Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России
Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ
1.1 Содержание и элементы кредитной системы и
денежно-кредитной политики
1.2 Денежно-кредитное регулирование и банки
1.3 Теории и основы налогообложения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1 Банковская система России и ее особенности
2.2 Налоговая система России: ее достоинства и недостатки
2.3 Оценка действенности налоговой
политики России
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ И ПРИОРИТЕТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3.1 Основные направления активизации кредитно-денежной
политики
3.2 Факторы и приоритеты совершенствования налоговой системы
и налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования определяется тем, что активизация кредитно-денежной и налоговой
политики является фактором развития национальной экономики. Перевод начавшегося
оживления экономики в режим устойчивого экономического роста предполагает
формирование соответствующих макроэкономических условий, обеспечивающих
выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие
производства. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и
формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение
процентных ставок и налогообложения, производственной и инвестиционной
деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от
недобросовестной конкуренции со стороны импортёров.
Ныне, в условиях
ослабления государственного регулирования денежно-кредитной и налоговой
системы, происходит снижение их роли в процессе общественного воспроизводства.
Поэтому чрезвычайно важно провести исследование по этой проблеме, выявить
формы, методы и приоритеты активизации и реформирования этих финансовых
инструментов.
Цель дипломной работы
заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по совершенствованию
денежно-кредитной и налоговой политики в интересах развития общественного
производства.
Для достижения этой цели
были поставлены следующие задачи:
- обобщить и
систематизировать основные теоретические положения по проблемам
денежно-кредитной и налоговой политики;
- рассмотреть
особенности, достоинства и недостатки банковской и налоговой системы России;
- выявить факторы и
приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики.
Объектом исследования
является денежно-кредитный и налоговый механизм национальной экономики.
Предмет исследования –
теоретические и практические вопросы денежно-кредитной и налоговой политики с
позиции её эффективности.
В работе использованы
следующие методы: индукции и дедукции, экономико-статистические, графический,
балансовый, монографический и другие.
Информационной базой
исследования послужили данные статистической отчетности по проблемам
денежно-кредитной и налоговой политики, концепции и разработки научных
учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты
Российской Федерации, посвященные развитию денежно-кредитного и налогового
механизмов.
Практическая значимость
работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения,
выводы и предложения могут быть использованы при решении стратегических задач,
направленных на реформирование денежно-кредитной и налоговой политики России.
Дипломная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы,
включающего 30 первоисточников. Работа изложена на 62 страницах машинописного
текста, включает 5 таблиц и 4 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Содержание и элементы кредитной
системы и денежно-кредитной политики
Становление рыночной
экономики привело к формированию рыночных институтов, усилению роли денег,
кредита, денежного обращения в развитии национальной экономики. Предприниматели
в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами
своей страны и иностранных государств. Деньги – это особый товар, служащий
всеобщим эквивалентом. Сущность денег проявляется в их пяти функциях:
1. Средства обращения. Эту функцию
деньги выполняют тогда, когда поток денег встречает поток товаров – при купле
продаже за наличный расчет. Эта функция позволяет избежать неудобства
бартерного обмена.
2. Мера стоимости. Через деньги
определяется стоимость товара.
3. Средства сбережения. Деньги служат
средством сбережения, они являются очень удобной формой хранения богатства.
4. Средства платежа. Эту функцию деньги
выполняют тогда, когда товары и услуги покупаются в кредит.
5. Мировые деньги. Эту функцию выполняет
свободно конвертируемая валюта.
Наличие всех денег в
экономике называется предложением денег. Для характеристики денежной массы
применяются различные обобщенные показатели, так называемые агрегаты.
Денежный агрегат – это наличные деньги (бумажные и
металлические).
Денежный агрегат включает агрегат плюс
деньги на текущих счетах населения и на расчетных счетах предприятий.
Денежный агрегат включает агрегат плюс
деньги на срочных счетах в банках.
Денежный агрегат включает агрегат плюс
срочные крупные вклады в государственные ценные бумаги.
