Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ "Республика"
Достигнув в определенной степени макроэкономической
стабилизации и в целом тенденции экономического роста, в стране в настоящее
время усилия направляются на развитие экономики с созданием новых рабочих мест
для более устойчивой занятости населения и повышения уровня жизни. Так, например,
ВВП на душу населения возрос на 37% к концу ХХ века. Сегодня ВВП на душу
населения достиг 5300 долл. Среднемесячная инфляция снизилась с 3 до 0,55%.
Пенсионные накопления составили 24% к ВОП в 1990 г., 40% в настоящее время. Относительно банковских пенсионные активы составили в 1990г. 24,5%, в
настоящее время – около 50% рентабельности пенсионных фондов в среднем в год за
вычетом инфляции.
Пенсионная реформа в Чили оказала влияние на развитие рынка
капитала, рынка жилищного строительства, страхового и других.
Чилийская пенсионная система – это частная накопительная
система с постепенным угасанием роли солидарной, основанная на индивидуальной
капитализации пенсионных взносов, произведенных вкладчиками. При этом вкладчики
не являются акционерами администраторов и несут ответственность за обеспечение
собственной старости. Государство гарантирует только минимальную пенсию.
У чилийцев не было выбора между государственным и частными фондами.
У них был выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми
Администраторами пенсионных фондов (АРР).
Граждане, которые при определенных обстоятельствах не вошли в
накопительную систему, остались в старой. Эту группу составили те, которые за
предшествовавшие два года не имели доходов, пребывали за границей и т.д. Старую
систему представляет институт пенсионной нормализации (АМР), функционирование
которой предполагается примерно до 2040 года.
Вошедшие в новую систему не связаны с солидарной и получают
боны признания от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в
накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они
приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной
системе.
Администраторы пенсионных фондов являются полными операторами
и занимаются привлечением пенсионных взносов, а также инвестированием
пруденциальных нормативов, методологическое руководство суперинтендантством по
ценным бумагам осуществляется управлением АФП. Центральный банк Чили
осуществляет контроль в части установления диверсификации портфеля инвестиций.
Соответственно, АФП должны выполнять требования по минимальной доходности. Если
они не выполняются, то АФП возмещает их за счет резервного фонда, который
должен формироваться в размере 1% от пенсионных накоплений. Если резервного фонда
недостаточно, государство покрывает разницу и фонд ликвидируется, пенсионные
накопления переводятся в другой фонд.
Поскольку управление пенсионными активами осуществляется
самим АФП, а кастодиан ведет только учет и осуществляет хранение ценных бумаг и
на него не возлагаются контрольные функции по операциям размещения пенсионных
накоплений, то проще рассматриваются проблемы аффилированности – ограничиваются
инвестиции учредителям. В соответствии с Законом по Реформе рынка ценностей
Чили 1994 г., предусматривается большая ответственность, в частности
гражданская, административная, уголовная, участников рынка ценных бумаг за
разглашение конфиденциальной информации и использование имеющейся информации в
целях извлечения выгоды для себя или других.
При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в
состав которой вошли представители управлений АФП, банков и финансовых
институтов, страховых компаний, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия,
классифицирующая риск, выполняет следующие функции:
- одобряет или отвергает ценные бумаги, приобретенные на
средства пенсионных фондов, определяет категорию риска;
- утверждает процедуры принятия акции акционерного общества
по «недвижимости и прочим ценным бумагам»;
- устанавливает эквиваленты при сравнении классифицированных
бумаг на международном рынке, одобряет, отвергает или изменяет классификации
международных классифицирующих институтов. АФП получают комиссионные
вознаграждения в среднем 3% от заработной платы.
1.5.2 Пенсионные рынки развитых и развивающихся стран
История индустрии пенсионного обеспечения разных стран
говорит о его разнообразии как по форме, структуре, содержанию, так и по
обязательности. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят
в США только в 1935 году.
Чтобы получить пенсию в полном объеме, американцы выходят на
пенсию по достижении 65 лет независимо от пола работника. Существует и другой
вариант – выйти на пенсию на три года раньше, но при этом три года пенсия будет
на 20% меньше. Величина американской пенсии зависит от общего трудового стажа,
его непрерывности, размера заработной платы и колеблется обычно в пределах от
50 до 80% заработной платы, то есть составляет в среднем 700 долл. Если пенсия
не превышает ¾ уровня бедности, то в таком случае государство
выплачивает пособие 280 долл. из бюджета. Большое развитие в США получили
негосударственные пенсионные фонды. Многие корпорации отчисляют в них часть
прибыли, тем самым, стимулируя работников держаться за свое рабочее место.
