бесплатные рефераты

НДС в России


2. Действующая система исчисления и уплаты НДС в России


2.1 Плательщики налога


По законодательству РФ (ст.143 НК РФ) плательщиками налога выступают абсолютно все предприятия независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и иностранные юридические лица.

Кроме того, уплату налога производят лица, определяемые Таможенным кодексом РФ в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Статьей 143 не включены в круг налогоплательщиков налоговые агенты, но им следует удерживать и уплачивать в бюджет НДС за своих поставщиков в определенных законом случаях (ст. 161 НК РФ). Соответственно они должны представлять отчетность в налоговые органы по данным операциям, хотя сами могут и не являться плательщиками НДС.

Определив круг плательщиков НДС, можно выявить и те субъекты хозяйственной деятельности, которые не являются плательщиками НДС. К ним относятся хозяйствующие субъекты, работающие в специальных налоговых режимах.

Возможность введения таких режимов предусмотрена статьей 18 НК.

Во-первых, не платят НДС организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности введена Федеральным Законом от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах»

Причем, занимаясь другими видами деятельности, не облагаемыми ЕНВД, они являются плательщиками НДС по этим видам деятельности.

Также не являются плательщиками НДС организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая также введена Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ.[9]

Не являются плательщиками НДС и сельскохозяйственные предприятия, использующие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), которая введена Федеральным законом от 29 декабря 2001 года № 187-ФЗ «О внесеннн изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах»

Субъекты хозяйственной деятельности, не являющиеся плательщиками НДС, не ведут бухгалтерский учет и не сдают налоговую отчетность по НДС, не выписывают своим покупателям счетов-фактур и не выделяют суммы НДС отдельной строкой в расчетных документах.

Но при этом они не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и уплаты НДС по операциям:

аренды государственного или муниципального имущества;

покупки товаров (работ, услуг) на территории России у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России.


2.2. Объект налогообложения

Что касается объекта налогообложения, то в целях упрощения системы расчетов объектом налогообложения для предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров, работ или услуг, включающий также и стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат. Выделение налога на собственно добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается механизмом уплаты налога, при котором в бюджет перечисляется лишь разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам. В итоге вся сумма налога, соответствующая полной стоимости продукции, взимается с ее конечного потребителя, не затрагивая напрямую интересов ни производителей, ни торгово-сбытовых посредников за исключением необходимости для них дополнительного увеличения оборотных средств в целях кредитования на некоторый период сумм налога, уплачиваемых поставщикам (поскольку эти выплаты, естественно, предшествуют получению налога с потребителей).[10] Процесс прохождения товара через ряд предприятий от получения сырья до конечного потребителя готовой продукции и расчетов по НДС между бюджетом и участвующими предприятиями представлен схемой № 1


Предприятие розничной торговли уплачивает в бюджет НДС с разницы между ценой реализации (включая НДС на всю стоимость реализованного товара) и ценой приобретения (включая сумму НДС, уплаченную поставщикам). Таким образом, оно компенсирует свои затраты на уплату НДС поставщикам (в составе исключенной из налогооблагаемого оборота цены приобретения) и фактически, как и все остальные предприятия, вносит в бюджет лишь разницу между суммой НДС, полученной от покупателя и суммой НДС, уплаченной поставщику.

В итоге в бюджет поступает НДС в сумме НДС=НДС5, полностью оплаченной потребителем.

Объекты обложения НДС определены в статье 146 НК РФ. Ими признаются::

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях обложения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них перешло от продавца к покупателю (от исполнителя к заказчику).

Есть операции, которые не признаются реализацией и, следовательно, НДС не облагаются. Эти операции перечислены в пункте 3 статьи 39 и в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса.

Посредники платят НДС только со своего комиссионного вознаграждения (с суммы дохода, полученного в результате выполнения посреднического договора).

При этом вознаграждение посредника облагается НДС по ставке 18% (независимо от того, какие товары (работы, услуги) он продает по посредническим договорам - облагаемые НДС либо освобожденные от налога).

Исключение составляют следующие ситуации:

предоставление в аренду на территории России помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России;

реализация медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

реализация ритуальных работ и услуг, похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

реализация изделий народных художественных промыслов (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

При реализации этих товаров (работ, услуг) НДС не платят как сами производители, так и посредники[11].

