Процесс бюджетирования в организации
Процесс бюджетирования в организации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Содержание и принципы
бюджетирования
1.2 Методология и виды
бюджетирования
1.3 Организация процесса
бюджетирования на предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «ТАТЬЯНА»
2.1 Краткая
характеристика ООО «Татьяна»
2.2 Анализ финансового
состояния ООО «Татьяна»
2.3 Бюджетирование в ООО
«Татьяна»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «ТАТЬЯНА»
3.1 Совершенствования
системы бюджетирования в организациях в современных условиях
3.2 Использование
информационных технологий в осуществлении бюджетирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающихся рыночных отношений в
нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую
самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью
предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его
отдельных подразделений и служб.
Особенно следует подчеркнуть, что на многих
предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на
готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного
процента рентабельности.
Планирование и контроль результата деятельности
предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного
инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и
своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят
свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и
фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его
помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного
предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и
контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом
руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Бюджет представляет собой, выраженные в
конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия
возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации
управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же
можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие
оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Следует отметить, что в России тема
бюджетирования как метода управления финансовой деятельностью предприятия
недостаточно широко изучена и освещена как в учебной литературе по теории
финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет.
Актуальной задачей любого предприятия на
современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с
ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов.
В отечественной научной литературе доминируют
переводные источники. Российские ученые совместно с зарубежными предпринимают
попытки адаптировать существующие системы бюджетирования к условиям развития
коммерческих отношений на отечественных хозяйствующих субъектах. Из
первоначальных источников наибольший интерес вызывают работы Д. Шима и Д.
Сисела , Б. Колласа , Д. Ирвина , Г. Бенвенисте , Д. Хана , Р. Брейли и С.
Майерса , П. Грэй , В. Максвелла и Л. Миллера и др.
В последнее время появились отечественные работы,
рассматривающие вопросы разработки организации бюджетирования применительно к
особенностям российских субъектов. Из них в настоящее время наиболее известными
являются теоретические и методические исследования отечественных ученых В.П.
Панагушина , Э.С. Минаева , М.М. Алексеевой , Р.А. Фатхутдинова , И.Т. Баланова
, Е.С. Стояновой , В.В. Ковалева , С.А. Стукова , И.А. Бланка и др.
Бюджетирование является первым этапом разработки
системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации
финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их
объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность
предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее
звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными
операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и,
как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована
необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих
финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность
выбранной темы.
Объектом исследования выпускной квалификационной
работы является ООО «Татьяна».
Предметом исследования является процесс
бюджетирования в организации.
Цель выпускной квалификационной работы –
исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения
эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса
бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
- разработать приоритетные направления бюджетного
периода;
- осуществить анализ исполнения сводного бюджета.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1
Содержание и принципы бюджетирования
Бюджетирование
- один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно
используется компаниями как технология финансового
планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование
как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения
стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже
успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.
Однако у практиков, имеющих опыт бюджетирования, есть вопросы, требующие
разъяснений. Что уж говорить о тех отечественных компаниях, которые только
сейчас начинают внедрение бюджетных процессов.
В
основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит
Сбалансированная Система Показателей - ССП, разработанная Р.Капланом и
Д.Нортоном. В соответствии со стратегическим планом развития компания
разрабатывает стратегические карты, которые отражают ее цели в четырех
проекциях: «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», «Персонал». Для каждой
проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы - ключевые
показатели эффективности КПЭ. В проекции «Финансы» стратегия компании
представлена либо стратегией роста доходов, либо стратегией снижения затрат.
Ключевыми показателями эффективности выступают такие показатели, как доля
рынка, рентабельность бизнеса, свободный денежный поток и т.д. Достижение
указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии компании.
Для расчета КПЭ формируют бюджетные показатели - объем продаж, прямые и
накладные расходы по статьям и т.д. Бюджетные показатели подразделений являются
составной частью бюджетных показателей компании. Выполнение бюджетных
показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является
связующим звеном между целями компании и целями персонала.
У
компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план
стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе
статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того,
какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они
решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра [
49, c.
145].
В
процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного
маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать
различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и
является бюджетирование.
В
многочисленных учебниках, посвященных этой тематике, можно найти различные
определения понятий «бюджет» и «бюджетирование». В рамках данной статьи автор
предлагает использовать следующую терминологию.
