Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы
явились условием становления и развития предпринимательства.
Предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на
экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка
товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест,
то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку
малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты.
Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и
рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое
получение прибыли (дохода) законным путем. Эти свойства делают развитие
предпринимательства существенным фактором и составной частью реформирования
экономики Казахстана, а также существенным фактором снижения безработицы.
Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей
экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к
рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные
экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство,
реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости
населения.
В Послании Президента Казахстана народу Казахстана
«Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве
главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана
определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.
Одним из направлений является обеспечение
последовательных действий по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике
Казахстан. В данном направлении Президентом отмечена необходимость
совершенствования налогового законодательства, чтобы оно в полной мере
стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу
бизнеса “из тени” [1].
Таким образом, для современной экономики Казахстана
малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание
эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих
субъектов является первоочередной финансовой задачей. Этим определяется
актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – изучить теоретические основы
налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, их реализацию в
практической деятельности, а также основные проблемы налогообложения.
В соответствии с поставленной целью были определены
следующие задачи:
-
исследовать сущность, особенности функционирования и теоретические
основы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;
-
проанализировать на примере ТОО «ПодшипникСервис» и ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» порядок налогообложения в
общеустановленном режиме и режиме упрощенного декларирования;
-
изучить основные проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса;
-
наметить пути совершенствования системы налогообложения для субъектов
малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования является деятельность
предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Теоретическую и методологическую основу составляют
нормативные и законодательные акты Республики Казахстан: Конституция Республики
Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан
от 30.01.2006 г. № 124-III «О частном
предпринимательстве», Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» № 125-III от 31 января
2006 года.
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение
форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы.
Налог- это установленный
государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в
надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход
государства, производимый субъектом налога в определенный сроки и в
определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный
характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.
В современном цивилизованном обществе налоги –
основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две
основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие
доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные
лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы
доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными,
транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично –
правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти,
принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы.
Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и
предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией»
бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством,
разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах
воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо
подчеркивал К. Маркс.
Первоначально налоги взимались в виде различных
податей, дани. По мере развития товарно – денежных отношений налог приобретает
денежную форму. В частности, одним из первых денежных налогов был подушный
налог на всех граждан в Древнем Рима во II веке н.э. – трибут.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые
органами власти с физических и юридических лиц в государственный бюджет. То
есть изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.
Такие взносы осуществляют основные участники
производства ВВП: работники, создающие своим трудом материальные и
нематериальные блага и получающие определенный доход; субъекты рынка, владельцы
капитала. При этом сам платеж определенной суммы денежных средств в виде налога
– есть внешнее проявление экономических связей участников воспроизводственного
процесса и государства. А в их основе лежат экономические отношения. Таким
образом, экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют
собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального
дохода и юридических лиц и граждан, которая аккумулируется государством для
осуществления своих функций и задач.
Как известно, созданная стоимость ВВП подвергается
распределению, в результате которого каждый участник общественного производства
получает свою долю. Последняя составляет их доход. Распределительные процессы в
стоимостной форме, в результате которого каждый участник общественного
производства получает свою долю, осуществляется, прежде всего, с помощью
финансов.
Государство, в силу своей власти вправе изымать
часть дохода юридических и физических лиц на основании определенных норм. Такое
изъятие осуществляется с помощью налогов. Термин «налог» в переводе с
английского означает «Tax», т.е. такса, доля государства, подлежащая обязательному
взносу. Таким образом, если финансы участвуют в распределительном процессе в
целом, то налоги, выражают более ограниченную сферу распределительных
отношений, являются перераспределительными.
Часть национального дохода, мобилизованная
принудительно в форме налогов направляется в централизованный фонд финансовых
ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее
безэквивалетное движение стоимости (от налогоплательщика к государству), то
есть здесь отсутствует купля – продажа. Итак, среди экономических категорий
налоги характеризуются наличием специфических черт финансов: денежный характер,
распределительный характер, являются разновидностью финансовых ресурсов, имеют
одностороннее движение стоимости.
