Оценка финансового контроля на предприятии
Оценка финансового контроля на предприятии
Содержание
Введение
1. Теоретические основы финансового
контроля на предприятии
1.1 Сущность и роль финансового
контроля на предприятии
1.2 Виды, формы финансового контроля
на предприятии
1.3 Методы финансового контроля
2. Оценка финансового контроля на
предприятии на примере ОАО «Химпром»
2.1 Общая экономическая
характеристика ОАО «Химпром»
2.2 Характеристика организации
финансового контроля в ОАО «Химпром»
2.3 Оценка эффективности финансового
контроля в ОАО «Химпром»
3. Направления улучшения финансового
контроля на примере ОАО «Химпром»
3.1 Рекомендации по улучшению
методики финансового контроля на предприятии
3.2 Повышение эффективности системы
финансового контроля в ОАО «Химпром»
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Рыночная экономика в
Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и
конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В
современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта
является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений,
заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать
выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу
необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые возможности как
своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Таким
образом, финансовая работа и в частности финансовый контроль становится
важнейшим звеном в деятельности предприятия. Она определяет
конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой
степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров
в финансовом и производственном отношении.
Однако одного умения
реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного
функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность
предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых
ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.
В рыночной экономике
давно уже сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать ряд
поставленных вами задач, известное как «Финансовое управление» или «Финансовый
менеджмент».
Финансовый менеджмент как
наука имеет сложную структуру. Одной из составных его частей является финансовый
анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках
будущих факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением
очевидна.
В связи с этим
бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих
аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений. Решения
финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна
информационная база. Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных
концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый
риск, цена капитала, эффективный рынок и др.
Для финансового менеджера
временная ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в
аналитических расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в
разные периоды времени.
В настоящих условиях
финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он
ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ
целесообразности использования того или иного способа решения принятого
руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.
Деятельность финансового
менеджера в общем, виде может быть представлена следующими направлениями: общий
финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами
(управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов
(инвестиционная политика).
Итак, успешная финансовая
деятельность должна быть направлена на:
– выживание фирмы в
условиях конкурентной борьбы;
– избежание банкротства и
крупных финансовых неудач;
– лидерство в борьбе с
конкурентами;
– приемлемые темпы роста
экономического потенциала фирмы;
– рост объёмов
производства и реализации;
– максимизация прибыли;
– минимизация расходов;
– обеспечение
рентабельной работы фирмы.
Цель данной выпускной
квалификационной работы заключается в изучении особенностей финансового
контроля на предприятии, оценке эффективности его осуществления и разработке практических
рекомендаций, направленных на повышение финансового контроля в коммерческой
организации.
На основании поставленной
цели, задачами данной работы является решение следующих вопросов:
1. Осветить теоретические
основы финансового контроля на предприятии – сущность, виды, формы и методы
финансового контроля на предприятии.
2. Дать общую
экономическую характеристику ОАО «Химпром»
3. Рассмотреть процедуру
финансового контроля в организации, осветить используемые методы.
4. Дать оценку
эффективности осуществления финансового контроля на предприятии
5. Выделить направления
улучшения финансового контроля.
Объектом исследования
является предприятие ОАО «Химпром».
Предметом исследования
является организация и контроль финансовой работы на предприятии. Период
анализа охватывает три года работы предприятия, т. е. 2005 - 2007 годы.
В процессе подготовки
выпускной квалификационной работы использовались материалы бухгалтерской
отчётности (бухгалтерский баланс с приложениями, статическая отчётность
утверждённые Минфином и Госкомстатом Российской Федерации) и труды ведущих
ответственных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике таких как Бурцев
В.В., Вахрушина М.В., Годин А.М., Киперман Г., Кот А.Д., Лебедев П., Лихачева
О.Н., Проданова Н.А., Соколов Б.Н. и др.
Структурно работа состоит
из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
1. Теоретические основы финансового контроля на предприятии
1.1
Сущность и роль финансового контроля на предприятии
Специалисты
по теории управления выделяют три стадии управленческой деятельности: определение
цели, организация выполнения принятого решения и контроль исполнения за
принятым решением. Поэтому, по их мнению, контроль - это особая стадия
управленческого цикла.
