Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов
Текущие расходы бюджета, обеспечивают текущее функционирование
органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений,
а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики,
а также другие расходы, которые не включены в капитальные расходы в соответствии
с бюджетной классификацией.
Они включают затраты на государственное потребление (содержание
экономической и социальной инфраструктуры, текущие расходы государственных учреждений,
государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг); оказание
государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим
органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату
процентов по государственному долгу и другие расходы.
В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, некоторые
из них относятся к числу защищенных статей, то есть не подлежащих сокращению в результате
секвестирования бюджета. Данные статьи не могут быть сокращены даже при недостатке
доходных источников. К защищенным статьям относятся такие как: заработная плата
с начислениями; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; компенсации
за продовольственное обеспечение; пенсии, стипендии, государственные пособия и другие
выплаты населению; оплата коммунальных услуг и т.д.
Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут
превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.[19]
В литературе расходы бюджета также классифицируют по их общественному
назначению. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие группы расходов:
1) Финансирование социально-культурных мероприятий;
2) Финансирование промышленного производства;
3) Содержание правоохранительных органов, органов государственной
власти и управления;
4) Финансирование науки;
5) Финансирование обороны;
6) Расходы по внешнеэкономической деятельности;
7) Создание резервных фондов;
8) Расходы по обслуживанию государственного долга;
9) Прочие расходы и выплаты.
Существует также ведомственная классификация расходов по иерархии
уровня власти:
расходы федерального бюджета;
расходы бюджетов субъектов РФ;
расходы местных бюджетов.
Ведомственная классификация необходима для адресного выделения
средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В каждом
из уровней данной классификации расходов, выделяются уровни главных распорядителей
средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального
или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам
расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта
РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.
Вывод к параграфу.
Для понимания направлений и объемов расходования бюджетных средств,
а также для их эффективности необходима классификация расходов бюджета. В Бюджетном
кодексе приводится функциональная классификация, состоящая из: раздела, подраздела,
целевой статьи и вида расходов.
Кроме функциональной классификации в литературе выделяют еще
такие, как: по общественному назначению расходов, ведомственную классификацию.
Следует отметить также разделение расходов в зависимости от их
экономического содержания на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают
инновационную и инвестиционную деятельность государства; а текущие - обеспечивают
текущее функционирование органов государственной власти, органов МСУ и бюджетных
учреждений, а также поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.
Выводы к главе.
Расходы бюджета являются очень важной категорией. Ведь именно
от них зависит, какие стороны функционирования государства будут развиваться быстрее,
а какие медленнее, а это напрямую отражается на жизни населения, на его уверенности
в завтрашнем дне.
Нельзя рассматривать расходы бюджета, не имея представления о
нем самом.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных
средств, которые предназначаются для решения задач и функций государства и местного
самоуправления.
Бюджет играет огромную роль в экономической жизни страны, он
регулирует как всю экономику в целом, так и по отдельным отраслям; поддерживает
развитие страны, ускоряет научно-технический прогресс и т.д.
Существует 3 уровня бюджетной системы РФ: Федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Из этого вытекает,
что он может быть сбалансированным или профицитным, или дефицитным. В 2009 году
дефицит составил 3 131 396,5 млн. руб., а в 2010 на данный момент, в соответствии
с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годы" составляет 2 381 468,3 млн. руб.
Расходами бюджета называются выплачиваемые из него денежные средства.
Исключение составляют источники финансирования дефицита бюджета.
Исполнение расходной части представляется в таких формах как
субсидии, трансферты, ассигнования, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и т.д.
Одной из важных функций государства является определение приоритетных
направлений расходования бюджетных средств. Данные направления отражаются в различных
законах и нормативных актов как федерального, так и регионального и местного значения
о бюджете на очередной финансовый год.
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных
ассигнований для развития и регулирования экономических процессов.
