бесплатные рефераты

Оценка эффективности инжиниринга инвестиционно-строительной деятельности на примере ЗАО "Кинешемский домостроительный комбинат"

Большим плюсом производства ЖБИ на Кинешемском ДСК является то, что технологический процесс сферы производства подвергается усиленному контролю. Вследствие этого высококачественные характеристики произведенного товара возрастают, а время сферы производства уменьшается. Также производятся предварительно напряженные ЖБИ. Основным недостатком производства ЖБИ можно назвать их недостаточно много вариаций. Примером могут служить незначительное многообразие видов выпускаемых изделий.

За годы работы ЗАО "Кинешемский ДСК" имеет значительный штат высококвалифицированных работников с большим опытом работы.

Последние несколько лет ЗАО "Кинешемский ДСК" осваивает новые рынки сбыта и заключаются контракты на строительство объектов не только в городе Кинешма, но и в других городах, таких как Пучеж, Кострома и другие.

По данным статистики, на территории Ивановской области осуществляют свою деятельность 1292 строительные организации, имеющие лицензию Госстроя России. Ивановский строительный комплекс, как и любой другой вид деятельности, имеет своих лидеров. Ведущие места в строительстве в нашей области занимают ОАО "Домостроительная компания", ОАО "Строительно-монтажное управление №1", "Строительно-монтажное управление №4", ФГУП "Кинешемское ДРСУ №2", ОАО "Зарубежэнергопроект", ОАО институт "Ивановопроект", ОАО "ИвановТИСИЗ".

В городе Кинешма крупных строительных организаций мало. Основным конкурентом для ЗАО "Кинешемский ДСК" является ПСФ "Форум", строит многоэтажные кирпичные дома по индивидуальным проектам, сотрудничает с крупными строительными организациями, изготовителями и поставщиками строительных материалов, с добросовестными подрядчиками.

Главным преимуществом ЗАО "Кинешемский ДСК" перед своим главным конкурентом является то, что данное предприятие сочетает в себе два вида деятельности, строительство зданий и сооружений и производство железобетонных конструкций. Это делает ЗАО "Кинешемский ДСК" более конкурентоспособным, так как оно использует для общестроительных работ собственные строительные конструкции, что является наиболее выгодным для заказчика.



1.3 Инжиниринг в деятельности ЗАО "Кинешемский домостроительный комбинат"


Одной из особенностей строительного инжиниринга является отсутствие явной персонификации инжиниринговых функций. Это связано с тем, что организация строительных проектов может быть весьма разнообразна, и одни и те же функции в разных проектах могут выполнять заказчик, проектировщик, генеральный подрядчик, субподрядчики, инжиниринговая фирма и т. д. Поэтому рассмотрим основные функции инженерного обеспечения в соответствии с этапами жизненного цикла строительства жилого многоквартирного дома на ул. Вичугская г. Кинешма.

Выделяют шесть основных стадий жизненного цикла:

1.                 Прединвестиционный этап

Этап долгосрочного планирования инвестиций и строительства включает:

·                     разработку отраслевых схем размещения производства и других документов отраслевого планирования (в основном для централизованных отраслей, таких, как энергетика, транспорт, оборонная промышленность, государственное управление);

·                     разработку схем территориального планирования Российской Федерации, регионов и муниципальных образований, правил землепользования и застройки поселений, проектов планировки территорий и проектов межевания территорий;

·                     выработку государственной, региональной, муниципальной и корпоративной инвестиционной политики, совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;

·                     составление и утверждение бюджетов всех уровней, формирование инвестиционных программ, перечней строек (для бюджетных инвестиций).

На этом этапе главенствующую роль играют экономика, финансы и планирование, однако инженерное обеспечение позволяет выполнить обосновывающие расчёты и оптимизацию отраслевых и территориальных схем, составить жизнеспособные проекты территориального планирования, инвестиционные программы и бизнес-планы. На строительство данного объекта денежные средства выделяет государство из федерального фонда, так как его строительство необходимо для реализации федеральной целевой программы "Жилище", разработку схем территориального планирования проводит администрация г. Кинешмы.

