Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь
Когда уровень дефицита
безработицы госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт
Государственные расходы
автоматически увеличиваются за счет:
пособий по безработице,
дотаций на питание, дотаций
социальной сфере,
дотаций здравоохранению.
Государственные
налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет:
подоходного налога с
физических лиц, отчислений с фонда заработной платы, отчислений с оборота.
Когда уровень дефицита
инфляции госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт
Правительственные
расходы автоматически увеличиваются за счет:
индексации минимальной
зарплаты и пенсии,
увеличение процентной
ставки.
Правительственные
доходы автоматически увеличиваются за счет:
налогов с юридических и
физических лиц
Рисунок
1.3.1 – Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции
Можно
сделать следующие выводы:
ü ни законодательная, ни исполнительная
власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;
ü реальная величина бюджетного дефицита
или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием
экономической ситуации в стране.
Таким
образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с
целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей
продуманной и взвешенной фискальной политики. [12]
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ
ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА на примере республиканского бюджета РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2008 – 2009гг
В
соответствии с Законом РБ от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», республиканский бюджет на 2008 год по расходам утвержден в
сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов
в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита
республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2 190 000 000 тыс. рублей. [7]
В
соответствии с Законом РБ от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год», республиканский бюджет на 2009 год по расходам утвержден в
сумме 57 699 262 425 тыс. рублей
исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей,
установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в
сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [8]
Перед
проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый
вид с помощью индекса потребительских цен.
По
статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа
Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2009 год по
сравнению с 2008 годом составил 113,0%.
Умножив
все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета за 2008 год
на 113 %, получают показатели 2008 года в сопоставимых ценах к 2009 году.
2.1 Анализ
динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2008 –
2009 гг.
Для
анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется
абсолютный прирост, как разница между расходами 2009 года и расходами 2008 года
в сопоставимых ценах к 2009 году. Темп роста расходов рассчитывается как
отношение расходов 2009 года к расходам 2008 года, умноженное на 100.
Результаты
анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении
А.
Для наглядности представлен график абсолютного прироста
основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. в виде диаграммы
на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Расходы республиканского бюджетав 2009 году запланированы в размере
57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в
предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения
суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в
социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные
расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных
услуг составил 223,2 %. В 2009 году снизилась сумма расходов на охрану
окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2008 годом.
Исходя
из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение
расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей
степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились
другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %,
дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких
расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее
в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части
государственного бюджета.
Результаты
анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении
Б.
Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за
2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Динамика
структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2008 – 2009
гг.
Основная
доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована
на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к
итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг.
выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к
итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на
финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов
государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на
0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году
запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства
и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и
дорожного хозяйства.
Рост
доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2009 году, по
сравнению с 2008 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность,
энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной
экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного
хозяйства.
Значительное
снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование
общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная
доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням
государственного управления, уровень которых снизился в 2009 году на 1,12 %.
Несмотря
на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного
бюджета, снижение доли расходов
на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования
пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного
бюджета.
Расходы
государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня
благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета.
Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры
источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
2.2 Анализ
динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета
за 2008 – 2009 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Результаты
анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета
отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 – анализ динамики состава доходов республиканского
бюджета за 2008 – 2009 гг.
Основные направления
доходов бюджета
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост доходов
2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста доходов
2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. (в сопоставимых ценах)
1
2
3
4
5
6
Налоговые доходы
24661049032
34 811 056 387
27 866 985 406
6 944 070 981
124,9
Налоги на доходы и прибыль
2572196062
3 990 620 964
2 906 581 550
1 084 039 414
137,3
Налоги на товары
(работы, услуги)
13354028675
16 213 083 794
15 090 052 403
1 123 031 391
107,4
Налоговые доходы от
внешнеэкономической деятельности
6972953860
12 285 581 039
7 879 437 862
4 406 143 177
155,9
Другие налоги, сборы
(пошлины) и иные обязательные платежи
1761870435
2 321 770 590
1 990 913 592
330 856 998
116,6
Взносы на
государственное социальное страхование
11902309702
16 820 482 500
13 449 609 963
3 370 872 537
125,1
Окончание
таблицы 2.2.1
1
2
3
4
5
6
Неналоговые доходы
1588815117
3 267 723 538
1 795 361 082
1 472 362 456
182,0
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной собственности
1143322264
2 743 448 289
1 291 954 158
1 451 494 131
212,3
Доходы от осуществления
приносящей доходы деятельности
243542011
348 992 257
275 202 472
73 789 785
126,8
Штрафы, удержания
62595626
43 721 777
70 733 057
-27 011 280
61,8
Возмещение потерь, вреда
29572120
22 442 939
33 416 496
-10 973 557
67,2
Прочие неналоговые доходы
109783096
109 118 276
124 054 898
-14 936 622
88,0
ВСЕГО
38152173851
54 899 262 425
43 111 956 452
11 787 305 973
127,3
Примечание.
