бесплатные рефераты

Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

·                         повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;

·                         упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

·                         обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Таким образом, действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Вопросы управления бюджетным дефицитом актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета. Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.

Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей ценных бумаг государственного заимствования. Таким образом, стоимость в результате государственных заимствований не теряется.

Наиболее тягостным для государства является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный сектор без урезания частного сектора.

Доля внешнего финансирования в 2009 году составила 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита. Однако темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %.

Сегодня экономисты в качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита предлагают привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями (МВФ, Всемирным банком и т.п.); необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

Для сокращения бюджетного дефицита существуют два главных направления:

1. Увеличение доходов бюджета, которое может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения действующей базы доходов. При этом не следует увеличивать налоговое бремя.

2. Уменьшение объема расходов, которое должно происходить с учетом целесообразности, значимости отдельных затрат и выбранных приоритетов в развитии экономики.

Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь должно осуществляться по специально разработанной программе, которая предусматривает следующие мероприятия:

– повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника доходов бюджета;

– развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, а также разгосударствление и приватизация собственности;

– расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства;

– оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета в целом;

– совершенствование планирования и рост системы платных услуг в непроизводственной сфере;

– обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

– реформирование бюджетного процесса в целом;

– развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте [6, с.157].

Для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо:

– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;

– упразднить целевых бюджетных фондов в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием;

– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;

– для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др;

– направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;

– разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;

– снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;

– повысить уровень бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;

– закрепить в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;

– реструктуризировать источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;

– прогнозировать пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;

– расширять перечень платных услуг с целью создания условий для формирования собственных доходов учреждений;

– научное обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы. [6, с. 159]

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Подводя итог, можно заметить, что, казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и все проблемы будут решены. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных государственных программ. Таким образом, решение существующих проблем может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

Принимаемый бюджет, в его расходной части, является результатом решения задачи максимизации функции полезности государства при заданных бюджетных ограничениях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В курсовой работе по дисциплине «Теория финансов» на тему «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь», финансы представлены как многогранная объективная экономическая категория, без которой не могут эффективно функционировать современные системы хозяйствования.

В данной курсовой работе подробно исследован государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года, а именно были освещены:

ü    теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета;

ü    проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за последние два года;

ü    определены основные направления совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

– сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

– снизить расходы на содержание государственного аппарата;

– развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

– повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;

– снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

– усилить контроль за использованием бюджетных средств;

– обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Анализ расходной части бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы показал ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения, а именно:

ü    значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу бюджетных расходов, а также уменьшение удельного веса обслуживания государственного долга с 1,87 % до 1,65 % в общем объеме бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран;

ü    снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы на 0,7 % к итогу за счет уменьшения доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу доходной части государственного бюджета;

ü    снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиты окружающей среды;

ü    снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование национальной обороны, правоохранительной деятельности, природоохранной деятельности, среднего специального образования, и других расходов в области образования

ü    удельный вес налоговых доходов в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2% в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 % и других налогов и сборов из выручки на 3,5 % к итогу дохода бюджета;

ü    рост размера дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008 года на 13,1 %;

ü    темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %;

ü    доля внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2009 году увеличилась на 16,15 % больше, чем в 2008 году за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

Предложения по совершенствованию организации расходов государственного бюджета в Республике Беларусь:

·                         Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.

·                         Действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

·                         Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики.

·                         В качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

·                         Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

·                         Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

·                         Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Таким образом, решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010 г.

2. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

3. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.

4. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.

5. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.

6. Тетерина Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.

7. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3

8. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13.11.08, № 450-3

9. Мультан Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Состав расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 – 2009 гг.


Таблица А.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.


Направления расходов бюджета по разделам и подразделам

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост расходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста расходов 2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)

2008г.

2009г.