Ф.М. Русин, характеризуя
контроль как основную функцию управления, отмечает, что "контроль
объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием
информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением
информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по
диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности
стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов
управления" [19, С. 22].
В
процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по
его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.
Эффективно поставленный контроль имеет стратегическую направленность,
ориентированную на конечные результаты.
С
точки зрения финансовой деятельности сущность контроля сводится к регулярной
проверке соблюдения установленных правовых норм и выявлению нарушений. Понятие
"контроль" следует рассматривать как многозвеньевую, многоуровневую
систему, используемую в различных сферах человеческой деятельности.
В
экономической сфере расширяется смысл понятия: контроль предполагает не только
проверку хозяйственной деятельности, но и управление этой деятельностью, а в
юридической и административной деятельности контроль тесно связывают с учетом и
наполняют его признаковой характеристикой: "учет и контроль повсеместный,
всеобщий, универсальный" рассматривают как "орудие искоренения
недостатков" и "непременное условие совершенствования
деятельности".
По
определению Р.И. Криницкого, контроль - процесс наблюдения и проверки
производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляемый
соответствующими субъектами управления в целях выявления отклонений от
установленных параметров этой деятельности, устранения и предупреждения
отрицательных явлений и тенденций [19, С. 23].
В.Г.
Афанасьев дает определение контроля как труд по наблюдению и проверке
соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям
- законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам; выявлению
результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований
управленческих решений, от принципов организации и регулирования [19, С. 23].
Е.А.
Кочерин определяет контроль как "завершающую стадию процесса управления,
сердцевиной которой является механизм обратной связи". По мнению В.Е.
Чиркина, контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования
соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных
параметров, направления процесса управления по установленным идеальным моделям,
скорректировать поведение подконтрольного объекта [19, С. 23].
Л.И.
Сотникова представляет контроль как одну из функций управления, выступающую в
процессе управления как элемент обратной связи, поскольку по его результатам
формируется активное управленческое воздействие и проводится корректировка
ранее принятых решений и планов.
В.И.
Венедиктова предлагает следующее понимание контроля: "контроль - это
комплексное изучение различных аспектов деятельности предприятий: экономической
эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности
учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при
сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля".
Проанализировав
приведенные ранее определения, обобщив мнения разных ученых, наиболее целостно
понятие контроля хозяйствующего субъекта следует сформулировать следующим
образом. Контроль как неотъемлемая функция управления есть всеобъемлющий
процесс обеспечения и установления степени достижения основных целей,
представляющий собой систему наблюдения и проверки соответствия управляемой подсистемы
принятым решениям; выработки основных и при необходимости корректирующих
действий посредством принятия решений в интересах достижения запланированного
результата; получение количественной и качественной информации о результатах
управленческих воздействий.
Концепция
контроля, базирующаяся на анализе его места в обработке экономической
информации в рыночной экономике, состоит из следующих основополагающих
элементов: содержание и сущность контроля; цель и задачи контроля; функция
контроля; система контроля; процесс контроля и эффективность контроля.
Основным
содержанием контроля является финансово-экономическая контрольная деятельность,
которая заключается в сочетании форм и методов контроля с глубоким изучением и
знанием конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности
проверяемого объекта. В современных условиях контроль обеспечивает возможность
управлять деятельностью общества и его обособленными организациями, а также
складывающимися в нем социально-экономическими отношениями. Таким образом, в
реальности контроль является неотъемлемой частью всего процесса управления и не
может существовать без взаимосвязи с ним.
При
этом содержание контроля в управлении экономикой следует рассматривать как в
узком, так и в широком смысле. В узком смысле под контролем подразумевается
проверка деятельности хозяйствующего субъекта или отдельных хозяйственных
операций. В широком смысле контроль подразумевает проверку соблюдения и
выполнения нормативно установленных задач, планов, решений. В данном случае контроль
позволяет сопоставить достигнутые результаты с запланированными и является
завершающим этапом управления.
