Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан
В начале 1985 года произошли существенные изменения, касающиеся
выбора инструментов и соответствующих ограничений по инструментам: впервые АПФ разрешалось
инвестировать до 30 % своих средств в акции предприятий, находящихся в процессе
приватизации. А в 1990 году было разрешено пенсионным фондам инвестировать средства
в акции обществ с концентрированной собственностью, в иностранные инструменты и
паи инвестированных фондов.
Средства чилийских негосударственных пенсионных фондов являются
важным источником роста национального рынка капиталов т.к. их ресурсы являются источником
ресурсов для финансового рынка страны, а также вкладываются в реальные инвестиционные
проекты как внутри страны, так и за границей.
Структура инвестиционного портфеля пенсионной системы Чили приведена
в таблице 2. Значительная часть активов вложена в Чили в бумаги с твердыми и переменными
доходами, но сейчас наблюдается начало инвестирования в мировые финансовые центры.
За счет активов накопительных пенсионных фондов, составляющих более 25 % от объема
национального ВВП, решена жилищная проблема, построены новые производства, автодороги,
порты, созданы компании, альтернативные государственным монополистам, например телекоммуникационные.
Результаты чилийской модели пенсионной системы доказывают значимость пенсионного
капитала. Кризис, через который проходят традиционные системы, способствовал тому,
что многие страны принимают как модель схему, функционирующей в Чили [5, c.28-37].
Таблица 2
Структура агрегированного
инвестиционного портфеля пенсионной системы Чили, в % (по состоянию на 30 июня 2009
года)
Вид финансового инструмента
|
Ограничение и фактическое размещение активов, в %
|
норматив
|
инвестировано
|
Государственные ценные бумаги
|
50
|
40,8
|
Срочный депозит
|
50
|
12,9
|
Бонны
|
20
|
4,9
|
Ипотечные векселя
|
20
|
16,5
|
Акции
|
30
|
18,2
|
Зарубежные инвестиции
|
10
|
3,5
|
другое
|
|
3,2
|
Примечание - Составлено автором на основе отчета по состоянию на 30
июня 2009 года [5].
|
Высокое благосостояние населения в странах Латинской Америки,
где едва ли не главной движущей силой стала пенсионная реформа, является убедительным
аргументом в пользу накопительной системы. Общий капитал системы индивидуальных
накоплений и капитализации в странах Латинской Америки еще в середине 2008 года
составил более 129 млрд. долларов США. По прогнозам в 2010 году общий капитал пенсионных
накоплений фондов Латинской Америки превысит 600 млрд. долларов США. Проанализируем
также пример Польши, в которой проводится пенсионная реформа аналогичная чилийской
модели. Несмотря на то, что пенсионные системы в Польше и у нас в Казахстане строились
по чилийской модели, и имеют принципиальное сходство в общих чертах, несомненно,
имеются и различия. С января 2005 года в Польше проводится реформа пенсионной системы.
Как и в старой системе пенсионного обеспечения Казахстана, основными причинами реформирования
прежней солидарной системы Польши явились: естественный процесс старения населения
и задолженность государства перед пенсионерами по пенсионным выплатам.
На данный момент, согласно статистическим данным, на одного пенсионера
в Польше приходится 1,7 работающих, а через десять лет по прогнозам это соотношение
будет работающий на одного пенсионера. Хотя процесс лицензирования негосударственных
накопительных пенсионных фондов начался в августе 2004 года, свою деятельность фонды
начали только весной 2005 года. К концу ноября вкладчиками накопительных пенсионных
фондов стали около 9 млн. человек. Сегодня на рынке услуг Польши функционирует 21
накопительный пенсионный фонд. Одной из важных особенностей пенсионной системы Польши
в отличие от системы в Казахстане является отсутствие государственного фонда, что,
несомненно, способствует более быстрому развитию негосударственного сектора.
Пенсионные фонды в Польше создавались на базе уже существовавших
на момент внедрения пенсионной реформы крупных инвестиционных фондов и страховых
компаний, что позволило им использовать имеющийся опыт в инвестиционной и финансовой
деятельности. Крупнейший пенсионный фонд обслуживает около 1 млн. вкладчиков, а
недавно вошедшие в рынок пенсионных услуг фонды обслуживают около 3-4 тыс. вкладчиков.