Таким образом, налоги относятся к системе финансовых
отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют
материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и
физических лиц, присвоенной властным образом государством.
Этим определяется двойственный характер налогов: с
одной стороны, налоги – есть специфическая форма производственных отношений, с
другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в
денежной форме.
Налоги в их сущности и
содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством
национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы
различных стран. По набору налогов, их структуре, способом взимания, ставкам,
фискальным полномочием различных уровней власти, налоговой базе, сфере
действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на
первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить
две главные общие черты:
1) постоянный конкретный
поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
2) построение налоговых
систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве,
справедливости и эффективности налогообложения.
Первая из этих черт
реализуется в форме широкомасштабных или налоговых реформ, введением новых налогов,
изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями
с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового
бремени.
Что касается второй черты, то принципы построения
налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности
правительства той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы
носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличные черты,
связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
Рассмотрим функции налогов. Вообще понятие «функция»
широко применяется в научной и практической деятельности. Дословно, в переводе
с латинского языка «функция» означает «исполнение» или «совершение».
Основной функцией налогов является фискальная, с ее
помощью происходит формирование государственных денежных фондов, то есть
создаются материальные условия для функционирования государства. Фискальная
функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости
национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев населения.
Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства
государства в экономические отношения. Это означает, что фискальная функция
обуславливает действие регулирующей функции.
Регулирующая функция означает, что налоги как
активный участник перераспределительных процессов оказывает воздействие на
производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или сдерживая его
темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и находится с ней в
тесной взаимосвязи.
Распределительная функция налогов проявляется в
сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами. Налоги выступают
инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов
юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на
распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Налогообложение в любом
цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах -
основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти
принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества,
так, как от них во многом зависело социально- экономическое благополучие
населения и спокойствие граждан. Совокупность принципов налогообложения
казахстанской налоговой системы рассмотрена в таблице 1.
Таблица 1
Принципы налогообложения казахстанской налоговой
системы
1) классические принципы |
- справедливость
-равномерность
- удобство
- дешевизна
|
2) экономико-функциональные принципы
|
- стабильность
-устойчивость
- однократность взимания налогов
- дискретность налогообложения
( объект, ставки)
|
3) организационно-правовые принципы
|
- децентрализация
- единство налоговой системы
|
Не ограничиваясь данным перечнем принципов, добавим
принцип исключения двойного налогообложения и принцип стабильности налогового
законодательства. Исходя их вышесказанного, национальная налоговая система,
построенная в соответствии с требованиями общенаучных принципов, правилами
построения налоговыми системами, принципов, отражающих специфику развития
экономики республики, станет двигателем развития рыночных отношений.
В соответствии с этим, в любом государстве
разрабатываются так называемые современные принципы налогообложения. Так в
Республике Казахстан таковыми можно определить:
1. Налоговое законодательство Республики Казахстан
основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства
налоговой системы и гласности налогового законодательства.
2. Положения налогового законодательства Республики
Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным
настоящим Кодексом.
Принцип обязательности налогообложения.
Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с
налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.
Принцип определенности налогообложения. Налоги и
другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть
определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления
в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения
и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
Налоговая система представляет собой совокупность
предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения
или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления
налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер
ответственности за нарушение налогового законодательства.
Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года
объявила обязанность уплачивать законно установленные налоги, сборы и другие
обязательные платежи в бюджет уже долгом и обязанностью каждого [2; с.14].
Налоговая система Республики Казахстан включает в
себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие
налоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственных
доходов Республики Казахстан и его местные органы).
Налоговым
обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством,
возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Налоговое
законодательство Республики Казахстан состоит из Кодекса Республики Казахстан
"О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее Налоговый
кодекс), а также других нормативных правовых актов. Ни на кого не может быть
возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в
бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом, все налоги и другие обязательные
платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке
и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Начало перехода к рыночной экономике (1991 год) в
Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом
торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной
политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений.
