Особенности управления финансами в отделах образования
Дифференциация средней заработной платы
работников школьного и начального профессионального образования на декабрь 2001 г.
характеризуется следующими данными (см. табл. 13):
Таблица 13. Дифференциация средней заработной платы по профессиям и
должностям работников школьного образования школы №1 и №2 за декабрь 2006 г.
Профессии и должности работников
|
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №1
|
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №2
|
Преподаватели, учителя,
|
1521
|
1493
|
Из них
Математики
|
1705
|
1598
|
Русского языка и литературы
|
1503
|
1496
|
Истории
|
1421
|
1418
|
Иностранного языка
|
1341
|
1305
|
1–3 (4) классов
|
1302
|
1297
|
Инструкторы по труду
|
1169
|
1208
|
Мастера производственного обучения
|
947
|
907
|
Проанализировав
данные представленных выше таблиц, можно сделать вывод о том, что школы
находятся примерно в одном положении, так как основные показатели у них
практически совпадают.
Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей
обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной
деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2
ст. 32 Закона «Об образовании», включается:
·
материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в
соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что
осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;
·
предоставление
учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании
финансовых и материальных средств;
·
установление
структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного
расписания, распределение должностных обязанностей;
·
установление
ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного
учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений,
установленных федеральными и местными нормативами;
·
установление
надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения,
порядка и размеров их премирования.
3.2 Анализ внебюджетного финансирования
Напомним, что
источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по
установленному нормативу:
·
доход
от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;
·
добровольные
взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
·
кредиты
банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского
процента за счет внебюджетных средств;
·
доход
от предпринимательской деятельности;
другие
источники в соответствии с законодательством РФ.
К сожалению, бюджетное
финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы
и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних
дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой
задачу развиваться и давать требуемые знания детям.
Для
реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов
внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и
достаточные правовые предпосылки и условия:
– Закон «Об
образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с
содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы
(ст. 35, 41, 50, 52).
– Закон «Об
образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее
целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).
– Закон не запрещает основным работникам школ
использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того,
принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное
использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).
– Закон «Об
общественных объединениях» одним из источников формирования имущества
определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их
использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное
вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами
материальных ценностей.
– Налоговый
кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области
спонсорского финансирования образовательной деятельности.
Необходимо
ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы:
спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг,
родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с
реализацией школьного имущества.
Спонсорами
школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно
руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные
призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить
финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого
отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что
умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий,
спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.
Плата за
оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом
денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском
районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57%
учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря
на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы
вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.
Об этом
свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся
школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы
доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным
предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие
природных способностей ребенка.
Образовательному
учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и
иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами
в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и
творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы
от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти
доходы объекты собственности.
Сдача в
аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением
закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков
осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения
по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства,
полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются
на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном
учреждении.
Необходимо
остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в
школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих
школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе
№1.
Протокол
заседания Совета школы №1 о развитии дополнительного обучения, на котором
принимается решение: активизировать работу по разработке планов работ и учебных
программ по дополнительному обучению, развивающему интерес к учебе и природные
способности учащихся, считать взносы родителей на финансирование
дополнительного обучения не платой за дополнительное образование, а целевыми
спонсорскими средствами, направляемыми на развитие просветительской
деятельности школы, считать целевые спонсорские средства общественной
собственностью родителей, которые направлять на следующее:
– фонд
развития школы;
– материальное
вознаграждение учителям, ведущим дополнительное обучение, и оплату
причитающихся налогов;
– приобретение
оборудования, инвентаря и материалов для учебной работы;
– отчисление
в общественный фонд на покрытие расходов, связанных с хозяйственным учетом
денежных средств.
В результате
заседания была получена следующая таблица с комментариями:
Таблица 14.
Исходные данные для расчёта курсов по дополнительному образованию
№
|
Наименование
|
Ед. изм
|
Примечание
|
Колич.
|
в% от п. 4
|
Исходные данные
|
1
|
Ставка учителя по ЕТС
|
руб./час
|
|
25
|
|
2
|
Численность группы
|
чел.
|
|
10
|
|
3
|
Договорная цена часа занятий с группой
|
руб./час
|
|
30
|
|
4
|
Сумма взносов за час дополнительных занятий с группой
|
руб./час
|
п. 2 хп. 3
|
300
|
|
Калькуляция
|
5
|
Фонд развития школы
|
руб./час
|
31% – 44%
|
94 – 133
|
31% – 44%
|
6
|
Отчисление в общественный фонд
|
руб./час
|
7% от п. 4
|
21
|
7%
|
7
|
Оборудование, инвентарь, материалы
|
руб./час
|
35% от п. 1
|
9
|
3%
|
8
|
Материальное вознаграждение учителя
|
руб./час
|
п. 4 – п. 5 – п. 6 –
п. 7
1,358
|
130–101
|
43% – 34%
|
9
|
Единый социальный налог
|
руб./час
|
35,8% от п. 8
|
46 -36
|
15% – 12%
|
Примечания:
1.
