Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский
Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский
Дипломная работа
ТЕМА: Разработка
мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных
учреждений на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………….......................4
1. Финансирование
бюджетных учреждений: источники, проблемы и пути их
решения.................................................................................................................7
1.1
Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристика бюджетной
классификации доходов и расходов……………….…….................7
1.2
Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений…….19
1.3
Виды источников финансирования бюджетных учреждений…………….20
1.4
Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и
пути их решения……………………….......................................22
2.
Характеристика дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» как
экономического объекта исследования.................................34
2.1
Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности……….34
2.2
Организация оплаты труда…………………………………….....................37
2.3
Виды источников финансирования………………………….......................40
2.4
Основные экономические показатели……………………….......................43
3.
Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательного
учреждения №29 «Аленушка».............................................50
3.1
Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения
№29 «Аленушка» за 2005-2007 гг……………50
3.2
Предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного
образовательного учреждения №29 «Аленушка»…………...…55
4.
Охрана труда и экология в дошкольном образовательном учреждении......81
4.1
Требования к системе управления охраной труда………….......................81
4.2
Организация службы охраны труда в дошкольном образовательном учреждении №29
«Аленушка»...........................................................................82
4.3
Обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении №29
«Аленушка»...........................................................................89
Заключение…………………………………………………………….................91
Список
использованных источников……………………..................................94
Приложение.........................................................................................................97
Введение
Система образования переживает сейчас очень трудный
период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического
обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой
модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Не
отработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграничения
полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти
в республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления.
Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.
От решения политических вопросов непосредственно зависит
и то, как будет существовать, и развиваться система образования. В настоящее
время обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более
60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут на
заработную плату с начислениями.
Цель дипломной работы - выявить проблему финансирования
деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы
финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных
учреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольных
учреждений.
3. Проанализировать выполнение сметы расходов и доходов
дошкольного учреждения.
4. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системы
финансового обеспечения дошкольного учреждения.
Образование - бюджетная сфера, основной источник его
существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых
налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится.
Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического
функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно
не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного
учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и
принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным
развитием и совершенствованием.
Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который
может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры
бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути
выживания трудовых коллективов.
Предоставление платных образовательных услуг - это самый
естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как
именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать
свой профессиональный потенциал.
В соответствии с Законом «Об образовании» от 10.07.1992
г. №3266 образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой
формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных
дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом образовательного
учреждения услуг.
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у
образовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своей
рыночной деятельности. Платные дополнительные услуги - хороший источник
привлечения дополнительных средств. Увеличение внебюджетных источников
обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждения, поскольку
значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий
труда.
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) №29
«Аленушка»- муниципальное учреждение, то есть финансируется из бюджета.
Существующие проблемы финансирования отрасли свойственны и этому учреждению.
Выделяемые из бюджета средства обеспечивают 50-60% необходимых учреждению
средств для нормального функционирования. В самые тяжелые годы реформ с 1992 по
2007гг. ДОУ смогло сохранить материально-техническую базу и кадровый потенциал.
ДОУ в полном объеме реализует задачи дошкольного образования. В настоящее время
вопрос о недостаточности финансирования стоит особенно остро. Чтобы как-то обновлять
материальную базу и поддерживать нормальный уровень заработной платы,
учреждению необходимы дополнительные источники финансирования.
Для достижения указанных целей все более актуально
становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди
которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной
защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок
платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный
заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ
различных групп населения.
Для внедрения платных дополнительных услуг в дошкольном
образовательном учреждении будет представлено обоснование, в котором будут
определены основные направления деятельности учреждения, масштабы этой
деятельности. В результате обоснования будет дана оценка экономической
целесообразности внедрения платных дополнительных услуг.
1. Финансирование бюджетных учреждений: источники,
проблемы и пути их решения
1.1 Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристика
бюджетной классификации доходов и расходов
Финансы – это денежные отношения, возникающие в
результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного
продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных
доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также
использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует
считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и
контрольную.
Активно участвуя в распределении и перераспределении
национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших
при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного
использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде
всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и
объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
Перераспределение национального дохода в Российской
Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства,
развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт,
энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных
слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода
происходит между производственной и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны,
формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление
государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При
этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении
финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при
наименьших затратах.
Будучи инструментом формирования и использования
денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый
контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного
производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества
работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и
непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования,
рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых
ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь,
пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции
финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении
денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в
распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими
используются и т.д.
Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой
системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации в
обеспечении функций государства.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для
осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных
функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на
основе сметы доходов и расходов.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду
признаков. В зависимости от выполняемых ими функций, т.е. по ряду деятельности
могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов
бюджета. По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие
функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам
бюджетной классификации.
1. Государственное управление и местное самоуправление,
к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу,
Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами,
Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и т.п..
2. Судебная власть, в том числе Конституционный суд,
Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд.
3. Международная деятельность, посольства и
представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные
организации могут быть разделены на следующие группы.
1. Финансируемые за счет средств федерального бюджета.
2. Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.
3. Финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам финансирования средств бюджетные
организации могут быть разделены на две группы.