Такие выплаты не облагаются налогом и уменьшают налогооблагаемую базу
работодателя.
Во Франции пенсионная система является одной из наиболее
сложных в Европе. Граждане выходят на пенсию в возрасте 60 лет, как мужчины,
так и женщины. При этом есть определенные категории работников, для которых
пенсионный возраст значительно ниже. Например, шахтеры выходят на пенсию в 55
лет. Если они отработали непосредственно под землей 20 лет, то могут выйти на
пенсию в 50 лет.
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных
принципах: страхование и солидарность. В первом случае пенсия выплачивается из
средств, перечисленных клиентами на протяжении трудовой деятельности. Во втором
случае пенсии выплачиваются из отчислений ныне работающих. Во Франции
разнообразны и отчисления в пенсионные фонды. Например, для лиц свободных
профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты
составляют 16,35%. Наемные работники платят столько же, но половину за них
отчисляет работодатель. Размер пенсии составляет 50% средней зарплаты,
рассчитанной за последние 11 трудовых лет. При этом существует как минимальная,
так и максимальная государственная пенсия от 5 до 10 тыс. долл. в год.
В Германии в отличие от французской пенсионной системы
существует так называемый железный принцип – «договор поколений». По этому принципу
деньги, переводимые в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают старость ныне здравствующим
пенсионерам. Вместе с тем, Германия является одной из стран мира с явно
выраженным старением населения. Такая ситуация обуславливает постоянный рост
пенсионных взносов работающего населения. Поэтому часть пенсионных отчислений
(до 50%) берет на себя работодатель. И это продолжается до 65 лет, с которого
немцы уходят на пенсию. Вместе с тем, в немецкой пенсионной системе существует
и одно ограничение: работники платят пенсионные взносы только с заработков, не
превышающих примерно 5000 долл. США в месяц, а превышающую ее сумму обычно
помещают в фонды необязательного страхования.
Размер немецкой пенсии доходит до 70% от заработной платы и
зависит от трудового стажа и размера зарплаты. Однако такое возможно только при
наличии минимум 12 лет трудового стажа. В случае его отсутствия начисляется
около 300 долл.США. В основу железного принципа заложен и тот факт, что если
нет и трех лет стажа, то пенсия не начисляется вообще.
В пенсионной системе Великобритании есть своя особенность.
Так, при назначении пенсии учитывается такое огромное количество факторов, что
даже не всякий работник социальной системы способен правильно рассчитать ее.
Пенсионный возраст в Англии для мужчин 65 лет, а для женщин – 60. Взносы в
пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%, но только с заработка не
превышающего 23660 фунтов или 38,3 тыс. долл. США. Страна гарантирует своим
гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в
пенсионный фонд. В соответствии с законом о пенсионном обеспечении вносить
взносы – личное дело каждого гражданина, который может открыть счет в
негосударственном пенсионном фонде. Взносы работодателя в пенсионный фонд
составляют от 3% до 10,2% от заработка.
Израильская система пенсионного обеспечения славится своей
«полусоциалистической» системой социального страхования. Отличительной ее особенностью
является отсутствие фонда обязательного социального страхования. Как пенсии,
так и пособия по безработице или старости выплачиваются всем лицам, достигшим
пенсионного возраста (для мужчин это 65 лет, а для женщин – 60). Размер их
лежит в диапазоне от 16 до 24% от средней заработной платы в зависимости от
семейного положения. Поскольку эти суммы не в состоянии покрыть расходы на
проживание в стране, многие наемные работники предпочитают становиться членами
необязательных пенсионных фондов, куда и отчисляют часть своих заработков в
пределах 5,5%. Кроме этого работодатель вносит в этот фонд отчисления за своего
наемного работника в размере 12% от зарплаты. И если работник имеет достаточно
большой стаж, то его пенсия может составить до 75% заработка на последнем
рабочем месте.
