бесплатные рефераты

Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан


3. Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан


На первое апреля 2010 года в республики функционировали 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 77 филиалов и 49 представительств в регионах республики. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат в марте 2010 года не выдавались.

Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами имеют 14 юридических лиц, из них 10 фондов имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами. На отчетную дату 11 банков второго уровня осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 6 банков второго уровня: Дочерний банк АО "HSBC Банк Казахстан", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Народный Сберегательный Банк Казахстана", АО "Евразийский Банк", АО "АТФ Банк", АО "Ситибанк Казахстан".

По состоянию на 1 апреля 2010 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 7 767 650 с общей суммой пенсионных накоплений 1 950,7 млрд. тенге. За март 2010 года количество счетов вкладчиков, перечисляющих обязательные пенсионные взносы, увеличилось на 8 102, пенсионные накопления, в свою очередь увеличились на 37,2 млрд. тенге (1,9).

На 1 апреля 2010 года наибольшее количество счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам сосредоточено в четырех фондах "Народного Банка Казахстана" - 25,5 %, "ГНПФ" - 22,3 %, "Улар Умит" - 13,1 %, и "БТА Казахстан" - 10,9 % или на их долю приходится 71,3 % от общего количества всех вкладчиков фондов. За март 2010 года доля по четырем фондам уменьшилась 0,2 процентных пункта.

Количество счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам составило на 1 апреля 2010 года 40 236 с общей суммой пенсионных накоплений 1,1 млрд. тенге. За март 2010 года количество счетов перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось на 416 (1,0 %).

Сумма "чистого" инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных активов (за минусом комиссионных вознаграждений), распределенная на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей) увеличившись за апрель на 4,2 млрд. тенге (0,8 %) по состоянию на 1 мая 2010 года составила 521,5 млрд. тенге. В апреле фондами осуществлены пенсионные выплаты получателям на общую сумму 5,0 млрд. тенге (3,4 %).

В пенсионной системе существует такой показатель - коэффициент номинального дохода (К2), который, говоря простым языком, характеризует успешность инвестиционной деятельности того или иного фонда. За период октябрь 2007 - октябрь 2009 года средневзвешенный показатель К2 составлял всего 1,01 %. Но по отдельным фондам ситуация разная. В таблице 3 видно, у кого доходность была самой большой, а у кого ушла в минус. Так, относительно высокую по сравнению с другими фондами доходность продемонстрировали следующие фонды: "Улар Умит" (16,00%), "Грантум" (12,60 %) и НПФ "Народного Банка" (12,31 %). Худшую доходность показали фонд "Коргау" ( - 0,89 %), и АО "Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан" ДО АО "Банк ТуранАлем" ( - 1,38 %).


Таблица 3

Сведения о коэффициентах номинального дохода НПФ на 1 мая 2010 года

НПФ

% К2 за 12 месяцев (апрель 2009 - апрель 2010)

НПФ "ГРАНТУМ" (дочерняя организация (ДО) Казкоммерцбанка, управляющая компания - GRANTUM Asset Management)


12,60 %

НПФ "Капитал" (ДО Банка ЦентрКредит)

8,13 %

Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ"

8,27 %

НПФ "УларУмит" (УК - ООИУПА "Жетысу")

16,00 %

НПФ "Коргау" (УК - ООИУПА "Жетысу")

 - 0,89 %

АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана (ДО АО "Народный Банк Казахстана")

12,31 %

НПФ "Отан" (ДО АО "АТФ Банк")

5,15 %

НПФ БТА Казахстан (ДО АО "Банк ТуранАлем")

 - 1,38 %

Евразийский накопительный пенсионный фонд (ДО АО "Евразийский банк")

8,54 %

НПФ "НефтеГаз - Дем"

8,58 %

НПФ "Аманат Казахстан"

4,40 %

НПФ "Атамекен" (ДО АО "Нурбанк", УК - ООИУПА "Нур-Траст")

5,12 %

НПФ "Казахмыс"

2,63 %

НПФ "РЕСПУБЛИКА" (УК - ООИУПА "RESMI Asset Management")

7,48 %

Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ

9,04 %

Накопленный уровень инфляции

7,10 %

Примечание - Пенсионные фонды Казахстана. Обзор СМИ за 1 мая 2010 г [23].


Впрочем, доходность пенсионных активов не покрывала накопившуюся инфляцию и в докризисное время. Так, доход за три года (так же, как и за пять лет) инвестирования едва покрывает половину накопившейся за этот период инфляции. Проблемы с доходностью за все время существования накопительной пенсионной системы были всегда. Потери инвестиционного дохода в большинстве своем вызваны падением фондовых индексов и снижением котировок акций крупных мировых, российских и казахстанских компаний на биржах, которые были в портфеле у казахстанских пенсионных фондов.

Инвестиционная деятельность пенсионных фондов регламентируется законом "О пенсионном обеспечении Республике Казахстан" и "Правилами осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами", где указан определенный список финансовых инструментов, куда разрешается вкладывать активы. Так, НПФ разрешается покупать государственные ценные бумаги (ГЦБ) в неограниченном количестве; облигации, выпущенные местными исполнительными органами и включенные в официальный список фондовой биржи; ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями (Международный банк реконструкции и развития, ЕБРР, АБР, Международная финансовая организация и др.). Также разрешено размещать пенсионные активы на депозитах банков второго уровня при определенных условиях. Одно из них - банк должен иметь долгосрочный кредитный рейтинг не ниже "ВВ-" по международной шкале Standard & Poor’s или другого рейтингового агентства. В меньшем количестве в портфеле НПФ могут быть представлены негосударственные ценные бумаги иностранных компаний - акции и облигации, имеющие рейтинговую оценку не ниже "ВВВ-" (по шкале Standard & Poor’s), а также бумаги казахстанских компаний: акции, имеющие рейтинговую оценку не ниже "ВВ-", и облигации, имеющие оценку не ниже "В-".

