бесплатные рефераты

Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь


Когда уровень дефицита безработицы госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт

Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

пособий по безработице,

дотаций на питание, дотаций социальной сфере,

дотаций здравоохранению.

Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет:

подоходного налога с физических лиц, отчислений с фонда заработной платы, отчислений с оборота.






Когда уровень дефицита инфляции госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт

Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

индексации минимальной зарплаты и пенсии,

увеличение процентной ставки.

Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет:

налогов с юридических и физических лиц

Рисунок 1.3.1 – Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции


Можно сделать следующие выводы:

ü    ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;

ü    реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Таким образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики. [12]



2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА на примере республиканского бюджета РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2008 – 2009гг


В соответствии с Законом РБ от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», республиканский бюджет на 2008 год по расходам утвержден в сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2 190 000 000 тыс. рублей. [7]

В соответствии с Законом РБ от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год», республиканский бюджет на 2009 год по расходам утвержден в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [8]

Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.

По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2009 год по сравнению с 2008 годом составил 113,0%.

Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета за 2008 год на 113 %, получают показатели 2008 года в сопоставимых ценах к 2009 году.

2.1    Анализ динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2009 года и расходами 2008 года в сопоставимых ценах к 2009 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2009 года к расходам 2008 года, умноженное на 100.

Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении А.

Для наглядности представлен график абсолютного прироста основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. в виде диаграммы на рисунке 2.1.1.


Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Расходы республиканского бюджета в 2009 году запланированы в размере 57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2009 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2008 годом.

Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).

Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.

Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.

Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.1.2.


Рисунок 2.1.2 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2009 году на 1,12 %.

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


2.2    Анализ динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.

Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.1


Таблица 2.2.1 – анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Основные направления доходов бюджета

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост доходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста доходов 2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)

2008г.

2009г.

2008г. (в сопоставимых ценах)

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы

24661049032

34 811 056 387

27 866 985 406

6 944 070 981

124,9

Налоги на доходы и прибыль

2572196062

3 990 620 964

2 906 581 550

1 084 039 414

137,3

Налоги на товары (работы, услуги)

13354028675

16 213 083 794

15 090 052 403

1 123 031 391

107,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

6972953860

12 285 581 039

7 879 437 862

4 406 143 177

155,9

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1761870435

2 321 770 590

1 990 913 592

330 856 998

116,6

Взносы на государственное социальное страхование

11902309702

16 820 482 500

13 449 609 963

3 370 872 537

125,1

Окончание таблицы 2.2.1

1

2

3

4

5

6

Неналоговые доходы

1588815117

3 267 723 538

1 795 361 082

1 472 362 456

182,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1143322264

2 743 448 289

1 291 954 158

1 451 494 131

212,3

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

243542011

348 992 257

275 202 472

73 789 785

126,8

Штрафы, удержания

62595626

43 721 777

70 733 057

-27 011 280

61,8

Возмещение потерь, вреда

29572120

22 442 939

33 416 496

-10 973 557

67,2

Прочие неналоговые доходы

109783096

109 118 276

124 054 898

-14 936 622

88,0

ВСЕГО

38152173851

54 899 262 425

43 111 956 452

11 787 305 973

127,3


Примечание. Источник: собственная разработка


При темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.

Результаты анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.2


Таблица 2.2.2 – анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг


Направления доходов бюджета

Сумма

(тыс. руб.)

Структура

(%)

Изменение структуры (%)

+ / -

2008г. (в сопоставимых ценах)

2009г.

2008г. (в сопоставимых. ценах)

2009г.