Основная цель пенсионной реформы Латвии – это создание
финансово устойчивой и эффективной, основанной на индивидуальных взносах социального
страхования пенсионной системы в целях обеспечения размеров пенсий по старости,
зависящих от уплаченных в предыдущий период взносов. Реформа пенсионной
системы, как и в других странах СНГ, была вызвана все еще прогрессирующим
процессом старения населения. Постепенно увеличивается и продолжительность
жизни. На этот фактор влияет ежегодный рост расходов на пенсии из средств
бюджета социального страхования. Например, его удельный вес в общем
национальном продукте в 1997 году достиг 10,6%. Данный показатель в Латвии
выше, чем в таких индустриально развитых странах, как США, Япония, Германия,
Великобритания и других, в которых он составляет приблизительно 6-7%.
Для приостановления падения покупательской способности
пенсионеров, начиная с 1999 года установлена индексация пенсий при учете изменения
ИПЦ. Законом «О государственных пенсиях» предусмотрено, что размер государственной
пенсии в порядке, определенном правительством данной страны, должен ежегодно
пересматриваться, учитывая изменения ИПЦ и индекса страховых взносов с
заработной платы.
1.6 Текущее состояние пенсионного рынка Казахстана
Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из
наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны.
Вместе с тем 11 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы
о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение
всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской
экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для
обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, нерешенность
гендерных проблем (разная продолжительность жизни, неравенство в оплате труда
и, как следствие, в размерах пенсий у мужчин и женщин), проблемы
производственной инвалидности и др. Вместе с тем, государством
предусматриваются меры по совершенствованию проблем пенсионного обеспечения. Так,
с 2004 года введено понятие пенсионный аннуитета, который дает право выхода на
пенсию и в 55 лет при наличии пенсионного накопления.
Прошедший год стал испытанием для всей финансовой системы
Республики Казахстан, в том числе и для отечественной накопительной пенсионной
системы.
Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая
волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых
рынках, повлекли существенное сокращение доходов всех инвесторов, включая
накопительные пенсионные фонды.
На 1 января текущего года в республике функционировали 14
накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных накоплений которых на
начало 2009 года составила 1.420,00 млрд.тенге. При этом 72% от общего размера
пенсионных накоплений приходится на 4 крупнейших накопительных пенсионных
фонда: НПФ «ГНПФ», НПФ «БТА Казахстан», НПФ Народного Банка и НПФ «УларУмит».
По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года
увеличение общей суммы пенсионных накоплений, аккумулированных накопительными
пенсионными фондами, составляет 17,58 %.Средний ежемесячный прирост пенсионных
накоплений за 2008 год составил 1,5%.
По понятным причинам наблюдалось сокращение пенсионных накоплений
в течение октября 2008 года на 2,8%. Этот месяц характеризовался наибольшим
обвалом цен на акции.
Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом
комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная
на счета вкладчиков и получателей, по состоянию на 1 января 2009 года составила
306,9 млрд. тенге.
С июня 2008 года наблюдается сокращение чистого
инвестиционного дохода накопительных пенсионных фондов. Наиболее резкое
снижение зафиксировано в октябре 2008 года, когда чистый инвестиционный доход
сократился на 18%. В ноябре и декабре, как по размеру пенсионных накоплений,
так и по размеру чистого инвестиционного дохода, ситуация отчасти
стабилизировалась.
Но в целом, показатель чистого инвестиционного дохода
накопительных пенсионных фондов в 2008 году снизился на 9,5%.
Ухудшились и показатели, характеризующие финансовое состояние
накопительных пенсионных фондов.
В результате переоценки финансовых инструментов, входящих в
состав пенсионных и собственных активов накопительных пенсионных фондов,
снизились показатели достаточности собственного капитала Фондов и доходности
пенсионных активов.
По состоянию на 01 декабря 2008 года:
- 7 (из 14) накопительных пенсионных фондов не выполнили
требования по размеру коэффициента достаточности капитала (К1);
- 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное управление
пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента
достаточности капитала (К1);
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не
выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и будет осуществлять
восстановление разницы между показателем номинальной доходности и минимальным
значением доходности.
В январе текущего года ситуация несколько улучшилась. По
состоянию на 1 января 2009 года:
- все накопительные пенсионные фонды выполнили требования по
размеру коэффициента достаточности капитала (К1);
- 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное управление
пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента
достаточности капитала (К1);
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не
выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и до 01 февраля
текущего года был вынужден восстановить разницу между показателем номинальной
доходности и минимальным значением доходности.
