Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь
Для того чтобы увеличить
поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему,
сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для
разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных
поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не
мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо
проведение комплекса следующих мер:
·
повышение
уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий
налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных
льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов;
улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;
·
упрощение
налоговой системы за
счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества;
максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным
налогам, а также порядка уплаты;
·
обеспечение
стабильности и
предсказуемости налоговой системы.
Таким образом,
действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений,
и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых
налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов.
Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом
мировая практика налогообложения.
В условиях ограниченности
финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников
доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов
бюджета должно стать использование выгодного географического положения
республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса.
Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм,
такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению
сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет
расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно
поступает 1,5 млрд. рублей.
Вопросы управления бюджетным дефицитом актуальны для Республики
Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению
внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует
дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов
бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством
в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в
условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной
части бюджета [6, с. 76].
В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к
расходной части бюджета. Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он
управляемый.
Для
покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем,
так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом
для государства и активом держателей ценных бумаг государственного
заимствования. Таким образом, стоимость в результате государственных
заимствований не теряется.
Наиболее
тягостным для государства является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь
перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны,
внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный сектор без
урезания частного сектора.
Доля
внешнего финансирования в 2009 году составила 12,94 %, что на 16,15 % меньше,
чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных
государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании
бюджетного дефицита. Однако темп роста кредитов международных организаций за
исследуемый период составил 487,2 %.
Сегодня
экономисты в качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения
бюджетного дефицита предлагают привлекать в страну иностранный капитал и
активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма
способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных
вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства
товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на
финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.
Однако
привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для
формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране
должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области
инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться
авторитетными международными финансово-кредитными организациями (МВФ, Всемирным
банком и т.п.); необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной
политики для иностранных инвесторов и т.п.
Для сокращения бюджетного дефицита существуют два главных
направления:
1. Увеличение доходов бюджета, которое может происходить за
счет выявления новых источников поступлений или расширения действующей базы
доходов. При этом не следует увеличивать налоговое бремя.
2. Уменьшение объема расходов, которое должно происходить с
учетом целесообразности, значимости отдельных затрат и выбранных приоритетов в
развитии экономики.
Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь
должно осуществляться по специально разработанной программе, которая
предусматривает следующие мероприятия:
– повышение эффективности общественного воспроизводства,
которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника
доходов бюджета;
– развитие и укрепление рыночных отношений, проведение
рыночных реформ, а также разгосударствление и приватизация собственности;
– расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно
с улучшением налогового законодательства;
– оптимизация объема и реструктуризация расходов
государственного бюджета в целом;
– совершенствование планирования и рост системы платных услуг
в непроизводственной сфере;
– обоснованное принятие новых социальных программ, требующих
значительного бюджетного финансирования;
– реформирование бюджетного процесса в целом;
– развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит
финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте [6,
с.157].
Для оптимизации расходной части государственного бюджета
необходимо:
– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов
финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах
должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при
условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
– упразднить целевых бюджетных фондов в составе бюджета. Это
предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших
направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за
их использованием;
– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли
экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль
собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
– для создания условий формирования собственных доходов
ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые
предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др;
– направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде
адресных субсидий потребителям услуг;
– разработать механизм перевода убыточных отраслей на
хозрасчет и самофинансирование;
– снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет
сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов
государственной собственности;
– повысить уровень бюджета на основе повышения их
обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не
связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;
– закрепить в законодательном порядке доли бюджетных
ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного
бюджета;
– реструктуризировать источники финансирования расходов на
отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных
расходов на основе привлечения внебюджетных источников;
– прогнозировать пропорций, обеспечивающих оптимальное
сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
– расширять перечень платных услуг с целью создания условий
для формирования собственных доходов учреждений;
– научное обосновать норматив бюджетной обеспеченности в
отраслях непроизводственной сферы. [6, с. 159]
Финансовому
оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской
деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к
значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной
жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие
места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы
обслуживания населения.
Для улучшения структуры
государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение
бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти
к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным
критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и
финансирование органов государственной власти и управления.