Таким образом, пенсионные фонды имеют определенные ограничения в инвестировании, но это не спасло их от минусовой доходности. Возникает закономерный вопрос: какой инвестиционной политики придерживаются фонды во время кризиса? Какой была стратегия инвестирования в течение сложного 2008 года? Понятно, что у каждого фонда своя стратегия, но кризис не может не влиять на общее направление инвестиционной политики фондов, вынужденных защищать активы пенсионщиков. Например, в условиях стремительного падения стоимости акций можно предположить, что их доля в общем портфеле должна снизиться, так же, как и доля корпоративных облигаций. Однако в совокупном инвестиционном портфеле на 1 ноября большую часть (582 млрд. тенге, или 44,52 %) все еще занимают негосударственные ценные бумаги, которые являются наиболее рискованным инструментам. В начале года (на 1 января 2008 года) доля этих инструментов составляла 46,32 %, то есть за 10 месяцев инвестирования в условиях беспрецедентного кризиса доля негосударственных бумаг уменьшилась всего на 1,8 %.

Как и предполагалось, доля акций казахстанских эмитентов уменьшилась - с 15,88 % с начала года до 8,83 % на начало ноября, но сокращение происходило очень медленно, ниже 10 % доля акций упала только в октябре. Это говорит о том, что фонды еще долгое время продолжали держать при себе стремительно дешевеющие акции. Нелогичным кажется и увеличение доли обвалившихся акций иностранных эмитентов - с 1,74 % в начале года до 5,48 % в июле. Правда, затем снова снизили эту долю до 2,66 %.

Доля корпоративных облигаций как казахстанских, так и иностранных эмитентов с начала года увеличилась с 30,44 % до 35,69 % и с 6,96 % до 8,27 % соответственно.

Доля ГЦБ в портфеле НПФ в январе 2009 года составила 40,2 %, или 748,5 млрд. тенге в абсолютном выражении. За год вложения в госбумаги увеличились на 320,9 млрд. тенге, а их доля выросла на 10,1 п.п. Заметим, что всего прирост инвестированных пенсионных активов за этот же год составил 461,2 млрд. тенге. Таким образом, 69,6% этого прироста было инвестировано в ГЦБ. На покупку гособлигаций НПФ направляли средства преимущественно от новых пенсионных взносов и от продажи корпоративных облигаций. Это подтверждает снижение их доли в совокупном портфеле на 14,2 млрд. тенге при росте пенсионных накоплений на 440 млрд. за год. Сократились также вклады в банках.

Другим фактором, стимулирующим пенсионные фонды к вложению в госбумаги, является нулевой коэффициент при расчете кредитного риска для ГЦБ РК, который непосредственно учитывается при определении коэффициента достаточности собственного капитала К1. Пенсионные фонды могут осуществлять настолько рискованные инвестиции за счет пенсионных средств, насколько им позволяют собственные ликвидные активы в пределах установленного норматива. Поэтому для снижения давления на коэффициент достаточности собственного капитала и показателя кредитного риска фондам выгодно инвестировать в госбумаги РК либо в ценные бумаги иностранных государств и международных финансовых организаций с высоким рейтингом, но, как правило, низкой доходностью. Кроме того, около 60% от собственных инвестированных активов НПФ в настоящий момент вложены в ГЦБ РК. Это отчасти объясняется тем, что государственные бумаги признаются в качестве ликвидных активов НПФ и учитываются по полной стоимости, что также немаловажно при расчете К1.

Еще одной причиной, по которой пенсионные фонды увеличили долю ГЦБ и облигаций иностранных государств и международных финансовых организаций в своих портфелях, является низкое кредитное качество многих казахстанских эмитентов и большое количество дефолтов на отечественном фондовом рынке. Так, по данным АФН, доля долговых ценных бумаг, эмитенты которых допустили дефолт, составила на 1 января 2010 года 3,8 % от общего объема пенсионных активов, или 71,5 млрд. тенге.

Все вышеперечисленные причины обусловили смещение инвестиционных приоритетов НПФ в сторону более консервативных. У такого вынужденного умеренно-консервативного подхода к инвестированию существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным моментом является то, что значительная часть пенсионных активов находится в виде надежных инструментов, слабо подверженных ценовым колебаниям на фондовом рынке. Негативной же стороной является низкая доходность ГЦБ и ограничивающий эффект на ликвидность НПФ.

Количество активов, находящихся на депозитах банков второго уровня, в течение года менялось то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. На 1 ноября 2009 года доля вкладов банков составляла 11,82 %, уменьшившись таким образом с начала года на 2,98 %. В пределах 4-6 % составляет доля активов, инвестированных в государственные бумаги иностранных эмитентов, аффинированное золото и производные ценные бумаги.

Таким образом, большая часть пенсионных активов продолжала находиться в высокорискованных инструментах - акциях, пусть хоть и "голубых фишек". Это бумаги таких иностранных компаний, как Газпром, Сбербанк России, Лукойл, JP Morgan, и местных - КазМунайГаз, Казахтелеком, Казакоммерцбанк, БТА Банк и другие. Известно, что бумаги этих компаний упали в 5-6 раз, потянув за собой доходность пенсионщиков.

Правительством в рамках антикризисной программы был разработан четкий перечень инвестиционных проектов, для финансирования которых НПФ будут предложены инфраструктурные облигации. Контроль за использованием денег будет осуществлять правительство и фонд "СамрукКазына".

Помимо участия в государственных проектах был предпринят еще ряд антикризисных мер для НПФ. В частности, в мае и августе 2009 года в правила инвестирования были внесены поправки, ужесточающие инвестиционные возможности НПФ. Так, инфраструктурные облигации были исключены из перечня ликвидных активов из-за того, что данный финансовый инструмент имеет высокий уровень риска. В связи с этим также был пересмотрен коэффициент кредитного риска по данным финансовым инструментам и повышен с 20 % до 100 %. Скорее всего, эта мера была связана с печальным опытом пенсионных фондов, купивших облигации "Досжан Темиржолы" и "БатысТранзит", по которым был объявлен дефолт.

Также из списка безрисковых инструментов были исключены операции Репо в связи с тем, что при осуществлении операций покупки ценных бумаг фондом на рынке автоматического Репо на условиях их обратной продажи существует вероятность того, что контрагент может оказаться неплатежеспособен. Повысили и коэффициент кредитного риска по данным финансовым инструментам - с 20 % до 100 %.