2008г. в сопоставимых. ценах

1

2

3

4

5

6

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

8 877 916 304

11 872 742 564

10 032 045 424

1 840 697 140

118,3

Государственные органы общего назначения

647 180 821

904 538 918

731 314 328

173 224 590

123,7

Международная деятельность

282 948 474

396 849 300

319 731 776

77 117 524

124,1

Обеспечение проведения выборов и референдумов

25 081 232

619 223

28 341 792

-27 722 569

2,2

Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления

754 239 004

953 355 011

852 290 075

101 064 936

111,9

Государственный материальный резерв

70 281 942

119 306 816

79 418 594

39 888 222

150,2

Фундаментальные научные исследования

130 263 000

161 040 818

147 197 190

13 843 628

109,4

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области общегосударственных расходов

117 584 265

145 737 752

132 870 219

12 867 533

109,7

Резервные фонды

418 790 000

466 440 000

473 232 700

-6 792 700

98,6

Другие общегосударственные расходы

1 064 440 589

1 695 956 221

1 202 817 866

493 138 355

141,0

Трансферты другим уровням государственного управления

5 367 106 977

7 028 898 505

6 064 830 884

964 067 621

115,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

1 240 431 439

1 732 969 415

1 401 687 526

331 281 889

123,6

Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь

1 139 014 606

1 607 290 950

1 287 086 505

320 204 445

124,9

Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки

77 745 600

98 006 798

87 852 528

10 154 270

111,6

Другие расходы на национальную оборону

23 671 233

27 671 667

26 748 493

923 174

103,5

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1 949 039 998

2 642 165 691

2 202 415 198

439 750 493

120,0

Органы внутренних дел

755 178 075

1 005 546 743

853 351 225

152 195 518

117,8

Органы прокуратуры

85 217 502

117 734 083

96 295 777

21 438 306

122,3

Органы пограничной службы

196 257 324

273 441 972

221 770 776

51 671 196

123,3

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

191 328 315

261 486 988

216 200 996

45 285 992

120,9

Органы государственной безопасности

170 477 814

235 848 818

192 639 930

43 208 888

122,4

Государственные нотариальные конторы

20 887 749

32 196 109

23 603 156

8 592 953

136,4

Органы судебной власти

123 880 703

177 149 080

139 985 194

37 163 886

126,5

Таможенные органы

140 355 268

185 913 162

158 601 453

27 311 709

117,2

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

242 768 100

324 918 798

274 327 953

50 590 845

118,4








Продолжение таблицы А.1

1

2

3

4

5

6

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

15 852 920

18 902 185

17 913 800

988 385

105,5

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

740 000

800 000

836 200

-36 200

95,7

Другие расходы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

6 096 228

8 227 753

6 888 738

1 339 015

119,4

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

11 026 431 719

17 349 787 758

12 459 867 842

4 889 919 916

139,2

Общие экономические вопросы

899 575

1 093 812

1 016 520

77 292

107,6

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

2 925 038 573

3 543 144 790

3 305 293 587

237 851 203

107,2

Лесное хозяйство

162 261 733

225 224 638

183 355 758

41 868 880

122,8

Промышленность, энергетика, строительство и архитектура

5 579 616 189

10 632 605 501

6 304 966 294

4 327 639 207

168,6

Транспорт

83 827 044

92 584 324

94 724 560

-2 140 236

97,7

Дорожное хозяйство

1 775 099 522

2 309 000 000

2 005 862 460

303 137 540

115,1

Связь

222 949 351

231 891 580

251 932 767

-20 041 187

92,0

Другие отрасли национальной экономики

124 375 738

184 031 113

140 544 584

43 486 529

130,9

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой

112 363 994

130 212 000

126 971 313

3 240 687

102,6

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

550 096 439

620 677 096

621 608 976

-931 880

99,9

Природоохранная деятельность

9 723 656

13 163 813

10 987 731

2 176 082

119,8

Охрана природной среды

465 886 186

517 616 988

526 451 390

-8 834 402

98,3

Охрана растительного и животного мира. Мониторинг окружающей среды

34 833 686

55 926 988

39 362 065

16 564 923

142,1

Фонды охраны природы

416 052 500

446 690 000

470 139 325

-23 449 325

95,0

Охрана земель

15 000 000

15 000 000

16 950 000

-1 950 000

88,5

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области охраны окружающей среды

