Развитие лизинга в России
Основные причины травматизма организационные.
Меры по снижению травматизма:
1.
приведение
производственного оборудования в соответствие требованиям безопасности
нормативных правовых актов по охране труда;
2.
оснащение
рабочих мест необходимыми приспособлениями и инструментами;
3.
периодические
проверки знаний рабочих по безопасности;
4.
вводный,
первичный и повторный инструктажи для вновь принятых работников.
На ОАО «Сильвинит»
возможны следующие чрезвычайные ситуации: пожары, производственные аварии,
техногенные землетрясения вследствие проседания земной поверхности и др. В
данном разделе дипломного проекта рассматриваются техногенные землетрясения.
ОАО «Сильвинит»
разрабатывает одно из крупнейших в мире Верхнекамское месторождение
калийно-магниевых солей, являющееся единственной минерально-сырьевой базой
России по производству калийных удобрений. Уникальность месторождения не только
в его громадных запасах, но и в сложнейших условиях эксплуатации: залежь как бы
плавает между высоконапорными водоносными горизонтами, промышленные пласты
весьма опасны по внезапным выбросам соли и газа, обручениями пород кровли. Эти
условия потребовали особых способов вскрытия и подготовки шахтных полей;
специальных технологий очистной выемки; эффективных горных мер защиты рудников
от затоплений; охраны подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов
на земной поверхности.
С начала
эксплуатации месторождения, вопреки действовавшим законодательным актам по
недропользованию, исходя из экономических соображений на его территории
осуществлялось строительство городов Березники и Соликамска с многоэтажными
объектами химической и металлургической индустрии. В результате большая часть
жилой и промышленной застройки этих городов оказалась подработанной горными
работами калийных рудников. На шахтных полях рудников ОАО «Сильвинит»
вынуждено поддерживать площади под городской застройкой, жилыми массивами южной
части, Соликамским магниевым заводом в количестве 358 га. На рудниках общий
объем пустот составляет 159,2 млн. м3, в том числе под городской
застройкой 11,3 млн. м3.
Несмотря на
принимаемые с 70-х гг. меры по закладке выработанного пространства солеотходами
калийного производства, к настоящему времени оставшийся объем незаложенных
пустот под г. Соликамск составляет 4,7 млн. м3. По этой причине
на некоторых участках начали наблюдаться ускоренные оседания земной
поверхности. Накопление пустот произошло до акционирования бывшего
государственного калийного предприятия ПО «Сильвинит».
С 1993 г.
ситуация начала усугубляться появлением техногенных землетрясений, в связи с
огромной накопленной в регионе нагрузкой на недра. К настоящему времени их
зафиксировано несколько сотен от 2 до 5 баллов по шкале Рихтера. 5 января 1995 г.
произошло разрушительное землетрясение силой 5 баллов по шкале Рихтера на
руднике Второго Соликамского рудоуправления ОАО «Сильвинит». В результате
его в течение нескольких секунд на площади 950 × 750 м были
раздавлены поддерживающие горные выработки целики, а на земной поверхности
образовался провал глубиной 4,5 м. На аварийном участке обрушилось более 3
млн. м3 пород с выделением метано-водородной смеси до 900 тыс. м3.
Только по счастливой случайности не произошло затопление двух рудников в
Соликамске, соединенных между собой, и удалось избежать человеческих жертв.
Вероятность
техногенных землетрясений в Березниках Соликамске не исключена. По расчета в
область разрушений может попасть до 200 домов многоэтажной застройки с
населением: г. Березники – 36 тыс. чел., г. Соликамск – 59,8 тыс.
чел. Если же это произойдет в районе химических предприятий последствия для
жителей городов могут быть непредсказуемыми.
Единственной
мерой защиты калийных рудников от затопления, предотвращения катастрофических
последствий техногенных землетрясений является закладка выработанных пустот, в
первую очередь под жилой и промышленной застройкой. Затраты на закладку в 2004 г.,
включаемые в себестоимость продукции ОАО «Сильвинит», представлены в
таблице 5.6.
