бесплатные рефераты

Повышение качества администрирования налогов, налогов, составляющих основные источники формирования бюджета Республики Марий Эл


Как видно из данной таблицы, консолидированный бюджет Марий Эл по доходам за 2007 исполнен в сумме 6736 млн. руб., в 2008 году - в сумме 8208 млн. руб., а в 2009 году - в сумме 7515 млн. руб., что составило 111,6% по отношению к 2007 году.

Также видно, что наибольше количество поступлений за анализируемый период в разрезе основных видов налогов можно отметить: по налогу на доходы физических лиц; по налогу на прибыль; по налогу на имущество; по акцизам.

Если сравнить поступления в 2009 году с налоговыми сборами предыдущих периодов, то будет видно, что:

по налогу на доходы физических лиц темп роста составил 131,2% (4098 млн. руб. в 2009 году, что на 974 млн. больше, чем в 2007 году);

по налогу на прибыль организаций произошло снижение - на 16,6% (1215 млн. руб. в 2009 году, что на 242 млн. руб. меньше, чем в 2007 году);

по налогу на имущество темпы роста составили 107,1% (1242 млн. руб. в 2009 году, что на 82405 млн. руб. больше, чем в 2007 году);

по акцизам также произошло снижение суммы поступлений - на 20,8% (386 млн. руб. в 2009 году, что на 101 млн. руб. меньше. чем в 2007 году).

В разрезе налогов значительный рост произошел по налогу на имущество физических лиц - на 140,48% или 8,5 млн. рублей, наибольшая доля которых приходится на задолженность физических лиц.

Что касается долевого соотношения поступлений налогов, то в структуре налоговых доходов в консолидированный бюджет РМЭ в 2007 году наибольшую долю занимает НДФЛ - 46%. Данного налога в течение 2007 года мобилизовано более 3123 млн. руб. (рис.3).


Рис.3. Долевое соотношение поступлений видов налогов в консолидированный бюджет РМЭ в 2007 году


Доля поступлений налога на прибыль организаций в 2007 году составила 22%, в общем объеме налоговых платежей поступление налога составило порядка 1457 млн. руб.

Примерно на таком же уровне находится доля налога на имущество - 17%, или 1160 млн. руб.

Акцизные отчисления в 2007 году составили более 5%, их поступление в консолидированный бюджет составило 488 млн. рублей, или 65,3% от объема поступлений акцизных платежей в 2007 году в бюджет по внутренним оборотам.

Долевое соотношение поступлений налогов за 2008 год приведено на рис.3. Также, как и в предыдущем году, в структуре налоговых доходов в консолидированный бюджет РМЭ в 2008 году наибольшую долю занимает НДФЛ - 48% (увеличение по сравнению с прошлым годом составило 2%). Поступление данного вида налога в течение 2008 года составило 3987 млн. руб. (рис.4).


Рис.4. Долевое соотношение поступлений видов налогов в консолидированный бюджет РМЭ в 2008 году


Доля поступлений налога на прибыль организаций уменьшилась на 1% по сравнению с 2007 годом и составила 21%, в общем объеме налоговых платежей поступление налога составило 1699 млн. руб.

А вот долевое участие налога на имущество в 2008 году не претерпело изменений - он также составляет 17%, или 1393 млн. руб.

Поступления от акцизов составили в 2008 году уже не 5%, как в 2007 году, а 6%. Их поступление в консолидированный бюджет составило 476 млн. рублей.

Далее рассмотрим долевое соотношения поступлений налогов в консолидированный бюджет РМЭ в 2009 году (рис.5).


Рис.5. Долевое соотношение поступлений видов налогов в консолидированный бюджет РМЭ в 2009 году


Как видно из диаграммы, в структуре налоговых доходов 2009 года наибольшую долю продолжает занимать НДФЛ - 54%. Таким образом, его доля продолжает увеличиваться - на 8% по сравнению с 2007 годом. Данного налога в течение 2009 года было мобилизовано 4098 млн. руб.

А вот доля поступлений налога на прибыль организаций в 2009 году снизилась на 6% по сравнению с 2007 годом и составила 16%, в общем объеме налоговых платежей поступление налога составило порядка 1215 млн. руб.

Доля отчислений по налогу на имущество в 2009 году по-прежнему составляет 17%, или 1242 млн. руб.

Акцизные отчисления в 2007 году составили более 5%, их поступление в консолидированный бюджет составило 488 млн. рублей, или 65,3% от объема поступлений акцизных платежей в 2007 году в бюджет по внутренним оборотам.