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

Данная ситуация возникает, в частности, тогда, когда купленные товары фирма не продала, а использовала для собственных нужд (например, для оформления витрины своего магазина или обустройства офиса). Или рабочие вспомогательного производства отремонтировали имущество, находящееся на балансе фирмы.

В таких случаях НДС нужно платить, если расходы, связанные с покупкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль (ст.146 НК РФ).

Проиллюстрировать данную ситуацию можно на следующем примере:

В ноябре 2003 года рабочие вспомогательного производства ОАО "Строймаш" отремонтировали находящееся на балансе предприятия здание оздоровительного комплекса.

Ситуация 1

Оздоровительный комплекс, числящийся на балансе "Строймаша", получает доходы за счет продажи абонементов населению (в том числе и работникам предприятия). Расходы на ремонт оздоровительного комплекса уменьшают получаемые им доходы (то есть учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли предприятия).

Следовательно, стоимость произведенных ремонтных работ НДС не облагается.

Ситуация 2

Оздоровительный комплекс, числящийся на балансе "Строймаша", финансируется за счет собственных средств предприятия. Работники "Строймаша" пользуются его услугами бесплатно. Следовательно, расходы на ремонт оздоровительного комплекса налогооблагаемую прибыль предприятия не уменьшают.

А раз так, со стоимости выполненных работ нужно заплатить НДС.

Налог нужно заплатить исходя из тех цен, по которым фирма продавала идентичные товары (выполняла аналогичные работы, услуги) в предыдущем налоговом периоде. Если же в это время таких продаж у фирмы не было, налог придется рассчитать исходя из рыночных цен[12].

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Все расходы по строительно-монтажным работам для собственных нужд фирмы облагаются НДС (п.1 ст.146 НК РФ). Налог начисляют после того, как строительство закончено и построенное здание принято на учет. Если право собственности на него надо зарегистрировать, НДС начисляют после государственной регистрации.[13]

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если организация ввозит товары на территорию России, на таможне нужно заплатить НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (они перечислены в ст.150 НК РФ).

Налоговая база по НДС определяется как сумма:

таможенной стоимости этих товаров;

уплаченной таможенной пошлины;

суммы уплаченного акциза (если фирма ввозит подакцизные товары).

Таможенная стоимость товаров определяется в таком же порядке, как и для расчета таможенных пошлин.

Основным объектом обложения НДС остается реализация на территории РФ товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот это сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, выполненного объема работ или услуг, - перечисленных авансов, процентов по товарному кредиту и т.д. В ст. 153 – 161 НК РФ детально прописаны особенности определения облагаемого оборота и налоговой базы в зависимости от условий реализации.

Сейчас объектом налогообложения признается и передача имущественных прав. Однако не во всех случаях передача имущественных прав будет являться объектом налогообложения.

Природа имущественных прав определяется ГК РФ, Законом СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 «Об изобретениях в СССР», Законом СССР № 2328-1 от10 июля 1991 г. «О промышленных образцах», Законом РФ № 3517-1 от23 сентября 1992 г. «Патентный закон РФ».

Согласно вышеуказанным актам к передаче имущественных прав относятся следующие объекты:

передача имущественных прав на жилье и прочее имущество;

передача имущественных прав на использование изобретения;

промышленного образца;

полезной модели.[14]

Изменения коснулись и порядка обложения налогом на добавленную стоимость полученных предприятием денежных средств в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты реализованных товаров (работ, услуг) облигациям и векселям, а также процентам по товарному кредиту.

Теперь такие доходы облагаются НДС только в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периоды, за которые производится расчет процента.

Еще одно нововведение касается налогообложения операций по переуступке права требования (дебиторской задолженности).

С момента вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 года) и до 1 января 2001 года действовали следующие правила. При заключении договора об уступке дебиторской задолженности объект обложения НДС возникал у первоначального кредитора. Такая ситуация складывалась, если эта задолженность была связана с расчетами по оплате облагаемых НДС товаров, работ или услуг и если обязанность по уплате НДС у этого кредитора не возникала еще раньше при отгрузке (в случае применения учетной политики для целей налогообложения «по отгрузке»). Налоговая база определялась по стоимости товаров вне зависимости от суммы уступки долга.