Содержание
контроля не может являться чем-то постоянным, незыблемым и неизменным. Контроль
является непременным элементом надстроечной системы, соответственно и
развивается всегда вместе с развитием общественных отношений, претерпевает
серьезные изменения в ходе смены общественно-экономических формаций,
эволюционных изменений, развития политической системы общества, органов
государственного управления, законодательной, исполнительной и судебной власти.
Основные
элементы концепции контроля представлены на рис. 1 [28, С. 325].
┌─────────┐
┌──────────────────────┐
│
Э ├─────────────┤
Понятие контроля │
│
л │ └──────────────────────┘
│
е │
│
м │ ┌──────────────────────┐
│
е ├─────────────┤
Содержание контроля │
│
н │ └──────────────────────┘
│
т │
│
ы │ ┌──────────────────────┐
│
├─────────────┤
Сущность контроля │
│
к │ └──────────────────────┘
│
о │
│
н │
│
ц │ ┌──────────────────────┐
│
е ├─────────────┤Цель
и задачи контроля│
│
п │ └──────────────────────┘
│
ц │
│
и │
│
и │ ┌──────────────────────┐
│
├─────────────┤
Принципы контроля │
│
к │ └──────────────────────┘
│
о │
│
н │ ┌──────────────────────┐
│
т ├─────────────┤
Система контроля │
│
р │ └──────────────────────┘
│
о │
│
л │ ┌──────────────────────┐
│
я ├─────────────┤
Процесс контроля │
└─────────┘
└──────────────────────┘
Рис.
1. Элементы концепции контроля хозяйствующего субъекта
С
позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством
которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном
состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений
(законов, актов, планов, программ, норм, стандартов, правил, приказов и т.п.).
Таким
образом, следует сделать вывод, что рассматривать экономическое содержание
контроля необходимо с двух методологических позиций: контроль - это комплексная
функция и неотъемлемая часть деятельности управления; контроль - это
самостоятельный управленческий процесс и целостная система. Контроль в
управлении хозяйствующим субъектом - это совокупность действий и операций по
проверке различных сторон деятельности субъектов хозяйствования и управления с
применением специфических форм и методов его организации. Особая специфика
контроля как вида управленческой деятельности позволяет активно воздействовать
на эффективность экономической деятельности предприятия.
Соответственно
экономическое содержание контроля следует определить как многогранную
межотраслевую систему наблюдения и проверки процесса функционирования и
фактического состояния в интересах оценки обоснованности и эффективности
принятых решений и результатов их выполнения с целью выявить отклонения от
требований этих решений и устранить неблагоприятные ситуации.
Одна
из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что
любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей. Равно
важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной
поддержке всего того, что является успешным. Кроме того, контроль не только
позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть
намеченных целей, но и помогает решить, нужно ли вносить радикальные изменения
в принятые решения.
В.А.
Приверзенцев целью контроля, его конечным результатом выделяет разработку и
осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного устранить
вскрытое отклонение от запланированных действий, способствующих максимальному
снижению и ликвидации возможных отрицательных экономических, финансовых и
других последствий установленных недостатков и нарушений [42, С. 364].
Поскольку
любая деятельность направлена на достижение конкретных целей, то,
соответственно, всякое управление в целом связано с достижением этих целей,
следовательно, конечной целью контроля являются цели управления.
Контроль
как способ обратной связи может представлять ценность и быть полезным только в
случае получения и эффективного использования достоверной и своевременной
информации, определения того, все ли осуществляется в соответствии с
намеченными целями и принципами, распоряжениями и указаниями, законами и
решениями. Поскольку контроль является неотъемлемой частью деятельности по
управлению, цель контроля должна быть подчинена общей цели, стоящей перед
системой управления, и направлена на ее осуществление.
В
связи с этим целью контроля является не выявление отклонений от принятых и
утвержденных правил, процедур, законоположений, а поддержка выхода результатов
на том уровне, который удовлетворяет требованиям системы управления. Цель
контроля более конкретно выражается в задачах контроля, в то же время от точной
формулировки задач контроля зависит и выполнение поставленной цели управления.
Под задачей контроля следует понимать контролируемость состояния и поведения
объекта контроля в соответствии с установленной нормой. Необходимо выделять
общую задачу контроля и частные задачи, которые осуществляют содержание
контроля.