Подводя итог, можно
заметить, что, казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть
бюджета, если доходная недостаточна, и все проблемы будут решены. Однако в
реальной жизни расходную часть сокращать не только сложно, но и иногда нельзя.
Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование,
капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на
вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых
именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных
ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных государственных
программ. Таким образом, решение существующих проблем может быть найдено только
при совместном объединении усилий различных государственных органов и
осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного
функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной
политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего
заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).
Принимаемый бюджет, в его
расходной части, является результатом решения задачи максимизации функции
полезности государства при заданных бюджетных ограничениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе по дисциплине «Теория финансов» на тему «Расходы
государственного бюджета и основные направления их использования в Республике
Беларусь», финансы представлены как многогранная объективная экономическая
категория, без которой не могут эффективно функционировать современные системы
хозяйствования.
В
данной курсовой работе подробно исследован государственный бюджет в разрезе его
расходной части за последние два года, а именно были освещены:
ü теоретические аспекты организации
расходной части государственного бюджета;
ü проведен анализ формирования и
использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере
республиканского бюджета Республики Беларусь за последние два года;
ü определены основные направления
совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Государственный бюджет –
это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных
доходов и расходов государства на определенный период времени.
Бюджет – основной
финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать
финансы на решающих участках социального и экономического развития,
перераспределять национальный доход между отраслями.
Бюджетные отношения
зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости
общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых
отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода
в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных
платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении
чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в
бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Источниками
финансирования расходов государственного бюджета являются доходы
государственного бюджета.
Доходы государственного
бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с
государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным
содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в
безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной
власти.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Основные
задачи в области бюджетных расходов:
–
сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на
наиболее эффективных и социально значимых проектах;
–
снизить расходы на содержание государственного аппарата;
–
повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и
оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских
работах в сфере ВПК;
–
снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
–
усилить контроль за использованием бюджетных средств;
–
обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское
обслуживание, образование.
Анализ
расходной части бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы показал ряд
проблемных вопросов, требующих скорейшего решения, а именно:
ü значительное снижение доли расходов
государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4
% к итогу бюджетных расходов, а также уменьшение удельного веса обслуживания
государственного долга с 1,87 % до 1,65 % в общем объеме бюджетных расходов,
что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран;
ü снижение доли расходов
государственного бюджета на финансирование социальной сферы на 0,7 % к итогу за
счет уменьшения доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на
0,5 % к итогу доходной части государственного бюджета;
ü снижение удельного веса расходов на
финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство,
рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиты окружающей среды;
ü снижение доли расходов
государственного бюджета на финансирование национальной обороны,
правоохранительной деятельности, природоохранной деятельности, среднего
специального образования, и других расходов в области образования
ü удельный вес налоговых доходов в
общей величине государственных доходов, снизился на 1,2% в основном за счет
снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %
и других налогов и сборов из выручки на 3,5 % к итогу дохода бюджета;
ü рост размера дефицита
республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008
года на 13,1 %;
ü темп роста кредитов международных
организаций за исследуемый период составил 487,2 %;
ü доля внутреннего финансирования дефицита
бюджета в 2009 году увеличилась на 16,15 % больше, чем в 2008 году за счет
увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию
бюджетного дефицита.
Предложения
по совершенствованию организации расходов государственного бюджета в Республике
Беларусь:
·
Для того чтобы
увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую
систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.
·
Действующая
сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде
всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и
сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром
же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая
практика налогообложения.
·
Одним из основных
направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного
географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и
приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети
платных автостоянок и парковок в городах республики.
·
В качестве
альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита
привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную
инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов
на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков,
увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые
ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных
инвестиционных программ.
·
Однако
привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для
формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна
действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций;
экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными
международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение
льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и
т.п.
·
Финансовому
оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской
деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к
значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной
жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие
места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы
обслуживания населения.
·
Для улучшения
структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное
выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики;
перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным
критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и
финансирование органов государственной власти и управления.
Таким образом, решение
существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть
найдено только при совместном объединении усилий различных государственных
органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах
государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и
инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего
и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010 г.
2. Курс экономической
теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под.
ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
3. Теория финансов:
Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц,
М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
4. О бюджетной
классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, №
158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
5. Финансы и кредит: Учебное
пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И.
Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.
6. Тетерина Л.М.
Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт
управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
7. О бюджете Республики
Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3
8. О республиканском
бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13.11.08, № 450-3
9. Мультан Г.К.
Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Состав
расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 –
2009 гг.
Таблица
А.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2008 – 2009
гг.
Направления расходов
бюджета по разделам и подразделам
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост
расходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста расходов
2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. в сопоставимых.
ценах
1
2
3
4
5
6
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РАСХОДЫ
8 877 916 304
11 872 742 564
10 032 045 424
1 840 697 140
118,3
Государственные органы
общего назначения
647 180 821
904 538 918
731 314 328
173 224 590
123,7
Международная деятельность
282 948 474
396 849 300
319 731 776
77 117 524
124,1
Обеспечение проведения
выборов и референдумов
25 081 232
619 223
28 341 792
-27 722 569
2,2
Обслуживание
государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
754 239 004
953 355 011
852 290 075
101 064 936
111,9
Государственный
материальный резерв
70 281 942
119 306 816
79 418 594
39 888 222
150,2
Фундаментальные научные
исследования
130 263 000
161 040 818
147 197 190
13 843 628
109,4
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
общегосударственных расходов
117 584 265
145 737 752
132 870 219
12 867 533
109,7
Резервные фонды
418 790 000
466 440 000
473 232 700
-6 792 700
98,6
Другие
общегосударственные расходы
1 064 440 589
1 695 956 221
1 202 817 866
493 138 355
141,0
Трансферты другим
уровням государственного управления
5 367 106 977
7 028 898 505
6 064 830 884
964 067 621
115,9
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
1 240 431 439
1 732 969 415
1 401 687 526
331 281 889
123,6
Оборона и Вооруженные
Силы Республики Беларусь
1 139 014 606
1 607 290 950
1 287 086 505
320 204 445
124,9
Обеспечение военно-мобилизационной
и вневойсковой подготовки
77 745 600
98 006 798
87 852 528
10 154 270
111,6
Другие расходы на
национальную оборону
23 671 233
27 671 667
26 748 493
923 174
103,5
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
1 949 039 998
2 642 165 691
2 202 415 198
439 750 493
120,0
Органы внутренних дел
755 178 075
1 005 546 743
853 351 225
152 195 518
117,8
Органы прокуратуры
85 217 502
117 734 083
96 295 777
21 438 306
122,3
Органы пограничной
службы
196 257 324
273 441 972
221 770 776
51 671 196
123,3
Органы и учреждения
уголовно-исполнительной системы
191 328 315
261 486 988
216 200 996
45 285 992
120,9
Органы государственной
безопасности
170 477 814
235 848 818
192 639 930
43 208 888
122,4
Государственные
нотариальные конторы
20 887 749
32 196 109
23 603 156
8 592 953
136,4
Органы судебной власти
123 880 703
177 149 080
139 985 194
37 163 886
126,5
Таможенные органы
140 355 268
185 913 162
158 601 453
27 311 709
117,2
Органы и подразделения
по чрезвычайным ситуациям
242 768 100
324 918 798
274 327 953
50 590 845
118,4
Продолжение
таблицы А.1
1
2
3
4
5
6
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
15 852 920
18 902 185
17 913 800
988 385
105,5
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
740 000
800 000
836 200
-36 200
95,7
Другие расходы в
области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
6 096 228
8 227 753
6 888 738
1 339 015
119,4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
11 026 431 719
17 349 787 758
12 459 867 842
4 889 919 916
139,2
Общие экономические
вопросы
899 575
1 093 812
1 016 520
77 292
107,6
Сельское хозяйство,
рыбохозяйственная деятельность
2 925 038 573
3 543 144 790
3 305 293 587
237 851 203
107,2
Лесное хозяйство
162 261 733
225 224 638
183 355 758
41 868 880
122,8
Промышленность,
энергетика, строительство и архитектура
5 579 616 189
10 632 605 501
6 304 966 294
4 327 639 207