Таблица 5.6 –
Справка о затратах на закладку
Подразделение
|
Количество, тыс. тонн
|
Сумма затрат, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
СКРУ-1
|
1824,8
|
123070,5
|
СКРУ-2
|
2148,1
|
47934,0
|
СКРУ-3
|
1579,6
|
44177,1
|
Всего ОАО «Сильвинит»
|
5552,5
|
215181,6
|
В 1997 г.
ОАО «Сильвинит» принял «Программу работ по сохранению рудной базы ОАО «Сильвинит»
и обеспечению безопасной жизнедеятельности г. Соликамска», в рамках
которой были предусмотрены и реализованы следующие мероприятия:
– проведение
восстановительных работ, связанных с последствиями землетрясения в г. Соликамске;
– строительство водонепроницаемых перемычек
в выработке барьерного целика между шахтными полями Ру-1 и РУ-2; закладочного и
гидрозакладочных комплексов на РУ-1, РУ-2 и РУ-3; завершение строительства ствола
№4 РУ-3 с целью ликвидации его обводненности и реализации горно-технических мер
в контуре аномальной зоны.
– с целью сохранения производства магния
реконструкция комплекса ствола №2 РУ-1.
– ввод в эксплуатацию ствола №5 РУ-2 для
поддержания рудной базы и гидроизоляции шахтного поля при наличии аварийного
участка.
– организация системы регионального
сейсмического контроля на территории региона с целью обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения.
– комплексная оценка влияния техногенной
нагрузки на изменение геодинамической нагрузки в регионе с внедрением
автоматизированных систем геомеханического сопровождения ведения горных работ.
4.4 Выводы
В данном разделе дипломного проекта были
рассмотрены условия труда монтажника оборудования предприятия химической
промышленности в ремонтно-строительном цехе №1 ШСУ ОАО «Сильвинит».
Основные требования травмобезопасности к рабочему месту монтажника
соответствуют нормативным актам. Средства обучения и инструктаж выполнены в
соответствии с нормативными требованиями безопасности к рабочему месту.
Микроклимат в производственных помещениях, напряженность и тяжесть труда соответствую
допустимым условиям труда. Освещение не соответствует требованиям норм. Класс
условий труда – 3.2.
В 2005 г.
в результате проведения ряда мероприятий производственный травматизм на
предприятии снизился.
В целях
защиты калийных рудников от затопления, предотвращения катастрофических
последствий техногенных землетрясений в ОАО «Сильвинит» принята «Программа
работ по сохранению рудной базы ОАО «Сильвинит» и обеспечению безопасной
жизнедеятельности г. Соликамска».
Категория опасности предприятия – 2.
Деятельность
ОАО «Сильвинит» связана с 442 экологическими аспектами, из них 5 –
значительные. В 2005 г. предприятием были достигнуты улучшения в области
охраны воздушного бассейна, снижение нагрузки на поверхность, рационального
использования природных ресурсов и повышения компетенции персонала.
Общий валовой
выброс вредных веществ в атмосферный воздух в 2005 г. составил 1649,3 т
против 1775,8 т в 2004 г., в том числе СКРУ-1: 647,9 т, СКРУ-2: 458,9 т,
СКРУ-3: 542,5 т. Снижение составило 7,12%. Это стало возможным в результате
перевода с мазута на газ энергоисточников СКРУ-1, 3. На СКРУ-2 валовой выброс
загрязняющих веществ увеличился на 3,3% за счет увеличения выпуска продукции на
6,4%. Нарушения предельно допустимых выбросов на стационарных источниках СКРУ-1,
2, 3 за 2005 г. отсутствуют.
В целом по ОАО «Сильвинит» в 2005 г.
объем сточных вод по сравнению с 2004 г. увеличился на 18% при росте
выпуска 95% KCL на 23,5% и увеличения забора свежей воды на 15,6%. При этом валовой
сброс загрязняющих веществ со сточными водами составил 77,7% от допустимого. Сброс
сточных вод осуществлялся в соответствии с условиями лицензирования.
