Регулирование государством цены
Регулирование государством цены
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Ценообразование
на тему:
Регулирование государством цены
Выполнил:
Ашимов Х.Ж.,
студент
группы БУС-07-2
Проверила:
ст.пр. Рябинина В.А.
Караганда 2009
Содержание
Введение
1.
Цена – один из рычагов управления экономикой республики
2.
Государственное регулирование цены
2.1
История становления и развития государственного регулирования ценообразования
2.1.1
Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование
2.1.2
Кейнсианство о роли государства в экономике
2.1.3
Современный подход к роли государства в ценообразовании
2.2
Методы воздействия государства на цены
2.2.1
Методы прямого воздействия государства на цены
2.2.2
Методы косвенного воздействия государства на цены
2.3
Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результат функционирования рынка
2.3.1
Механизм установления верхнего предела цены
2.3.2
Механизм установления нижнего предела цены
2.4
Оценка государственного регулирования рыночных цен
2.5
Регулирование цен в Казахстане
2.5.1
История развития регулирования цен в Казахстане
2.5.2
Современное состояние экономики Республики Казахстан
3.
Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағанды құрылыс»
3.1
Общие сведения о предпрятии
3.2
Установление цены на товар
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного
механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной
экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового
механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие
оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии
общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их
развития.
Государство отпустило цены еще в 1992 году. Таким образом,
начиная с этого момента, в Республике Казахстан все цены стали свободными.
Однако, политика стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что все они
в той или иной степени регулируют функционирование хозяйственного механизма.
Система цен является одним из важнейших элементов рыночной
экономики, она взаимосвязана в другими элементами рыночного механизма и
реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим
инструментом и используется государством для регулирования экономических
процессов.
Поэтому проблема государственного регулирования цен и
государственного вмешательства в ценообразование, рассмотренная в данной
работе, является актуальной.
Государственное вмешательство в ценообразование впервые было
обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и
считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического
равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика
"вылечить" себя не может.
Значимость государственного вмешательства в ценообразование
очевидна – только при активном и грамотном государственном вмешательстве
возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование не
оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит
упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.
Какие же цели ставит перед собой государство в политике
регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического
равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели.
Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в
зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток
времени.
Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например,
стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно
ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой
стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением
эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и
возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий
между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.
Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы
их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и
нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть
государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”.
А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима
являются:
- государственный бюджет
- государственная собственность
- законодательное творчество
- информация
- внешняя торговля
- силовые структуры
И наконец, государство вырабатывает определённые методы
регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы
государственного регулирования:
- управление государственной собственностью
- государственное потребление
- социальные программы
- бюджетная политика
- налогообложение
На заре рыночной экономики господствовало стихийное
ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило
возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены –
тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на
ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного
воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех
стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия,
Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае
более 50%.
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством
позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от
изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный
уровень населения и т.п.
1. Цена – один из рычагов управления экономикой республики
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг),
уплачиваемое за единицу товара (продукции, изделия и т.п.), или, другими
словами, денежное выражение стоимости товара (продукции, изделия и т.п.).
Цена – экономическое понятие, существование и важность
которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только
человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом
уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни
других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует
больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на
карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность
представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную
категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям,
так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение
товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе
взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый,
целостный ценовой механизм.
Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не
только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо
меньше известны обывателю.
Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки
миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество
разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные,
свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные,
лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа
(централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных
экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной)
доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без
цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий
инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их
реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в
частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм
людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний
регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в
рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается
комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально
под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество её
видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом
формирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же
сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти
понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова
«деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться
странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам,
все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег,
которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для
продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за
продаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполне
корректны.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и
сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе
простейшего натурального обмена приходится по сути использовать цены как
обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний
каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из
того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные
цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и
выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
Купля-продажа является признанием обществом его общественной
ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от
нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе
реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие
отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие:
объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика
ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально
иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный
комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов
хозяйствования.
Размер цены на конкретный товар зависит от возможностей
рынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования
выделяют следующие цели формирования цены:
ориентация на существующее положение, когда производитель
(изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, росте
объемов продаж;
ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, и
ориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегать
неблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов,
налогообложения и т.п.).