Все расходы бюджета можно разделить на несколько направлений,
например: расходы на оборону, на финансирование реального сектора страны и т.п.
Но данное деление не даст полной информации о видах расходов. Ее можно увидеть только
в классификации расходов бюджета.
В Бюджетном кодексе РФ приводится классификация, названная функциональной.
Состоит она из четырех уровней: разделы, подразделы, целевые статьи расходов бюджетов,
виды расходов.
Кроме данной выделяют деление расходов по экономическому содержанию;
классификацию по общественному значению; ведомственную классификацию и т.д.
В каждый год государство расходует бюджетные средства на свои
нужды. При данном процессе необходимо четкое понимание о направлении расходования
средств. Именно поэтому возникает такая категория как запланированные расходы.
Под ними необходимо понимать расходы, осуществление которых в
каждом конкретном году известно законодателю заранее, что позволяет учесть их при
составлении закона о бюджете.[20]
В своем ежегодном бюджетном послании Федеральному Собранию Президент
РФ определяет приоритеты бюджетных расходов на очередной финансовый год и плановый
период.
В послании Д.А. Медведева от 23 июня 2008 года выделены следующие
приоритеты расходования бюджетных средств на 2009 год:
·
здравоохранение;
·
образование;
·
научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
·
модернизация транспортной структуры;
·
расширение возможностей духовного развития.
Также, согласно данному бюджетному посланию в 2009 году необходимо:
1.
Увеличить размер социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера,
а средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить этот минимум более
чем в 1,3 раза;
2.
Предоставить ассигнования на индексацию пособий гражданам, имеющим детей,
на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами,
престарелыми гражданами;
3.
Завершить обеспечение ветеранов и инвалидов-очередников специальным автомобильным
транспортом;
4.
Предоставить ассигнования для обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных
Сил постоянным жильем;
5.
Увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация
транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";
6.
Начать реализацию федеральной целевой программы "Модернизация Единой
системы организации воздушного движения в РФ (2009 - 2015 годы)";
7.
Увеличить ассигнования на реализацию целевой программы "Глобальная навигационная
система";
8.
Начать реализацию федеральной целевой программы "Развитие гражданской
морской техники";
9.
Начать реализацию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;
10.
Увеличить ассигнования на реализацию Федеральной космической программы;
11.
Принять новую подпрограмму "Развитие футбола в РФ на 2008 - 2015 годы";
12.
Увеличить ассигнования на федеральную целевую программу "Культура России
(2006 - 2010 годы)";
13.
Реализовать федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых
домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на
2009 - 2013 годы";
14.
Реализовать федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в РФ
на период до 2012 года";
15.
Начать реализацию программы "Национальная система химической и биологической
безопасности РФ (2009 - 2013 годы)";
16.
Начать реализацию программы "Повышение эффективности использования и
развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах";
17.
Начать реализацию федеральной целевой программы "Совершенствование системы
комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную
службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов
(старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также плавсостава
Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту,
в 2009 - 2015 годах";
18.
Увеличить расходы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое
развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы";
19.
Учесть расходы на подготовку к проведению Олимпийских игр 2014 года в г.
Сочи;
20.
Предусмотреть средства на создание сети федеральных университетов и их развитие;
21.
Выделить ассигнования для реализации проектов использования возобновляемых
источников энергии и экологически чистых производственных технологий и т.д.
Говоря о запланированных расходах бюджета, необходимо понимать,
что данный вопрос не ограничивается только лишь бюджетным посланием президента,
т.к. оно не может охватить все процессы, происходящие в государстве.
Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проектах
федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете. Именно там они представлены
в количественном выражении и согласно функциональной классификации.
Рассмотрим это на примере бюджета РФ на 2009 год.
Так как запланированные расходы, судя по определению должны быть
известны еще до составления бюджета, логично подразумевать их отражение в законопроекте
о бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем расходов федерального бюджета в данном году, в соответствии
с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов" N 94777-5, был предусмотрен в сумме 9 024,7 млрд.