В 2005 г. образовалось 15902,63 тыс. т
отходов производства; использовалось 6154,88 тыс. т. Снижение антропогенной
нагрузки на поверхности земли в 2005 г. достигнуто проведением следующих
мероприятий:
-
закладкой
в выработанное пространство рудника галитовых отходов и глинистых шламов – 5531
тыс. т.;
-
отгрузкой
потребителям с солеотвала СКРУ-1 – 340,1 тыс. т.;
-
выработкой
в отделении техсоли СКРУ-1 – 283,75 тыс. т.;
-
уменьшением
отходов за счет увеличения извлечения готового продукта из руды: СКРУ-1 – 28
тыс. т, СКРУ-2 – 101,2 тыс. т, СКРУ-3 – 90 тыс. т.
Кроме отходов производства на предприятии
образуются и другие отходы потребления, перечень которых определен в проектах
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых во
вех подразделениях. На основании ПНООЛР на 2005 г. Ростехнадзором были
выданы лимиты на размещение отходов в окружающую природную среду. Объемы
образующихся отходов соответствую запрошенным лимитам.
Состояние гидротехнических сооружений
шламохранилищ СКРУ – 2,2,3 ОАО «Сильвинит» является работоспособным и
удовлетворяет требованиям «Правил безопасности гидротехнических сооружений
накопителей жидких промышленных отходов» ПБ 03–438–02. В целях повышения безопасности
и надежности сооружений на основе анализа работы ГТС, режимных наблюдений за
фильтрационными потоками и оценкой технического состояния ежегодно планируются
мероприятия и предусматриваются финансовые ресурсы. В 2005 г. выполнены
работы по установке гидронаблюдательных скважин на СКРУ – 1,2, проводились
наблюдения за фильтрационными потоками в теле дамбы, выполнены мониторинговые
исследования на шламохранилищах СКРУ – 1,2,3.
Для выполнения обязательства по постоянному
улучшению системы экологического менеджмента и следуя политики ОАО «Сильвинит»
в области качества, охраны окружающей среды, здоровья и безопасности труда, на
2006 г. разработаны мероприятия по охране окружающей среды, направленные
на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду с
установлением плановых экологических показателей.
За 2005 г. нарушений нормативов предельно
допустимых выбросов и ПДК атмосферного воздуха на границе СЗЗ не обнаружено.
Имеет место в начале года единичные нарушения ПДС по хлоридам и нефтепродуктам
в стоках обогатительных фабрик СКРУ-1, в стоке после сбросов СКРУ-2.
Концентрация загрязняющих веществ находится в
пределах ПДК. Имеет место загрязнение р. Усолка. Концентрация хлоридов в воде
300–2000 мг/л. Причиной данного нарушения является фильтрация шламохранилища. В
целях снижения негативного влияния фильтрации на р. Усолка горным институтом
УрО РАН, в течение 2003–2005 гг. ведутся научно-исследовательские работы
по снижению уровня фильтрации. По результатам контроля фильтрационного режима
ГТС ООО «Персил» и Уральским научно-исследовательским и проектным
институтом ведется отчет, в котором выполнен анализ сложившейся ситуации и
предлагаются мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию ГТС.
Расчет платы за загрязнение окружающей среды
осуществляется в соответствии с формами госстатотчетности 2ТП-воздух, 2ТП-вода,
2ТП-отходы. Фактическая плата за 2005 г. ОАО «Сильвинит» составила
5231426,07 руб. в том числе: СКРУ-1 – 389798,68 руб., СКРУ-2 – 1310644 руб.,
СКРУ-3 – 1701874,33 руб.; вспомогательные подразделения – 1829108,19 руб.
Имеют место сверхплановые платежи за сбросы в
водные объекты сточных вод СКРУ – 1,2. Для снижения сверхнормативных
платежей необходимо исключить сброс х/б стоков СКРУ-1 в поверхностные водоемы и
снизить уровень фильтрации шламохранилища СКРУ-3.
Параметры, характеризующие влияние производства
на природную среду отражены в таблицах 5.3, 5.4 и 5.5.
Для
предупреждения негативного влияния деятельности предприятия на окружающую среду
выполняются предупреждающие и корректирующие действия:
-
Для
снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в период неблагоприятных
метеоусловий разработаны планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих
веществ для тех режимов работы, которые вводятся в действие после поступления
сигнала диспетчеру объединения от Пермского центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды.
-
В
целях снижения концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах
проведены замены: конденсатных труб с 1 по 9 ступень
вакуумно-кристаллизационной установки, сопел на эжекторах 1–9 ступеней,
подогревателей с изношенными трубами.
-
В
результате мониторинга поверхностных вод выявлены систематические нарушения ПДК
по хлоридам. Причина несоответствия – фильтрация шламохранилища СКРУ-3.
Накопленная к настоящему времени гидрометрическая информация позволяет провести
анализ гидрологических и гидрохимических процессов, происходящих в гидросфере,
и, в частности, количественно оценить их воздействие на р. Усолка. Возможность
получения гидрологических характеристик позволит в ближайшей перспективе
подойти к управлению водными ресурсами р. Усолки на участке шахтного поля СКРУ-3
и, как следствие, создаст предпосылки для разработки конкретных мероприятий по
снижению техногенной нагрузки на речные воды. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
· на участке р. Усолки, находящемся под влиянием
объектов хвостового хозяйства СКРУ-3, провести оценку основных гидрологических
характеристик реки, ее водного и солевого баланса;
· выявить и количественно оценить источники
поступления в реку вод-рассолов, в том числе, установить их происхождении.
6.1 Становление и развитие правовой базы лизинга
в России
Лизинг в мире имеет многолетнюю историю, а
лизинговые операции в последние годы стали неотъемлемой частью стабилизации и
развития экономики во многих странах. Однако специальное законодательство этих
стран, регулирующее лизинговый рынок, там, где оно имеется, различно. Более
того, во многих странах такое специальное законодательство отсутствует. А
отношения, связанные с лизинговыми сделками, регулируется общими положениями
гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче
имущества во временное пользование, налоговым законодательством, правилами
бухгалтерского учета, а также судебными решениями.
Вместе с тем,
следует признать, что, как показывает международный опыт, жесткая, однозначная
взаимосвязь между наличием / отсутствием специального лизингового
законодательства и объемом лизинговых операций в той или иной степени не
наблюдается. Во всяком случае пример США и некоторых других стран показывает,
что отсутствие специальных законов, посвященных исключительно и только лизингу,
совсем не препятствует развитию лизинга, если имеются в наличии все остальные
необходимые для него условия. Лизинг в России прошел три периода становления
как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций и
формирования его правовой среды.
В первом
периоде отсутствие законодательства по лизингу было сопряжено с неразвитостью
этой формы предпринимательской деятельности.
Во втором
периоде лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без
специальных нормативных и законодательных актов. При этом такая
неопределенность увеличивала степень риска участников лизингового процесса и
тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую
реализацию достижений научно-технического процесса.
Третий период
характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых
сделок. В настоящее время приняты нормативные акты, регламентирующие лизинговую
деятельность:
– Гражданский
кодекс РФ;
– Федеральный
закон РФ от 29.10.1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде;
– Указ
президента РФ от 17.09.1994 г. №915 «О развитии финансового лизинга в
инвестиционной деятельности»;
– Постановление Правительства РФ №633 от
29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»;
– Постановление Правительства РФ №752 от
27.06.1996 г. «О государственной поддержке развития лизинговой
деятельности в Российской Федерации»;
– Постановление Правительства РФ №915 от
21.07.1997 г. «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской
Федерации на 1997–2000 годы»;
– Постановление Правительства РФ №1020
от3.09.1998 г. «Порядок предоставление государственных гарантий на
осуществление финансовой аренды»;
– «Примерный договор о финансовом лизинге
движимого имущества с полной амортизацией» от 29.12.1995 г., утвержден
Минэкономики 29.12.1995 г.;
– «Методические рекомендации по расчету
лизинговых платежей» от 16.04.1996 г.
– приказ Министерства Финансов РФ от
17.02.1997 г. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору
лизинга»;
– письмо
Государственного комитета РФ по статистике от 13.03.1996 г. №24–1–2№/483 «Об
отражении затрат на приобретение лизингового оборудования».
Так,
например, в ст. 665 Гражданского кодекса РФ сущность лизинга фактически
сводится к финансовой аренде. В пяти других статьях шестого параграфа ГК РФ
установлены основные права и обязанности сторон лизинговых сделок. При этом
согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не
урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует
применяемый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется
гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.
Следовательно,
при оформлении лизинговых сделок могут применяться не только договоры лизинга,
но также и договоры аренды, особенно в части, не урегулированной специальным
законодательством и не противоречащий его сущности. Следует помнить, что
понятие «лизинг» и «аренда» полностью не совпадают.
Таблица 6.1 –
Взаимосвязь и отличия арендных и лизинговых отношений
Основные параметры
|
Виды отношений
|
кредитные
|
лизинговые
|
1
|
2
|
3
|
Субъекты отношений
|
Арендодатель и
арендатор
|
Поставщик, лизингодатель
и лизингополучатель
|
Объекты отношений
|
Любое имущество,
разрешенное в обороте, включая природные объекты
|
Имущество, используемое
для предпринимательской деятельности, исключая
|
Правовое отношение
сторон
|
Имущественное
двустороннее правоотношение
|
Коммерческое
имущественное трехстороннее правоотношение
|
Отношения с продавцом
имущества
|
Арендодатель, арендатор
|
Лизингодатель и
лизингополучатель выступают солидарными покупателями имущества у продавца
|
Ответственность
наймодателя за качество имущества
|
За качество имущества
отвечает арендодатель
|
Лизингодатель не
отвечает за качество имущества, кроме тех случаев, когда он сам выбирает
продавца
|
Обязанности наймодателя
|
Как у собственника
имущества
|
Инвестирование
лизинговой сделки
|
Уведомление продавца о
цели приобретения имущества
|
Не производится
|
Лизингодатель указывает
цель приобретения имущества в лизинг конкретному лизингополучателю
|
Право собственности на
имущество после возмещения его стоимости
|
Если предусматривается,
то в форме купли-продажи
|
Обычно предполагается
договором
|
Риск случайной гибели
имущества
|
Несет арендодатель
|
Несет лизингополучатель
|
Страхование имущества
|
Имущество страхует
арендодатель
|
Имущество страхует
лизингополучатель
|
Расторжение договора по
вине пользователя
|
Прекращение арендных
платежей, кроме выплаты неустойки
|
Не освобождает
лизингополучателя от полного погашения долга за весь договорной период
|
Спрос и предложение на
имущество
|
Учитывает расчет
платежей за пользование имуществом
|
Учитывает цену
имущества, процентную ставку, срок договора, его остаточную стоимость и др.
|
Таким
образом, правовая база регулирования лизинговых сделок в России имеет
достаточно высокий статус, поскольку понятие договора лизинга включено в
Гражданский кодекс РФ. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а
значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляется на
основании действовавших ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также
приказа Министерства Финансов РФ от 17.02.1997 г. «Об отражении в
бухгалтерском учете операций договора лизинга».
Положения
многих других нормативных и законодательных документов, регламентирующих общие
вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления
экспортно-импортных операций и т.д., имеют косвенное отношение к деятельности
лизинговых компаний.
В лизинге
регулируются трехсторонние отношения между лизингодателем, лизингополучателем и
производителем, а также распределяются между ними права, обязанности и
ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение каждым своих
обязанностей. В параграфе 6 ГК РФ «Финансовая аренда» стороны договора лизинга не
вполне обоснованно названы арендодателем и арендатором, что, соответственно, не
может отражать всей специфики этих отношений.