Общий объем рынка составляет порядка 13 млн. человек, которые формируют пенсионные
накопления только в накопительной системе. Пенсионная система Польши состоит из
трех секторов: солидарная система; накопительная (обязательная) система; добровольный
сектор. Данная структура принципиально разделяет весь пенсионный рынок на три большие
группы граждан, осуществляющих перечисление обязательных и добровольных пенсионных
взносов в систему пенсионного обеспечения. Все отчисления в пенсионную систему осуществляются
не напрямую в фонды, а через Управление по социальному страхованию (ZUS), главными
функциями которого является взимание пенсионных взносов, распределение пенсионных
отчислений по фондам, осуществление выплат более чем 7 млн. пенсионерам. В ZUS создан
и ведется реестр всех вкладчиков.
Очень важно, что работодатель, перечисляя обязательные пенсионные
взносы за своего работника, не имеет информации о том, с каким фондом его работник
заключил договор.
Попытка работодателя повлиять на выбор работником фонда строго
наказывается по закону.
Каждый гражданин Польши имеет право четыре раза в год перевести
свои накопления из одного фонда в другой, при этом он заключает договор с новым
фондом и подает заявление на перевод накоплений в этот же фонд, причем заявление
он может передать через агента нового фонда или по почте без нотариальной доверенности.
С 1970 года с момента рождения каждому гражданину Польши Министерством внутренних
дел присваивается гражданский индивидуальный идентификационный номер (NIP), его
функции приблизительно схожи с функциями социального индивидуального кода (СИК)
в нашей системе. Также каждый гражданин Польши имеет налоговый идентификационный
номер (PESEL), теми же функциями в Казахстане наделен регистрационный номер налогоплательщика
(РНН).
Пенсионные фонды Польши могут инвестировать пенсионные активы
по своему выбору либо самостоятельно, либо используя управляющую компанию. Министерство
финансов Польши не определяет минимальные рамки для инвестиций в государственные
ценные бумаги, но при этом около 80 % всех пенсионных активов фондов инвестировано
в ГРБ, а по остальным финансовым инструментам существуют следующие ограничения:
40 % - ценные бумаги корпоративных эмитентов; 5 % - ценные бумаги иностранных эмитентов;
10 % - ценные бумаги национальных инвестиционных фондов; 10 % - ценные бумаги национального
банка; 15 % - муниципальные облигации; 15 % - ценные бумаги открытых инвестиционных
фондов.
Участие государства в пенсионной системе Польши не ограничивается
одним контрольными и административными функциями, со стороны государственных органов
проводится активная политика по информированию и разъяснению населению принципов
пенсионной реформы, финансируются крупные рекламные компании с целью наглядной агитации
к участию граждан в развитии пенсионной реформы.
В Чили, чью пенсионную систему Казахстан в свое время взял за
основу, только до 1985 года действовало табу на инвестирование пенсионных вкладов
в акции, как инструменты с нефиксированным, а значит, весьма зависящим от колебаний
рынка доходом.
Кроме того, до 1993-го чилийские фонды не имели права выхода
на международные рынки капиталов и размещали средства исключительно внутри страны.
Пересмотреть эти запреты чилийцев заставили кризисные явления середины 90-х годов,
и теперь от инвестиций за рубеж, причем именно в инструменты с негарантированным
доходом, таким, как акции, напрямую зависит будущее чилийских пенсионеров.
Конечно, вкладываются деньги чилийских пенсионных фондов и в
отечественную экономику - инструменты банков, финансовых компаний, промышленных
предприятий, что способствуют экономическому росту в стране, позволяет увеличивать
количество рабочих мест, положительно сказывается на росте заработной платы, 10
процентов которой, так же как и у нас, ежемесячно возвращается в накопительную пенсионную
систему. Но теперь это уже другие, скажем так, более весомые проценты.
