Развитие лизинга в России
Развитие лизинга в России
Переход
России к рыночной экономике поставил предприятия и организации в новые условия,
характеризующиеся возрастающей конкуренцией, сокращением рынка сбыта из-за
высоких издержек производства, сложностями поиска поставщиков сырья, материалов
и недостатком финансовых ресурсов.
В настоящее
время серьезной проблемой для российских предприятий является необходимость
широкого обновления и замены основного капитала, поиск и привлечение
долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного
оборудования и внедрения новых технологий. Активизация инвестиционных процессов
в странах с развивающимся рынком, к которым относится и Россия, является
ключевым источником экономического роста.
Однако,
наблюдающийся почти во всех отраслях российской экономики, рост этот относительно
невелик и измеряется единицами процентов. Прежде всего, такой весьма скромный
рост при достаточно благоприятных общеэкономических условиях объясняется
отсутствием у предприятий средств на инвестиции. Собственными ресурсами
обладает лишь незначительная часть предприятий. При этом износ основных фондов
в среднем по промышленности составляет более 50%, объем инвестиций за годы
реформ сократился в 5 раз.
Например,
парк отечественного грузового подвижного состава изношен до предела – особенно
тот, который принадлежит МПС, так как за последние 10 лет новые вагоны
практически не закупались. Большинство специалистов отмечают, что если не
принять своевременных мер, через несколько лет более 50-ти процентов вагонов
выработают свой срок службы. Арендные ставки на подвижной состав министерства
ежегодно увеличиваются в 1,2–1,5 раза, но вагоны по прежнему продолжают
пользоваться повышенным спросом. В условиях дефицита экспедиторы и предприятия
– отправители готовой продукции начинают искать пути приобретения вагонов в
собственность, тем более что со времен экономического кризиса августа 1998 года
большинство мощностей вагоностроительных заводов России восстановлены, здесь
снова готовы обеспечивать желающих грузовыми вагонами.
В период структурной перестройки экономики
и ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства
лизинговая деятельность может иметь особое значение. Это объясняется тем, что
лизинговые операции отвечают требованиям научно-технического прогресса и
обеспечивают гармоничное сочетание частных и общественных интересов.
Финансовая
аренда является эффективным способом решения задачи изыскания ресурсов для
своевременной замены устаревшего основного капитала, хорошо апробированным на
Западе и в настоящее время получающим развитие у нас.
Правительства
многих стран используют лизинг как средство активизации инвестиций. Например, в
США на долю лизинга приходится 30% от общего объема инвестиций, в
Великобритании – 36%, в Швеции – 21%, в Чехии – 26%, в Германии 16%, в Ирландии
– 46%. Лизинг признан Европейской Комиссией в качестве инструмента
стимулирования экономики и поэтому включен в ее программу структурных фондов.
Эта программа ускоряет внедрение инвестиций в экономически отсталые отрасли и
производства стран Европейского Сообщества.
Для
производителя и продавца техники лизинг служит единственным и реально
эффективным инструментом сбыта, позволяющим значительно увеличить объем продаж
за счет привлечения покупателей, не обладающих достаточной платежеспособностью
для оплаты товара. При этом создание лизинговых компаний – собственников
средств производства представляет собой идеальную возможность эффективной
продажи товаров и тесной оперативной связи с клиентами, что характерно для
многих европейских государств.
Объектом
исследования дипломного проекта является финансовая аренда как инструмент
привлечения инвестиций в основные средства предприятия.
Целью
исследования данного проекта является выбор варианта приобретения оборудования:
по схеме лизинга в сравнении с приобретением данного оборудования в
собственность при помощи привлечения заемных средств.
Задачи
дипломного проекта, необходимые для достижения цели:
1.
Рассмотреть
сущность экономической категории «лизинг» и его правовое регулирование.
2.
Руководствуясь
существующими методиками произвести расчет лизинговых платежей и налогов,
подлежащих уплате лизингополучателем на основе конкретной лизинговой операции.
3.
Произвести
расчет платежей при использовании заемных ресурсов в условиях данного
предприятия.
4.
Произвести
расчет и сравнение текущей стоимости каждой схемы привлечения источников
финансирования приобретения оборудования в собственность для выявления наиболее
эффективного варианта.
Необходимые
для достижения намеченных задач практические знания в области лизинговых операций
были получены за время прохождения преддипломной практики на предприятии ОАО «Сильвинит».
1.1 Определение лизинга
Содержание
лизинга раскрывается через характеристику его предмета, субъектов, основных
функций, принципов, типов, форм и видов.
Термин
«лизинг» означает «аренда». При аренде вступают в договорные отношения
арендодатель и арендатор по договору сдачи имущества во временное владение и
пользование за определенную плату. Как известно, эти отношения в российской
практике возникли давно.
Использование
термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренда –
финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента
РФ от 17 сентября 1994 г. №1929 «О развитии финансового лизинга в
инвестиционной деятельности».
В
соответствии с российским Законом №164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой
аренде» в последней его редакции лизинг представляет собой вид
инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующейся тем, что
предприниматель приобретает в собственность имущество производственного
назначения и на основе соответствующего договора передает его другому
физическому или юридическому лицу во временное владение и пользование за
определенную плату и на иных определенных договором условиях с переходом или
без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по
окончании срока действия договора лизинга.
Предметом лизинга могут быть любые
непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы,
здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и
недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской
деятельности. Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие
природные объекты, а также имущество, которое законом запрещено для
собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Начало
лизинговой операции, если ее рассматривать укрупненно, распадается на следующие
основные стадии:
1)
потенциальный лизингополучатель сообщает лизинговой копании, какое оборудование
ему необходимо;
2) лизинговая
компания покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы;
3) лизинговая
компания, став собственником оборудования, передает его на основании отдельного
контракта лизингополучателю во временное пользование. Из этого видно, что
операция предполагает заключение двух договоров: договора купли-продажи
оборудования и договора передачи этого же оборудования заказчику во временное
пользование. В этом смысле лизинг представляет собой комплекс отношений,
включающий в себя 2 внутренне связанные, предполагающие друг друга части:
отношения по поводу купли-продажи предмета и отношения по поводу передачи предмета
во временное пользование. Главными в лизинге являются отношения по поводу
временного использования оборудования, тогда как отношения по поводу
купли-продажи этого оборудования играют второстепенную роль.
Здесь имеется
ввиду стандартный вариант проведения операции, в которой участвуют 3 стороны:
лизингополучатель, лизингодатель и поставщик предмета лизинга). Однако лизинг
может проводиться и в таких вариантах, в которых участвуют и меньше, и больше
сторон.
Изложенное
можно представить в виде схемы.
Рисунок 1.1 –
Принципиальная схема лизинговой операции
Краткое
операционное содержание схемы:
1. Заявка на
лизинг. До подачи заявки потенциальный лизингополучатель может сам определить
будущего поставщика или круг поставщиков.
2.
Заказ-наряд на поставку оборудования.
3. Договор
купли-продажи оборудования.
4. Поставка
оборудование и оформление акта его приемки в эксплуатацию.
5. Договор
лизинга.
6. Передача
предмета лизинга.
Основными
элементами
лизинговой операции являются:
– объект
сделки;
– субъекты
сделки;
– срок
лизинга;
– лизинговые
платежи;
– услуги,
предоставляемые по лизингу.
Объектом
лизинга,
как уже отмечалось, может быть любой вид материальных ценностей, используемый в
производственном цикле, если оно не уничтожается в ходе одного
производственного цикла. Различают лизинг движимого и недвижимого имущества.
Субъектами
лизинга
являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом
их можно подразделить на основных или прямых и косвенных участников.
Лизингодатель – физическое или
юридическое лицо, которое за счет привлеченных и / или собственных
средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность и
предоставляет его в качестве предмета лизинга в собственность лизингополучателю
за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во
временное владение и пользование с переходом или без перехода к
лизингополучателю права собственности на предмет лизинга
Лизингополучатель – физическое или
юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано на
определенных условиях принять предмет лизинга во временное владение и
пользование.
Продавец – физическое или
юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с
лизингодателем продает и передает последнему или лизингополучателю в
обусловленный срок производимое им имущество, являющееся предметом лизинга.
Инвестор – лицо, которое
инвестирует средства в приобретение предмета лизинга.
Поручитель
– лицо,
дающее поручительство или гарантию по обязательствам лизингодателя или
лизингополучателя.
Посредник – лицо, которое, действуя
на основании договора комиссии или договора поручения лизингодателя, подбирает
поставщика и с коммерческой точки зрения прорабатывает с ним проект договора
купли-продажи имущества, необходимого лизингополучателю.
Страховщик – страховая организация,
страхующая риски утраты, порчи, гибели, недостачи или повреждения предмета
лизинга или его части и / или риски гражданской ответственности или
предпринимательские риски лизингополучателя, связанные с взаимными
обязательствами лизинговой сделки.
Срок
лизинга. Под сроком лизинга понимается срок действия соответствующего
договора. Продолжительность названного периода определяется высокой стоимостью
и длительным сроком службы объектов лизинга. Поэтому при установлении срока
действия лизингового договора стороны учитывают следующие моменты:
– срок
службы оборудования, определяемый его технико-экономическими данными. Срок
лизингового контракта не может превышать срока возможной эксплуатации
оборудования;
– период
амортизации оборудования, который устанавливается правительственными органами;
– цикл
появления более производительных или более дешевых аналогов предмета сделки;
– динамику
инфляции;
– конъюнктуру
рынка ссудных капиталов и тенденции его развития.
В лизинговых
проектах наиболее сложным моментом представляется определение суммы лизинговых
платежей, причитающихся лизингодателю. При кратко- и среднесрочном лизинге
сумма указанных платежей в значительной степени зависит от конъюнктуры рынка
соответствующих товаров. В любом случае в основу расчета платежей закладываются
методически обоснованные величины, учитывающие стоимость объекта сделки и срок
контракта.
Дополнительные
услуги. Лизинг характеризуется большим разнообразием дополнительных услуг,
которые могут быть оказаны лизингополучателю. Все такие услуги могут быть
разделены на 2 группы:
1) технические услуги,
связанные с организацией транспортировки объекта лизинга к месту его использования
клиентом, монтажом и наладкой, техническим обслуживанием и текущим ремонтом
оборудования и др.;
2) консультационные услуги,
относящиеся к вопросам налогообложения, оформления сделки и др.
Экономические
отношения, возникающие между сторонами договора лизинга, проявляются через
следующие функции:
– производственно-снабженческие
– приобретение во временное использование необходимого имущества;
– финансово-экономические
– более целесообразное использование имеющихся финансовых ресурсов и экономия
за счет лизинговых налоговых льгот.
Поскольку
отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, они
реализуются на основе трех принципов:
1) возвратность;
2) платность;
3) срочность.
В лизинге как
форме инвестирования ссудодатель и заемщик используют капитал не в денежной, а
в товарной форме. При этом реализуется система таких отношений, как поручение,
аренда, купля-продажа, товарное кредитование, инвестирование, страхование и др.
Таким образом, лизинг включает в себя кредитные, инвестиционные и арендные
отношения.
Существует
множество более или менее полных классификаций видов лизинга, в целом
отражающих многообразие хозяйственных отношений, образующих реальный рынок
лизинговой услуг. В Законе «О финансовой аренде» в его последней редакции
различаются только формы лизинга. Между тем проблема классификации
рассматриваемого экономического явления не решается, потому что при этом,
например, вопрос о видах лизинга, показывающих богатство вариантов его
практической реализации вообще обходится молчанием.