Операции по дальнейшей переуступке долга объектом обложения НДС не являлись, поскольку имущественные права не являлись объектом обложения НДС (п. 2 ст. 38 НК).

С вводом в действие главы 21 НК РФ операции по переуступке требования трактовались статьей 155 НК как финансовая услуга (хотя это явным образом противоречило ГК РФ) и входили в облагаемый НДС оборот. Налоговой базой при этом являлась сумма превышения сумм дохода от реализации права требования над суммой затрат по его приобретению (п. 3 ст. 154 НК). После того, как имущественные права стали признаваться объектом налогообложения, все встало на свои места.


2.3 НДС при ведении облагаемой и не облагаемой налогом деятельности


Достаточно часто при ведении хозяйственной деятельности предприятия одновременно осуществляют реализацию отваров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Вопросы учета НДС при осуществлении деятельности, облагаемой и не облагаемой этим налогом изложены в п. 4 ст. 149, 170 НК РФ и пункте 43 Методических рекомендаций по применению гл.21 НК РФ

Согласно этих статей, чтобы получить льготу по уплате НДС налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов по облагаемым и необлагаемым видам деятельности.

Это одно из основных требований, когда НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), принимается к вычету. Но из этого правила есть исключения. Речь идет о тех товарах (работах, услугах), которые используются в операциях, не облагаемых НДС. Что же это за операции?

Во-первых, реализация товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС регулируется статьей 149 НК РФ.

Она структурно состоит из трех блоков.

В первом блоке (п. 1,2) объединены операции, которые освобождаются от налогообложения в безусловном порядке и независимо от воли налогоплательщика, совершающего такие операции.

Во втором блоке (п. 3) собраны операции, освобождение которых от налогообложения не является обязательным для налогоплательщика, совершающего такие операции. Ему принадлежит право отказаться от освобождения или согласиться с ним.

В третьем блоке (п. 4-7) устанавливается порядок ведения учета по операциям, освобождаемым от налогообложения, и разъясняются другие «технические» моменты.

Так, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и в то же самое время он осуществляет операции, освобождаемые от налогообложения, то на него возлагается обязанность вести раздельный учет по этим операциям. Такое требование связано, в частности, с тем, что применительно к тем или иным операциям законом предусматриваются разные правила в отношении возмещения (принятия к вычету) «входящего» налога, который в зависимости от этих обязательств может приниматься к вычету в полном объеме или вовсе не приниматься к вычету, а относиться в соответствии со ст. 170 НК на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Особо следует подчеркнуть, что в формулировке п. 4 норма о раздельном учете является более емкой и жесткой по сравнению с действовавшим ранее в силу закона о НДС требованием вести раздельный учет затрат на производство и реализацию продукции, облагаемой и не облагаемой НДС, поскольку по существу предписывает вести два как бы независимых вида учета, в каждом из них в полном объеме отражая расходные и доходные операции, а также все связанные с ними сделки. По-видимому, из-за этой учетной нормы значительному числу налогоплательщиков пришлось проанализировать принятую ими систему учета. Вполне возможно, что в отдельных случаях налогоплательщики приняли решение отказаться от освобождения от налогообложения отдельных операций, исходя из оценки стоимости организации раздельного учета. Такую оценку проводить, по-видимому, совершенно необходимо, если налогоплательщик время от времени предполагает менять налоговые режимы в отношении отдельных совершаемых им операций.

Во-вторых, реализация товаров (работ, услуг) вне территории России. В каких случаях Россия считается местом реализации, а в каких - нет, определено в статьях 147 и 148 Налогового Кодекса.

В-третьих, реализация товаров (работ, услуг) в рамках деятельности, переведенной на единый налог на вмененный доход, а также лицами, перешедшими на "упрощенку" или освобожденными от уплаты налога по статье 145 НК РФ.

В-четвертых, передача товаров (работ, услуг), которая в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС. Примером может служить передача имущества в уставный капитал другого предприятия.

НДС по имуществу, работам и услугам, приобретенным для производства и реализации перечисленных товаров (работ, услуг), к вычету не принимается. Он включается в стоимость этого имущества, работ и услуг (п.2 ст.170 НК РФ). Данное правило относится в том числе к основным средствам и нематериальным активам.

