бесплатные рефераты

Прибыль организаций как объект налогообложения

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3.1 По операциям с ценными бумагами


1. Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.

Порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным устанавливается национальным законодательством.

Если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована также как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции.

По операциям с закладными налоговая база определяется в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 279 НК РФ.

2. Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения.

При выбытии (реализации, погашении или обмене) инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.

По вопросу, касающемуся определения расходов при реализации налогоплательщиками, являющимися первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в процессе новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ, принятыми до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

При реализации налогоплательщиками, являющимися первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в процессе новации государственных ценных бумаг РФ, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ, принятыми до вступления в силу гл. 25 НК РФ, расходами признается оплаченная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг. При этом оплаченная стоимость государственных ценных бумаг РФ каждого вида, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических затрат по приобретению обмениваемых при новации государственных облигаций, уменьшенной на выплачиваемые согласно условиям новации денежные средства, учитываемые в качестве частичного возврата государством организации его затрат на приобретение попадающих под новацию государственных ценных бумаг РФ, исчисленная пропорционально стоимости каждого вида ценных бумаг в общей стоимости ценных бумаг в новом портфеле.

При определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к учету. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.

При реализации акций, полученных акционерами при реорганизации организаций, ценой приобретения таких акций признается их стоимость, определяемая в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 277 настоящей главы.

Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий[12]:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.

В целях настоящего пункта под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).

Под рыночной котировкой ценной бумаги в целях настоящей главы понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае, если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях настоящей главы за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).

3. Рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.

В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

4. В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;

2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае, когда налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

5. Налогоплательщик-акционер, реализующий акции, полученные им при увеличении уставного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции, скорректированной с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.

6. Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки)[13], не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы, определенные в соответствии с настоящей главой.

7. При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

3) по стоимости единицы.

8. Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 настоящего Кодекса.

При этом убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде.

При этом убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг.

В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Положения второго - шестого абзацев настоящего пункта не распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность.

9. Налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 настоящего Кодекса, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности[14].

В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных указанными выше налогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен в пределах суммы прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности.


3.2 Удельный вес поступлений налога на прибыль


При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках.

Рассматривая место налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, что динамика изменений была следующей. Если в 1997г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федерального бюджета – 13,6%, в бюджетах субъектов – 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8%; 8,5% и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального - 15,7%, в бюджетах субъектов - 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.

До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в I кв. 2006 г. - 33,2 и 2,4% соответственно.

Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величины убытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15% от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции в поступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансового результата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. - 44%, в I кв. 2006 г. - 35,7% к соответствующему периоду 2005 г.

Анализ экономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденцию к снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижение удельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%.

Данные о доходах консолидированного бюджета РФ за период с 1993 г. по 1 квартал 2006 года свидетельствуют о том, что на протяжении 13 исследуемых лет динамика налога на прибыль была неоднозначной.

Таблица 3.1[15]

Удельный вес налоговых поступлений в 1999 – 1 кв. 2006 года. (млрд. руб.)

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

I кв. 2006

ВВП

4757,2

7063,4

9039,4

10863,4

13304,7

16778,8

21598,0

6095,2

Налоговые доходы консолидированного бюджета

1007,5

1707,6

2345,0

3136,8

 3357,7

 4942,1

5703,48

1247,28

в том числе:налог на прибыль

 221,0

398,8

513,80

463,3

526,50

867,6

1334

332,14

Удельный вес в ВВП, %: налоговых доходов консолидированного бюджета

21,18

24,18

25,94

28,87

25,24

29,45

26,41

20,46

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

2050,3

3033,2

3782,9

4371,2

5362

6765,5

8592,19

2274

Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток)

723,2

1190,6

1141,3

923,3

1342,8

2083,9

3004,4

903,5

Отношение налога на прибыль,% к:









Валовой прибыли экономики и валовым смешанным доходам

10,78

13,15

13,58

10,60

9,82

12,82

15,52

14,6

сальдированному финансовому результату (прибыль - убыток)

30,56

33,50

45,02

50,18

39,21

41,63

44,40

36,76

валовому внутреннему продукту

4,6

5,6

5,7

4,2

4,0

5,2

6,2

5,5


В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, что действительно из-за снижения финансового результата деятельности организаций произошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу в бюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП выросло и составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговой нагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показатель составил 6,2%, в I кв. 2006 г. - 5,5%.

Отношение налога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом стало меньше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. - 10,60%, в 2003 г. - 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того, наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированному финансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель был равен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%. Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот и перехода определения выручки методом начислений. Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня 39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога на прибыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В то же время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. - 36,76%.

Еще одним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль, являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы по капитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г.

Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3% - в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г.

В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

По данным отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области от 22 декабря 2008 г.

За одиннадцать месяцев 2008 года общая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области (с учетом поступлений от предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, но без учета расходов на нужны социального страхования), составила 95,1 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 116,6%).