В нашем анализе мы делаем
упор на , поскольку его компоненты наиболее ликвидны,
то есть могут быть безотлагательно истрачены.
Первой причиной наличия
денег является то, что люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, то есть
в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Спрос на
деньги для сделок применяется пропорционально номинальному ВВП и обратно
пропорционально скорости обращения денежной единицы (V).
(1)
Если, например, в
магазинах города находится товаров на сумму 800 млн. руб., а скорость обращения
денежной единицы за год составит 8 раз, то спрос на деньги для сделок составит
100 млн. руб.
Вторая причина, по
которой люди держат дома деньги, вытекает из их функции как средства
сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах –
например, в виде акций предприятий, частных или государственных облигаций или
же в деньгах . Следовательно, существует спрос на деньги
со стороны активов. Предположим, что люди покупают только облигации. Когда
процентная ставка их низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег
в качестве актива. И наоборот, когда процентная ставка облигаций высока, люди
покупают облигации и меньше держат денег в качестве актива. Таким образом
существует обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег в
качестве актива.
Общий спрос на деньги –
это сумма спроса на деньги для сделок и сумма спроса на деньги со стороны
активов.
Кредит – это сделка между
юридическими или физическими лицами о предоставлении денег или товара в долг с
уплатой процентов. Один из партнёров (ссудодатель-кредитор) предоставляет
другому (ссудополучателю-заёмщику) ссуду: деньги или имущество на определённый
срок с условием возврата эквивалентной стоимости и с оплатой этой услуги в виде
процентов.
Сущность кредита
выступает в его трёх основных функциях:
1. Аккумулятивно-распределительная
функция. Она состоит в аккумуляции (привлечении) временно свободных денежных
средств и их размещении между заёмщиками на условиях платности и возвратности.
2. Созидательно-эмиссионная функция –
это создание кредитных средств обращения и резерва, который банк считает
необходимым и обязывается в юридическом порядке содержать.
3. Контрольная функция кредита – это
отслеживание за деятельностью клиентов (заёмщиков и кредиторов), то есть оцениваются
их кредитоспособность и платежеспособность.
По срокам кредитования
они различаются:
- краткосрочный кредит,
при котором кредит выдается на срок до 1 года;
- среднесрочный кредит,
при котором кредит выдается на срок от 2 до 5 лет;
- долгосрочный – при
котором кредит выдается на срок от 6 до 10 лет.
В то же время по
характеру предоставления кредит может быть: межгосударственным,
государственным, банковским, коммерческим, потребительским, ипотечным, лизингом
и факторингом.
Государственный кредит –
это кредит населения страны своему правительству путём покупки государственных
облигаций внутреннего займа.
Банковский кредит – это
предоставление ссуды в денежной форме, а коммерческий – в товарной форме.
Потребительский кредит –
это ссуда частным лицам для покупки товаров народного потребления длительного
пользования.
Ипотечный кредит – это
предоставление долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий,
сооружений и т.д.).
Лизинг – это покупка
банком или другой финансовой организацией средств труда и предоставление их в
аренду с последующим правом выкупа товаропроизводителем арендуемого имущества
по остаточной стоимости.
Факторинг – это покупка
векселей банком и получение за эту услугу комиссионных.
Кредитная система –
совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система
кредитных учреждений. Её можно представить в виде следующей структуры,
включающей три блока:
1. Фундаментальный блок (кредит, границы
и законы его движения; субъекты кредитных отношений; принципы кредита).
2. Организационный блок (кредитная
политика; виды и объекты кредита; условия кредитования; механизм кредитования;
кредитная инфраструктура).
3. Регулирующий блок (государственное
регулирование кредитной деятельности; банковское законодательство; нормативные
положения Центрального банка; инструктивные материалы, разрабатываемые
коммерческими банками).
Базовым элементом первого
фундаментального блока кредитной системы является кредит как специфическое
отношение между кредитором и заёмщиком и законы его движения. Этот блок можно
назвать фундаментальным потому, что он определяет действие других элементов. Он
охватывает также деятельность субъектов кредитных отношений.
