. акт проверки (с обязательным участием представителей финансового органа муниципального образования) находящегося на консервации имущества;
. данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период консервации;
. показатели экономического эффекта от консервации имущества по всем годам консервации имущества, включая отчетный, а также за два года до консервации (выручка от реализации продукции, товаров, услуг; себестоимость продукции; балансовая прибыль(убыток); фонд оплаты труда; среднесписочная численность работников; размер средней заработной платы; среднегодовая стоимость имущества, кроме находящегося на консервации; сумма налога на имущество).
Контроль за соблюдением режима консервации имущества осуществляет
подразделение администрации муниципального образования по управлению
имуществом и комиссия по консервации имущества предприятий муниципального
образования.
По истечении срока консервации расконсервирование имущества. При введении в
действие законсервированных основных средств, указанных в постановлении,
руководитель предприятия обязан оговоренный срок направить в Комиссию
уведомление с приложением поквартального расчета налога на имущество с
отметкой ГНИ. Комиссия на основании полученных документов готовит проект
постановления о расконсервации имущества.
В соответствии с п. 12 приложения к приказу МФ РФ от 19.12.95 № 130
"Указания о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности
результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96" порядок
консервации основных средств устанавливается и утверждается руководителем
организации.
По основным фондам, переведенным на консервацию в установленном порядке,
амортизация не начисляется на основании п.2 Положения о порядке начисления
амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве,
утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР,
Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.90 №ВГ-21-Д.
Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и
объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников) в
соответствии с п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость..., утвержденного
постановлением Правительства РФ от 05.09.92 № 552, отражаются на счете 80
"Прибыли и убытки".
Глава III. Разработка проекта программы финансового оздоровления и
реструктуризации ГУП ОЭМЗ “Рекорд”
ЗАО "ПРОМЫШЛЕННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
3.1. Общая характеристика реформируемого предприятия
Полное наименование реформируемого предприятия: государственное унитарное
предприятие "Опытно-экспериментальный механический завод “Рекорд” (ГУП ОЭМЗ
“Рекорд”). Предприятие подчинено Департаменту науки и промышленной политики
Правительства г. Москвы. Имущество предприятия находится в государственной
собственности г.Москвы. Предприятие не включено в государственный реестр
Российской Федерации предприятий-монополистов. Дочерних предприятий нет.
ГУП ОЭМЗ “Рекорд” специализируется на выпуске мелкой металлической
галантереи, небольших изделий хозяйственного назначения, металлических
брелоков и знаков, всего около 70 наименований. На данном рынке занимает
одно из ведущих мест среди российских производителей и имеет высокий
потенциал конкурентоспособности, как по качеству выпускаемых изделий, так и
по их цене, при большой емкости потребления.
В настоящее время производство завода ориентировано на рынки г.Москвы и
Московской области, где конкурентная среда определяется значительным
сокращением российских предприятий, выпускающих аналогичную продукцию. В 80-
е годы в Московском регионе на данном рынке работали 11 предприятий. В
настоящее время в исследуемом сегменте рынка, наряду с заводом “Рекорд”
работают предприятия общества слепых и предприятия ближнего зарубежья, в
частности Белоруссии. Вместе с тем значительно увеличились поставки
металлической галантереи и мелких товаров хозяйственно-бытового назначения
из Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии, которые отличаются лучшим
товарным видом, оформлением, упаковкой и, как правило, значительно более
низким качеством.
Этими факторами, а так же падением платежеспособного спроса и нарушением
связей с традиционными потребителями, объясняются трудности со сбытом
продукции.
Потребность рынка Московского региона в продукции, аналогичной выпускаемой
заводом “Рекорд” рассчитана методом репрезентативной выборки. Объемы
производства основной продукции и расчетная потребность в ней приведены
ниже (таблица 6):
В настоящее время завод продает свои изделия в 2-3 раза дешевле розничной
стоимости аналогичной продукции импортного производства, что
свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции завода в области
цен. При этом используется гибкая система ценообразования в зависимости от
объемов партии товара, сроков и форм оплаты.
Готовая продукция распространяется на основе долгосрочных договоров по
согласованным схемам с оптовыми потребителями, где преимущество имеют
заказчики, не имеющие задолженности перед заводом, а также на основе
разовых договоров.