2.                 Предпроектный этап

После появления конкретного инвестора наступает время проработки и согласования основных параметров будущего объекта. Единого перечня необходимых действий на этом этапе нет, так как он может существенно различаться в зависимости от конкретной ситуации. Он включает:

·                     подготовку и проведение конкурса на выполнение обязанностей заказчика;

·                     разработку технико-экономического обоснования (эскизного проекта, архитектурного решения, градостроительной концепции и т. п.);

·                     выбор разрешённого использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки данного поселения;

·                     приобретение и государственная регистрация прав на земельный участок в соответствии с законодательством РФ (покупка, аренда, бессрочное пользование);

·                     получение кадастрового паспорта земельного участка;

·                     проведение топографической съёмки участка или получение геодезической основы;

·                     получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объекта;

·                     получение Градостроительного плана земельного участка;

·                     проведение в необходимых случаях предварительных согласований основных параметров объекта;

·                     проведение инженерных изысканий, государственная экспертиза их результатов (изыскания и их экспертиза могут выполняться также на этапе проектирования);

·                     составление задания на проектирование, подготовка и проведение конкурса на проектные работы.

В основном указанные действия выполняет заказчик. Им может являться застройщик или его подразделение. Обязанности заказчика также могут выполнять инжиниринговые фирмы. На данном этапе координатором выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ивановской области и Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

3.                 Проектирование

Содержание данного этапа практически полностью относится к строительному инжинирингу. На этом этапе выполняются:

·                     инженерные изыскания, если они не были проведены на предыдущем этапе;

·                     разработка проектной документации в соответствии с договором и заданием на проектирование. Обязательный состав проекта определен законодательством;

·                     государственная экспертиза проектной документации в установленных законом случаях, утверждение проекта заказчиком;

·                     разработка тендерной документации, подготовка и проведение конкурсов или аукционов на выполнение строительно-монтажных работ, поставку оборудования и иные работы и услуги;

·                     Разработка подробной "рабочей документации" на основе утвержденного проекта.

При проектировании можно рассматривать как отдельные виды инженерного обеспечения: планировку земельного участка, объемно-планировочные решения зданий и сооружений, конструктивные решения и прочностные расчёты, проектирование инженерных систем, экологический инжиниринг, обеспечение безопасности, организационно-технологический инжиниринг и др. Кроме того, выполняются архитектурные и экономические разделы проекта, которые не относятся к инжинирингу. Разработчиком проектной документации в соответствии с договором и заданием на проектирование выступает государственное унитарное предприятие Ивановской области "ИВАНОВОГРАЖДАНПРОЕКТ", заказчик ЗАО "Кинешемский домостроительный комбинат".

4.                 Строительство

Собственно строительство является наиболее капиталоёмким этапом в инвестиционном проекте. Здесь осуществляются решения, заложенные на предыдущих стадиях. С точки зрения инженерного обеспечения, на этапе строительства необходимо:

·                     получить разрешение на строительство объекта;

·                     заключить договора с подрядными организациями и с заводами-поставщиками оборудования;

·                     развернуть подготовительные работы, которые делятся на:

o         внеплощадочные (прокладка дорог и внешних коммуникаций, сооружение строительной базы, устройство жилья или вахтового посёлка строителей и др.);

o         внутриплощадочные (снос строений, вырубка леса, перекладка коммуникаций, планировка площадки, разбивка сетки осей зданий и др.);

·                     организовать поставку с заводов и приёмку технологического оборудования (в основном для производственных предприятий);

·                     организовать выполнение основных работ по возведению объекта, к которым относятся:

o         строительные работы (общестроительные, специальные строительные работы и монтаж инженерных систем);

o         монтажные работы (монтаж технологического оборудования);

o         пусконаладочные работы;

o         ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы;

·                     обеспечить безопасность ведения работ;

·                     проводить строительный контроль качества работ, материалов и конструкций, авторский надзор, вести исполнительную документацию;

·                     произвести приёмку выполненных работ и объекта в целом.

В зависимости от принятой схемы договорных взаимоотношений на стройке отдельные функции инжиниринга может выполнять заказчик, приглашённая им инжиниринговая фирма (технический заказчик, технический агент и т. д.), генеральный подрядчик. В данном случае, (строительный) генеральный подрядчик (ЗАО "Кинешемский ДСК") — сторона договора подряда, которая поручает выполнение отдельных видов и комплексов работ специализированным подрядным организациям — субподрядчикам, полностью отвечая за результаты деятельности последних, сдачу заказчику комплектного оборудования или объекта в целом. На рисунке 4 представлен генподрядный контракт.


Рис. 4. Генподрядный контракт

ЗАО "Кинешемский ДСК" выполняет поставку строительных материалов, конструкций и оборудования для всех субподрядчиков, организуя единый центр материально-технической и производственно-технологической комплектации. В этом смысле Генподрядчик становится не только агентом по управлению строительством, но и принимает на себя часть рисков по поставкам.

5.                 Эксплуатация зданий и сооружений

Этот этап является самым длительным, может продолжаться десятки лет.