Инициатором
лизинговых отношений в соответствии со ст. 665 ГК РФ является арендатор,
который сообщает лизингодателю о том, в каком имуществе он нуждается. В
лизинговых отношениях решение многих вопросов зависит от того, кто выбрал
продавца необходимого имущества. Лизингодатель лишь формально признается
собственником объекта, так как он его фактически не принимает на свой склад и
даже не несет риска случайной гибели имущества, находящегося в пользовании
арендатора. Риск случайной гибели арендованного имущества несет не собственник,
как это предусмотрено общегражданским законодательством, а лизингополучатель,
который обязан страховать имущество.
Вместе с тем,
будучи юридически собственником, лизингодатель имеет возможность в случае
невыполнения обязательств лизингополучателем, в том числе по своевременной
оплате за аренду, расторгнуть договор и получить имущество обратно.
Лизингодателю
как собственнику не надо прибегать к залогу имущества, чтобы возместить
возможные потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя банкротом
арендуемое имущество не входит в конкурсное рассмотрение.
Но
распределение ответственности может быть иным, если арендодатель играет более
активную роль в выборе производителя. Статьей 665 ГК РФ предусмотрено, что
выбор производителя может осуществляться арендодателем, а в ст. 670 ГК РФ
уточняются последствия такого выбора: если арендодатель выбирает производителя,
то тем самым он возлагает на себя ответственность перед арендатором за
выполнение производителем условий договора купли-продажи. Собственник имущества
не несет за него почти никакой ответственности, если в договоре не
предусмотрено иное. Статья 667 ГК РФ обязывает арендодателя уведомлять
производителя о том, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в
аренду определенному лицу, которому он должен его поставить, а не арендодателю,
являющемуся по договору покупателем. Все эти особенности лизинга делающие
положение производителя не совсем обычным, должны быть ему известны.
При лизинге
лизингодатель является юридическим собственником объекта сделки, а пользователь
– экономическим собственником, что существенным образом отличается от обычного
арендатора. Одна из особенностей лизинга проявляется и в специфических
отношениях производителя и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ
указано, что лизингополучатель имеет права и несет обязанности, как если бы он
был одной из сторон при договоре купли-продажи. Следовательно, на него
распространяются положения гражданского законодательства в части для
покупателя. Пользователь вправе предъявлять претензии непосредственно
производителю по качеству, комплектности имущества, срокам его поставки, но не
вправе расторгнуть договор купли-продажи. Он может только ставить вопрос перед
лизингодателем о его расторжении и возмещении убытков.
Сложная
правовая природа лизинга обусловлена тем, что он объективно находится в
пограничной области смежных отношений: поручения, аренды, купли-продажи,
товарного кредитования и др.
Действительно,
в лизинговом комплексе отношений одним из его компонентов является договор,
который используется дважды: первый раз – когда пользователь поручает
лизинговой компании закупить для него необходимое имущество, второй – когда
лизингодатель поручает пользователю получить имущество и в дальнейшем
предъявлять все претензии по его комплектности и качеству непосредственно
производителю.
Арендные
отношения также непосредственно включаются в лизинговую сделку в качестве
обязательного элемента, который в отдельности как составная часть не может с
необходимой полнотой характеризовать сложное целое – систему лизинга.
Достаточно, например, заметить, что по лизингу пользователь рассчитывается с
лизингодателем по принципу не арендной, а кредитной сделки: при случайной
гибели объекта не по вине сторон он возмещает всю сумму лизинговых платежей,
предусмотренных по договору, т.е. возмещает как бы долг с процентами за
пользование кредитом.
Если
имущество в силу обстоятельств, за которые наниматель не отвечает, окажется
негодным для эксплуатации, обычный арендатор может расторгнуть договор и
прекратить выплаты, а по лизингу риск случайной гибели объекта возлагается на
пользователя, обязанного произвести все выплаты лизингодателю полностью.
Принципиально
отличается правовое положение лизингополучателя и обычного арендатора в части
обязанности по осуществлению капитального ремонта объекта сделки.