4 038 480

6 036 500

4 563 482

1 473 018

132,3

Другие расходы в области охраны окружающей среды

70 448 117

83 832 795

79 606 372

4 226 423

105,3

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

24 087 540

60 754 883

27 218 920

33 535 963

223,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

17 859 658

21 222 183

20 181 414

1 040 769

105,2

Благоустройство населенных пунктов

1 461 949

1 548 458

1 652 002

-103 544

93,7

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг

1 030 000

1 090 000

1 163 900

-73 900

93,7

Другие расходы в области жилищно-коммунальных услуг

3 735 933

36 894 242

4 221 604

32 672 638

873,9

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1 026 004 053

1 539 675 988

1 159 384 580

380 291 408

132,8

Медицинская помощь населению

601 186 641

829 998 404

679 340 904

150 657 500

122,2

Санитарно-эпидемиологический надзор

12 644 698

17 244 404

14 288 509

2 955 895

120,7

Прикладные научные исследования, НТ программы и проекты в области здравоохранения

25 491 755

40 521 240

28 805 683

11 715 557

140,7

Окончание таблицы А.1

1

2

3

4

5

6

Другие расходы в области здравоохранения

386 680 959

651 911 940

436 949 484

214 962 456

149,2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

488 238 952

672 312 622

551 710 016

120 602 606

121,9

Физическая культура и спорт

171 694 521

231 914 352

194 014 809

37 899 543

119,5

Культура

152 673 142

241 052 715

172 520 650

68 532 065

139,7

Средства массовой информации

158 981 198

193 211 376

179 648 754

13 562 622

107,5

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

3 780 426

4 639 450

4 271 881

367 569

108,6

Вопросы религии и иные вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

1 109 665

1 494 729

1 253 921

240 808

119,2

ОБРАЗОВАНИЕ

1 278 200 531

1 774 759 409

1 444 366 600

330 392 809

122,9

Дошкольное образование

10 634 517

14 700 270

12 017 004

2 683 266

122,3

Общее среднее образование

18 585 396

44 345 810

21 001 497

23 344 313

211,2

Профессионально-техническое образование

15 871 547

28 882 586

17 934 848

10 947 738

161,0

Среднее специальное образование

290 989 696

387 481 297

328 818 356

58 662 941

117,8

Высшее и послевузовское образование

819 297 919

1 156 599 104

925 806 648

230 792 456

124,9

Повышение квалификации и переподготовка кадров

51 014 571

71 295 348

57 646 465

13 648 883

123,7

Внешкольное воспитание и обучение

16 937 076

26 836 954

19 138 896

7 698 058

140,2

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области образования

18 303 680

20 045 640

20 683 158

-637 518

96,9

Другие расходы в области образования

36 566 129

24 572 400

41 319 726

-16 747 326

59,5

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

13 881 726 876

19 433 416 999

15 686 351 370

3 747 065 629

123,9

Социальная защита

7 324 078

8 991 809

8 276 208

715 601

108,6

Пенсионное обеспечение

1 287 276 613

1 570 688 630

1 454 622 573

116 066 057

108,0

Молодежная политика

14 846 292

19 579 609

16 776 310

2 803 299

116,7

Помощь в обеспечении жильем

355 114 800

731 059 400

401 279 724

329 779 676

182,2

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

12 013 109 702

16 860 182 500

13 574 813 963

3 285 368 537

124,2

Другие вопросы в области социальной политики

200 046 391

17 103 097 551

226 052 422

16 877 045 129

107,5

ВСЕГО

40 342 173 851

57 699 262 425

45 586 656 452

12 112 605 973

126,6

Примечание. Источник: собственная разработка


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Структура расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 – 2009 гг


Таблица Б.1 – Динамика структуры расходной части государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.


