Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры
В связи с этим следует подчеркнуть, что
не при введении налога, а именно при его установлении определяются все
существенные элементы налогообложения. В истинном понимании, нашедшем отражение
в решениях Конституционного Суда РФ, в которых рассматривались налоговые
полномочия субъектов РФ и муниципальных образований, процесс введения налогов
заключается не в формировании и раскрытии существенных элементов налогов, а в
избрании из установленного федеральным законом исчерпывающего перечня налогов
определенного налога в целях введения его в действие и взимания на
соответствующей территории.
При введении налога уточняется и
конкретизируется содержание достаточно узкого числа элементов налога,
сформированных на федеральном уровне таким образом, чтобы учитывать степень
необходимой свободы и пределы субъективного усмотрения территориальных органов
власти по изменению параметров этих элементов в соответствии с колебаниями
потребностей в финансовых ресурсах и динамикой развития социально-экономических
отношений. Однако все элементы, в том числе те, право на конкретизацию основных
параметров которых предоставлено территориальным органам власти при введении
региональных и местных налогов, закрепляются в налоговой модели непосредственно
в процессе установления налога федеральным законом.
При введении налога элементы налога не
устанавливаются, поскольку введение налога предполагает выбор уже
сформированной и работоспособной налоговой модели, элементы которой четко
определены и обладают всеми необходимыми характеристиками для полноценного
функционирования. Достаточно узкий круг элементов, подлежащих уточнению при
введении налога, не приводит к утрате налоговой моделью признаков
работоспособности, поскольку на федеральным уровне при установлении налога не
только фиксируются пределы, в которых должно находиться конкретное значение
параметра императивного переменного элемента (уточняемого решением
соответствующего органа власти), но и предусматривается действие максимального
значения параметра данного элемента налога (при отсутствии решения
соответствующего органа власти о его уточнении).
1.4 Разграничение и межбюджетное
распределение доходов от федеральных, региональных и местных налогов
В настоящее время в России проводится
налоговая реформа, нацеленная на:
- исправление в действующих механизмах
налогов недостатков, занижающих потенциально возможный уровень налоговых
доходов;
- внедрение новых методов
налогообложения, соответствующих современному развитию социально-экономических
отношений;
- укрепление баланса между казначейской
(фискальной) и обременительной (регулирующей) налоговыми функциями, отражающими
публичные и частные экономические интересы;
- обоснованное разграничение на
постоянной основе налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной
системы в соответствии с объемами поставленных перед ними расходных задач.
Согласно конституционному
административно-территориальному делению Российской Федерации, бюджетная
система и соответствующая ей по структуре система налогов и сборов разделяется
на три вертикально интегрированных уровня.
Первый уровень бюджетной системы и
соответствующий ему уровень системы налогов и сборов - это федеральный бюджет и
система федеральных налогов и сборов (федеральный уровень). Учитывая объем и
сложность выполняемых федеральными органами государственной власти функций и
задач, статусом федеральных налогов обладают наиболее доходные налоги, такие,
например, как НДС и налог на прибыль предприятий.[48]
Второй уровень бюджетной системы - это
уровень бюджетов субъектов РФ (региональный уровень). Собственной финансовой
основой бюджетов субъектов РФ являются региональные налоги и сборы, механизмы
исчисления которых имеют более тесную территориальную привязку по сравнению с
федеральными налогами, относящимися к уровню Федерации в целом. В число наиболее
ярких представителей региональных налогов входят налог на имущество организаций
и транспортный налог. В системе региональных налогов предполагается также
установить новый для современной России налог на недвижимость, объединяющий
налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических
лиц.
Что касается вопроса, на каком уровне
налоговой системы должен находиться отдельно взятый налог, ответ на него
зависит от характерных особенностей объекта рассматриваемого налога. Объекты
федеральных налогов обладают свойством растяжимости по всей территории РФ, в
связи с чем проблема установления принадлежности дохода от взимания налога с
таким объектом какому-то конкретному субъекту РФ является, как правило,
трудноразрешимой. В отличие от федеральных, у региональных налогов объекты
представлены в преобладающем числе материальным (движимым или недвижимым)
имуществом, имеющим на основе государственной регистрации или физического
расположения четкую территориальную принадлежность. По этой причине налоги,
объектам которых свойственны материально-вещественные характеристики, четко
идентифицируют свою принадлежность территории конкретного субъекта РФ и поэтому
устанавливаются в системе региональных налогов. Другим отличием региональных
налогов от федеральных является то, что доходность региональных налогов из-за
ограниченности совокупного размера их налоговой базы уступает потенциалу
доходности федеральных налогов и сборов.[49]
Третий уровень, при этом самый
многочисленный в горизонтальном разрезе, - это уровень местных бюджетов
(местный уровень). Произошедшие изменения в административно-территориальном
делении страны повлияли на состояние современного бюджетного процесса в РФ, особенностью
которого является то, что "после принятия Конституции РФ в 1993 г.,
установившей местное самоуправление, правовой формой бюджета стал не только
закон, но и правовой акт представительного органа местного самоуправления.