Субъекты кредита должны
обладать такой совокупностью черт, которая является достаточной и гарантирующей
функционирование кредита. Кредитор, к примеру, должен обладать не только
достаточным капиталом, но и профессиональными навыками рационального ведения
кредитного дела. В современном хозяйстве кредитором чаще всего является банк,
от которого зависит насколько правильно учтены и соблюдены правила пользования
кредитом и, как следствие – реализация сущностных свойств кредита.
Однако это будет зависеть
и от деятельности заёмщика – непосредственного потребителя кредита. Системный
подход в организации кредитных отношений будет реализован только в том случае,
если другая сторона – заёмщик – сможет использовать кредит в соответствии с его
сущностными свойствами. Заёмщиком как частью кредитной системы может стать
экономический субъект, который обладает юридической самостоятельностью, может
своим имуществом, доходом от кредитной сделки полностью и в срок материально
гарантировать возврат кредита и уплату ссудного процента за его использование.
Ссудный капитал – это
денежный капитал, отдаваемый в ссуду и приносящий за это проценты. Источником
ссудного капитала являются временно свободные средства государства,
предпринимателей и населения.
Ссудный процент есть та
часть прибыли, которую функционирующие капиталисты вынуждены отдавать
кредиторам. Поэтому прибыль, получаемая при использовании ссудного капитала,
распадается на две части: 1) процент, уплачиваемый за использование ссудой и 2)
предпринимательский доход. Ставка ссудного процента – это тот процент, который
платит заёмщик от размера ссуды. Он должен быть значительно меньше, чем норма
прибыли, иначе нет смысла брать деньги в долг и направлять их на реализацию
инвестиционных проектов.
Номинальная ставка
процента – это процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу,
например 20%. Реальная ставка – это процентная ставка, выраженная с поправкой
на инфляцию. Если уровень инфляции составляет 12%, то реальная ставка равна 8%.
Следует иметь в виду, что
мягкая кредитно-денежная политика (низкая процентная ставка) приводит к
увеличению инвестиций и расширению производства. Наоборот, жёсткая
кредитно-денежная политика (высокая процентная ставка) снижает размеры
инвестиций и сдерживает производство.
Ставка процента выполняет
функцию распределения денежного и соответственно реального капитала среди
различных фирм и инвестиционных проектов. В результате реализуются наиболее
прибыльные инвестиционные проекты [26].
Помимо сущностных свойств
кредита и законов его движения в данный блок входят также принципы кредита,
рассматриваемые как правила, основы, которым целесообразно следовать, чтобы
реализовать фундаментальные качества кредита. Помимо общеэкономических
принципов (экономичности, дифференцированности) и принципов, выражающих
сущность кредита (срочность, возвратность, обеспеченность, целевой характер)
можно сформулировать и некоторые другие. Их соблюдение весьма важно для
обеспечения таких аспектов деятельности банка, как его ликвидность, доходность,
безопасность и устойчивость развития. Их можно назвать принципами организации
кредитования.
К ним можно отнести принцип
сохранения реально размера кредита. Как известно, одним из законов кредита
является сохранение ссужаемой стоимости. Поэтому кредитная организация требует
возвращения не номинальной, а равноценной суммы кредита, то есть учитывает
уровень инфляции. Важным является также принцип сохранения стоимости
обеспечения кредита. Он тесным образом связан с принципом обеспеченности
кредита, означающим на практике требование материального обеспечения выдаваемых
ссуд. Такое обеспечение определяется в предварительном порядке при
предоставлении кредита. Обычно это производится путем проверки соответствия
суммы кредита и суммы обеспечения. Вместе с тем номинальная сумма обеспечения в
конце срока пользования кредитом может не соответствовать её реальной
стоимости. Такое несоответствие вызывает серьёзные банковские кризисы,
банкротство кредитных учреждений.