Направления расходов бюджета по разделам и подразделам

Сумма

(тыс. руб.)

Структура

(%)

Изменение структуры (%)

+ / -

2008г. (в сопоставимых ценах)

2009г.

2008г. (в сопоста-вимых ценах)

2009г.

1

2

3

4

5

6

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

10 032 045 424

11 872 742 564

22,007

20,577

-1,430

Государственные органы общего назначения

731 314 328

904 538 918

1,604

1,568

-0,037

Международная деятельность

319 731 776

396 849 300

0,701

0,688

-0,014

Обеспечение проведения выборов и референдумов

28 341 792

619 223

0,062

0,001

-0,061

Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления

852 290 075

953 355 011

1,870

1,652

-0,217

Государственный материальный резерв

79 418 594

119 306 816

0,174

0,207

0,033

Фундаментальные научные исследования

147 197 190

161 040 818

0,323

0,279

-0,044

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области общегосударственных расходов

132 870 219

145 737 752

0,291

0,253

-0,039

Резервные фонды

473 232 700

466 440 000

1,038

0,808

-0,230

Другие общегосударственные расходы

1 202 817 866

1 695 956 221

2,639

2,939

0,301

Трансферты другим уровням государственного управления

6 064 830 884

7 028 898 505

13,304

12,182

-1,122

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

1 401 687 526

1 732 969 415

3,075

3,003

-0,071

Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь

1 287 086 505

1 607 290 950

2,823

2,786

-0,038

Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки

87 852 528

98 006 798

0,193

0,170

-0,023

Другие расходы на национальную оборону

26 748 493

27 671 667

0,059

0,048

-0,011

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

2 202 415 198

2 642 165 691

4,831

4,579

-0,252

Органы внутренних дел

853 351 225

1 005 546 743

1,872

1,743

-0,129

Органы прокуратуры

96 295 777

117 734 083

0,211

0,204

-0,007

Органы пограничной службы

221 770 776

273 441 972

0,486

0,474

-0,013

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

216 200 996

261 486 988

0,474

0,453

-0,021

Органы государственной безопасности

192 639 930

235 848 818

0,423

0,409

-0,014

Государственные нотариальные конторы

23 603 156

32 196 109

0,052

0,056

0,004

Органы судебной власти

139 985 194

177 149 080

0,307

0,307

0,000

Таможенные органы

158 601 453

185 913 162

0,348

0,322

-0,026

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

274 327 953

324 918 798

0,602

0,563

-0,039

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

17 913 800

18 902 185

0,039

0,033

-0,007

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

836 200

800 000

0,002

0,001

-0,001

Другие расходы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

6 888 738

8 227 753

0,015

0,014

-0,001

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

12 459 867 842

17 349 787 758

27,332

30,069

2,737

Общие экономические вопросы

1 016 520

1 093 812

0,002

0,002

0,000

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

3 305 293 587

3 543 144 790

26,528

20,422

-6,106

Продолжение таблицы Б.1

1

2

3

4

5

6

Лесное хозяйство

183 355 758

225 224 638

0,402

0,390

-0,012

Промышленность, энергетика, строительство и архитектура

6 304 966 294

10632605501

13,831

18,428

4,597

Транспорт

94 724 560

92 584 324

0,208

0,160

-0,047

Дорожное хозяйство

2 005 862 460

2 309 000 000

4,400

4,002

-0,398

Связь

251 932 767

231 891 580

0,553

0,402

-0,151

Другие отрасли национальной экономики

140 544 584

184 031 113

0,308

0,319

0,011

Другие расходы в области национальной экономики

45 200 000

0

0,363

0

-0,363

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой

126 971 313

130 212 000

0,279

0,226

-0,053

