Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической
теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Пути
совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Студентка Д.С. Красовская
Руководитель ассистент
К.И. Шарова
МИНСК 2009
Введение
В
современном мире такие слова, как «налоги» и «налогообложение» уже вызывают не
страх и неизвестность, как ранее, а скорее интерес и повод для дискуссий. Ведь
система данного явления стремительно развивается, меняется, совершенствуется.
Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с таким механизмом
экономической деятельности, как налогообложение, поэтому преувеличить его
значение сложно. Налогообложение значительно влияет на предпринимательскую
активность. В свою очередь, высокая предпринимательская активность способствует
развитию и расширению рынка товаров и услуг. Вследствие этого потребители могут
выбрать ту продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет их потребностям. Кроме
того, в настоящее время на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных
поступлений. От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Таким образом, налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Именно
поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос –
вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования в
нашей стране, Республике Беларусь.
Целью
работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения
и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения.
Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1.
Изучить историю возникновения налогов, а также систему
налогообложения в разрезе ее эволюции.
2.
Определить сущность налогообложения, его основные принципы, а
также методы.
3.
Выявить практическое применение системы налогообложения и ее
специфику.
4.
Проанализировать налоговое регулирование в Республике Беларусь и
выявить его сущность.
5.
Выявить и обосновать возможность и пути совершенствования
налоговой системы в Республике Беларусь.
Методологической основой написания работы послужили труды таких отечественных
экономистов, как Н.Е. Заяц («Налоги и налогообложение»), В.Н. Шимов
(«Национальная экономика Беларуси»). Работы экономистов Российской Федерации –
Н.В. Милякова и Н.Г. Ивановой позволили еще шире рассмотреть систему
налогообложения в общем и сравнить значение и успешность функционирования
данной системы в соседних странах. Статьи в периодических изданиях дали
наиболее полное представление о настоящем состоянии налогообложения и
налогового регулирования в Республике Беларусь, позволили сделать выводы о
специфике действующей налоговой системы и выделить основные пути ее совершенствования
в нашей стране.
1. Сущность
современной налоговой системы
1.1 Учение
о налогах: возникновение и эволюция
Понятие
«налог» уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только
экономический, но и философский смысл. В исследовании содержания и природы
этого понятия следует придерживаться логики последовательного проникновения в
сущность процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением
индивидуальных доходов в пользу государственного бюджета.
Первые
упоминания о налогах нашли свое место в философских трактатах античных
мыслителей. Философами налог трактовался как общественно необходимое и мощное
явление и это притом, что известные им на то время формы налогов были
варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. В
Римской империи расходы по управлению государством покрывались преимущественно
за счет средств, получаемых от сдачи в аренду общественных земель. Достаточно
насыщенной является и история акцизов. В Англии за 20-летний период
существования республики при Кромвеле было введено до 200 видов акцизов, причем
обложению подвергались всевозможные объекты, например коробки для масла или
соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов, как основных
фискальных инструментов пополнения казны, было так много, что, по словам
государственного деятеля де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало
34 различных акциза.
По мере
общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их
современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» -
опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части
индивидуальных доходов [7, с.5-6].
Налог –
принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или
передача товаров услуг) в обмен на которые домохозяйства или фирма
непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является
штрафом, наложенным судом за незаконные действия [4, с. 486].
Фундаментальные
принципы налогообложения были сформулированы классиками более 300 лет назад. В
итоге развилась особая сфера экономической теории – наука о налогообложении.
Укрепление науки произошло в период повсеместного развития товарно-денежных
отношений. С этого времени налог рассматривается экономистами как неотъемлемый элемент
расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Однако
теория налогообложения является наименее исследованной областью налоговых отношений,
а ведь без исследования теории успех налоговых реформ невозможен.
Любая
налоговая система базируется на объективной методологической базе, которая
включает как теоретический комплекс, так и научно-практическую базу.
Существуют
различные налоговые концепции. Среди них концепции ресурсного, имущественного
обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода и др. Общество в
зависимости от уровня своего экономического развития принимает в
законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология
налогообложения составляют фундамент налогового механизма.