2. Государственное регулирование цены
2.1 История становления и развития государственного
регулирования ценообразования
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной
всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь спрос в степени
и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от
возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории
капитализма можно проследить воздействие государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты,
телеграфа, государственные монопольные цены на "акцизные" товары,
продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,
таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее
на внутренние цены - вот далеко не полный перечень мер государственного
регулирования цен за последние 100-150 лет.
Первая мировая война, а также начавшиеся вслед за ней
депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного
регулирования цен. Германский экономист Х. Мюллер писал по этому поводу, что
политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали
осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более
равномерного распределения и избегания опасности революционного переворота было
бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию
хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем
внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во
многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,
предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены вплоть до их
замораживания; государственные мероприятия по воздействию на цены стали
составным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен может носить
законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами
законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а
также между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов
представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское
право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют
административную деятельность по регулированию цен.
Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным
вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами
или правительством; мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно
министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют
министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на
ценообразование. Во многих странах в конце 60-70-х годах были созданы
межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.
В каждой стране при правительстве или отдельных его органах
существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в
которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,
предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты
призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое
мнение по поводу ценовых законопроектов.
2.1.1 Классический подход к государственному вмешательству в
ценообразование
Отношение к государственному вмешательству в рыночную
экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период
становления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствовала экономическая
доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости
государственного регулирования для развития.
С расширением рыночных отношений набравший силу класс
предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие
в конце 18 века на смену меркантилизму идеи экономического либерализма,
негативно оценившего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли
огромное число горячих поклонников.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического
либерализма впервые наиболее полно обосновал А.Смит в труде «Исследования о
природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система
способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный
интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная
побудительная сила экономического развития. То есть Смит утверждал, что в
экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными
интересами, направляются как бы невидимой рукой в целях реализации интересов
других людей и общества в целом.
Можно легко показать суть аргументов А. Смита, применяя
пример с рестораном быстрого обслуживания. Владельца ресторана, прежде всего,
интересуют его прибыли. Он руководствуется своими собственными интересами в
стремлении снизить свои издержки и тем самым решает, как ему производить, чтобы
не допустить растраты ресурсов. Он пытается скорректировать меню своего
ресторана, с тем, чтобы максимизировать прибыль, и таким образом решает, что
ему производить, чтобы это отвечало потребительским запросам и желаниям. Если
он изобретет новый популярный бутерброд или лучший способ приготовления
гамбургеров, то он получит больше денег, но и завсегдатаи ресторана также от
этого выиграют. И поле приемлемого для общества в целом выбора расширяется. Во
всем этом цены играют ведущую роль: цены того, что он продает, отражают
ценность его продуктов для потребителей, в то время как цены того, что он
покупает, отражают затраты его поставщиков.
Цены в экономике свободного рынка определяют не только то,
что и как производится, но также и для кого. Люди, владеющие ценными ресурсами
- унаследованными, как здоровье или талант, или приобретенными в результате
тяжелого труда или счастливого случая, - получат больше из совокупного
общественного продукта. Те, кто на старте обладают меньшим количеством ресурсов
или предпочитают работать не столь напряженно, в итоге получат меньше.
Несмотря на силу и элегантность аргументов А. Смита, не
существует чисто рыночных экономик. Почти все государства играют важную роль в
решении, например, вопроса "для кого", обеспечивая едой тех, кто
иначе бы умер от голода, а также в попытке решения таких общеэкономических
проблем, как инфляция и безработица. Государство, как правило, производит
некоторые товары и услуги (такие, как образование или национальная оборона) и
регулирует деятельность многих рынков (контролируя, например, и цены на
электричество, и качество мяса для гамбургеров). Налоги вводятся как для того,
чтобы оплачивать государственные покупки, так и для того, чтобы влиять на
функционирование рынков.
Одной из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее
государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики
невмешательства государства. Поскольку главным координатором, по А. Смиту,
выступает рынок, рынку больна быть предоставлена полная свобода.