168,6
Транспорт
83 827 044
92 584 324
94 724 560
-2 140 236
97,7
Дорожное хозяйство
1 775 099 522
2 309 000 000
2 005 862 460
303 137 540
115,1
Связь
222 949 351
231 891 580
251 932 767
-20 041 187
92,0
Другие отрасли
национальной экономики
124 375 738
184 031 113
140 544 584
43 486 529
130,9
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты, связанные с
национальной экономикой
112 363 994
130 212 000
126 971 313
3 240 687
102,6
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
550 096 439
620 677 096
621 608 976
-931 880
99,9
Природоохранная деятельность
9 723 656
13 163 813
10 987 731
2 176 082
119,8
Охрана природной среды
465 886 186
517 616 988
526 451 390
-8 834 402
98,3
Охрана растительного и
животного мира. Мониторинг окружающей среды
34 833 686
55 926 988
39 362 065
16 564 923
142,1
Фонды охраны природы
416 052 500
446 690 000
470 139 325
-23 449 325
95,0
Охрана земель
15 000 000
15 000 000
16 950 000
-1 950 000
88,5
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области охраны окружающей
среды
4 038 480
6 036 500
4 563 482
1 473 018
132,3
Другие расходы в
области охраны окружающей среды
70 448 117
83 832 795
79 606 372
4 226 423
105,3
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
24 087 540
60 754 883
27 218 920
33 535 963
223,2
Жилищно-коммунальное хозяйство
17 859 658
21 222 183
20 181 414
1 040 769
105,2
Благоустройство
населенных пунктов
1 461 949
1 548 458
1 652 002
-103 544
93,7
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных
услуг
1 030 000
1 090 000
1 163 900
-73 900
93,7
Другие расходы в
области жилищно-коммунальных услуг
3 735 933
36 894 242
4 221 604
32 672 638
873,9
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
1 026 004 053
1 539 675 988
1 159 384 580
380 291 408
132,8
Медицинская помощь
населению
601 186 641
829 998 404
679 340 904
150 657 500
122,2
Санитарно-эпидемиологический
надзор
12 644 698
17 244 404
14 288 509
2 955 895
120,7
Прикладные научные
исследования, НТ программы и проекты в области здравоохранения
25 491 755
40 521 240
28 805 683
11 715 557
140,7
Окончание
таблицы А.1
1
2
3
4
5
6
Другие расходы в
области здравоохранения
386 680 959
651 911 940
436 949 484
214 962 456
149,2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,
СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
488 238 952
672 312 622
551 710 016
120 602 606
121,9
Физическая культура и
спорт
171 694 521
231 914 352
194 014 809
37 899 543
119,5
Культура
152 673 142
241 052 715
172 520 650
68 532 065
139,7
Средства массовой
информации
158 981 198
193 211 376
179 648 754
13 562 622
107,5
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области физической
культуры, спорта, культуры и средств массовой информации
3 780 426
4 639 450
4 271 881
367 569
108,6
Вопросы религии и иные
вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой
информации
1 109 665
1 494 729
1 253 921
240 808
119,2
ОБРАЗОВАНИЕ
1 278 200 531
1 774 759 409
1 444 366 600
330 392 809
122,9
Дошкольное образование
10 634 517
14 700 270
12 017 004
2 683 266
122,3
Общее среднее образование
18 585 396
44 345 810
21 001 497
23 344 313
211,2
Профессионально-техническое
образование
15 871 547
28 882 586
17 934 848
10 947 738
161,0
Среднее специальное
образование
290 989 696
387 481 297
328 818 356
58 662 941
117,8
Высшее и послевузовское
образование
819 297 919
1 156 599 104
925 806 648
230 792 456
124,9
Повышение квалификации
и переподготовка кадров
51 014 571
71 295 348
57 646 465
13 648 883
123,7
Внешкольное воспитание и
обучение
16 937 076
26 836 954
19 138 896
7 698 058
140,2
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области образования
18 303 680
20 045 640
20 683 158
-637 518
96,9
Другие расходы в
области образования
36 566 129
24 572 400
41 319 726
-16 747 326
59,5
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
13 881 726 876
19 433 416 999
15 686 351 370
3 747 065 629
123,9
Социальная защита
7 324 078
8 991 809
8 276 208
715 601
108,6
Пенсионное обеспечение
1 287 276 613
1 570 688 630
1 454 622 573
116 066 057
108,0
Молодежная политика
14 846 292
19 579 609
16 776 310
2 803 299
116,7
Помощь в обеспечении
жильем
355 114 800
731 059 400
401 279 724
329 779 676
182,2
Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
12 013 109 702
16 860 182 500
13 574 813 963
3 285 368 537
124,2
Другие вопросы в
области социальной политики
200 046 391
17 103 097 551
226 052 422
16 877 045 129
107,5
ВСЕГО
40 342 173 851
57 699 262 425
45 586 656 452
12 112 605 973
126,6
Примечание.