Ставка
по ЕТС (п. 1) задается по штатному расписанию.
2.
Сумма
по п. 3 устанавливается по протоколам родительских собраний.
3.
Суммы
по п. 7 и 8 могут изменяться учителем без увеличения общей суммы.
4.
Доли
фонда развития школы (п. 5) и материального вознаграждения (п. 8)
устанавливаются по взаимной договоренности между учителем и администрацией
школы.
5.
Коммунальные
платежи и иные накладные расходы, связанные с дополнительным обучением,
оплачиваются из фонда развития школы.
Доход,
полученный образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг,
используется школой по собственному усмотрению. Он может направляться на
развитие материальной базы школы, на увеличение расходов на заработную плату
всем сотрудникам школы, причем не только тем, кто непосредственно оказывал эти
услуги. Поступление и расходование средств от оказания платных дополнительных
образовательных услуг осуществляется по смете доходов и расходов. Эта смета
обсуждается Школьным советом и утверждается директором школы, а также
финансовыми органами.
Условно можно
разбить все расходные статьи в такой смете на две категории:
·
общие
статьи, присущие всякому образовательному учреждению (фонд заработной платы
(ФЗП) сотрудников и педагогов, начисления на ФЗП, коммунальные платежи,
хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на учебно-методические
материалы);
·
специфические
расходные статьи.
Рассмотрим
особенности планирования расходов на оплату труда. Нормальная практика состоит
в том, что Школьный совет определяет, прежде всего, базовые цифры.
Анализируется величина доходов, устанавливается их доля (или абсолютная
величина), направляемая на формирование фонда заработной платы и фонда, идущего
на соответствующие начисления.
Независимо от
того, оказываются ли дополнительные образовательные услуги в комплексе или по
отдельным позициям, формируется фонд оплаты труда педагогов, участвующих в
дополнительном образовании, и фонд заработной платы иных сотрудников школы,
задействованных при реализации платных услуг.
Формирование
фонда оплаты труда педагогов происходит следующим образом. Как правило, труд
педагогов четко регламентирован по времени (классно-урочными рамками), и с этой
точки зрения нетрудно оценить степень вовлеченности каждого конкретного
педагога в реализацию дополнительного образования, анализируя количество
уроков. Кроме того, должна учитываться и квалификация отдельных педагогов. На
практике, однако, ситуация более дифференцирована: при равном количестве часов
занятий реальная значимость деятельности того или иного педагога различна.
В
рассматриваемой школе №1 принята определенная система формирования заработной
платы педагогов, задействованных в работе по оказанию дополнительных
образовательных услуг.
1.
Определяется
«базовая оплата»: педагогу присваивается разряд (в том случае, если педагог уже
работает в школе, этого не требуется), после чего он тарифицируется в
зависимости от количества часов. Таким образом, «базовая оплата» в точности
соответствует той, которую педагог получал бы в любом другом государственном
(муниципальном) образовательном учреждении за соответствующее количество часов.
2.
Рассчитывается
«доплата за час»: решением школьного совета устанавливается определенная
величина доплаты за каждый проведенный урок в системе образования, независимо
от разряда, учебного предмета, стажа и т.д.
3.
Практика
показала, что развитая система образования, качество которых напрямую связано с
качеством образования, получаемого учащимися в рамках государственного учебного
плана, требует существенного перераспределения доходов, получаемых в системе
дополнительного образования в пользу педагогов, задействованных в реализации
государственной образовательной программы. Этого требует и принцип социальной
справедливости (в противном случае учителя, проводящие уроки по основному
расписанию и в системе дополнительного общего образования, получают существенно
отличающуюся заработную плату), и желание администрации и родителей сохранить в
образовательном учреждении квалифицированные педагогические кадры (иначе
педагоги будут просто переходить в систему дополнительного образования, где
уровень доходов на практике выше, чем в государственном образовании – проблема,
более чем актуальная для российской школы). В результате уже на протяжении ряда
лет школьный совет школы №1 принимает решение, устанавливающее такой же уровень
доплат за час для учителей, задействованных в основном учебном процессе, как и
для учителей, задействованных в системе дополнительного образования.
