бесплатные рефераты

Оценка и финансовый анализ деятельности АО "НПФ "YЛАРYМIТ"

Если балансовая сумма актива повышается в результате переоценки, то это увеличение должно отражаться непосредственно в капитале под заголовком „прирост от переоценки". Однако, это увеличение подлежит признанию в прибыли или убытке в той степени, в которой оно реверсирует убыток от переоценки по тому же активу, ранее признанный в прибыли или убытке.

Если балансовая стоимость актива уменьшилась в результате переоценки, то такое уменьшение подлежит признанию в прибыли или убытке. Однако, убыток от переоценки должен дебетоваться непосредственно на капитал под заголовком „прирост от переоценки" при наличии любого кредитового сальдо в приросте от переоценки в отношении того же самого актива.

Налог на прибыль представляет собой сумму текущего и отложенного налога.

Сумма расходов по налогу на прибыль в текущем периоде определяется с учетом размера налогооблагаемой прибыли, полученной за год. Налогооблагаемая прибыль отличается от чистой прибыли, отраженной в отчете о прибылях и убытках, поскольку не включает статьи доходов или расходов, подлежащих налогообложению или вычету для целей налогообложения в другие годы, а также исключает не облагаемые и не учитываемые в целях налогообложения статьи. Начисление расходов Фонда по налогу на прибыль в текущем году осуществляется с использованием ставок налога, введенных в течение отчетного периода.

Отложенный налог отражается на основе балансового метода учета и представляет собой требования или обязательства по налогу на прибыль, начисляемые на разницу между балансовой стоимостью активов и обязательств, и соответствующими данными налогового учета, использованными для расчета налогооблагаемой прибыли. Отложенные налоговые обязательства обычно отражаются в отношении всех временных разниц, увеличивающих налогооблагаемую прибыль, а отложенные налоговые требования отражаются с учетом вероятности наличия в будущем налогооблагаемой прибыли для зачета соответствующих отложенных налоговых активов. Подобные налоговые требования и обязательства не отражаются в финансовой отчетности, если временные разницы связаны с деловой репутацией и возникают вследствие первоначального признания (кроме случаев объединения компаний) других требований и обязательств в рамках операций, которые не влияют на размер налогооблагаемой или бухгалтерской прибыли.

Балансовая стоимость отложенных налоговых активов проверяется на каждую отчетную дату и уменьшается в той мере, в которой больше не существует вероятность того, что будет получена выгода от реализации налогового требования, достаточная для полного или частичного возмещения актива.

Отложенные налоги рассчитываются по ставкам, которые, как предполагается, будут применяться в период погашения задолженности или реализации актива. Отложенные налоги отражаются в отчете о прибылях и убытках, за исключением случаев, когда они связаны со статья-

ми, непосредственно относимыми на капитал, и в этом случае отложенные налоги также отражаются в составе капитала.

Фонд проводит взаимозачет отложенных налоговых требований и отложенных налоговых обязательств и отражает в финансовой отчетности итоговую разницу, если:

•       Фонд имеет юридически закрепленное право проводить зачет текущих налоговых требований против текущих налоговых обязательств; и

•       Отложенные налоговые требования и отложенные налоговые обязательства относятся к налогу на прибыль, взыскиваемому одним и тем же налоговым органом с одного и того же налогового субъекта.

В Республике Казахстан существуют требования по начислению и уплате различных налогов, применяющихся в отношении деятельности Фонда, помимо налога на прибыль. Эти налоги отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе операционных расходов

Резервы отражаются в учете при наличии у Фонда возникших в результате прошлых событий текущих обязательств (определяемых нормами права или подразумеваемых), для погашения которых вероятно потребуется выбытие ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды; причем, размер таких обязательств может быть оценен с достаточной степенью точности.

Фонд не несет расходы, связанные с пенсионным обеспечением сотрудников. В соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан Фонд удерживает суммы пенсионных взносов из заработной платы сотрудников и перечисляет их в государственный или частные пенсионные фонды. Данная система пенсионного обеспечения предусматривает расчет текущих взносов работодателя как процента от текущих общих выплат работникам. Такие расходы признаются в периоде, к которому относятся соответствующие выплаты работникам. При выходе работника на пенсию, все пенсионные выплаты производятся вышеупомянутыми пенсионными фондами. Фонд не имеет дополнительных схем пенсионного обеспечения.