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

621 608 976

620 677 096

1,364

1,076

-0,288

Природоохранная деятельность

10 987 731

13 163 813

0,024

0,023

-0,001

Охрана природной среды

526 451 390

517 616 988

1,155

0,897

-0,258

Охрана растительного и животного мира. Мониторинг окружающей среды

39 362 065

55 926 988

0,086

0,097

0,011

Фонды охраны природы

470 139 325

446 690 000

1,031

0,774

-0,257

Охрана земель

16 950 000

15 000 000

0,037

0,026

-0,011

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области охраны окружающей среды

4 563 482

6 036 500

0,010

0,010

0,000

Другие расходы в области охраны окружающей среды

79 606 372

83 832 795

0,175

0,145

-0,029

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

27 218 920

60 754 883

0,060

0,105

0,046

Жилищно-коммунальное хозяйство

20 181 414

21 222 183

0,044

0,037

-0,007

Благоустройство населенных пунктов

1 652 002

1 548 458

0,004

0,003

-0,001

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг

1 163 900

1 090 000

0,003

0,002

-0,001

Другие расходы в области жилищно-коммунальных услуг

4 221 604

36 894 242

0,009

0,064

0,055

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1 159 384 580

1 539 675 988

2,543

2,668

0,125

Медицинская помощь населению

679 340 904

829 998 404

1,490

1,438

-0,052

Санитарно-эпидемиологический надзор

14 288 509

17 244 404

0,031

0,030

-0,001

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области здравоохранения

28 805 683

40 521 240

0,063

0,070

0,007

Другие расходы в области здравоохранения

436 949 484

651 911 940

0,959

1,130

0,171

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

551 710 016

672 312 622

1,210

1,165

-0,045

Физическая культура и спорт

194 014 809

231 914 352

0,426

0,402

-0,024

Культура

172 520 650

241 052 715

0,378

0,418

0,039

Средства массовой информации

179 648 754

193 211 376

0,394

0,335

-0,059

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

4 271 881

4 639 450

0,009

0,008

-0,001

Вопросы религии и иные вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

1 253 921

1 494 729

0,003

0,003

0,000

ОБРАЗОВАНИЕ

1 444 366 600

1 774 759 409

3,168

3,076

-0,093

Дошкольное образование

12 017 004

14 700 270

0,026

0,025

-0,001

Общее среднее образование

21 001 497

44 345 810

0,046

0,077

0,031

Профессионально-техническое образование

17 934 848

28 882 586

0,039

0,050

0,011

Среднее специальное образование

328 818 356

387 481 297

0,721

0,672

-0,050

Высшее и послевузовское образование

925 806 648

1 156 599 104

2,031

2,005

-0,026

Повышение квалификации и переподготовка кадров

57 646 465

71 295 348

0,126

0,124

-0,003

Внешкольное воспитание и обучение

19 138 896

26 836 954

0,042

0,047

0,005

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области образования

20 683 158

20 045 640

0,045

0,035

-0,011

Другие расходы в области образования

41 319 726

24 572 400

0,091

0,043

-0,048

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

15 686 351 370

19 433 416 999

34,410

33,681

-0,729

Социальная защита

8 276 208

8 991 809

0,018

0,016

-0,003

Пенсионное обеспечение

1 454 622 573

1 570 688 630

3,191

2,722

-0,469

Молодежная политика

16 776 310

19 579 609

0,037

0,034

-0,003

Помощь в обеспечении жильем

401 279 724

731 059 400

0,880

1,267

0,387


Окончание таблицы Б.1

1

2

3

4

5

6

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

13 574 813 963

16 860 182 500

29,778

29,221

-0,557

Другие вопросы в области социальной политики

226 052 422

17 103 097 551

0,496

29,642

-0,075

ВСЕГО

45 586 656 452

57 699 262 425

100,000

100,00

0

Примечание. Источник: собственная разработка



 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