Бюджет - это план на определенный период в
количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного
достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование
- это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
Рассмотрим
основные принципы, на которые необходимо обратить внимание компании,
рассчитывающей на успешное внедрение бюджетирования.
К числу основных задач бюджетирования относится
следующее:
- обеспечение текущего планирования;
-обеспечения координации, кооперации и
коммуникации подразделений предприятия;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов
предприятия;
- исполнение требований законов и контрактов.
Как
любая процедура, бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным
правилам. Следовательно, в первую очередь необходимо выработать и утвердить
единые правила, на основе которых и будет строиться система бюджетирования:
методологию, оформление табличных форм, финансовую структуру и т. д. Следует
добиться, чтобы эти правила заработали. И здесь важную роль играет
«человеческий фактор».
Нередко
менеджеры постановку бюджетирования «встречают в штыки». Одни воспринимают это
просто как дополнительную работу, которую им пытаются навязать, другие
опасаются, что бюджетирование вскроет недостатки работы их подразделений,
третьи вообще могут не понимать, что от них требуется. Чтобы заставить
менеджеров исполнять бюджетные процедуры, нужно использовать пресловутый
«административный ресурс».
Регламент
бюджетирования, сам бюджет, система мотивации - все это нужно утверждать
внутрифирменными приказами, за невыполнение которых сотрудников следует
наказывать. Таким образом, вторая составляющая бюджетирования - это
организационные процедуры. Третий ключ к успеху - автоматизация всего процесса
бюджетирования. На больших предприятиях объем информации огромен, но каким бы
значительным он ни был, обработать его нужно вовремя. В современном бизнесе
вчерашние данные никому не нужны. Необходим анализ сегодняшних показателей и
прогноз на завтра, послезавтра, на месяц вперед и т. д. Автоматизация
бюджетирования - это прежде всего автоматизация планирования. По сути, это
автоматизация тех процедур, которые расписаны в регламенте по бюджетированию.
Вся
процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на
последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:
-
бюджет доходов и расходов;
-
бюджет движения денежных средств;
-
прогнозный баланс.
Некоторые
предприятия считают достаточным составление только одного бюджета: доходов и
расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования
деятельности компании на выходе целесообразно получать все три бюджетные формы.
Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность
предприятия, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют
финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и
финансовое состояние предприятия. Вряд ли финансовым директорам нужно объяснять,
что при отсутствии хотя бы одного из трех бюджетов картина планирования будет
неполной.
Все
итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж,
бюджета производства и др.). Общую схему формирования итоговых бюджетов на основании
операционных можно найти в любом учебнике по бюджетированию или управленческому
учету, поэтому приводить ее в рамках данной статьи мы не будем. Однако в одной
из следующих статей мы подробно разберем процесс формирования всех бюджетов на
примере российского холдинга.
Нужно
отметить, что после составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения
денежных средств и прогнозного баланса работа по планированию не заканчивается.
Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого анализа,
например для расчета коэффициентов. А во-вторых, начинается стадия коррекции,
согласований, решения проблемных вопросов. Весь процесс бюджетирования выходит
на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит в
категорию «обязательной к исполнению», а другая - в категорию ближайших
уточненных планов.
Принципы
эффективного бюджетирования базируются на здравом смысле и довольно просты. Для
сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен
быть постоянным и непрерывным. Сами периоды должны быть одинаковыми и
утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год. Рассмотрим основные
правила, соблюдать которые должна любая компания, занимающаяся бюджетированием.
Непрерывность
бюджетирования выражается в так называемом «скольжении». Существует
стратегический период планирования, например пять лет. На этот период
составляется так называемый бюджет развития, который не следует путать с
бизнес-планом. В бизнес-плане должны содержаться не только количественная
информация, но и идея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации
производства и т. д. В принципе, финансовая часть бизнес-плана и представляет
собой бюджет развития [23, c. 12].
Пятилетний
стратегический период планирования включает еще один период длиной в четыре
квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии
первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет
на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».
Во-первых,
используя «скользящий» бюджет, предприятие регулярно может учитывать внешние
изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке),
изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже
достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более
точными, чем при статичном бюджетировании. В условиях регулярного планирования
сотрудники на местах привыкают к предъявляемым требованиям и соотносят свои
повседневные действия со стратегическими целями компании.