Собираемость налоговых платежей в бюджеты всех уровней за отчетный период составила 96,4% и возросла за 2009 год на один пункт. Неурегулированная задолженность по налогам (недоимка), которая на 1 июля 2008 года составляла 563 млн. руб., за период с начала года снизилась на 35 млн. руб., или на 5,9%.

Снижение недоимки обусловлено, в основном, действием двух факторов: сокращением недоимки прошлых лет в результате ее погашения в ходе применения мер принудительного взыскания и урегулированием задолженности (переходом значительной части недоимки в категорию приостановленных к взысканию платежей).

В результате применения к недобросовестным налогоплательщикам принудительных мер взыскания недоимки по налогам и сборам дополнительно мобилизовано в бюджеты всех уровней 506 млн. руб., или 19,6% от общего объема поступлений налогов и сборов и средств во внебюджетные фонды.

Следует отметить, что в состав поступлений в рамках бюджетных начислений включаются все платежи, произведенные в текущем году, вне зависимости от того, за какой период произведена оплата. Кроме того, поступления включают не только суммы причитающихся налогов, но и различного рода штрафные санкции.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что отчет 1-НМ не отражает реальной картины по поступлению налогов, начисленных за конкретный рассматриваемый период (конкретный год). В отчете отражаются все начисления и поступления, произведенные в определенном временном отрезке. Можно только предполагать, как изменилась бы ситуация, если сформировать отчетность собственно по годам и поступлениям собственно налогов.

 


2.2 Оценка качества администрирования налогов, являющихся основным источником формирования доходной части консолидированного бюджета Республике Марий Эл

Работа отдела налогообложения УФНС по Республике Марий Эл

Отдел налогообложения является структурным подразделением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

Отдел осуществляет следующие основные задачи:

1. Организационно-методологическое обеспечение работы нижестоящих налоговых органов по вопросам исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды: налога на добавленную стоимость; акцизов на подакцизные товары; налога на добычу полезных ископаемых; налога на прибыль; единого социального налога; налога на доходы физических лиц; налога на имущество организаций; налога на имущество физических лиц; земельного налога; транспортного налога; налога на игорный бизнес; водного налога; сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; госпошлина; платежи при пользовании недрами.

2. Организационно-методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам налогообложения специальных налоговых режимов:

для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенной системы налогообложения;

в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

при выполнении соглашений о разделе продукции.

3. Организационно-методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления и уплаты государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами.

4. Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам налогового учета в российских организациях и в иностранных организациях, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

5. Методологическое обеспечение общих принципов контрольной работы.

6. Мониторинг, обобщение и анализ результатов контрольной работы налоговых органов.

7. Мониторинг и системный анализ применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения.

8. Мониторинг, обобщение и системный анализ сведений о налоговой базе и структуре начислений по налогам, анализ хода поступления, выполнения бюджетных назначений по ним, а также проведение расчетов прогнозных оценок их поступлений.

9. Анализ состояния ситуации по возмещению сумм налога на добавленную стоимость.

10. Организация работы налоговых органов по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

11. Информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по вопросам, относящимся к компетенции отдела, а также разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

12. Методологическое обеспечение работы с налогоплательщиками.

13. Организация взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти по разработке и принятию нормативно-правовых актов по налогам и сборам.

14. Организация и осуществление взаимодействия с управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами (их территориальными отделениями), правоохранительными, контролирующими органами и другими ведомствами по предмету деятельности отдела.

Руководство отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Управления ФНС по РМЭ в соответствии с действующим законодательством.

Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел, за соблюдение действующего законодательства, приказов ФНС России и руководства Управления, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении отдела, обеспечение соблюдения работниками отдела внутреннего трудового распорядка Управления и исполнительской дисциплины.

Основные функции отдела налогообложения приведены на Рис.6.


Рис.6. Основные функции отдела налогообложения УФНС по РМЭ


Таким образом, именно отдел налогообложения Управления ФНС по РМЭ несет основную нагрузку по администрированию налогов.

Анализ количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах по РМЭ

Налоговые органы РМЭ, являясь уполномоченным органом исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с одновременным формированием государственных реестров юридических лиц и физических лиц (Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Республики Марий Эл, и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Республики Марий Эл. По состоянию на 1 января 2010 г. в базе данных ЕГРЮЛ регионального уровня содержится около 25 тысяч записей.