Процентные доходы и расходы отражаются по принципу начисления и рассчитываются по методу эффективной процентной ставки. Процентные доходы также включают в себя процентный доход по вложениям в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи. Прочие доходы относятся на доходы по завершении соответствующих сделок. Комиссионные доходы/расходы отражаются на основе метода начисления.

Денежные активы и пассивы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге по соответствующему обменному курсу на дату составления отчетности. Операции в иностранной валюте отражаются по курсу, действующему на дату операции. Прибыль и убытки от такого пересчета включаются в чистую прибыль по операциям с иностранной валютой.

Финансовый актив и финансовое обязательство зачитываются, и в бухгалтерском балансе отражается сальдированная сумма, когда Фонд имеет юридически закрепленное право осуществить зачет признанных в балансе сумм и намеревается либо произвести зачет по сальдированной сумме, либо реализовать актив и исполнить обязательство одновременно. В случае передачи финансового актива, которая не квалифицируется как списание, Фонд не признает эту операцию как списание переданного актива и относящегося к нему обязательства.

Применение новых стандартов.

В текущем году Фонд применил все новые и измененные стандарты и интерпретации, утвержденные КМСФО и КИМСФО КМСФО, относящиеся к его операциям и вступающие в силу при составлении отчетности за период, закончившийся 31 декабря 2009 года. Принятие новых и измененных стандартов и интерпретаций не привело к изменениям в учетной политике Фонда, которая использовалась для отражения данных текущего и предшествующих годов, за исключением поправок к МСБУ 1 «Представление финансовой отчётности» (пересмотренный 2007).

МСФО 1 (пересмотренный 2007) требует представления отчета об изменениях в капитале в качестве первичного отчета и раскрытие прочего совокупного дохода либо как часть отчета о совокупном доходе или в виде отдельного отчета сразу же после отчета о прибылях и убытках. В результате, отчет о совокупном доходе, раскрывающий прочий совокупный доход за год был включен в качестве основного финансового отчета.

5 марта 2009 года КМСФО выпустил поправки к МСФО 7 «Финансовые инструменты - раскрытия» под названием «Улучшения раскрытий о финансовых инструментах». Данные поправки вводят трехуровневую систему для раскрытий по оценке справедливой стоимости и требуют от организации предоставлять дополнительные раскрытия об относительной достоверности переоценки по справедливой стоимости. Также, данные поправки уточняют и расширяют существующие требования по раскрытию риска ликвидности. Фонд применил данные поправки для годового периода, начинающегося 1 января 2009 года.

Стандарты и интерпретации, выпущенные, но еще не применяемые

На дату утверждения данной финансовой отчетности кроме стандартов и интерпретаций, применение которых было начато Фондом ранее их вступления в силу, следующие стандарты и интерпретации были выпущены, но еще не вступили в силу.

КИМСФО 18 «Получение активов от клиентов» была выпущена для устранения различий в практике учета получателями основных средств от клиентов. В Интерпретации указывается, что в случае когда переданный объект отвечает определению актива с точки зрения получателя, получатель должен признать актив по справедливой стоимости на дату передачи, сделав корреспондирующую проводку по кредиту счета выручки. Интерпретация должна применяться перспективно в отношении получения активов от клиентов начиная с 1 июля 2009 года.

