Организация финансов государственного некоммерческого предприятия (на примере ГОУ Профессиональное У...
Продолжение
Таблицы 2.5.
1
2
3
4
5
6
7
8
оплата
водоснабжения помещений
110 740
399,60
173,20
43,34
173,20
154,00
88,91
прочие коммунальные
услуги
110 770
10,00
10,00
100,00
10,00
0,00
0,00
Прочие текущие
расходы на закупку товара
111 000
36,00
38,00
105,56
38,00
34,00
89,47
Трансферты
населению
130 300
153,10
176,80
115,48
176,80
145,00
82,01
Приобретенное
оборудование и предметы длительного пользования
240 100
200,00
50,00
25,00
50,00
29,00
58,00
Капитальный ремонт
240 300
150,00
90,00
60,00
90,00
56,00
62,22
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
3297,20
3917,70
118,82
3917,70
4029,00
102,84
Как видно из
Таблицы 2.5, объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года
имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2002 год,
почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию
ГОУ «ПУ-37» в 2001 году, а объем, утвержденный на 2003 год – на 3 %. Существенный
рост объема финансирования в 2002 году вызван увеличением объема финансирования
следующих статей:
·
оплата
труда гос. служащих – на 65,5 %;
·
начисления
на оплату труда – на 65,5 %;
·
транспортные
услуги – на 80 %;
·
оплата
потребленной электроэнергии – на 20,4 %.
В 2003 году по
сравнению с 2002 годом увеличился объем утвержденного финансирования на
следующие позиции:
·
приобретение
предметов снабжения – на 17,5 %;
·
оплата
коммунальных услуг – на 25 %, за счет роста финансирования на оплату потребления
электроэнергии на 82.3 %.
·
оплата
труда гос. служащих – на 7.5 %.
В то же самое
время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился:
·
транспортные
услуги;
·
оплата
содержания помещений;
·
трансферты
населению;
·
приобретение
оборудования.
Из года в год
сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.
Если рассмотреть
объемы утвержденного финансирования за последние 3 года в долларовом
эквиваленте, получим следующую картину:
2001 год – средний курс доллара за
год равен 29 руб. 17 коп.
Таким образом, в
2002 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная
3 297 200 руб. / 29 руб. 17 коп. = 113 034 $
2002 год – средний курс доллара за
год равен 31 руб. 34 коп.
Таким образом, в 2003 году утверждена
сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная 3 917 700 руб. / 31
руб. 34 коп. = 125 006 $
2003 год – средний курс доллара за
год равен 30 руб. 69 коп.
Таким образом, в 2004 году утверждена
сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная 4 029 000 руб. / 30
руб. 69 коп. = 131 281 $
В этом случае при
сравнении полученных показателей получаем следующие темпы прироста:
Тпр1 = 125 006 $ / 113 034 $ * 100 % = 110.59 %
Тпр2 = 131 281 $ / 125 006 $ * 100 % = 105.02 %
Для того, чтобы
определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы
рассмотрим еще одну сводную таблицу (см. Таблица 2.6.) на основании данных
отчетов об исполнении сметы доходов и расходов (см. Приложение 18,19,20) и
баланса сметы доходов и расходов. (см. Приложение 21,22,23)
Таблица 2.6.
Динамика объема финансирования ГОУ «ПУ-37» за счет
поступлений из бюджета за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
2001 г.
% от сметы
2002 г.
% от сметы
2003 г.
% от сметы
Наименование статьи
расходов
Код статьи
1
2
3
4
5
6
7
8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос.
служащих
100 100
642,15
96,6
1100,1
99,9
1183,0
100
оплата труда
гражданских служащих
110 110
642,15
96,6
1100,1
99,9
1183,0
100
Продолжение
Таблицы 2.6.