Увеличивается не только уровень собираемости налогов Республике, но и число самих налогоплательщиков. Динамика численности налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл, за 2007-09 гг., приведена на рис.7-9.

Анализ работы Управления ФНС по РМЭ за период с 2007 по 2009 год показывает, что число юридических и физических лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, растёт. Как видно из представленных данных, количество налогоплательщиков всех видов в РМЭ увеличилось в среднем на 9,5%. Среди них числятся 40 крупнейших предприятий республики, которые в значительной степени формируют бюджет РМЭ.


Рис.7. Количество физических лиц, имеющих ИНН, зарегистрированных в УФНС по РМЭ, за 2007-09 гг.


Так, по состоянию на 01.01.2010 численность налогоплательщиков - физических лиц, имеющих ИНН (рис.8) в республике составляет 687 тыс. чел., что на 57 тыс. человек, или на 8,9% больше, чем в 2007 году.


Рис.8. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РМЭ, за 2007-09 гг.


Количество физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (индивидуальных предпринимателей), составило в 2009 году 15961 человек, что на 1384 человек, или на 9,5% больше, чем в 2007 году.

На территории Республики Марий Эл в качестве индивидуальных предпринимателей действуют 15867 граждан Российской Федерации и 75 иностранных граждан. 19 физических лиц действуют в качестве индивидуальных предпринимателей, не достигнув совершеннолетнего возраста.

Количество организаций - юридических лиц, состоящих на учете по месту своего нахождения, на 01.01.2010 года составило 16023, что на 1127 организацию, или на 7,6% больше по сравнению с 2007 годом (рис.9).

Рис.9. Юридические лица, зарегистрированные в УФНС по РМЭ за 2007-09 гг.


На такой значительный прирост численности налогоплательщиков в немалой степени повлияла напряженная работа, проводимая регистрационным центром УФНС по РМЭ. С переводом в новое здание его деятельность существенно изменилась: был реорганизован порядок приема документов, увеличились продолжительность рабочего дня по приему документов на регистрацию организаций и количество рабочих мест по приему документов. Это позволило повысить качество обслуживания посетителей, обращающихся в инспекцию по вопросам государственной регистрации, и решить проблему очередей.

Частично была реализована концепция "одного окна", согласно которой для удобства заявителей одновременно с регистрацией создания юридических лиц осуществляется их постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов Республики Марий Эл и присваиваются коды Республиканским комитетом по статистике.

В России упрощенный порядок регистрации привел к увеличению количества организаций, создаваемых под конкретную операцию или на конкретный срок, не имеющих цели вести какую-либо деятельность. Поэтому одним из основных направлений в работе по государственной регистрации является предотвращение государственной регистрации так называемых фирм-"однодневок". В частности, проводился тщательный анализ документов юридических лиц, обладающих признаками фирм-однодневок. При выявлении в ходе анализа нарушений законодательства о государственной регистрации принимались решения об отказе в регистрации. Также была проделана большая работа по подготовке документов для дисквалификации лиц, представивших в регистрирующие органы заведомо ложные сведения.

Немаловажным является то, что налоговые органы информируют заинтересованных лиц и организации о регистрации, ликвидации, перерегистрации и внесении изменений как в учредительные документы, так и в иные сведения о юридических лицах путем публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" и через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru Там же размещаются и сведения об адресах массовой регистрации и о юридических лицах, в исполнительные органы которых входят дисквалифицированные лица.

Анализ контрольной работы Управления

В 2007-09 гг. особое внимание Управление ФНС по РМЭ уделяло улучшению организации контрольной работы. В частности, речь идет о реализации двух основных принципов налогового администрирования - создании благоприятных условий для деятельности добросовестных налогоплательщиков и привлечении к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

В последнее время ФНС России изменила подход к организации и планированию выездных налоговых проверок, сделав эти процессы из закрытых, сугубо конфиденциальных процедур в открытые и понятные для налогоплательщика. В 2007 году была обнародована Концепция планирования выездных налоговых проверок. Акцент сделан на глубоком предпроверочном анализе. Результатом такого подхода явился неуклонный рост эффективности налоговых проверок, то есть наблюдается рост суммы доначисленных платежей, в том числе в расчете на одну проверку.

В качестве информационной базы анализа контрольной работы УФНС по РМЭ служит форма статистической отчетности №2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов" Управления ФНС по РМЭ за 2007-09 гг. (Приложение 2).