Если налогоплательщик совершает только не облагаемые НДС операции, вести раздельный учет "входного" налога не нужно. Вся сумма уплаченного налога включается в стоимость приобретенного имущества, работ и услуг. Но такая ситуация - большая редкость. В большинстве же случаев наряду с необлагаемыми операциями присутствуют и "обычные" – облагаемые. И здесь раздельный учет необходим.

При раздельном учете имущество, работы и услуги, используемые в облагаемых операциях, учитываются отдельно от тех, которые используются в необлагаемых операциях. Отдельно учитывается и «входной» НДС по ним.

Сумма налога, принимаемая к вычету, и сумма налога, включаемая в стоимость, «определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период».

И при этом не имеет значения перешло ли право собственности покупателю.

За какой период (месяц или квартал) нужно рассчитывать эту базу? За тот, в котором было приобретено имущество (работы, услуги), предназначенное как для облагаемых, так и необлагаемых операций.

Что грозит организации, которая осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции, но не ведет раздельный учет «входного» налога? Она потеряет право на его вычет. Эту сумму нельзя будет и включить в расходы. Так установлено в пункте 4 статьи 170 Кодекса. Иными словами, заплатить поставщику НДС придется за счет собственных средств[15].

Однако из правила об обязательном ведении раздельного учета есть одно исключение. Оно предусмотрено все тем же пунктом 4 статьи 170 НК РФ. В нем записано следующее: «Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство». В этом случае весь НДС, уплаченный поставщикам, можно принять к вычету.

Такая привилегия распространяется только на производственные предприятия. Причем для расчета пятипроцентного порога они должны учитывать не только прямые, но и косвенные расходы, распределенные между отдельными видами и партиями продукции по правилам бухгалтерского учета (иного порядка в Кодексе нет). Для торговых организаций, реализующих как облагаемые, так и не облагаемые товары, раздельный учет обязателен.

Рассмотрим конкретную ситуацию.

Предположим, розничная торговля переведена на уплату ЕНВД. В этой связи реализация товаров в розницу освобождена от НДС. Если же фирма наряду с розничной занимается еще и оптовой торговлей, то суммы «входного» налога по товарам для розничной торговли включают в стоимость приобретенных товаров. А НДС, уплаченный поставщикам при покупке товаров, предназначенных для оптовых продаж, можно принять к вычету.

А как быть, если заранее неизвестно, какие товары будут реализованы в розницу, а какие оптом? Так как НК РФ устанавливает требование по ведению раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций, то этот учет налогоплательщикам необходимо организовать самостоятельно. Однако, как неоднократно отмечали арбитражные суды, законодательно форма и порядок ведения раздельного учета нигде не закреплены.

В связи с этим правомерно записать в учетной политике организации, что возместить «входной» НДС можно по всем купленным товарам в момент их принятия учету, а затем восстановить сумму «входного» НДС по товарам, фактически переданным в розничную сеть, освобожденную от НДС в связи с переводом ее на уплату ЕНВД. Такой вывод приведен в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2002 года по делу № А33-1673. Кроме того, суд отметил, что действующим законодательством не установлен конкретный порядок ведения раздельного учета при осуществлении нескольких видов деятельности.

На необходимость восстановления ранее возмещенного из бюджета НДС по остаткам товаров при переходе с деятельности, облагаемой НДС, на ЕНВД обращено внимание в письме МНС РФ от 30 октября 2002 года № 03-1-09\2827\13-АЛ095.

На практике имеют место факты, когда приобретенные ресурсы используются одновременно в операциях как облагаемых, так и не облагаемых НДС, и тогда определить степень использования имущества практически невозможно. В этом случае пункт 4 ст. 170 НК предлагает следующее решение. Нужно распределить «входной» НДС по такому ресурсу между облагаемой НДС продукцией и льготируемой. Расчет производят исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров (работ, услуг). Другими словами, определяется пропорция и на ее основании рассчитывают налог, который можно возместить из бюджета[16].


2.4 Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика


Первоначально предполагалось, что постановка на учет и, соответственно, последующие учет налогоплательщиков НДС и контроль за правильностью уплаты ими этого налога должны осуществляться отдельно от общих мероприятий по налоговому учету (предусмотренных ст. 83 и 84 НК) и налоговому контролю (гл. 14 НК).