Поэтому более точным будет утверждение, что бюджетный процесс обслуживает
формирование и исполнение не только закона о бюджете (федерального и субъектов
РФ), но и ежегодных правовых актов о бюджетах органов местного
самоуправления"[50]. Вместе с тем при
более детальном рассмотрении содержания приведенной цитаты следует отметить,
что в ней по неизвестной причине не упомянута еще одна важная (промежуточная)
стадия бюджетного процесса - после формирования и до исполнения бюджета
происходит его рассмотрение и утверждение в соответствующем органе
законодательной (представительной) власти (раздел VII БК РФ "Рассмотрение
и утверждение бюджетов").
Органы местного самоуправления формируют
свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Представителем
местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем
местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем
доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных
методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на
организацию процесса взимания этого налога. Собственные налоговые доходы,
образуемые при взимании местных налогов и сборов, составляют в местных бюджетах
крайне незначительную долю и не позволяют только за счет них полностью
финансировать деятельность местного самоуправления в РФ.
Правительство РФ, анализируя финансовое
состояние территориальных бюджетов, в своих оценках указывает, что собственные
налоги покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных
бюджетов; перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов
заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного
характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном
и местном уровне весьма ограниченны [51].
В связи с этим преобладающая часть
доходов в местных бюджетах формируется за счет закрепленных за ними на
постоянной основе налоговых доходов бюджетов иных уровней бюджетной системы,
регулирующих налоговых доходов, передаваемых местным бюджетам из вышестоящих
бюджетов на кратковременной основе, а также за счет направляемой местным
бюджетам финансовой помощи бюджетами вышестоящих уровней бюджетной системы.
Результаты исследований, проводимых в области межбюджетных отношений,
показывают, что "более 80% налоговых доходов этих бюджетов (региональных и
местных) формируется за счет отчислений от федеральных налогов"[52].
Согласно ст. ст. 56, 61.1 и 61.2 БК РФ,
с 1 января 2005 г. собственные налоговые доходы федерального бюджета на
постоянной основе закреплены за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в
следующих пропорциях:
- налог на доходы физических лиц: 70% -
в региональный бюджет, 30% - в местный бюджет;
- единый налог при применении упрощенной
системы налогообложения: 90% - в региональный бюджет, 10% - в бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
- единый сельскохозяйственный налог: 30%
- в региональный бюджет, 60% - в местный бюджет, 10% - в государственных
внебюджетных фондов;
- единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности: 90% - в местный бюджет, 10% - в бюджеты
государственных внебюджетных фондов [53].
В связи с тем, что пропорции
распределения доходов от налога на прибыль организаций между бюджетами разных
уровней бюджетной системы до последнего времени менялись ежегодно, данный налог
следует рассматривать как формирующий регулирующие налоговые доходы в
территориальных бюджетах. Это следует из того, что с 1 января 2002 г.
межбюджетное распределение налога на прибыль производилось по налоговым ставкам
7,5% / 14,5% / 2%, с 1 января 2003 г. - 6% (-1,5%) / 16% (+1,5%) / 2%, с 1
января 2004 г. - 5% (-1%) / 17% (+1%) / 2%, а с 1 января 2005 г. - 6,5% (+1,5%)
/ 17,5 % (+0,5%) / 0 с января 2009 года 17%/2%.
Полноценным источником образования в
местных бюджетах регулирующих налоговых доходов, т.е. доходов, которые могут
быть установлены для зачисления в местные бюджеты в течение одного финансового
года или иного ограниченного по срокам временного периода, с 1 января 2006 г.