В целом наблюдается определенная цикличность объемов продаж отдельных видов
продукции, что свидетельствует о высокой активности спроса. Для этого
ежемесячно изучается объем продаж, поступление денежных средств и на этой
базе прогнозируется спрос и планируется выпуск изделий по каждой
номенклатуре. Принятая схема реализации продукции позволяет вести гибкое
планирование производства, не создавая излишних товарных запасов.
Начиная с 1996 года заводом проводится активная сбытовая политика. Функция
исследования в сфере маркетинга возложена на отдел сбыта и техническую
службу.
Восстановлены и активно развиваются связи с традиционными оптовыми
потребителями продукции ГУП ОЭМЗ “Рекорд”. Основные потребителей продукции
завода:
“Оптгалант”;
ТОО “Серпуховской”;
ТХН;
ТОО “Сокольники”;
ГУТИМ;
ТОО “Первомайский”;
1000 мелочей (г. Москва);
ТОО “Весна”;
1000 мелочей (г. Балашиха);
ТОО “Смена”.
Учетная политика на ОЭМЗ "Рекорд" ведется в соответствии с приказом № 112-
1/6 от 25 декабря 1998 года.
При изучении бухгалтерской отчетности нарушений в ведении учетной политики
предприятия не выявлено.
Оценка финансового состояния предприятия проведена в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498
“О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятия”.
Заводом были представлены следующие финансовые документы: форма №1 “Баланс
предприятия”, форма №2 “Отчет о прибылях и убытках”, форма №4 “Отчет о
движении денежных средств”, форма №5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”
(за 1997г., 1998г., 1999г. и I квартал 2000г.). На основе представленных
материалов были рассчитаны следующие показатели (таблица 7).
Анализ приведенных коэффициентов показывает, что финансовое положение
предприятия постепенно ухудшается. Коэффициенты текущей и абсолютной
ликвидности заметно уменьшаются, что говорит об уменьшении текущих активов
на предприятии, способных покрыть краткосрочные обязательства. При этом
увеличивается количество запасов на предприятии и размер текущей
задолженности.
Коэффициенты устойчивости показывают, что общая сума активов не покрывает
ни общую задолженность, ни текущую задолженность. Остаточная стоимость
основных средств также не покрывает задолженность, имеющуюся на
предприятии. Это свидетельствует о том, что для укрепления финансовой
устойчивости предприятию требуются крупные финансовые вливания, а также
обновление изношенных основных фондов.
Анализ коэффициентов деловой активности показывает, что на протяжении трех
с половиной лет увеличивается количество бездействующего собственного
капитала. Это говорит о том, что основная часть оборудования и цехов
простаивает. Увеличение коэффициентов оборачиваемости кредиторской и
дебиторской задолженностей показывает рост неплатежей со стороны
потребителей продукции и, соответственно, увеличение срока возврата долгов
предприятием.
Коэффициенты прибыльности также снижаются. Показатель общего дохода на
активы снизился практически в два раза, что свидетельствует о неэффективном
использовании имеющихся у предприятия активов. Как следствие снижается и
чистая норма прибыли. По сравнению с 1997 годом она снизилась практически в
десять раз. Правда, следует принять во внимание экономический кризис
августа 1998 года, который спровоцировал целый ряд взаимных неплатежей,
отвлечение денежных средств из оборота, затоваривание на складах и
приостановку производства. Снижение дохода на остаточную стоимость основных
средств свидетельствует о падении коэффициента фондоотдачи – показателя,
свидетельствующего об эффективности использования основных средств.
Все это свидетельствует о низкой деловой активности на предприятии,
недостаточной эффективности использования оборотных средств и основных
фондов, что говорит о простоях оборудования, неполной загрузке
производственных мощностей. Необходимо привлечение инвестиций на обновление
изношенных основных фондов и внедрение новых производств, что дало бы
увеличение показателей финансовой устойчивости.
Для детального анализа финансового состояния предприятия с точки зрения
своевременности осуществления платежей и получения денежных средств
рассчитываются показатели платежеспособности предприятия (таблица 8).
Анализ финансовых показателей показывает, что финансовое состояние ОЭМЗ
"Рекорд" стабильно на протяжении четырех последних лет.
