бесплатные рефераты

Особенности управления финансами в отделах образования

Рассчитываются не только расходы учреждений, но и их доходы. В данном случае имеются ввиду внереализационные доходы (сдача в аренду, спонсорская помощь, платные услуги и т.д.…). Внереализационные доходы являются своего рода страховкой от уменьшения суммы государственного финансирования. Данные расчёты оформляются также в виде плана.

За полгода до наступления отчётного года, отдел образования направляет свой план в вышестоящие организации (районную администрацию, комитет финансов) свои расчёты, где начинается проверка данных, а также делается анализ необходимости расходов.

После утверждения комитетом финансов годового плана, данные направляются обратно в отдел образования, где составляется поквартальная разбивка доходов и расходов финансового плана. Поквартальная разбивка является основой для учета исполнения финансового плана в течение года. Плановый отдел и бухгалтерия доводят до подразделений, осуществляющих платную образовательную деятельность, выполнение доходной части в рамках платных образовательных программ, прочей платной деятельности, показатели по утвержденным в Финансовом плане доходам.

Финансовый план исполняется в пределах полученных сумм бюджетных внебюджетных доходов с учетом остатков средств на начало календарного года с соблюдением установленных норм законодательства и требований внутренних процедур санкционирования и финансирования. В течение года структурные подразделения осуществляют расходы, производят закупку товаров, работ и услуг в пределах, установленных бюджетами (сметами доходов и расходов) подразделений, а также доведенных лимитов. Ответственность за соблюдение смет и лимитов соответствующего подразделения, а также за принятие финансовых обязательств в пределах фактически полученных доходов подразделения, несет его руководитель.

Понятно, что хорошее или плохое существование учреждений, находящихся в ведомстве отдела образования Колпинского района зависит от утверждённого плана лимитов расходования целевых средств.

Далее в таблице №1 приведены данные по расходам за несколько лет комитета по образованию Колпинского района по нескольким группам расходов.


Таблица №1. Ведомственная структура расходов городского бюджета в разрезе комитета по образованию











Наименование

2005 фактически

2006 фактически

изменен., тыс. руб.

2005 фактически

изменен., тыс. руб.

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

1

Комитет по образованию и проч.

1299687

100,00

1519863

100,00

220176

1771762

100,00

251899

2

Текущие расходы

179097

13,78

108814

7,16

-70283

191129

10,79

82315

3

Оплата труда

50634

3,90

65449

4,31

14815

86899

4,90

21450

4

Капитальные расходы

2286

0,18

2000

0,13

-286

3010


0,17

1010

5

Дошкольное образование из них:

456233

35,10

597634

39,32

141401

615976

34,77

18342

6

Текущие расходы

219528

16,89

249315

16,40

29787

260392

14,70

11077

7

Оплата труда

219873

16,92

332629

21,89

112756

336624

19,0

3995

8

Капитальные расходы

16832

1,2

15690

1,03

-1142

18960

1,07

3270

9

Общее образование из них:

611437

47,04

745966

49,08

134529

874748

49,37

128782

10

Текущие расходы

310657

23,90

326852

21,51

16195

386297

21,80

59445

11

Оплата труда

294731

22,68

398654

26,23

103923

448560

25,32

49906

12

Капитальные расходы

6049

0,46

20460

1,34

14411

39891

2,25

19431


Как видно из таблицы 1 объёмы финансирования увеличиваются из года в год, причём в 2005 году они возросли на 14,5% то есть на 220176 тысяч рублей по сравнению с 2004 годом, а в 2006 – на 16,57% или 251899 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом. При этом из года в год наблюдается возрастание объёмов финансирования. Это положительный момент. Почему же тогда существующее положение дел в наших школах и детских садах оставляет желать лучшего?

В таблице 1 отмечено, что большая часть расходов на образования идёт на заработную плату, за исключением пункта 1 «Комитет по образованию и проч.». Дело в том, что в данной графе сгруппированы данные по школам-интернатам, диспетчерских служб, адресным программам, туристическим программам, конкурсам, Дома творчества юных, детским домам и т.д.… В этой категории очень большие затраты на содержание имущества и текущие расходы.

Для бюджетных учреждений существует такое понятие, как «защищённые статьи», по которым недофинансирование в пределах тарифов запрещено. Расходы на заработную плату – это самая важная защищённая статья. Далее следуют расходы по налогам с заработной платы (ЕСН) и коммунальные платежи, которые необходимо финансировать для нормальной работы учебных заведений.