руб., что на 2 002,8 млрд. руб., или на 28,5%, больше показателя 2008 года, законодательно
утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ.[21] При этом доля расходов федерального бюджета
в объеме ВВП в 2009 году возросла по сравнению с 2008 с 16,6% до 17,5%.
Расчет всего объема расходов федерального бюджета на 2009 год
производился в соответствии с требованиями, установленными в Бюджетном кодексе РФ
в отношении размера:
·
нефтегазового трансферта в размере, не превышающем 5,5% ВВП в 2009
году;
·
источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП.
Сравнив расходы федерального бюджета за 2008 год и за 2009 год
(на основании законопроекта № 94777-5), можно увидеть, что они увеличились как в
целом, так и по каждому разделу (см. приложение № 1).
Проанализировав проект закона о бюджете, можно увидеть, что значительные
объемы финансирования традиционно распределены по разделам "Межбюджетные трансферты",
"Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона",
"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная
экономика".
Важно отметить, что расходы на национальную экономику в 2009
году по сравнению с 2008 годом, согласно проекту, увеличились на 34,8%, на национальную
оборону - на 25,7%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
- на 31,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство - на 68,2%, здравоохранение - на 59,1%.[22]
Ощутимо были увеличены расходы по разделу "Общегосударственные
расходы", в 2009 году они составят 1 317,4 млрд. руб. (увеличение по сравнению
с 2008 годом на 447,1 млрд. руб.). При этом расходы на обслуживание государственного
и муниципального долга планировались в размере 198,0 млрд. руб.
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона"
на 2009 год были запланированы в размере 1277,5 млрд. руб. Основное место в их структуре
занимают ассигнования на содержание Вооруженных Сил РФ.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу
"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" планировались
в размере 1085,9 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования
на: органы внутренних дел - 25,8 % (от ассигнований по всему разделу), органы безопасности
- 17,1%, система исполнения наказаний - 13,6%. Расходы на реализацию федеральных
целевых программ в рамках данного раздела должны были составить 20818,8 млн. руб.
Раздел "Национальная экономика" является единственным,
в рамках которого более половины расходов в 2009 году составляли расходы на реализацию
федеральных целевых программ. Так, например, на подпрограмму "Железнодорожный
транспорт" в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной
системы России (2002 - 2010 годы)" с данного раздела выделялось 4,068 млрд.
руб.; на подпрограмму "Исследование природы мирового океана" в рамках
программы "Мировой океан" - 107,3 млн. руб. и т.д. В целом расходы на
раздел "Национальная экономика" составляли 1039,4 млрд. руб.
Что касается раздела "Жилищно-коммунального хозяйства",
то, согласно законопроекту о бюджете, на 2009 год предполагалось выделить 88,752
млрд. руб., среди которых на федеральные целевые программы (ФЦП) планировалось затратить
7704,115 млн. руб.
Расходы на охрану окружающей среды составляли 13,8 млрд. руб.
Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на гидрометеорологию
и мониторинг окружающей среды (в составе подраздела "Другие вопросы в области
охраны окружающей среды).[23]
Так как за федеральными органами государственной власти в сфере
образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования,
главным образом высшего и послевузовского профессионального образования, основное
место в структуре расходов раздела "Образование" занимают бюджетные ассигнования
на высшее профессиональное образование в 2009 году они планировались в размере 31,083
млрд. руб., что составляло 78% от расходов по данному разделу.
Бюджетные ассигнования по разделу "Культура, кинематография
и средства массовой информации" предполагались в размере 113,9 млрд. руб. наибольший
удельный вес среди них занимали расходы на культуру (66,937 млрд. руб.), а наименьший
- подраздел "Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии,
средств массовой информации" (0,529 млрд. руб.).