Однако, право таким образом размещать свои средства чилийским
пенсионным фондам надо еще заслужить, пройдя всестороннюю проверку в социальной
организации, именуемой там классификатором риска. В данную организацию входят семь
человек - четыре представителя пенсионного фонда и три так называемых "суперинтенданта",
контролирующих рынки ценных бумаг и страхования, а так же банки и небанковские финансовые
институты (то есть нечто похожее на недавно созданное в Казахстане Агентство по
регулированию финансового рынка). Классификатор разбирается буквально с каждым инструментом,
предложенным к инвестированию. Причем во внимание не принимаются ни цена облигаций,
ни ситуация на рынке в данный момент, ни необходимость оптимизации портфеля инвестиций,
главное - максимальная гарантия возврата вложенных средств. Прежде всего, классификатор
обращает внимание на соотношение балансовой и рыночной стоимости предприятия, чтобы
уберечь фонды от вложения средств в компании, не имеющих серьезных активов либо
не контролирующие свои активы самостоятельно.
В результате этой кропотливой работы как государства, так и пенсионных
организаций инвестиционный портфель чилийских фондов оказался на столько хорошо
организован, что издержки администрирования постоянно снижаются. Причем так стремительно,
что четыре раза в 1998-1999 годах пенсионные фонды пересматривали размер своих комиссионных
в сторону уменьшения.
Если бы скопировав у чилийцев их пенсионную систему, в Казахстане
позаботились принять и такие очень полезные и действенные ноу-хау, возможно, и сегодняшней
ситуации, при которой две трети пенсионных фондов по итогам года на получили инвестиционных
доходов, возможно, было бы избежать. Прошлый год стал трудным испытанием для инвестиционной
деятельности пенсионных фондов, тенденция дедолларизации экономики стала явной.
Итак, международный опыт и практика убеждают нас в том, что накопительные
пенсионные фонды являются крупнейшими финансовыми институтами. Финансовые ресурсы
пенсионных фондов - это огромный потенциал, который является стратегически важным
как для государства, так и для отдельных предприятий [6, c.51-56].
Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое Республикой
Казахстан несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан
первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного
обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе.
Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать
более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные
цели - сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения
пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты
посредством:
1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной
системой с помощью государственных институтов - Комитета по регулированию деятельности
накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством),
уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального
Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия)
и Государственного центра по выплате пенсий;
2) четкого законодательного разграничения функций и установления
системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной
системы - накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными
активами и банками кастодианами;
3) законодательного установления пруденциальных нормативов
и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных
активов [7, с.40-49].
Накопительные пенсионные фонды в Казахстане превратились в серьезных
институциональных инвесторов, стали играть значительную роль на финансовом рынке.
Пенсионные активы всей системы на 01.05.2010 г. составляют 92 101 528 тыс.тенге
(Приложение A) [8].
Накопительные пенсионные фонды выполняют такие операции как сбор
обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям,
а также формирование пенсионных активов и инвестирование их через компании по управлению
пенсионными активами. Накопительные пенсионные фонды могут быть:
открытыми;
корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные
фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы
и жительства получателя.
Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей
- работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами
данного накопительного пенсионного фонда. В настоящее время среди 14 накопительных
пенсионных фондов, обладающих лицензиями по привлечению пенсионных взносов и осуществлению
пенсионных выплат, один корпоративный - АО НПФ "Казахмыс".
Государственное регулирование накопительных пенсионных фондов
заключается. Во-первых, в установлении требований, обязательных для соблюдения при
создании фонда.
Учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного
фонда могут быть юридические и физические лица - резиденты Республики Казахстан,
а также Правительство Республики Казахстан с учетом требований, установленных законодательством Республики Казахстан. Учредителями
и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда могут быть юридические
лица Республики Казахстан [7, с.40-49].
Учредителем или акционером открытого накопительного
пенсионного фонда может быть юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, имеющий
определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Перечень
рейтинговых агентств и минимальный рейтинг устанавливаются уполномоченным
органом. На настоящий момент такими рейтинговыми агентствами являются:
1) Moody's Investors Service;
2) Standard & Poors;
3) Fitch;
4) Capital Intelligence.