У дошкольных учреждений затраты на заработную плату составляли в 2004 году – 48,19%, в 2005 – 55,66%, в 2006 – 54,65%, у общеобразовательных в 2004 году – 48,2%, в 2005 – 53,44%, в 2006 – 51,28% соответственно. Это связано с проводимой в России политикой увеличения заработной платы преподавателям и учителям и доведения размера оплаты труда до среднего в стране. Тем не менее заработная плата у работников сферы образования продолжает оставаться крайне низкой.

Если проанализировать текущие расходы, то можно увидеть, что текущие расходы увеличиваются не намного, а по комитету образования и проч., вообще практически не изменены. В 2002–2004 годах увеличивался фонд оплаты труда, поэтому и увеличивался и единый социальный налог, так как он рассчитывается от заработной платы, следовательно, финансирование на текущие расходы практически не увеличено, потому что единый социальный налог приравнен к текущим расходам. 15% выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и т.д. Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы, однако его трудно считать эффективным.

Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований.

Для более полного анализа ситуации ниже приведены данные по планируемым и фактическим расходам образовательных учреждений Колпинского района за 2002, 2003, 2004 года.


Таблица 3. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)

Вид расходов

2004 год

Изм.

План

Факт

Государственные образовательные учреждения

705367

611437

-93930

Дошкольные образовательные учреждения

458962

456233

-2729

Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.

159873

126319

-33554

Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду

154767

105698

-49069

Всего

1478969

1299687

-179282


Таблица 4. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.

Вид расходов

2005 год

Изм.

План

Факт

Государственные образовательные учреждения

869341

745966

-123375

Дошкольные образовательные учреждения

649831

597634

-52197

Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.

147964

102631

-45333

Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду

100593

73632

-26961

Всего

1767729

1519863

-247866


Таблица 5. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)

Вид расходов

2006 год

Изм.

План

Факт

Государственные образовательные учреждения

1006974

874748

-132226

Дошкольные образовательные учреждения

794531

615976

-178555

Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.

347364

186391

-160973

Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду

120597

94647

-25950

Всего

2269466

1771762

-497704



Таблицы №3, 4, 5 по сути показывают, почему и насколько в отделе имеет место недофинансирование общего образования. Понятно, что в идеальном варианте планируемые расходы (то есть те, которые указаны в заявке отдела образования на финансирование следующего года) должны быть равны или меньше фактически профинансированных расходов. Это, конечно, утопия. На сегодняшний день недофинансирование составляет 20–30%. Данные представлены в таблице 6.


Таблица 6. Разница между планируемыми расходами и фактическим финансированием в %.

Вид расходов

2004

2005

2006

Государственные образовательные учреждения

-13,32%

-14,19%

-13,13%

Дошкольные образовательные учреждения

-0,6%

-8,03%

-22,74%

Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч.

-21%

-30,64%

-46,34%

Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду

-31,71%

-26,80%

-21,52%


Разница в различии плана финансирования от фактического объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, это несогласие комитета финансов с планом расходование денежных средств. Существует определённый среднегородской показатель (индекс), на который умножаются /или делятся планируемые расходы. Как он образуется? Предположим, у нас в городе 500 школ, которые необходимо отремонтировать, за один год отремонтировано 25, за второй – тоже 25, следовательно, осталось профинансировать 450, при этом расходы на ремонт все учебных заведений будут составлять 1000000 тысяч рублей. 50 отремонтированных школ не потребуют отделки в течение 5 лет. Учитывая все эти значения, выводится одно определённое значение, на которое следует учитывать при финансировании статьи «ремонт». И так практически с каждой статьёй. Если расчёты комитета не совпадают с расчётами отдела образования, или имеются лишние, направленные не на нужды образования, то такие статьи не финансируются вообще или финансируются не полностью, что создаёт интервал между планом и фактом.

Вторая причина состоит в том, что в бюджете может быть просто не предусмотрено средств для удовлетворения всех нужд отделов образования. В таком случае финансируются наиболее приоритетные статьи расходов. Это также увеличивает разницу между фактическими и планируемыми расходами.

Для анализа ситуации рассмотрим вопрос, который имеет косвенное значение к существующей ситуации в системе общего образования – это демографическая ситуация. Характерные для современной России демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в образовании на всех его уровнях. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингенты обучаемых сократились в период 1995–2004 гг. на 13,2%, к 2010 г. сокращение составит по сравнению с 1995 г. 36,4%. В начальном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается.