Экономика Казахстана в основном сориентированная на производство сырьевой
продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической
системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению
проблем. Поэтому динамика социально-экономического развития страны в середине
90-х годов производила тяжелое впечатление. Падал уровень жизни людей.
Производство потребительских товаров сокращалось в среднем на 20% в год. Росла
безработица – около 40% в год. Происходило вымывание валютных средств из государства.
Шло разрушение старой экономической системы. Новый же рыночный механизм еще
только формировался.
До перехода к рыночным отношениям базовую основу
экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не
входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой
экономики развитие предпринимательства явилось одним из главных инструментов
реализации стратегического курса государства.
Предпринимательство является одной из наиболее
существенных черт рыночной системы. Предприниматели постоянно генерируют новые
идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары, т.е.
концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей цели [3; с.
12].
Предпринимательство — это особый вид экономической
активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную
на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе,
ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму
участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых
средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой
формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная
функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
- собственника каких-либо объектов, недвижимости и
т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник
предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
- наемного работника, продающего свою рабочую силу
(токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
- индивидуального производителя
("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений,
или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от
такой деятельности, и т. д.);
- государственного или муниципального служащего;
- менеджера (управляющий чужим предприятием);
- пенсионера (пассивная форма участия в общественном
производстве как следствие прошлой активности);
- учащегося или студента (как подготовительный этап
к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
- безработного (как вынужденная форма неучастия или
приостановки участия в общественном производстве);
- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия,
милиция, госбезопасность);
- вовлеченного в экономически преступную
деятельность (рэкет, воровство и др.) [4; с.30].
Под предпринимательством в Республике Казахстан
понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от
формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем
удовлетворения спроса на товары, работы, услуги), основанная на частной
собственности, либо на праве хозяйственного ведения государственного
предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская
деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную
ответственность предпринимателя [5; с.2].
Все многообразие предпринимательской деятельности может
быть классифицировано по различным признакам (таблица 2) [6; с.211].
Таблица 2
Классификация предпринимательской
деятельности
Признаки
|
Виды и характерные особенности
|
По видам деятельности или назначению
|
- производственная, коммерческая, финансовая,
консультативная и другие виды, которые могут функционировать раздельно или
вместе. Эта классификация связана с типовыми фазами воспроизводственного
цикла (производство - обмен - распределение - потребление)
|
По формам собственности
|
- частное; - государственное; - собственность общественных
объединений
|
По количеству собственников
|
- индивидуальное, т.е. собственность принадлежит одному
физическому лицу.
- коллективное - это собственность, принадлежащая
одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без
определения долей. Владение, пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению их
собственников
|
По формам объединения
|
товарищество, общество, кооперативы
|
По организационно-экономическим формам
|
концерны, ассоциации, синдикаты, картели,
финансово-промышленные группы (ФПГ)
|
В нашей республике принят ряд нормативных законодательных актов о
государственной поддержке малого предпринимательства, которые базируются на Конституции
РК, Гражданском кодексе РК, Законе РК от 19 июня 1997 года № 131-1 «О
государственной поддержке малого предпринимательства», Законе Республики
Казахстан от 30.01.2006 г. № 124-III «О частном
предпринимательстве» и другие.
К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные
предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью
работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие
частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работник не более 50
человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше
шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного
законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год [7; с.211].
В 2007 году этот предел составляет 65520000 тенге (6000 х 1092 тенге).
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства
определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов,
представительств и других обособленных подразеделений данного субъекта [8;
с.7].
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные
предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью
работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное
предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти,
но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за
год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя,
установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый
год. В 2007 году этот предел составляет 354900000 тенге (325000 х 1092 тенге)
[8; с.8].
Если взять за основу собственность, то можно выделить три
вида организационно-правовой формы предпринимательства:
- индивидуальное, или частное предпринимательство;
- товарищество, или партнерство;
- корпорация (акционерное общество).