4.
Индивидуальная
доплата: как уже отмечалось выше, при прочих равных условиях (часах
преподавания, квалификации, учебном предмете и т.д.) вклад различных педагогов
в реализацию образования различен. К этому нужно добавить и специфические
экономические факторы: для успешной работы в сфере платных услуг зачастую
требуется не просто высокая педагогическая квалификация, но и определенные
менеджерские способности. Более того, в ряде случаев можно прямо говорить о том,
что решающими для успешного функционирования системы дополнительного
образования являются именно организационные способности задействованных в ней
педагогов и сотрудников. Для того, чтобы дифференцированно оценить вклад
каждого педагога, в школе применяется система индивидуальных доплат.
Смета
внебюджетных доходов и расходов школы №1, утвержденная на 2006 г.,
представлена в таблице 15.
Таблица 15. Смета внебюджетных доходов и расходов школы №1,
утвержденная на 2006 г.
1. ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ
|
Форма 0501010
|
|
|
|
Наименование показателя
|
Код строки
|
Внебюджетные средства
|
|
|
|
|
|
Всего
|
в том числе по кварталам
|
|
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Доходы и поступления, подлежащие распределению
по экономическим нормативам
|
010
|
|
|
|
|
|
|
Поступления из бюджета (средств отрасли)
по нормативам
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие поступления – всего
|
020
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
в том числе:
|
030
|
|
|
|
|
|
|
доход от реализации производимой продукции
(работ, услуг)
|
|
|
|
|
|
|
|
социальные доплаты и компенсации
населению (пенсия сиротам)
|
040
|
|
|
|
|
|
|
платежи за оказание услуг по
договорам с юридическими и физическими лицами (возмещение расходов)
|
050
|
|
|
|
|
|
|
поступление из Префектуры
|
060
|
|
|
|
|
|
|
поступления из Управы
|
070
|
|
|
|
|
|
|
платные образовательные услуги
|
080
|
167930
|
58090
|
45970
|
8840
|
55030
|
|
процент от реализации проездных
билетов
|
090
|
|
|
|
|
|
|
зарплата учащихся
|
100
|
|
|
|
|
|
|
1,5% от товарного кредита
|
110
|
|
|
|
|
|
|
прочие поступления (родительская
плата)
|
120
|
362380
|
57320
|
54990
|
62070
|
188000
|
|
Проценты банка за пользование
временно свободными средствами учреждения
|
130
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
|
140
|
|
|
|
|
|
|
Итого доходов и поступлений, подлежащих
распределению
|
150
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
Целевые доходы и поступления
|
160
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительные ассигнования на
централизованные и внеплановые мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
Поступления из финансового резерва
(централизованного фонда) вышестоящего органа управления
|
170
|
|
|
|
|
|
|
Добровольные взносы предприятий,
кооперативов, общественных организаций, населения (финансовая помощь)
|
180
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие целевые поступления
(средства на улучшение содержания сирот)
|
190
|
|
|
|
|
|
|
Итого целевых доходов и поступлений
|
200
|
|
|
|
|
|
|
Всего доходов, поступлений
|
210
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
(Единый фонд финансовых средств –
ЕФФС)
|
220
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
2. РАСХОДЫ
|
|
|
|
Форма 0501010
|
|
|
|
Экономическая классификация
расходов
|
Внебюджетные средства
|
|
|
Наименование статьи
|
Код
|
|
Всего
|
в том числе по кварталам
|
|
|
|
|
статьи
|
строки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
ОПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ – всего
|
110100
|
230
|
208000
|
76000
|
54000
|
15000
|
63000
|
|
в том числе:
основной оклад гражданских служащих
|
110110
|
240
|
208000
|
76000
|
54000
|
15000
|
63000
|
|
прочие денежные выплаты гражданским
служащим
|
110140
|
250
|
|
|
|
|
|
|
НАЧИСЛЕНИЯ НА ОПЛАТУ ТРУДА
(страховые взносы на государственное социальное страхование граждан)
|
110200
|
260
|
75920
|
27740
|
19710
|
5475
|
22995
|
|
ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ И
РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ – всего
|
110300
|
270