Такая специальная постановка на учет применительно к отдельному налогу для российских организаций и индивидуальных предпринимателей вряд ли целесообразна, поскольку не дает никаких организационных или административных преимуществ ни налогоплательщикам, ни налоговым органам. Она была оправдана, если бы отдельные категории налогоплательщиков не признавались налогоплательщиками в части НДС или некоторые категории налогоплательщиков НДС не являлись бы налогоплательщиками в отношении всех других налогов. В полной мере все сказанное относиться к иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства. Специальная постановка на учет в качестве налогоплательщиков НДС имеет смысл только для иностранных организаций, не имеющих в России постоянных представительств, но получающих доходы от источников в РФ. Она же может быть полезна для иностранных организаций, имеющих «некоммерческие» постоянные представительства, которые не используются для выполнения контрактов, извлечения прибыли или совершения каких-либо операций, подлежащих налогообложению на территории России. В соответствии со ст. 83 и 84 НК такие иностранные организации ставятся на учет в налоговых органах в специальном порядке, устанавливаемом МНС[17].

Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах, при возникновении у них объекта налогообложения не имеют возможности уплачивать НДС в общем порядке. Они платят налог с получаемых в России доходов и другие налоги через своих налоговых агентов, обязанных удерживать из выплачиваемых ими в пользу этих организаций доходов и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога. В общем случае эта же схема будет применяться и в отношении исполнения обязанности по уплате НДС. Однако при реализации этой схемы в бюджет будет уплачена вся сумма «выходящего» для налогоплательщика («входящего» – для налогового агента) НДС, что не позволит иностранной организации использовать право на вычет своего «входящего» налога, если, например, эта иностранная организация перепродает какой-то товар, ранее приобретенный на территории России с налогом. Чтобы избежать таких негативных последствий и обеспечить справедливый налоговый режим, иностранная организация вправе встать на учет в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика одного лишь налога на добавленную стоимость.

НК РФ такую возможность встать на учет в качестве налогоплательщиков НДС предоставляет только иностранным организациям, имеющим постоянные представительства в России. Все другие нормы, содержащиеся ранее в НК и предусматривающие специальную постановку на учет всех налогоплательщиков, исключены из него еще до того, как они были введены в действие, но общий порядок постановки на учет обязателен для всех налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года российские налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, местонахождению ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то она обязана встать на учет в налоговом органе как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения. Но уплата налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, осуществляется централизовано, то есть по местонахождению головного подразделения предприятия.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган соответственно по местонахождению или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

После подачи документов, налоговая инспекция присваивает предприятию ИНН, КПП и выдает два свидетельства:

о постановке на учет в налоговой инспекции;

о постановке на учет в качестве плательщика НДС (форма свидетельств утверждена приказом МНС России от 31 октября 2000 года № БГ-3-12/375)[18]

Иностранные организации имеют свои особенности постановки на налоговый учет в России, установленные приказом МНС России от 7 апреля 2000 года № АП-3-06/12 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций».

В случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. В этом случае иностранная организация будет самостоятельно уплачивать НДС в том же порядке, что и российские предприятия.

В случае если период деятельности иностранной организации в России не превышает 30 календарных дней в году, то такая организация должна направить уведомление:

в налоговый орган по месту осуществления деятельности;

в Министерство РФ по налогам и сборам.

В этом случае иностранная организация будет также являться плательщиком НДС. Но уплачивать сумму налога за нее будут те предприятия или предприниматели, которые приобретают у нее товары, работы, услуги, выступая в роли налогового агента[19].

При этом, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе в любом случае независимо от того, появляется у них обязанность по уплате налога или нет.

Что ждет организацию или предпринимателя, если на налоговый учет они все-таки не встали?

Статьями 116 и 117 НК РФ установлены налоговые санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе.


2.5 Освобождение от уплаты НДС


Глава 21 НК РФ (ст. 145) ввела в действие принципиально новый механизм по освобождению от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК).

При этом необходимо выполнить два условия.

Первое – объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению, не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС.