признается единственно налог на доходы физических лиц. Вместе с тем обновленный
механизм межбюджетного распределения поступлений от налога на доходы физических
лиц предусматривает возможность формирования этим налогом в местных бюджетах и
закрепленных налоговых доходов. Образование в местных бюджетах того или иного
вида налоговых доходов от взимания названного налога зависит от избранного
субъектом РФ установочного подхода к реализации принципов межбюджетного
регулирования.
Согласно п. 1 ст. 58 БК РФ с 1 января
2006 г. законом субъекта РФ, действие которого не ограничено конкретным
периодом времени, могут устанавливаться единые пропорции последующего
перераспределения в пользу местных бюджетов поступающей в доход
консолидированного бюджета субъекта РФ суммы налога на доходы физических лиц.
Поскольку в данном случае нормативы отчислений от налога на доходы физических
лиц в местные бюджеты фиксируются законом субъекта РФ на постоянной и
неизменной основе, это позволяет рассматривать поступления от данного налога в
местные бюджеты в качестве закрепленных налоговых доходов.
Кроме того, в части первой п. 2 ст. 58
БК РФ с 1 января 2006 г. предусмотрено правило, в соответствии с которым
законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год
допускается введение дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от общего
объема поступлений налога на доходы физических лиц, зачисляемого в
консолидированный бюджет субъекта РФ. Учитывая то, что действие закона субъекта
РФ о бюджете субъекта РФ, которым устанавливаются пропорции межбюджетного
распределения налога на доходы физических лиц, рассчитано на один финансовый
год и, следовательно, является кратковременным, поступающая в местные бюджеты
часть доходов от указанного налога обладает всеми признаками регулирующих
налоговых доходов.[54]
При этом важно отметить, что п. 3 ст. 58
БК РФ обязывает субъектов РФ установить либо на постоянной основе только единые
нормативы, либо на очередной финансовый год только дополнительные нормативы,
либо одновременно и единые, и дополнительные нормативы, но так, чтобы в местные
бюджеты в течение каждого финансового года в рамках межбюджетного регулирования
непрерывно распределялось в целом не менее 10% зачисляемого в консолидированный
бюджет субъекта РФ объема поступлений от налога на доходы физических лиц. Такой
механизм реализации данной обязанности позволяет сделать вывод о том, что
избранная субъектом РФ на основе собственного усмотрения комбинация методов
межбюджетного перераспределения поступлений от налога на доходы физических лиц
с учетом обязательного минимума отчислений в местные бюджеты в размере 10%
может привести к образованию в местных бюджетах только закрепленных налоговых доходов,
если орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ примет решение
установить единые нормативы отчислений на постоянной основе, или только
регулирующих налоговых доходов в случае реализации субъектом РФ планов по
перераспределению поступлений от налога на доходы физических лиц в рамках
ежегодного межбюджетного регулирования, или смешанного вида доходов, состоящих
одновременно из закрепленных и регулирующих налоговых доходов при установлении
субъектом РФ комбинированного норматива, одна часть которого зафиксирована на
постоянной основе (единый норматив), а другая - вводится на базе ежегодного
пересмотра (дополнительный норматив).
Что касается самих региональных налогов,
то с 1 января 2006 г. они утратили возможность формировать в местных бюджетах
регулирующие налоговые доходы. С этого момента субъекты РФ были лишены права
передавать на кратковременной основе в местные бюджеты часть собственных
налоговых доходов, образованных при взимании региональных налогов. Такая
трансформация межбюджетных отношений произошла в связи с введением п. 1 ст. 58
БК РФ новых правил распределения субъектами РФ собственных налоговых доходов
между бюджетами иных уровней бюджетной системы.[55]
Согласно новым правилам, при принятии
субъектами РФ соответствующих решений о межбюджетном распределении собственных
налоговых доходов от региональных налогов нормативы, по которым эти доходы
подлежат зачислению в местные бюджеты, должны устанавливаться на постоянной
(долговременной) основе в едином размере для всех муниципальных образований,
находящихся на их территориях. Такой вмененный субъектам РФ порядок
межбюджетного распределения поступлений от региональных налогов приводит к
формированию в местных бюджетах закрепленных налоговых доходов.
В настоящее время финансовая
незащищенность органов местного самоуправления, выражающаяся в их недостаточной
налоговой обеспеченности, приводит к возникновению в масштабах всей территории
России многочисленных признаков различной степени парализации деятельности
местных советов и выполняемых ими функций. Результатом дальнейшего усугубления
финансовых проблем местных бюджетов в конечном счете станет полное прекращение
на отдельно взятой территории деятельности органов местного самоуправления,
поскольку из-за жесточайшего бюджетного дефицита эти органы будут лишены
возможности выполнять возложенные на них Конституцией РФ и иными законодательными
актами социально-экономические задачи.