|
10500
|
2500
|
3000
|
500
|
4000
|
|
в том числе:
медикаменты, перевязочные средства
и прочие лечебные расходы
|
110310
|
280
|
|
|
|
|
|
|
мягкий инвентарь и оборудование
|
110320
|
290
|
|
|
|
|
|
|
продукты питания
|
110330
|
300
|
|
|
|
|
|
|
оплата горюче-смазочных материалов
|
110340
|
310
|
|
|
|
|
|
|
прочие расходные материалы и
предметы снабжения
|
110350
|
320
|
10500
|
2500
|
3000
|
500
|
4000
|
|
КОМАНДИРОВКИ И СЛУЖЕБНЫЕ РАЗЪЕЗДЫ
|
110400
|
330
|
|
|
|
|
|
|
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ
|
110500
|
340
|
|
|
|
|
|
|
ОПЛАТА УСЛУГ СВЯЗИ
|
110600
|
350
|
2200
|
700
|
500
|
300
|
700
|
|
ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ – всего
|
110700
|
360
|
11900
|
4000
|
2600
|
1300
|
4000
|
|
в том числе:
оплата содержания помещений
|
110710
|
370
|
900
|
300
|
200
|
100
|
300
|
|
оплата отопления помещений, в том
числе:
|
110720
|
380
|
6300
|
2100
|
1400
|
700
|
2100
|
|
оплата отопления
|
110721
|
390
|
6300
|
2100
|
1400
|
700
|
2100
|
|
оплата потребления газа
|
110722
|
400
|
|
|
|
|
|
|
оплата потребления котельно-песного
топлива
|
110723
|
410
|
|
|
|
|
|
|
оплата освещения помещений
|
110730
|
420
|
3200
|
1100
|
700
|
300
|
1100
|
|
оплата водоснабжения помещений
|
110740
|
430
|
1500
|
500
|
300
|
200
|
500
|
|
оплата аренды помещений
|
110750
|
440
|
|
|
|
|
|
|
прочие коммунальные услуги
|
110770
|
450
|
|
|
|
|
|
|
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ НА ЗАКУПКИ
ТОВАРОВ И ОПЛАТУ УСЛУГ
|
111000
|
460
|
5400
|
1800
|
1200
|
600
|
1800
|
|
в том числе:
оплата текущего ремонта оборудования
и инвентаря
|
111020
|
470
|
1800
|
600
|
400
|
200
|
600
|
|
оплата текущего ремонта зданий и
сооружений
|
111030
|
480
|
|
|
|
|
|
|
прочие текущие расходы
|
111040
|
490
|
3600
|
1200
|
800
|
400
|
1200
|
|
ТРАНСФЕРТЫ НАСЕЛЕНИЮ – всего
|
130300
|
500
|
|
|
|
|
|
|
в том числе:
стипендии
|
130320
|
510
|
|
|
|
|
|
|
прочие трансферты населению
|
130330
|
520
|
|
|
|
|
|
|
ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И
ПРЕДМЕТОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
|
240100
|
620
|
|
|
|
|
|
|
Приобрение непроизводственного
оборудования и предметов длительного пользования для государственных
учреждений
|
240120
|
630
|
116390
|
46390
|
20000
|
15000
|
35000
|
|
Обеспечение образовательных
учреждений компьютерной техникой и учебным оборудованием
|
240120
(0940)
|
640
|
100000
|
30000
|
15000
|
40000
|
15000
|
|
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
|
240300
|
650
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 14
|
800000
|
660
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
ПРОЧИЕ ТРАНСФЕРТЫ НАСЕЛЕНИЮ
|
130330
|
670
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 18
|
810000
|
700
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО РАСХОДОВ РАЗДЕЛ 14+18
|
820000
|
710
|
530310
|
115410
|
100960
|
70910
|
243030
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отношении
внебюджетного финансирования дополнительной образовательной деятельности школы
система характеризуется соотношениями и абсолютными суммами расходов,
необходимых для эффективной учебной работы (себестоимостью), фондом развития
школы и внутрисистемными затратами.
Таблица 16. Варианты
калькуляции взносов на дополнительное обучение, руб.
№
|
Наименование
|
Процентное содержание
|
Варианты
|
Прим.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Фонд оплаты труда (ФОТ) по ЕТС
|
|
800
|
800
|
800
|
|
2
|
Единый социальный налог
|
35,8% от п. 1
|
286
|
286
|
286
|
|
3
|
Дополнительный ФОТ
|
30% от п. 1
|
240
|
240
|
240
|
|
4
|
Оборудование, инвентарь, материалы
|
35% от п. 1
|
280
|
280
|
280
|
|
5
|
Коммунальные платежи
|
20% от п. 1
|
160
|
160
|
160
|
|
6
|
Затраты на ремонт и восстановление
основных фондов
|
60% от п. 1
|
480
|
480
|
480
|
|
7
|
Итого себестоимость
|
п. 1 + п. 2+п. 3 + п. 4+п. 5 +
п. 6
|
2246
|
2246
|
2246
|
23%
|
8
|
Прибыль
|
п. 11 – п. 7
|
0
|
7354
|
7353
|
77%
|
9
|
Налог на прибыль
|
24% от п. 8
|
0
|
1765
|
0
|
|
10
|
Чистая прибыль:
|
п. 8 – п. 9
|
0
|
5589
|
7353
|
|
10.1
|
Фонд материального вознаграждения.