Кроме того, были введены ограничения на следующие виды финансовых инструментов, доля которых не должна превышать в портфеле 5 % (раньше ограничений не было): безрейтинговые корпоративные облигации, паи интервальных паевых фондов, а также производные инструменты: фьючерсы, опционы, свопы, форварды, базовым активом которых являются финансовые инструменты, имеющие рейтинговую оценку ниже "ВВ-" по международной шкале агентства "Standard & Poor's" или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств.

Таким образом, все эти ужесточения направлены, во-первых, на то, чтобы фонды стали избавляться от корпоративных облигаций и не приобретать их в будущем, во-вторых, не открывать депозиты в банках второго уровня (поскольку они по закону относятся к высокорискованным инструментам), в-третьих, не поддерживать государственные программы через инфраструктурные облигации и не участвовать в операциях репо.

Пенсионные фонды выдвинули свои предложения по срочным антикризисным мерам. Например, звучала идея о том, чтобы фонд "СамрукКазына" выкупил у пенсионных фондов сроком на год 15-20 % акций, находящихся в портфелях НПФ, по курсу их котировок на биржах на 1 июля 2009 года, и передал их в Фонд стрессовых активов. После того, как фондовые рынки стабилизируются и акции достигнут уровня их стоимости на 1 июля 2009 года, НПФ выкупят эти активы по цене продажи или по рыночной цене на момент выкупа.

На объем выкупленных акций из портфелей НПФ Фонд национального благосостояния "СамрукКазына" может выпустить облигации для размещения среди НПФ, то есть таким образом можно произвести замещение убыточных активов НПФ на инструменты, которые на этот период будут приносить пусть небольшой, но гарантированный доход по пенсионным накоплениям вкладчиков НПФ.

В ближайшее время не ожидается кардинальных изменений в инвестиционной деятельности пенсионных фондов, однако консервативные акценты могут усилиться. Причина - недавно принятое постановление АФН об ограничении инвестирования пенсионных активов в бумаги иностранных эмитентов. С 1 января 2011 года инвестировать в иностранные ценные бумаги можно будет менее 40 % пенсионных и собственных активов, а в бумаги с рейтингом ниже "АА-" - менее 10 %. Первая часть этого ограничения не сильно отразится на деятельности НПФ, так как на данный момент доля иностранных бумаг не составляет даже 30 % в портфеле любого фонда. Что касается ограничений инвестирования с учетом рейтинга эмитента, то эта мера может иметь некоторые негативные последствия, и участниками пенсионного рынка она была воспринята неоднозначно. Во-первых, для соблюдения этого ограничения некоторым фондам придется сократить свои существующие инвестиции, что может ограничить потенциал роста их доходности. Во-вторых, это лишает НПФ возможности расширить круг инвестиций в целях диверсификации своего портфеля. А если высокие риски инвестирования в бумаги казахстанских эмитентов сохранятся, то по исчерпании 10-процентного лимита вложений в иностранные бумаги с рейтингом ниже "АА-" НПФ от безысходности опять будут инвестировать средства в ГЦБ РК, так как доходность высокорейтинговых инструментов, номинированных в иностранной валюте, с учетом ожидаемой ревальвации будет, скорее всего, ниже, чем по казахстанским ГЦБ. Получается, что АФН своим стремлением минимизировать риски НПФ может ограничить их свободу действий и потенциал роста доходности.

В то же время инвестиционный портфель НПФ может скоро пополниться инфраструктурными облигациями. Как недавно прозвучало в заявлении бывшего министра экономики Бахыта Султанова, средства НПФ будут привлекаться на инфраструктурные проекты под госгарантии и субсидированные ставки. После дефолта "Досжан темир жолы" НПФ имеют печальный опыт инвестирования в инфраструктурные облигации, но при наличии гарантий эти инструменты выглядят для институциональных инвесторов вполне привлекательными, так как обеспечивают их длинными надежными инструментами, дефицит которых на рынке довольно ощутим.

Пенсионными активами могут управлять как сами фонды, так и управляющие компании. Например, фондом "Грантум" управляет компания "GRANTUM Asset Management" - обе компании являются дочерними организациями Казкоммерцбанка, управляющая компания "Жетысу" инвестирует активы НПФ "УларУмит" и "Коргау" и т.д.

В целях стимулирования ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, приобретать долгосрочные ценные бумаги, Агентством принято постановление от 26 марта 2005 года № 109 "Об утверждении Правил оценки финансовых инструментов, находящихся в инвестиционных портфелях накопительных пенсионных фондов", которое предусматривает изменение методики учета финансовых инструментов и признания доходов по ним в портфеле пенсионных активов НПФ.

Постановлением Правления Агентства от 26.11.05 г. № 408 в новой редакции утверждены Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами. Данные правила предусматривают установление порядка, согласно которому происходит осуществление операций хеджирования по финансовым инструментам, в которые разрешено осуществлять инвестирование пенсионных активов, перечень и предел использования инструментов хеджирования. Также этими Правилами предусмотрено расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов, снижены лимиты по ГЦБ. Кроме того, в отношении рейтинговых оценок иностранных негосударственных ценных бумаг предусмотрено, что за счет пенсионных активов могут быть приобретены акции, эмитент которых имеет рейтинг. В отношении рейтинговых оценок паев инвестиционных фондов установлены пороговые значения рейтинговой оценки, по соответствующим рейтинговым шкалам агентства Standard & Poor's (не ниже "BBBm", либо "BBBf").

Постановлением Правления Агентства от 26.11.05 г. № 416 внесены изменения и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21.04.03 г. № 138 "Об утверждении типовых договоров о пенсионном обеспечении за счет обязательных, добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов и определения объема информации об акционерах накопительного пенсионного фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и банка-кастодиана", направленные на расширение формата обязательной ежегодной информации НПФ о ежемесячных инвестиционных доходах (убытках), ежемесячных взносах и суммах комиссионного вознаграждения.