Второе – отсутствие оборотов по реализации подакцизной продукции и подакцизного минерального сырья

Для расчета налоговой базы в целях освобождения от уплаты НДС берется выручка как облагаемых, так и необлагаемых товаров, работ, услуг, при этом не включается в расчет:

реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

передача товаров, работ, услуг без перехода права собственности (расходы для собственных нужд, которые не уменьшают базу по прибыли, по хозспособу);

операции, осуществляемые налоговыми агентами;

реализация в рамках специальных налоговых режимов.

Чтобы получить право на освобождение, необходимо до 20-го числа месяца, начиная с которого будет получено освобождение, представить в налоговый орган письменное уведомление и следующие документы.

выписку из бухгалтерского баланса (для предпринимателей выписку из книги учета доходов и расходов хоз. операций);

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Налоговая инспекция может также по своему усмотрению потребовать дополнительные документы.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 месяцев.

При этом до истечения 12 месяцев налогоплательщик не имеет права добровольно отказаться от полученного освобождения. Не распространяется такое освобождение на обязанности по уплате НДС, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Также не действует освобождение при выполнении обязанностей налогового агента.

В то же время при наличии такого освобождения не облагаются НДС все операции, являющиеся объектом обложения в соответствии с пунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

К ним относятся, например, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд и т.д. Также не будет уплачиваться НДС и с денежных средств, полученных предприятием и связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162 НК), - с авансов, с сумм процентов по товарному кредиту и других.

Получив освобождение, налогоплательщик, тем не менее, обязан представлять в налоговый орган декларации по НДС, оформлять счета-фактуры (в них ставится указание «Без НДС»), вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу продаж.

С этой точки зрения налогоплательщик, получивший освобождение по НДС, отличается от субъектов, не являющихся плательщиками данного налога. Поэтому термин «освобождение от обязанностей налогоплательщика» является не совсем точным смысловым отражением ситуации. Представляется, что более правильным этот механизм налогового права следовало бы назвать «освобождение от обложения НДС».

В случае превышения объема выручки от реализации в 1 млн. рублей за любые три последовательных календарных месяца освобождение автоматически перестает действовать с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение, и до окончания срока действия полученного ранее освобождения. Например, если за август, сентябрь и октябрь выручка от реализации превысила 1 млн. рублей без НДС, то освобождение перестает действовать с 1 октября. Суммы налога за октябрь подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

С точки зрения практической реализации этого требования можно отметить следующее. Ясно, что факт превышения объема выручки обнаружится организацией или предпринимателем по окончании октября, уже в ноябре. Поэтому потребуется переоформить все документы (договоры, счета, накладные, акты выполненных работ и услуг и т.п.), операции по реализации товаров (работ, услуг) за октябрь. Придется вносить в книгу покупок и бухгалтерские операции по учету «входного» НДС – он теперь будет приниматься к вычету из бюджета. А что делать с покупателями – ведь документы с указанием «Без НДС»уже им выставлены?

Налоговый кодекс не дает на это ответа[20].

В этом случае, следует: предъявить покупателю дополнительно счет-фактуру на сумму налога или отнести сумму налога на финансовый результат предприятия.

Освобождение от уплаты НДС имеет свои положительные стороны – уменьшение налогообложения на 18%. Но приобретая выгоду в одном, получаешь определенные неудобства в другом.

Следует отметить также, что освобождение от обязанности уплачивать налог на добавленную стоимость далеко не во всех случаях может рассматриваться как налоговая льгота или дополнительная привилегия, поскольку, получив освобождение от «выходящего» налога (то есть возможность отпускать без НДС товары или услуги своим покупателям), налогоплательщик не освобождается от «входящего» налога (который он в общем порядке должен уплачивать своим поставщикам). В таких условиях не подлежащие возмещению суммы «входящего» НДС утяжеляют себестоимость продукции у получившего «льготу» налогоплательщика и, соответственно, увеличивают отпускную цену производимой им продукции. Часто это означает, что такая продукция или услуги становятся дороже аналогичной продукции или услуг, предлагаемых лицами, уплачивающими налог в общем порядке. С учетом же того обстоятельства, что в общей схеме предусмотрена возможность возмещения или зачета налога, уплаченного при приобретении этих продукции или услуг, которая не может быть реализована при приобретении более дорогой «льготируемой» продукции, наделение налогоплательщика обязанностью применять столь своеобразную налоговую «льготу» может изначально приводить к тому, что он будет поставлен в заведомо худшие экономические условия. Вот почему в некоторых случаях предусмотрено право налогоплательщика отказаться от применения «льготного» порядка налогообложения в пользу применения общих правил.