Происходящие на финансовом рынке изменения потребовали от
Агентства усиления надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов и
организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами,
посредством:
- увеличения количества проведения комплексных инспекторских
проверок накопительных пенсионных фондов, среди которых такие фонды, как НПФ Народного
Банка, ГНПФ, НПФ «Грантум», НПФ «Аманат Казахстан»;
- осуществления дистанционного надзора, мониторинга
финансового состояния данных организаций в целях проведения мероприятий в
рамках системы мер раннего реагирования;
- совершенствования нормативных правовых актов Агентства,
регламентирующих деятельность НПФ и ООИУПА, в том числе, в части изменения условий
инвестирования пенсионных активов.
По результатам дистанционного надзора, а также проведенных проверок
накопительных пенсионных фондов, Агентством были применены следующие санкции и меры
воздействия к НПФ и ООИУПА:
- вынесено 14 письменных предписаний;
- затребовано 23 писем-обязательств;
- составлено одно письменное соглашение об устранение
нарушений и недостатков, выявленных в результате проверок;
- наложено 8 административных взысканий в отношении трех
накопительных пенсионных фондов и одного должностного лица накопительного пенсионного
фонда;
- отозвано согласие на назначение (избрание) на должность руководящего
работника накопительного пенсионного фонда.
По требованию Агентства некоторыми НПФ и ООИУПА были осуществлены
следующие мероприятия:
- увеличение уставного капитала посредством увеличения
количества объявленных акций и их размещения;
- пересмотр инвестиционной политики и реструктуризация пенсионного
портфеля, посредством: использования умеренно-консервативной инвестиционной политики;
увеличения доли государственных ценных бумаг в портфелях накопительных пенсионных
фондов; установления ограничений на приобретение финансовых инструментов,
подверженных высокой степени риска (акции казахстанских и иностранных компаний,
обращающиеся на местном и международных фондовых рынках); частичного или полного
(по ситуации) прекращения работы по операциям «Обратное РЕПО», сокращение сроков
операций «РЕПО»; увеличение размера активов, размещенных во вклады в банках второго
уровня, соответствующих разрешенному перечню инвестирования;
- обеспечение согласования с Фондом всех инвестиционных решений,
принимаемых ООИУПА в отношении пенсионных активов данного Фонда;
- изменение состава инвестиционного комитета ООИУПА.
Одной из самых значительных из антикризисных мер стало
принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой
системы», основными нововведениями которого являются:
- введение системы раннего реагирования со стороны уполномоченного
органа, предусматривающей принятие определенных мер в случае ухудшения показателей,
характеризующих финансовое состояние накопительных пенсионных фондов и
организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;
- расширение компетенции уполномоченного органа при неисполнении
акционерами НПФ и ООИУПА требований по улучшению финансового состояния;
- повышение ответственности руководящих работников НПФ и
ООИУПА и их акционеров. В частности: предусмотрена уголовная ответственность
крупных участников физических лиц, первого руководителя крупного участника - юридического
лица, руководителей НПФ за действие (бездействие), приведшее к банкротству НПФ;
введено обязательство крупного участника открытого накопительного пенсионного
фонда, владеющего более 25% голосующих акций фонда, принимать меры по капитализации
фонда.
Механизм функционирования системы мер раннего реагирования заключается
в следующем:
Уполномоченный орган осуществляет анализ деятельности НПФ и
ООИУПА для выявления факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения,
среди которых:
- систематическое снижение коэффициента достаточности собственного
капитала;
- систематическое снижение коэффициента номинального дохода;
- иные факторы, влияющие на ухудшение финансового положения НПФ
и ООИУПА.
Следует отметить, что меры раннего реагирования должны применяться
в тех случаях, когда НПФ и ООИУПА еще не нарушили требования законодательства РК,
но в результате их деятельности наблюдается ухудшение финансовых показателей.
В случае выявления указанных факторов уполномоченный орган направляет
в НПФ или ООИУПА, или в адрес их акционеров, требование в письменной форме по
представлению плана мероприятий, предусматривающего:
- изменение организационной структуры;
- отстранение от должности руководящих работников;
- изменение состава инвестиционного комитета;
- передачу пенсионных активов в управление другой
организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;
- увеличение собственного капитала;
- проведение реструктуризации инвестиционного портфеля и
другие меры.