Лизинг может
быть представлен двумя основными формами:
1)
внутренний, когда и лизингодатель и
лизингополучатель – резиденты России;
2)
международный когда лизингодатель или
лизингополучатель является нерезидентом России.
В
соответствии с ранее устоявшейся трактовкой к основным типам лизинга можно
по-прежнему относить: долгосрочный; среднесрочный; краткосрочный. Указанные
сроки являются условными и отражают специфические условия современной
российской экономики.
Предыдущая
редакция Закона «О лизинге» 1998 г. предусматривала два основных вида
лизинга: 1) финансовый; 2) оперативный. Подвидом был возвратный
лизинг, когда арендатор и поставщик совпадают.
Наряду с этим
выделяют следующие виды лизинга:
1) В зависимости от объема
обслуживания:
– чистый;
– «мокрый»;
– частичный – различные функции по
обслуживанию оборудования распределяются на договорной основе между
лизингодателем и лизингополучателем.
2) В
зависимости от вида организации сделки:
– прямой самостоятельно сдает
объект в лизинг).
– косвенный
лизинг;
– левередж-лизинг.
Предполагает дополнительное привлечение средств для лизинговых операций со
стороны, когда объектом лизинга является дорогостоящее оборудование. Основной
арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей;
– сублизинг;
3) По типу
лизинговых платежей – денежный, компенсационный, смешанный;
4) По методу
финансирования лизинговой операции:
– срочный
лизинг;
– возобновляемый
лизинг;
5) В
зависимости от типа имущества различают лизинг движимого имущества
и лизинг недвижимого имущества.
6) По степени
окупаемости имущества лизинг подразделяют на лизинг с полной окупаемостью,
когда в течение срока действия одного лизингового договора происходит полная
выплата лизингодателю стоимости имущества и лизинг с неполной окупаемостью,
когда в течение срока действия одного лизингового договора окупается только
часть стоимости имущества.
7) В
зависимости от условий амортизации существуют сделки с полной амортизацией
и сделки с неполной амортизацией.
8) По
отношению к налоговым и амортизационным льготам:
– действительный;
– фиктивный.
Вместе с тем,
на практике различные виды лизинга могут сочетаться в одном договоре в
зависимости от конкретных, оговариваемых участниками условий.
Среди
историков нет единого мнения о том, когда человечество впервые начало
практиковать аренду. Согласно одной из версий аренда возникла в Вавилоне и
Древнем Египте примерно за 2 тыс. лет до н.э. Первое документальное упоминание
– в Римской империи в кодексе Юстиниана – относится примерно к 550 г. до н.э.
Самая громкая лизинговая сделка датируется уже 1066 г., когда Вильгельм I Завоеватель одолжил у
нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.
Следующий известный случай произошел в 1248 г., когда была
зарегистрирована официальная лизинговая сделка.
Право
внедрения аренды в современную деловую практику оспаривается двумя компаниями –
английской «British Railway Wagons» и американской компанией «Bell», руководство которой в
1877 г. приняло решение сдавать свои телефонные аппараты в аренду.
Финансовый
лизинг в современном его понимании сложился в США. Основателем американского
финансового лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г.
лизинговую компанию для одной сделки в области железнодорожного транспорта.
Убедившись в экономической целесообразности и перспективности лизинговых
операций, он решил и далее заниматься этим бизнесом, основав известнейшую
американскую лизинговую компанию «United States Leasing Corp.». В Европе финансовый
лизинг начал развиваться в конце 50-х – начале 60-х годов.
