бесплатные рефераты

Налоговое планирование на малых предприятиях

В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, согласно ст. 363.1 НК РФ, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Земельный налог. Относится к местным налогам и введен в НК РФ Федеральным законом от 29 ноября 2004 № 141-ФЗ.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база (ст. 390 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности можно посмотреть в ст.392 НК РФ.

Согласно ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст.394 НК РФ).

С налоговыми льготами по данному виду налога можно ознакомиться в ст. 395 НК РФ.

Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу (ст. 398 НК РФ).

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Как можно заметить, ОРНО применяемая крупными и средними (и малыми по выбору) предприятиями очень обширна по содержанию и имеет множество своих особенностей, в зависимости от отрасли, размера и др. характеристик объекта налогообложения.

2.2 Упрощенная система налогообложения (УСНО)

Пунктом 1 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Прежде всего, рассмотрим, кто же попадает под определения организации и индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ:

организации — это:

·                    юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·                    иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

·                    международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Никакие другие субъекты права не могут относиться в целях применения НК РФ к организациям (например, простое товарищество не относится к организациям в целях применения НК РФ, так как не является юридическим лицом);

·                    индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, согласно тому же п. 2 ст. 11 НК РФ это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку целью введения упрощенной системы налогообложения являлось сокращение налоговой нагрузки прежде всего на малый бизнес, законодательством предусмотрен ряд ограничений на применение данного режима. Возможно, таким образом отчасти осуществляется принцип прогрессивного налогообложения, до сих пор не получивший широкого распространения в российском налоговом праве: субъекты малого предпринимательства имеют возможность платить меньше налогов как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем представители крупного бизнеса. Кроме того, процесс перехода на упрощенную систему связан с определенными условиями, установленными ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в том случае, если по итогам 9 месяцев (январь — сентябрь) того года, в котором она подала заявление о переходе, доход от реализации не превысил 15 млн. руб. (без учета НДС). Для индивидуальных предпринимателей в гл. 26.2 НК РФ ограничения по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлены. При соблюдении условий, установленных ст. 346.12 и 346.13 гл. 26.2 НК РФ, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения вне зависимости от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период. Однако и индивидуальным предпринимателям, и организациям следует помнить, что согласно п. 4 ст. 346.13НК РФ доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенный налоговый режим, умноженные на индекс-дефлятор ( согласно Письму Минфина РФ от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/38 на 2008 г. определен в размере 1,34), не могут превысить 20 млн. руб. в год. Иначе они будут обязаны перейти на общую систему налогообложения.

Итак, одним из условием перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций служит критерий дохода от реализации. В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов (метод начисления или кассовый метод) выручка от реализации признается в порядке, установленном ст. 271 или ст. 273 НК РФ.

Еще одним условием, имеющим отношение к капиталу организаций, является критерий остаточной стоимости основных фондов и нематериальных активов, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ она не должна превышать 100 млн. руб. на 1 -е число месяца, в котором было подано заявление о переходе на упрощенную систему. Отметим, что законодательство не предусматривает подобных ограничений на имущество индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, необходимо соблюдение критерия средней численности работников организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;

13) бюджетные учреждения;

14) иностранные организации.

Объектом налогообложения, согласно ст. 346.14 НК РФ признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения выбирает сам налогоплательщик, за исключением случаев, предусмотренных п.3 этой статьи. При определении объекта налогообложения налогоплательщик учитывает следующие доходы (ст.346.15 НК РФ) : доходы от реализации ( согласно статье 249 НК РФ); внереализационные доходы ( согласно ст. 250 НК РФ). Он может уменьшить их на величину следующих расходов ( ст. 346.16 НК РФ): расходы на основные средства (приобретение, сооружение и достройка); на нематериальные средства; арендные платежи; материальные расходы; расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности; расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества; расходы на рекламу; расходы на обеспечение пожарной безопасности и другие расходы согласно данной статье. Следует иметь в виду, что в отличие от общей системы налогообложения, где перечень затрат, включаемых в расходы для целей налогообложения, является открытым при соблюдении требований ст. 252 НК РФ, перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым. То есть организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшить доходы от предпринимательской деятельности только на те расходы, которые непосредственно предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Никакие другие затраты в качестве расходов рассматриваться не могут. И согласно ст.346. 14 НК РФ, объект налогообложения не может меняться в течение 3 лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Исчисленные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).

Исчисленные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам Налогового периода. В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов -15%.

Таким образом, за три отчетных периода (1 квартал, полугодие и девять месяцев) уплачиваются авансовые платежи по единому налогу, а по итогам календарного года уплачивается налог с учетом уплаченных авансовых платежей.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная налогоплательщиками за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Надо сказать, что малые предприятия применяющие УСНО согласно ст.346.24 для целей исчисления налоговой базы по налогу налогоплательщики должны вести специальную книгу учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утвержден Министерством финансов РФ. Для перехода на УСНО налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения (для ИП – по месту жительства) с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на УСНО.