Юридические лица, имеющие статус коммерческой организации, зарегистрированной
в оффшорной зоне, и юридические лица, в уставном капитале которых прямо или через
аффилированные лица участвуют юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне,
не могут быть учредителями или акционерами накопительных пенсионных фондов Республики
Казахстан. Перечень оффшорных зон устанавливается
уполномоченным органом. На настоящий момент к оффшорным зонам относятся:
1) Княжество Андорра;
2) Княжество Лихтенштейн;
3) Республика Либерия;
4) Княжество Монако;
5) Маршалловы острова (Республика Маршалловы острова);
6) Республика Науру;
7) Острова Кука (Государство Острова Кука);
8) Республика Гватемала;
9) Республика Индонезия;
10) Бирма (Бирманский Союз);
11) Федеративная Республика Нигерия;
12) Республика Филиппины.
Суммарный уставный капитал открытых накопительных
пенсионных фондов с иностранным участием не может превышать двадцать пять процентов
совокупного объявленного уставного капитала всех открытых накопительных пенсионных
фондов Республики Казахстан.
Не менее одной трети членов совета директоров
и правления открытого накопительного пенсионного фонда с участием нерезидента Республики
Казахстан должны составлять граждане Республики Казахстан. Нерезиденты Республики
Казахстан - члены совета директоров и правления открытого накопительного пенсионного
фонда обязаны представить документы, свидетельствующие об опыте руководящей работы
не менее трех лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке.
В период учреждения
открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно
владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса
от их общего количества такого накопительного пенсионного фонда.
В период деятельности открытого накопительного пенсионного фонда
ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять
более чем 25 процентами акций с правом голоса от их общего количества такого накопительного
пенсионного фонда, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом.
Данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный
пенсионный фонд.
В случае уменьшения реальной стоимости
пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут
солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством Республики
Казахстан [9].
Государственная регистрация накопительных пенсионных фондов,
а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются
органами юстиции. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) является государственным органом,
непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим
государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
Для получения разрешения на государственную регистрацию накопительных
пенсионных фондов, в Агентство представляются следующие
документы:
1) заявление на получение разрешения в произвольной форме;
2) учредительные документы на государственном
и русском языках в трех экземплярах (оригинал и две копии);
3) сведения об учредителях (юридических и физических лицах) с
приложением следующих документов (для учредителей-юридических лиц):
финансовая отчетность учредителя за два последних финансовых
года и на конец последнего квартала;
аудиторский отчет о результатах проверки финансовой отчетности
учредителя за последний завершенный финансовый год;
выписка из системы реестров держателей ценных бумаг учредителя
с указанием лиц, владеющих пятью и более процентами его голосующих акций на дату,
предшествующую дате представления документов в уполномоченный орган на получение
разрешения;
копии учредительных документов, свидетельств о государственной
регистрации (перерегистрации) и статистических карточек;
копия протокола учредительного собрания (решения единственного
учредителя) о создании накопительного пенсионного фонда.
4) бизнес-план Фонда, раскрывающий стратегию деятельности, направления
и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный баланс, счет
доходов и расходов за первые три финансовых (операционных) года, план маркетинга,
план привлечения трудовых ресурсов.
Во-вторых, государственный контроль осуществляется
в период деятельности накопительных пенсионных фондов [10, c.4-10].
В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью
накопительных пенсионных фондов уполномоченный орган:
1) устанавливает требования к учредителям, акционерам, руководящим
работникам накопительных пенсионных фондов;
2) устанавливает минимальный размер уставного
капитала накопительных пенсионных фондов, порядок его формирования и состав;
3) устанавливает порядок ведения учета
пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах получателей и осуществляет
контроль за правильностью его ведения, а также устанавливает порядок перевода пенсионных накоплений;
4) устанавливает порядок выдачи разрешения
на приобретение более двадцати пяти процентов акций накопительного пенсионного фонда;
5) согласовывает пенсионные правила накопительных
пенсионных фондов;
6) устанавливает порядок передачи пенсионных
активов реорганизуемого или ликвидируемого накопительного пенсионного фонда, его
обязательств по пенсионным договорам другому фонду;
7) принимает в случаях, установленных законодательством
Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, решение об отзыве лицензии накопительных
пенсионных фондов на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению
пенсионных выплат и назначает временную администрацию (временного администратора);
8) принимает решение о консервации накопительных
пенсионных фондов;
Деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению
пенсионных выплат лицензируется Агентством.