К принципам организации
кредитования относят и принцип кредитоспособности субъектов кредитных
отношений. Это означает, что банк в процессе кредитования учитывает кредитоспособность
своих клиентов. Это позволяет снизить риск невозврата кредита, дифференцировать
свои отношения с заёмщиком. Кредитор учитывает и собственную кредитоспособность
– возможность выполнения своих обязательств.
Вторым блоком кредитной
системы выступает блок, непосредственно организующий процесс кредитования.
Организационный блок представляет собой определённую подсистему кредитования,
объединяющие виды, объекты, условия кредитования, кредитный механизм (включая
методы кредитования, формы ссудных счетов, с которых производится выдача и
погашение кредитов).
Данный блок формирует
технологию совершения кредитных отношений, определяет сферу опосредования
кредитом основного и оборотного капиталов заёмщика, рациональные формы
предоставления и погашения ссуды, исходя из особенностей деятельности заёмщика,
его кредитоспособности. По существу данный блок отражает всю ту оперативную
работу, которую совершает кредитор по предоставлению кредита заёмщику и его
возврата. К данному блоку можно отнести и кредитную инфраструктуру –
инструменты жизнеобеспечения, поддержания рационального функционирования
кредита. К ней относится прежде всего информационное обеспечение, формируемое
банком-кредитором на базе внешней и внутренней информации о рынке, его
отдельных сегментах и экономических субъектах. Организационный блок кредитной
системы современной России требует существенного совершенствования.
Российские банки,
совершающие кредитные операции, не имеют пока должного информационного и
методического обеспечения, им зачастую не хватает высококлассных специалистов
по оценке кредитных рисков, научные исследования кредита ведутся недостаточно
интенсивно. Всё это позволяет сделать вывод о том, что кредитная система России
находится пока на незавершенной стадии своего развития.
Отдельно в составе
кредитной системы следует выделить третий – регулирующий блок. Он призван
регулировать кредитные сделки, защищать права кредитора и заёмщика, определять
правила погашения кредита в случае несостоятельности кредитных организаций.
Коммерческие банки, кроме того, разрабатывают свои инструкции, регламентирующие
правила кредитования.
Основой кредитно-денежной
политики западных стран многие годы являлись теоретические модели –
кейнсианская и неоклассическая (монетаристская).
Кейнсианская модель кредитно-денежной
политики заключается в следующем:
1) за основу её берется
уровень ставки процента, с помощью которого регулируется движение денежной
массы;
2) осуществляется
регулирование в краткосрочном периоде;
3) деньги в качестве
инструмента регулирования играют второстепенную роль;
4) скорость обращения
денег нестабильная, изменчивая;
5) рынок не является
единственным регулятором экономики, поэтому государство должно воздействовать
на экономику через свою денежно-кредитную политику.
Монетаристская модель
отличается от кейнсианской:
1) в её основе лежат
величина и темпы роста денежной массы;
2) она осуществляется в
долгосрочном периоде;
3) признаётся
первостепенная роль денег как инструмента регулирования экономики;
4) скорость обращения
денег должна быть стабильной;
5) рынок является
саморегулирующейся системой, обеспечивающей сбалансированное движение денежной
массы, что положительно влияет на развитие экономики страны. В современных
условиях обе названные теоретические модели денежно-кредитной политики взаимодополняют
одна другую: в долгосрочном периоде в политике преобладает монетаристский
подход, а в краткосрочном периоде – кейнсианский, когда государство через
изменение процентной ставки регулирует предложение на денежном рынке.
Современная денежно-кредитная
система характеризуется следующими особенностями:
1) отменой официального
золотого содержания денежных единиц;
2) сохранением золотого
резерва преимущественно в центральных банках;
3)национальной денежной
единицей становится банкнота Центрального банка;
4) выпуском банкнот в
обращение в порядке кредитования государства банками, а также под прирост
официальных золотых и валютных резервов;
5) развитием и
преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном
сокращении последнего;
6) созданием и развитием
механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.
