бесплатные рефераты

Прибыль организаций как объект налогообложения

Прибыль организаций как объект налогообложения

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Братске

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

Прибыль организаций как объект налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Нз-05

Подгорнов Ю.С.

Проверил:

к.э.н. Грохотова Н.В.

 

 

 

 

 


Братск 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Правовая и экономическая сущность налога на прибыль

1.1 Действующая система налогообложения прибыли организаций РФ

1.2 Элементы, определяющие функционирование налога на прибыль организаций

2. Экономическая сущность ценной бумаги

2.2 Понятие ценной бумаги, ее виды

2.2 Операции с ценными бумагами

3. Особенности формирования налоговой базы налога на прибыль организации

3.1 По операциям с ценными бумагами

3.2 Удельный вес поступлений налога на прибыль

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

Именно ошибки в исчислении и уплате налогов из-за неправильного определения налоговой базы и объясняют актуальность выбранной мной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование налоговой базы по налогу на прибыль и проанализировать количество поступлений денежных средств по налогу на прибыль как по всей России так и по Иркутской области.

Задачи, необходимые рассмотреть в курсовой работе:

определить роль налога на прибыль в общей системе налогов и сборов;

рассмотреть элементы, составляющие налог на прибыль;

учесть проблемы, возникающие при налогообложении;

проследить как меняется налог на прибыль в разных временных периодах;

рассмотреть формирование налоговой базы на примере операций с ценными бумагами.

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями. Основы налогообложения занимают важнейшее место и являются неотъемлемой деятельностью любого предприятия.

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Данная курсовая работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на прибыль, а в особенности формированию налогооблагаемой базы налога на прибыль по операциям с ценными бумагами.

1. Правовая и экономическая сущность налога на прибыль

 

1.1 Действующая система налогообложения прибыли организаций РФ


В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с гл. 25 НК РФ ч. II с 1 января 2002г.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль. Не платят этот налог[1]:

• предприятия, получающие прибыль в области игорного бизнеса;

• предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, а именно, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, единого налога, если они предпочли упрощенную систему налогообложения.

Введение 25 главы НК РФ ч. II кодекса привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Сняты ограничения и по включению в расходы отдельных видов затрат, применения нового механизма амортизации имущества, позволяющего гораздо быстрее возмещать средства, вложенные в приобретение основных средств и нематериальных активов.

Как положительное в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ ч. II можно отметить то, что ряд спорных ранее вопросов по отнесению расходов в уменьшение налогооблагаемой базы разрешены в пользу налогоплательщиков, так добавился перечень расходов, разрешенных к вычету.

К положительным моментам можно отнести и такие положения, как: отмена всех льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, снижение ставки налога, т.е. устанавливается равенство в налогообложении, когда каждое предприятие будет платить исходя из результата своей хозяйственной деятельности.

С принятием главы 25 НК РФ ч. II введено понятие налогового учета по налогу на прибыль организаций[2]. Некоторых налогоплательщиков этот момент привел в недоумение. Зачем же еще один учет? Однако введение налогового учета по налогу на прибыль имеет, безусловно, свои положительные стороны, ведь с помощью именно налогового учета налогоплательщик может легко оценить свою налоговую нагрузку. Кроме того, все налогоплательщики задолго до введения главы 25 вели налоговый учет по другим налогам, например налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц, но не называли его налоговым учетом.

Хотелось бы обратить внимание, что переход на налоговый учет не означает введение абсолютно самостоятельного учета, нового плана счетов, новых первичных документов. Регистры налогового учета могут составляться на основании первичных бухгалтерских документов, а декларация на основании регистров налогового учета. Регистры налогового учета могут быть и самостоятельными документами.

Регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период - сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ без распределения по счетам бухучета.

При этом налогоплательщик должен помнить, что регистр налогового учета это документ, к которому нужно относиться со всей серьезностью. Например, исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Введение налогового учета не означает отмену бухгалтерского учета, позволяющего получать объективную информацию о финансовом положении организации.

В соответствии с главой 25 НК РФ ч. II налогоплательщики могут сами разрабатывать принципы и формы ведения налогового учета, отражая их в учетной политике.


1.2 Элементы, определяющие функционирование налога на прибыль организации


Для того чтобы понять функционирование налога на прибыль, необходимо рассмотреть его составные элементы.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются[3]:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Налоговая база.

1. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

2. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

3. Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.

5. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Для целей настоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

7. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

8. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 НК РФ.

9. При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

10. Налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

11. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются в статье 280 с учетом положений статей 281 и 282 НК РФ.