Во-вторых,
при статичном бюджетировании к концу года значительно снижается горизонт
планирования, чего не происходит при «скользящем» бюджете. Например,
предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в
октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится
бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы,
заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в
октябре.
Утвержденные
бюджеты должны исполняться - это одно из основных правил. В противном случае
сводится на «нет» вся идея планирования и достижения поставленных целей. За
неисполнение надо наказывать, для исполнения - мотивировать.
Бюджетирование
является ключевым элементом системы внутрифирменного контроля и корректировки
стратегического вектора развития компании. Бюджетный контроль позволяет
оперативно отслеживать отклонения от заданных целевых значений и выявлять
тенденции развития компании. Итак, система бюджетного управления - это система
управления по отклонениям. Именно система управления по отклонениям, а не
система по отслеживанию и «ликвидации» отклонений.
Детально
проработанный бюджет, который прошел несколько итераций «сверху вниз»
(установление руководством стратегически ориентированных бюджетных показателей
на основе маркетинговой информации) и «снизу вверх» (разработка операционных
бюджетов подразделений на основе фактических данных прошлых периодов),
позволяет управлять ресурсами компании с максимальной степенью эффективности.
Однако, если в середине бюджетного периода изменяется стратегическая цель
развития компании, формальное исполнение утвержденного бюджета может служить
препятствием. В регламент бюджетирования должны быть внесены соответствующие
пункты, которые позволяют оперативно вносить изменения в бюджеты компании.
Следует также отметить, что не все компании увязывают показатели краткосрочного
планирования (годовые бюджетные показатели) с показателями долгосрочного
стратегического планирования. Для корректной оценки реализации стратегии с использованием
бюджетирования необходимо формализовать стратегию в виде финансовых показателей
на долгосрочный период (допустим, 5 лет), после чего произвести разбивку
финансовых показателей на годы.
Таким
образом, бюджетирование, в случае реализации описанного комплекса мероприятий,
является эффективной технологией управления бизнесом.
1.2 Методология и виды
бюджетирования
Система бюджетирования на любом предприятии
состоит из двух ключевых подсистем:
- бюджетов структурных подразделений,
составляемых по центрам ответственности (центрам финансового учета);
- сквозного (сводного) бюджета, характеризующего
деятельность
предприятия в целом.
Система бюджетов подразделяется также на
операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов
и расходов, базой для разработки которого являются более частные бюджеты:
производства; продажи продукции; прочих доходов; затрат на материалы и энергию;
оплаты труда; амортизационных отчислений; общепроизводственных и
общехозяйственных расходов; налоговый и др [37, c. 64].
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения
денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по
балансовому листу).
Составление бюджета доходов и расходов является
отправной точкой процесса сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный
бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их
структуру на предстоящий период. Доходную и расходную часть бюджета вычисляют
отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть бюджета разделяют на
три составляющие:
- доходы от реализации продукции;
- доходы от прочей
текущей деятельности;
- доходы по финансовой
деятельности.
Расходная часть состоит из текущих расходов,
связанных с производством и сбытом продукции; расходов на выплату налогов; расходов
по финансовой деятельности.
Необходимо отметить, что пересмотр бюджета
доходов и расходов возможен в случаях:
- его дефицита (превышения расходов над
доходами);
- если плановая рентабельность продаж и
собственного капитала
находится, по мнению руководства, па недостаточном уровне (отношение профицита
бюджета к объему продаж и собственному капиталу), что не позволяет в полной
мере реализовать эффект финансового рычага.
С точки зрения последовательности подготовки
документов для составления основного бюджета выделяют две составных части
бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
- Подготовка операционного бюджета;
- Подготовка финансового бюджета.
Перечень операционных бюджетов, как правило,
исчерпывается следующим списком:
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о
запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого
вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к
необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой,
качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля
продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления
бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и
успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на
следующие вопросы:
- какую продукцию выпускать;
- в каких объемах она будет реализована (с
разбивкой на определенные промежутки времени);
- какую установить цену продукции;
- какой процент продаж будет оплачен в текущем
месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
В общем случае компания в текущем периоде уже
выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании,
отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы
относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида
продукции.
На объем реализации продукции влияют следующие
факторы:
- макроэкономические показатели текущего и
перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста
производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
- долгосрочные тенденции продаж для различных
товаров;
- ценовая политика, качество продукции, сервис;
- конкуренция;
- сезонные колебания;
- объем продаж предшествующих периодов;
- производственные мощности предприятия;
- относительная прибыльность продукции;
- масштаб рекламной кампании.
Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен
на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из
возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния
компании.
Переходя к вопросу об оплате реализованной
продукции, отмечаем, что вся реализованная покупателям продукция может быть
оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения
продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим
вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа
по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих
контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения
покупателями своих обязательств и выдача результата.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие
требования:
- бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный
или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
- бюджет составляется с учетом спроса на продукцию,
географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
- бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток
от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков
денежных средств;
- в процессе прогноза денежных потоков от продаж
необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть
продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг [12, c. 39].
Одновременно с бюджетом продаж целесообразно
составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления
основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых,
бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж;
во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.
Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою
работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо
учитывать следующее:
- расчет коммерческих расходов должен соотноситься
с объемом продаж;
- не следует ожидать повышения объема продаж,
одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию
сбыта;
- большинство затрат на сбыт планируется в
процентном отношении к объему реализации – величина этого отношения зависит от
стадии жизненного цикла товара;
- коммерческие расходы могут группироваться по
многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
- значительную часть затрат на сбыт составляют
затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении
коммерческими расходами;
- в бюджет коммерческих расходов включают расходы
по хранению, страховке и складированию продукции.
- Бюджет производства – это производственная программа, которая
определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном
периоде (в натуральных показателях).
Он опирается на бюджет продаж, учитывает
производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину
внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены,
используется следующая универсальная формула [35, c. 78]:
ТМС готовой ТМС готовой
продукции на + Планируемый объем = Планируемый + продукции на (1)
начало периода производства продукции объем продаж конец периода.
Необходимый объем выпуска продукции определяется,
таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на
конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным
моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С
одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные
скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в
запасы, не приносят дохода.
Как правило, запас готовой продукции на конец
периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта
величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю
отношений с покупателями.
Одновременно с бюджетом производства следует
составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые
уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в
стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев
предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж
и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при
составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.
Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное
выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и
приобретение основных видов сырья и материалов. Механизм составления широко
применяется украинскими предприятиями, но качество составления оставляет желать
лучшего (завышение расходных коэффициентов и т.д.).
Методика составления исходит из следующего:
- все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
- прямые затраты на сырье и материалы – затраты на
сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
- бюджет прямых затрат на материалы составляется на
основе производственного бюджета и бюджета продаж;
- объем закупок сырья и материалов рассчитывается
как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало
периода;
- бюджет прямых затрат на материалы составляется с
учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.
В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы
составляют график оплаты приобретенных материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное
выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного
производственного персонала.
При подготовке бюджета прямых затрат на оплату
труда учитывают:
- он составляется исходя из бюджета производства,
данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного
производственного персонала;
- в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют
фиксированную и сдельную часть оплаты труда.
Бюджет производственных накладных затрат – это количественное
выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством
продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.
Производственные накладные расходы включают в
себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий
ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства,
а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом
понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов
затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится
на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на
инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.
Бюджет управленческих расходов – это плановый документ,
в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с
производством и сбытом продукции.
К управленческим расходам относят затраты на
содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений
непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным
кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер,
переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового
показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или
денежном выражении).
Составив описанные выше предварительные бюджеты,
можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое
начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой
отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает
результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках
составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в
оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости
реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о
прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.
Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в
сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет
менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей.
Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или
собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы
и ее пересмотр [36, c.146].
Следующим шагом, одним из самых важных и сложных
шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.
Бюджет денежных средств – это плановый документ,
отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по
источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования.
Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной
суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры
минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет
собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.
Минимальная денежная сумма представляет собой
своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении
движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта
минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она
будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во
время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными
средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных
счетах.
Бюджет денежных средств составляют отдельно по
трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое
разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.
Данные по бюджету продаж, различным бюджетам
производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат
отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты
выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или
долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.
На заключительном этапе процесса бюджетирования
составляется прогнозный баланс.
Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности,
которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец
прогнозируемого периода.
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные
неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не
планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс
позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец,
прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на
предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически
правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме
обязательств предприятия и его собственного капитала
1.3 Организация процесса
бюджетирования на предприятии
Процесс бюджетирования на многих предприятиях протекает
в условиях экономической нестабильности и отсутствия четких перспектив
развития.
Следовательно, для успешного формирования и
функционирования системы бюджетного управления необходимо соблюдение ряда
обязательных условий.
Целесообразно создание
новой организационной структуры управления предприятием, определяющей права
и ответственность
руководителей подразделений, а также структуры бизнес-процессов, влияющих на
скорость и качество внутрифирменного планирования [28, c. 90].
Обязательна интеграция
бюджетирования с организационной и
информационной структурами предприятия и системой исполнения бизнес-процессов (производством
товаров). Наиболее предпочтительным является подход, когда происходит
закрепление организационной структуры в соответствии с целями и задачами
предприятия, а также ситуацией во внешней среде. После этого определяют правила
движения информации (документов,
регистров, отчетов и др.), которая отражает результаты деятельности предприятия
в целом и его подразделений (филиалов).
Для успешного планирования целесообразно
стандартизировать учетные данные с целью их совместного использования всеми
структурными подразделениями (бизнес-центрами, центрами ответственности и т. д.).
В этих целях необходимо разработать следующие
внутренние нормативные документы:
- положение о конвертации
и консолидации данных бухгалтерского учета;
- план счетов налогового
учета;
- положение о
формировании налоговой отчетности;
- положение о системе
управленческого учета и отчетности;
- классификатор первичных
элементов производственной логистики, идентифицированных во времени и
пространстве;
- классификатор первичных
планово-учетных единиц бюджетного управления и др.
Необходимо четкое
структурирование всех процессов, распределение функций и ответственности
конкретных лиц за результаты хозяйственной деятельности структурных
подразделений. Соблюдение этого условия позволяет автоматизировать все
необходимые для этого операции и значительно упростить систему бюджетирования.
Внедрение бюджетирования
должно базироваться на качественном финансовом анализе, прогнозировании
тенденций рыночной конъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а
следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести
следующую работу:
- составить набор
аналитических показателей для подразделений;
- обеспечить их
сопоставимость во времени и пространстве;
- определить набор
стандартных аналитических форм.
Внедрение бюджетирования сопровождается
разработкой учетной политики (выбор центров финансового учета (ЦФУ), системы
осуществления бухгалтерского учета, типологии бухгалтерских проводок, которые
можно использовать для описания хозяйственных ситуаций, процедур консолидации
информации и определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского
учета были пригодными для финансового анализа и контроля, они должны быть
дополнены системой управленческого учета, что позволит достоверно распределить
затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.
В конечном итоге окончательный контур бюджетного
управления должен включать:
- формулирование целей и
задач предприятия;
- финансовое планирование
и контроль за реализацией планов;
- учет и контроль
результатов;
- расчет параметров для
анализа отклонений от плана;
- принятие решений по
регулированию отклонений (сохранение
положительных отклонений и устранение отрицательных).
В любом случае перед руководством предприятия
стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системы бюджетного управления,
одновременно решив две проблемы — организационную и техническую. Обязательным
условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента,
определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку каждый из них
требует не только согласования со смежными бюджетами, но и с другими функциями
управления предприятием. Бюджетный процесс используется для достижения двух
основных целей - планирования и контроля.
В процессе
планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо
обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями
которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает
бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время
зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при
наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше
осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях.
Процесс разработки,
контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку
больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном
процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы
существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании
программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые
структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют
программно-технический блок системы бюджетирования.
Все четыре компонента
бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру
системы бюджетирования на предприятии (рис.1) [17, c.11].
Рис.1. Инфраструктура бюджетного процесса
Так, например, внутренний
документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как,
с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую
определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны,
он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных
актов, а это уже является частью системы управления.
В качестве
средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент,
позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих
менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования
(например, на основе анализа отклонений).
Основной
бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов
на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В классическом
варианте процесс подготовки бюджета состоит из следующих основных этапов:
- бюджет
продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга);
- бюджет
производства, включая его обеспечение;
- бюджет
административных расходов;
- инвестиционный
бюджет;
- финансовый
бюджет.
Однако на
практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько
раз, "откатывается" назад и повторяется снова по мере того как бюджет
уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или подразделений,
приводится в соответствие со стратегическими установками.
Разработка
бюджета включает в себя четыре основные этапа:
- постановка
проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
- анализ и
обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей
экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|