталь», официальным дилером «Комбайнового
завода «Ростсельмаш», ООО «Четра» (Чебоксары), ООО «Электром»
(Чебоксары), ЗАО «Металлорукав» (Москва), ООО «Стапри», ООО «Уральский
механический завод», ЗАО «Аверс», ООО «Автомат» (Львов), ПП «Новатор»
(Ташкент), ООО «Тульский патронный завод», ОАО «Симферопольсельмаш»,
ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ЗАО «АЗПИ», субдилером
"Костромского завода Мотордеталь", «Оренбургского радиаторного
завода».
Поставляя
продукцию прямо с заводов, предприятие гарантирует высокое качество, сохраняя
при этом доступные цены.
ООО "Агроторгсервис"
постоянно расширяет географию представительств в регионах. Сегодня продукцию
можно получить как на складах в Москве и Санкт-Петербурге, так и в городах
Чебоксары, Воронеж, Бобров, Россошь, Волгоград, Липецк, Армавир, Цимлянск и
Новосибирск.
Клиентами
предприятия являются многие агроснабы, ремзаводы, крупные региональные фирмы,
фермерские хозяйства, частные предприниматели от Калининграда до Сахалина.
Стабильное развитие предприятия стало возможны благодаря стабильности,
оперативности, доступности цен, квалифицированность менеджеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|