Коэффициент текущей ликвидности – главный показатель платежеспособности
предприятия. Коэффициенты текущей ликвидности на всех этапах анализа
превышают минимальный размер (2), однако с 7,2 в 1997 году он снизился до
2,79 в 2000 году, что связано, при стабильном росте оборотных активов, с
увеличением кредиторской задолженности предприятия. Промежуточный
коэффициент покрытия вырос в 2000 г. за счет роста дебиторской
задолженности, однако если коэффициент абсолютной ликвидности и общий
коэффициент покрытия исчисляются на основании абсолютно ликвидных
показателей, то в составе дебиторской задолженности может быть и
безнадежная часть, вызванная неплатежеспособностью части дебиторов
предприятия, а в составе запасов - труднореализуемые или вообще неликвидные
материальные ценности. Рост показателя дебиторской задолженности показывает
увеличение числа неплатежей потребителями.
Коэффициент текущей ликвидности напрямую связан с уровнем обеспеченности
собственными средствами. Официально установленные критерии
платежеспособности оценивают тот же аспект финансового состояния
предприятия - обеспеченность краткосрочной задолженности оборотными
активами.
Для оценки структуры и величины активов и пассивов с целью определения
независимости предприятия с финансовой точки зрения, изменения уровня этой
независимости, соответствия состояния активов и пассивов задачам финансово-
хозяйственной деятельности предприятия необходимо провести расчет
показателей финансовой устойчивости предприятия.
Анализ начинается с показателей, отражающих сущность устойчивости
финансового состояния. Учитывая, что долгосрочные кредиты и займы
направляются в основном на приобретение основных средств и капитальные
вложения, для выполнения условия платежеспособности предприятия необходимы
ограничения его запасов и затрат величиной собственных оборотных средств.
В основном для исследования финансовой устойчивости предприятия
используются относительные показатели – финансовые коэффициенты или
показатели рыночной устойчивости. Их расчет приведен в следующей таблице
(таблица 9).
Коэффициент обеспеченности собственными средствами также как коэффициент
ликвидности стабилен и превышает минимальный критический уровень - 0,1, что
свидетельствует об обеспечении краткосрочной задолженности оборотными
активами.
Таким образом, по официальным критериям платежеспособности ОЭМЗ "Рекорд"
является финансово устойчивым предприятием.
Выручка от реализации продукции составила в 1998г. - 2828 тыс. руб.; за I
полугодие 2000г. -1269 тыс. руб.
Сумма выручки от реализации определяется по мере поступления денег на
расчетный счет.
Фактическая балансовая прибыль за 2000г. составила 535 тыс. руб. и
распределилась следующим образом:
1. платежи в бюджет - 35 тыс. руб.;
2. фонд потребления - 500 тыс. руб.
За I пол. 2000г. балансовая прибыль снизилась в 6,5 раз по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года и составила 47 тыс. руб. Это связано с
ростом доли энергоресурсов в структуре себестоимости продукции. Из нее в
бюджет уплачено - 3 тыс. руб., фонд потребления составил - 44 тыс. руб.
В связи с тем, что удельный вес инвалидов составляет более 50%, предприятие
пользуется следующими видами льгот:
1. 50% налога на прибыль согласно ст.7 п.2 о налоге на прибыль предприятий
и организаций;
2. 100% на прибыль в городской бюджет - Закон г .Москвы "О ставках и
льготах по налогу на прибыль" от 02.03.94г. №3-18;
3. НДС - 100% согласно закона РФ "О внесении изменений и дополнений в
налоговую систему России" от 16.06.92г. ст.1 п. X;
4. 100% налога на имущество согласно закона РФ "О внесении дополнений и
изменений в налоговую систему России" от 16.06.92г. ст.1 п.М;
5. 100% на нужды образовательных учреждений - инструкция от 31.03.94г.
Закон г. Москвы от 01.03.94г. №7-24 и постановление Государственной Думы от
16.03.94г. №27;
6. 100% налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы - инструкция №4 от 31.03.94г. Закон г. Москвы от
16.03.94г. №5-25 и постановление Государственной Думы от 16.03.94г. №25.
3.2. План реформирования и финансового оздоровления государственного
унитарного предприятия ОЭМЗ “Рекорд”
Анализ финансового состояния предприятия показал необходимость проведения
реформирования и финансового оздоровления. В качестве мероприятий,
способствующих финансовому оздоровлению и поддержке эффективной
хозяйственной деятельности ГУП ОЭМЗ "Рекорд" предусматривается (таблица
10):
. освоение выпуска новых видов изделий, в том числе манежа детского, фляжки нержавеющей, нагревателя длинномерного гибкого, 15 наименований товаров хозяйственного обихода для инвалидов, 5 наименований новых изделий хозяйственного обихода, что обеспечит увеличение объема производства. Затраты на организацию выпуска новых видов изделий составят 4505тыс. рублей.