Реализация согласованного плана подлежит мониторингу со
стороны уполномоченного органа. Помимо мер, предусмотренных Законом, в течение
прошлого года Агентством были внесены значительные корректировки в сложившуюся
систему регулирования деятельности НПФ и ООИУПА. В связи с нарастанием рисков,
связанных с инвестированием пенсионных активов, была изменена методика расчета
коэффициента достаточности собственного капитала. Данный показатель напрямую стал
зависим от рисков, присущих финансовым инструментам, приобретаемым в
инвестиционный портфель НПФ. Также, в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений
были внесены изменения в порядок инвестирования пенсионных активов. В частности,
были включены ценные бумаги, выпускаемых АО «Самрук - Казына» в перечень финансовых
инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, а также,
установлены ограничения на совершение операций, подверженных риску не возврата
инвестированных средств, например, операции «РЕПО».
Неоднозначность сегодняшней ситуации на финансовом рынке и большое
внимание со стороны средств массовой информации к данному сектору экономики
требует повышения прозрачности инвестиционной деятельности НПФ и ООИУПА и предоставления
вкладчику большего объема информации о структуре инвестиционного портфеля НПФ,
для того, чтобы он мог оценить риски, связанные с инвестиционной политикой того
или иного фонда.
С этой целью Агентством установлено обязательство НПФ предоставлять
по заявлению вкладчика информацию, раскрывающую структуру инвестиционного
портфеля с указанием наименования и количества ценных бумаг в портфеле, а также
процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги.
Помимо указанных мер в части деятельности НПФ, были приняты меры
по ужесточению контроля за формированием справедливой рыночной цены на
финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке, в частности,
усилен контроль за манипуляционными сделками и определены случаи приостановления
торгов с ценными бумагами.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, КАК УЧАСТНИКОВ НПС,
НА ПРИМЕРЕ АО НПФ «РЕСПУБЛИКА»
2.1 Общие сведения о Фонде
АО НПФ «Республика» начал свою деятельность
на пенсионном рынке страны в 2007 году. 18 мая 2007 года Агентством Республики
Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
ему была выдана лицензия на осуществление деятельности по привлечению
пенсионных взносов и по осуществлению выплат. Одним из учредителей АО
«Накопительный пенсионный фонд «Республика» является Инвестиционно-финансовый
Дом «RESMI», предоставляющий в течение 10 лет широкий спектр финансовых
небанковских услуг (брокерско-дилерские услуги, маркетмейкерство,
инвестиционный банкинг, финансовый консалтинг и андеррайт, сделки M&A,
управление активами, доверительное управление, паевые инвестиционные фонды,
финансовая аналитика). В состав ИФД «RESMI» входит одна из крупнейших управляющих
компаний страны - ООИУПА «Premier Asset Management», которая с начала деятельности
фонда «Республика» стала управлять ее пенсионными активами. В настоящее время НПФ
«Республика» имеет право на самостоятельное управление пенсионными активами, в
соответствии с выданной АФН лицензией №3 от 23.04.2009г. Все пенсионные активы
фонда хранятся в банке – кастодиане, которым является АО Евразийский Банк. Уставный
капитал фонда с начала деятельности увеличен до 1,36 млрд.тенге. Региональная
сеть фонда раскинута в 25 городах Казахстана. НПФ «Республика» предоставляет
вкладчикам право на активное участие в управлении и преумножении пенсионных
накоплений. В своей деятельности фонд придерживается новой философии – соблюдения
формата партнерских отношений пенсионного фонда и вкладчика, тем самым, отличаясь
от всех других пенсионных фондов. Теперь каждый вкладчик может выбрать
подходящую ему инвестиционную стратегию развития своих пенсионных накоплений. Фонд
придерживается позиции, что каждый вкладчик должен быть уверен в завтрашнем
дне, в том, что ему гарантирована достойная пенсия в преклонном возрасте. НПФ
«Республика» стремится быть не просто фондом, в котором ведется учет вкладчиков
и их накоплений, а быть по-настоящему полезным своим вкладчикам, стремится
повысить уровень знаний населения о пенсионной системе Казахстана и стратегиях
управления их пенсионными накоплениями. Фонд предлагает своим вкладчикам
несколько инвестиционных стратегий с возможностью равного контроля доходности и
рисков. Каждый вкладчик выбирает стратегию, исходя из своих психологических,
характерных, возрастных, социальных и других потребностей. Активное участие,
как пенсионная инновация, внедряемая Фондом, имеет законодательную основу.