Элементы, составляющие
современную денежную систему показывает рис. 1.
Рис. 1. Элементы денежной
системы
Что касается
денежно-кредитной политики, то она представляет собой проводимую государством,
правительством, банками политику кредитования, включающую: условия и методы
предоставления внутренних и внешних кредитов, масштабы кредитования, взимание
платы за кредит; предоставление льготных кредитов; целевую ориентацию кредитов.
Ныне денежно-кредитная
политика России должна быть направлена на стимулирование инновационной
деятельности предприятий путём государственных заказов, льготных кредитов и,
конечно, денежного регулирования.
1.2 Денежно-кредитное регулирование и
банки
В общем виде целью
государственного регулирования экономики является достижение
макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах
экономического роста. Если целью развития национальной экономики является
обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель
денежно-кредитного регулирования. Эта цель достигается с помощью мероприятий в
рамках денежно-кредитной политики.
Поэтому представляется необходимым
ранжировать цели денежно-кредитного регулирования. Промежуточной или
тактической целью денежно-кредитного регулирования может быть антиинфляционная
политика и стабилизация валютного курса. Но стратегической целью
денежно-кредитного регулирования является регулирование денежного обращения.
Объектами
денежно-кредитного регулирования является спрос и предложение на денежном
рынке, а его субъектами выступают центральный банк (в соответствии с присущими
ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) и коммерческие
банки.
Денежный оборот
регулируется центральными банками в процессе осуществления кредитной политики,
выражаемой в кредитной экспансии или в кредитной рестрикции (ограничения
денежного предложения по каналу кредитования).
Кредитная экспансия
центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в
результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная
рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по
выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными средствами.
Чрезвычайно важное
значение для эффективного осуществления денежно-кредитного регулирования имеет
и стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом,
через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей
экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности
коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений
денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.
Методы денежно-кредитного
регулирования – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов
денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленной цели.
Можно выделить прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер
административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся
объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Напротив, косвенные
методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию
поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.
Главная цель
кредитно-денежной политики состоит в обеспечении необходимыми денежными
средствами экономики страны для стабилизации производства, занятости и уровня
цен. Эта цель достигается в результате изменения объёма денежного предложения с
учётом циклического развития экономики. При этом в период спада, когда в
экономике имеет место денежный голод, кредитно-денежная политика направлена на
увеличение денежного предложения, а во время подъёма, когда существует избыток
денег, наоборот, на его ограничение. С этой целью применяются следующие
инструменты кредитно-денежной политики:
1) операции на открытом
рынке или рынке государственных облигаций;
2) регулирование
резервной нормы;
3) регулирование размера
учётной ставки.
Акт покупки представляет
собой покупку Центральным банком государственных облигаций у коммерческих
банков и населения. В результате резервы коммерческих банков увеличиваются,
потому что все операции осуществляются через коммерческие банки независимо от того,
покупаются облигации у коммерческого банка или просто у населения. Наоборот,
акт продажи вызывает сокращение резервов коммерческих банков.
Изменение резервной нормы
двояко влияет на способность банковской системы к созданию денег: изменяет
размер избыточных резервов и размер денежного мультипликатора. Так, например, в
случае увеличения резервной нормы 1) избыточные резервы и 2) мультипликатор
уменьшаются, а понижение резервной нормы увеличивает избыточные резервы и
мультипликатор, увеличивая тем самым возможность банков создавать новые деньги
путём кредитования. Следовательно, здесь речь идёт об увеличении избыточных
резервов банков размеров кредита и прибыли.
Учётная ставка – это
процент, под который Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам.
При этом снижение учётной ставки ведёт к росту заимствования коммерческими
банками дополнительных резервов у Центрального банка, что ведёт к увеличению
денежного предложения. И наоборот, рост учётной ставки снижает интерес
коммерческих банков к новым кредитам, что способствует ограничению денежного
предложения.