Источник: собственная разработка
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Структура
расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 –
2009 гг
Таблица
Б.1 – Динамика структуры расходной части государственного бюджета за 2008 –
2009 гг.
Направления расходов
бюджета по разделам и подразделам
Сумма
(тыс. руб.)
Структура
(%)
Изменение структуры (%)
+ / -
2008г. (в сопоставимых
ценах)
2009г.
2008г. (в сопоста-вимых
ценах)
2009г.
1
2
3
4
5
6
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РАСХОДЫ
10 032 045 424
11 872 742 564
22,007
20,577
-1,430
Государственные органы
общего назначения
731 314 328
904 538 918
1,604
1,568
-0,037
Международная деятельность
319 731 776
396 849 300
0,701
0,688
-0,014
Обеспечение проведения
выборов и референдумов
28 341 792
619 223
0,062
0,001
-0,061
Обслуживание
государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
852 290 075
953 355 011
1,870
1,652
-0,217
Государственный
материальный резерв
79 418 594
119 306 816
0,174
0,207
0,033
Фундаментальные научные
исследования
147 197 190
161 040 818
0,323
0,279
-0,044
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
общегосударственных расходов
132 870 219
145 737 752
0,291
0,253
-0,039
Резервные фонды
473 232 700
466 440 000
1,038
0,808
-0,230
Другие общегосударственные
расходы
1 202 817 866
1 695 956 221
2,639
2,939
0,301
Трансферты другим уровням
государственного управления
6 064 830 884
7 028 898 505
13,304
12,182
-1,122
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
1 401 687 526
1 732 969 415
3,075
3,003
-0,071
Оборона и Вооруженные
Силы Республики Беларусь
1 287 086 505
1 607 290 950
2,823
2,786
-0,038
Обеспечение
военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки
87 852 528
98 006 798
0,193
0,170
-0,023
Другие расходы на
национальную оборону
26 748 493
27 671 667
0,059
0,048
-0,011
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
2 202 415 198
2 642 165 691
4,831
4,579
-0,252
Органы внутренних дел
853 351 225
1 005 546 743
1,872
1,743
-0,129
Органы прокуратуры
96 295 777
117 734 083
0,211
0,204
-0,007
Органы пограничной
службы
221 770 776
273 441 972
0,486
0,474
-0,013
Органы и учреждения
уголовно-исполнительной системы
216 200 996
261 486 988
0,474
0,453
-0,021
Органы государственной
безопасности
192 639 930
235 848 818
0,423
0,409
-0,014
Государственные нотариальные
конторы
23 603 156
32 196 109
0,052
0,056
0,004
Органы судебной власти
139 985 194
177 149 080
0,307
0,307
0,000
Таможенные органы
158 601 453
185 913 162
0,348
0,322
-0,026
Органы и подразделения
по чрезвычайным ситуациям
274 327 953
324 918 798
0,602
0,563
-0,039
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
17 913 800
18 902 185
0,039
0,033
-0,007
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области
правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
836 200
800 000
0,002
0,001
-0,001
Другие расходы в
области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
6 888 738
8 227 753
0,015
0,014
-0,001
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
12 459 867 842
17 349 787 758
27,332
30,069
2,737
Общие экономические вопросы
1 016 520
1 093 812
0,002
0,002
0,000
Сельское хозяйство,
рыбохозяйственная деятельность
3 305 293 587
3 543 144 790
26,528
20,422
-6,106
Продолжение
таблицы Б.1
1
2
3
4
5
6
Лесное хозяйство
183 355 758
225 224 638
0,402
0,390
-0,012
Промышленность, энергетика,
строительство и архитектура
6 304 966 294
10632605501
13,831
18,428
4,597
Транспорт
94 724 560
92 584 324
0,208
0,160
-0,047
Дорожное хозяйство
2 005 862 460
2 309 000 000
4,400
4,002
-0,398
Связь
251 932 767
231 891 580
0,553
0,402
-0,151
Другие отрасли национальной
экономики
140 544 584
184 031 113
0,308