Ввиду
вышеизложенного можно отметить длительность существования такого экономического
явления как налогообложение, а также определить основную сущность системы
налогообложения в следующем: налог является неотъемлемым элементом расширенного
воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Выбранная концепция
налогообложения зависит, прежде всего, от уровня экономического развития
государства.
1.2 Содержание
и принципы налогообложения
Исследование
налогообложения не требует дополнительных сведений для постижения экономической
природы налоговых отношений. Необходимость налогов вытекает из классических
функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую,
экономическую, внешнеэкономическую, оборонную и др.), требующую средств. Кроме
налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для
финансирования своих нужд. Оно может, конечно, использовать финансовые займы
для покрытия расходов, но и их необходимо возвращать и уплачивать проценты.
Экономическая
сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом возникновения
финансовых отношений является прибавочный продукт. Одна его часть направляется
на расширенное воспроизводство части израсходованных средств и рабочей силы, а
вторая часть направляется в доход государства. Налоги в качестве
перераспределительной категории являются средством и источником образования
централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
При
конструировании налогового механизма необходимо учитывать следующие основные
требования:
-
налогообложение выражает смену форм собственности (форма принудительного
изъятия средств в казну государства является налоговой тогда, когда стоимость в
денежном выражении переходит из индивидуальной или корпоративной собственности
в государственное пользование);
- по своей
экономической природе оптимальное налогообложение основывается на рентной
составляющей, т.е. независимо от происхождения добавочного дохода – от
использования земли, недр, труда или капитала;
- вся
система налогообложения должна строиться в пределах вновь создаваемой стоимости;
налоговые отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или
инвестируемый для расширения производства товаров, работ, услуг [7, с.11].
Выделяют
следующие цели налоговой системы:
- создание
условий для инвестирования сбережений корпораций и частных лиц в целях
формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
-
обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий;
-
проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и
территориальному переливу капитала;
-
стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного
потребления капитала;
-
обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.
Полученные
финансовые ресурсы должны быть использованы исключительно на
общегосударственные нужды под строгим конституционным контролем.
Налогообложение
в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных
принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой
сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны
общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое
благополучие населения.
Актуальными
и в настоящее время являются принципы, сформулированные основоположником
классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом
Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства
народов»:
1. Принцип
справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность
распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить
налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, какими они
пользуются под покровительством государства»). Этот принцип означает, что
налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан
принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.
2. Принцип
определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть
точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов
налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система
должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим
условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность
законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут
непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы.
3. Принцип
удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким
способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты
налогов должны быть понятыми и удобными для налогоплательщиков.
4. Принцип
экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы
налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии
с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и
обслуживание [6, с 7-9].
В настоящее
время принципы налогообложения можно разделить на две группы. Первая группа
включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе,
используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д.
Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым,
М. Алексеенко и др.
Четыре
принципа соответствуют принципам, обозначенным Адамом Смитом и описанным выше
(принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности,
удобства и экономности).
Кроме этих
классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как
государством, так и плательщиками:
- принцип
всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от
источника дохода;
- принцип
однократности налогообложения одного и того же объекта за определенный период;
- принцип
стабильности налоговой системы;
- принцип
оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми
доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести
налогообложения юридических и физических лиц.
Вторая
группа принципов налогообложения включает в себя экономические и
организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных
условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны.
Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме
внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон (кодекс) о
налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система
демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере
применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не
вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [7,
с.31-32].
Вышеизложенные
группы принципов отражают следующие схемы:
Классификация
принципов налогообложения
Принцип –
исходное положение Принцип – основа действия налогового
Принципы
построения конкретной налоговой системы
|
|
Теоретические
(всеобщие или фундаментальные) принципы
|
|
теории налогов механизма
Народно-хозяйственные
принципы
|
|
Принципы
налогового управления
|
|
Группы принципов налогообложения
|
|
Теоретические принципы налогообложения
Таким
образом, было определено, что принципы налогообложения являются неотъемлемой
базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов зависит
социально-экономическое благополучие населения. Основные из них сформировались
еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие
социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются
в той или иной степени в налоговой системе любой страны, однако, исходя из
конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические
и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.