. внедрение новых технологий, позволяющих значительно улучшить качество и товарный вид продукции и довести их до уровня лучших импортных аналогов. В частности, предполагается освоение технологических процессов блестящего цинкования, электроимпульсного полирования, напыления пластмассовых деталей в вакууме, блистерной упаковки.
Стоимость реализации указанных тех. Процессов – 2235 тыс. рублей;
. снижение издержек производства, которое будет достигнуто за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, способствующих экономии тепла, электроэнергии, воды. В настоящее время доля затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции составляет до 60%. За счет увеличения объемов выпуска продукции на тех же площадях и внедрения ресурсосберегающих технологий, она будет снижена до 8-10%, что позволит, без изменения отпускных цен, увеличить в структуре себестоимости долю расходов на улучшение товарного вида, зарплату и повысить рентабельность производства. На внедрение ресурсосберегающих технологий потребуется 335 тыс. рублей;
. капитальный ремонт оксидного отделения, щитовой и кровли в основном корпусе, затраты на который составят 620 тыс. рублей;
. создание службы маркетинга, улучшение сбытовой и рекламной деятельности, что связано с необходимостью восстановления утерянных, и завоевания новых рынков сбыта. Стоимость мероприятий по маркетингу и рекламе оцениваются в размере 520 тыс. рублей.
Затраты на выполнение мероприятий предусмотренных планом финансового
оздоровления предприятия – 8635 тыс. рублей рассчитаны исходя из цен по
состоянию на 01.04.2000г. Затраты покрываются за счет средств, выделяемых
из бюджета г.Москвы на возвратной основе в качестве финансовой помощи.
Реализация комплекса мер, направленных на оздоровление финансово-
хозяйственной деятельности завода “Рекорд” позволит в 6 раз увеличить
годовой объем выпускаемой продукции(соответственно увеличится
налогооблагаёмая база), значительно улучшить товарный вид и
конкурентоспособность изделий и будет способствовать решению важнейшей
социальной задачи - созданию в г. Москве 345 новых рабочих мест, в том
числе 210 для инвалидов.
Стоимость создания одного рабочего места при финансовой поддержке
Правительства г. Москвы в объеме 8,365 млн. рублей, составит 21,3 тыс.
рублей. Срок реализации плана составляет 12 месяцев. Государственная
финансовая помощь г.Москвы погашается за 18 месяцев. Дисконтный срок
окупаемости проекта – 21 месяц.
План производства рассчитан с учетом повышения уровня использования
производственных мощностей предприятия и обеспечения выпуска продукции,
пользующейся спросом. Согласно маркетинговым исследованиям, для обеспечения
повышения спроса на традиционные изделия необходимо улучшить товарный вид
продукции и ее упаковки. С этой целью предусмотрена закупка нового
оборудования, его монтаж и освоение новых технологических процессов.
Производственной программой предусматривается основной рост объемов
производства за счет освоения новых изделий. Доля производства новых
изделий в годовом товарном выпуске планируется: 2000г. - 5,96%; 2001г. -
40,15%; 2002г. -65,6%.
На 01.04.2000г. остаток готовой продукции на складе составил 30%
планируемого годового выпуска, поэтому план реализации принят равным
товарному выпуску.
Анализ состояния существующих производственных мощностей показал:
большинство групп основного оборудования имеют предельный износ, что
подтверждается бухгалтерскими данными. С целью снижения затрат на ремонт и
простои оборудования в плане мероприятий по финансовому оздоровлению
предусмотрены финансовые ресурсы для обновления парка оборудования в сумме
239 тыс. руб.
На основании опыта работы в базовом периоде, переходящий запас принят 20%.
Исходя из расчета потребности в материальных ресурсах в мероприятиях по
финансовому оздоровлению для поддержания переходящего запаса материалов и
комплектующих изделий, предусмотрены средства в сумме 1305 тыс. рублей.
Численность работников основной сферы производства рассчитана исходя из
уровня выработки и производственной программы. Количество вспомогательных
рабочих и других категорий работающих определено по нормативам. Число
инженерно-технических работников взято по штатному расписанию.
Среднесписочная численность работников в 2000 году принята на уровне
фактической численности в I квартале и составила 177 человек.
Общая расчетная численность работающих составит:
• в 2001 году - 350 человек;
• в 2002 году - 522 человека.