0,319
0,011
Другие расходы в
области национальной экономики
45 200 000
0
0,363
0
-0,363
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты, связанные с национальной
экономикой
126 971 313
130 212 000
0,279
0,226
-0,053
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
621 608 976
620 677 096
1,364
1,076
-0,288
Природоохранная деятельность
10 987 731
13 163 813
0,024
0,023
-0,001
Охрана природной среды
526 451 390
517 616 988
1,155
0,897
-0,258
Охрана растительного и
животного мира. Мониторинг окружающей среды
39 362 065
55 926 988
0,086
0,097
0,011
Фонды охраны природы
470 139 325
446 690 000
1,031
0,774
-0,257
Охрана земель
16 950 000
15 000 000
0,037
0,026
-0,011
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области охраны окружающей
среды
4 563 482
6 036 500
0,010
0,010
0,000
Другие расходы в
области охраны окружающей среды
79 606 372
83 832 795
0,175
0,145
-0,029
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
27 218 920
60 754 883
0,060
0,105
0,046
Жилищно-коммунальное
хозяйство
20 181 414
21 222 183
0,044
0,037
-0,007
Благоустройство населенных
пунктов
1 652 002
1 548 458
0,004
0,003
-0,001
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных
услуг
1 163 900
1 090 000
0,003
0,002
-0,001
Другие расходы в
области жилищно-коммунальных услуг
4 221 604
36 894 242
0,009
0,064
0,055
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
1 159 384 580
1 539 675 988
2,543
2,668
0,125
Медицинская помощь
населению
679 340 904
829 998 404
1,490
1,438
-0,052
Санитарно-эпидемиологический
надзор
14 288 509
17 244 404
0,031
0,030
-0,001
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области здравоохранения
28 805 683
40 521 240
0,063
0,070
0,007
Другие расходы в
области здравоохранения
436 949 484
651 911 940
0,959
1,130
0,171
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,
СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
551 710 016
672 312 622
1,210
1,165
-0,045
Физическая культура и
спорт
194 014 809
231 914 352
0,426
0,402
-0,024
Культура
172 520 650
241 052 715
0,378
0,418
0,039
Средства массовой информации
179 648 754
193 211 376
0,394
0,335
-0,059
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области физической
культуры, спорта, культуры и средств массовой информации
4 271 881
4 639 450
0,009
0,008
-0,001
Вопросы религии и иные
вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой
информации
1 253 921
1 494 729
0,003
0,003
0,000
ОБРАЗОВАНИЕ
1 444 366 600
1 774 759 409
3,168
3,076
-0,093
Дошкольное образование
12 017 004
14 700 270
0,026
0,025
-0,001
Общее среднее образование
21 001 497
44 345 810
0,046
0,077
0,031
Профессионально-техническое
образование
17 934 848
28 882 586
0,039
0,050
0,011
Среднее специальное
образование
328 818 356
387 481 297
0,721
0,672
-0,050
Высшее и послевузовское
образование
925 806 648
1 156 599 104
2,031
2,005
-0,026
Повышение квалификации
и переподготовка кадров
57 646 465
71 295 348
0,126
0,124
-0,003
Внешкольное воспитание
и обучение
19 138 896
26 836 954
0,042
0,047
0,005
Прикладные научные
исследования, научно- технические программы и проекты в области образования
20 683 158
20 045 640
0,045
0,035
-0,011
Другие расходы в
области образования
41 319 726
24 572 400
0,091
0,043
-0,048
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
15 686 351 370
19 433 416 999
34,410
33,681
-0,729
Социальная защита
8 276 208
8 991 809
0,018
0,016
-0,003
Пенсионное обеспечение
1 454 622 573
1 570 688 630
3,191
2,722
-0,469
Молодежная политика
16 776 310
19 579 609
0,037
0,034
-0,003
Помощь в обеспечении жильем
401 279 724
731 059 400
0,880
1,267
0,387
Окончание
таблицы Б.1
1
2
3
4
5
6
Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь