Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России
Налоговая ставка
|
прогрессивный
пропорциональный
|
регрессивный
|
Доход
Рис. 2. Различие между
регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами
Различают дискреционную и
автоматическую фискальную политику. Первая – это политика правительства,
направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с
целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и так
далее. Так, например, во время спада экономики налоги снижаются, а
государственные расходы, наоборот, увеличиваются и тем самым создаются стимулы
для активизации хозяйственной деятельности.
Недискреционная
фискальная политика – это политика «автоматического» регулирования налогов и
доходов государства за счёт встроенных стабилизаторов. Причём встроенный
стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит или профицит
госбюджета. Это происходит прежде всего за счёт применения прогрессивной
системы налогообложения. В период активного роста ВВП налоговые поступления
автоматически возрастают (при прогрессивной системе налогообложения), что
обеспечивает снижение покупательной способности и сдерживание экономического
роста. И наоборот, в период экономического спада налоговые поступления
автоматически сокращаются, сумма изъятия доходов уменьшается, то есть
происходит постепенное увеличение покупательной способности в экономике, что
сдерживает экономический спад.
Кривая Лаффера получила
название по имени американского экономиста, обосновавшего идею о специфической
зависимости между величиной налоговых ставок и размерами налоговых поступлений
(рис. 3).
Налоговые поступления
|
a
|
в
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые ставки
Рис. 3. Кривая Лаффера
Это теоретическое положение
он доказал следующим образом. При разных налоговых ставках (высоких и низких ) объём
налоговых поступлений и доходов бюджета может быть одинаковым. В таком случае
целесообразно отказаться от чрезмерно высоких ставок и перейти на более низкие.
Это усилит стимулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно
предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.
Что касается налоговой
политики, то она представляет комплекс действий органов власти, определяющий
формирование налоговой системы. Анализ показывает, что в России преобладает
фискальная политика, направленная на покрытие государственных расходов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1 Банковская система России и ее
особенности
Исторически
предшественники современных банков появились в то время, когда основной формой
денег были золотые и серебряные монеты, что делало «бизнес» небезопасным.
Для безопасности и
удобства деловых операций средневековые «бизнесмены» стали приносить свои
монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки ювелиров охотно
принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой бумажных денег, а
сами ювелиры постепенно становились средневековыми банкирами. Первоначально их
расписки полностью обменивались на золото, то есть представляли определённое
количество золото в резервах (обладали 100%-ной ликвидностью). Со временем,
однако, ювелиры стали замечать, что количество денег, которые люди вкладывали в
их лавку (банк), превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль о
предоставлении части золота своих вкладчиков другим лицам за определённую плату
(под определённые проценты). Во многих случаях заёмщики наряду с реальным
металлом также соглашались принимать бумажные расписки.
Это послужило началом
создания так называемой банковской системы с частичными денежными резервами. В
банковской системе частичных денежных резервов банки удерживают процент, или
часть денег, которые депонируют их вкладчики, а остальные отдают в кредит. Так
как расписки ювелиров были формой бумажных денег, производимые займы влияли на
рост денег в обращении. Аналогичная ситуация складывается и сегодня.
Банковская системам
России состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный банк РФ и его
филиалы. Второй уровень – коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды и
другие финансовые организации.
Центральный банк РФ
осуществляет следующие операции:
1) эмиссию денег;
2) хранение золотовалютных резервов
страны (на 1.05.2006 г. они составляли 225 млрд. долларов);
3) выпуск и погашение ценных бумаг;
4) хранение резервов других банков и
кредитных учреждений (примерно 5-7% от размера вкладов);
5) кредитование коммерческих банков;
6) проведение расчётных и переводных
операций;
7) контроль за деятельностью других
банков и за денежным обращением;
8) изменение учётной ставки
В то же время
коммерческие банки осуществляют: 1) кредитно-расчётное обслуживание; 2) приём
вкладов; 3) посредничество в платежах; 4) куплю и продажу ценных бумаг; 5)
размещение государственных займов; 6) управление по доверенности имуществом
клиента; 7) консультации по финансово-кредитным вопросам.