Постановлениями Правления Агентства № 412 и № 413 от 26 ноября 2005 года разработанными во исполнение пункта 4 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении" от 20 июня 1997 года № 136-I, которые вступают в действие с 1 января 2006 года, внесены поправки в Правила о пруденциальных нормативах для накопительных пенсионных фондов, направленные на установление порядка возмещения отрицательной разницы в случае, когда показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по пенсионным активам на конец календарного года составляет величину, меньшую установленного минимального значения доходности, а также срок зачисления и порядок расчета суммы денег, которая должна быть зачислена ООИУПА на расчетный счет накопительного пенсионного фонда при возмещении данной отрицательной разницы.

В целях установления условий и порядка выдачи лицензии, а также требований к созданию и обеспечению безопасности функционирования автоматизированной информационной системы накопительных пенсионных фондов, формирования системы управления рисками, должны быть разработаны Правила лицензирования деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, а так же разделение критериев требований к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля на базовые и дополнительные.

Весь прошлый период Ассоциация пенсионных фондов регулярно требовала скорейшего принятия Закона "О секъюритизации", который, как надеялись финансисты, должен был решить все проблемы накопительных пенсионных фондов. Минувшей осенью этот закон был принят. Как оказалось, он ничего не меняет. Для того, чтобы закон заработал, нужны нормативные документы, которых в настоящее время просто нет. Не регламентированы ни создание компании по управлению выделенными активами, ни операции с бумагами такой компании Один из инициаторов его принятия считает, что для регистрации специальных компаний с выделенными активами (SPV) требуется специальная экономическая зона, своего рода "оффшор" внутри республики, где их учредители могли бы получить налоговые и другие льготы. Такой площадкой, по мнению некоторых финансистов, должен был стать Региональный финансовый центр в Алматы. Однако в процессе обсуждения концепции РФЦА контролирующие органы выступили против предоставления льгот эмитентам. В итоге идея финансового центра свелась к созданию торговой площадки, где будут торговаться бумаги, уже выпущенные на других биржах [24, c 64-66].

По мнению экспертов такая схема будет нежизнеспособной. Кроме того, АФН должно дать разрешение пенсионным фондам покупать эти ценные бумаги. Должны быть внесены изменения в список разрешенных к инвестированию инструментов, с точно обозначенной нормой инвестирования.

Существуют также проблемы с двойным налогообложением эмитентов в Казахстане, которое делает выход на фондовый рынок слишком дорогим. Поэтому казахстанские эмитенты, в том числе и компании, созданные по схеме секъюритизации активов, могут просто не прийти на эту площадку.

С целью дальнейшего усовершенствования государственного регулирования деятельности накопительной пенсионной системы в феврале 2006 года Правлением Агентства приняты постановления: "Об утверждении Правил выдачи, отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда", "Об утверждении Правил применения принудительных мер к крупному участнику открытого накопительного пенсионного фонда", "Об утверждении Правил выдачи накопительному пенсионному фонду разрешения на создание или приобретение дочерней организации, а также разрешения на значительное участие в уставном капитале юридических".

Практически с первого дня пенсионной реформы одной из основных проблем стал хронический дефицит сверхнадежных и высоко ликвидных финансовых инструментов.

Для пенсионных фондов входящих в первую пятерку финансовых институтов, по величине активов это проблема стоит особенно остро. В том, что около двух миллиардов долларов активов, накопительных пенсионными фондами, лежат без движения, причина - неразвитость ценных бумаг. Прежде всего, следует отметить отсутствие на рынке облигаций с длинными сроками погашения, что не позволяет управляющим осуществлять ряд стратегий управления активами пенсионных фондов.

В течение нескольких лет неуклонно уменьшается доля сектора государственных ценных бумаг. Так, если в 1999 году сектор ГЦБ находился на второй месте после валютного сегмента, и его доля равнялась 36,5 %, то по итогам одиннадцати месяцев 2009 года он занимает четвертое место в структуре биржевых сделок.

Доля операций в структуре биржевого рынка составляет 6,4 % (или 1,8 млрд. долларов). Столь заметное снижение показателя объясняется тем, что стабильное поступление налогов от сырьевых компаний позволило в последние годы исполнять государственный бюджет с профицитом, что, в свою очередь, снижало стимулы государство осуществлять заимствование на внутреннем рынке.

Недостаток финансовых инструментов - прямая забота государства. В этом направлении уже делаются некоторые шаги. Готовится нормативно правовая база для эмиссии новых долгосрочных бумаг со сроком погашения от 15 до 20 лет без возможности досрочного погашения. Кроме того, их доходность будет привязана к инфляции.

В конце 2009 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев сделал официальное заявление о выходе финансовой системы республики из кризиса. Негативное воздействие глобального кризиса отразилось на деятельности пенсионных фондов длительным снижением инвестиционного дохода, но пенсионные накопления вкладчиков продолжали расти. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности финансового рынка и финансовых организаций, на 1 января 2009 года они составили 1 триллион 824,2 млрд. тенге. Из них 477,4 млрд. тенге, то есть 26 % от общего объема накоплений - чистый инвестиционный доход, заработанный фондами для своих вкладчиков. Накопительная пенсионная система Казахстана еще раз доказала, что пенсионные вклады - это надежные долгосрочные инвестиции.

Одним из наиболее проблемных вопросов накопительной пенсионной системы (далее - НПС) в течение ряда лет являлось наличие у 2,5 миллиона вкладчиков двух и более счетов. В апреле-июле минувшего года дублирование счетов вкладчиков было устранено. Это было необходимо как для упрощения обслуживания вкладчика, упорядочения базы данных по вкладчикам и обеспечения достоверной статистики по системе, так и для внедрения новых технологий, соответствующих международным стандартам финансовых услуг. В течение 2009 года был введен механизм реализации государственных гарантий по сохранности суммы внесенных вкладчиками пенсионных взносов. Уже существует реальный механизм обязательств, согласно которому все фонды обеспечат вкладчикам средневзвешенную доходность по НПС. Разрабатываются дополнительные меры защиты инвесторов - держателей долговых ценных бумаг. В ближайшей перспективе работа по совершенствованию пенсионной системы будет продолжена в соответствии с практическими результатами ее деятельности и уроков кризисного периода.

Последней новостью пенсионной сферы стал выход в канун нового 2010 года постановления Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2009 года № 2186 "О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2010 года". С 1 января 2010 года пенсии из солидарной системы повышаются на 25 %. Те, кто получали 35 тысяч тенге, будут получать 43 750 тенге. Увеличен размер базового демогранта на 9 %. Теперь он равняется 5 981 тенге. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661 "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику" вкладчики пенсионных фондов со средним уровнем накоплений, получавшие в 2009 году 296 250 тенге, в новом году с увеличением размера выплат получат 370 320 тенге. Суммы приводятся без вычета индивидуального подоходного налога, который в НПС удерживается у источника выплаты. Меры, предлагаемые для совершенствования пенсионного обеспечения. В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284, в разделе 4.2.

Накопительные пенсионные фонды, в п.3 Основные меры указано: "В целях повышения уровня социальной защиты населения, особенно в отношении работников, занятых в отраслях промышленности с повышенным уровнем риска для жизни, предполагается рассмотреть возможность введения обязательных профессиональных пенсионных взносов". Это предложение вошло также в План мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2007 года № 346: "Введение обязательных профессиональных пенсионных взносов в отношении работников, занятых в отраслях промышленности с повышенным уровнем риска". План предусматривает также реализацию положения о создании условий уплаты всеми работодателями добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов в пользу своих работников, а не только по ограниченному перечню профессий. Особый интерес представляет пункт, согласно которому будут предоставляться льготы при выплате пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов по срокам накоплений.

Сегодня в республике действуют пять источников пенсионного обеспечения. Это солидарные пенсии, базовые демогранты и три вида выплат из накопительной пенсионной системы за счет пенсионных накоплений. Солидарная пенсия существовала в советские времена. Все, кто до 1 января 1998 года проработал хотя бы полгода, имеют право на пенсию из старой системы, т.е. государственного бюджета. Солидарная пенсия зависит от стажа работы и постоянно индексируется в соответствии с уровнем инфляции и государственной программой пенсионного обеспечения. Скажем, те, кто уходили на пенсию в январе 2007 года и получали 12 000 тенге, с января 2009 года получили уже 26 572 тенге. Базовые демогранты - это прибавка к пенсии, которая выплачивается из бюджета. В народе ее называют президентской. Эта пенсия вначале составляла 3 000 тенге. Сейчас увеличилась до 5 487 тенге. Демогранты выплачиваются в равном размере всем пенсионерам без исключения. Накопительная пенсионная система предусматривает три источника пенсионного обеспечения: накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов. Обязательные пенсионные взносы ежемесячно перечисляет работодатель на индивидуальный пенсионный счет работника. Накопления за счет обязательных взносов - это основные ресурсы жизнеобеспечения работника после выхода на пенсию. Их величина зависит от каждого работника: здесь имеют значение размер заработной платы, регулярность и длительность периода перечисления обязательных пенсионных взносов. Есть вкладчики, у которых пенсионные накопления составляют весьма значительную сумму. Но до сих пор много и тех, кто, имея постоянные доходы, в течение многих лет вообще не являются вкладчиками пенсионного фонда. К сожалению, это люди, которые не заботятся о своей безбедной старости. Добровольные пенсионные взносы каждый может вносить сам, или их вносит работодатель. Каждый по мере возможности может вносить пенсионные взносы для себя и своих родных. Однако счетов, где копятся добровольные взносы, не много. Добровольные профессиональные пенсионные взносы работодатели вносят за своих сотрудников, занятых на вредных производствах или при особо тяжелых условиях труда. Поскольку работодатели могут это делать добровольно, то в НПС на 1 декабря 2009 года всего 4 072 индивидуальных пенсионных счета, на которых копятся добровольные профессиональные взносы. Это мизерная цифра, если учесть, сколько в казахстанском перечне производств, связанных с риском для здоровья и жизни работников. Им охвачено 33 направления, в каждом из которых десятки и сотни профессий. При этом перечень весьма значителен не только в известных всем горнодобывающей, нефтегазовой, металлургической, химической, атомной, энергетической, строительной и других отраслях, но в легкой и пищевой промышленностях, кино - и копировальном производстве и даже привычных нам общих профессиях. Некорректно было бы сравнивать сегодня количество пенсионных счетов, на которые поступают добровольные профессиональные пенсионные взносы, с огромной армией работников, осуществляющих свою деятельность во вредных и тяжелых условиях труда. В настоящее время ожидавшие своего решения очередные проблемы НПС находятся на стадии разработки в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - МТСЗН). Вопрос о том, чтобы сделать профессиональные взносы обязательными, не раз обсуждался представителями МТСЗН и другими участниками НПС. Особый интерес представляет пункт Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, согласно которому по срокам накоплений намечено предоставлять льготы при выплате пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов. Разработчики изучают опыт других стран с многоуровневыми системами пенсионного обеспечения. Там значительную часть выплат составляют солидарные пенсии, которые пенсионеры получают по принципу солидарности поколений. К примеру, в Малайзии и Сингапуре, помимо отчислений, удерживаемых у самого работника, работодателями уплачиваются всем работникам обязательные взносы в размере 12-13%. Эти дополнительные отчисления дают вкладчикам Малайзии и Сингапура возможность досрочно использовать 30 % своих накоплений на приобретение или строительство жилья, обучение, лечение и т.д. В Чили и других странах, применяющих НПС, обязательные взносы работодатели уплачивают в размере 10 % в соответствии со списком профессий с тяжелыми условиями труда. В Чили и перенявших их опыт странах Латинской Америки и Восточной Европы каждые пять лет повышенных взносов дают возможность работникам выйти на пенсию раньше на два года. Вопрос о пенсионном обеспечении касается всех. За рубежом работодатели не уклоняются от выплаты для своих работников добровольных профессиональных взносов, предусмотренных законодательством. В некоторых западных странах работодатели делают это добровольно для работников, занятых не только на вредном или тяжелом производстве. Необходимо, чтобы социальная ответственность, социально-этичное поведение и в Казахстане стали нормой. При разработке казахстанской модели НПС предполагалось, что существующих сегодня пяти видов отчислений будет достаточно, чтобы жить, не нуждаясь в поддержке государства. В нашей пенсионной системе введение добровольных профессиональных взносов практически не повлияло на сумму накоплений граждан. Потому введение обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее - ОППВ) было бы целесообразно ускорить. По расчетам актуариев, с учетом макроэкономических показателей в республике, даже при введении ОППВ одних пенсионных накоплений для обеспечения граждан в преклонном возрасте недостаточно. Пенсионные накопления - это надежный и очень прозрачный капитал, на который не обращают никаких взысканий. Принцип НПС: сколько накопил, столько получил. Именно поэтому делать пенсионные накопления необходимо смолоду. Но что делать, когда в силу разных причин, таких как невысокая заработная плата, кризис, безработица и пр., при выходе на пенсию вкладчику не будет хватать на жизнь его пенсионных накоплений? Быть материально зависимым тяжело в любом возрасте, особенно в старости. Если в Казахстане пять источников пенсионного обеспечения, то в зарубежной практике есть еще один очень важный источник. Чтобы не снизить уровень благосостояния в старости, иностранцы становятся рантье. То есть в период активной трудовой деятельности стараются заработать хорошие средства. Из этих средств они делают вложения в акции, облигации, недвижимость и т.д. В итоге большинству пожилых людей на Западе доступны многие блага. Будут ли они доступны и нам зависит от нашего отношения к собственному будущему [25, c.46-49].

В настоящее время размещение ГЦБ, эмитированных Минфином, производится через институт первичных дилеров. Однако рассматривается вопрос об отмене института первичных дилеров, что в свою очередь представит доступ на первичный рынок пенсионным фондам и позволит им самостоятельно участвовать в торгах согласно своим интересам, которые зачастую не совпадают с интересами первичных дилеров - банков.

Чтобы хоть как-то решить проблему острого дефицита инструментов на рынке, были пересмотрены нормы инвестирования активов по видам инструментов.

Перечень финансовых инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные активы, нужно расширять. Установленный норматив 30 % в части финансовых инструментов нерезидентов (ценные бумаги иностранных государств и корпоративные ценные бумаги иностранных элементов) недостаточен.

В настоящее время ценные бумаги российских эмитентов рассматриваются как ценные бумаги нерезидентов Казахстана и в силу недостаточно высокого рейтинга не могут приобретаться за счет пенсионных активов. Возможно, введение невысокого норматива - не более 5-10 процентов финансовых инструментов этих стран - частично сняло бы остроту нехватки доходных ценных бумаг. Шаги в этом направлении уже принимались. Национальный Банк РК рассмотрел возможность выхода на Казахстанский рынок российских компаний, которые будут выпускать ценные бумаги в форме казахстанских депозитных расписок [26, c.3].

Еще одним важным направлением в решении проблем дефицита финансовых инструментов стало появление в Казахстане нового финансового инструмента - агентских облигаций. Они должны стать квазигосударственными ценными бумагами, имеющими сопоставимые с ГЦБ инвестиционные качества. Выпускаются агентские облигации крупными государственными финансовыми институтами, созданными с целью реализации инвестиционной политики. В настоящее время в Республике Казахстан статус финансового агентства имеют два финансовых института: АО "Банк развития Казахстана" и АО "Казахстанская ипотечная компания". В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан доходы от операций с агентскими облигациями не облагаются налогом у источника выплаты. По этой причине тормозится процесс развития этого сегмента рынка за счет использования инвестиционных возможностей пенсионной системы. Наличие льготы ограничивает преимущества агентских облигаций, поскольку номинальный доход равен фактическому вне зависимости от инструмента, то есть больший риск покрывается большей ставкой, как следствие, управляющие пенсионными активами предпочитают более рисковые, но более доходные инструменты.

Предпринимаемые меры позволяют снизить на время остроту проблемы, но не могут изменить ситуацию кардинально. Для этого необходимо расширять набор привлекательных инструментов. Реальный доход из ситуации - развитие корпоративного рынка ценных бумаг. Акции крупных компаний сосредоточены между стратегическими инвесторами и государством, при этом акционеры не спешат разбивать пакет на других инвесторов. Будущее корпоративного рынка - в развитии облигаций и акций средних компаний. Этому препятствуют объективные причины: требование прозрачности к финансовой отчетности, связанные с выпуском расходы и малый объем эмиссий - до одного миллиарда тенге, который не привлекает инвесторов. В 2009 году было только 24 выпуска облигаций общим объемом 67 миллиардов тенге, из них всего пять эмиссий были до одного миллиарда тенге. Малые и средние компании предполагают обращаться за кредитами в банки второго уровня, поэтому как это обходится дешевле. Если бы рынок акций активизировался, у пенсионных фондов появилась бы возможность получать доход не только за счет дивидендов, но со временем, возможно, и за счет изменения курсовой стоимости акции.

Активизация рынка акций способствовала бы созданию рыночного механизма, позволяющего обеспечить переток денег из финансового в реальный сектор экономики и решить еще одну проблему - инвестирование за счет пенсионных активов реального сектора экономики Казахстана. Изначально одной из главных целей пенсионной реформы было инвестирование накапливаемых в пенсионных фондах пенсионных взносов в отечественную производственную сферу, как это делается в отечественную производственную сферу, как это делается в большинстве стран, где работают аналогичные пенсионные системы. Именно ради этого фактора многие страны пошли на серьезные расходы, поиски и трудности кардинального изменения своих пенсионных систем. Казахстан трудности и расходы введения новой пенсионной системы понес в полном объеме, а плюсами и достоинствами этой системы пока не воспользовался. Реальный сектор за счет пенсионных активов инвестируется очень слабо.

Укрепление тенге по отношению к доллару США стало новым негативным фактором, поскольку у большинства из них пенсионные активы были вложены не в тенговые, а в долларовые инструменты. Если с момента возникновения накопительной пенсионной системы доллар постоянно укреплялся по отношению к тенге, то соответственно, эмитенты выпускали ценные бумаги, привязанные к доллару. В 2006 году произошел значительный разворот тенденции стоимость доллара. Он начал обесцениваться как по отношению к евро, так и по отношению к тенге и российскому рублю. Потери НПФ в 2006 году составили примерно 80 млн. долларов (исходя из восьми процентной девальвации долларовых активов, которых у фондов было порядка 1 млрд. долларов в валютных бумагах).