Финансовые инструменты: Классификация и оценка (Проект для обсуждения) - В июле 2009 года КМСФО выпустил проект для обсуждения (ED) в рамках проекта КМСФО по замене МСБУ 39: Признание и оценка. ED вводит новую модель классификации и оценки финансовых активов и финансовых обязательств. Все признанные финансовые активы и финансовые обязательства, которые в настоящее время покрываются МСБУ 39, будут оцениваться либо по амортизированной, либо по справедливой стоимости. Финансовый инструмент, обладающий только базовыми характеристиками ссуды, управление которым осуществляется исходя из показателя доходности по договору, оценивается по амортизированной стоимости, если не квалифицируется как отражаемый по справедливой стоимости через прибыли или убытки (ОССЧПУ). Финансовые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости, будут классифицироваться как ОССЧПУ или в случае вложений в долевые инструменты, не предназначенные для торговли, безотзывно квалифицироваться как оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход (ОССЧПСД). Все вложения в долевые инструменты и производные инструменты, привязанные к долевым инструментам, покрываемые МСБУ 39, должны оцениваться по справедливой стоимости, т.е. не обращающиеся на организованном рынке вложения в долевые инструменты не могут оцениваться по стоимости приобретения за вычетом обесценения в случае, когда справедливую стоимость невозможно надежно оценить, как требуется в настоящее время МСБУ 39. ED не разрешает проводить переклассификацию из категорий, а также в категории оцениваемых по амортизированной стоимости, ОССЧПУ или ОССЧПСД после первоначального признания. Дата вступления в силу данных изменений еще не определена, при этом КМСФО рассчитывает доработать новую модель классификации и управления в срок, который позволит организациям начать добровольно применять ее в отношении годовой финансовой отчетности за 2009 год.



5 Инвестиционная декларация фонда


Инвестиционная декларация АО «НПФ «ҰларҮміт» (далее – Фонд) (далее, соответственно, – Инвестиционная декларация Фонда) определяет цель инвестирования средств пенсионных накоплений, основные принципы инвестиционного управления пенсионными активами, стратегии, структуру инвестиционного портфеля, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов, перечень объектов инвестирования, размер инвестиций за счет пенсионных активов в финансовые инструменты в соответствии с законодательством Республики Казахстан, систему управления рисками.

Целью инвестирования средств пенсионных накоплений является получение инвестиционного дохода, обеспечивающего рост пенсионных накоплений вкладчиков.

Основными принципами инвестиционной деятельности являются:

Открытость инвестиционных решений.

Прозрачность и качество инвестиционных инструментов, включаемых в портфель пенсионных активов.

Обеспечение сохранности учета пенсионных накоплений.

Инвестирование пенсионных активов осуществляется исключительно в интересах вкладчиков пенсионного фонда, с учетом факторов влияния рыночных рисков инвестирования на финансовые инструменты, учитываемые в портфеле пенсионных активов.

Для достижения поставленных целей в части сохранности пенсионных накоплений и получения инвестиционного дохода Фондом (Организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, (далее - Управляющая компания)) разрабатывается инвестиционная стратегия, которая предполагает подробный анализ макроэкономической ситуации, фундаментальный и технический анализ фондовых рынков, а также анализ инвестиционного портфеля Фонда. Все ежедневные инвестиционные решения принимаются на основании и в согласии с данной стратегией.

Инвестиционная стратегия управления пенсионными активами Фонда ориентирована на оптимальную эффективность при оценке доходности и рисков инвестиций, при этом одной из ключевых целей является поддержание необходимого уровня ликвидности для исполнения обязательств перед вкладчиками по пенсионным выплатам и переводам.

Формирование портфеля инвестиций осуществляется с соблюдением следующей политики инвестирования пенсионных взносов:

1) Соблюдается эффективное распределение инвестиций по страновому, отраслевому признаку и секторам экономики, а также по эмитентам.

2) Используется расширенная география инвестиций. Значительные размеры пенсионных активов Фонда позволяют иметь преимущества при проведении операций на достаточно широком спектре финансовых рынков (Европа, Азия, Америка, Япония), что позволяет формировать ликвидный инвестиционный портфель и обеспечивать максимальный уровень доходности при минимальном уровне риска.