Банки – это учреждения,
организующие кредитные операции. Они осуществляют пассивные и активные
операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует денежные ресурсы, а с
помощью активных осуществляет их размещение.
У банков есть собственный
капитал (капитал акционеров, резервный капитал, а также нераспределенная
прибыль). Но основная часть ресурсов банка накапливается в результате приёма
вкладов (депозитов).
Проводя свои операции,
банки получают операционные доходы, образующие их валовую прибыль. Она
включает: 1) доходы от учётно-ссудных операций; 2) проценты и дивиденды от
вложения в ценные бумаги; 3) комиссионные доходы по расчётным, переводным и
другим операциям; 4) доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных
кредитов).
После вычета из валовой
прибыли расходов по осуществлению операций, выплаты зарплаты сотрудникам банка,
процента вкладчикам образуется чистая прибыль банка. Из этой прибыли
выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются средства в резервный капитал.
Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка представляет норму
банковской прибыли.
Банковская система России
весьма специфична. Её специфика в целом обуславливается переходным характером
самой российской экономики. Кроме того, Россия наследовала чрезвычайно отсталую
банковскую систему, главной чертой которой была высочайшая степень её
монополизации. По существу действовал только один банк – государственный. Он
имел специализированные ответвления – отраслевые банки: Сбербанк,
Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк. Все они имели на местах
свои филиалы. Ни одного негосударственного банка в СССР, а затем в России, не
было. Другая специфическая особенность наследованной банковской системы
заключается в том, что Госбанк всегда кому-нибудь да подчинялся, или Минфину,
или Верховному Совету, или премьер-министру.
Иначе говоря, российская
банковская система никогда не была независимой, а именно эта черта –
независимость – и есть главное условие выполнения банком своих функций, из
которых стратегическими являются сохранение и защита устойчивости денежного
обращения и крепости национальной валюты.
В настоящее время в
России формируется и развивается типичная для рыночной экономики двухуровневая
банковская система: Центробанк - коммерческие банки. Однако, Центробанк всё ещё
подотчётен премьер-министру, хотя и считается независимым. В то же время в
стране насчитывается 1296 кредитных организаций, из которых 1136 имеют право на
осуществление банковских операций (табл. 1)
Как показывают данные
таблицы, за анализируемый период число кредитных организаций в России
сократилось на 38,9%, в том числе имеющих право на осуществление банковских операций
– на 13,3% (за счет объединения или банкротства банков). В то же время число
кредитных организаций с иностранным участием, наоборот, возросло в 1,5 раза.
Таблица 1. Кредитные
организации России (на начало года)[1]
Показатели
|
2001
|
2003
|
2005
|
2007
|
2008
|
2008 в % к 2001
|
Число кредитных организаций, зарегистрированных на
территории РФ
в том числе:
|
2121
|
1828
|
1518
|
1375
|
1296
|
61,1
|
имеющих право на осуществление банковских операций
|
1311
|
1329
|
1299
|
1189
|
1136
|
86,7
|
Число кредитных организаций с иностранным участием в
уставном капитале
в том числе:
|
130
|
126
|
131
|
153
|
202
|
155,4
|
со 100% иностранным участием
|
22
|
27
|
33
|
52
|
63
|
2,9 раза
|
с иностранным участием от 50% до 100%
|
11
|
10
|
9
|
13
|
23
|
2,1 раза
|
Кроме того функционирует
филиальная сеть российских кредитных организаций, которая ныне характеризуется
следующими данными:
- всего филиалов – 3243;
- из них филиалов
Сбербанка – 923;
- филиалов банков со 100%
участием иностранного капитала – 79.
Важной особенностью
современной банковской системы является рост концентрации капитала в этой сфере
(табл. 2).