В течение двух лет после получения лицензии накопительный пенсионный
фонд представляет в Агентство документы, подтверждающие выполнение требований и
критериев требований к организации системы управления рисками, проведению операций
с финансовыми инструментами, обеспечению операционной деятельности накопительных
пенсионных фондов, функционирования информационных систем и систем управленческой
информации.
В случае нарушения законодательства Республики Казахстан накопительными
пенсионными фондами Агентство вправе применять следующие меры воздействия:
1) давать обязательное для исполнения письменное предписание
об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
2) ставить вопрос перед акционерами об отстранении руководящих
работников накопительного пенсионного фонда;
2-1) вводить консервацию;
3) налагать и взыскивать штрафы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) приостанавливать либо отзывать лицензию.
Агентство вправе приостановить действие
лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов накопительного пенсионного
фонда на срок до шести месяцев по любому из следующих оснований:
1) недостоверности информации, на основании которой была выдана
лицензия;
2) задержки начала деятельности накопительного пенсионного фонда
более года с момента выдачи лицензии;
3) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати
календарных месяцев подряд) невыполнения или ненадлежащего выполнения накопительным
пенсионным фондом обязательств по договорам о пенсионном обеспечении;
4) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати
календарных месяцев подряд) нарушения установленных лицензиаром нормативов и других
обязательных к исполнению накопительным пенсионным фондом норм и лимитов;
5) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати
календарных месяцев подряд) нарушения нормативных правовых актов Республики Казахстан,
пенсионных правил накопительного пенсионного фонда либо невыполнения письменных
предписаний уполномоченного органа;
6) неустранения накопительным пенсионным фондом нарушений, указанных
в отчете аудиторской организации о проведенном аудите;
7) непредставления или представления заведомо недостоверных отчетности
и сведений [11, с.41-43].
Приостановление действия лицензии влечет
запрет на привлечение новых вкладчиков с сохранением за накопительным пенсионным
фондом права осуществления деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению
пенсионных выплат по ранее привлеченным вкладчикам, а также осуществления накопительным
пенсионным фондом инвестиционной деятельности.
Не устранение в установленный
срок накопительным пенсионным фондом причин, по которым приостановлено действие
лицензии, является основанием для ее отзыва уполномоченным органом.
В третьих, государственное
регулирование заключается в установлении требований к финансовой деятельности накопительных
пенсионных фондов.
Собственный капитал накопительного пенсионного фонда образуется
за счет:
1) вкладов учредителей и акционеров в уставный капитал;
2) комиссионных вознаграждений;
3) других источников, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан.
Собственный капитал накопительных пенсионных
фондов - это стоимость активов накопительного пенсионного фонда за вычетом суммы
его обязательств. Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала
накопительных пенсионных фондов составляет:
1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее
250.000.000 (двухсот пятидесяти миллионов) тенге;
2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее
100.000.000 (ста миллионов) тенге.
Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала
накопительного пенсионного фонда для получения лицензии на осуществление деятельности
по инвестиционному управлению пенсионными активами:
1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее
500.000.000 (пятисот миллионов) тенге;
2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее
300.000.000 (трехсот миллионов) тенге.
Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается
накопительным пенсионным фондом в пределах не выше:
1) пятнадцати процентов от инвестиционного дохода;
2) 0,05 процента в месяц от пенсионных активов.
Величина комиссионного вознаграждения может изменяться не чаще
одного раза в год и должна объявляться вкладчикам и получателям не позднее одного
месяца до начала календарного года путем публикации не менее чем в двух периодических
печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на
государственном и русском языках. Порядок
взимания комиссионного вознаграждения устанавливается Правительством Республики
Казахстан [12, c.57-58].
Доходы, полученные от использования собственных
средств накопительного пенсионного фонда, принадлежат в полном объеме накопительному
пенсионному фонду.