Анализ работы Управления ФНС по РМЭ показывает, что число юридических и физических лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Количество деклараций, поданных в 2009 г., возросло по сравнению с 2007 г. (38505) на 8,6% и составило 41817.

Однако далеко не каждый налогоплательщик считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью. Оперативная информация налоговых органов свидетельствует, что некоторое число юридических и физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов или скрывает их истинные размеры.

Об этом же говорят данные о нарушениях, выявленных в ходе проведения выездных и камеральных проверок за 2007-09 гг. (табл.3 и 4).

Таким образом, за 2007 год налоговыми органами проведены 3733 выездных налоговых проверок, по результатам выездных налоговых проверок в бюджетную систему РФ доначислено платежей в сумме 296 млн. руб. В 2008 году проведено 3747 выездных проверок и по их результатам доначислено платежей в сумме 294 млн. руб. В 2009 году проведено 3596 выездных проверок и доначислено платежей в сумме 530 млн. руб.

Таблица 3

Данные о нарушениях, выявленных в ходе проведения выездных проверок УФНС по РМЭ за 2007-09 гг.

Виды налогов

2007

2008

2009

Изменение в%, 2009 к 2007

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

Налог на прибыль организаций

279

151

263

170

299

205

107,2

135,8

Налог с доходов физических лиц от организаций

337

288

367

328

377

329

111,9

114,2

Налог с доходов индивидуальных предпринимателей

162

118

183

138

106

70

65,4

59,3

НДС

428

233

435

279

395

287

92,3

123,2

Налог на имущество организаций

277

38

259

49

274

72

98,9

189,5

Единый социальный налог

358

210

387

200

370

144

103,4

68,6

Страховые взносы

410

58

495

57

442

36

107,8

62,1


Количество выявленных в результате проведения выездных проверок нарушений увеличилось практически по всем видам налогов. Так, по одному из основных налогов - налогу на прибыль организаций - рост количества выявленных нарушений составил более 35%.

Всего доначисления по налогу на прибыль составили в 2009 году почти 915 млн. руб. (из них более 407 млн. руб. - по результатам выездных проверок). Этот показатель на 7,3% превышает показатель 2007 года (835 млн. руб., из них более 206 млн. руб. - по результатам выездных проверок, т.е. больше почти в 2 раза).

Количество нарушений, выявленных в ходе камеральных проверок, по основным видам налогов также возросло. Особенно большой рост выявленных нарушений наблюдается по налогу с индивидуальных предпринимателей.

Из поступивших в 2009 году в бюджет 2283 млн. руб. НДС более 212 млн. руб. - это суммы, взысканные с налогоплательщиков по результатам контрольной работы Управления.


Таблица 4

Данные о нарушениях, выявленных в ходе проведения камеральных проверок УФНС по РМЭ за 2007-09 гг.

Виды налогов

2007

2008

2009

Изменение в%, 2009 к 2007

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

проведено проверок

выявлено нарушений

Налог на прибыль организаций

24416

655

23636

803

24066

829

98,6

126,6

Налог с доходов индивидуальных предпринимателей

25056

1497

27907

1999

25211

2276

100,6

152,0

НДС

44890

2237

37191

2285

32060

2337

71,4

104,5

Налог на имущество организаций

24721

958

22831

369

25426

280

102,9

29,2

Единый социальный налог

30635

1739

31981

1084

31150

1249

101,7

71,8

Страховые взносы

48721

1

55490

44

59492

0

122,1

0,0


Сумма дополнительных поступлений ЕСН и по результатам проведения проверок Управления ФНС по РМЭ в 2007 году составила 238,9 млн. руб. в 2008 году - 113,8 млн. руб., 2009 году - 187,9 млн. руб.

Взносов на обязательное пенсионное страхование в 2007 году было взыскано на сумму 38,1 млн. руб., в 2008 году - на 24,3 млн. руб., в 2009 году - на 34,6 млн. руб. Кроме того, за период 2007-09 гг. налоговые органы РМЭ усовершенствовали подход к планированию налоговых проверок. Принятые меры позволили дополнительно взыскать в бюджетную систему в 2007 году - 377845 тыс. руб., в 2008 году - 193415 тыс. руб., а в 2009 - 215830 тыс. руб., что в 12,1% больше, чем в предыдущем году.