Источник: собственная разработка
При
темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых
доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов
на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых
доходов – 182 %.
Результаты
анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета
отражены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 – анализ динамики структуры доходов республиканского
бюджета за 2008 – 2009 гг
Направления доходов
бюджета
Сумма
(тыс. руб.)
Структура
(%)
Изменение структуры
(%)
+ / -
2008г. (в сопоставимых ценах)
2009г.
2008г. (в сопоставимых. ценах)
2009г.
1
2
3
4
5
6
Налоговые доходы
27 866 985 406
34 811 056 387
64,64
63,41
-1,23
Налоги на доходы и прибыль
2 906 581 550
3 990 620 964
6,74
7,27
+0,53
Налоги на товары
(работы, услуги)
15 090 052 403
16 213 083 794
35,00
29,53
-5,47
Налоговые доходы от
внешнеэкономической деятельности
7 879 437 862
12 285 581 039
18,28
22,38
+4,10
Другие налоги, сборы
(пошлины) и иные обязательные платежи
1 990 913 592
2 321 770 590
4,62
4,23
-0,39
Взносы на
государственное социальное страхование
13 449 609 963
16 820 482 500
31,20
30,64
-0,56
Неналоговые доходы
1 795 361 082
3 267 723 538
4,16
5,95
+1,79
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной собственности
1 291 954 158
2 743 448 289
3,00
5,00
+2,00
Доходы от осуществления
приносящей доходы деятельности
275 202 472
348 992 257
0,64
0,64
0,00
Штрафы, удержания
70 733 057
43 721 777
0,16
0,08
-0,08
Возмещение потерь, вреда
33 416 496
22 442 939
0,08
0,04
-0,04
Прочие неналоговые доходы
124 054 898
109 118 276
0,29
0,20
-0,09
ВСЕГО
43 111 956 452
54 899 262 425
100,00
100,00
0,00
Примечание.
Источник: собственная разработка
Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.2.1.
Рисунок
2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного
бюджета за 2008 – 2009 гг.
Анализируя
структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2009 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их
удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.
Наблюдается
существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине
налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за
счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на
4,5 %.
Доля
расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2009
году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на
государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов
на 0,5 %.
Положительной
тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 %
в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение
удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом
доходов от использования имущества, находящегося в государственной
собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
2.3 Анализ
состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита
республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Установленный
предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с
сопоставимыми ценами 2008 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики
состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в
таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – анализ динамики состава основных источников
финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг
Основные источники финансирования
бюджетного дефицита
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост в 2009г.
по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста 2009г. к
2008г.(в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. (в сопоставимых ценах)
Общее финансирование
2 190 000 000
2 800 000 000
2 474 700 000
325 300 000
113,1
Внутреннее финансирование,
в т.ч.
1 552 886 128
2 437 753 375
1 754 761 325
682 992 050
138,9
Источники, получаемые
от банков, иных юридических и физических лиц
0
0
0
0
0,0
Прочие источники внутреннего
финансирования
-13 359 200
-9 793 125
-15 095 896
5 302 771
64,9
Источники от операций с
принадлежащим государству имуществом
1 285 190 850
1 412 288 200
1 452 265 661
-39 977 460
97,2
Изменение остатков
средств бюджета
281 054 478
1 035 258 300
317 591 560
717 666 740
326,0
Внешнее финансирование,
в т.ч.
637 113 872
362 246 625
719 938 675
-357 692 050
50,3
Кредиты международных
финансовых организаций
15 936 884
87 745 500
18 008 679
69 736 821
487,2
Кредиты иностранных
государств и иных иностранных кредиторов
621 176 988
274 501 125
701 929 996
-427 428 871
39,1
Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского
бюджета за 2008 – 2009 годы отражен на рисунке 2.3.1.