В 70-е годы
финансовый лизинг завоевывает популярность в странах на рынках Южной Америки,
Азии и Африки. 80-е годы прошлого столетия отмечены принятием концепции
финансового лизинга практически во всем мире. За последние 20 лет ежегодный
объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и в 2000 г. по различным
оценкам составлял от 415 млрд. долл. США до 540 млрд. долл. При этом,
по данным журнала «Эксперт», на США и Канаду приходится 41%, на Азию – 28, на
Европу – 19%. В свое время одним из основных механизмов послевоенного японского
экономического чуда стал лизинг. Именно через лизинговые схемы в экономику
привлекался иностранный капитал, именно они позволили за считанные годы
обновить производственную базу.
Первыми
объектами, закупленными СССР по договору лизинга – в рамках знаменитых поставок
военной техники по договору ленд-лиза во время Второй мировой войны, – являются
самолеты. На территории России лизинг использовался в советское время для
приобретения морских и воздушных судов через внешнеэкономические операции. Но
объемы этих операций были незначительны. Отправной точкой развития лизинга в
нашей стране можно считать начало 70-х годов, с появлением первых коммерческих
лизинговых компаний. В большинстве случаев они были образованы коммерческими
банками. К середине 90-х догов, оценив потенциальные возможности и преимущества
лизинга для экономического развития страны, Правительство РФ приняло ряд
постановлений, направленных на поддержку развития лизинговых отношений. В
результате на рынке стали появляться новые компании, в том числе крупные,
учрежденные финансово-промышленными группами для технического переоснащения
входящих в их состав предприятий. Динамики роста числа лизинговых компаний
представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 –
Число лизинговых компаний в России
Вместе с
ростом числа лизинговых компаний с 1993 г. постепенно увеличивается и
объем лизинговой деятельности.
По оценкам
профессиональной Ассоциации российских лизинговых компаний «Рослизинг», в 1995 г.
лизинговые компании, члены Ассоциации, заключили договоры о лизинге не общую
сумму 170 млрд. руб. В 1996 г. эта цифра возросла до 670 млрд. руб., а в
1997 г. объем лизинговой деятельности членов Ассоциации составил уже 2,8
трлн. руб.
Несмотря на
благоприятный налоговый режим лизингового бизнеса, который позволял по
сравнению с обычным банковским кредитом экономить, по различным оценкам, до 40%
совокупных расходов, этот кредитно-инвестиционный механизм имел значительные
недостатки в виде правовых противоречий, заложенных в российском законодательстве
того времени. Существенные проблемы вызывал Федеральный закон от 29 октября
1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде «лизинге». Так, в соответствии с ним
лизингодателю было предоставлено право бесспорно изымать предмет лизинга. Это
положение противоречило норме ст. 619 ГК РФ, предусматривающей не
бесспорное изъятие предмета лизинга, а расторжение договора в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 14 и п. 5 ст. 18 Закона о лизинге
1998 г. лизингодатель имел право передать предмет лизинга в залог, что
противоречило п. 1 ст. 335 ГК РФ: передать в залог можно только
имущество, принадлежащее залогодателю на основе права собственности или права
хозяйственного ведения. Поскольку передаваемое по договору лизинга право
владения и пользования нельзя отнести ни к праву собственности, ни к праву
хозяйственного ведения, лизингополучатель не может передать в залог предмет
лизинга.
В то же время
лизинг чаще всего используется для минимизации налогообложения. Например,
покупая новое оборудования, можно в несколько раз сократить срок его
амортизации, оформив сделку как лизинговую. Реально все деньги через аванс
выплачивались сразу, т.е. никаких долгосрочных лизинговых отношений не было.
С 1998 по
2000 г. нормативная правовая база, регламентирующая лизинговые отношения,
несколько ухудшилась. Это объясняется не только принятием в 1998 г.
противоречивого и чрезмерно детализированного Закона о лизинге, но и попытками
Банка России усилить контроль над потоками капитала, приходящими и уходящими из
страны, а также непоследовательным применением многочисленных актов о
бухгалтерском учете и налогообложении лизинговых сделок финансовыми и
контролирующими органами.
Разрешение
правовых коллизий стало основной задачей процесса оптимизации лизинговой
деятельности как альтернативного экономически эффективного
кредитно-инвестиционного механизма.