Отсюда политика «дешёвых»
денег – это набор мер, который делает кредит дешёвым и увеличивает денежное
предложение с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость. Набор этих
мер следующий:
1) покупка Центральным банком ценных
бумаг на открытом рынке;
2) снижение резервной нормы;
3) снижение учётной ставки.
Политика «дорогих» денег
– это набор мер, который ограничивает предложение денег с тем, чтобы понизить
совокупные расходы и сдерживать инфляционное давление. К таким мерам можно
отнести следующие:
1) продажа ценных бумаг на открытом
рынке;
2) увеличение резервной нормы;
3) повышение учётной ставки.
Проблема
денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемами инфляции. Борьба с
инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитной политики.
Как показывает зарубежный
опыт, успешные варианты борьбы с высокой инфляцией присущи той государственной
политике, которая использует в сочетании меры двух программ финансовой
стабилизации.
Первая программа –
ортодоксальная – опирается на рекомендации монетарной теории. Она исходит из
того, что решающей, и даже единственной, причиной высокой инфляции служат
денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею меры направлены на всемерное
ограничение платёжеспособного спроса и денежной массы на базе всемерного
развёртывания рыночных регуляторов и максимального сокращения хозяйственной
деятельности государства.
Вторая программа –
гетеродоксная – опирается на рекомендации немонетарных теорий (кейнсианских,
«экономики предложения», «структурной инфляции» и др.). Она исходит из того,
что инфляция порождается не только денежными факторами, но и мощными факторами
со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации. Поэтому
рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства в
экономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействия
указанных факторов.
Антиинфляционная политика
в России проводилась и проводится преимущественно ортодоксально-монетарными
методами в рамках общего процесса перехода к рыночной экономике. В результате
постепенное снижение инфляции в течение ряда лет (вплоть до дефолта 1998 г.)
достигалось в основном за счёт огромного сокращения производства; умеренный
экономический рост, возникший с 1999 по 2008 гг., опирался преимущественно на
благоприятную внешнеэкономическую конъюктуру и сохранял, поэтому крайнюю
непрочность [17].
Таким образом, в
распоряжении Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) есть ряд
инструментов, влияющих на макроэкономические показатели. Прежде всего
официальная учётная ставка – это проценты по ссудам, используемым ЦБ при
кредитовании коммерческих банков. Когда ЦБ РФ намерен смягчить
кредитно-денежную политику или её ужесточить, он снижает или повышает учётную
(процентную) ставку.
Операции на открытом
рынке – имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных
бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг
является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль
главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.
Рефинансирование банков –
предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование
осуществляется путём кредитных аукционов, предоставления ломбардного и
переучётного кредита.
Кредитные аукционы – ЦБ
представляет коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного
распределения. Ломбардные кредиты – это ссуда под залог движимого имущества (в
отличие от ипотеки).
Надежные ценные бумаги,
котируемые на бирже, как предмет залога – ссуды выдаются в пределах
определённой части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с
государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.
Переучётный кредит – это
способ рефинансирования, базирующийся на использовании векселей. Вексель
применяется в финансовых системах разных стран как инструмент оформления
кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме.
Наличное денежное
обращение (агрегат ) – представляет собой
регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и
изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Вместе с тем надо иметь ввиду, что
в развитых капиталистических странах доля наличных денег в общей денежной массе
находится на уровне 5–10%. В России удельный вес наличных денег в их общей
сумме очень высок.
Анализ основных
направлений кредитно-денежной политики ЦБ РФ показывает, что целевые установки,
которые должны быть направлены на экономический подъём реального сектора
экономики, по сути, были заменены задачей ускоренного перевода на рыночные
рельсы, при этом на первое место вышли инструменты монетарной денежной
политики. Денежная политика оказалась подчинена единой цели – ограничению
денежной эмиссии, а на этой основе и совокупного платёжеспособного спроса. В
результате темпы инфляции снижаются, не столько под воздействием ограниченной
эмиссии, сколько в силу снижения платёжеспособного спроса и ёмкости внутреннего
рынка.