Одним из актуальных вопросов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, является вопрос о необходимости восстановления сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения.

До 01.01.2006 этот вопрос не был урегулирован законодательно. Представители налоговых органов требовали от организаций и индивидуальных предпринимателей, переходивших на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать принятый к вычету НДС. Организации и предприниматели обращались в арбитражный суд. И арбитражная практика подтвердила, что НК РФ не предусматривает обязанности восстанавливать НДС в данной ситуации (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2004 № 15511/03).

Однако Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в Налоговый кодекс РФ были внесены существенные изменения, касающиеся порядка исчисления НДС. Эти изменения коснулись и организаций и предпринимателей, которые переходят с общего режима налогообложения на упрощенную систему. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. А в пункте 2 ст. 170 НК РФ названы, в том числе, и операции, осуществляемые лицами, не являющимися плательщиками НДС. Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не являются (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Таким образом, с 01.01.2006 при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо восстановить НДС, принятый к вычету, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, которые будут использоваться при применении упрощенной системы налогообложения.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

 

2.3 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Глава введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104 –ФЗ. Так как эта система применяется для отдельных определенных видов деятельности и, соответственно имеет очень ограниченное применение, рассмотрим основные аспекты этой системы очень кратко.

В соответствии с главой 26.3 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям правительственных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- оказание бытовых услуг;

-оказание ветеринарных услуг;

-оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию;

-оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

-определенных видов розничной торговли;

- распространение и размещение рекламы и др.( подробнее можно ознакомиться в ст. 346.26 НК РФ).

Как видно из перечня услуг – сфера применения этой системы налогообложения очень ограничена.

Уплата ЕНВД предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, а индивидуальных предпринимателей - от налога на доход физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД не являются так же плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Как и в случае с ЕСН, налогоплательщик при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежит обложению ЕНВД по каждому виду деятельности в отдельности. В этом случае он, должен вести раздельный учет имущества, обязательств и другие отчеты отдельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, другие виды деятельности, уплачивают налоги и сборы по данным видам в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Основой для исчисления данного вида налога является вмененный доход. Согласно ст. 346.27 НК РФ, вмененный доход –это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (ЕНВД), рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления ЕНВД является величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность согласно ст.346.27 НК РФ – это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Согласно этой же статье, существует два вида корректирующих показателей К1 и К2.

К1- устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде (на 2007 год этот показатель составлял 1,096 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 № 359)).

К2- корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и другие аспекты (подробнее – ст. 346.27 НК РФ).

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность согласно ст. 346.29 НК РФ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Уплата налога производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В случае, если за налоговый период у налогоплательщика происходит изменение физического, налогоплательщик учитывает это изменение с начала месяца , в котором произошли изменения, при расчете налога.

Налоговая ставка ЕНВД устанавливается равной 15% от величины вмененного дохода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период в соответствии с законодательством РФ вознаграждений своим работникам, а так же на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности. Но при этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более, чем на 50%.

Согласно ст. 346.33 НК РФ, суммы единого налога зачисляются на счет органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


2.4 Сравнительный анализ систем налогообложения

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) был введен Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Как известно, прибыль – это один из основных финансовых показателей любого предприятия на повышение или удержание которого на определенном уровне и направлена (косвенно или в явном виде) деятельность всего предприятия.

Менее чем через год Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ вводятся в ГК гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Нововведение направлено на снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, но некоторые из них так и не спешат переходить на «упрощёнку». В чем же причина? Так ли действительно хороша УСНО? Давайте попытаемся сравнить основную и упрощенную системы налогообложения по основным, наиболее значимым отличиям этих систем.

Для этого выделим основные преимущества и недостатки каждого из этих режимов налогообложения.

При общем режиме налогообложения юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет по традиционной системе учета; индивидуальные предприниматели - книгу учета доходов и расходов.

Достоинства общего режима:

·                    возможность освобождения от уплаты НДС при соблюдении критериев, установленных гл. 21 НК РФ;

·                    возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и других показателей;

·                    возможность использования вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг;

·                    возможность учитывать специфику деятельности, создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений;

·                    сокращенный объем бухгалтерской и статистической отчетности для малых предприятий;

·                    в зависимости от объема учетной информации возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных, для малых предприятий;

·                    возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах на протяжении всей деятельности предприятия;

·                    ведение учета в электронном виде в специализированных бухгалтерских программах, что значительно облегчает ведение учета и составление отчетности.

Недостатки:

·                    высокие затраты на ведение учета (в отличие от упрощенного режима налогообложения), большой объем налоговой отчетности;

·                    обязанность вести налоговый учет;

·                    возможность перехода на уплату единого налога на вмененный доход по всем или отдельным видам деятельности, как следствие, ведение раздельного учета доходов и расходов для разных систем налогообложения;

·                    увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения единого социального налога.