За десятилетний период (1988–1998) рождаемость в стране снизилась вдвое, соответственно сократилась и численность детей в системе дошкольного образования. При этом часть детей, посещающая ДОУ, сократилась до 54%, а общее число ДОУ и число воспитателей уменьшилось на 31%. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие стала распространяться практика воспитания детей дошкольного возраста дома.

Плохое финансирование приводит к следующим результатам:

– в вопросах материально-технической базы системы образования. Недофинансирование системы образования привело к тому, что степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение оборудования составили 12 миллионов рублей. Большое значение в обновлении оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В результате на 100 учащихся общеобразовательных школ пришлось 2,5 компьютера;

– в вопросах кадрового состава системы образования. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет. В общем образовании стаж педагогической работы свыше 15 лет имеет более 52% учителей. В этом сегменте системы образования обновление кадрового состава идет медленно, не исключение и Колпинский район;

– в вопросах экономики системы образования. В период 2002–2004 гг. росли бюджетные расходы в расчете на 1 обучающегося: рост бюджетного финансирования в расчете на 1 обучающегося в среднем в общем образовании – 39,3%, в дошкольном – почти 31%. (табл. 7).


Таблица 7. Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося (тыс. руб.)

2004

2005

2006

Дошкольное образование

14,3

17,8

18,7

Общее образование

10,8

12,0

15,6

Начальное профессиональное образование

16,6

19,8

21,1

Среднее профессиональное образование

12,2

16,5

17,4

Высшее профессиональное образование

20,7

20,8

21,4


В системе общего образования продолжает сохраняться выраженная дифференциация удельных расходов по субъектам Российской Федерации (табл. 8).



Таблица 8. Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося (тыс. руб.)

Показатели

2003

2004

2005

2006

Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося

Среднее значение по субъектам РФ

8,0

10,0

10,8

12,0

Минимальное значение

3,2

4,4

6,7

6,8

Максимальное значение

44,8

64,4

73,5

90,4

Уровень дифференциации

14,5

14,6

10,9

13,3

Расходы на обще образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг

Среднее значение по субъектам РФ

4,6

7,2

10,3

9,1

Минимальное значение

1,6

2,5

4,2

4,4

Максимальное значение

13,4

18,6

19,3

17,4

Уровень дифференциации

8,4

7,5

4,6

3,95


Вместе с тем по данным таблиц можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2000–2003 гг. снизилась более чем в 2 раза.

Если проанализировать структуры расходов, а также недофинансирование бюджета для городских школ в 2000 году и с 2002 по 2004 года, то можно сказать, что недофинансирование существенно понижается (с 66% до 13–14%). Это связано с тем, что из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57% – на здравоохранение и физкультуру, 42% – на культуру и искусство, 66% – на жилищно-коммунальное хозяйство, 67% – на образование.

Ещё одной причиной увеличения финансирования системы образования может служить повышение количества платных услуг. В последнее время резко возрос спрос на факультативные занятия по иностранным языкам и информатике, а также по другим предметам. В финансовой плане на год в составе бюджетного финансирования включаются и предварительные расчёты по внебюджетным средствам (по заключенным договорам на аренду и т.д.…). Средства, полученные сверх кассового плана (заявки) перечисляются на единый бюджетный счёт и увеличивают финансирование бюджетного учреждения, через которое совершена сделка.

Но несмотря на возрастание объёмов финансирования, средств для хорошего функционирования образовательной системы выделяют по-прежнему не достаточно. Так как в начале 90-х годов финансирование было крайне низким, скоро учебные заведения столкнутся с проблемой физического устаревания товарно-материальных ценностей и основных средств, для восстановления которых, или приобретения новых потребуются огромные затраты.

К сожалению, прогнозировать увеличение доходов бюджета, необходимых для покрытия всех необходимых затрат, не представляется возможным. Известно, что государство проводит политику «уменьшения налогового бремя», а главным источником поступления денежных средств в бюджет являются именно налоги и другие обязательные платежи, возможно, что доходы наоборот будут уменьшаться. Поэтому одним из самых возможных решений проблемы финансирования образовательных учреждений остаётся увеличение бюджетных поступлений, а также спонсорская помощь. При превышении фактически полученных в центральный бюджет доходов над запланированными, сумма превышения направляется в учреждение расходуется в соответствии с установленным порядком. Дополнительные доходы подразделений расходуются в соответствии с их внутренними документами.