1.3 Теории и основы налогообложения
Зарождение начал
налоговой теории и её эволюция в рамках финансовой науки связаны с сочинениями
одного из меркантилистов последней трети XV века Диомеда Карафа (1406-1487). Будучи казначеем
Неаполитанского королевства, он считал, что основой бюджета должна быть
принадлежащая государству собственность (земля, леса, недра и другое
имущество), а налоги должны стать только чрезвычайным источником.
В XVI веке французский экономист Ж. Водэн
(1530-1596), развивая мысль о доходах казны, добавил ещё шесть источников, в
том числе таможенные пошлины, считая также, что к налогам следует прибегать в
исключительных случаях.
Английский философ Т.
Гоббс (1588-1679), будучи сторонником теории обмена, услуг, в 1651 г. писал,
что налоги это цена, которой покупается мир. По его мнению, налоги, будучи
институтом, одновременно являются коллективным благом для общества, несмотря на
тот очевидный убыток, который терпит каждый налогоплательщик, отдавая часть
своего дохода государству. В своём философском труде «Левиафан» Гоббс развивает
свои взгляды на роль государства в экономике. Он считал, что это участие должно
быть минимальным.
Французские экономисты С.
Вобан (1633-1707) и Ш. Монтескье (1689-1755) рассматривали налог как плату,
вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности и
другие услуги государства. Монтескье указывал, что должна соблюдаться пропорция
между доходами, оставляемыми и забираемыми у подданных, чтобы при оплате
государственных услуг частью своего имущества они получали гарантию охраны
остальной части и могли ею пользоваться.
Родоначальник английской
классической политической экономики Уильям Петти (1623-1687), известен и как
автор первого специального сочинения «Трактат о налогах и сборах» (1662). В
этом небольшом сочинении автор сначала раскрывает природу шести государственных
расходов, анализирует причины, увеличивающие их, показывает пути сокращения
четырёх статей государственных расходов, а по двум рекомендует их увеличение
(расходы на социальную помощь и здравоохранение, расходы на улучшение и
строительство шоссейных дорог, расчистку и углубление рек, возведение мостов и
плотин).
Петти формулирует пути
устранения причин, вызывающих недовольство при уплате налогов и сборов:
обеспечение соразмерности, определённости, пропорциональности и обоснованности
налогообложения. Предлагает также различные пути и способы, посредством которых
эти налоги наиболее легко, быстро и безболезненно собрать, опираясь при этом на
обобщение практики налогообложения государств Европы.
Крупный вклад в теорию
налогов внёс выдающийся английский экономист А. Смит в своём труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1766).
А. Смитом разработаны
принципы налогообложения, которые используются до сих пор в практической деятельности.
Они состоят в следующем:
- налоги должны платить
все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;
- налог, который следует
уплатить, должен быть точно определён, а не меняться произвольно;
- всякий налог должен
взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для
плательщиков;
- налог должен
устанавливаться по принципу справедливости.
В «Началах политической
экономии и налогового обложения» (1817) Д. Риккардо излагает собственные
взгляды на действие налогов, опираясь на экономические концепции А. Смита.
Риккардо подразделял
налоги по их базе: налоги на капитал или на доход. Прежде всего, он отстаивал
принцип, согласно которому все налоги препятствуют накоплению капитала, если
они не сопровождаются увеличением производства. По его мнению, правительство
должно всячески поощрять стремление к накоплению.
Он предлагает также
установить налог на землю, то есть рентные платежи, но с учётом её плодородия.
Англичанин Дж.С. Милль
(1806-1873) считая, что каждый человек обязан отдать государству часть своего
дохода взамен на получаемую им помощь и поддержку. В своём объёмистом сочинении
«Основы политической экономии» (1848) Милль обосновал теорию необлагаемого
налогом минимума при подоходном обложении, который должен равняться прожиточному
минимуму.