|
|
0
|
2619
|
2619
|
27%
|
10.2
|
ЕСН
|
35,8% от п. 10.1
|
0
|
937,5
|
937
|
|
10.3
|
Фонд развития школы
|
|
0
|
2033
|
3797
|
40%
|
11
|
ИТОГО
|
2246
|
9600
|
9600
|
|
В таблице в
качестве иллюстрации приведены варианты калькуляции взносов на дополнительное
обучение в течение 8 часов в месяц 4 групп по 10 человек. При этом ФОТ 800 руб.
рассчитан по округленному тарифу 13 разряда Единой Тарифной Сетки (ЕТС) – 25 руб./час.
Общая сумма поступлений 9600 руб. рассчитана из сложившейся на рынке
образовательных услуг г. N стоимости часа групповых дополнительных занятий 30 руб.
Первый
вариант калькуляции – фактический расчет себестоимости дополнительного обучения
по гос. расценкам составляет 2246 руб.
Второй
вариант относится к схеме финансирования дополнительного обучения в форме
платных образовательных услуг в порядке, определенном для госучреждений. Здесь
общий фонд оплаты труда учителя составлен из фонда по ЕТС и материального
вознаграждения 800+2619=3419 руб., учтен налог на прибыль, а остаток средств
2033 руб. отнесен в фонд развития школы.[1]
Третий
вариант имеет прямое отношение к системе обращения внебюджетных средств через
общественный фонд. Он предполагает оплату себестоимости обучения по принятым
нормативам (это может быть проведено, например, в рамках договора на оказание
платных образовательных услуг, предусмотренных постановлением Правительства РФ
от 5 июля 2001 г. №505 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»), выплату
учителю материального вознаграждения 2619 руб. и формирование фонда развития
школы 3797 руб.
Анализ
моделей позволяет сделать следующие выводы:
Дополнительное
образование – высокоэффективная сфера деятельности школы. Ее рентабельность –
отношение прибыли к себестоимости – в сложившихся рыночных ценах составляет
(7353:2246) х100%=327%. Это характерно для сверхдоходных областей и
свидетельствует об адекватной оценке населением значимости и качества
учительского труда.
К окладу
учителя порядка 2000 руб. в месяц при 18‑часовой недельной загрузке
реально доплачивать порядка 4000 руб. за работу в течение 8 часов в неделю в
группах дополнительного обучения.
Внедрение
системы обращения внебюджетных средств через общественный фонд обеспечивает
увеличение фонда развития школы на сумму налога на прибыль – 1765 руб. или в
процентном отношении на 87%.
Эффективность
системы – отношение прибавленной стоимости к расходам на ее появление –
оценивается на уровне более 10. В случае обращения внебюджетных средств через
общественный фонд расходы на функционирование системы (заработная плата
аппарата фонда и операционные расходы по хозяйственному учету [2])
можно оценить на уровне максимум 7% от учитываемых сумм – 672 руб.
Эффективность при этом равна 7353:672=10,9.
Рассматриваемое
образовательное учреждение представляет интерес для понимания потенциала
развития дополнительных платных образовательных услуг в школе. Несмотря на
невысокую платежеспособность родителей учащихся школы, их заинтересованность в
получении детьми качественного образования достаточно высока. Поэтому, исходя
из пожеланий родителей, школа открыла платные курсы по обучению компьютерной
грамоте. В таблице 22 представлены данные о динамике внебюджетных доходов школы
и структуре расходов, производимых за счет этих средств.
Таблица 17. Смета внебюджетных
доходов и расходов школы №1 за период 2002–2004 гг., руб.