Фонд зарплаты с учетом отчислений в налоговые органы составит:
. 2001 год - 5078 тыс. руб.;
. 2002 год - 6893 тыс. руб.
Калькуляция затрат определялась укрупненно, исходя из принятых на
предприятии норм затрат на единицу производимой продукции.
При разработке плана выполнены калькуляции и определена отпускная цена, с
учетом обеспечения повышения рентабельности и возможности обеспечения
ценовой конкуренции с аналогичными товарами, находящимися в торговый сети,
при этом рентабельность составила в пределах 25-40%.
Для расчета экономической эффективности инвестиций (таблица 11) применена
компьютерная имитирующая система “Альт-Инвест”, которая входит в состав
программных пакетов, рекомендованных “Методическими рекомендациями по
оценке эффективности инвестиций и их отбору для финансирования”,
утвержденными Министерством экономики Российской Федерации 31.03.94г. № 7
-12/47. В основе программного продукта лежат методические подходы UNIDO по
проведению технико-экономических исследований. Метод оценки проектов
является адаптированным к российской системе налогообложения и финансовой
отчетности.
Таблица 11
Прогноз финансовых результатов
|1 |2 |3 |4 |5 |6 | | |Доход от реализации |928,73 |2414,69 |3714,90
|3714,90 |3714,90 |3714,90 |18203,01 | |Себестоимость продукции
|557,24 |1448,81 |2228,94 |2228,94 |2228,94 |2228,94 |10921,81 |
|Налоги
в т.ч. |92,87 |241,47 |371,49 |371,49 |371,49 |371,49 |1820,30 | |налог на
имущество |42,70 |42,70 |42,70 |42,70 |42,70 |42,70 |256,20 | |Прибыль от
реализации |278,62 |724,41 |1114,47 |1114,47 |1114,47 |1114,47 |5460,90 |
|Налог на прибыль в т.ч. |97,52 |253,54 |390,06 |390,06 |390,06 |390,06
|1911,32 | |налог на прибыль в бюджет г. Москвы |61,30 |159,37 |245,18
|724,41 |724,41 |724,41 |724,41 |3549,59 | |Чистая дисконтируемая
прибыль |168,62 |408,21 |584,75 |544,46 |506,94 |472,02 |2685,00 | |
Для определения бюджетного эффекта от реструктуризации необходимо вычислить
поступления в бюджет в период окупаемости инвестиционного проекта. Итоговая
сумма поступления в бюджет с учетом реализации инвестиционного проекта,
рассчитанная путем дисконтирования к 1 января года, следующего за годом
подачи заявки на проведение реструктуризации, определяется по следующей
формуле:
БПитог = БП0 + , где:
БПитог - итоговая сумма поступлений в бюджет с учетом реализации
инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования к 1 января
года, следующего за годом подачи заявки на проведение реструктуризации;
БП0, БП1, БП2, ...БПn - поступления в бюджет в полные кварталы года, в
процессе реализации инвестиционного проекта с момента реструктурирования
унитарного предприятия.
СТ - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату подачи заявки на
проведение реструктуризации (33%).
Таким образом сумма налоговых поступлений за период реализации
инвестиционного проекта с учетом дисконтирования составит 2822,69 тыс.
рублей. Из них на долю основных налоговых поступлений в бюджет г.Москвы
(налог на имущество – 2%; налог на прибыль – 22%) придется 1109,81 тыс.
рублей.
2 вариант – продажа излишнего имущества государственного унитарного
предприятия ОЭМЗ “Рекорд”.
Продажа имущества целесообразана в том случае, если оно не представляет
коммерческого или социального интереса для реализации городских программ.
Согласно Гражданскому кодексу РФ продажа имущества государственного
унитарного предприятия, также осуществляется с согласия собственника
имущества – субъекта Федерации г.Москвы. Т.е. продажа имущества должна
пройти предварительные согласования с Департаментом государственного и
муниципального имущества, вышестоящей организацией - Департаментом науки и
промышленной политики, и утверждена Главой субъекта Федерации – премьером
Правительства г.Москвы.
После прохождения всех необходимых согласований объявляется конкурс на
продажу имущества. Право участия в таком конкурсе дает заявка на участие и
залог в качестве гарантии платежеспособности покупателя.
Учитывая, что рыночная стоимость имущества может отклоняться от остаточной
на 10-15%, то при благоприятных условиях имущество будет продано за 1535,25
тыс. рублей, а при не благоприятных условиях за 1201,5 тыс. рублей.