Основополагающая
общая задача контроля состоит в квалифицированном определении предела
допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и
устранить.
Среди
частных задач контроля необходимо выделить следующие:
-
установить основные контролируемые параметры;
-
сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной
деятельности объекта контроля;
-
сравнение фактических результатов с плановыми показателями;
-
выявить отклонения фактических результатов от заданных параметров;
- анализ
причин полученных отклонений от установленных нормативов;
-
разработка программ и предложений о принятии по мере необходимости
соответствующего воздействия для достижения намеченных целей;
-
утверждение предложенного воздействия и организация его осуществления.
Выполнение
любой управленческой деятельности предполагает наличие системы управления за ее
осуществлением как совокупности различных элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Наличие
системы обязательно для достижения целей контроля (рис. 2) [32, С. 147].
┌────────────────────────────┐
│ Система контроля │
└─┬──────┬─────────┬───────┬─┘
│ │ │ │
┌─────────┴─┐
│ │ ┌─┴─────────┐
│ Субъект │ │ │ │ Объект │
└───────────┘
│ │ └───────────┘
┌─────┴───┐ ┌───┴──────┐
│ Предмет │ │ Средство │
│ │ │ контроля │
└─────────┘ └──────────┘
Рис. 2.
Элементы системы контроля
Система
контроля - это совокупность субъектов, объектов, предметов и средств контроля,
направленных на установление степени соответствия достигнутых результатов
принятым решениям и оценку состояния объекта контроля на основе сопоставления
поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и
корректирующих воздействий. При этом для каждой конкретной системы контроля
должны быть определены субъект, объект, предмет и средство контроля.
Далее
мы охарактеризуем виды, формы финансового контроля на предприятии.
1.2. Виды, формы
финансового контроля на предприятии
В
литературе существует большое число различных классификаций контроля, но ни
одна из них в настоящее время не считается общепринятой. Широта мнений
обусловливается отсутствием критериев классификации, стремительным обновлением
правового поля и общей нестабильностью государственного и экономического
строительства в России.
Институт
экономического контроля довольно давно находится в центре внимания ученых и
специалистов. Анализ показывает, что классификации контроля весьма разнообразны
и осуществляются по различным признакам. Перечислим лишь некоторые из них [33,
С. 254]:
- по
функциям управления (государственный контроль, аудит и общественный контроль);
- по
характеру контрольных функций и сфере их применения (правовой, экономический,
производственно-технический);
- по
субъектам контрольной деятельности (вневедомственный, ведомственный);
- по
объектам контрольной деятельности (первичные документы, хозяйственные операции,
регистры бухгалтерского учета и отчетности и т.д.);
- по
источникам проверки (документальный и фактический контроль);
- по
методам осуществления контроля (ревизия, аудит, расследование, наблюдение и
т.д.) и др.
Представленный
перечень признаков базируется на социалистической практике хозяйствования и не
в полной мере учитывает сложившиеся реалии.
Сегодня
ни одна из предложенных в литературе классификаций не учитывает всего
многообразия видов контроля и не отвечает принципам системности.
В
некоторых работах происходит смешение видов, форм, методов и оснований
классификации контроля. Так, например, А.В. Румянцев в зависимости от субъекта
предлагает выделять следующие виды контроля:
-
государственный;
-
негосударственный;
-
общественный;
-
внутрихозяйственный;
-
правовой;
-
гражданский.
Негосударственный
контроль складывается из аудиторского и общественного контроля. В сфере
негосударственного контроля деление на подвиды осуществляется весьма
вариативно, что обусловлено многообразием и спецификой деятельности
хозяйственных субъектов. Так, В.В. Ковалев подразделяет негосударственный
контроль на:
-
внутрифирменный контроль;
-
контроль со стороны коммерческих банков за организациями;
-
независимый аудиторский контроль.
Нецелесообразным
в этом подходе, является отнесение контроля со стороны коммерческих банков за
организациями к негосударственному, учитывая то обстоятельство, что
коммерческие банки являются субъектами контроля, как это закреплено в
ведомственных нормативных актах (инструкциях) Банка России - субъект
государственного контроля.
Хотя на
современные классификации оказывает влияние сложившаяся при плановой экономике
практика контроля, нельзя не отметить необходимость выделения видов контроля по
основополагающим признакам, которые раскрывают его первоначальную сущность и в
современных условиях.