Перед началом эксплуатации производственного объекта необходимо провести:

·                     пусконаладочные работы технологического оборудования "под нагрузкой";

·                     получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

·                     получить необходимые лицензии и разрешения (для опасных видов производств).

Эти работы финансируются за счёт основной деятельности предприятия и не относятся к инвестициям. Для жилых и общественных зданий также необходимо получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Затем наступает период начальной эксплуатации объекта. Для жилых зданий это означает выполнение индивидуальной отделки помещений, озеленение прилегающией территории (если дом сдавался зимой), заселение, создание организаций для эксплуатации домов (товариществ собственников жилья и др.). Постоянная эксплуатация строительных объектов не однородна и разделяется на фазы:

·                     технической эксплуатации (содержания) зданий и сооружений;

·                     капитальных и текущих ремонтов;

·                     модернизации или технического перевооружения (для производственных объектов);

·                     реконструкции и реставрации.

6.                 Ликвидация объекта

Ликвидация объектов капитального строительства, как правило, заранее не предусматривается. Обычно она проводится при необходимости освободить площадку для нового строительства или при достижении недопустимого морального или физического износа. Для ликвидации необходимо выполнить следующие мероприятия:

·                     остановка производства, юридическая ликвидация предприятия (для производственных объектов);

·                     расселение жильцов с предоставлением компенсации или другого жилья (для жилых домов);

·                     отключение технологических коммуникаций, систем инженерно-технического обеспечения;

·                     обследование объекта, получение заключения о возможности сноса;

·                     составление проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;

·                     организация работ по демонтажу и сносу конструкций объекта;

·                     организация вывозки мусора, утилизации или захоронения отходов;

·                     выполнение проекта и организация работ по рекультивации площадки (если новое строительство не предполагается). [10,158]

Из рассмотренного выше можно сделать вывод, что инжиниринговые услуги касаться каждой фазы жизненного цикла строительства объекта (технической, социальной, экономической): изыскания; проектирования; составления технологических схем; выбора оптимальных вариантов строительства; поставки (материалов, машин, оборудования); пуска в эксплуатацию; надзора за работой объекта. Из-за высокой сложности инжиниринга полный цикл соответствующих услуг ЗАО "Кинешемский ДСК" предоставить не может, поэтому он выполняется чаще всего группой фирм (поставщиков оборудования, исполнителей отдельных подрядов).



Глава 2. Реализация механизма инжиниринга в рамках программы "Жилище"


3.1           Механизм реализации, цели и задачи программы, этапы её реализации


Дата принятия - от 14 марта 2001 г. N 346-р

Государственный заказчик координатор Программы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Основные разработчики Программы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, фонд "Институт экономики города".

Цели и задачи Программы - основная цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Сроки реализации Программы - 2002-2010 годы:

I-й этап - 2002 - 2004 годы;

II-й этап - 2005 - 2010 годы

Исполнители Программы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации мероприятий Программы, а также предприятия и организации, отобранные по конкурсу.

Система организации контроля - государственные заказчики подпрограмм в составе Программы, федеральные органы исполнительной

власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в ее реализации, представляют ежеквартально государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик-координатор обобщает указанные отчеты и информирует Правительство Российской Федерации по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы.

Механизм реализации Программы

Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется создаваемой Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов межведомственной рабочей группой по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы и входящих в ее состав подпрограмм.

Для управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм государственный заказчик возлагает на федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" следующие функции: сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; мониторинг результатов реализации программных мероприятий; организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля за ходом программных мероприятий, создание в сети Интернет специализированного сайта по Программе и входящим в ее состав подпрограммам; организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;

обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм; подготовка предложений по распределению средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы и входящих в ее состав подпрограмм; предоставление в установленные сроки государственному заказчику отчета о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и об использовании бюджетных средств.

Финансирование федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование Программы.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнения мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный заказчик ежеквартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору.

Государственный заказчик-координатор представляет по итогам года в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.

Реализация Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основным критерием участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию программных мероприятий (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.

Кроме того, по отдельным входящим в состав Программы подпрограммам предусмотрены дополнительные критерии участия застройщиков, банков, страховых компаний, коммунальных и других предприятий в реализации отдельных мероприятий.

Государственный заказчик определяет сроки и порядок проведения отбора, утверждает формы заявок на участие в отборе и методические рекомендации по их составлению, методики оценки заявок на участие в отборе, ведет учет хода выполнения указанных подпрограмм и использования средств федерального бюджета.

Условия отбора, установленные указанными подпрограммами, в том числе включают: требования к соответствующим региональным и муниципальным программам; критерии дисквалификации (за исключением подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей").