Индивидуальным предпринимательством называется бизнес,
владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса
одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную
ответственность. Кроме того, у него невелик капитал - в этом недостатки
индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник
владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный
бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только
подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это
наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий
сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т. п.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым
владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом,
поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную
ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его
легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные
средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:
- ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле,
которое требует новых вложений капитала;
- неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее
участниками;
- сложности определения меры каждого в доходе или убытке
фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В форме партнерства
организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.
Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной
предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность
корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций
называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход
корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут
ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в
акции.
К числу преимуществ корпораций относятся:
- неограниченные возможности привлечения денежного капитала
через продажу акций и облигаций;
- разделение прав акционеров на имущественные и личные. К
имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости
имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в
управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в
управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
- привлечение профессиональных специалистов для выполнения
управленческих функций;
- стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что
выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
- двойное налогообложение той части дохода корпорации,
которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть
прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для
владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна.
Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса S-корпораций (small business corporation), при котором доход корпорации
считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
- благоприятные возможности для экономических
злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной
стоимости;
- разделение функций
собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди
многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции
собственности. Владельцы акций заинтересованы ъ максимальных дивидендах, а
менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот. Существуют
другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их недостатки.
Пристальное внимание государства к малому и среднему
предпринимательству объясняется желанием достичь позитивных экономических,
политических и социальных результатов для общества.
Экономический результат состоит в том, что малое и
среднее предпринимательство формирует конкурентную среду, способствует
наполнению рынка отечественными товарами и услугами, является питательной
средой для среднего и крупного бизнеса.
Политический результат состоит в том, что малый
бизнес является источником формирования среднего класса, как основы
стабильности общества.
Социальный результат – в том, что малое
предпринимательство способствует решению проблемы занятости населения,
повышения его уровня жизни.
И здесь Казахстан «не изобретает велосипед», а идет
по пути стран с развитой рыночной экономикой, где крупные структурные сдвиги
произошли в пользу малых предприятий, что обусловлено их эффективностью в конкуренции,
быстрой реакции на спрос и ускорение научно-технического развития, рациональном
использовании кадров, минимуме капиталовложений.
В США, например, из зарегистрированных 18,1 млн.
фирм 97% относится к категории малых с числом занятых до 500 человек; при этом
90% этих малых фирм имеют численность менее 15 человек. На долю малого бизнеса
здесь приходится 38% ВНП и 47% занятой рабочей силы.
Важно подчеркнуть, что для современной экономики на
западе характерно наличие, как минимум, двух больших групп малых предприятий:
одна выступает в роли субпоставщика гигантам индустрии, другая – предпочитает
самостоятельное функционирование. Соотношение этих групп в США – 50:50, в
Великобритании – 20:80, в Японии – 70:30, во Франции – 40:60.
Для Казахстана в численном соотношении также как на
Западе характерно наличие огромного количества субъектов малого
предпринимательства. Состояние малого бизнеса в Казахстане
сегодня лучше всего можно продемонстрировать с помощью цифр. По данным
официальной статистики, в республике по состоянию на 1 января 2003 года
насчитывалось 442,3 тысячи субъектов малого предпринимательства, где занято
около 1,2 млн. человек. Удельный вес занятых в малом предпринимательстве
составил 17,6%.
Однако количество малых предприятий
постоянно растет, так в республике только за второй квартал 2004 года было
зарегистрировано 135 тысяч субъектов малого бизнеса. Обращаясь к сферам
деятельности малых предприятий, можно отметить, что большинство из них (39%) специализируются
на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Значительно
меньшее количество малых предприятий занимается промышленной деятельностью, но и
здесь наблюдается увеличение их числа: если во втором квартале 2003 года
действовало 7,9 тысяч промышленных малых предприятий, то во втором квартале
2004 года их количество увеличилось до 8,1 тысячи.
В результате финансово-хозяйственной
деятельности во втором квартале 2004 года субъектами малого бизнеса получен
доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в сумме 757,6 млрд.