Основное место в структуре ассигнований на раздел "Здравоохранение,
физическая культура и спорт" (365,8 млрд. руб.) занимают расходы на здравоохранение,
в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской
помощи (198,301 млрд. руб.). Важно, что объем ассигнований в 2009 году был увеличен,
по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ. По данному разделу бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых
программ, планировались в размере 21,11 млрд. руб. среди них можно отметить такие
как подпрограмма "Здоровое поколение" ФЦП "Дети России" на 2007
- 2010 годы, ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями
(2007 - 2011 годы)", ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в РФ на
2006 - 2015 годы" и т.д.
Расходы по разделу "Социальная политика", согласно
проекту бюджета, предполагались в размере 297,7 млрд. руб. Основное место в их структуре
занимали бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение. На федеральные
целевые программы в рамках данного раздела планировалось выделить 41,298 млрд. руб.
К таковым программам можно отнести: ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на
2006 - 2010 годы", ФЦП "Дети России" на 2007 - 2010 годы, ФЦП
"Жилище" на 2002 - 2010 годы и т.д.
Общий объем межбюджетных трансфертов в 2009 году был определен
в сумме 2 982,0 млрд. руб. (см. приложение 2). Основное место в структуре межбюджетных
трансфертов, согласно законопроекту, занимали бюджетные ассигнования на предоставление
трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов и субсидий бюджетам субъектов
РФ и муниципальных образований. Общая сумма средств, планируемая к перечислению
в региональные и местные бюджеты в 2009 году, составляла 1 223,7 млрд. руб.
Что же касается федеральных целевых программ в целом, то в 2009
году, согласно законопроекту, на них предполагалось затратить 1 125,187 млрд. руб.,
включая финансирование 9 новых ФЦП в объеме 65,7 млрд. руб. Увеличение объемов финансирования
осуществляемых программ и разработка дополнительных подпрограмм потребовали в 2009
году увеличения финансирования на 312,5 млрд. руб.
Новые федеральные целевые программы начиная с 2009 года реализуются
в целях решения проблем пожарной безопасности РФ, развития гражданской морской техники,
рыбохозяйственного комплекса, организации воздушного движения, подготовки научно-педагогических
кадров инновационной России, совершенствования системы комплектования военных должностей
ВС РФ, повышения устойчивости жилых домов в районах Крайнего Севера, а также обеспечения
химической и биологической безопасности РФ.[24]
Более чем в два раза, в соответствии с проектом закона № 94777-5,
увеличилось финансирование следующих ФЦП: "Социальное развитие села до 2012
года" - до 18063,44 млн. руб., "Глобальная навигационная система"
- 31 531,96 млн. руб., "Развитие Калининградской области на период до 2010
года" - 5300,99 млн. руб., "Экономическое и социальное развитие Дальнего
Востока и Забайкалья на период до 2013 года" - 89582,2 млн. руб., "Сохранение
и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года"
- 18740,182 млн. руб. и т.д.
Обобщим вышесказанное.
Запланированными являются расходы, которые уже известны законодателю
при составлении бюджета на очередной финансовый год. Своим бюджетным посланием Федеральному
Собранию Президент выделяет основные приоритеты на следующий год, чем определяет
направление расходов.
Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проекте
закона о федеральном бюджете и федеральном бюджете. Там они представлены в соответствии
с функциональной классификацией, то есть по главным распорядителям, разделам, подразделам,
целевым статьям и видам расходов.
В проекте бюджета 2009 года значительные объемы финансирования
распределены по разделам "Межбюджетные трансферты", "Общегосударственные
вопросы", "Национальная оборона", "Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика".
Большая доля расходов связана с осуществлением федеральных целевых
программ.
2.2 Анализ расходов федерального бюджета на 2009
год с точки зрения фактических приоритетов
Известно, что федеральный закон о бюджете в течение года претерпевает
изменения. В том числе они касаются и расходов. Происходит это как в сторону их
увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом возникает новая категория расходов
- фактические расходы.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на
плановый период 2010 и 2011 годы" редактировался 7 раз. Во многих из них изменялись
и расходы бюджета.