3) Инвестирование осуществляется только в финансовые инструменты надежных, финансово-устойчивых эмитентов, являющихся флагманами национальных экономик, и обладающих достаточными кредитными рейтингами, с наличием уверенного потенциала повышения их стоимости. При выборе ценных бумаг для приобретения в портфель вкладчика осуществляется финансовый анализ эмитента, потенциал развития компании и ее роста с соблюдением следующих приоритетов:

a. Собственный капитал компании, выпускающей ценные бумаги, должен составлять величину не менее чем 1 млрд. тенге, при этом обладать ликвидными активами в размере не менее 500 млн. тенге для казахстанских эмитентов или 500 млн. долларов для иностранных.

b. Инвестирование осуществляется в корпоративные долговые ценные бумаги с уровнем доходности, соответствующей уровню риска и превышающей значения максимальной доходности по государственным ценным бумагам.

c. Ограничиваются инвестирования в долевые ценные бумаги в условиях высокой рисковости фондовых рынков.

d. При формировании портфеля используются инструменты хеджирования, с целью защиты портфеля от резких негативных ценовых колебаний.

e. Проведение операций с ценными бумагами на международных рынках осуществляется только через аккредитованных брокеров, имеющих непосредственные торговые места на фондовых биржах, исключая возможных посредников при проведении операций по сделкам с ценными бумагами.

Условия хеджирования и диверсификации пенсионных активов:

А. Применяется широкий спектр хеджирования инвестиционной деятельности.

В. Структура портфеля выстраивается в соответствии с установленными нормами диверсификации активов с отрицательной зависимостью, позволяющей падение одних финансовых инструментов компенсировать ростом других. С этой целью применяется модель диверсификации активов как по страновому и отраслевому уровню, так и внутриотраслевому уровню. Диверсификация активов осуществляется путем рассредоточения инвестиций по различным сферам вложения и на разные сроки (долгосрочные, краткосрочные) с целью минимизации потерь, связанных с возможными изменениями условий конъюнктуры международного и внутреннего рынков с целью снижения экономических рисков.

С. При проведении операций на финансовом рынке может также применяться форма хеджирования посредством поглощения риска, что представляет собой точное отслеживание позиции по каждому финансовому активу и контроль отклонения от рыночных цен.

D. Третьим уровнем хеджирования рисков выступают сделки на финансовом рынке с применением фьючерсов, опционов, свопов и форвардов, позволяющих получать прибыль при падении стоимости основного финансового актива.

E. Четвертым уровнем хеджирования рассматриваются установленные нормы максимально допустимых убытков от рыночной оценки (МДРУ) по каждому финансовому инструменту, при нарушении которого применяется система так называемого закрытия позиции по финансовому инструменту (Stop Loss).

F. Хеджирование осуществляется в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативными документами.

G. Объектами хеджирования являются инструменты, находящиеся в инвестиционном портфеле Фонда.

В соответствии с разработанной стратегией формируется структура инвестиционного портфеля, которая позволяет достигнуть поставленную инвестиционную цель.

Инвестиционный портфель подразделяется на три категории или три субпортфеля:

- стабилизационный портфель,

- активный портфель для торговых операций,

- портфель ценных бумаг, предназначенных для продажи.

1) Стабилизационный портфель составляет не менее 50%. Целью создания данного портфеля является обеспечение стабильного непрерывно начисляемого инвестиционного дохода в средне- и долгосрочной перспективе. Портфель формируется из государственных долговых ценных бумаг, корпоративных долговых и долевых ценных бумаг с прогнозируемым доходом, депозитных вкладов в банки, которые будут удерживаться на долгосрочной основе. Данный портфель рассматривается как стабилизационный или пассивный.

2) Активный портфель для торговли составляет не более 40%. Целью данного портфеля является обеспечение инвестиционного дохода, начисляемого в результате проведения активных торговых операций с ценными бумагами на вторичном рынке. Портфель формируется из долговых и долевых финансовых инструментов (облигаций и акций). Наличие данного портфеля дает возможность получать по долговым инструментам не только фиксированный доход в виде купонного вознаграждения, но и торговый (маржинальный) доход, образующийся в результате проведения сделок купли-продажи. Что касается долевых инструментов, то активные торговые операции позволяют обеспечить дополнительный доход в дополнение к обычному доходу от владения ценной бумагой.

3) Портфель ценных бумаг, предназначенных для ликвидности, составляет не более 20%. Цель портфеля – поддержание заданного уровня ликвидности, необходимого для выполнения текущих пенсионных обязательств и эффективной операционной работы Фонда. Портфель формируется из государственных и корпоративных долговых ценных бумаг, обладающих определенным уровнем ликвидности и низким уровнем волатильности, что обеспечивает возможность реализации ценных бумаг в короткие сроки и по рыночным ценам.