1.Бюджетные организации, оказывающие платные услуги
физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники
средств.
2.Бюджетные организации, не оказывающие платные услуги
физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственные
источники средств.
Следует выделить следующие особенности финансов
бюджетных организаций.
1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и
финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучение
средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций.
Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня
поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.
Благодаря указанной особенности финансы бюджетных
организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными
(централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.
2. Бюджетные организации могут предоставлять и
предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых
ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их
к хозяйствующим субъектам.
Две указанные особенности позволяют определить место
финансов бюджетных организаций как промежуточное: между общественными финансами
и финансами предприятий и организаций.
Указанное специфическое местоположение подтверждается и
следующей особенностью финансов бюджетных организаций. Это отсутствие
самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в
основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль
со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных
бюджетных ассигнованований в отличие от коммерческих структур, для финансов
которых характерен принцип самостоятельности.
К основным принципам организации финансов бюджетных
учреждений относятся следующие.
1. Целевое использование выделенных и самостоятельно
заработанных средств.
2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и
самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных
счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по
каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст.239 БК РФ иммунитет
бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на
бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые
средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
б) возмещения убытков, причиненных физическому лицу или
юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или
их должностных лиц.
Контроль со стороны государственных органов и органов
местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в
соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Бюджетная классификация доходов и расходов Российской
Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов
государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных)
активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих сопоставимость
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации,
определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы,
статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической
классификации доходов.
Экономическая классификация доходов является
группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому
содержанию.
Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти,
органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных
фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные
органами государственной власти и органами местного самоуправления,
осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет,
пеней и штрафов по ним.
Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской
Федерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления
(ст. 6 БК).
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственного
бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой,
стали налоги.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов,
а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 39 БК).
В настоящее время существует следующая классификация
доходов бюджетов Российской Федерации.
1. Налоговые доходы:
а) налоговые доходы федерального бюджета: федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством
Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного
регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской
Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения
нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый
год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в
случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная
пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время основные федеральные налоги: НДС,
акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, единый
социальный налог;
б) налоговые доходы региональных бюджетов:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество предприятий;
- транспортный налог;
в) налоговые доходы местного бюджета:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
2. Неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности или от деятельности (дивиденды по
акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности: арендная плата за
пользование лесным фондом, арендная плата за земли сельскохозяйственного
назначения, арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения, прочие
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности; проценты, полученные от размещения в банках и
кредитных организациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученные
от предоставления бюджетных ссуд внутри страны; проценты по государственным
кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранных
государств; возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с
изъятием сельскохозяйственных угодий; доходы от оказания услуг или компенсации
затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка Российской
Федерации; платежи от государственных и муниципальных организаций; прочие
поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности);
б) доходы от продажи имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности (поступления от приватизации
организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы
от продажи квартир; доходы от продажи принадлежащих государству
производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного
оборудования; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества,
имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в
порядке наследования или дарения, и кладов);
в) доходы от реализации государственных запасов;
г) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
д) поступления капитальных трансфертов негосударственных
(от резидентов и от нерезидентов);
е) административные платежи и сборы (таможенные сборы,
прочие неналоговые таможенные платежи, сборы, взимаемые Государственной
автомобильной инспекцией (кроме штрафов), прочие платежи, взимаемые
государственными организациями за выполнение определенных функций);
ж) штрафные санкции, возмещение ущерба (поступление сумм
за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и
технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные
штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче
материальных ценностей);
з) доходы от внешнеэкономической деятельности
(поступление средств от централизованного экспорта; прочие поступления от
внешнеэкономической деятельности);
и) безвозмездные перечисления (от нерезидентов, от
бюджетов других уровней (дотации; субвенции; средства, получаемые по взаимным
расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами государственной власти; трансферты;
прочие безвозмездные поступления) от государственных внебюджетных фондов, от
государственных организаций, от наднациональных организаций);
к) прочие неналоговые доходы.
Функциональная классификация расходов бюджетов
Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств
на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного
значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов,
принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов,
принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления
отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.
Первым уровнем функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование
бюджетных средств на выполнение функций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление
бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов федерального
бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по
конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств
федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов бюджета образует четвертый
уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и
детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов федерального
бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных
средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Ведомственная структура расходов федерального бюджета,
устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств
федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов
функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации,
утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным
распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации, разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов
является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение
бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов,
разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливающая расходы
соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается законами (решениями) о
соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная классификация Российской Федерации в части
классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической
классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников
финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является единой для
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается
федеральным законом.
Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные
непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации
Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить
дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в
части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и
единства бюджетной классификации Российской Федерации.
1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных
учреждений
Основным видом финансового обеспечения бюджетных
учреждений является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано
на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами
предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в
организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений.
К ним относятся следующие.
1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
2. Целевой характер использования бюджетных
ассигнований.
3.Предоставление бюджетных средств в меру выполнения
производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных
ассигнований.
4. Безвозвратность бюджетного финансирования.