Принимая во внимание, что основные фонды имеют значительный износ, реальная
сумма, рассчитанная с помощью вероятностного анализа составит 1501,88 тыс.
рублей.
3 вариант – консервация излишнего имущества государственного унитарного
предприятия ОЭМЗ “Рекорд”.
Процедура консервации также требует согласования с Департаментом
государственного и муниципального имущества, вышестоящей организацией -
Департаментом науки и промышленной политики, и утверждена Главой субъекта
Федерации – премьером Правительства г.Москвы. После прохождения всех
необходимых разрешительных процедур создается комиссия по консервации
имущества. Она следит за соблюдением норм и правил по консервации основных
фондов, организацией охраны имущества, составлением календарного плана
проведения профилактических работ.
При консервации имущество переходит в запас субъекта Федерации и может быть
расконсервировано в любой момент при наличии экономической или социальной
целесообразности. Это означает, что оно может быть продано, сдано в аренду,
внесено в качестве вклада в хозяйственное общество, передано другому
унитарному предприятию.
Для бюджета в случае консервации никаких изменений не произойдет. Однако,
изъяв имущество из оборота унитарного предприятия, субъект Федерации имеет
больше возможностей в отношении дальнейшего его использования.
Таким образом из всех предложенных вариантов реструктурирования самым
целесообразным является вариант организации на базе излишнего имущества
унитарного предприятия совместного предприятия. Помимо дополнительных
бюджетных поступлений этот вариант также привлекателен тем, что создаются
дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции в производство,
расширяется налогооблагаемая база и развивается производственная
инфраструктура.
Вариант с продажей имущества менее привлекателен. Несмотря на то, что он
обеспечивает единовременное получение средств, субъект Федерации теряет
потенциальные производственные мощности. Кроме того, нет определенных
гарантий того, как будет использоваться проданное имущество в дальнейшем,
будут ли созданы рабочие места, расширена налогооблагаемая база.
Консервация имущества целесообразна в том случае, если первые два варианта
не получат необходимых разрешений со стороны собственника имущества –
субъекта Федерации г.Москвы. Это может произойти по следующим причинам:
имущество является мобилизационным, имущество представляет собой ценность
для города и т.п.
Заключение
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость
пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения
имуществом, находящемся в собственности государства и муниципальных
образований, усиления контроля за его использованием. Требуется создание
стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в
соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления
государственного или муниципального управления на базе жесткого, четко
регламентированного механизма управления и контроля за собственностью.
Система управления государственной и муниципальной собственностью ставит
своей целью увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления
собственностью и оптимизацию структуры собственности в интересах
обеспечения предпосылок для экономического роста. Политика местных
администраций должна быть направлена на использование предприятий в
качестве инструмента для привлечения инвестиций и повышения их
конкурентоспособности, а также улучшения финансово-экономических
показателей их деятельности путем содействия их реформированию и
прекращению выполнения несвойственных им функций.
Решение поставленных задач осуществляется с помощью программ реформирования
государственных и муниципальных предприятий на территории региона. В
результате оптимизируется структура предприятий и собственности в целом,
процессы управления ими, формируется экономическая специализация региона,
реализуются социально-экономические программы.
В настоящее время наблюдается недостаток знаний у руководителей
администраций субъектов Федерации и муниципальных образований в области
управления собственностью и, в частности, реформирования и реструктуризации
унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Усугубляет данное положение отсутствие необходимого количества научных и
методических материалов, способных помочь им в этом направлении
деятельности. Содержание дипломного проекта раскрывает часть механизмов
реструктурирования предприятий, которые могут быть практически применены в
деятельности по управлению экономическим развитием территории.
Разработанная классификация показывает возможные варианты
реструктурирования унитарных предприятий, которые можно комбинировать в
зависимости от финансового состояния самого предприятия, а также целей и
задач его реформирования.
Анализ опыта работы российских регионов по реформированию и ре-
структурированию унитарных предприятий показал необходимость создания
постоянно действующей структуры, связывающей органы управления имуществом
субъекта Федерации (муниципального образования) и профессиональные
консалтинговые фирмы. Данная структура позволит восполнить недостаток опыта
Администрации области (муниципального образования) за счет привлечения
специалистов из аккредитованных фирм для разработки полного комплекта
документов в соответствии с действующим законодательством. Кроме того,
создание подобной структуры позволит осуществлять комплексный контроль за
проведением реформирования унитарных предприятий. Это приведет к сокращению
до минимума потерей производственных связей, прозрачности использования
финансовой помощи, повышению эффективности социально-экономической политики
региона (муниципального образования).