Таблица 2. Кредитные
организации России (на начало года)[2]
Показатели
|
2001
|
2003
|
2005
|
2007
|
2008
|
2008 в % к 2001
|
Число действующих кредитных организаций, на территории РФ, в
т.ч. по величине уставного капитала, млн. руб.:
|
1311
|
1329
|
1299
|
1189
|
1136
|
86,7
|
до 3
|
174
|
102
|
73
|
43
|
37
|
21,3
|
от 3,1 до 10
|
282
|
192
|
133
|
87
|
61
|
21,6
|
от 10,1 до 30
|
313
|
291
|
232
|
168
|
120
|
38,3
|
от 30,1 до 60
|
254
|
253
|
225
|
182
|
161
|
63,3
|
от 60,1 до 150
|
127
|
198
|
211
|
226
|
207
|
163,0
|
от 150,1 до 300
|
68
|
123
|
191
|
217
|
248
|
364,7
|
300 и выше
|
93
|
170
|
234
|
280
|
302
|
324,7
|
За анализируемый период,
число мелких кредитных организаций сократилось, а крупных, наоборот, резко
возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной
уставного капитала до 60 млн. руб. составило 78%, то в 2008 г. их удельный вес
упал до 33,4%. В то же время удельный вес наиболее крупных кредитных организаций
(с величиной уставного капитала свыше 60 млн. руб. ), наоборот, возрос с 22 до
66,6%.
С ростом концентрации
капитала увеличиваются объемы кредитования, в том числе и юридическим лицам
(табл. 3)
Таблица 3. Объемы
кредитных средств, выданных банками России
Годы
|
Всего, млн. руб.
|
В том числе, юридическим лицам
|
2001
|
956293
|
763346
|
2002
|
1467489
|
1191452
|
2003
|
2122230
|
1708097
|
2004
|
2987113
|
2474290
|
2005
|
4373098
|
3406785
|
2006
|
6211992
|
4484376
|
2007
|
9218221
|
6298067
|
2008
|
13923789
|
9532561
|
2008 г. к 2001 г. в разах
|
14,6
|
12,5
|
За анализируемый период
объемы кредитных средств, выданных банками России выросли в 14,6 раза, в том
числе предприятиям и организациям – в 12,5 раза. При этом резко возросла
задолженность по кредитам физических и юридических лиц. Если в 2001 г. удельный
вес объема задолженности к общей сумме выданных кредитов составил 3,6%, то в
2008 г. этот показатель увеличился до 18,4%. В 2008 г. общая задолженность по
кредитам составила 2,5 трлн. руб. и по сравнению с 2001 г. она возросла в 75
раз.
Следующей особенностью
российских банков является их универсальность. Это объясняется их неразвитостью
и несовершенством, самой банковской системы. Банки практически занимаются
только кредитными операциями, наиболее общим и архаичным для всех банков во всех
странах делом. Чтобы стать специализированным банком, необходимо подняться на
новый качественный уровень работы: знание отрасли, ее место в системе народного
хозяйства, технологического и организационного уровня производства в ней.
Безусловно, за специализированными банками – будущее.
Процентные ставки –
наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой. Учетная ставка сегодня
равна 10,5%.
Коммерческие банки,
кредитуя предприятия, практически удваивают эти ставки. Для этого были и
остаются причины: налогообложение коммерческих банков, неотработанность
банковского законодательства, масса ошибок в кредитовании, невозвраты, бремя
которых перекладывается на клиентов. Это, по существу, запретительный уровень
ставок. Сегодня кредит остается еще малодоступным, а следовательно, такие
ставки тормозят развитие инвестиционной и инновационной деятельности. Кроме
того, в нашей стране слишком высока доля краткосрочных кредитов – до 95%.
Однако эти особенности вытекают из инфляционных процессов в России и носят
временный характер.
Следующей особенностью
российской банковской системы является дифференциация процентных ставок
государственными коммерческим предприятиям. Она вытекает не из какой-то
дискриминации коммерческих структур, а из целевого характера кредитов. Государственные
предприятия берут кредит на приобретение оборотных средств, в то время как
коммерческие структуры – под посреднические операции.