Налоговые ставки.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей статьи. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

С 1 января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). При этом изначально законодатель планировал, что налогоплательщик будет распределять уплачиваемые суммы налога следующим образом: 17,5 процента - в бюджет субъекта РФ и 2,5 процента - в федеральный бюджет. Однако Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЗ указанная пропорция изменена, поэтому в федеральный бюджет необходимо перечислять 2 процента из 20, а в бюджет субъекта - оставшиеся 18 процентов.

Сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ), а налоговая база исчисляется по итогам налогового периода (п. 1 ст. 54 НК РФ). Поэтому, уплачивая в 2009 г. налог на прибыль за 2008 г., организации должны использовать ранее установленную ставку в 24 процента.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента[4].

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 НК РФ;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

5. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Порядок и сроки уплаты налога.

В течение года предприятие уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль организаций (статьи 268, 269 НК РФ).

Способов оплаты этих платежей три[5].

1.Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

• организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ ч. II, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал,

• некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг),

• участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах,

• инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений,

• выгодоприобретатели уплачивают только по договорам доверительного управления.

Сумма такого платежа определяется по результатам фактически полученных доходов и понесенных расходов за налоговый период нарастающим итогом. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли уплачивают налогоплательщики, которые приняли решение о переходе на такую систему оплаты авансовых платежей и уведомили об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором решили перейти на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом организация не может изменить в течение налогового периода систему оплаты авансовых платежей.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

ФНС России Письмом от 24.10.2008 №ШС-6-3/765@ разъяснила порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Таким образом, налогоплательщики, исчисляющие авансовые платежи по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в четвертом квартале 2008 года должны уплатить ежемесячные авансовые платежи в срок не позднее 28-го числа каждого месяца квартала в размере одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли такие налогоплательщики вправе только с 1 января 2009 года.

Уведомления налогоплательщиков об изменении системы уплаты авансовых платежей, не соответствующие нормам Налогового кодекса, налоговыми органами к исполнению не принимаются.

3. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачивают все остальные, не перечисленные выше налогоплательщики.

Такие плательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Если ваша организация является налоговым агентом, то она определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

При этом налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3 дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, в течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Вновь созданные организации должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

Если ваша организация имеет обособленные подразделения то ту часть налога, которую следует уплатить в бюджет Российской Федерации уплачивает головная организация по месту своей регистрации.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ ч. II в целом по налогоплательщику.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Не забудьте отразить в учетной политике по налогообложению свой выбор способа расчета долей при определении налоговой базы по обособленным подразделениям предприятия[6].

Налог на прибыль организаций по результатам работы за налоговый период (календарный год) организации исчисляют в годовой налоговой декларации и уплачивают не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Формы отчетности.

В соответствии со статья 289 НК РФ ч. II налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты.

При этом, налоговые декларации (налоговые расчеты) представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Форма налоговой декларации утверждена Приказом МНС РФ № БГ-3-02/614 (9).

Налоговые льготы и основания для их применения[7].

На первый взгляд глава 25 НК РФ ч. II не содержит льгот по налогу на прибыль организаций. В тексте этой главы нет даже слова льгота. Однако льготы там все-таки есть.

Так согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ ч. II (1) предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов (напоминаем, что на сегодня эта ставка равна 17%). Действующие предприятия или организации, работая в различных регионах Российской Федерации, должны обязательно ознакомиться с местным налоговым законодательством.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕННОЙ БУМАГИ

 

2.1 Понятие ценной бумаги, ее виды


Ценная бумага – это права на ресурсы, которые отвечают следующим требованиям: обращаемость, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, документальность, регулирование и признание государством, рыночность, ликвидность, риск от приобретения[8]. В Российской Федерации, согласно Положению о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах, ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ.

В российской практике используются следующие виды ценных бумаг:

1. Акции акционерных обществ - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах акционерного общества, на получение дохода от его деятельности и, как правило, на участие в управлении этим обществом.

2. Облигации (предприятий и т.п.) - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником), в т. ч.:

- жилищные сертификаты - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющей право их собственника на приобретение жилья при условии покупки пакета жилищных сертификатов или выполнения других условий эмиссии.

3. Государственные долговые обязательства - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления.

4. Производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу акций, облигаций и государственных долговых обязательств (финансовые фьючерсы[9] и др.) в т.ч.:

- опционы акций (облигаций)

- право покупки акций на льготных условиях.

5. Сертификаты акций - ценные бумаги, являющиеся свидетельством владения поименованного в нем лица определенным числом акций.

6. Вексель - составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю),в т.ч.

- коммерческие бумаги - краткосрочные финансовые простые векселя, выпущенные для краткосрочного привлечения средств в оборот эмитента.

7. Акции предприятий - ценные бумаги, удостоверяющие внесение средств на цели развития предприятия, не дающие права на участие в управлении предприятием, предполагающие выплату её владельцу дивиденда.

8. Акции трудового коллектива - ценные бумаги, удостоверяющие внесение средств членами трудового коллектива на цели развития предприятия, не дающие права участия в управлении предприятием, предполагающие выплату её владельцу дивиденда.

9. Депозитные сертификаты банков - документы, право требования по которым может уступаться одним лицом другому, являющиеся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов.

10. Сберегательные сертификаты банков -документы, право требования по которым может уступаться одним лицом другому, являющиеся обязательством банка по выплате размещенных у него сберегательных вкладов.

11. Чеки - безусловное письменное распоряжение чекодателя банку (плательщику) произвести платеж чекодержателю указанной на чеке денежной суммы.

12. Товарный фьючерсный или опционный контракт - имеет содержание, аналогичное производным ценным бумагам (см. п.4) при том, что объектом сделки является поставка стандартной партии товара определенного качества.

13. Валютный опцион или фьючерс - имеет содержание, аналогичное производным ценным бумагам (см.п.4) при том, что объектом сделки является поставка валютных ценностей.

14. Прочие ценные бумаги - иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправе квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).

Согласно российскому законодательству, не признаются ценными бумагами следующие виды ценных бумаг[10]:

документы, подтверждающие получение банковского кредита;

документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов);

долговые расписки;

завещания;

страховые полисы;

лотерейные билеты;

суррогаты ценных бумаг ("чековые карты", коммерческие сертификаты, билеты акционерных обществ и т.д.).


2.2 Операции с ценными бумагами

 

Появление рынка ценных бумаг – логическое продолжение процесса приватизации, а также организации и функционирования бирж и биржевой торговли в России. Биржевая деятельность – это совокупность работ, направленная на подготовку и осуществление торговли специфическим товаром, для фондовых бирж – ценными бумагами. Совершение операций на рынке ценных бумаг представляет собой самостоятельную форму проявления коммерческих интересов. Рынок ценных бумаг – это рынок, который определяет кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг.

Одной из целей существования операций с ценными бумагами является вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечение «перелива» денежных средств из менее эффективных сфер хозяйствования в более эффективные. Такие операции, классически, проводятся на фондовой бирже, в здании с операционным залом, где заключаются сделки с ценными бумагами. Прогресс компьютерных и информационных технологий привел к появлению электронных бирж, компьютерных сетей, к которым подключены терминалы членов биржи.

Операции с ценными бумагами проводят профессиональные участники, которые по характеру выполняемых функций делятся на следующие большие группы:

а) основная группа – операторы, осуществляющие сделки купли-продажи ценных бумаг на торговых площадках;

б) организаторы работы торговых площадок;

в) клиринговые организации, банки и депозитарии (юридические лица), осуществляющие учет взаимных обязательств и движения прав собственности на ценные бумаги, между участниками сделок;

г)   реестродержатели (регистраторы), осуществляющие соответствующие записи в реестре акционеров о новых владельцах ценных бумаг.

Первичное размещение ценной бумаги происходит на так называемом Первичном рынке ценных бумаг. Термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке, лицо, их выпустившее, получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки первоначальных держателей. Функция такой операции состоит в мобилизации новых капиталов. После того, как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны в своем решении, продать ее другим вкладчикам. При этом дилеры, которые приобрели ценные бумаги на первичном рынке, продают их по рыночной цене. Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке[11]. На нем уже не аккумулируются новые финансовые средства, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. В подобных операциях принимают участие дилеры, покупающие ценные бумаги за свой счет, и брокеры, выполняющие заказы своих клиентов. Учет взаимных обязательств участников таких денежных операций выполняют клиринговые организации. Перечисление денежных средств от покупателя продавцу осуществляют банки, а ценных бумаг – депозитарии. Фиксация прав собственности покупателей на ценные бумаги осуществляется реестродержателями.

Не все ценные бумаги могут обращаться на биржах. Исторически вначале возник внебиржевой рынок. В последующем, рост операций с ценными бумагами потребовал организации более упорядоченной торговли. На биржу допускаются бумаги только тех эмитентов, которые отвечают принятым требованиям. Как правило, это бумаги крупных, финансово крепких компаний. Ценные бумаги молодых, финансово слабых компаний обычно обращаются на внебиржевом рынке.

Отметим, что государство осуществляет строгое регулирование операций с ценными бумагами. Оно обеспечивается путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников данных операций; регистрации выпусков ценных бумаг и контроля над соблюдением условий эмиссии; лицензированием деятельности профессиональных участников операций; созданием системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