Милль был противником
прогрессивного подхода в подоходном налогообложении, так как считал, что
облагать более высоким процентом более высокие налоги – значит вводить налог на
трудолюбие и бережливость, наказывать человека за более усердную работу.
В российской науке теория
налогообложения наиболее ярко представлены в работах Н.И. Тургенева (1789-1871)
«Опыт теории налогов» (1818). Можно считать, что эта книга заложила основы
отечественной науки о налогах и финансах. В ней автор изложил сущность и
происхождение налогов. Обосновал их значение для развития государственного
хозяйства и всей экономики страны. Он развивал и пропагандировал в России
принципы налогообложения А. Смита, выступал за умеренное и равномерное
налогообложение в удобное для налогоплательщиков время.
Тургенев критиковал
практику подушного налога, который в России был отменён позже, чем в других
странах. В качестве главного неудобства подушных налогов он называл, что они не
сообразуются с доходами каждого налогоплательщика.
Он выступал также за
снижение налогового бремени, освобождение от налогов предметов первой
необходимости, так как их потребителями являются низкодоходные слои населения,
призывал крайне осторожно проводить налоговую политику, изучать и
прогнозировать последствия введения тех или иных налогов, изменения ставок или
порядка их взимания.
Современная теория и
практика выработала общие принципы налогообложения. К ним можно отнести
следующие:
1) уровень налоговой ставки должен
устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, то есть уровня
доходов.
2) Необходимо прилагать все усилия,
чтобы налогообложение носило однократный характер.
3) Обязательность уплаты налогов.
4) Система и процедура выплаты налогов
должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и
экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
Виды налогов
классифицируются по нескольким основаниям:
По методу взимания:
1)
прямые – налоги
взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
2)
косвенные –
налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. То
есть налогоплательщик – потребитель товаров и услуг (акцизы, пошлины и прочая).
По методу пользования:
1) общие – налоги, поступающие в общую
доходную часть бюджета и используемые на текущие расходы;
2) специальные – использующиеся строго
на определённые цели.
По уровню бюджета:
1) федеральные – налоги, устанавливаемые
законодательными актами, которые принимает Федеральное собрание (налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и
так далее);
2) региональные;
3) местные (налог на недвижимое
имущество граждан, налог на транспортные средства и другие сборы).
Итак, под налогом,
сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками
в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
Совокупность взимаемых в
государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также
форм и методов их построения образует налоговую систему. В общем виде налоговая
система состоит из следующих элементов:
1) объект налогообложения. Им является добавленная
стоимость, прибыль, имущество, стоимость реализованных товаров и услуг;
2) налоговая база. Она показывает
величину, с которой взимается налог – сумма добавленной стоимости, прибыли,
имущества, стоимости реализованных товаров и услуг;
3) налоговая ставка. Она представляет
тот процент отчислений в налоги от суммы добавленной стоимости, прибыли,
имущества, стоимости реализованных товаров и услуг;
4) налоговый период. Это обычно год или
другой период применительно к отдельным налогам.
Налоги бывают двух видов:
прямые и косвенные. Первый вид – налоги на доходы и имущество. Второй вид –
налоги на товары и услуги (акцизы, НДС, на имущество, лицензионные платежи,
таможенные пошлины и так далее).
Система налогообложения
бывает:
1) прогрессивной, когда
рост налоговой ставки возрастает с ростом доходов;
2) пропорциональной,
когда налоговая ставка не изменяется с ростом доходов;
3) регрессивной, когда
налоговая ставка снижается с ростом доходов.
Регрессивная система
связана с использованием акцизов – у малообеспеченных налоговое бремя по ним
выше, чем у богатых (рис. 2).
Налоги выполняют
следующие функции:
1) фискальную, то есть осуществляют
финансирование государственных органов;
2) социальную, то есть поддержание
социального равновесия путём сокращения имущественного неравенства (через
льготное налогообложение);
3) регулирующую. Она связана с
государственным регулированием экономики, прежде всего циклических колебаний и
структурных изменений. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги,
меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы.
Страницы: 1, 2, 3
|