Перечень механизмов реструктурирования унитарных предприятий не
исчерпывается изложенными в данной дипломной работе. Выбор конкретного из
них должен осуществляться на основе экономической целесообразности и
социальной эффективности исходя из интересов собственника имущества -
субъекта Федерации или муниципального образования.
Предложенные методы оценки эффективности реструктурирования не являются
универсальными. Эффективность реструктурирования унитарных предприятий
может рассчитываться не только с позиции будущих поступлений в бюджет, но и
с позиции развития инфраструктуры территории, социального эффекта (создание
рабочих мест, экологическая безопасность и т.п.), интересов самого
унитарного предприятия или его вышестоящего органа - отраслевого
подразделения и т.д.
Процесс реформирования должен проходить в рамках соблюдения действующего
законодательства. Для обеспечения хода реформирования должны быть
разработаны показатели эффективности управления предприятием;
классификационный перечень предприятий, подлежащих преобразованию в
хозяйственные общества; система поддержки со стороны государственных и
местных органов власти; эффективная система контроля как за процессами
преобразования предприятий, так и за их хозяйственной деятельностью.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.
3. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
4. Федеральный закон РФ №6-ФЗ от 08.01.98 г. "О несостоятельности
(банкротстве)"
5. Федеральный закон РФ №208-ФЗ от 26.12.95 "Об акционерных обществах"
6. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Принят ВС РФ 19
ноября 1992 г.
7. Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" №122-ФЗ от 21 июня 1997 г.
8. Указ Президента РФ от 14.10.92 года № 1230 "О регулировании арендных
отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных
предприятий, сданного в аренду".
9. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2264 "О мерах по реализации
законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
10. Указ Президента РФ от 02.06.94 г. №1114 "О продаже предприятий-
должников"
11. Указ Президента РФ от 02.06.94 г. №1164 "О продаже государственных
предприятий-должников"
12. Указ Президента РФ от 20.12.94 г. №2204 "Об обеспечении правопорядка
при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров
(выполнение работ или оказание услуг)".
13. Указ Президента РФ от 14.02.96 года №199 "О некоторых мерах по
реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций".
14. Указ Президента РФ от 12.05.97 г. №477. "О мерах по усилению контроля
за использованием средств федерального бюджета".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г.
№785. "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы
на основе Единой тарифной сетки".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09 93 г. №926 "О
федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при
Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным
имуществом".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.94 г. №498 "О
некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий".
18. Постановление Правительства РФ от 29.08.94 г. №1001 "О порядке
отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-
должников, являющихся градообразующими".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998г. №
395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности
юридических лиц перед федеральным бюджетом".
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.98 г. №202 "О
государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению".
21. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций).
Приложение к приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 года № 118.
22. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий,
нуждающихся в первоочередной финансовой поддержке, а также по определению
неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в
связи с неэффективностью, утвержденные распоряжением ФУДН № 70-р от 24
октября 1994 года.
23. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 13 июня 1995 г. №49.
24. Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников
утвержденное Указом Президента РФ от 2 июня 1994 года № 1114.
25. Приказ Министерства Финансов РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 5 августа 1996 года №№ 71, 149 "О порядке оценки стоимости чистых
активов акционерных обществ".
26. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 12 августа 1994 года № 31-р. Методические положения по
оценке финансового состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры баланса.
27. Распоряжения Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) № 69 и Российского фонда федерального имущества № 196 от 14
октября 1994 года.
28. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 24 октября 1994 года № 70-р. Методические рекомендации по
выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной
государственной финансовой поддержке, а также по определению
неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в
связи с неэффективностью.
29. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 5 декабря 1994 года № 98-р. Приложение 1 "Плана
финансового оздоровления (бизнес-план) (типовая форма)". Приложение 2
"Методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления
(бизнес-планов)".
30. Распоряжение ФУДН от 5 декабря 1994 года № 98-р "Об утверждении типовой
формы плана финансового оздоровления и методических рекомендациях по
разработке планов финансового оздоровления".
31. Распоряжение Госкомимущества России от 22 июля 1994 года № 1981-р "О
порядке рассмотрения дел по приватизации неплатежеспособных предприятий".