К сожалению, банковская
система России слабо использует лизинговые операции. Число сделок по лизингу
совершенно недостаточное – менее 0,1% всех банковских операций, хотя такие
операции имеют важное значение для развития реального сектора экономики.
Поскольку россияне пока
не доверяют коммерческим банкам, и на то есть серьезные основания, низкая доля
вкладов населения в заемных средствах этих банков – следующая особенность нашей
банковской системы. Они не превышают 10% их общих сбережений. Девяносто же
процентов своих денежных средств физические лица несут в Сбербанк, которому
оказывают особое доверие, хотя процент по вкладам здесь ниже, чем в
коммерческих банках. Секрет прост – Сбербанк является государственным банком,
следовательно, обанкротиться он не может, к тому же он дал обязательства
страховать вклады населения от инфляции. Кроме того, Сбербанк – единственный
среди всех банков, кто кредитует само население, отсюда и высокое ему доверие.
Самой неприятной
особенностью российской банковской системы является непрофессионализм ее
кадров. За спиной громадного большинства банкиров или домашнее образование, или
двух-, трехмесячные курсы по банковскому делу. Кое-кто успел пройти
шестимесячные и годовые курсы банковского дела за рубежом. Однако дело это не
спасает. Например, среди президентов банков встречаются люди с техническим,
историческим, партийным и тому подобным образованием.
Непрофессионализм кадров
банковской системы особенно ярко проявляется в противоречии между удивительной,
часто потрясающей изобретательностью собрать деньги у физических и юридических
лиц – (пассивные операции) и, иногда неспособностью распорядиться этими
деньгами (активные операции).
Таким образом, уязвимость
российских банков тесно связана с недостаточным развитием экономики России, что
предопределяет соответственно слабость банковского сектора. Среди основных его
недостатков можно выделить следующие:
1) слабая связь с
реальным сектором экономики;
2) недостаточный
профессионализм руководителей некоторых банков;
3) большой объем
спекулятивных операций;
4) значительный удельный
вес (15-20%) проблемных кредитов;
5)незначительный удельный
вес банковских операций по лизингу [1].
2.2 Налоговая система России: ее
достоинства и недостатки
Налоговая система –
совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов
налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Она призвана
выполнять следующие функции – фискальную, перераспределительную, регулирующую,
контрольную, социальную.
Фискальная функция
налогов обеспечивает сбор денежных средств в пользу государства, в
государственный бюджет. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов
перераспределять доходы между сферами экономики и различными категориями
граждан. Регулирующая функция связана с государственным регулированием
экономики, и она может стимулировать или сдерживать развитие экономики в
зависимости от уровня налогового бремени. Контрольная функция позволяет
государству контролировать доходы предприятия, а также граждан. Социальная
функция позволяет поддерживать социальное равновесие путем сокращения
имущественного неравенства (через льготное налогообложение).
С 1 января 1999 г.
Вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской
Федерации. В соответствии с кодексом регламентируется перечень установленных
налогов и сборов, порядок их введения и отмены, уточняются взаимоотношения
государства и налогоплательщиков. В 2001 году начали действовать главы второй
части, посвященные отдельным налогам.
В Российской Федерации установлены следующие виды
налогов и сборов: 1) федеральные налоги и сборы; 2) налоги и сборы субъектов РФ
(далее мы будем называть их региональными налогами) и 3) местные налоги и
сборы.
Федеральные налоги устанавливаются
Государственной Думой на всей территории страны. Региональные налоги
устанавливаются областной или республиканской Думой на территории данного
региона. Местные налоги устанавливаются представительскими органами местного
самоуправления.