Показатель
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Доходы, руб. (плата родителей за платные дополнительные
услуги)
|
42 490
|
55 680
|
126 620
|
Расходы:
|
|
|
|
Заработная плата
|
7 500
|
14 144
|
40 530
|
Начисления на заработную плату
|
2 887,5
|
5 445,44
|
15 685,11
|
Фонд развития
|
30 224,89
|
33 766,72
|
67 770,62
|
Коммунальные расходы
|
815,36
|
931,84
|
2 634,27
|
Отчисления в дорожный фонд
|
1 062,25
|
1 392,0
|
-
|
Итого расходов:
|
42 490
|
55 680
|
126 620
|
При анализе
таблицы видно, что статья «фонд развития» является своего рода прибылью для
школы, которая, в свою очередь, составляет более 50% от общего дохода.
Аналогичные таблицы можно составить по каждому из оказываемых дополнительных
услуг. Средства, находящиеся в фонде развития, с позволения комитета финансов
будут направлены на улучшение процесса образования. К этому относятся: покупка
учебников, ремонт, покупка хозяйственных товаров, оргтехники, основных средств
и так далее.
Кроме того, в связи с тем, что по вопросу,
касающемуся возмещения из средств бюджетного финансирования расходов,
произведенных за счет внебюджетных средств, стали поступать запросы в
Министерство финансов, Главное управление федерального казначейства дало
разъяснение (письмо Минфина РФ от 26.07.2000 г. №3–01–12/12–335).
Так, в соответствии с п. 6 ст. 254 БК
РФ при недостатке бюджетных средств учреждению разрешено использовать для
выполнения заданий органа исполнительной власти, в ведении которого оно
находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государственного
имущества.
При этом действующим бюджетным законодательством
РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов,
произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.
Кроме того, для сравнения расходов и доходов по
дополнительной платной деятельности двух школ в части компьютерных занятий,
автор представляет данные за 2002 год по школе №2.
Таблица 18. Смета доходов и расходов по программе платного
дополнительного обучения компьютерному проектированию в школе №2 в 2006 г.
Показатели
|
Сумма (руб.)
|
Доходы
|
12400
|
Расходы, в том числе:
|
|
Оплата труда
|
6540
|
Начисления на оплату труда
|
1595
|
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
|
24,0
|
Фонд развития
|
4570,0
|
Коммунальные расходы
|
591
|
Итого расходов:
|
12400
|
Анализируя
приведенные в таблице данные о финансовом состоянии школ, можно сделать
следующие выводы. Общие расходы обоих школ в течение трех лет выросли почти на
30%. При этом уровень финансирования или обеспечения учебных заведений остаётся
крайне низким. Все статьи, за исключение заработной платы сотрудников и налогов
и отчислений с неё, практически не финансируются в общем объёме, а некоторые
даже на 50%. Самым значительным, по мнению автора работы, является
неудовлетворение потребностей обоих школ в учебных материалах и ремонте зданий.
Если школе №1 удаётся справляться с этой проблемой посредствам закупки книг из
прибыли от дополнительных источников, то школе №2 требуется огромная
спонсорская помощь.
Увеличение
доходов посредствам заключения договоров с юридическими и физическими лицами
остаётся, по сути, самым верным вариантом исправления создавшейся ситуации.
Доходы, которые получает учебное заведение, отправляются в резервный фонд (см.
таблицу №23), которые, с разрешения комитета финансов, могут быть использованы
на развитие образовательной системы.
Если
проследить получение и расходование внебюджетных средств по двум школам за 2002–2004
года, то можно чётко увидеть ежегодное увеличение поступлений от дополнительных
услуг. Расходуются средства в школе №1 и №2 примерно одинаково: на заработную
плату и отчисления с неё, на покупку материалов, хозяйственных товаров, других
необходимых школам предметов, покупку или аренду техники, а также на
коммунальные услуги.
В таблицах №№
представлены данные только за три года. Но недофинансирование было и раньше,
поэтому, если школьные советы ничего не будут предпринимать, то скоро общее
образование не будет эффективным и конкурентноспособным.
Увеличение
внебюджетных поступлений, следовательно, и финансирования – выход для бюджетных
учреждений. Для начала необходимо рассчитать возможности максимального
использования имущества, находящегося в ведении школ. Во-первых, это классы,
спортивный зал и другие помещения, которые можно сдавать в аренду, а во-вторых
– получать прибыль от дополнительно оказанных услуг: тренажёры, работа на
компьютере, ксерокс, факс, сканер и прочее. Автор работы выделил наиболее
возможные и быстрореализуемые варианты получения дополнительных денежных
средств.
1. сдача в
аренду помещений.
1.1 Классы.