32. Генеральное соглашение между Федеральным управлением по делам о
несостоятельности (банкротстве) и Российским фондом федерального имущества
от 14 октября 1994 года № 2/666.
33. Приложение к письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
25 апреля 1995 года № С1-7/ОП-237 "Обзор практики применения арбитражными
судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)".
34. Алпатов А.А. Реструктуризация предприятия: основные понятия и способы
проведения / Комитет по управлению имуществом Кировской области - Киров:
1998
35. Антикризисное управление: от банкротства - к финасовому
оздоровлению/Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995 - с.
130.
36. Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов под
ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.: Издательство ПРИОР, 1998 - 432
с.
37. Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. "Кризисная ситуация" в организации; норма
или патология. - Управление персоналом, № 3, 1998, СС. 21-24.
38. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Стратегия поведения антикризисного
управляющего и формирование рациональной кадровой политики. - Прикладная
психология, № 2, 1998, СС. 21-27.
39. Весенова Н.А. "О некоторых вопросах практики применения арбитражными
судами Закона РФ "О несостоятельности (банкротства) предприятий". Сборник
арбитражной практики №3 Юридическая литература, 1996 г.
40. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности
(банкротстве) // Хозяйство и право, №3. 1998 г.
41. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности
(банкротстве). Комментарий к закону//Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.
Специальное приложение №2, февраль 1998. М.: Издание "Юрист" 1998 г.
42. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска
банкротства предприятий//Управление риском, 1999 г., №3, 13-20 с.
43. Казарина А.Х. Органы государственной регистрации субъектов и объектов
предпринимательской деятельности: Справочное пособие для прокуроров/Ин-т
пов-я квал. рук. Кадров. Генеральная прокуратура Р.Ф. - М., 1998
44. Концепция экспресс диагностики кризиса. Волков А., кандидатская
диссертация, 1999 г.
45. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. и др. Антикризисное управление.
Издательский Дом "ИНФРА-М", 1999, 560с.
46. Кризис на предприятии. Волков А., кандидатская диссертация, 1999 г.
47. Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятия. Конспект лекций. М.:
Издательство ПРИОР, 1998 - 42с.
48. О реформировании хозяйствующих субъектов в рамках процедур банкротства:
Учебно-методическое пособие - Орел: Фонд Содействие, 1998
49. Практическое пособие по осуществлению процедуры Наблюдения. Коллектив
авторов под рук. Г.Б. Юнга. М., ИПК госслужащих, 1998 г.
50. Практическое пособие по разработке планов внешнего управления. Под ред.
Бобрашева А.Д. - М. ИПК Госслужбы, 1999 г.
51. Проблемы неплатежеспособности предприятия в условиях рыночной экономики
/учебный текст/. ИФО институт исследования экономики.
52. Проблемы совершенствования антикризисного (арбитрижного) управления.
Выпуск №1, 1999 г., С-Петербург, Отдел ОП Петербургкомстата., усл. П.л. 9,0
(Коллектив авторов, под ред. Муравьева А.И.).
53. Прогнозирование банкротства: Основные методики и проблемы. Волков А.,
кандидатская диссертация, 1999 г.
54. Реструктуризация предприятий и компаний./ И.И.Мазуро, В.Д.Шапиро и др.
Справочное пособие/ Под ред. И.И.Мазуро. - М.: Высшая школа, 2000.
55. Реструктирование предприятия. Рациональная система бизнес-единиц. - М.:
Дело, 1996.
56. Реформирование предприятия: Типовая программа. Методики
реструктуризации. Опыт реструктуризации: [Сборник] - М: Журнал для
акционеров, Изд. центр "Акционер", 1998
57. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизне-
процессов / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили - М.: Аудит, 1997
58. Семь нот менеджмента. - М.: Эксперт, 1997.
59. Стрекалов О.Б., Зарипов Э.Р. Кризисы в организации и управление
проектами: Учебное пособие. - Казань: Казан. Гос. Техгл. Ун-т, 1997, 160
стр., с. 36-40.
60. Телюкина М.В. Проблемы, возникающие на стадии возбуждения производства
по делу о несостоятельности//Юрист, №3, 1998 г.
61. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для вузов. Под
ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996, - 469
с., с. 95-97.
62. Тямушкин Ю., Кован С. Особенности реструктуризации российских
предприятий в досудебных и судебных процедурах законодательства о
несостоятельности (банкротстве). Вестник ФСДН РФ 37, 199, стр. 36-40.