В статье 13 Налогового Кодекса РФ говорится, что
к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды материального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы с физических лиц;
5) взносы в государственные внебюджетные фонды;
6) государственная пошлина;
7) таможенная пошлина;
8) налог на использование недр;
9) налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
10) налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов;
11) сбор на право пользования объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами;
12) лесной налог;
13) водный налог;
14) экологический налог;
15) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся
следующие налоги (статья 14 НК РФ):
1) налог на имущество с организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес;
4) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам относятся следующие (статья 15
НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество с физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) местные лицензионные сборы.
С помощью фискальной
функции налогов создаются три вида бюджетов: 1) федеральный; 2) региональный и
3) местный бюджет. Все три бюджета тесно связаны
между собой и в совокупности составляют бюджетную систему. В бюджетную систему
также входят государственные внебюджетные фонды. Это денежные средства
государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет Это
российский Пенсионный фонд, Фонд социального и Фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за
счет социальных налогов и субсидий из бюджета.
В 2005 г. ВВП России составил 21665 млрд. руб.,
доходная часть Федерального бюджета - 5121 млрд. руб., а расходная часть - 3504
млрд. руб. Следовательно, через бюджет было перераспределено 23,6% валового
внутреннего продукта.
Структура госбюджета состоит из двух больших
разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).
Доходы госбюджета обеспечивают:
1) налоги на физических и юридических лиц, за
счет которых примерно на 80% формируется доходная часть бюджета;
2) доходы от имущества, находящегося в
государственной собственности и доходы от внешнеэкономической деятельности
(примерно 20% от всех доходов).
Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы
на:
1) государственное управление и
правоохранительную деятельность - на эти цели идет примерно 13% всех расходов;
2) оборону - 15%;
3) социальные цели - 32%, в том числе:
образование - 15%;
здравоохранение и физическая культура - 2%;
4) хозяйственная деятельность государства - 23%;
5) внешне экономическую деятельность и
обслуживание государственного долга - 17%.
Важный аспект проблемы - бюджетный федерализм.
Сегодня понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется
для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных
уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа
бюджетного федерализма - автономность всех трех уровней бюджета путем
закрепления за ними собственных налогов. Однако на практике налоговые
поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных
бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты
более низкого уровня.
Сегодня в
консолидированном бюджете России на долю территориальных бюджетов приходится
около половины всех доходов. Одна часть налогов (региональные и местные)
целиком поступает в территориальные бюджеты, другая – целиком – в федеральный
бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы
распределяются между федеральным и территориальными бюджетами.
Необходимо отметить, что
система налогообложения характеризуется рядом показателей, таких как:
- количественный состав
налогов и сборов;
- количественный состав и
структура налогоплательщиков;
- налоговый потенциал
экономики;
- налоговое бремя
экономики;
- собираемость налогов и
сборов;
- состояние налоговой
дисциплины [14].
Рассмотрим перечисленные
характеристики применительно к налоговой системе Российской Федерации. В 2007
г. В стране установлены девять федеральных налогов и сборов, три региональных и
два местных налога, то есть всего 14 (для сравнения: 55 на начало 1999 г.).
По данным Федеральной
налоговой службы (ФНС) России, на 1 января 2007 г. в стране зарегистрированы
3361 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, 3018 тыс. индивидуальных
предпринимателей и примерно 100 млн. физических лиц, уплачивающих один или
несколько налогов в зависимости от наличия объектов налогообложения (доходы,
транспортного средства, земельные участки, имущество в виде жилого дома,
квартиры, капитального гаража). Все налогоплательщики создают налоговый
потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и
базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений.
Налоговый потенциал
экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое
бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых
поступлений в бюджетную систему и недоимками по налогам и сборам к объему
валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя на
экономику представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему
государства. В 2003 г. уровень налогового бремени в странах ЕС составлял: 27,1%
в Японии; 29,6% в США; 54,2% в Швеции и 48,8% в Дании. В России этот показатель
составлял 32,9%.
Характеристика налогового
бремени будет неполной, если не провести ее структурный анализ по субъектам –
плательщикам, по соотношению прямых и косвенных налогов, по удельному весу
федеральных, региональных и местных налогов и сборов (таблица 4).