Аренда учебных помещений школы наиболее вероятна при заключении договоров с
высшими учебными заведениями. Известно, что почти 90% учеников 10 – 11 классов
уже знают, в какие учебные заведения будут поступать. Практически все они ходят
на курсы в эти заведения. Если школе провести опрос учеников и заключить с
наиболее часто встречающимися в анкетах институтами договора на проведение
занятий в помещениях школы, то такой союз может принести прибыль, так как он
выгоден обоим сторонам договора. Во-первых, подготовительные курсы поздно
заканчиваются, так что гораздо удобнее и быстрее добираться домой после занятий
со школы, а не с института (большинство учеников живут в пределах микрорайона
от нахождения школы). Во-вторых, институты заинтересованы в увеличении числе
абитуриентов, занимающихся у них на подготовительных курсах, что сулит
дополнительный доход, поэтому, заключение договора школы с институтом должен
также устраивать последних. Арендная плата за пользование классами может быть
небольшой, примерно 3000–4000 рублей в месяц. Остановимся на первом варианте
для расчёта годового дохода школы от этого вида услуг (5000 рублей * 8 месяцев
= 40000 рублей).
1.2. актовый
зал и столовая. Актовый зал предназначен для проведения разных мероприятий,
среди которых особое место занимают дискотеки. Так любимые современной
молодёжью. Поэтому заключение договора школы с организацией, занимающейся
проведением дискотек, очень выгодно. Эта услуга может приносить 1000–1500
рублей в месяц, следовательно, 10000 – 15000 рублей в год.
Во многих
школах сейчас берут в аренду прилавки в школьной столовой для продажи продуктов
питания детям. Так как не все имеют право бесплатно питаться в школьных
столовых, многие должны покупать себе обеды. Для школы это означает 2000 – 3000
рублей в месяц, или 16000 – 24000 рублей в год.
1.3.
спортивный зал. Аренда спортивного зала представляет собой услугу, которую
необходимо рекламировать. Есть два возможных способа использования спортивного
зала: аренда самого зала и занятие на тренажёрах. Например, в молодёжных
компаниях люди очень часто занимаются волейболом или баскетболом. Поэтому для
молодёжи аренда недорогого спортивного зала, куда недалеко ехать – выгодно. Кроме
того известно, что в крупных фирмах есть свои спортивные команды, которые
устраивают дружеские встречи по разным видам спорта. Аренда зала фирмами также
мажет приносить доход.
Для расчёта
дохода сначала необходимо рассчитать, сколько часов в неделю можно потратить на
сдачу зала физическим и юридическим лицам. По мнению автора, оптимальным
расчётным временем является с 18.00 до 23.00 (5 часов). Во-первых, сразу после
уроков в школах проводятся тренировки, а во-вторых, арендовать спортивный зал
могут только работающие люди, которые сами приходят с работы вечером. Итак, при
максимальном использовании 5 часов в день или 30 часов в неделю при стоимости
часа 300 рублей, получаем следующие данные: 300 руб. * 30 часов * 32 недели =
288000 рублей в год.
2.
Дополнительные платные услуги.
2.1
дополнительные занятия. Есть определённые предметы, которые очень нужны в
современной жизни, например такие, как иностранный язык, информатика,
математика и т.д.…Школьной программы для углублённого изучения которых
недостаточно, даже при новом образовательном стандарте, поэтому в учебных
заведениях предлагается дополнительное их углублённое изучение. Новый
образовательный стандарт предполагает увеличение количества часов, отведенных
на изучение иностранного языка (теперь он будет изучаться со второго класса). В
основной школе добавлены часы на изучение информатики. Министерство
пошло на этот шаг, понимая, что в наши дни владение компьютерной техникой,
знание информационных технологий являются такими же необходимыми навыками, как
умение писать и считать. Увеличено также число часов, отведенных на изучение
такого предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности», что, по мнению
разработчиков, поможет подготовить школьника к жизненным трудностям, будет
способствовать формированию у школьников чувства защищенности и научит
поведению в критической ситуации.
Для
определения доходов, предположим, что занятия ведутся по трём предметам
стоимостью по 1000 рублей в месяц с человека. Понятно, что экономический доход
зависит от наполняемости групп и от количества преподавателей, проводящих
занятия. Рассчитаем доход для групп из 10 человек. 1000 рублей * 10 человек * 3
группы / предмета * 9 месяцев = 270000 рублей. Известно, что в школе 10
классов, дети из которых вряд ли будут заниматься вместе, так как у них разный
уровень знаний того или иного предмета. Предположим, что дополнительные занятия
начинаются с пятого класса. Поэтому доход для групп необходимо умножить на 7
(ученики 5 класса, 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл., 10 кл., 11 кл.).
То есть:
270000 рублей * 7 = 1890000 рублей – экономический доход для этого вида услуг.