Независимо от того, какую стратегию выбирает вкладчик, сохранность его
накоплений гарантирована. Одним из основных принципов деятельности Фонда
является соблюдение прав вкладчиков.
Каждый вкладчик имеет право:
- принимать активное участие в
инвестировании своих пенсионных накоплений и преумножать их;
- знать о состоянии своего индивидуального
пенсионного счета и текущей деятельности Фонда;
- самостоятельно принимать решение о выборе
фонда и не быть зависимым от влияния внешних факторов;
2.2 Инвестиционные стратегии Фонда
Согласно поправкам 2008 года в закон о
пенсионном обеспечении каждый накопительный пенсионный фонд с 2012 года будет
обязан формировать за счет пенсионных активов консервативный и умеренный инвестиционные
портфели. Кроме того, он будет вправе дополнительно формировать агрессивный
инвестиционный портфель. Соответственно к каждому типу инвестиционного портфеля
будет применяться определенная инвестиционная стратегия. Так, например,
консервативный портфель будет представлен финансовыми инструментами, за
исключением акций, которым присущ относительно низкий риск: это государственные
ценные бумаги, ценные бумаги наиболее надежных эмитентов с фиксированным
доходом и номинированных в национальной валюте. Умеренный портфель, активы
которого будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере
не более 30% в акции, то есть помимо низкорискованных бумаг портфель будет включать
определенную долю более рискованных финансовых инструментов, которые, как
правило, обеспечивают и более высокую доходность. Активы агрессивного портфеля
будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более
80% в акции, а также в производные инструменты и инструменты, выраженные в
иностранной валюте, которые, как правило, несут самые высокие риски. Порядок и
условия инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты, в том
числе:
- перечень объектов инвестирования;
- размеры инвестиций по видам финансовых
инструментов;
- суммарные размеры инвестиций для каждого
вида инвестиционного портфеля;
- требования по хеджированию устанавливаются
нормативным правовым актом АФН и инвестиционной декларацией накопительного
пенсионного фонда.
Инвестиционная декларация разрабатывается
накопительным пенсионным фондом для каждого вида инвестиционного портфеля.
Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов
лиц, до достижения пенсионного возраста которым осталось семь лет и менее, могут
переводиться накопительным пенсионным фондом только в умеренный или
консервативный инвестиционный портфель без последующего перевода в агрессивный
инвестиционный портфель данного или любого другого накопительного пенсионного
фонда. Накопительным пенсионным фондам будет предписано в срок до 1 января 2012
года провести работу по приему заявлений вкладчиков (получателей) о выборе
инвестиционного портфеля. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), не
обратившихся с заявлением в накопительный пенсионный фонд о выборе
инвестиционного портфеля, будут переводиться накопительным пенсионным фондом в
умеренный инвестиционный портфель. С целью минимизации рисков вкладчиков закон
налагает ответственность на пенсионные фонды и их управляющие компании по
возмещению вкладчикам потерь взносов с учетом инфляции за период накопления.
Помимо этого, вкладчикам по консервативному или умеренному инвестиционному
портфелю возмещаются также потери определенного дохода за период накопления.
Если показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по
пенсионным активам, рассчитанный по консервативному или умеренному
инвестиционному портфелю на конец календарного года, составляет величину,
меньшую минимального значения доходности по соответствующему виду портфеля, то
накопительный пенсионный фонд восстанавливает разницу между показателем
номинальной доходности и минимальным значением доходности за счет собственного
капитала в порядке, установленном нормативным правовым актом АФН. Порядок
расчета номинальной доходности накопительного пенсионного фонда, рассчитываемой
по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю, и минимального
значения доходности по каждому виду инвестиционного портфеля устанавливается
нормативным правовым актом АФН. Чтобы вкладчики могли сознательно сделать выбор
того или иного инвестиционного портфеля, инвестиционная стратегия должна будет
публиковаться в средствах массовой информации
Пенсионный фонд «Республика» уже разработал
и внедрил данные инвестиционные портфели, и таким образом, вкладчики Фонда могут
выбирать привлекательный для них инвестиционный портфель уже сейчас, с учетом
возрастных категорий. Фонд предлагает на выбор вкладчика три различных
стратегий преумножения накоплений, каждая из которых отличается соответствующим
уровнем доходности и риска.