Существенный
прогресс в развитии лизингового бизнеса наметился в 1998–2002 гг. Он
привел к росту лизинговых операций по трем основным причинам. Первая –
банковский кризис 1998 г., вынудивший организации быстро обратить внимание
на лизинг как альтернативный банковскому кредитованию источник финансирования
капитальных вложений. Вторая – разрушение нормативных правовых преград и
устранение противоречий в виде принятия Закона о лизинге в 2002 г. и
отмены лицензирования лизинговой деятельности. Третья – оптимизация
институциональной организации лизингового бизнеса.
С одной
стороны, развитию лизинга содействовало государство. Лизинг сегодня –
единственный понятный элемент промышленной политики. В соответствующих
правительственных концепциях он официально признан основным для развития ряда
отраслей – производства телекоммуникационного оборудования, автотранспорта,
сельскохозяйственной продукции, авиатехники и др. Внесены конструктивные
изменения в противоречивое прежде законодательство о лизинге, ликвидированы
многие бюрократические барьеры.
С другой –
лизинг стал востребован. С появлением «длинных» денег стали нужны
соответствующие малорисковые инструменты. Лизинговая же сделка почти не зависит
от кредитоспособности получателя средств, она гарантирована имуществом. При
кредитовании клиент декларирует некие цели, на которые будет направлен кредит.
Но при этом расходование средств контролируется только фактически. В лизинге
нет многих кредитных рисков, что позволяет свести к минимуму срыв лизинговой
сделки.
В России в
среднем невозвраты по лизингу не превышают 5%. Однако невозвратами их назвать
сложно. В большинстве случаев это технические задержки на срок от одной недели
до одного месяца.
По оценке
группы по развитию лизинга МФК, объем лизинговых операций в 2001 г.
составлял 1,7 млрд. долл. США, т.е. около 50 млрд. руб. Общий объем
инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2001 г.
составил 1599,5 млрд. руб.; доля лизинга в общих инвестициях в России
приближается к 3%. Если опираться на данные Госкомстата России, которые многие
эксперты считают заниженными, то этот показатель составляет около 1%.
Группа по
развитию лизинга МФК считает, что в связи с повышением внутреннего спроса на
лизинговые услуги и благоприятными изменениями в законодательной налоговой базе
доля лизинга в общем объеме инвестиций может возрасти до 4%. Значительно
увеличилось и число лизинговых компаний. Если до 17 августа 1998 г. был
зарегистрирован 21%, то после кризиса – 79% общего числа компаний.
Рисунок 1.3 –
Темпы роста рынка лизинговых услуг
В 2003 г.
объем профинансированных средств по договорам лизинга лизинговыми компаниями
России составил более 1700 млн. долл. Это 148% аналогичного показателя
предыдущего дога. Общий же объем рынка агентство «Эксперт РА» оценивает в 2,5
млрд. долл. Отношение лизинговых платежей, полученных лизинговыми
компаниями в 2002 г., к профинансированным ими средствами за год
составляло 56,4%. Этот показатель говорит о том, что в течении трех-четырех
предшествующих лет лизинговые сделки реально финансировались компаниями, а не
использовались в качестве «серой» схемы, когда сумма аванса лизингополучателя
сразу покрывает большую часть сделки. История развития российского лизинга
имеет национальные особенности. Первая особенность – отличие лизинга в России и
в странах Запада. Если там лизинг обычно сочетает черты аренды и кредита, то у
нас он чаще похож на специфический инструмент проектного финансирования.
Вторая особенность
– многообразие направлений в лизинге. Лизинговые компании создавались
различными структурами, имели разные предпосылки образования, поэтому и
практика работы у них разная.
Рисунок 1.4 – Соотношение объемов лизинговых
платежей и профинансированных средств в 2001–2003 гг.