При наиболее негативном варианте
развития финансового кризиса местных бюджетов не исключается распространение
процессов угасания деятельности местного самоуправления на всей территории
России. Для предупреждения финансовых затруднений местных бюджетов и
предотвращения перехода проблемной ситуации в кризисную стадию важное значение
имеет укрепление финансовой основы местных бюджетов путем их обеспечения на
постоянной основе собственными источниками доходов (расширение системы местных
налогов и сборов) в процессе разграничения налоговых доходов между бюджетами
всех уровней бюджетной системы.
Рассмотрим процедуру установления и
введения налогов на примере региональных налогов.
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ
НАЛОГИ
2.1 Основные налоговые
доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
1.В бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих
региональных налогов по нормативам:
• налога на имущество организаций — 100%;
• налога на игорный бизнес — 100%;
• транспортного налога — 100%.
2.В бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих
федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми
режимами, по нормативам:
§
налога на прибыль организации по ставке, установленной для
зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — 100%;
§
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — 50%; акцизов на
спиртосодержащую продукцию — 50%;
§
акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин,
дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных)
двигателей — 60%;
§
акцизов на алкогольную продукцию — 100%;
§
акцизов на пиво — 100%;
§
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного) — 5%;
§
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — 100%;
§
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных
ископаемых) — 60%;
§
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
(исключая внутренние водные объекты) — 30%;
§
сбора за пользование объектами животного мира — 100%;
§
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту
регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) —
100%.
Зачисление в бюджеты
субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 25%
включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей
этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории
Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
•
20% указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской
Федерации по месту производства алкогольной продукции;
•
80% указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов
Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о
федеральном бюджете.
В доходах региональных
бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют
более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%.
Региональные налоги
составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество
организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества —
5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.
2.2 Налог на имущество
организаций
С 1 января 2004 года налог
на имущество организаций устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов
РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения в действие
обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 14 НК
РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Региональными согласно ст. 12 НК РФ признаются налоги, установленные НК РФ и
вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги
обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской
Федерации. При установлении региональных налогов (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации определяются налоговые
ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и
порядок их применения. В соответствии с таким порядком установления налогов в
каждом субъекте РФ отдельные элементы налогов могут значительно отличаться
между собой и поэтому, если объект недвижимого имущества, подлежащий
налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных
субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на
континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне России), в
отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется
отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части,
пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества,
указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ — инвентаризационной стоимости) объекта
недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.[56]
Плательщиками налога на
имущество признаются российские и иностранные организации.
Иностранная организация
признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных
договоров Российской Федерации в следующих случаях, если:
• осуществляется деятельность в Российской Федерации, приводящая к
образованию постоянного представительства;
• имеет в Российской Федерации на праве собственности объект
недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской
Федерации или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к
деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной
организации в Российской Федерации;
• осуществляется деятельность в Российской Федерации, приводящая к
образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ и
имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и
в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого
имущества, принадлежащий ей на праве собственности.
Российские и иностранные
организации признаются плательщиками налога на имущество после их
государственной регистрации в качестве юридического лица[57].
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр
юридических лиц. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
осуществляется с 31 января 1998 г. согласно Федеральному закону от 21 июля 1997
г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним». Она представляет собой юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в пределах регистрационного округа. Датой
государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей
о правах в Единый государственный реестр прав.
Государственной регистрации
подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое
имущество и сделки с ними, за исключением прав на воздушные и морские суда,
суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной
регистрацией вещных прав на имущество, государственной регистрации подлежат
ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека,
доверительное управление, аренда.
Кроме государственной
регистрации, российские и иностранные юридические лица обязаны встать на
налоговый учет в налоговых органах РФ по месту нахождения недвижимого имущества
и по месту регистрации транспортных средств.
Объектом налогообложения по
налогу на имущество для российских и иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в России через постоянные представительства, в соответствии с п. 2
ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на
балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам ведения
бухгалтерского учета.