Динамичная стратегия
Инвестиционный горизонт вкладчика:
долгосрочный; возраст: до 35 лет.
Инвестиционная цель и стратегия управления.
Главная инвестиционная цель – получение
вкладчиками высокого уровня дохода при повышенном уровне рыночных рисков
посредством инвестирования в высокодоходные инструменты.
Инвестиционная стратегия подразумевает
инвестирование большей части активов в высокодоходные долевые инструменты,
наряду с частью инвестирования в государственные бумаги и корпоративные
облигации для получения стабильного дохода.
Инвестиционная техника включает в себя
использование процесса идентификации акций с потенциалом роста из общего
значительного количества анализируемых акций и диверсификации ценных долевых
бумаг по странам и секторам экономики.
- 10% портфеля инвестируется в
государственные бумаги с фиксированным доходом и минимальным риском.
- 20% портфеля инвестируется в корпоративные
облигации с фиксированным доходом и минимальным риском дефолта.
- 70% инвестируется в долевые инструменты
компаний, что обеспечит высокий рост доходности. Но при условиях негативных
тенденций доля долевых инструментов может снизиться до 0, и эта часть будет
инвестирована в государственные ценные бумаги и в корпоративные облигации. Эта
мера применяется для минимизации риска потерь основной суммы инвестиций и
получения стабильного дохода.
Рис. 1 Структура портфеля «Динамичная
стратегия»
Умеренная стратегия
Инвестиционный горизонт вкладчика:
среднесрочный; возраст: 35-50 лет.
Инвестиционная цель и стратегия управления.
Главная инвестиционная цель – получение
вкладчиками среднего уровня доходности за счет распределения активов между
государственными ценными бумагами, долговыми инструментами с фиксированной
доходностью и акциями корпоративных эмитентов. Распределение между
инструментами выстраивается в пользу более доходных и с умеренным уровнем риска
всего портфеля.
Инвестиционный портфель ориентирован на
извлечение как стабильного купонного дохода от вложений в высоко ликвидные
долговые бумаги, так и получение дохода в виде прироста стоимости кратко- и
среднесрочных инвестиций в акции корпоративных эмитентов.
Инвестиционная стратегия делает акцент на
компаниях со стабильным доходом, способностью к росту и устойчивыми выплатами
дивидендов.
Инвестиции на рынке инструментов с
фиксированной доходностью осуществляются в долговые обязательства
государственных и агентских эмитентов, а также корпоративных эмитентов с
приемлемым уровнем кредитоспособности и ликвидности. Инвестиционная стратегия в
этом сегменте направлена на использование и получение дохода от ожидаемых
трендов на рынке при минимизации риса для основной суммы активов.
- 30% портфеля инвестируется в
государственные бумаги с фиксированным доходом и минимальным риском.
- 40% портфеля инвестируется в корпоративные
облигации с фиксированным доходом и минимальным риском дефолта.
- 30% инвестируется в долевые инструменты
компаний, что обеспечит дополнительный рост доходности.
Но при условиях негативных тенденций, доля
акций может снизиться до 0, и эта часть будет инвестирована в государственные
ценные бумаги и в корпоративные облигации. Эта мера применяется для минимизации
риска потерь основной суммы инвестиций и получения стабильного дохода.
Рис.2 Структура портфеля «Умеренная
стратегия»
Стабильная стратегия
Инвестиционный горизонт вкладчика:
краткосрочный; возраст: 50 лет и выше.
Инвестиционная цель и стратегия управления
Главная инвестиционная цель – получение
вкладчиками стабильного дохода при минимизации риска потери основной суммы
инвестиций. Используется консервативная инвестиционная стратегия, основанная на
ожидаемых изменениях факторов, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов,
что в результате приносит постоянную стабильную инвестиционную прибыль.
- 70% портфеля инвестируется в
государственные бумаги с фиксированной доходностью и минимальным риском.
- 20% портфеля инвестируется в корпоративные
облигации с фиксированным доходом и минимальным риском дефолта.
- 10% инвестируется в долевые инструменты
компаний, что обеспечит дополнительный рост доходности. Но при условии
негативных тенденций доля долевых инструментов может снизиться до 0, и эта
часть будет инвестирована в корпоративные облигации. Эта мера применяется для
минимизации риска потерь основной суммы инвестиций и получения стабильного
дохода.