Важно отметить, что с появлением новых видов расходов бюджетов
их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года
при условии их включения в соответствующий бюджет.[25]
Редактирование федерального бюджета произошло
из-за того, что цели и задачи бюджетной политики на 2009 год формировались в условиях
увеличения неопределенности на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала,
уменьшения темпов роста мировой экономики.
Внешние факторы обусловили необходимость
повышения устойчивости национальной экономики, а конкретнее - совершенствования
ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания государственных
услуг, улучшения энергетической, транспортной и финансовой инфраструктуры, формирования
благоприятного климата для предпринимательской деятельности, повышения эффективности
бюджетных расходов.
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся
сильным падением цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике
и выявил целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, и, соответственно
подкорректировал бюджетные приоритеты.
Как видно
из вышеизложенного, изменения в бюджете страны происходили из-за объективных факторов.
Но даже самая последняя редакция этого закона не даёт точного представления о фактических
расходах, так как даже в ней объемы расходования представлены как план с учетом
изменений всех показателей на данную дату. Так в редакции от 02.12.2009 общий объем
расходов значился в размере 9 845,2 млрд. руб., а в федеральном законе № 255-ФЗ
"Об исполнении бюджета за 2009 год" - 9 660,1 млрд. руб. Необходимо отметить,
что в проекте закона о бюджете он равнялся 9024,7 млрд. руб.
Кассовое
исполнение расходов федерального бюджета за 2009 год составило 9 660 061,0 млн.
руб. (97,2% к уточненной росписи и 98,1% к законодательно утвержденному объему расходов).[26]
Законодательство не дает определения фактических расходов федерального
бюджета. Правильно будет утверждать, что это расходы, которые были осуществлены
федеральным бюджетом за определенный период времени (в данном случае им является
2009 год).
Так как утвержденный
отчет о расходах в законе "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"
равен объему исполненных кассовых расходов федерального бюджета, то можно утверждать,
что информация о кассовых расходах есть информация о фактических расходах бюджета.
Исходя из экономического содержания наибольший
удельный вес в расходах федерального бюджета 2009 года занимали расходы на безвозмездное
перечисление бюджетам - 37,9%; контрактуемые расходы - 25,1% (поступление нефинансовых
активов - 14,0%; оплата работ, услуг - 11,1%); расходы на оплату труда и начисления
на выплаты по оплате труда - 17,6 %.
Наибольший
объем кассового исполнения расходов приходился на IV квартал. Это в основном вызвано
осуществлением окончательных расчетов по контрактам и договорам, а также направлением
средств на реализацию антикризисных мероприятий.
Так, например, Федеральным законом от
2 декабря 2009 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Правительству РФ было предоставлено право направлять бюджетные ассигнования, предусмотренные
на повышение капитализации банковских кредитных организаций, на реализацию мер по
поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, социальному обеспечению
населения, а также других мер социальной политики. В результате этого в декабре
2009 года были произведены расходы на реализацию антикризисных мероприятий в сумме
86 895,3 млн. руб.
В общем объеме расходов федерального
бюджета можно выделить расходы на обслуживание государственного долга РФ (процентные
расходы), которые составили в 2009 году 176 155,2 млн. руб. (1,8%), и непроцентные
расходы - 9 483 905,8 млн. руб. (98,2%).
В соответствии
с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного
долга РФ был утвержден в сумме 196 760,5 млн. руб. Кассовое же исполнение данных
расходов составило 176 155,2 млн. руб., или 86,9% от уточненной бюджетной росписи
(документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления
государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях
организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита
бюджета), при этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ
составили 90 175,6 млн. руб., на обслуживание внешнего долга - 85 979,6 млн. руб.