Закон РФ «О
финансовой аренде» указывает на то, что при финансовом лизинге все затраты по
содержанию используемого имущества несет лизингополучатель, а в случае аренды
по общему правилу противоположная сторона – арендодатель обязан за свой счет
производить капитальный ремонт переданного имущества. При нарушении
арендодателем этой обязанности арендатор вправе настаивать на расторжении
договора и возмещении убытков; требовать соответствующего уменьшения арендной
платы; произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость
ремонта или зачесть ее в счет арендной платы.
При обычной
аренде арендодатель несет ответственность перед арендатором за все недостатки,
препятствующие пользованию объектом, если даже он не знал о них в момент
заключения договора, а по лизингу он не отвечает за выявленные недостатки.
Ответственность в размере причиненного пользователю ущерба наступает лишь в том
случае, когда выбор продавца осуществлял сам лизингодатель либо он, вопреки
условиям договора, вмешался в выбор продавца и объекта лизинга. Закон «О
финансовой аренде» ограничивает ответственность лизингодателя при условии, что
лизингополучатель сам выбирает продавца и потому не может перекладывать
результаты своего неудачного выбора на наймодателя, который только должен
оплатить сделку.
Существенное
отличие лизинга от обычной аренды состоит еще и в том, что чаще всего в
пользование передается новое, специально приобретенное для конкретных целей
имущество. В ст. 667 ГК указывается на то, что арендодатель обязан
уведомить производителя о приобретении имущества именно для передачи в лизинг
определенному лицу.
Как правило,
производитель обязан поставить имущество прямо пользователю, а не
лизингодателю, являющемуся юридическим покупателем. В определенном смысле и
арендатор приравнивается к покупателю и решает многие вопросы непосредственно с
производителем, например, принимает объект лизинга непосредственно от него. При
этом возникает вопрос правового обоснования такой приемки стороной, не
участвовавшей в заключении договора купли-продажи, при условии, что не было
подписано трехстороннее соглашение. Дело в том, что в договоре купли-продажи предусмотрено,
что покупатель поручает выполнение своих обязанностей по принятию продукции
лизингополучателю, равно как и предъявление требований о поставке. В результате
лизингополучатель вправе требовать от продавца исполнения его обязанностей
перед лизингополучателем, как если бы он являлся стороной этого соглашения. Не
исключено, что имущество как непригодное не будет принято в эксплуатацию, а
значит, отношения аренды в полном объеме не возникнут.
Таким
образом, ни один из отдельно взятых традиционных гражданско-правовых договоров
не отражает адекватно всего содержания лизинговых отношений. Можно также
констатировать, что в России на сегодняшний день действуют два нормативных
определения лизинга: собственно лизинга как вида предпринимательской
деятельности и договора лизинга как особого подвида договора долгосрочной
аренды. Частично дополняя друг друга, оба они тем не менее относятся только к
арендным сделкам, называемым «лизингом», когда имущество специально покупается
арендодателем и передается в пользование арендатору для предпринимательских
целей. Существую арендные сделки, которые, не попадая под несколько «узкое»
российское определение лизинга, считались бы лизинговыми во многих странах
мира; пример тому – сдача производителем в аренду выпускаемого им имущества.
Сделка с имуществом, не пригодным для использования в предпринимательских
целях, тоже не может осуществляться на основании договора лизинга.
В Законе РФ
«О финансовой аренде» предусмотрено, что в течение срока договора лизинга
лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, а также
производит все необходимые действия, направленные на поддержание его в рабочем
состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт. Лизингополучатель несет
все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая
страхование своей ответственности перед лизингодателем, а также расходы,
возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом, если
иное не установлено договором лизинга.
Улучшению
условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга
способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.1995 г.
№01–13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках
лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное освобождение объектов
международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от
уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном
освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный
календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных платежей и налогов, которая
подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при
вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.