Последователей Адама Смита, одним из которых является Давид
Рикардо, относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем
меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует
рынок, то есть действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счете,
тем лучше для экономики.
2.1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике
Переворот в классических воззрениях на роль государства в
рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона
Мейнарда Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот
в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность
самоисцеления экономического спада, необходимость государственного
вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и
совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Из классической концепции следует однозначный вывод
относительно роли государства. Если рынок обладает регуляторами, способными
обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство
государства излишне. В классической теории был сформулирован принцип
нейтральности государства, согласно которому оно должно воздерживаться от
влияния на экономических субъектов, и стараться свести к минимуму негативные
результаты собственной деятельности.
Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими.
Кейнсианство исходило из того, что цены и заработная плата слабо менялись,
особенно в краткосрочном периоде.
В кейнсианской концепции отвергалось и то положение
классической теории, согласно которому предложение создает собственный спрос.
Дж. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь:
совокупный спрос создает совокупное предложение. Если совокупный спрос недостаточен,
то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При
негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с
высоким уровнем безработицы.
Исходя из положения о том, что объем предложения, или
реальный объем производства, который предприниматели будут поддерживать,
определяется спросом. Можно утверждать, что снижение совокупного спроса
приведет к уменьшению реальных объемов производства. В данной ситуации
совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены, но на уровне, далеком
от потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов.
И такое положение может сохраниться достаточно долго, причем
само по себе может и не измениться. Избежать больших потерь, длительной
безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства,
направленную на стимулирование совокупного спроса.
Дж. Кейнс и его последователи считали, что государство должно
способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую
финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисов
рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные
доходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента
(политика дешевых денег) и т. п.
В отличие от классической идеи о нейтральности государства, в
кейнсианской концепции доказана необходимость координирующего активного
вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в
саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального
роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.
Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.
2.1.3 Современный подход к роли государства в ценообразовании
Одной из наиболее значительных особенностей современного
государственно-монополистического устройства является активное вмешательство
государства в экономическую жизнь страны.
Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок – это
живой социальный механизм, наделенный удивительной способностью к
саморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределы
государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий
организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и «сбои
и поломки» рыночного хозяйства нередко способен выправить сам рынок. Можно
провести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а тем
более хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0,5
градусов, поднялась температура – это естественная реакция организма,
означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломали
ногу – вмешательство хирурга неизбежно.
К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрировать
серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся
сложность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушать
сокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством
максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться
нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, – быть объективным
информационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать
административным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки
цен и заработной платы - это приведет к дефицитам тех или иных товаров и
производственных ресурсов.
Корректировать, но не разрушать рыночный механизм - заповедь
современной эффективной макроэкономической политики.
Современная рыночная экономика - это гибкая система
приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система
государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной
защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно.
Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их
развития в большей или меньшей степени определяются содержанием
социально-экономической политики того или иного государства.
Целью экономической политики государства является достижение
«полной» занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны,
что должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.
Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы не
допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого
дефицита, резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма
производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться
конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание
определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой
необходимости.
Степень государственного регулирования цен зависит от
состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции,
роста дефицитности отельных продуктов, необходимости быстрой структурной
перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с
динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей
степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь в
большей степени получает развитие неценовая конкуренция.
Во многих странах в настоящее время правительства отдают
предпочтение неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, что
означает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и
сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и
свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый «консервативный
переворот» в государственно-монополистическом регулировании экономики).
2.2 Методы воздействия государства на цены
2.2.1 Методы прямого воздействия государства на цены
Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования
означает участие государства в лице его административных органов в формировании
уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных
правил ценообразования.
В настоящее время все цены, как свободные, так и
регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное
воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения
методического единства в их установлении и применении. Так, государственные
органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости
продукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы
рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
К методам прямого вмешательства государства в процесс
ценообразования можно отнести следующие.
1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или
от дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен.
Такой подход применяется при сильной инфляции для
стабилизации уровня цен.
2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о
введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты
ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны
реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему
уровню установленных фиксированных цен.
Такие цены в основном применяются при заключении
государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура
определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных
хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью
жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в
то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за
счет экономии затрат.
Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или
услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается
отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных
услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются
региональными и муниципальными органами власти.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов
возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного
уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже
которого цена не может подниматься.
Такого рода регулирование производится по отношению к
продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни
роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом
случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше
норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам
продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию
предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая
рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.
5. Установление фиксированных цен или предельных размеров
снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам
исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни
снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции
(лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию
собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей
территории и определять порядок их установления и применения.
6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной
власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на
отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную
продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне
цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны
или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо
принять решение об обоснованном изменении указанной цены.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам
продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться
прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по
завышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония).
В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен
могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен
или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка
формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться
минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды
затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.
2.2.2 Методы косвенного воздействия государства на цены
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается
применением совокупности способов и средств, способствующих расширению
товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию
налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен может осуществляться через
изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной
платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов.
Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и
применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и
предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и
пошлин и т. д.
Таким образом, в число методов косвенного воздействия
государства на цены можно включить:
• регулирование доходов производителей продукции, продавцов и
покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств,
компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной
заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
• регулирование налогов на производимую и потребляемую
продукцию (льготное налогообложение);
• разработку системы мер, способствующих расширению товарного
предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и
налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по
защите внутреннего товаропроизводителя);
• создание условий для развития конкуренции и ограничения
монополизации рынка;
• государственное стимулирование привлечения в страну
иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа
рабочих мест;
• эффективное использование таможенных тарифов и применение
льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не
производимой в достаточных количествах.
путем использования и применения совокупности разных способов
и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
путем регулирования налогов как на производимую, так и на
потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из
бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов
продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации
или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование —
существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной
экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции
или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня
цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через систему
компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях
возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их
производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касается
дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные
производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации
сельскохозяйственного производства.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим
или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими
продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между
производителями и потребителями продукции в части принятия производителями
продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести
различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
создание условий для развития здоровой конкуренции и
предпринимательства;
эффективное использование таможенных тарифов, льготных
таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или
предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
разработка специальных правительственных программ по развитию
производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых
населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных
ассигнований;
государственное стимулирование привлечения в страну
иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Регулируемые цены подразделяются на:
а) фиксированные цены – прямо устанавливаемые государством на
определенном уровне (нефть, газ, хлеб). Существуют такие формы фиксирования
цен: прейскурантные цены, фиксирование монопольных цен (такие цены
устанавливаются в экспериментальных условиях – война, бедствие, кризис в
экономике, дефицит товаров).
б) предельные цены – это цены, выше которых предприятие не
может устанавливать цену на свою продукцию.
Регулируемые цены могут быть:
- гарантированными
- рекомендуемыми
- лимитными
- залоговыми (защитными)
Целесообразно наличие обоих видов цен (чтобы цены безгранично
не росли вверх и социальная защита населения – прожиточный минимум).
Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют
в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с
общей макроэкономической политикой государства.
2.3 Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результат
функционирования рынка
2.3.1 Механизм установления верхнего предела цены
Регулирование цен осуществляется посредством установления
верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены
запрещено.
Например, если правительство, подталкиваемое жалобами
потребителей мороженого, устанавливает потолок цены, ее воздействие на рынок
мороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. В
том случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $4 (выше
цены, уравновешивающей спрос и предложение $3), на рынке возникает ситуация, представленная
на графике (Рисунок 2.3.1 – а) В таком случае предельная цена называется
несвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, а
установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.
График на (Рисунке 2.3.1 – б) иллюстрирует другой, более
интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в
размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной
государством цены, предельную цену называют сдерживающим ограничением рынка.
Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена
«ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровне
верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125
стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). Возникает дефицит
мороженого, а значит, некоторые потребители, желающие приобрести мороженое, при
существующей цене не смогут это сделать.
Поскольку установление верхнего предела цены привело к
появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения
мороженого — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньше и
подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди,
которые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего.
Продавцы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его
друзьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности.
Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь
покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые
потребители покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в
очереди, другие — вообще не могут получить мороженого.
(а)
(б)
Страницы: 1, 2
|