Исходя из федерального закона о бюджете, объем бюджетных ассигнований
на непроцентные расходы в 2009 году составили 9 648 457,1 млн. руб., или 98,0% от
общего объема бюджетных ассигнований на 2009 год. В соответствии с уточненной росписью
- 9 734 824,1 млн. руб.
Фактически данные расходы составили 9 483 905,8 млн. руб. (97,4%
от уточненной росписи по непроцентным расходам).
Среди фактических непроцентных расходов бюджета за 2009 год наибольший
удельный вес имели межбюджетные трансферты (37,9%), расходы на национальную экономику
(17,4%), национальную оборону (12,5%), национальную безопасность и правоохранительную
деятельность (10,6%) (см. приложение 3).
Если рассматривать исполнение фактических расходов по разделам
в 2009 году относительно ассигнований, запланированных в законопроекте о бюджете
на 2009 год, то можно увидеть, что по некоторым разделам фактические расходы значительно
превышают размер запланированных ассигнований, а по другим разделам все в точности
наоборот. Так кассовые расходы оказались меньше запланированных ассигнований в таких
разделах как: "Общегосударственные вопросы" (на 398915,6 млн. руб.),
"Охрана окружающей среды" (на 764,2 млн. руб.), "Культура, кинематография,
средства массовой информации" (на 2061,8 млн. руб.), "Здравоохранение,
физическая культура и спорт" (1682,2 млн. руб.) (см. приложение 2). Данное
явление может быть объяснено тем, что в течение года менялась как экономическая
обстановка в стране и мире, так и отдельные показатели, влияющие на величину расходов
бюджета.
Важно отметить, что доля кассового исполнения бюджета в некоторых
разделах и подразделах также сложилась меньше, чем ассигнования, предусмотренные
федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" с учетом последних редакций.
Так, например, низкое исполнение кассовых расходов по разделу
"Национальная экономика" вызвано многими факторами, среди которых можно
отметить такие как: низкий уровень кассового исполнения бюджетных ассигнований,
предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного
фонда РФ, так как оплата проектных и строительно-монтажных работ произведена за
фактически выполненные исполнителем работы на основании актов выполненных работ;
неполное использование бюджетных средств по инвестициям в объекты капитального строительства,
не включенные в целевые программы, в связи с длительностью проведения конкурсных
процедур и заключения контрактов по подразделу "Лесное хозяйство"; по
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2013 года" связано с отсутствием заключений Главгосэкспертизы РФ на строительство
объектов авиатранспортной инфраструктуры и т.д.
В федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены бюджетные ассигнования
на реализацию 51 Федеральной целевой программы на сумму 903 766,4 млн. руб. Важно
отметить, что законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований на их реализацию
по сравнению с первоначальным объемом уменьшен на 257 375,4 млн. руб., что составило
22,2 %.
Изменение бюджетных
ассигнований на реализацию ФЦП характеризуется следующими данными: (млн. руб.)
Бюджетные ассигнования, утвержденные ФЗ от:
|
Изменения, внесенные по основаниям, установленным:
|
Уточненная роспись
|
24.11.2008 № 204-ФЗ
|
03.10.2009 № 230-ФЗ
|
Всего
|
В том числе:
|
Бюджетным кодексом РФ
|
Федеральным законом о федеральном бюджете
|
1 161 141,8
|
903 766,4
|
(-) 71 629,0
|
(+) 29 118,6
|
(-) 100 747,6
|
832 137,4
|
Фактические расходы на реализацию ФЦП за 2009 год составили 818
696,6 млн. руб., или 90,6% от законодательно установленного объема и 98,4% от уточненной
росписи.
Низкий уровень кассового исполнения расходов приходился на следующие
ФЦП:
·
"Повышение эффективности использования и развитие ресурсного
потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (71,5%);
·
"Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (72,0%);
·
"Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005
- 2010 годы)" (75,5%);
·
"Создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007
годы)" (80,2%) и др.