4) Структура инвестиционного портфеля формируется из различных финансовых инструментов, разрешенных законодательством Республики Казахстан к приобретению за счет пенсионных активов. Помимо данных ограничений, Фондом в целях минимизации рыночных и других видов рисков устанавливаются дополнительные лимиты по долям каждого вида финансового инструмента в портфеле (Таблица 4).



Таблица 4

Перечень объектов инвестирования с указанием лимитов инвестирования по видам финансовых инструментов

Наименование финансового инструмента

Лимиты

1.

Государственные ценные бумаги Республики Казахстан (включая эмитированные в соответствии с законодательством других государств), выпущенные Министерством финансов Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан, а также ценные бумаги, выпущенные под гарантию государства


Не менее

30%

2.

Облигации, выпущенные местными исполнительными органами Республики Казахстан, включенные в официальный список фондовой биржи

Не более

25%

3.

Долговые ценные бумаги, выпущенные Акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына»

Не более

25%

4.

Вклады в Национальном Банке Республики Казахстан

Не более

20%

5.

Вклады в банках второго уровня Республики Казахстан, имеющие долгосрочный кредитный рейтинг не ниже «В» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств или рейтинговую оценку не ниже «kzВ+»» по национальной шкале агентства Standard & Poor's и/или являющиеся дочерними банками-резидентами, родительский банк-нерезидент Республики Казахстан которых имеет долгосрочный кредитный рейтинг не ниже «А-» по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

Не более 10%

6.

Долговые ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями, имеющие международную рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-» агентства «Standard & Poor's» и выпущенные следующими международными финансовыми организациями:

Международным банком реконструкции и развития;

Европейским банком реконструкции и развития;

Межамериканским банком развития;

Банком международных расчетов;

Азиатским банком развития;

Африканским банком развития;

Международной финансовой корпорацией;

Исламским банком развития;

Европейским инвестиционным банком;

Евразийским банком развития

Не более

10%

7.

Ценные бумаги, имеющие статус государственных, выпущенные центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже «ВВВ-» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

Не более

10%

8.

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные иностранными организациями, имеющие международную рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

Не более

15%

9.

Акции иностранных эмитентов, имеющие рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

Не более 30%

10.

Акции организаций Республики Казахстан, имеющих рейтинговую оценку не ниже «ВВ-» по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку не ниже «kzВВ» по национальной шкале агентства «Standard & Poor's»

Не более 30%

11.

Акции организаций Республики Казахстан, включенные в официальный список фондовой биржи, соответствующие требованиям первой (наивысшей) или второй (наивысшей) категории сектора «акции»

Не более 15%

12.

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств:

1) имеющие рейтинговую оценку не ниже «В-» по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку не ниже «kzВ» по национальной шкале «Standard & Poor's»;

2) включенные в официальный список фондовой биржи, эмитент которых соответствует требованиям категории «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки»

3) инфраструктурные облигации организаций Республики Казахстан.

Не менее

20%

13.

Аффинированные драгоценные металлы, и металлические депозиты, в том числе, в банках-нерезидентах Республики Казахстан, обладающих рейтинговой оценкой не ниже «АА» агентства «Standard & Poor's» или рейтинговой оценки аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, на срок не более двенадцати месяцев

Не более

10%

14.

Акции фондов недвижимости, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющих рейтинговую оценку не ниже «ВВ-» по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств либо включенные в категорию «Ценные бумаги инвестиционных фондов» официального списка фондовой биржи, соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан по инвестиционному управлению

 Не более 10%

15.

Principal protected notes, выпущенные организациями, имеющими рейтинговую оценку не ниже «ВВВ-» агентства «Standard & Poor's» или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и по которым установлена гарантия эмитента по полному возврату суммы основного долга и сроком обращения не более трех лет

Не более

10%

16.

Депозитарные расписки, базовым активом которых являются акции, указанные в настоящем Перечне, фьючерсы, опционы, свопы, форварды базовым активом которых являются: финансовые инструменты, разрешенные к приобретению за счет пенсионных активов; иностранная валюта.

Не более

40%

17.