1.3 Основные
элементы налогообложения
Налогообложение
- это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины
налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и
физических лиц, уплачивающих налоги, сборы (пошлины).
При
установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты
законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
Налог считается
установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Основные из них:
- объект
налогообложения;
- налоговая
база;
- налоговый
период;
- налоговая
ставка;
- порядок
исчисления налога;
- порядок и
сроки уплаты налога.
В
необходимых случаях в законодательных актах могут также определяться налоговые
льготы и основания для их использования плательщиком.
Между
элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость.
Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение, т.е.
элементы налогообложения – это родовые признаки, отражающие
социально-экономическую сущность налога.
Объект
налогообложения – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар,
добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа
имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Часто название налога вытекает из объекта налогообложения (подоходный налог и
др.).
Налоговая
база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в
результате учета всех полагающихся льгот и вычитаний. К ней непосредственно
применяется налоговая ставка.
Налоговый
период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение
которого плательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым
периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год.
Налоговая
ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она
устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают твердые, или
равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные
ставки.
Твердые
ставки определяются в абсолютной сумме.
Пропорциональные
ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости
имущества (например, ставки по налогу на недвижимость).
Прогрессивные
ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения. При этом
прогрессия бывает простой и сложной. При простой ставка налога растет и
распространяется на всю сумму налоговой базы; при сложной прогрессии налоговая
база делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой.
Регрессивные
ставки понижаются по мере роста налоговой базы.
Порядок
исчисления налога – алгоритм исчисления суммы налога, исходя из налоговой базы,
налоговой ставки и налоговых льгот.
Налоговые
льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных
плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов,
применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
Вышеперечисленные
элементы налогообложения не имеют никакой силы, если отсутствует субъект
налогообложения (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по
закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если
он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или
фактическим (конечным) плательщиком.
Носитель
налога – фактический (конечный) плательщик, который уплачивает его из своих
доходов. Например, при поземельном налоге облагается владелец земли [7, с.19-21].
Определение
элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от
внезапных изменений в силу присущих закону таких качеств, как определенность,
стабильность, особая процедура принятия. При этом процесс принятия налогов
состоит из нескольких этапов, на каждом из которых ставятся и решаются
конкретные задачи.
Из
вышеизложенного следует, что налогообложение невозможно без предварительного
определения таких элементов, как объект налогообложения, налоговая база,
налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки
уплаты налога. В свою очередь данные элементы являются взаимосвязанными и
взаимозависимыми.
2. Налоги,
их функции и значение
2.1
Классификация и виды налогов
Классификация
налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации
рационального управления налогообложением она имеет большое значение.
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на
прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не
менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение
под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния
общественно-экономических отношений в стране [7, с.24].
Состав
налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом,
объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения,
особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании
поступающих налоговых сумм и др. Данная классификация необходима как для
составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием
компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических
исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого
налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным
бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и
государства.
Классификация
налогов по определенным признакам позволяет систематизировать учет налогов и
налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных
кодов для плательщиков.
Применение
классификационных кодов ведет к возможности получения оперативной информации о
состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой техники и
их исправлении.
Как было
указано выше, основным классификационным признаком деления налогов является
способ их изъятия. В соответствии с ним различают прямые и косвенные налоги.
Прямые
налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или
имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.
Реальные
налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта
налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для
налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый налог.
Личные
налоги – это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой
практике они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц,
поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций
и другими.
Косвенные
налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене
или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Они
подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные
пошлины и т.п.
В свою
очередь акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по
полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные
(универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные
косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную
стоимость.
Государственные
фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или
частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров
(спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот
счет доходов государственного бюджета.
Таможенные
пошлины, однако, имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по
различным признакам. Наиболее распространенная классификация производится по
следующим признакам:
- по
происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозимые) и импортные
(ввозные);
- по целям
взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные,
антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
- по
характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в
процентном соотношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные
(смешанные) таможенные пошлины;
- по
характеру отношений: конвенционные и автономные.