Еще один важный момент - Управление ФНС по РМЭ вывело на качественно новый уровень работу с убыточными, низкорентабельными и сдающими нулевую отчетность предприятиями. По итогам выездных проверок данной категории налогоплательщиков доначислено налога на прибыль на 117 млн. руб., а их совокупный убыток уменьшился почти на 5 млн. руб. Динамика дополнительно начисленных платежей по итогам проведенных проверок приведена на рис.10. Таким образом, в 2007 году по результатам 330 тысяч проведенных камеральных налоговых проверок налоговыми органами доначислено более 120 млн. руб., а в 2009 году по итогам 318 тыс. камеральных проверок доначислено 168 млн. руб., т.е. на 48 млн. руб. больше.


Рис.10. Суммы начисленных платежей (налогов, пени и штрафов) по итогам проведенных проверок в УФНС по РМЭ за 2007-09 гг., тыс. руб.


Общее число налоговых проверок, выявивших нарушения, снизилось с 14664 за 2007 год до 14556 за 2009 год. за счет небольшого снижения результативности камеральных проверок при увеличении соответствующего показателя по выездным. Это произошло за счет перераспределение штатного расписания между отделами в сторону увеличения численности инспекторов отдела выездных проверок.

Общие суммы доначисленных платежей по результатам камеральных проверок увеличились на 38,9%, а по выездным - на 77,7%.

На основе данных анализа деятельности организаций, заявляющих убытки в течение нескольких налоговых периодов, в 2008 году проведено 115 выездных налоговых проверок. Сумма уменьшенного убытка по результатам таких проверок составила 87,2 млн. рублей, дополнительно начислено налогов на сумму 77,9 млн. рублей, в том числе налога на прибыль 26,8 млн. рублей.

В 2008 году отобрано для заслушивания на комиссиях разных уровней 512 убыточных организации. На комиссии Управления и Инспекций ФНС России по Республике Марий Эл было приглашено 436 налогоплательщиков для пояснения причин убыточности. По результатам работы комиссий:

95 налогоплательщиков перестали заявлять убытки;

организациями представлены уточненные декларации, по данным которых уменьшены убытки на 104,7 млн. рублей, заявлена прибыль в размере 52,1 млн. рублей.

Приоритетным направлением в части администрирования ЕСН и НДФЛ стала работа по легализации теневой заработной платы. Основной метод работы управления с налогоплательщиками, показывающими низкую зарплату, - персональное заслушивание.

Так, предприятиям малого бизнеса были разосланы письменные обращения, в которых говорилось о необходимости увеличить заработную плату до уровня, превышающего прожиточный минимум. В некоторых районных инспекциях организованы телефоны доверия, по которым физические и юридические лица могут сообщать о нарушениях, связанных с выплатой зарплаты.

Чтобы найти учредителей и руководителей организаций, сотрудникам налоговых инспекций приходилось обращаться за помощью в различные органы МВД России. К работе с теми, кто выплачивает заработную плату ниже МРОТ, подключили Государственную инспекцию труда г. Йошкар-Ола.

2.3 Анализ результативности камеральных и выездных налоговых проверок


Для оценки интенсивности проведенных налоговыми органами контрольных мероприятий представляется целесообразным использовать следующие показатели:

среднее число всех проведенных проверок в расчете на одного инспектора и в разрезе их видов (камеральные, выездные);

средняя сумма доначисленных платежей в расчете на одного инспектора с подразделением по видам налогов;

средняя сумма поступивших платежей из числа доначисленных в расчете на одного инспектора с подразделением по видам налогов.

Число проверок в расчете на одного инспектора в целом незначительно снизилось, при этом нагрузка на одного работника камеральных проверок возросла на 2,5%, а в отделе выездных проверок снизилась на 7,5%.

Средняя величина доначисленных платежей в расчете на одного инспектора повысилась в целом в 1,1 раза, причем наибольшее увеличение данного показателя в динамике также наблюдалось по работникам отдела камеральных проверок, тогда как значение рассматриваемого показателя по работникам данного отдела было в 2 раза ниже, чем в отделе выездных проверок.

В отчетном году наиболее крупные доначисления произведены по следующим предприятиям: ОАО "Марийский машиностроительный завод" - 65,8 млн. руб., ООО "Пеленг" - 28,3 млн. руб., ОАО "Бурнефтегазсервис" - 19,4 млн. руб., ГУП ЭП Республики Марий Эл "Маркоммунэнерго" - 10,3 млн. руб., ЗАО "Ариада" - 3,2 млн. руб.