Рис.3 Структура портфеля «Стабильная
стратегия»
2.3 Анализ показателей инвестиционной
деятельности Фонда
В марте 2009 года текущие тенденции
рынка сложились положительно для доходности фонда. В течение месяца активы
фонда выросли на 13,69 %. Годовая доходность фонда с начала года составила
11,79 %. Инвестиции в ценные бумаги показывали смешанные результаты в течение
месяца, но в целом по рассматриваемому периоду динамика дохода имела положительный
характер, что к концу месяца составило 212 385 357, 46 тг. в абсолютных цифрах
(Таблица - 1).
Управляющая компания, в условиях
глобального кризиса, принимает максимально доходные и минимально рисковые
позиции инвестирования средств вкладчиков НПФ «Республика». Придерживаясь
умеренной стратегии, в текущих условиях, это дает наиболее высокие результаты.
Таблица - 1 Основные показатели
инвестиционной деятельности
Показатели
|
Март 2007- март 2008
|
Март 2007 – март 2008
|
Отклонения (+/-)
|
Темп
роста
|
Чистая текущая стоимость активов
|
3 205 304 866
|
13 946 890 848
|
10 741 586
|
435,12
|
Инвестиционный доход
|
85 548 637
|
212 385 357
|
126 836 720
|
248,26
|
По данным таблицы видно, что за два года
работы Фонда чистая текущая стоимость активов увеличилась на
10 741 586 тенге, что в 4,5 раза выше показателей предыдущего
периода. Инвестиционный доход также увеличился в 2,5 раза, в абсолютном
выражении рост дохода составил 126 836 720 тенге.
Рис. 4 Структура инвестиционного портфеля
НПФ «Республика» в разрезе отраслей
Название сектора
|
Текущая стоимость активов, тенге
|
Доля инвестиций в чистой суммарной текущей стоимости, %
|
Гос.ЦБ
|
2 884 468 713,37
|
20,68
|
Электроэнергетика
|
908 848 605,05
|
6,52
|
Нефтехимический
|
193 423 190,81
|
1,39
|
Легкая промышленность
|
14 533 017,80
|
0,10
|
Инвестиционный
|
899 851 163,49
|
6,45
|
Недвижимость
|
410 814 343,62
|
2,95
|
Финансовый
|
6 840 798 961,53
|
49,05
|
Транспортный
|
757 745 278,05
|
5,43
|
Депозиты БВУ
|
550 241 095,89
|
3,95
|
РЕПО
|
420 000 043,21
|
3,01
|
Деньги
|
66 166 435,21
|
0,47
|
Итого чистые активы Фонда
|
13 946 890 848,04
|
100,0
|
По данной диаграмме структуры
инвестиционного портфеля Фонда, видно, что большая часть активов инвестирована
в корпоративные облигации, а именно в финансовый сектор – 49,05%. Остальные
доли в порядке убывания инвестированы в государственные ценные бумаги - 20,68%,
депозиты БВУ– 3,95% и в операции РЕПО – 3,01%.
Динамика показателей пенсионных активов и
инвестиционного дохода Фонда показана в Приложении №2.
2.4 Финансовые показатели
В соответствии с данными предоставленными Агентством РК по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на сайте www.afn.kz, на 1 марта 2009 года
количество ИПС вкладчиков по обязательным пенсионным взносам АО НПФ
«Республика» достигло отметки 59 875 человек, количество вкладчиков по
добровольным пенсионным взносам – 58 человек. В сравнении с предыдущим периодом
количество ИПС вкладчиков по ОПВ увеличилось на 38 955 новых ИПС, по
добровольным договорам также прибавилось 42 новых вкладчика. Значение стоимости
условной пенсионной единицы за период март 2008 – март 2009 года, изменилось на
10,7% и составило 118,53654 тыс. тенге. Поступили пенсионные накопления из
других фондов на сумму – 10 282 590 тыс. тенге. При этом выплаты и
переводы в страховые организации составили 56 725 тыс. тенге, переводы
пенсионных накоплений в другие фонды – 852 222 тыс. тенге. Динамика
количества ИПС вкладчиков по ОПВ за периоды январь-март 2008года и январь-март
2009 года представлена в Приложении №3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|