Можно
выделить пять типов компаний, которые в лизинговом бизнесе активно действуют в
России в соответствии с их ориентацией:
1) на банки;
2) на иностранных
учредителей;
3) на поставщиков
оборудования;
4) на государство;
5) на отечественные
промышленные группы.
Грани между
этими типами быстро разрушаются. Компании выходят за пределы «родительских»
структур, чаще всего позиционируя себя как универсальные. Так, если
первоначально многие лизинговые компании создавались при банках, то сейчас они
создают при себе финансовые институты, чтобы предоставлять более полный спектр
услуг клиентам.
Основные
тенденции лизингового бизнеса в России на современном этапе:
1. Лизинговый
бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом
сегменте рынка.
2. Ориентация
на ликвидность лизингового оборудования. Самые надежные, с точки зрения
инвестора, секторы наиболее динамичны. И наоборот, медленно развиваются
сегменты менее ликвидных объектов лизинга.
3.
Устойчивость лизингового бизнеса. По данным агентства «Эксперт-РА», за всю
историю деятельности лизинговых компаний убытки от дефолтов лизингополучателей
составили 1,1%. За счет продажи имущества на вторичном рынке, передачи в
релизинг или иными способами в среднем удалось возместить 37% убытков.
4. Укрупнение
лизингового бизнеса. В первую очередь это обусловлено стремлением снизить
риски. Укрупнение идет не только в связи с заключением отдельных сделок, но и
самих компаний. Укрупняясь, лизинговые компании могут быстрее наращивать
собственный капитал, эффективнее привлекать внешнее финансирование, получать
стратегический эффект от объединения клиентских баз.
5. Наличие
долгосрочных отношений с поставщиками. Это дает лизинговой компании множество
преимуществ. Это и доступ к товарным кредитам, и гарантии обратного выкупа
оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, и скидки на партию
продукции, и обеспечение сервисного обслуживания поставляемого оборудования и
т.д.
Рисунок 1.5 –
Дополнительные услуги и скидки поставщиков
6.
Уменьшается объем финансирования за счет средств учредителей. Данные 2003 г.
свидетельствуют о том, что рост объемов финансирования происходит в основном за
счет собственных и привлеченных средств.
Рисунок 1.6 – Источники финансирования лизинговых
компаний в 2001–2003 гг.
7.
Увеличиваются сроки проектов. Причина – увеличение объема финансируемых
средств. Увеличивается доля сделок на срок от трех до пяти лет, в то время как
сделки сроком менее года в 2002 г. вообще не заключались. Отчасти это
объясняется тем, что по ним не практикуется значительный временной разрыв между
заключением сделки и финансированием.
Таблица 1.1 –
Средневзвешенные сроки сделок по категориям
Срок сделки
|
Законченная сделка
|
Текущая сделка
|
Заключенная сделка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
До 1 года
|
3,2
|
1,3
|
-
|
От 1 года до 3 лет
|
77,4
|
63,5
|
60,4
|
От 3 лет до 5 лет
|
19,3
|
27,5
|
39,3
|
Свыше 5 лет
|
-
|
7,6
|
0,3
|
К общим
причинам, сдерживающим развитие лизинга в России, относятся:
-
противоречия
между положениями Закона о лизинге и методическими рекомендациями и
нормативными документами, принятыми ранее;
-
слабая
осведомленность экономических субъектов, особенно предприятий обо всех
преимуществах лизинговых операций;
-
инертность,
слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по
внедрению лизинговых операций;
-
объективные
трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии;
-
недостаток
специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций;
-
неразвитость
вторичных рынков оборудования;
-
высокий
уровень внелегальности экономики, что сдерживает развитие лизинга, а также
сложность выведения заработанных денег в легальный сектор, хотя лизинг вполне
может выполнять эту функцию.
Специфическим
причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизинга в регионах, являются:
-
отсутствие
достаточного уровня свободного финансирования капитала для долгосрочных
вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;
-
слабость
местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых
компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски,
особенно при работе в «узких» сегментах рынка;
-
«фиктивный»
лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными»
компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям минимизации
налогов;
-
слабое
участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.