В федеральный бюджет с начала года поступило 21,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 102,1%); в территориальный бюджет – 50,7 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,3%), из них 14,5 млрд рублей направлено в местные бюджеты (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,2%).

Сумма единого социального налога, зачисляемого во внебюджетные фонды (без учета расходов на нужды социального страхования), и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 23,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 124,4%).

Налогоплательщики с начала года уплатили в казну области 21,6 млрд рублей налога на доходы физических лиц; 15,8 млрд рублей - налога на прибыль. Налоги со специальными режимами составили 2,5 млрд рублей, в том числе единый налог на совокупный доход – 1 402 млн рублей; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 1 040 млн рублей; единый сельскохозяйственный налог – 19 млн рублей.

Налоги на имущество составили 6,6 млрд рублей (в том числе 4,6 млрд рублей - налоги на имущество физических и юридических лиц, 1,4 млрд рублей - земельный налог, 583 млн рублей - транспортный налог).

Сумма акцизов на спирт, алкогольную продукцию, пиво и ГСМ, собранная на территории Иркутской области (с учетом данных межрегиональных инспекций), составила 3,9 млрд рублей.

В федеральный бюджет, без учета платежей предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, за 11 месяцев направлено 6 млрд рублей налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из республики Беларусь). При этом возмещено из бюджета – 9 млрд рублей НДС. Поступило 3,3 млрд рублей - налога на прибыль. Платежи за пользование природными ресурсами составили 730 млн рублей, из них водный налог – 404 млн рублей, налог на добычу полезных ископаемых – 326 млн рублей. Акцизы на нефтепродукты – 4 млн рублей, на спирт и спиртосодержащую продукцию – 1,4 млн рублей.

Сумма единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с начала года составила 7 млрд рублей.

Прочие налоги и сборы принесли федеральной казне 131 млн рублей.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 18 млрд рублей. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступило 1,249 млрд рублей; в Фонд социального страхования Российской Федерации – 696 млн рублей. Кроме того, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 2,2 млрд рублей.

В целом по России поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2008 года составили 708,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2007 года поступления выросли на 119,0 млрд. рублей, или на 20,2%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации, он выполняет регулирующую функцию, реализующуюся через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Его ставка достаточно высока даже после снижения с 35 до 24%, что предполагает крупные суммы выплат. Но не смотря на это, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Как уже упоминалось ранее с 1 января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Одной из причин является кризис российских предприятий, для многих из которых в последнее время нулевая прибыль – уже хороший результат. Другая причина заключается в том, что даже успешно функционирующие фирмы стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет. И все это при том, что существует большое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности применения льгот является одним из наиболее спорных.

Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена.

Основным аргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с их применением. Они считают, что после отмены льгот поступающие суммы налога на прибыль увеличатся примерно вдвое. Но при этом они не учитывают, что и налоговая нагрузка сильно возрастет, причем не только по налогу на прибыль, но и по совокупности всех налогов, так доля налога на прибыль велика и составляет около 20 %. И, так как коренная причина неплатежей в бюджет состоит в отсутствии источников средств на предприятии, устранение льгот по налогу на прибыль собираемости налогов не увеличит.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена замена налога на прибыль налогом на доход предприятий, который будет отличаться порядком исчисления и значительным сокращением льгот. Планируется также снижение налоговой нагрузки на предприятия, но осуществиться ли это на практике можно будет узнать лишь после введения кодекса в действие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

2.       Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения (учеб. пособие для ВУЗов) / Е.В. Акчурина. – М: Финансы и статистика, 2005. – 496 с.

3.       Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций / А.В. Брызгалина. – Екб.: Налоги и финансовое право, 2002. – 192 с.

4.       Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

5.       Забелина Г.Н. Налог на прибыль: правовая и экономическая сущность / Г.Н. Забелина // Налоговая политика и практика. 2005. № 4. С.39-46.

6.       Касьянов М.М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан / М.М. Касьянов // Российская газета. 2007. № 12. С.18-25.

7.       Козырин А.Н., Рыжков К.В. Правовое регулирование налогов / А.Н. Козырин, К.В. Рыжков // Финансы. 2005. № 4. С. 95.

8.       Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России (учеб. для ВУЗов) / Л.Н. Лыкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 548 с.

9.       Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

10.  Никитин С.М. Налогообложение в России / С.М. Никитин, Е.С. Глазова // Финансовый менеджмент. 2006. № 3. С. 45-57.

11.  Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

12.  Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

13.  Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги. 2006. № 2. С.48-55.

14.  Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие (3-е изд) / Д.Г. Черник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

15.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.

16.  #"#">www.goverment.ru

18.  #"#">www.minfin.ru

19.  #"#">www.rg.ru

20.  #"#">www.nalog.ru


[1] Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

[2] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[3] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[4] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[5] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[6]Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006.№ 6. С.38

1 Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

[8] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[11] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[12] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 156 с.

[13] Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги. 2006. № 2. С.48-55.

[14] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 156 с.

[15] Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги.2006.№2.С.48-55


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