Практика расширения внебюджетной деятельности остается главным образом прерогативой учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В структуре этого вида деятельности преобладают платные образовательные услуги. Доходы от внебюджетной деятельности учреждений областного и федерального подчинения увеличились в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составили 113 млн. 240,7 тысяч рублей. Доходы по внебюджетной деятельности областных образовательных учреждений составили 42,6% от бюджетного финансирования, а учреждений федерального подчинения –31,1%. Заработанные средства в первую очередь направлялись на заработную плату и оказание материальной помощи сотрудникам, а затем уже на приобретение расходных материалов, оборудования и оплату коммунальных услуг.

 

 


3. Внерелизационные доходы учебных заведений и пути их повышения


3.1 Анализ финансирования школ


В течение тысячелетия отечественная общеобразовательная школа была предметом обоюдных забот государства и общества, сферой эффективного социального партнерства различных общественных структур. Как уже было отмечено, она финансировалась по нескольким каналам: за счет казны, целевых взносов населения, пожертвований спонсоров, внебюджетных средств и т.п. В последние десятилетия школа оказалась фактически отторгнута от семьи и жестко привязана к политической и финансовой системам государства. Современные задачи общего образования (воспитать коммуникативность – умение жить вместе, развить природные творческие способности, привить интерес и навыки к самообучению, подготовить к решению жизненных проблем в динамично меняющихся условиях) невозможно решить без индивидуализации образования, углубления взаимодействия семьи и школы, внедрения высокоэффективных педагогических технологий. Это требует дополнительных затрат времени и душевных сил учителей и адекватного финансирования.

Принцип равной заинтересованности в качестве общего образования государства и семьи, положенный в основу многих правительственных документов, предусматривает: а) бюджетное финансирование деятельности школ в пределах государственных образовательных стандартов; б) внебюджетное финансирование дополнительного обучения. Однако эти каналы обеспечения школы обладают пока неудовлетворительными характеристиками и не содействуют изменению сложившегося отношения. Более того, продолжает расти отторжение от школы квалифицированных учителей, родителей, учащихся. Уже было отмечено в работе, что увеличение в достаточном количестве бюджетных средств ждать не имеет смысла, следовательно, школам необходимо привлекать средства населения за счёт оказания дополнительных услуг.

Согласно ст. 47 Закона «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

·        реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

·        торговля покупными товарами, оборудованием;

·        оказание посреднических услуг;

·        долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

·        приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

·        ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Последний пункт данного списка позволяет образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством.

Понятие предпринимательской деятельности, данное в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению, установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя (собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для примера, позволяющего проследить возможности внереализационных доходов рассмотрим состояние дел в двух школах (условно №1 и №2) Колпинском района с примерными условиями и количеством учеников. Ниже в таблице приведены данные на 2002 год по обеим школам. А также данные по финансированию за 2000 и 2001 года.


Таблица 10. Основные характеристики школ №1 и №2


Школа №1

Школа №2

Количество учеников

783

770

Преподаватели

30

29

Наличие спортивного зала

Да

Да

Недофинансирование

48%

49%

Компьютерный класс

Да (15 шт.)

Да (20 шт.)

Компьютеры

Пентиум 2

Пентиум 2

Средний ФОТ

1800 руб.

1760 руб.

Необходимость ремонта

Да, 45%

Да, 49%

Учебники

59% от необходимого

63% от необходимого

Подключение к интернету

Да

Да


Таблица 11. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №1 (из бюджетов различного уровня)

В процентах к итогу

Статьи финансирования

2005 год

2006 год

Изменение %

Всего

100,0

100,0

Х

В том числе оплата труда

57,6

51,1

88,7

Социальные отчисления на оплату труда

18,1

17,4

96,1

Коммунальные платежи

8,4

14,4

171,4

Приобретение предметов снабжения

7,6

9,8

128,9


Более наглядно данные таблицы 11 выглядят на диаграмме 1.


Диаграмма 1. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №



Таблица 12. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2 (из бюджетов различного уровня)

В процентах к итогу

Статьи финансирования

2000 год

2001 год

Изменение %

Всего

100,0

100,0

Х

В том числе оплата труда

59,6

53,1

89,09

Социальные отчисления на оплату труда

16,1

19,4

120,5

Коммунальные платежи

9,4

12,4

131,91

Приобретение предметов снабжения

7,6

10,8

142,11


Диаграмма 2. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2


На 71% (14,4/8,4 №1) и на 32% (12,4/9,4 №2) соответственно выросли доли расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с тем за 2000–2001 гг. общая численность учителей общеобразовательных школ оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых средств на оплату труда на 11%(51,1/57,6 №1) и на 10,9% (53,1/59,6 №2).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