Согласно ст. 130 ГК РФ к
недвижимому имуществу относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимым
вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские
суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к
недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.[58]
Движимое и недвижимое
имущество для целей налогообложения учитывается в бухгалтерском учете на счете
01 «Основные средства». К бухгалтерскому учету в качестве основных средств (ОС)
принимается актив, удовлетворяющий одновременно следующим условиям:
• объект предназначен для использования в производстве продукции,
при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации
либо для предоставления организацией за плату во временное владение и
пользование;
• объект предназначен для использования в течение длительного
времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
• имущество имеет первоначальную стоимость более 20 000 руб.;
•организация не предполагает
последующую перепродажу данного объекта;
•объект способен приносить
организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Положением по бухгалтерскому
учету (ПБУ) № 6/01 установлено, что к основным средствам относятся: здания,
сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и
регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные
средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий,
продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные
дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются
также объекты по капитальным вложениям на коренное улучшение земель
(осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); земельные участки,
объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
С 1 января 2006 г. на
основании приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н в п. 5 ПБУ 6/01
внесены дополнения. Согласно новым правилам бухгалтерского учета объектов
основных средств в их состав включаются основные средства, предназначенные для
предоставления организацией за плату во временное владение и пользование с
целью получения дохода. Таким образом, к объектам налогообложения по налогу на
имущество российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в
Российской Федерации через постоянные представительства, относятся объекты
основных средств, предназначенные исключительно для предоставления за плату во
временное пользование, т.е. имущество, предоставляемое в лизинг и учитываемое
на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Для иностранных организаций,
не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество,
принадлежащее на праве собственности.
В соответствии с этим
фактором определение налоговой базы и исчисление налога на имущество
иностранных организаций производится неодинаково.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ
налоговая база по налогу на имущество российских и иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства,
определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации
через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость по
данным органов технической инвентаризации.[59]
Налоговым законодательством
предусмотрена обязанность по предоставлению сведений об инвентаризационной
стоимости каждого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки указанных объектов для
уполномоченных органов, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию
объектов недвижимого имущества. При определении налоговой базы имущество, признаваемое
объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета, утвержденным в учетной политике организации. Остаточная стоимость
определяется как разница между первоначальной стоимостью имущества и суммой,
начисленной за период эксплуатации амортизации. Начисление амортизации по
объектам производится в порядке, установленном налоговым законодательством
России. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление
амортизации не предусмотрено, стоимость данных объектов для целей
налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и
величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных
отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового
(отчетного) периода.
Расчет среднегодовой
стоимости имущества за налоговый период производится следующим образом:
(Остаточная стоимость
имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода + Остаточная стоимость
имущества на 31-е декабря) : Количество месяцев налогового периода + 1.
Расчет среднегодовой
стоимости имущества за отчетный период производится следующим образом:
определяется сумма величин остаточной стоимости имущества организации на 1-е
число каждого месяца отчетного периода и 1 -е число месяца, следующего за
отчетным периодом. Полученный результат делится на количество месяцев в
отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Пример.
Организация имеет остаточную
стоимость основных средств в 2008 г.:
на 1 января — 170 000 руб.,
на 1 февраля — 156 000 руб.,
на 1 марта — 142 000 руб.,
на 1 апреля — 98 000 руб.
Для исчисления налога на
имущество за I квартал 2008 г. средняя стоимость основных средств за I квартал 2008 г. будет равна:
(170 000 + 156 000 + 142 000
+ 98 000): (3 + 1) = 141 500 руб.
Льготы по налогу на
имущество
От обложения налогом на
имущество организаций освобождаются[60]:
• организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в
отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них
функций;
• религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими
для осуществления религиозной деятельности;
•общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, в отношении имущества, используемого ими для
осуществления их уставной деятельности;
•организации, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда —
не менее 25% — в отношении имущества, используемого ими для производства и
(или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального
сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утвержденному Правительством РФ);
• организации, основным видом деятельности которых является
производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого
ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов,
предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
• организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории
и культуры федерального значения, в установленном законодательством РФ порядке;
• организации — в отношении ядерных установок, используемых для
научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а
также хранилищ радиоактивных отходов;
• организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными
энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
• организации — в отношении железнодорожных путей общего
пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных
трубопроводов, линий энергопередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой
технологической частью указанных объектов;
• организации — в отношении космических объектов;
• имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
• имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических
консультаций;
• имущество государственных научных центров;
• организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе
организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента
постановки имущества на учет;
• организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском
международном реестре судов.