Для обеспечения реализации задач, поставленных Президентом РФ
в Послании Федеральному Собранию РФ и Бюджетном послании, начиная с 2006 года предусматриваются
ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье" и "Образование",
направленных на решение вопросов, связанных с повышением качества образования, улучшением
здоровья населения, обеспечением граждан доступным и комфортным жильем.
Объем данных бюджетных ассигнований, предусмотренный в 2009 году
составляет 396 892,3 млн. руб., в том числе: "Доступное и комфортное жилье
- гражданам России" - 239 931,8 млн. руб., "Здоровье" - 127 696,3
млн. руб., "Образование" - 29 264,2 млн. руб.
Кассовое исполнение расходов по этим проектам характеризуется
следующими данными: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
- 239 204,1 млн. руб. или 99,7% от уточненной бюджетной росписи; Приоритетный национальный
проект "Здоровье" - 126 686,6 млн. руб. или 99,2% от уточненной росписи;
"Образование" - 28 897,9 млн. руб. или 98,7% от уточненной росписи.
Обобщим вышесказанное. В течение 2009
года в федеральном бюджете РФ 7 раз вносились поправки. Расходы бюджета тоже претерпевали
изменения. Мировой финансовый и экономический кризис внес свои корректировки в приоритеты
бюджетных расходов. Он серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс
нерешенных социально-экономических проблем, которые были незаметны при благоприятной
экономической конъюнктуре.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2009 год
составило 9 660 061,0 млн. руб. (97,2% к уточненной росписи и 98,1% к законодательно
утвержденному объему расходов).
Исходя из экономического содержания наибольший
удельный вес в расходах федерального бюджета занимали расходы на безвозмездное перечисление
бюджетам; контрактуемые расходы; расходы на оплату труда и начисления на выплаты
по оплате труда.
В 2009 году сохранилась динамика постепенного сокращения в общем
объеме расходов, направляемых на обслуживание государственного долга РФ при росте
доли непроцентных расходов.
Наибольшая доля кассовых расходов приходится на такие разделы
как: "Межбюджетные трансферты", "Национальная экономика",
"Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность".
Объем ассигнований, запланированный федеральным бюджетом на финансирование
федеральных целевых программ в конечном счете уменьшился на 22,%. Кассовое исполнение
расходов по ним составило 818 696,6 млн. руб.
Фактические расходы на финансирование приоритетных национальных
проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье"
и "Образование" не охватило весь объем уточненной бюджетной росписи.
Инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики
и приоритетом расходов государственного бюджета.[27] Среди них необходимо выделить такие направления,
как: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения,
создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Формой реализации такого
направления как здравоохранение является приоритетный национальный проект
"Здоровье".
Целями данного проекта являются:
1)
Укрепление здоровья населения РФ, снижение уровня заболеваемости, инвалидности
и смертности;
2)
Повышение доступности и качества медицинской помощи;
3)
Укрепление условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном
этапе;
4)
Развитие профилактической направленности здравоохранения;
5)
Удовлетворение потребности населения в качественной медицинской помощи.
Начиная с 2009 года предусмотрена реализация новых направлений
национального проекта: подпрограмм "Туберкулез" и "Онкология"
Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями (2007 - 2011 годы)", строительство медицинских центров по оказанию
медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии, совершенствование
организации онкологической помощи населению, формирование здорового образа жизни
у населения РФ, проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях
детей-сирот и детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
Объем ассигнований, первоначально предусмотренный федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годы" равнялся 132 812,8 млн. руб., но в редакции от 3 октября 2009 года он
снизился до 120 854,1 млн. руб.
Внесением изменений в сводную бюджетную роспись бюджетные ассигнования
на 2009 год увеличены на 6 842,2 млн. руб., в том числе:
·
4 641,6 млн. руб. как перераспределение бюджетных ассигнований с 2008
года на 2009 год, передача полномочий между главными распорядителями;
Страницы: 1, 2, 3
|