тенге, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. При этом более половины общей
суммы дохода обеспечили предприятия торговой сферы. Если анализировать доход,
полученный от реализации продукции мадых предприятий, по регионам, то ведущую
роль играет Алматы (44 % от общей суммы дохода) и Астана (13,7 %), за ними
следует Карагандинская область (5,7 %).
По данным Агентства по статистике Республики
Казахстан на 1 января 2005 года было зарегистрировано 145 087 предприятий
малого бизнеса (юридических лиц) из них действующие составили 103 291 или
71,2%. В 2000 году доля действующих предприятий составляла 80,5%.
(зарегистрировано 76 743, действующих 63422). При росте количества
зарегистрированных предприятий за 2000-2005 годы на 68 344 или 89%, количество
действующих субъектов увеличилось на 39 869 или 62%.
При этом, если рост зарегистрированных предприятий
малого бизнеса в 2000 году составлял 14,7%, то в 2004 году рост составил только
10,9%.
Чрезмерная зарегулированность деятельности субъектов
малого предпринимательства в форме юридических лиц приводит к прекращению их
деятельности. Из всего количества зарегистрированных предприятий малого бизнеса
только 38% являются активно действующими, т.е. осуществляющими экономическую
деятельность.
Динамика развития малого и среднего бизнеса
представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика развития малого и среднего бизнеса в
Казахстане
Показатели
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
01.01.
2005
|
Зарегистрированные
|
76 743
|
193 165
|
221 262
|
254 794
|
280 136
|
321 197
|
Юридические лица
|
76743
|
87995
|
102182
|
116 924
|
130 779
|
145 087
|
Крестьянские (фермерские
хозяйства)
|
|
105 170
|
119 080
|
137 870
|
149 357
|
176 110
|
Действующие
|
63422
|
143432
|
170458
|
196653
|
216387
|
252 183
|
Юридические лица
|
63422
|
67059
|
77398
|
87173
|
93 494
|
103 291
|
Активные (юр.лица)
|
30 172
|
33 778
|
39 590
|
42 516
|
46 194
|
51 339
|
Рост по численности занятых в малом бизнесе ежегодно
замедляется, если в 2002 году было создано 88 тысяч новых рабочих мест, то в
2003 году 27,8 тысяч рабочих мест, а в 2004 году 74,6 тысяч, при этом на
01.02.2005 г. количество занятых на предприятиях малого бизнеса сократилось на
62,8 тысяч. На 01.01.2005 года доля предприятий микробизнеса составила 91,4% от
общего количества зарегистрированных предприятий, и на них работало 59,5%
занятых.
Дальнейшая
стабилизация социально-экономического положения в стране оказала положительное
влияние на развитие малого и среднего бизнеса.
По данным Агентства
Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2005 года в республике
зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия
составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты
малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.
Численность граждан,
занятых в малом предпринимательстве (юридические лица), достигла на 1 января
2005 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую дату рост составил
8,7%. Доля вклада субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем
продукте (далее - ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно малое и
среднее предпринимательство дает около 25%. Увеличение дохода от реализации
товаров и услуг юридических лиц - субъектов малого предпринимательства за 2004
год составило к 2003 году 8,7%.
Сложившаяся
отраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последние
годы. Из общего количества активных юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта
автомобилей и изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества
активных в сфере малого предпринимательства с суммарной численностью занятых
163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом
предпринимательстве).
Структура предприятий
малого бизнеса по состоянию на 01.01.2007 г. представлено наглядно на рисунке
1.
Рисунок 1. Структура малых предприятий по состоянию на
01.02.07 [9; с.16]
Количественный состав предприятий малого бизнеса в
региональном разрезе по состоянию на 01.02.2007 представлен в таблице 4.
Таблица 4
Количество предприятий малого бизнеса
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на
изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые
компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и
за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.
Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что
для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Развитие малого и среднего бизнеса отвечает
общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию
разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой
реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного
регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес
— это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого
предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из
ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние
занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе
множество важных преимуществ:
- увеличение
числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта
политической стабильности в демократическом обществе;
- рост
доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и
сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция
наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес
становится первичной школой самореализации;
Страницы: 1, 2, 3
|