При упрощенном режиме налогообложения ведутся книга учета доходов и расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет основных среств.

Достоинства упрощенного режима:

·                    возможное снижение налоговой нагрузки;

·                    самый маленький объем налоговой отчетности и низкие затраты на ее составление;

·                    самые низкие затраты на ведение учета доходов и расходов;

·                    отсутствие обязанности составлять бухгалтерскую отчетность;

·                    возможное снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет отсутствия налога на добавленную стоимость, единого социального налога;

·                    с 2004 г. - возможность совмещать упрощенный режим и уплату единого налога на вмененный доход, что обеспечивает идентичность освобождений от уплаты налогов и сокращение затрат на их расчет;

·                    система оптимальна для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг для физических и юридических лиц, получивших освобождение от уплаты НДС;

·                    сокращенный объем статистической отчетности для малых предприятий.

Недостатки:

·                    отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом;

·                    необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение в качестве его плательщиков налогоплательщиков упрощенного режима налогообложения;

·                    необходимость отслеживать соблюдение показателей по критериям, дающим право применять упрощенный режим;

·                    возможность утраты права работать по упрощенному режиму налогообложения и, как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности;

·                    увеличение затрат на ведение учета, если налогоплательщик решит дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета. Возможное появление обязанности перехода на уплату единого налога на вмененный доход по одному или некоторым видам деятельности и, как следствие, переход на ведение раздельного учета доходов и расходов;

·                    невозможность открывать филиалы и представительства, осуществлять деятельность и торговлю товарами, запрещенными плательщикам упрощенного режима налогообложения.

 Общий режим налогообложения применяется чаще всего. Некоторые предприятия обоснованно считают, что, с точки зрения оптимизации налогообложения, этот режим для них наиболее приемлем, для каких-то он, наоборот, увеличивает затраты не только при уплате налогов, но и по ведению учета. Тем не менее часть предприятий продолжает работать по общему режиму налогообложения. Как правило, это связано с тем, что налогоплательщики общеустановленной системы налогообложения являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Экономические реалии таковы, что многие партнеры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками НДС, который у юридических лиц учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель перейдет на упрощенный режим налогообложения или станет плательщиком единого налога на вмененный доход, то, как следствие, утратит часть сферы своего бизнеса [31].

2.5 Понятие "оптимизация налогообложения"


В специальной литературе определения понятия "оптимизация налогообложения" у разных авторов являются весьма схожими.

Например: "Уменьшение налогов (налоговая оптимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей"[9].

Авторы данной работы выделяют также моральные, политические, экономические и технико-юридические причины минимизации налогообложения. Не будем вдаваться в анализ данных причин, которые, по нашему мнению, являются отчасти схожими с причинами уклонения от уплаты налогов. В указанной работе они описаны достаточно подробно.

Интересны мнения зарубежных исследователей о причинах возникновения оптимизации налогообложения, удачно подобранные А.Н. Козыриным, в соответствии с которыми законное или незаконное уклонение от уплаты налогов может происходить и по следующим соображениям: "...для многих граждан осознание налоговых обязанностей гораздо менее сильно, чем моральных. Для многих украсть у казны не значит украсть", а также: "...нельзя считать правонарушителем того, кто в сомнительных вопросах противостоит казне. Таким образом, представляется, что имеет место известное ослабление моральных принципов, когда дело касается налоговых обязательств" [9].

И.И. Кучеров считает, что оптимизацией налогообложения принято именовать "...уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов" [9].

Другие специалисты высказывают мнение, что "налоговое планирование можно определить как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств" [9].

В учебном пособии под редакцией С.Г. Пепеляева отмечается, что "налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств" [9].

С нашей точки зрения, оптимизация налогообложения - это реализация закрепленного в п.7 ст.3 части первой НК РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств .

Как видим, специалисты используют несколько терминов, определяющих понятие "оптимизация налогообложения". Это еще и "минимизация", и "налоговое планирование", и "налоговая экономия". Необходимо уяснить, являются ли названные термины идентичными, для того чтобы оперировать ими в данной работе.

С нашей точки зрения, термины "оптимизация налогообложения", "налоговое планирование" и "налоговая экономия" в принципе идентичны, с той лишь разницей, что налоговое планирование можно рассматривать как определенное действие, являющееся частью более широкого понятия "оптимизация налогообложения". В то же время некоторые специалисты отмечают, что термин "минимизация налогов" может быть истолкован в несколько другом смысловом значении, чем "оптимизация налогообложения".

Это объясняется тем, что оптимизация налогообложения - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Поэтому мнение о том, что оптимизация налогообложения проводится только с целью максимального законного снижения налогов и потому ее часто называют налоговой минимизацией, не совсем корректно.

Тогда почему бы не создать такую схему работы организации, при которой налоги будут минимальны? Существует некая усредненная статистическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработаны поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных и описывают работу предприятий и организаций.

В практике аудиторских и консультационных компаний часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