Рисунок 2.3.1 – Темп роста
основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы
Темп
роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2
%. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего
финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего
финансирования составил 138,9 %.
Результаты
анализа структуры
основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 –
2009 годы приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников
финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Источники финансирования
бюджетного дефицита
Сумма
(тыс. руб.)
Структура
(%)
Изменение структуры
(%)
+ / -
2008г. (в сопоставимых ценах)
2009г.
2008г. (в сопоставимых. ценах)
2009г.
1
2
3
4
5
6
Общее финансирование
2 474 700 000
2 800 000 000
100,00
100,00
0,00
Внутреннее финансирование,
в т.ч.
1 754 761 325
2 437 753 375
70,91
87,06
+16,15
Источники, получаемые
от банков, иных юр. и физических лиц
0
0
0,00
0,00
0
Прочие источники внутр.
финансирования
-15 095 896
-9 793 125
-0,61
-0,35
+0,26
Источники от операций с
принадлежащим государству имуществом
1 452 265 661
1 412 288 200
58,68
50,44
-8,25
Изменение остатков
средств бюджета
317 591 560
1 035 258 300
12,83
36,97
+24,14
Внешнее финансирование,
в т.ч.
719 938 675
362 246 625
29,09
12,94
-16,15
Кредиты международных
финансовых организаций
18 008 679
87 745 500
0,73
3,13
+2,41
Кредиты иностранных
государств и иных иностранных кредиторов
701 929 996
274 501 125
28,36
9,80
-18,56
Примечание.
Источник: собственная разработка
Для
наглядности изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета
за 2008 – 2009 годы представлены на рисунке 2.3.2.
Рисунок
2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного
дефицита за 2008 – 2009 годы
Итак,
в 2009 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
- внутреннего
финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2008 году. Это изменение
произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему
финансированию бюджетного дефицита.
-
внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за
счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных
иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень.
Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и
наоборот, – неуправляемым.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в
условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной
части бюджета [6, с. 76].
В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к
расходной части бюджета (5,43 % - в 2008 году). Так как дефицит не превышает
предельный уровень, то он управляемый.
3. НАПРАВЛЕНИЯ
ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Основная
доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была
запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей
экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за
2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики
на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного
бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля
расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также
снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов
национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей
промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского
хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2009
году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование
таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности,
транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно
объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования,
происходит самофинансирование их затрат.
Политика государственных расходов, как составной части
бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:
1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
3. Финансирование целевых государственных программ;
4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.
Целями бюджетной политики
в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности
в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для
эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие
приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям
современной экономики [9, с.26].
Несмотря
на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу
государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется
уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на
0,5 % к итогу государственного бюджета.
Структура
бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете
экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и
военно-политической напряжённости выглядит следующим образом:
1.
Социальные
услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам
местных властей – 40-50%.
2.
Затраты на
хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому
хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление
государственных программ – 10-20%.
3.
Расходы на
вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание
дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.
4.
Административно-управленческие
расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.
5.
Платежи по
государственному долгу – 7-8%.
Доля
основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2008 – 2009
годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания
государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не
соответствует нормам экономически развитых стран.
Поэтому,
для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование
бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного
управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения
дополнительных источников финансирования.
Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.
Поэтому требуется усилить
социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области
занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения,
оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.
Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Также в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, и других непроизводительных расходов.
Стратегические
направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта
проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а
также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.
Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их
размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности
государственных расходов. В частности, необходимо:
1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования
за счет средств государственного бюджета.
2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным
ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета.
3. Обеспечить реструктуризацию доходов бюджета на отрасли хозяйства на
базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных
источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить
поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного,
коммунального, транспортного хозяйства и др.
5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий
потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.
6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный
расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям
сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в
этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на
сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.
7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения
государственного сектора экономики в результате приватизации объектов
государственной собственности.
8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе их
собственности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не
связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.
Расходы бюджета зависят
от его доходов. Между расходной и доходной частями существует органическая
связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых
доходов.
Анализ
структуры доходов государственного бюджета показал существенное снижение доли
налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35
% в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов
из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.
Положительной
тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 %
в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение удельного веса
неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от
использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом
роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.
Таким образом, анализ
доходной части бюджета указывает как на имеющиеся некоторые положительные
результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.
В области бюджетной
политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и
изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.
Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на
сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение
налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению
эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.