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, базовым активом которых являются финансовые инструменты, имеющие рейтинговую оценку ниже «ВВ-» по международной шкале агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

Не более

5%


Максимальная доля открытой валютной позиции определяется в соответствии с установленными уполномоченным органом нормами и лимитами, а также согласно установленному органом управления Генеральному лимиту.


6 Политика по управлению рисками фонда


Инвестиционная деятельность Фонда подвержена следующим видам рисков:

a) ценовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов;

b) валютный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанный с изменением курсов иностранных валют при осуществлении Фондом (Организацией) деятельности. Опасность расходов (убытков) возникает из-за переоценки позиций по валютам в стоимостном выражении;

c) кредитный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неуплаты эмитентом основного долга и вознаграждения, причитающегося инвестору в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок, включающий также риск потерь, возникающих в связи с невыполнением партнером обязательств по свопам, опционам, форвардам и иным финансовым инструментам, подверженным кредитному риску, и в период урегулирования расчетов по данным ценным бумагам и финансовым инструментам;

d) правовой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения Фондом (Организацией) требований законодательства Республики Казахстан либо несоответствия практики Фонда (Организации) их внутренним документам, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан – законодательства других государств

e) рыночный риск – риск возникновения расходов (убытков), связанных с неблагоприятными движениями финансовых рынков. Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы

f) операционный риск - риск возникновения расходов (убытков) в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий

g) риск потери ликвидности – риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением Фондом (Организацией) своих обязательств. Риск потери ликвидности ценных бумаг как активов определяется их способностью быстро реализовываться с низкими издержками и по приемлемым ценам

h) процентный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения.

В целях минимизации различных видов рисков, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, предусмотрена система управления рисками, которая включает в себя четыре основных этапа: оценка риска, измерение, контроль и мониторинг.

Каждый этап реализуется посредством использования различных методик и процедур, установленных нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.

Контроль за системой управления рисками осуществляет комитет по рискам при Совете Директоров фонда, который также в рамках данной системы формирует модель управления рисками при принятии инвестиционных решений для управляющей компании пенсионными активами.

Пенсионный фонд полностью выполняет установленный комплекс условий и ограничений по инвестиционной деятельности, регламентируемый законодательством Республики Казахстан и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, Постановлениями Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций №180, 181, 135, настоящим Договором, заключенным с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, а также соблюдает ограничения, установленные Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Порядок расчета и взимания комиссионного вознаграждения осуществляется в соответствии с Правилами расчета и взимания комиссионного вознаграждения за оказание финансовых услуг Фонда.


7 Обзор финансовой деятельности АО «НПФ «ҰЛАРYМIТ»


По состоянию на 31 декабря 2009 года объем обязательств Фонда уменьшился на 10,012,160 тыс. тенге и составил на конец 2009 года 8,569,879 тыс. тенге.

По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 годов кредиторская задолженность составила 126,400 тыс.тенге и 15,202 тыс.тенге соответственно. Задолженность Фонда по комиссионному вознаграждению АО «Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами «Жетысу» (АО ООИУПА «Жетысу») составляет 30% от комиссионного вознаграждения Фонда от инвестиционного дохода.


Таблица 5

Кредиторская задолженность Фонда

Кредиторская задолженность:

31 декабря 2009 года тыс. тенге

31 декабря 2008 года тыс. тенге

Кредиторская задолженность перед ООИУПА

1,253

0

Прочая кредиторская задолженность

125,147

15,202

Всего кредиторская задолженность

126,400

15,202


Начисленные расходы по расчетам с персоналом. По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 годов начисленные расходы по расчетам с персоналом по заработной плате составили 10,507 тыс.тенге и 307 тыс.тенге соответственно.

Обязательство перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 годов обязательство по налогам и другим платежам в бюджет составило 29,758 тыс.тенге и 14,000 тыс.тенге соответственно. Кредиторская задолженность по отрицательному комиссионному вознаграждению. По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 прочие обязательства по отрицательному комиссионному вознаграждению составили 1,421,687 тыс.тенге и 14,021,403 тыс.тенге соответственно.

Прочие обязательства. По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 прочие обязательства составили 17,957 тыс.тенге и 10,248 тыс.тенге соответственно.