1
2
3
4
5
6
7
8
оплата труда
внештатных сотрудников
110 140
Начисления на
оплату труда
110 200
218,6
91,9
389,9
99,0
424,0
100
Приобретение
предметов снабжения
110 300
279,6
48,3
208,6
34,6
510,0
72
Медикаменты
110 310
2,0
100
0
0
0
0
мягкий инвентарь и
обмундирование
110 320
53,6
59,2
18,8
60,7
47,3
70,6
продукты питания
110 330
224,0
49,3
184,7
34,6
445,9
72,7
оплата ГСМ
110 340
0
0
3
15
0
0
прочие расходные
материалы
110 350
0
0
2,1
15
16,8
120
Командировки и
служебные разъезды
110 400
0
0
0
0
0
0
Транспортные услуги
110 500
0
0
0
0
0
0
Оплата услуг связи
110 600
4
57,1
0
0
0
0
Оплата коммунальных
услуг
110 700
937,7
74,5
1187,3
104
1123,5
78,6
оплата содержания
помещений
110 710
16,3
28,4
0
0
42,5
96,6
оплата потребления
тепловой энергии
110 720
629,5
99,4
676,0
95,5
826,2
93,5
оплата потребления
электрической энергии
110 730
136,9
86,4
236,4
124
194,6
55,9
оплата
водоснабжения помещений
110 740
155,0
38,8
274,9
158,7
60,2
39,1
прочие коммунальные
услуги
110 770
0
0
0
0
0
0
Прочие текущие
расходы на закупку товара
111 000
2,6
7,2
0
0
5
14,7
Трансферты
населению
130 300
47,8
31,2
50,2
28,4
178,3
123,0
Приобретенное
оборудование и предметы длительного пользования
240 100
0
0
0
0
67,0
231,0
Капитальный ремонт
240 300
85,5
57
0
0
50,0
89,3
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
2218,0
67,3
2936,1
74,9
3540,8
87,9
Как показывают
данные Таблицы 2.6. ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом
улучшается. Если в 2001 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной
Комитетом образования Администрации Волгоградской области сметы, то в 2003 -
выполнение плана по сметному финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в
2001 году и на 13 % выше, чем в 2002 году.
Наиболее успешно
обстоит дело с финансированием таких статей как:
·
оплата
труда гражданских служащих;
·
начисления
на оплату труда;
·
оплата
коммунальных услуг.
Хуже всего
финансируются:
·
приобретение
предметов снабжения
·
командировки
и служебные разъезды;
·
транспортные
услуги;
·
оплата
услуг связи
Также немаловажно
рассмотреть динамику фактических расходов от выделенного финансирования. Эти
данные представлены в Таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Динамика фактических расходов ГОУ «ПУ-37» за счет
поступлений из бюджета за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
.
Экономическая классификация расходов
2001 г.
% от финанси-
рования
2002 г.
% от финанси-
рования
2003 г.
% от финанси-
рования
Наименование статьи
расходов
Код статьи
1
2
3
4
5
6
7
8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос.
служащих
100 100
682,7
106,3
1115,1
101,4
1207,1
102,0
Начисления на
оплату труда
110 200
243,5
111,4
397,4
101,9
428,9
101,2
Приобретение
предметов снабжения
110 300
306,9
109,8
261,5
125,4
455,1
89,2
Командировки и
служебные разъезды
110 400
0
0
0
0
0
0
Транспортные услуги
110 500
0
0
1,7
0
0
0
Оплата услуг связи
110 600
4
100
0
0
0
0
Оплата коммунальных
услуг
110 700
938,8
100,1
1062,9
89,5
1080,0
96,1
Прочие текущие
расходы на закупку товара
111 000
15,4
601,6
5,0
-
0
0
Трансферты
населению
130 300
76,7
160,5
72,4
144,2
91,5
51,3
Приобретенное
оборудование и предметы длительного пользования
240 100
0
0
0
0
67,0
100,0
Капитальный ремонт
240 300
91,5
107,1
5,8
-
23,5
47
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
2359,5
106,4
2921,8
99,5
3353,1
94,7
Данные Таблицы
2.7. свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает
меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2001 году
наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4 % за счет остатков денежных
средств с прошлого года, в 2002 году фактические расходы укладываются в смету –
99.5 %, а в 2003 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5 %. По
статьям расхода: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату
труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на
протяжении 3-х лет.
Помимо основной
деятельности, ГОУ «ПУ-37» также осуществляет предпринимательскую деятельность и
сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов,
утвержденных Комитетом образования Волгоградской области в смете доходов и
расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные
Таблицы 2.4. Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре
утвержденных доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37». Из года в
год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %.
В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %.
Общая динамика утвержденных доходов
от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом.
Наблюдается рост утвержденных доходов в 2002 году по сравнению с 2001 годом на
17 %, а в 2003 году по сравнению с 2002 – на 19 %.