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы

27 866 985 406

34 811 056 387

64,64

63,41

-1,23

Налоги на доходы и прибыль

2 906 581 550

3 990 620 964

6,74

7,27

+0,53

Налоги на товары (работы, услуги)

15 090 052 403

16 213 083 794

35,00

29,53

-5,47

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 879 437 862

12 285 581 039

18,28

22,38

+4,10

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1 990 913 592

2 321 770 590

4,62

4,23

-0,39

Взносы на государственное социальное страхование

13 449 609 963

16 820 482 500

31,20

30,64

-0,56

Неналоговые доходы

1 795 361 082

3 267 723 538

4,16

5,95

+1,79

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1 291 954 158

2 743 448 289

3,00

5,00

+2,00

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

275 202 472

348 992 257

0,64

0,64

0,00

Штрафы, удержания

70 733 057

43 721 777

0,16

0,08

-0,08

Возмещение потерь, вреда

33 416 496

22 442 939

0,08

0,04

-0,04

Прочие неналоговые доходы

124 054 898

109 118 276

0,29

0,20

-0,09

ВСЕГО

43 111 956 452

54 899 262 425

100,00

100,00

0,00

Примечание. Источник: собственная разработка


Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.2.1.


Рисунок 2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.


Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2009 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.

Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2009 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

2.3    Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 – анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг


Основные источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост в 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста 2009г. к 2008г.(в сопост. ценах) (%.)

2008г.

2009г.

2008г. (в сопоставимых ценах)

Общее финансирование

2 190 000 000

2 800 000 000

2 474 700 000

325 300 000

113,1

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1 552 886 128

2 437 753 375

1 754 761 325

682 992 050

138,9

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

0

0

0

0

0,0

Прочие источники внутреннего финансирования

-13 359 200

-9 793 125

-15 095 896

5 302 771

64,9

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1 285 190 850

1 412 288 200

1 452 265 661

-39 977 460

97,2

Изменение остатков средств бюджета

281 054 478

1 035 258 300

317 591 560

717 666 740

326,0

Внешнее финансирование, в т.ч.

637 113 872

362 246 625

719 938 675

-357 692 050

50,3

Кредиты международных финансовых организаций

15 936 884

87 745 500

18 008 679

69 736 821

487,2

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

621 176 988

274 501 125

701 929 996

-427 428 871

39,1

Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы отражен на рисунке 2.3.1.


Рисунок 2.3.1 – Темп роста основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы


Темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.

Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы приведены в таблице 2.3.2.


Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма

(тыс. руб.)

Структура

(%)

Изменение структуры (%)

+ / -

2008г. (в сопоставимых ценах)

2009г.

2008г. (в сопоставимых. ценах)

2009г.

1

2

3

4

5

6

Общее финансирование

2 474 700 000

2 800 000 000

100,00

100,00

0,00

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1 754 761 325

2 437 753 375

70,91

87,06

+16,15

Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц

0

0

0,00

0,00

0

Прочие источники внутр. финансирования

-15 095 896

-9 793 125

-0,61

-0,35

+0,26

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1 452 265 661

1 412 288 200

58,68

50,44

-8,25

Изменение остатков средств бюджета

317 591 560

1 035 258 300

12,83

36,97

+24,14

Внешнее финансирование, в т.ч.

719 938 675

362 246 625

29,09

12,94

-16,15

Кредиты международных финансовых организаций

18 008 679

87 745 500

0,73

3,13

+2,41

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

701 929 996

274 501 125

28,36

9,80

-18,56

Примечание. Источник: собственная разработка


Для наглядности изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы представлены на рисунке 2.3.2.

Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы


Итак, в 2009 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2008 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2008 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.


3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

Политика государственных расходов, как составной части бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:

1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;

2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;

3. Финансирование целевых государственных программ;

4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.

Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [9, с.26].

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим образом:

1.                Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%.

2.                Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.

3.                Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

4.                Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.

5.                Платежи по государственному долгу – 7-8%.

Доля основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.

Поэтому, для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

Также в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, и других непроизводительных расходов.

Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета.

2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета.

3. Обеспечить реструктуризацию доходов бюджета на отрасли хозяйства на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.

5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.

6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.

7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.

8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе их собственности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.

Расходы бюджета зависят от его доходов. Между расходной и доходной частями существует органическая связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов.

Анализ структуры доходов государственного бюджета показал существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.

Таким образом, анализ доходной части бюджета указывает как на имеющиеся некоторые положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