2.2 другие
платные услуги. К ним относятся: Интернет, пользование компьютерами, факсов,
ксероксов и т.д.… Доходы:
– Интернет
– 10 рублей (почасовая оплата) * 40 часов (нельзя забывать о компьютерных
курсах!) * 15 компьютеров * 32 недели = 192000 рублей;
– Компьютеры,
факсы, ксероксы – от 300 рублей в месяц, следовательно, от 2400 рублей в год.
Анализируя
таблицу можно чётко увидеть, что рассматриваемые школы не используют своего
потенциала в части привлечения дополнительных средств даже на треть. В той
ситуации, в какой они оказались из-за недостаточного финансирования, это большая
ошибка.
Из таблицы №21
по данным за 2006 год видна разница в финансировании обеих школ, которая
составляет: у школы №1 1544,26 тысяч рублей (4589,63 – 3345,68 + 300,31), у
школы №2 1930,27 тысяч рублей (5189,12 – 3412,65 + 153,80). Если сравнить данные
по разнице в финансировании рассматриваемых учебных заведений и максимально
возможную прибыль от дополнительных услуг, получается, что при использовании
средств школы можно исправить существующее положение, в котором оказались
учебные заведения, так как максимально возможная прибыль больше чем каждая
сумма недофинансирования школ.
Из третьей
части работы можно сделать следующие выводы: бюджетное финансирование
учреждений общего образования составляет не более 50 – 60% от необходимого. В
последние годы школы начинают восполнять недостающие средства путём оказания
дополнительных платных услуг населению и фирмам, но существующие бюджетные
доходы дают только от 7 до 15–20% необходимых денежных средств. По расчётам
автора работы, при большем использовании школьного имущества возможно получить
доходы, с помощью которых можно получать почти 100-процентное финансирование, а
может, начать и капитальное строительство.
1. Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2002 г.;
2. Богданов А.А. Прикладной
бюджетный анализ: методика и подходы. СПб., 2002 // МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИКЛАДНОМУ БЮДЖЕТНОМУ АНАЛИЗУ В СФЕРЕ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
3. Бюджетная
классификация расходов (с 2005 года);
4. Видяпина В.И. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2;
5. Закон Санкт-Петербурга «О
бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год» от 17.11.2004 №578–81 в редакции Закона
Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О
бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год» от 29.06.2005 №363–41 с приложениями;
6. ИНСТРУКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (с изменениями 10 июля
2000 г.)
УТВЕРЖДЕНА приказом
Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н;
7. Инструкция
по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Минфина
России от 17.02.99 г. №15н;
8. Отражение информации о
целевом бюджетном финансировании в отчетности организаций, получающих бюджетные
средства. Статья на Audit-it.ru;
9. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке открытия
и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению
расходов городского бюджета;
10. Приказ Министерства
финансов РФ от 26.08.2004 №70н. Зарегистрирован Минюстом России 05.10.2004 №6055
«ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ»;
11. Приказ от 15 июня 2000 г. №54н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ О ГОДОВОЙ, КВАРТАЛЬНОЙ И МЕСЯЧНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА В
СООТВЕТСТВИИ С БЮДЖЕТНОЙ РОСПИСЬЮ»;
12. Приказ Федерального
казначейства от «22» марта 2005 г. №1н «О ПОРЯДКЕ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА»;
13. Распоряжение Комитета
финансов Правительства Санкт-Петербурга от 4 августа 2005 г. №113‑р «О
порядке зачисления в бюджет Санкт-Петербурга доходов, полученных бюджетными учреждениями
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»;
14. Распоряжение Комитета
финансов Санкт-Петербурга от 15.08.2005 №120‑р «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ФИНАНСОВ ОТ 26.04.2001 №45‑Р»;
15. Распоряжение от «26»
апреля 2001 №45‑р «Об утверждении Инструкции о порядке
финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов
главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им бюджетных
учреждений при казначейской системе исполнения бюджета»;
16. Синельников С., Золотарева А., Трунин И., Толмачева И.,
Юдин А. Муниципальные финансы в бюджетной системе России. – М., 1999 г.;
17. Словарь бухгалтерских
терминов на #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1]
Взимание налога на прибыль, полученную в результате предпринимательской
деятельности образовательного учреждения, по закону «Об образовании» не
предусмотрено. Но Налоговый кодекс его предписывает. Об этом абсурде см. Пинский
А.А. «Новая школа…».
[2] Прибыли у фонда быть не
может. В противном случае его деятельность может быть оценена как
посредническая.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|