Анализ приведенных в
таблице 4 данных позволяет сделать следующие выводы:
- доля налоговых доходов
бюджетной системы составляет 92,7%;
- уровень налогового
бремени превышает 33,4%;
- доля прямых налогов
доходит до 60%, косвенных – 40%;
- около 90% налогов и
сборов поступает от организаций и чуть более 10% - от физических лиц;
- на долю федеральных
приходится 94% налоговых поступлений и лишь 6% обеспечивается за счет
региональных и местных налогов.
Таблица 4. Структура
налоговых поступлений в бюджетную систему России (2003 г.)
Доходы
|
Сумма, млрд. руб.
|
% к итогу
|
1. Налоговые доходы, всего
в том числе
|
4335,4
|
100,0
|
а) по прилагаемости налогов
- прямые
- косвенные
|
2593,0
1741,5
|
59,6
40,2
|
б) по статусу налогов
- федеральные
- региональные
- местные
|
4073,0
209,4
53,2
|
94,0
4,8
1,2
|
в) по субъекту – плательщику
- платежи от организаций
- платежи от физических лиц
|
3876,4
459,0
|
89,4
10,6
|
2. Неналоговые доходы - всего
|
333,5
|
7,1
|
3. Доходы целевых бюджетных фондов
|
92,7
|
0,2
|
4. Итого доходов
|
4811,9
|
100,0
|
Собираемость налогов
отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков.
Уровень собираемости конкретного налога (УСН) рассчитывается путем деления
фактических поступлений по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и
недоимки по данному налогу:
(2)
где ПН – поступления по
налогу за отчетный год;
НН – недоимки по налогу
за отчетный год
После августовского (1998
г.) кризиса финансовой системы России уровень собираемости налогов стал
возрастать и достиг 98% по налогу на добычу полезных ископаемых, 97% - по
налогу на прибыль; 93% - по НДС.
Вместе с тем следует
отметить и недостатки налоговой системы России. Прежде всего она остается
громоздкой. В России, как уже отмечалось, выше чем где бы то ни было налоги на
потребление (косвенные налоги). Между тем НДС взимается по закону в размере 15%
от вновь созданной стоимости (V+M), реально же его исчисляют от
стоимости продукции (С+V+M), так что он значительно выше. Нигде
кроме России нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на
уборку территорий и т.д. Выплачиваются они независимо от доходов предприятий и
забирают до 6% доходов. В целом российские предприятия выплачивают до 85% своей
прибыли [1]. Отсюда видно, что российская налоговая система в стремлении
пополнить бюджет государства не стимулирует развитие производства. Кроме того, она
перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного
порядка. Следовательно, назрела крайняя необходимость ее скорейшего
реформирования в интересах обеспечения устойчивого экономического роста в
стране.
2.3 Оценка действенности налоговой
политики России
В последние годы
российская налоговая система формировалась практически в отсутствие
государственной налоговой политики. Частые необоснованные изменения налогов
привели к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по
отдельным регионам и сферам деятельности, негативному отношению
налогоплательщиков к налогам, недобору налоговых средств.
Налоговая политика – это
составная часть экономической политики государства, направленная на формирование
налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей
гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом
социально-экономической ситуации в стране [17].
При формировании
налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Здесь
основополагающим принципом должен быть принцип способности физических и
юридических лиц осуществлять налоговые платежи.
Немаловажное значение в
налоговой политике имеет принцип справедливости. Проблема справедливости в налогообложении
распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть
уравнительности? Большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип
всеобщности налогообложения. Вместе с тем многие экономисты считают, что малые
доходы должны быть освобождены от налогов. Величина дохода, которая
освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.
Важное значение для
экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнить налоговое
бремя различных стран. Такое сравнение связано с целым рядом трудностей:
различна покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и
местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, реально учитывать
различия в составе населения. В настоящее время фактически все специалисты,
исследующие проблемы налогообложения, пришли к единому мнению, что наиболее
достоверную картину, позволяющую сопоставить уровень налогообложения отдельных
стран дает удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте.