Так,
выделение такого признака, как форма контроля, является актуальным и сегодня.
Различают следующие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические,
ревизии, комплексные ревизии.
Превентивные
(от лат. praeventus - предупреждающий, предупредительный) контрольные проверки
организуются на стадии предварительного контроля производственной и
финансово-хозяйственной деятельности отрасли, объединений и предприятий.
Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государственный
бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам. Если органы
государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то
внутрихозяйственный контроль выполняет их систематически и непрерывно.
Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприятия или
лица, им уполномоченные, подвергают ее превентивной проверке в части
хозяйственной целесообразности, нормативной правовой и плановой обоснованности,
хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручается ее
выполнение, и т.п.
Превентивные
проверки являются наиболее эффективным способом финансового контроля, так как
они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и
потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли,
экономики в целом.
Текущие
контрольные проверки - форма текущего контроля конкретных операций
хозяйственной деятельности организаций и предприятий. Проводятся текущие
проверки всеми контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию.
Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют
использование кассовой наличности денег, своевременность и полноту сдачи
выручки и т.п. По финансированию капитальных вложений при текущем обследовании
контролируются организация строительства, обеспеченность проектной
документацией строящихся объектов. Счетной палатой, Минфином России и его
органами на местах проводятся текущие проверки использования средств
федерального бюджета. Статистические органы на местах организуют текущие
проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности
объединений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в
установленном порядке, а предоставляется по запросу органов управления. При
внутриведомственном контроле путем текущего обследования проверяется выполнение
указаний собственника предприятиями по вопросам их деятельности. При
внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется
оперативный контроль за совершением хозяйственных операций, в частности,
проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей.
Тематические
контрольные проверки - форма текущего финансового контроля однородных
хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например,
использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение
сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство
с текущими проверками, но они проводятся по более широкому кругу показателей
конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной
техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе
текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то
при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная
информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся
выборочные инвентаризации ценностей.
Ревизия
- это форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и
расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то,
что при проверке объекта используются различные источники информации,
методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются
на документально достоверных обстоятельствах.
Комплексная
ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта
контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к
ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех
уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно).
Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не
только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта
контроля.
Ни
одна из существующих классификаций не учитывает многообразия видов контроля и
не отвечает принципу системности. Авторы детально разрабатывают отдельные виды
финансового контроля, руководствуясь различными критериями классификации при
отсутствии единого видения всей системы финансового контроля.
"В
зависимости от научных и практических задач в основу классификации контроля
могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, их задачи,
содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер
взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления,
на которых проводится контроль, юридические последствия контроля".
Функции
и методы финансового менеджмента можно условно подразделить на два блока: блок
по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому
контролю. Рассмотрим только функции и методы второго.
Блок
по внутрифирменному учету и контролю включает: контроль за ведением
производственного учета; составление сметы затрат, контроль за выплатой зарплат
и налогов; сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего
управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
составление и контроль за правильностью финансовой отчетности; анализ
финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и
внешнего аудита; оценку финансового состояния фирмы на текущий период и ее
использование для принятия оперативных управленческих решений в целях
планирования.
Финансовому
менеджеру производства для того, чтобы эффективно управлять, необходимо
выделить приоритетные направления внутрифирменного контроля. К ним следует
отнести: контроль объема продаж, контроль себестоимости (издержек) и контроль
финансовых результатов (прибыли). На рис. 3 показаны приоритетные направления
внутрипроизводственного контроля в системе финансового менеджмента производства
[36, С. 207].
|
Внутрифирменный
(управленческий) контроль
|
|
|
|
|
|
Контроль
объема
продаж
|
|
Контроль
себестоимости
(издержек)
|
|
Контроль
финансовых
результатов
(прибыли)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.
3. Приоритетные направления внутрифирменного контроля
Финансовый
контроль охватывает не только всю производственно-хозяйственную деятельность
структурных подразделений, но и предприятие в целом. Главное назначение
финансового контроля состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за
производственной деятельностью всех структурных подразделений в целях выявления
резервов роста ее эффективности, обеспечения сохранности материальных и
финансовых ресурсов, устранения причин и условий, порождающих
бесхозяйственность, и на их основе принятие оптимальных управленческих решений [44,
С. 36].