Вследствие неликвидности казахстанского фондового рынка, то есть при резко падающем долларе пенсионные фонды не могут оперативно реализовать все свои долларовые активы и перейти на тенговые ценные бумаги, потому что не смогут найти спрос на эти бумаги. Необходим механизм валютного хеджирования, чтобы обезопасить пенсионные активы от подобных неприятностей. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций планирует внести необходимые поправки в законодательство, что бы фонды могли защитить свои инвестиции в валютные бумаги от рисков, связанных с изменениями курса.

Для решения проблем профессионализма менеджмента в управлении инвестиционным портфелем и анализе современных финансовых инструментов необходимо использование актуальной оценки, нашедшей широкое применение в мировой практике страхования и пенсионного обеспечения.

В зарубежной практике при организации пенсионного фонда, его управлении необходимо стремиться сбалансировать суммы взносов с учетом накопительных средств с ожидаемыми выплатами пенсий и операционными расходами фонда. Для того, что бы знать, способен ли пенсионный фонд отвечать перед получателями по своим обязательствам, в развитых странах периодически проводят актуальное оценивание. В этих странах актуарное обслуживание пенсионных фондов выделилось в самостоятельный вид деятельности и осуществляется высококвалифицированными специалистами - актуариями. Российское пенсионное законодательство определяет необходимость актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед участниками, порядка формирования пенсионных ресурсов и актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих, а также предусматривает методику осуществления актуарных расчетов. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию с актуарным оцениванием в Казахстане.

Несмотря на то, что актуарий является неотъемлемой частью пенсионной системы в зарубежной практике, в нормативно - правовых актах, регулирующих деятельность казахстанских накопительных пенсионных фондов, отсутствует требование об обязательной актуарной оценке способности пенсионных фондов отвечать по своим обязательствам. Для сравнения, в законе Республики Казахстан "О негосударственных добровольных пенсионных фондах" от 3 июня 1996 года в статье 27 было отмечено, что финансовый отчет должен быть заверен актуарием, подтверждающим достаточность собственных средств фонда для страхования гарантий по выполнению обязательств фонда перед получателями. Рассмотренные нами ранее проблемы, доказывают необходимость включения актуарных расчетов в Правила негосударственных накопительных пенсионных фондов. Для данного процесса необходима законодательная база, регулирующая деятельность актуариев. Это придаст новый импульс в развитии и укреплении накопительной пенсионной системы.

Пенсионные фонды, осознав на примере 2005 года проблемы инвестиционной деятельности, должны были объединиться и по примеру банковской системы создать свой собственный фонд страхования. Закон, предусматривающий создание такого фонда, был принят полтора года назад, но фонда нет.

Данный вопрос носит макроэкономический характер и решается на государственном уровне.

В ближайшее время Правительство должно принять меры, которые обеспечат для инвесторов постоянное превышение дохода по ГЦБ над уровнем инфляции, что позволит сохранить и приумножить пенсионные накопления населения, будет приложен дополнительный инструментарий для инвестирования и расширены квоты по ныне существующим. Есть положительное понимание, что государственные ценные бумаги будут выпускаться независимо от дефицита или профицита бюджета и по ним будет обеспечена положительная реальная доходность, превышающая уровень инфляции. Согласно поручению Президента РК, государственными органами планируется выпуск проектных ценных бумаг, гарантированных государством.

Несмотря на трудные условия, один из главных итогов прошлого года - стабильность накопительной системы. Общая тенденция падения доходности на финансовом рынке отразилась на всех НПФ, но наиболее успешные НПФ и КУПА, управляющие их активами, оперативно ориентировались на рынке, используя принципы инвестиционной политики, основанной на сбалансированности риска и доходности.

Специалисты прогнозируют дальнейший рост пенсионных накоплений вкладчиков, как за счет пенсионных взносов, так и инвестиционного дохода.

Новые инвестиционные стратегии, например, вложение пенсионных активов в акции, своевременная реструктуризация портфеля в связи с укреплением тенге, говорят о продвинутой инвестиционной политике и верных решениях в достижении главных задач пенсионной системы - сохранение и приумножение пенсионных накоплений вкладчиков и инвестирования национальной экономики. Успех пенсионной системы в Казахстане будет зависеть от решения вышеизложенных проблем, а также от сложного комплекса факторов. Важнейшие из них - стабильность экономического развития и банковской системы, надежность инвестиционных механизмов, гарантирующий высокий уровень ликвидности ценных бумаг [27, c.5].


Заключение


По состоянию на 1 мая 2010 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 76 филиалов и 75 представительств.

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов осуществляют 10 организаций, из них 3 накопительных пенсионных фонда, имеющие лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами. Пенсионные активы всей системы на 01.05.2010 г. составляют 92 101 528 тыс. тенге [8].

В исследованиях западных экспертов, обобщающих опыт стран мирового сообщества в проведении пенсионных реформ, основанных на накопительной системе, деятельность Казахстана признана одной из наиболее перспективных.

Самым важным достижением накопительной пенсионной реформы не смотря на критику в ее адрес, раздающихся с разных сторон, явилось упрочившееся доверие население по отношению к накопительным пенсионным фондам и всей накопительной пенсионной системе, заинтересованность людей в судьбе своих пенсионных накоплений.

Существуют также проблемы, связанные с проведением пенсионной реформы. Это, прежде всего защита интересов вкладчиков накопительных пенсионных фондов, это не всегда здоровая конкуренция между пенсионными фондами, давление работодателей при выборе работником пенсионного фонда, в результате многие вкладчики имеют накопления в нескольких фондах, что идёт в разрез с Законом и создаёт трудности в поиске пенсионных вкладов.

Учитывая то, что накопительная пенсионная система одна из важнейших сфер социальной защиты населения страны, государственное регулирование должно быть неотъемлемой частью системы.

Система имеет сложную структуру, основанную на трёхстороннем кастодиальном договоре. И если Государство лицензирует деятельность накопительных пенсионных фондов, то оно обязано строго контролировать и регулировать их деятельность.