Несмотря на недостатки развития лизингового
бизнеса в России в ближайшие годы следует ждать бурного роста лизинга в России.
Во-первых, лизинг – один из наиболее эффективных инструментов обновления
основных фондов, расширения бизнеса. И если ранее было сложно найти организацию
с обоснованным долгосрочным планом, то сейчас ситуация изменилась. Обновление
оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей.
Во-вторых, на фоне рецессии мировой экономики
иностранные инвесторы определенно оценят потенциал российского лизинга как
прибыльного и довольно надежного инструмента. Крупные западные производители
транспорта и оборудования также не упустят возможности воспользоваться столь
эффективным инструментом продвижения своего продукта на растущий российский
рынок.
И наконец, в третьих, в 2005 г. начало действовать
новое международное соглашение по регулированию достаточности банковского
капитала. Банки в развивающихся странах будут вынуждены предъявлять еще более
строгие требования к заемщикам. Это несомненно дало импульс развитию
лизингового бизнеса.
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Сильвинит»
ОАО «Сильвинит»
является горно-химическим предприятием и расположено в г. Соликамске.
Районный центр Пермской области – Соликамск – находится на севере области, на
восточном берегу реки Кама, на берегах реки Усолки. Расстояние до г. Перми около 220
километров, до г. Березники – 25 километров. Население города составляет
около 10000 человек. В г. Соликамске размещается конечная станция
Свердловской железной дороги. Автомобильная дорога с твёрдым покрытием
соединяет Пермь и Соликамск.
На реке Кама
расположены грузовые причалы АО «Сильвинит», обслуживающий суда типа
«река-река» и «река-море».
ОАО «Сильвинит»
входит в число крупнейших производителей калийных солей в мире, наряду с такими
компаниями как «Kali and Salz» и «РС». Главные конкуренты ОАО «Сильвинит»
на рынках России и стран СНГ расположены в г. Березники, Россия, а также в
Белоруссии и на Украине.
Верхнекамское
месторождение калийной соли, расположенное на Северо-западе Урала, второе по
размерам запасов в мире, уступает только месторождению Saskatchewan в Канаде. По данным
геологической разведки Верхнекамское месторождение представляет собой
линзообразную залежь, которая вытянута с севера на юг примерно на 200
километров и имеет ширину до 50 километров.
Добыча соли
Верхнекамского месторождения калийно-магниевой руды началась в конце XV века, когда на берегах
реки Усолка начали варить пищевую соль, а в последствии образовался город
Соликамск. С XVII по XIX век соль, производимая в Пермской области, была известна по всех
России, а также в Западной Европе.
Запасы
калийных солей были обнаружены в 30-х годах XIX века, но только в 30-х
годах XX века была начата промышленная разработка этих месторождений. В
настоящее время Урал является центром горнодобывающей, перерабатывающей
промышленности в России, важную роль играет химическая промышленность.
В 1927 г.
началось строительство первой шахты для добычи калийных солей. Промышленное
предприятие по добыче солей, которое в последствии было преобразовано в ОАО «Сильвинит»,
было основано в 1932 году, когда была запущена первая шахта.
В состав ОАО
входят три рудоуправления с комплексом горного производства, технологическими цехами,
пунктами погрузки в железнодорожный транспорт, речной порт; шахтостроительное
управление; управление железнодорожного транспорта с путевым, вагонным и
ремонтным хозяйствами; управление материально-технического снабжения;
управление торговли и общественного питания; сельскохозяйственный цех.
Данный
дипломный проект выполняется по Шахтостроительному управлению ОАО «Сильвинит».
Это подразделение производит работы по открытию новых выработок и проведению
ремонтных работ в действующих шахтах; а также осуществляет строительство зданий
и сооружений, изготовление и ремонт оборудования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|