При общей
положительной оценке вышеуказанного письма следует отметить, что оно
предполагает обязательным возврат имущества, ввезенного по лизинговому соглашению,
т.е. отождествляет лизинговые и арендные отношения. На практике же при лизинге
имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не
пересекает.
Развитию
международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных актов:
– Федеральный закон №16-ФЗ от 8.02.1998 г.
«О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном
финансовом лизинге».
– Федеральный
Закон от 9.10.1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном
контроле»;
– инструкция
ЦБ РФ от 26.07.1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за
обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
– положение
ЦБ РФ от 6.10.1997 г. №527 «О порядке привлечения и погашения резидентами
Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от
нерезидентов на срок свыше 180 дней».
Следует
отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным
в области регламентации вопросов международного лизинга.
6.2 Правовое обеспечение лизинговой деятельности
банков
Особо следует сказать о правовом регулировании
лизинговой деятельности банков. В Законе «О банковской деятельности» лизинговые
операции упоминаются в числе операций, разрешенных банкам и иным кредитным
организациям. Поэтому в лицензии любого банка, даже самой простой, записано,
что он вправе проводить и лизинговые операции.
Впрочем,
говоря о самом Законе «О банковской деятельности», следует заметить, что
указанные операции правильнее было бы перенести в 3-ю часть названной статьи
Закона, поскольку речь идет о таких операциях, которые не являются
специфическими именно для кредитных организаций, т.е. таких, которыми банки и
иные кредитные организации могут заниматься наравне с другими хозяйствующими
субъектами.
В остальном
банки занимаются лизинговым бизнесом на тех же условиях, что и другие участники
данного рынка.
Нормативных
актов Центрального банка, в которых бы специально рассматривались вопросы
лизинга, не существует. Вместе с тем правила учета лизинговых операций в банках
имеются – «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации», часть II «Характеристика счетов»,
балансовый счет 608 и внебалансовый счет 915.
Рыночной программой Правительства РФ
предусмотрено развитие реформ и стабилизация российской экономики, где
отмечено, что «в России должна быть создана социально-ориентированная,
эффективная экономика – конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная».
Исходя из этого, ежегодно определяется перечень федеральных целевых программ,
которые частично финансируются из федерального бюджета. При этом данные
программы разрабатываются на длительный период, а ход их выполнения
контролируется Правительством РФ. Как правило, это крупные отраслевые
программы, определяющие реализацию намеченной стратегии государства: «повышение
конкурентоспособности отечественной продукции», «Российская инжиниринговая сеть
технических нововведений», «Развитие и организация конкурентоспособных
производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений
развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую
среду», «Обновление потребительских товаров и повышение конкурентоспособности»,
«Сертификация метрологии», «Государственная защита станкостроения» и др.
Основой технического перевооружения всех отраслей
народного хозяйства, позволяющей поднять производство на качественно новый
уровень, обеспечивающий выпуск высококонкурентоспособной продукции, является
научно-технический потенциал страны, самоотверженно поддерживаемый учеными
страны, поэтому на данном этапе, как никогда, созрела необходимость создания
эффективного механизма трансформации результатов их научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, которые обеспечат
структурные преобразования как на отдельных промышленных предприятиях, так и
экономики в целом.
Для этого необходимо:
– создать и модернизировать инфраструктуру,
позволяющую эффективно использовать научные достижения, а также обеспечивающую
научно-техническую и инновационную деятельность;
– обеспечить трансформацию результатов
научной деятельности в коммерчески эффективные технологии, конкурентоспособную
технологию;
– перестроить систему подготовки кадров
таким образом, чтобы интеллектуальный потенциал страны обеспечивал не только
кадровую основу рыночной экономики, но и технологическую с ее соответствующим
развитием.
В свою очередь для реализации научно-технической
политики в России следует:
– создать систему программно-целевого
планирования исследований и разработок, нацеленную на отраслевые интересы и
согласованную с ними;
– реформировать сеть научно-технических
лабораторий, сориентировать организации страны на проведение приоритетных
исследований и разработок, обеспечивающих национальную технологическую
безопасность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|