При
осуществлении финансового контроля основное внимание уделяется центрам
ответственности, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за
результаты работы. В связи с тем что в управленческом учете различают центры
ответственности: затрат, выручки и прибыли, то для целей управленческого
контроля эти же центры ответственности являются и центрами контроля. Контроль
издержек (затрат) занимает центральное место в управленческом контроле, так как
необоснованный их рост отрицательно сказывается на финансовых результатах
деятельности фирмы, снижении конкурентоспособности выпускаемой продукции, что в
конечном итоге может привести к банкротству.
Система
финансового контроля развивается и совершенствуется по мере развития рыночных
отношений в России. Естественно, усложняются и его основные цели, и главные
задачи. Основная цель контроля состоит в выявлении отклонений фактического
состояния управляемого объекта от тех нормативных, плановых и многих других
характеристик, в соответствии с которыми он должен функционировать. Такая
постановка цели дает возможность, с одной стороны, избежать возложения на
контроль различного рода несвойственных ему задач, а с другой - более конкретно
показать общую направленность этой специфической функции управления.
Английский
исследователь Р. Адамс отмечает, что система финансового должна обеспечить:
эффективность хозяйственной деятельности, то есть предотвращать
непроизводительные затраты и неэффективное использование ресурсов; соответствие
предписанным учетным принципам, в результате чего работники получают
необходимую степень уверенности в том, что компании осуществляют свою
деятельность "в соответствии с политикой, планами, процедурами, законами и
постановлениями, которые могли бы оказать существенное воздействие на
хозяйственные операции и на отчетность".
Следовательно,
в зависимости от целевой направленности финансового контроля можно выделить два
основных его направления: внутренний аудит; внутрипроизводственный контроль.
Если первое направление внутреннего аудита - прерогатива внутренних аудиторов и
бухгалтеров, то второе направление, включающее операционный и оптимизационный
контроль, представляет собой управленческий контроль издержек, объема продажи прибыли,
осуществляемый руководителями и менеджерами разного уровня.
Чтобы
глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории,
раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности
различных ее составляющих, необходимо ее классифицировать в соответствии с
различными признаками.
Выбор
формы финансового контроля зависит от сложности организационной структуры,
правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата
контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации к
контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний
аудит.
Организация
внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым
средним организациям, для которых характерны: усложненная организационная
структура, многочисленность филиалов, дочерних компаний; разнообразие видов
деятельности и возможность их кооперирования; стремление органов управления
получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех
уровней управления. Кроме задач контрольного характера, внутренние аудиторы
могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию,
вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. Важные
классификационные признаки финансового контроля представлены в табл. 1 [35, С.
164].
Таблица
1
Классификация
внутреннего контроля
Признак
классификации
|
Элементы
класса внутреннего контроля
|
Методические
приемы контроля
|
Общенаучные
методические приемы контроля: анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция,
аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др. Собственные
эмпирические методические приемы контроля: инвентаризация, контрольные замеры
работ, контрольные пуски оборудования, формальная и арифметическая проверки,
встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных
фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая
проверка, письменный и устный опросы и др. Специфические приемы смежных
экономических наук: приемы экономического анализа, экономико-математические
методы, методы теории вероятностей и математической статистики
|
Стадии
проведения контроля
|
Предварительный
контроль
Промежуточный контроль
Конечный контроль
|
Временная
направленность контроля
|
Стратегический
контроль
Тактический контроль
Оперативный контроль
|
Источники
данных контроля
|
Документальный
контроль
Фактический контроль
Автоматизированный контроль
|
Характер
контрольных мероприятий
|
Плановый
контроль
Внезапный контроль
|
Периодичность
проведения контрольных мероприятий
|
Систематический
контроль
Периодичный контроль
Эпизодический контроль
|
Полнота
охвата объекта контроля
|
Сплошной
контроль
Несплошной контроль
|
Время
осуществления контрольных действий
|
Предварительный
контроль
Текущий контроль
Последующий контроль
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|