Конвенционная
пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий
принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими
правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная
пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны
в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие
от договорного тарифа.
Классификация
налогов может осуществляться и в зависимости от способа налогоизъятия.
Существуют следующие способы:
1)Кадастровый.
Предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень
типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения
(земли, домов), который используются при исчислении соответствующего налога.
2)Декларационный.
Предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления –
декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают
данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах
и порядке исчисления.
3)Административный.
Предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода. В данном
случае налог удерживается бухгалтерией еще до выплаты дохода, что исключает
возможность от его отклонения[7, с.24-30].
Таким
образом, была рассмотрена классификация налогов по различным классификационным
признакам, основным из которых является деление налогов по способу изъятия.
Классификация налогов по определенным признакам обеспечивает систематизацию
учета налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и
сборов классификационных кодов для плательщиков.
2.2
Экономическая сущность и функции налогов
Налоговая
система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в
руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием
экономики.
В этих
условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения,
который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности
предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов,
работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в
отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними,
побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования,
минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы. [12, с.28].
Функции
налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств.
Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное
назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных
доходов.
Выделяют
четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и
стимулирующая.
Фискальная
функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми
ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная
функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.
Последние
десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых
поступлений в бюджеты государств, что связано с ростом объемов производства,
развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального
дохода.
Фискальная
функция отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или
физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может
рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Для этой
функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых
ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно
обеспечивать его расходы.
Налоги
формируют большую часть государственного бюджета, который в свою очередь
предназначен для развития науки, здравоохранения, культуры и других
общественных потребностей. Разумное использование бюджетных ресурсов
стимулирует общественный прогресс.
Отсюда
следует, что налоговые отношения включают также стимулирующую функцию, которая
реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).
Существуют
следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения
определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных
категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы;
прочие налоговые льготы.
Действующие
льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
-
финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
- малых
форм предпринимательства;
- занятости
инвалидов;
- благотворительной
деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер.
Преференции
могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой
налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Для
стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование
социально-экономической деятельности плетельщика, приоритетных для государства
направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение
различных видов налоговых льгот и преференций.
Из сущности
налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает
процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его
часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов
производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в
централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В
этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого
централизованного инструмента распределительных отношений.
Через
налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах,
необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных,
внешнеэкономических, социальных и др.).
Сегодня
регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать
как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в
перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство,
стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала,
расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость
регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию
экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в
рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение
их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты
производства.
Регулирующая
функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового методов
изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов
происходит при постоянном соприкосновении вех функций в процессе производства.
Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.
Таким
образом, выделяют следующие функции налогов: фискальная, перераспределительная
и регулирующая. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом
выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их
общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения
государственных доходов.
3. Налоговая
система в Республике Беларусь
3.1 Анализ
налогообложения Беларуси
Как было
указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы
налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то
же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики
Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для
экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся
социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается
установление налогов, нарушающих единое экономические пространство и единую
налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно
ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров,
денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков;
установление дополнительных налогов или использование повышенных или
дифференцированных ставок налогов зависимости от форм собственности,
организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического
лица. [7, с. 33].
Налогообложение
в Республике Беларусь регулируется налоговым законодательством, которое
представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или
изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании
налоговых отношений.
Налоговое
законодательство Республики Беларусь включает в себя:
1. Налоговый
кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие
вопросы налогообложения;
2. Декреты,
Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы
налогообложения;
3. Постановления
Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и
принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов
и актов Президента Республики Беларусь.
4. Нормативные
правовые акты республиканских органов государственного управления, органов
местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения в
пределах вышеизложенных источников.
Налоговая
система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между
республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные
внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и
прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на
социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на
потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на
собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные
платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные
пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи
как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три
вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в
местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и
некоторые другие виды местных сборов и платежей [10, с. 606].
Одним из
важнейших принципов построения налоговой системы государства является
эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении
следующих требований:
Страницы: 1, 2
|