Перечень налоговых льгот по
налогу на имущество, возможных к применению при уплате налога на имущество на
территориях субъектов РФ, может быть существенно дополнен перечнем налоговых
льгот, установленных налоговым законодательством данного субъекта РФ.[61]
Ставка налога.
Налоговым периодом по налогу
на имущество признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный
(представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не
устанавливать отчетные периоды. Авансовые платежи по налогу на имущество
организаций по итогам отчетного периода, если такие периоды установлены
законодательством субъектов Федерации, уплачиваются не позднее 30 дней с даты
окончания соответствующего отчетного периода, т. е. не позднее 30 апреля, 30
июля и 30 октября, а по итогам налогового периода не позднее 30 марта года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставка налога на имущество
установлена ст. 380 НК РФ в размере, не превышающем 2,2%. Однако законами
субъектов Российской Федерации допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества.[62]
Город федерального значения
Санкт-Петербург.
Налог введен Законом Санкт
Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций».
По итогам отчетных периодов
организации уплачивают авансовые платежи и представляют расчеты по авансовым
платежам в срок не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного
периода. По итогам налогового периода налог уплачивается и декларация
представляется в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом. Налоговая ставка 2,2%.
Порядок исчисления и уплаты
налога на имущество
Налогоплательщики в порядке,
установленном соответствующими законодательными актами, принятыми органами
государственной власти субъектов РФ, производят исчисление и уплату авансовых
платежей по налогу на имущество по итогам каждого отчетного периода, а также
исчисление и уплату суммы налога на имущество по итогам налогового периода.
Расчет суммы налога,
подлежащего уплате в бюджет, по итогам каждого отчетного и налогового периода
производится в следующем порядке:
• сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как
произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;
• по итогам каждого отчетного периода сумма авансового платежа
исчисляется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой
ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Пример. Для исчисления
налога на имущество организаций воспользуемся данными, приведенными в
предыдущем примере.
Для исчисления налога на
имущество за 1 квартал 2008 г. средняя стоимость основных средств за 1 квартал
2008 г. составила: (170000+ 156000+ 142 000+ 98 000): (3 + 1)= 141 500 руб.
Предположим, что ставка налога установлена в размере 2%. Сумма налога,
исчисленного за 1-й квартал 2008 г. равна: 141 500 руб. х 2% х 0,25 = 707 руб.
50 коп.
Сумма налога, подлежащая
уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества:
• подлежащего налогообложению по местонахождению организации или
месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства
иностранной организации;
• облагаемого по разным налоговым ставкам;
• находящегося вне местонахождения российской организации,
обособленного подразделения или постоянного представительства иностранной
организации.[63]
В ст. 386.1 НК РФ
установлено, что суммы налога, фактически уплаченные законодательству другого
государства в отношении расположенных на его территории объектов имущества
российской организации, учитываются при уплате налога в России по этому
имуществу. Размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за ее пределами, не
должен превышать величину налога, подлежащего уплате организацией по такому
имуществу в России. Для проведения зачета необходимо представить в налоговые
органы заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами
России, подтвержденный налоговым органом иностранного государства. Названные
документы подаются в налоговый орган по месту нахождения российской организации
вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог
за пределами России.
Сумма авансового платежа в
отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, исчисляется по истечении отчетного периода как одна
четвертая инвентаризационной стоимости, умноженная на налоговую ставку, и
подлежит уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Если в течение отчетного
(налогового) периода возникает (или прекращается) право собственности на
недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, сумма налога (авансовых
платежей) по данной недвижимости определяется с учетом коэффициента, который
рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество
находится в собственности, к числу месяцев в отчетном (налоговом) периоде.[64]
Пример. Иностранная
организация не ведет не территории России деятельность через постоянное
представительство. В собственности у нее находится здание, расположенное на
территории РФ. В мае 2008 г. организация заключила договор купли-продажи
указанного здания. Государственная регистрация прекращения права собственности
произошла 20 июня 2008 г. Инвентаризационная стоимость здания — 20 млн. руб.
Ставка налога на имущество в субъекте Федерации, где находится здание, — 2,2%.
Авансовый платеж по налогу
на имущество за I квартал 2008 г. по указанному объекту организация исчисляет без
учета коэффициента владения:
20 млн руб. х у4 х 2,2% =
110 000 руб.
Поскольку прекращение права
собственности на здание произошло во II квартале, организация может выбрать один из двух вариантов:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|