Отчетность фонда включает в себя:
1) отчет об объемах
пенсионных накоплений и количестве индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков
(получателей) обязательных пенсионных;
2) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве вкладчиков
(получателей) добровольных пенсионных взносов;
3) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве вкладчиков
(получателей) добровольных профессиональных пенсионных взносов;
4) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве индивидуальных
пенсионных счетов вкладчиков (получателей) обязательных пенсионных взносов по областям
Республики Казахстан (по месту жительства вкладчика/получателя);
5) отчет о пенсионных выплатах;
6) отчет о текущей стоимости условной единицы пенсионных активов;
7) отчет о ценных бумагах, приобретенных за счет собственных
активов по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного периода;
8) отчет об операциях "обратное РЕПО" и "РЕПО",
совершенных за счет собственных активов по состоянию на конец последнего календарного
дня отчетного периода;
9) отчет о вкладах в банках второго уровня, размещенных за счет
собственных активов по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного
периода;
10) отчет об инвестициях в капитал других юридических лиц.
Аудит накопительных пенсионных фондов производится
аудиторской организацией при наличии лицензии Агентства.
Аудиторский отчет по итогам года является
неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности накопительного пенсионного фонда.
Аудиторский отчет аудиторской организации о финансовом положении накопительного
пенсионного фонда не составляет коммерческой тайны.
Аудит фонда должен включать рассмотрение следующих вопросов:
1) наличие учредительных документов, лицензии, внутренних правил,
на основании которых осуществляется деятельность фонда, и соответствия их законодательству
Республики Казахстан;
2) соответствие формирования уставного капитала фонда;
3) соответствие учетной политики, методов и способов оценки активов,
обязательств и капитала фонда законодательству Республики Казахстан и международным
стандартам финансовой отчетности;
4) правильность применения типового плана счетов бухгалтерского
учета для финансовой организации;
5) проверка договоров о пенсионном обеспечении на соответствие
требованиям законодательства Республики Казахстан, внутренним документам фонда;
6) проверка учета и своевременности поступления средств на индивидуальные
пенсионные счета вкладчиков-получателей, выплат и переводов пенсионных накоплений
вкладчиков-получателей в другие фонды либо страховые организации, а также соответствия
документов об этом требованиям законодательства Республики Казахстан;
7) проверка рассмотренных претензий по договорам о пенсионном
обеспечении по осуществлению пенсионных выплат, обоснованности и своевременности
восстановления потери пенсионных накоплений в момент перевода или выплаты пенсионных
накоплений, а также пенсионных выплат, обоснованности отказов получателям в пенсионных
выплатах либо переводах пенсионных накоплений;
8) проверка состояния учета пенсионных активов и своевременность
инвестирования пенсионных активов требованиям законодательства Республики Казахстан;
9) проверка правильности начисления и выплаты комиссионного вознаграждения
фондом;
10) оценка эффективности внутреннего аудита (контроля) фонда,
оценка эффективности информационных систем фонда, в том числе внедрения вспомогательного
бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги в автоматизированную информационную
систему фонда;
11) инвентаризация всех счетов бухгалтерского баланса, в том
числе, на предмет:
наличия первичных бухгалтерских документов;
своевременности, полноты и точности отражения в учете и отчетности
совершенных финансовых и хозяйственных операций;
совершения операций по счету в соответствии с утвержденной учетной
политикой, а также внутренними документами фонда;
12) для корпоративных накопительных пенсионных фондов обоснованность
и своевременность восстановления потери инвестиционного дохода вкладчиков (получателей)
в случае уменьшения реальной стоимости их пенсионных накоплений;
13) проверка правильности определения собственной финансовой
устойчивости фонда;
14) проверка полноты и достоверности отражения доходов и расходов
фонда;
15) проверка обоснованности и достоверности ведения учета по
требованиям и обязательствам фонда, а также по внебалансовым счетам;
16) своевременность сверок между фондом, кастодианом и организацией,
осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;
17) проверка полноты и правильности исчисления налоговых платежей
[13, с.44-45].
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного
пенсионного фонда осуществляется организацией, осуществляющей инвестиционное управление
пенсионными активами, либо накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии
у него соответствующей лицензии на право занятия таким видом деятельности.
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными
активами накопительных пенсионных фондов является юридическим лицом, профессиональным
участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном
законодательством Республики Казахстан порядке.