В целях защиты интересов вкладчиков и получателей пенсий прежде всего необходимо:

установить жёсткий контроль за деятельностью Накопительных пенсионных фондов, банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление;

исключить возможность нецелевого использования пенсионных накоплений накопительными пенсионными фондами посредством их полномочий по распоряжению активами;

обеспечение сохранности пенсионных накоплений посредством инвестирования их в активы по ограниченному перечню, исходя из их надёжности;

исключение обесценения пенсионных накоплений в результате инфляции за счёт создания условий для инвестирования их в активы, включая государственные ценные бумаги Республики Казахстан, обеспечивающие реальную доходность;

публичность и прозрачность информации финансового состояния накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление;

внешний аудит, оценку активов и состояние баланса накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление;

введение механизмов резервирования и страхования средств для защиты от возможных банкротов пенсионных накопительных фондов в период деятельности;

обеспечение возможности свободного перевода вкладчиком пенсионных накоплений из одного фонда в другой;

обеспечение возможности перевода пенсионных активов фондом из одного банка-кастодиана в другой по его выбору, а также в случае банкротства кастодиана;

к организациям осуществляющие инвестиционное управление должны предъявляться следующие требования: надёжность и требовательность, диверсификация рисков, предельные ограничения на маркетинговые и административные расходы, строгое регулирование и контроль со стороны соответствующего надзорного органа.

Значение государственного регулирования пенсионной системы для общества становится всё более существенным.

Кризис на мировом финансовом рынке оказал свое негативное влияние на деятельность накопительной пенсионной системы. Сегодняшняя ситуация - серьезный экзамен накопительных пенсионных фондов. На деле проявляется надежность, которое некоторое время назад многие связывали в первую очередь с масштабами того или иного фонда. Практика показывает, что в кризисной ситуации такие ориентиры оказались не совсем верными. Как раз самые большие потери понесли фонды, входящие по числу вкладчиков в сумме пенсионных активов в первую пятерку.

Подведя итог дипломной работы, можно сделать вывод, что создание новой пенсионной реформы, адекватной рыночной экономике является неотложной задачей реальной защиты населения в новых экономических условиях. В то же время реализация этой задачи возможна при условии проведения государственной реформы всей системы социальной защиты. Была определена основная цель пенсионной реформы - построение финансово устойчивой, учитывающий экономический рост, и справедливой системы, соразмеряющий трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.


Список использованной литературы


Бурда М., Вилош Ч. "Макроэкономика: европейский тест // "Судостроение", С-Петербург, 2003, с.34-37.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1997 года N 1342 "Об утверждении Порядка присвоения социального индивидуального кода гражданам Республики Казахстан в Государственном центре по выплате пенсий".

Постановление Правления Национального Банка РК от 29.05.2005 г. № 177 "Об утверждении правил лицензирования деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами".

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г).

Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - с.28-37

Накопительная система пенсионного обеспечения РК // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, № 12, с.51-56.

Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахствна // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, №7, с.40-49.

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Пенсионные правила № 10 от 27.04.1998 АО НПФ "Народного Банка Казахстана".

Нурмуханбетов Е. Пенсионная система в действии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, № 9, с.4-10.

Арстанбекова К. Не было ни гроша и вдруг алтын // АльПари, 2001, № 3, с.41-43.

Елимбекова С.К. Десятилетие тенге // Банки Казахстана, 2003, №10, с.57-58.

Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахстана за 3 квартал 2003 г. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, №11, с.44-55.

Алимухамбетов Н. Мы будем строить фонд, который в меньшей степени подвержен рискам // Панорама, 2003, 24 октября, с.1.

5 лет пенсионной реформе // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, № 6, с.11-23.

РК // АльПари, 2003, №3, с.148-150.

Алимухамбетов Н. Новая методика расчета пенсионных активов // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, №9, с.8.

Рыночная оценка пенсионных активов. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005, №9, с.9.

Меркурьев А. Доллар упал. И "свалил" инвестдоход // Кызылординские вести, 2004, 02 ноября, с.3.

Биржевой фондовый рынок. Обзор // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005, №12, с.36-56.

Нурланова Н., Еспенбетова Б. Проблемы управления активами пенсионных фондов в условиях нового правового поля // Банки Казахстана, 2005, №6, с.56-60.

#"_Toc281036301">Приложения

Приложение А


Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан по состоянию на 1 мая 2010 года (в тыс.тенге)


НПФ

Собственный капитал

Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного периода (январь-апрель 2010 г.)

Обязательства

Активы

1

2

3

4

5

АО "Накопительный пенсионный фонд "Ұлар Үміт"

7 946 950

651 028

729 073

8 676 023

АО "Открытый Накопительный Пенсионный Фонд "АМАНАТ КАЗАХСТАН"

1 334 325

-51 695

102 330

1 436 655

АО Накопительный пенсионный фонд "Атамекен" ДО АО "Нурбанк"

1 459 535

-32 768

123 051

1 582 586

АО Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ"

16 336 560

1 739 070

652 756

16 989 316

АО "Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан"дочерняя организация АО "БТА Банк"

9 483 510

-2 058 644

2 444 486

11 927 996

АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана, дочерняя организация АО "Народный Банк Казахстана"

23 737 381

3 069 068

5 254 139

28 991 520

АО "Накопительный пенсионный Фонд Казахмыс"

1 363 191

53 364

116 182

1 479 373

АО "Накопительный пенсионный фонд "Нефтегаз - ДЕМ"

1 707 173

268 228

49 440

1 756 613

АО "Евразийский накопительный пенсионный фонд"

2 821 330

361 804

154 784

2 976 114

АО Накопительный пенсионный фонд "Коргау"

617 112

-19 757

3 057 511

3 674 623

АО "Накопительный пенсионный фонд "ГРАНТУМ" (Дочерняя организация АО "Казкоммерцбанк")

5 286 763

327 196

317 062

5 603 825

АО "Открытый накопительный пенсионный фонд "Отан" (ДО АО "АТФ Банк")

2 910 197

252 228

61 899

2 972 096

АО "НПФ "Капитал" - Дочерняя организация АО "Банк ЦентрКредит"

2 921 626

197 200

40 053

2 961 679

АО "Накопительный пенсионный фонд "РЕСПУБЛИКА"

1 028 907

5 687

44 202

1 073 109

ИТОГО по НПФ

78 954 560

4 762 009

13 146 968

92 101 528

Примечание - Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций [8].



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