Анализируя данные
балансов исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам
(Приложение 8,9,10), наблюдается следующая ситуация – не смотря на утвержденные
сметой суммы доходов, фактически объем поступлений от предпринимательской
деятельности гораздо ниже. В 2001 году он составил 67 775 руб., в 2002
году – 206 387 руб., в 2003 году - 356 668 руб.
Что же касается динамики утвержденных
расходов на осуществление предпринимательской деятельности, то эти данные можно
получить, проанализировав Таблицу 2.8., построенную на базе данных сметы
доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды (см. Приложение
14,15, 16).
Таблица 2.8.
Динамика утвержденных расходов на осуществление
предпринимательской деятельности за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
2001 г
%
2002 г
%
2003 г
%
Наименование статьи
расходов
Код статьи
аренда
пред. д-ть
итого
аренда
пред.
д-ть
итого
аренда
пред.
д-ть
итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос.
служащих
100 100
*
156,6
156,6
19,84
*
184,8
184,8
19,63
*
215,9
215,9
17,42
Начисления на оплату
труда
110 200
*
60,5
60,5
7,67
*
69,7
69,7
7,40
*
77,3
77,3
6,24
Приобретение
предметов снабжения
110 300
47,4
*
47,4
6,01
85,7
19,6
105,3
11,19
184,7
37,6
222,3
17,93
Командировки и
служебные разъезды
110 400
*
*
0
0
*
*
0
0
*
*
0
0
Транспортные услуги
110 500
9,8
*
9,8
1,24
10,0
*
10,0
1,06
19,9
*
19,9
1,61
Оплата услуг связи
110 600
9,0
*
9,0
1,14
20,0
*
20,0
2,12
26,2
*
26,2
2,11
Оплата коммунальных
услуг
110 700
29,5
*
29,5
3,74
88,2
*
88,2
9,37
121,0
43,3
164,3
13,25
Прочие текущие
расходы на закупку товара
111 000
83,9
134,3
218,2
27,65
163,4
206,3
369,7
39,27
280,6
120,1
400,7
32,32
Трансферты населению
130 300
*
*
0
0
*
*
0
0
*
8,2
8,2
0,66
Приобретенное
оборудование и предметы длительного пользования
240 100
24,0
51,0
75,0
9,50
*
*
0
0
*
84,9
84,9
6,85
Капитальный ремонт
240 300
*
183,2
183,2
23,21
*
93,7
93,7
9,95
20
*
20
1,61
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
203,6
585,6
789,2
100,00
367,3
574,1
941,4
100,00
652,4
587,3
1239,7
100,00
Итак, на
протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление
предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет
статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую
входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она
составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление
предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 –
оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных
расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения,
что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные
материалы.
Общая динамика
утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2002 году по
сравнению с 2001 годом возросли на 19 %, а в 2003 по сравнению с 2002 годом –
на 32 %.
Сравнивая данные
о динамике утвержденных доходов и расходов от предпринимательской деятельности
и аренды, мы видим, что ежегодно сумма расходов превышает сумму доходов на
величину остатка денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с
прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от
предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.
Данные баланса
сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что
фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности
составили:
В 2001 году – 128 577 руб., что
больше, чем полученные доходы на 60 802 руб.
В 2002 году – 142 508 руб., что
меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб.
В 2003 году – 304 572 руб., что
меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.
2.3
. Анализ
финансового состояния ГОУ «ПУ-37»
Предварительную
оценку финансового состояния государственного образовательного учреждения можно
сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения
сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1, см.
Приложение 21,22,23) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по
внебюджетным источникам (форма № 1-1, см. Приложение 8,9,10).
На основании
данных баланса предварительно необходимо составить таблицу показателей
финансового состояния ГОУ «ПУ-37». Указанная таблица составляется для общей
предварительной оценки финансового состояния государственного учреждения. Она
содержит укрупненные показатели и представляет собой так называемый уплотненный
баланс. Анализ данной таблицы проводится дедуктивным методом.
Таблица 2.9.
Уплотненные балансы ГОУ «ПУ-37» за период с 2000 по
2003 гг, в тыс. руб.
Показатели
Код
стр.
2000
г
2001
г
2002
г
2003г
1
2
3
4
5
6
АКТИВ
1. Основные средства и другие долгосрочные
финансовые вложения