Вышеуказанное объясняет, почему в новой редакции НДС термин налоговые льготы даже при освобождении налогоплательщика от уплаты налога отсутствует.

Также, получая освобождение от уплаты НДС, организация остается плательщиком НДС, и она обязана вести книгу продаж и книги покупок, выписывать счета-фактуры, подавать декларации.

Отрицательным моментом является восстановление НДС на дату перехода. Суммы налога, которые организация приняла к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК до даты приобретения права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, но не использованным до момента перехода, подлежат восстановлению. В последнем налоговом периоде, перед тем как отправить уведомление об использовании права на освобождение, организация уменьшает налоговые вычеты.

То есть если организация переходит на освобождение с 1 октября, то в декларации за сентябрь следует восстановить налог к уплате в бюджет.


2.6 Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)


Товары (работы, услуги) считаются реализованными на момент перехода права собственности на них от продавца к покупателю (от исполнителя к заказчику).

Чтобы правильно рассчитать НДС по реализованным товарам (работам, услугам), необходимо определить:

место реализации этих товаров (работ, услуг). Облагается только та реализация, которая произошла на территории России, а за ее пределами уже не облагается;

дату, когда налог должен быть начислен к уплате в бюджет.

сумму выручки от реализации;

ставку налога, по которой облагаются реализованные товары (работы, услуги);


2.6.1 Место и дата реализации товаров (работ, услуг)

Для определения объекта налогообложения существенную роль играет место реализации товаров, работ, услуг, поскольку налогообложению подлежит реализация на территории РФ. Такая, казалось бы, четкая формулировка, тем не менее, таит в себе много нюансов, на которые следовало бы обратить внимание.

Россия считается местом реализации товаров в двух случаях (ст.147 НК РФ).

1. Товар находится на территории России и не отгружается и не транспортируется.

Например, российская фирма ЗАО "Актив" имеет в собственности здание, находящееся в Архангельске. По договору купли-продажи "Актив" продал здание другой российской фирме. Поскольку здание находится на территории России, а при продаже не отгружается и не транспортируется, местом его реализации считается Россия.

Значит, с выручки от продажи здания нужно заплатить НДС.

Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России.

Ситуация 1

По договору купли-продажи российская фирма ЗАО «Актив» отгружает товары из Челябинска в Варшаву.

Поскольку в момент начала отгрузки товары находятся на территории России, местом их реализации является Россия. Следовательно, реализация этих товаров облагается НДС.

Однако при соблюдении определенных условий экспорт товаров за пределы России облагается НДС по ставке 0%.

Ситуация 2

Российская фирма ЗАО «Актив» приобрела партию товаров на территории Польши. Не вывозя эти товары за пределы Польши, «Актив» продал эти товары польской фирме.

Поскольку на момент начала отгрузки товары находятся на территории Польши, местом их реализации Россия не является. Следовательно, с выручки от продажи товаров «Актив» по российским законам НДС платить не должен.

В данном случае «Активу» придется заплатить налог в соответствии с польским законодательством.

Работы (услуги) считаются реализованными на территории России в следующих случаях (ст.148 НК РФ).

Работы (услуги) непосредственно связаны с недвижимостью, находящейся в России. Это, например, строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся в России. Это, например, услуги по ремонту и сервисному обслуживанию оборудования, бытовой техники, транспортных средств и т.п.

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта фактически оказываются на территории России.

Например, российская фирма обучает иностранных специалистов.

Если обучение происходит в России, место реализации этих услуг – Россия. Следовательно, реализация этих услуг облагается НДС.

Если обучение происходит за границей, Россия местом реализации этих услуг не является. Реализация этих услуг НДС не облагается.

4. Покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность в России. Это правило распространяется только на следующие работы (услуги):

передачу в собственность или переуступку патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;

консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

услуги по подбору персонала, когда этот персонал работает на фирме заказчика;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