Можно выделить три группы
стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП,
включая взносы на социальное страхование, составляет 45-55%), низким (около
20%), средним (30-40%). К первой группе относятся скандинавские страны, а также
Франция и Австрия. Во вторую группу входят США, Япония, ФРГ, Великобритания,
Канада. В третью – Турция, Южная Корея, Мексика. Общей закономерностью является
то, что во многих развитых странах достаточно низкое налоговое бремя. Парадокс же
состоит в том, что налоговое бремя в России выше, чем в США, а по уровню
среднедушевых народов, наоборот, в 5-10 раз ниже.
Современной экономической
теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-40%
доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения
расположена «налоговая ловушка», при которой невыгодны инвестиции и расширение
производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает
«налоговую ловушку». Налоги в России выполняют не свойственную им функцию
перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации
отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для
поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства. Превышение
предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди
которых снижение трудовой и предпринимательской активности, невыгодность
инвестиций в развитие производства, уклонение от налогов, рост теневого сектора
экономики.
История зарубежных стран
с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы к активному
использованию налоговой политики в целях регулирования экономики. Например, в
60-е годы XX века в США налоговая политика наряду
с бюджетной политикой стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и
циклическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было
значительно ослаблено налоговое бремя. Это привело к экономическому росту в США
в 60-е годы.
Многие недостатки в
системе российских налогов обусловлены отсутствием долговременной концепции
развития налоговой системы. Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере,
должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен.
Особенно тесно связаны налоги и цены. Ставки налогов во многом определяют структуру
и уровень цены и от того, учтены ли эти связи, во многом зависит
сбалансированность пропорций воспроизводства.
Таким образом, налоговый
механизм – это совокупность форм и методов налоговых отношений государства и
налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и
микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогнозирование,
регулирование и контроль.
Налоговое прогнозирование
основой служит разработки программы социально-экономического развития страны,
региона, муниципального образования на определенный период времени. Без этого
невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны.
Налоговый прогноз позволяет более четко обосновать объемы налоговых доходов на
разных уровнях, оценить предложения по использованию конкретных налогов, их
ставок и льгот.
Особое место в налоговом
механизме занимает контроль. Он призван обеспечить полноту поступлений
налоговых доходов в бюджет. Важной целью налогового контроля является создание
условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Налоговый
механизм в России регламентируется многими законодательными нормами,
изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном,
Земельном и других кодексах и законодательных актах. Между тем основным
нормополагающим актом должен стать Налоговый кодекс РФ. Именно он может
гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обеспечить
стабильность налоговой системы, дать единообразное толкование конкретных
налоговых ситуаций.
Таким образом, к
фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными
средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через
систему налогообложения, другая – с их расходованием. Именно за счет этих
средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает
потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические,
социальные проблемы и множество других.
Фискальная политика –
важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики.
Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую
активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное
применение этого инструмента – чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные
размеры расходной части государственного бюджета – превращает фискальную
политику в фактор, дестабилизирующий экономику.
Итак, очевидно одно:
необходимо повышение эффективности налогово-бюджетной системы. Нынешнее
состояние налогово-бюджетной системы характеризуется избыточным
налогообложением труда, двукратным недофинансированием социальной сферы, науки,
а также большим и устойчивым профицитом федерального бюджета. При этом
усиливается и без того чрезмерная дифференциация бюджетных расходов на душу
населения в разных регионах страны, большинство из которых не имеет необходимых
средств на обеспечение социальных гарантий. Преодоление этих диспропорций
предполагает снижение налогового бремени на трудовую и производственную
деятельность, более широкое использование неналоговых источников дохода (платежей
за природные ресурсы), а также восстановление принципа сбалансированности
доходов и расходов бюджета с формированием последних на основе
программно-целевого подхода [5].
Страницы: 1, 2, 3
|