В среднем на одну выездную налоговую проверку организации, выявившую нарушения, доначисления составили 0,7 млн. руб.; на одну выездную налоговую проверку физического лица, выявившую нарушения, доначисления в отчетном году возросли в 1,5 раза и составили 0,06 млн. руб.

Совместно с сотрудниками Управления по налоговым преступлениям МВД Республики Марий Эл за 2009 год проведены 22 выездные налоговые проверки. На основании пяти материалов выездных налоговых проверок (ГУПЭП Республики Марий Эл "Маркоммунэнерго", ООИ "Действие", ГУ Республики Марий Эл "Звениговский лесхоз", ООО СПК "Звениговский" и СПК "Колхоз им.К. Маркса) вынесены постановления о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ "Неисполнение обязанностей налогового агента".

Величина поступлений доначисленных платежей по камеральным и выездным налоговым проверкам в 2009 г. составила 87,0% и 91,9% от средней величины доначисленных сумм по камеральным и выездным проверкам соответственно, что свидетельствует о недостаточной реальной отдаче контрольных мероприятий, проводимых работниками налоговых инспекций. Эффективность работы инспекций могла бы быть выше, если во главу угла при расчете с налогоплательщиками ставить работу по разъяснению отдельных положений налогового законодательства и профилактике наиболее часто встречающихся ошибок при его трактовании.

Между тем в связи с приказом Федеральной налоговой службы России от 09.09.2005 г. №САЭ-3-01/444 "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" в районных инспекциях создан отдел по приему всех видов отчетов и документов, относящихся к компетенции налоговых органов.

Большой объем работы, незнание нюансов налогового законодательства по многочисленным налогам и сборам, отсутствие времени на разъяснительную работу с плательщиками и должной заинтересованности приводит к большому числу ошибок в документах, передаваемых работникам камеральных проверок, чего в принципе можно было бы избежать при непосредственном общении инспектора и закрепленных за ним налогоплательщиков, снизив тем самым объем непродуктивной работы.


3. Выработка рекомендаций по повышению качества администрирования налогов, составляющих основные источники формирования бюджета РМЭ


Проблема построения налоговой системы, которая давала бы необходимые поступления в бюджеты разных уровней и оказывала бы желаемое воздействие на развитие экономики страны, стоит перед каждой страной. От действенности налоговой системы, одного из важнейших регулятивных институтов государства и основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, зависит функционирование народного хозяйства в целом и его региональных подсистем.

Особенно остро эта проблема стоит сейчас перед Россией и, в частности, перед Республикой Марий Эл.

На практике оптимальность конкретной налоговой системы определяется тем, в какой степени ее функционирование является результатом разумного компромисса интересов двух сторон процесса налогообложения - государства и плательщиков. Иными словами, оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства (реализовывать фискальную функцию), но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, не препятствовать постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования (реализовывать регулирующую функцию) [41, С.6].

Рост государственного участия в экономике и социальной сфере в последнее время особенно остро выявил потребность в совершенствовании администрирования налогов.

Исследуя роль налогов в современной российской системе государственного регулирования, мы приходим к выводу, что налоги в РФ не играют в этом процессе доминирующей роли. Активнее используются чисто монитаристские инструменты воздействия: учетная ставка, эмиссия денег и т.п.

Между тем налоги являются универсальным инструментом государственного регулирования, позволяющим решать различные задачи: стимулировать производство, инвестиции, сглаживать социальную дифференциацию по доходам различных слоев населения и т.д.; но пользоваться этим инструментом следует тщательно, обдуманно, т.к с налогообложением связаны экономические интересы всех хозяйствующих субъектов, в противном случае можно иметь негативные последствия [59, С.74].

В настоящее время в России продолжается становление механизма налогового регулирования и администрирования посредством реформирования налоговой системы. Это является необходимым из-за многочисленных изъянов действующей налоговой системы. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов [74, С.408].

Поэтому первая группа проблем, которую надо решать при изменении системы администрирования налогов - это совершенствование правового аппарата. Специалисты подчеркивают, насколько некорректны определения налоговых понятий, данные в 1 части "Налогового кодекса" таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики [70, C.15].

Так, определение понятия "плательщик налога" неполно. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями, преследуемыми механизмом администрирования налогов.

Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит, выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т.е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа.

И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве "устраняются" разъяснениями МНС и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня [49, С.10].

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят незаконченный характер.

В настоящее время вполне обоснованными являются жалобы налогоплательщиков на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам [66, С.61].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