5. Бесплатность бюджетного финансирования.
В практике бюджетных ассигнований используются два
способа бюджетного финансирования.
1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ
предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное
финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных
утвержденным бюджетом.
2. Финансирование по системе «брутто-бюджет».
Применяется для предприятии и организаций, полностью находящихся на бюджетном
финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды
расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением
деятельности бюджетных организаций.
Указанные способы предоставления денежных средств
осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных
организаций.
1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений -
бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью получателю или
распорядителю бюджетных средств.
2. Средства на оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и
муниципальным контрактам – все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше
2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе
государственных или муниципальных контрактов.
3. Трансферты населению, то есть бюджетные средства для
финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий,
компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам-
бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации или юридическому лицу на осуществление определенных
целевых расходов и на условиях долевого финансирования целевых расходов.
1.3 Виды источников финансирования бюджетных учреждений
Из выше сказанного можно выделить два основных вида
источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и
собственные средства.
Бюджетное финансирование – это предоставление в
безвозвратном порядке юридическими лицами из бюджетов разных уровней и
внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.
Собственные средства бюджетных учреждений состоят из
различных источников:
а) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений,
сооружений и оборудования;
б) средства от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности;
в) целевые средства юридических и физических лиц;
г) другие поступления.
Все поступающие средства имеют одну общую цель –
обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного
учреждения.
Собственные средства бюджетных учреждений можно
сгруппировать так, как это предусмотрено генеральным разрешением на открытие в
органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных
от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1. Средства, поступающие от платной деятельности
бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю.
2. Средства от производственной деятельности мастерских,
опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного
питания, не имеющих статуса юридического лица.
3. Средства от оказания услуг по хозяйственным
договорам.
4. Средства, поступающие в виде платы за проживание в
общежитиях, содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.п.
5. Средства за выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам, грантам на
проведение этих работ.
6. Доходы от услуг связи.
1.4 Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных
учреждений и пути их решения
Образовательное учреждение – это учреждение, которое
осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим
организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и
негосударственными. В настоящее время, по данным Министерства общего и
профессионального образования России, сеть образовательных учреждений страны
составляет 162,6 тыс. учреждений и подразделяется на государственные - 6,8 тыс.
(4,2%), муниципальные - 147,3 тыс. (90,6%), негосударственные - 8,5 тыс.
(5,2%), в которых каждый третий гражданин России учится, воспитывается,
проходит переподготовку или повышает свою квалификацию.
Гражданский кодекс Российской Федерации относит
образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Поэтому в их
наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной
деятельности. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются
следующие типы образовательных учреждений:
а) дошкольные;
б) общеобразовательные, включающие в себя три ступени:
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
в) начального, среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования;
г) дополнительного образования взрослых;
д) дополнительного образования детей;
е) специальные (коррекционные) для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
ж) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (законных представителей);
з) другие учреждения, осуществляющие образовательный
процесс.
Видовые наименования учреждений определяются в
соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями
деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного
учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования
различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр,
уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с
этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский
сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или
нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального,
художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего
вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в
физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и
оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в
состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие,
компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития
ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития,
коррекция и оздоровления всех воспитанников.
Средства бюджета служат основным источником финансовых
расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость
бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь,
свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в
социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не
могут определяться только исходя из требований практики. Процесс любого
государственного регулирования представляет собой установление государственного
заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, выраженных
как в натуральном, так и в денежном исчислении. Законом определено, что для
системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как
количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт,
норматив бюджетного финансирования.
Прежде всего, следует отметить, что существующую в
настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений
образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в
себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального
ведения; на реализацию федеральных программ; на образовательные субвенции в
рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и
муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на
содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех
случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из
бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».
Употребляемое понятие «многоканальное финансирование» означает, что источниками
поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования
разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.
Финансовое обеспечение - это составная часть стратегии
управления отраслью. При разработке этой проблемы возникает необходимость
решения нескольких задач: выбора приоритетных направлений развития; выявления и
использования новых источников финансирования; создания организационных и
экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов;
обоснованного распределения полномочий по распоряжению средствами. Задача
выбора приоритетных направлений развития образования, которые необходимо
обеспечить финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается прежде
всего в определении соотношения затрат на различные уровни образования.
По данным Всемирного Банка в промышленно развитых
странах в настоящее время приоритетными являются расходы на обязательное
школьное образование, доля затрат на которое в структуре расходов на
образование составляет: в США - 67%, в Германии - 70%, во Франции -73%, в
Великобритании - 74%, в Италии - 76%, в Японии - 89%. Доля расходов на высшее
образование в перечисленных странах колеблется от 8% (Япония) до 27% (США) и
34% (Канада), на дошкольное образование - от 0,3% (Канада), где такие расходы
финансируются за счет частных источников, до 11% (Франция).
В России структура затрат существенно отличается. Одна
из отличительных черт государственного финансирования в нашей стране - высокая
составляющая затрат на дошкольное образование - 27% и низкий удельный вес затрат
на обязательное образование - всего 50%, причем на общее, академическое
образование приходится лишь 38%, на профессиональное - 12%.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|