Изменения, произошедшие за отчетный период по результатам финансово-хозяйственной деятельности отчета о доходах и расходах.

Доходы Фонда в 2009 году составили 8,640,469 тыс.тенге. (Таблица 6).



Таблица 6

Комиссионные доходы Фонда

Комиссионные доходы

2009 г.

тыс. тенге

2008 г.

тыс. тенге

Комиссионные доходы от инвестиционного дохода/убытка от пенсионных активов

6,731,762

-6,706,018

Комиссионные доходы от пенсионных активов

1,248,870

1,292,701

Итого комиссионные доходы

7,980,632

-5,413,317


Доходы по операциям «обратное РЕПО». Доходы по операциям с ценными бумагами «обратное РЕПО» по состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 годов составили 1,688 тыс.тенге и 126,389 тыс.тенге соответственно. В 2009 году прирост по сравнению с 2008 годом составил (99)% (на (124,700) тыс.тенге). Доходы (убытки) от переоценки иностранной валюты (нетто). В 2009 году доход от переоценки иностранной валюты составил 131,153 тыс.тенге.

Прочие доходы. Прочие доходы в 2009 составила 31,549 тыс.тенге , в том числе доход от сдачи в аренду помещения на сумму 12,464 тыс.тенге. Прочие доходы уменьшились по сравнению с 2008 годом на 5,850,230 тыс.тенге. Расходы Фонда в 2009 году составили 5,812,100 тыс.тенге. Комиссионные расходы. Комиссионные расходы в 2009 году увеличились по сравнению с 2008 годом (Таблица 7).


Таблица 7

Комиссионные расходы Фонда

Наименование

2009 г. тыс. тенге

2008 г. тыс. тенге

Комиссионные расходы ООИУПА

3,158,653

(2,011,805)

Комиссионные расходы по банкам - кастодианам

5,258

4,406

Итого комиссионные расходы

3,163,911

(2,007,399)


Расходы в виде вознаграждения (премии) по приобретенным ценным бумагам. Расходы по амортизации премии по приобретенным ценным бумагам в 2009 году составили 60,399 тыс.тенге.

Общие административные расходы увеличились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1,184,581 тыс.тенге .


Таблица 8

Административные расходы Фонда

Наименование

2009 г. тыс. тенге

2008 г. тыс. тенге

Прирост

Заработная плата и премии

884,437

833,330

51,107

Текущая аренда

132,305

129,668

2,637

Налоги (кроме налога на прибыль)

108,977

104,849

4,128

Амортизация основных средств

149,329

71,892

77,437

Командировочные расходы

14,081

19,154

(5,073)

Прочие расходы

1,054,345


1,054,345

Итого операционные расходы

2,343,474

1,158,893

1,184,581


Расходы по возмещению отрицательной разницы между показателем номинальной доходности и минимальным значением. Расходы по возмещению отрицательной разницы между показателем номинальной доходности и минимальным значением, в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» по результатам 2009 года не производилось

Фонд составляет расчеты по налогу за текущий период на основании данных налогового учета, осуществляемого в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, которые могут отличаться от Международных стандартов финансовой отчетности.

В связи с тем, что некоторые виды расходов не учитываются для целей налогообложения, а также ввиду наличия необлагаемого налогом дохода у Фонда возникают определенные постоянные налоговые разницы.

Отложенный налог отражает чистый налоговый эффект от временных разниц между учетной стоимостью активов и обязательств в целях финансовой отчетности и суммой, определяемой в целях налогообложения. Временные разницы, имеющиеся на 31 декабря 2009 и 2008 годов, в основном, связаны с различными методами учета доходов и расходов, а также с учетной стоимостью некоторых активов.

Отчет о движении денег составлен Фондом косвенным методом.

В результате деятельности Фонда в разделе «Операционная деятельность» отток денежных средств, связанных от операционной деятельности составил за 2009 год - (4,486,829) тыс. тенге.