Минимальный размер
выпущенного (оплаченного) уставного капитала, необходимый для получения лицензии
на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами
(далее именуемой "Лицензия"), составляет 500 миллионов тенге или, в случае
определения номинальной стоимости акций в иностранной валюте, эквивалент 500 миллионов
тенге по официальному курсу Национального Банка Республики Казахстан, установленному
для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного
пенсионного фонда осуществляется на основании договора с одной и более организацией,
осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, по его выбору и
(или) накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии соответствующей
лицензии на право занятия таким видом деятельности, выдаваемой уполномоченным органом.
Организация, осуществляющая инвестиционное
управление пенсионными активами вправе заключать договоры на управление пенсионными
активами одновременно с двумя и более накопительными пенсионными фондами.
Договор на управление
пенсионными активами заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы
договора влечет за собой его недействительность.
Организация, осуществляющая инвестиционное
управление пенсионными активами обязана:
1) осуществлять инвестирование пенсионных активов в порядке, установленном уполномоченным органом;
2) регулярно производить оценку пенсионных активов в порядке, установленном законодательством Республики
Казахстан;
3) отчитываться о своей деятельности в
сроки и порядке, установленных уполномоченным
органом;
4) регулярно отчитываться о своей деятельности перед накопительным
пенсионным фондом и уполномоченным органом;
5) публиковать информацию о своей деятельности
в порядке, определяемом уполномоченным
органом;
6) выполнять другие обязанности, установленные
уполномоченным органом и договором об управлении пенсионными активами [14, с.1].
В целях защиты прав и интересов вкладчиков
накопительных пенсионных фондов организации, осуществляющей инвестиционное управление
пенсионными активами запрещается:
1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
2) привлекать заемные средства от банков
на срок, превышающий три месяца, в размере не более размера собственного капитала;
3) совершать за счет пенсионных активов
сделки с аффилированными лицами, за исключением сделок на организованных рынках
и договоров на управление пенсионными активами;
4) предоставлять займы любыми способами;
5) продавать ценные бумаги, входящие в
состав пенсионных активов, на условиях обязательства их обратной покупки;
6) приобретать любые ценные бумаги по марже;
7) заключать договоры о продаже ценных
бумаг, которые не принадлежат накопительному пенсионному фонду ("короткие продажи");
8) выдавать поручительства и гарантии любого
рода, совершать залоговые сделки с пенсионными активами;
9) публиковать информацию, содержащую гарантии
или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов;
10) осуществлять иную предпринимательскую
деятельность, за исключением видов деятельности, предусмотренных действующим законодательством.
Сделки купли-продажи государственных и негосударственных
ценных бумаг, совершенные на организованных рынках ценных бумаг с участием пенсионных
активов, должны быть заключены методом открытых торгов. Сделки "обратного репо",
совершаемые с участием пенсионных активов, могут заключаться на срок не более 30
дней.
Размер инвестиций Организации (Фонда) в негосударственные
эмиссионные ценные бумаги одного эмитента, во вклады в одном банке второго уровня
должен соответствовать ограничениям, установленным для Организации (Фонда) пруденциальными
нормативами. Организация (Фонд) не может приобретать негосударственные ценные бумаги,
включенные в официальный список организатора торгов, на первичном рынке (при их
размещении) в случае, если организатор торгов приостановил торги с данными ценными
бумагами [15, с.11-23].
Годовая ставка получаемого вознаграждения
по вкладу в банке второго уровня, в который размещаются собственные активы Организации
(Фонда) и пенсионные активы Фонда, должна быть не меньше ставки аппроксимированной
доходности по государственным ценным бумагам Республики Казахстан, номинированным
в национальной или иностранной валюте (в зависимости от валюты, к которой привязана
ставка по вкладу), за период инвестирования, аналогичный сроку вклада. Указанная
аппроксимированная доходность определяется уполномоченным органом по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган)
методом логарифмической аппроксимации на основе цен, сложившихся по результатам
торгов, проведенных организатором торгов, с государственными ценными бумагами Республики
Казахстан: 1) в отношении государственных ценных бумаг Республики Казахстан, номинированных
в национальной валюте, - за недельный период, предшествующий дате размещения пенсионных
или собственных активов во вклад; 2) в отношении государственных ценных бумаг Республики
Казахстан, номинированных в иностранной валюте, - за месячный период, предшествующий
дате размещения пенсионных или собственных активов во вклад. Аппроксимированная
доходность рассчитывается по следующей формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|