Оценке подлежат заявки субъектов Российской Федерации, представленные в соответствующий срок по установленной форме и не отвечающие критериям дисквалификации. Обязательным требованием для каждой из указанных подпрограмм является отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

По результатам отбора определяются субъекты Российской Федерации, имеющие наилучшие показатели по оценочным критериям.

Средства федерального бюджета предоставляются отобранным субъектам Российской Федерации при соблюдении ими следующих основных условий: представление в установленный государственным заказчиком срок и по установленной им форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании средств;

выполнение программных мероприятий за отчетный период;

целевое использование средств федерального бюджета;

отсутствие оснований для применения критериев дисквалификации, возникших после отбора субъектов Российской Федерации.

В таблице 2 приведены объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета.


Таблица 2 Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета

Подпрограммы

Объем финансирования, млн.руб.

(в ценах соответствующих лет)

2002-2010

годы - всего

в том числе


I этап

2002-2004 годы

II этап

2005-2010 годы

1

2

3

4

Всего

137503,8

26993,5

110510,3

в том числе:

подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты"

103060

19260

83800

подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"

845

180

665

подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"

1236,5

229,5

1007

подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации,

подлежащих отселению с комплекса "Байконур"

141,4

24,4

117

 подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации"

7998

1453

6545

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

536

75

461

 субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

14230,2

2649,2

11581

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

70,5

25,5

45

Ожидаемые конечные результаты - реализация Программы должна обеспечить: улучшение жилищных условий населения страны;

доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

сокращение к 2010 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет;

рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3-5 процентов в год;

обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 360 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;

повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60% в 2001 году до 30% в 2010 году);

создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.

3.2           Реализация федеральной программы "Жилище" ЗАО "Кинешемским домостроительным комбинатом"


Ивановская область активно участвует в реализации федеральной программы "Жилище", в ней задействовано множество строительных фирм и предприятий, выпускающих строительные материалы. В рамках программы "Жилище" в период с 2002 по 2010 года были построены новые жилые дома в таких городах области как Иваново, Кохма, Кинешма, Вичуга, Родники.

ЗАО "Кинешемский ДСК" принимает участие в одной из подпрограмм и осуществляет мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В данном случае это переселенцы из Мурманской области.

Общий объем финансирования Подпрограммы по Ивановской области на 16 декабря 2009 года составил 192,169 млн. рублей, в том числе:

- средства федерального бюджета — 16,189 млн. рублей,

- средства областного бюджета — 63,690 млн. рублей,

- средства муниципального бюджета — 19,962 млн. рублей,

- средства внебюджетных источников — 92,328 млн. рублей.

Координатором выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ивановской области и Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

В начале 2002 года в городе Кинешма проводился тендер на участие в федеральной программе "Жилище", который получил ЗАО "Кинешемский ДСК". На первом этапе реализации программы 2002-2004 г. был построен жилой многоквартирный дом ул. Вичугская г. Кинешма, в данный момент строится аналогичный объект, относимый ко второму этапу федеральной целевой программы.

Источники финансирование данного проекта:

федеральный бюджет (80%) – 6800000 рублей;

администрация г. Кинешмы (10%) – 850000 рублей;

собственные средства ЗАО "Кинешемский ДСК" (в виде железобетонных строительных конструкций).

ЗАО "Кинешемский ДСК" производит общестроительные работы, работы по устройству отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, внутренней канализации, электроосвещения, внутреннего газоснабжения выполняют субподрядные организации.

В таблице 3 приведены затраты на строительство жилого многоквартирного дома на ул. Вичугская г. Кинешма


Таблица 3 Сводка затрат по смете 1-1 Общестроительные работы


Виды работ

Сумма, руб.

1

2

3

Итого по смете 1-1 с накладными и плановыми

8492298

в том числе по разделам

1

Кладка наружных и внутренних стен

3197084

2

Кладка кирпичных перегородок

345975

3

Лестницы

104691

4

Лоджии

76849

5

Перекрытие технического подполья

258818

6

Междуэтажные перекрытия и покрытия

1500054

7

Утепление чердачного перекрытия

202140

8

Кровля и кровельные покрытия

182733

9

Полы

580947

10

Заполнение оконных проёмов

545876

11

Заполнение дверных проёмов

195149

12

Отделочные работы – внутренние

1074564

13

Наружные отделочные работы

205094

14

Разные работы

22324


Результатом участия ЗАО "Кинешемский ДСК" в ФЦП "Жилище" стало обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, по соответствующей программе на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета. Было построено два жилых многоквартирных дома (90 квартир) общей площадью 3750 кв.м.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