Отток средств связан с уменьшением/увеличением следующих активов:

-       ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, на 111,516 тыс.тенге;

-       дебиторской задолженности на 7,012,067 тыс.тенге;

-       операции «обратное РЕПО» на 336,668 тыс.тенге;

-       банковских вкладов на 151,200 тыс.тенге;

-       расходов будущих периодов на (921) тыс.тенге;

-       прочих активов на 357,491 тыс.тенге; уменьшения/увеличения обязательств:

-       увеличения кредиторской задолженности на 129,107 тыс.тенге;

-       уменьшения прочих обязательств на (12,583,957) тыс.тенге.

Отток/Приток денежных средств, связанных с инвестиционной деятельностью составил в 2009 году 1,140,967 тыс.тенге, в том числе:

-       покупка (продажа) ценных бумаг, удерживаемых до погашения 1,169,964 тыс.тенге;

-       покупка фиксированных активов на сумму (28,997) тыс.тенге.

Отток/Приток денежных средств, связанных с инвестиционной деятельностью составил в 2009 году 0,00 тыс.тенге.

Чистое увеличение денег в 2009 году составило 106,733 тыс.тенге.

По состоянию на 31 декабря 2009 и 2008 собственный капитала Фонда составили 6,963,571 тыс.тенге и 4,201,508 тыс.тенге соответственно. Увеличение между отчетными датами составило 65,73 % (2,762,063 тыс.тенге).

В 2009 году дополнительного выпуска и оплаты простых акций Фонда не производилось.

На основании решения совета директоров и общего собрания акционеров резервный капитал Фонда создан и пополняется за счет чистой прибыли с целью покрытия операционных убытков от пенсионных активов. В 2009 году пополнения резервного капитала не производилось.

По состоянию на 31 декабря 2009, согласно учетной политике была произведена ежегодная переоценка здания Фонда, в результате которой была определена справедливая стоимость. Чистый прирост от переоценки составил (417,806) тыс.тенге. Изменение стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи

Изменение стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи отражаемых в статье «неоплаченный капитал» составил за 2009 год 871,030 тыс.тенге. Прибыль (убыток) за 2009 года составила 2,308,839 тыс.тенге.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:

Первый уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система. Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах.

Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:

— предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;

— обязательное участие в системе всего работающего населения;

— разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;

— персонифицированный учет пенсионных накоплений вкладчиков, предполагающий;

— присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;

— начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;

— гарантия сохранности пенсионных накоплений за счет;

— гарантии государством сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;

— обязательного предоставления накопительным пенсионным фондом своему вкладчику либо получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений;

— государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;

— хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилиированным с НПФ либо ООУИПА;

— контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;

— дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;

— невозможность обращения взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства;

— Кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной системе государство несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции;

— Накопительная пенсионная система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий уровень).

Дальнейшее функционирование пенсионной системы будет способствовать решению важных социальных и экономических задач, среди которых:

— снятие с государства и налогоплательщиков части обязательств по социальному обеспечению граждан пенсионного возраста;

— обеспечение более эффективной и справедливой системы пенсионного обеспечения вкладчиков после достижения ими пенсионного возраста с учетом размера их заработной платы в течение трудовой деятельности, длительности уплаты пенсионных взносов и эффективности инвестирования пенсионных накоплений;

— развитие отечественного фондового рынка;

— повышение финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

2. Инструкция о мерах по поддержанию крупным участником открытого накопительного пенсионного фонда, владеющим прямо или косвенно более двадцатью пятью процентами голосующих акций накопительного пенсионного фонда, коэффициентов достаточности собственного капитала открытого накопительного пенсионного фонда от 29 декабря 2008 года № 246

3. Правила по ведению учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков от 12 июня 2004 года № 153 в (получателей) в накопительных пенсионных фондах,

4. Правила оценки финансовых инструментов, находящихся
в инвестиционных портфелях накопительных пенсионных фондов, от 26 марта 2005 года № 109

5. Инструкция о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, от 22 августа 2008 года №118

6. Александров Д.Г. Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы. – СПб:Изд-во СпбГУ

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити, 1997г. – 479 с.

8. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 496 с.

9. Цветова М. Нескончаемая пенсионная реформа. Интернет-издание Личные деньги – 24.10.2006 http://www.personalmoney.ru/default.asp

10. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 – 32


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