бесплатные рефераты

Регулирование государством цены

Рисунок 2.3.1 – Несвязанный (а) и связанный (б) верхний предел цены


Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распределении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получают свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помощью цен.


2.3.2 Механизм установления нижнего предела цены

Чтобы рассмотреть влияние другого вида контроля за ценами, используем прежний пример с рынком мороженого. Допустим, что правительство поддалось уговорам Национальной организации производителей мороженого и приняло решение об установлении нижнего предела цены. Определение пола цен, как и потолка, есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены.

Когда правительство устанавливает пол для цен на мороженое, возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены в размере $2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $3, мы получаем результат, представленный на графике (а) Рисунок 2.3.2. Так как равновесная цена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут экономику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.

График (б) Рисунок 2.3.2 иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены в размере $4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $3, пол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчиков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.

Мы упоминали, что верхний предел цены и дефицит способствуют формированию нежелательного механизма распределения. В случае существования пола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализовать произведенную продукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личные предпочтения покупателей, основанные на расовых или семейных соображениях. Напротив, на свободном рынке основным элементом механизма распределения служит цена, а поставщики продают все, что они произвели, ориентируясь на равновесную цену.


Рисунок 2.3.2 Установление связанного (а) и несвязанного (б) нижнего предела цены

 

2.4 Оценка государственного регулирования рыночных цен


Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот почему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложения и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. Конечно, правительство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыночные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а минимальный размер оплаты — на избавление людей от бедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состояния и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.

Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контролировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контроля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложения квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично, субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.

Заметим также, что такой контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стали разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п. На графике (Рисунок 2.4.3) показана схема государственного контроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его основными отрицательными последствиями.


Рисунок 2.4.3 – Схема государственного контроля


Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.


2.5 Регулирование цен в Казахстане


2.5.1 История развития регулирования цен в Казахстане

Необходимость регулирования цен в Казахстане возникла еще в начале 90-х годов, когда Казахстан находился на стадии перехода к рынку. Итоги хозяйствования за истекший после объявленной либерализации цен период в нашей республике, как и в других государствах СНГ, не обнадеживали. Монопольность экономики и отсутствие на рынке таких саморегуляторов цен, как свободно конкурирующие производители и поставщики товаров, государственного регулирования, привели к резкому росту цен во всех отраслях и сферах деятельности. Так, оптовые цены промышленности в декабре 1992 года по сравнению с декабрем 1991 годом увеличились в 39 раз.

Рост оптовых цен не мог не сказаться на динамике розничных цен на товары и платные услуги населению. В 1992 году они выросли соответственно в 15 и 18 раз. Особенно больно они ударили по кошельку покупателя, поднявшись за первый год реформы на продукты первой необходимости: на молоко - в 40 раз; масло сливочное - в 32; сахар - в 70; масло растительное - в 50; на мясо - в 20; на хлеб - в 15 раз. Услуги пассажирского транспорта подорожали за это время в 23 раза, дошкольных учреждений - в 14, бытовых - в 15 раз, здравоохранения - в 28, курортные и оздоровительные - в 14, коммунальные, связи - в 19 раз.

Цены не оставили своей прыти и в 1992 году. Покупатель стал надеется на государство. И оно стало регулировать уровень цен, прежде всего, на продукцию энергетических отраслей, являющихся исходными для уровня цен в перерабатывающих отраслях, товаров народного потребления и платных услуг населению, выкраивая на это миллиардные дотации из бюджета, где и без того не сходились концы с концами. Но случилось так, что возросшие государственные расходы, появившиеся вследствие экспортного развала сложившегося десятилетиями экономического организма, приходилось покрывать в ущерб другим привычным статьям расходов.

Эти причины породили свои трудности и в деле регулирования цен в Казахстане, сопряженного с некоторыми особенностями структуры экономики и кооперирования народного хозяйства традиционно в пределах бывшего СССР. В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, от реализации которой как раз и получается реальная прибыль. Поэтому Казахстан завозит с уже установленной поставщиком отпускной ценой. К ней прибавляются таможенные тарифы, посреднические, транспортные и прочие расходы, определяющие издержки обращения и окончательную цену товара.

Наша экономика скооперирована в основном с Россией. Она поставляла нам нефть, нефтепродукты, газ природный и сжиженный, электроэнергию. Такое кооперирование повлияло на формирование внутренних цен в республике за тепло- и электроэнергию, коммунальные услуги.

Другой из причин роста цен являлось обвальное падение объемов производства и услуг на всех предприятиях и в организациях, и увеличение в связи с этим доли накладных расходов себестоимости единицы работ, продукции. Напрашивается вывод, что право самостоятельно устанавливать цены позволяет предприятиям получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращении объемов производства.

В условиях экономических преобразований без регулирующей роли государства в процессах управления народным хозяйством не обойтись. Тогда, в качестве одной из антиинфляционных мер Кабинет Министров РК принял постановление (от 29.09.92 г. № 814) «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, регулируемую по свободным рыночным ценам».

Нельзя забывать и о том, что на уровень потребительских цен большое влияние оказывают услуги торговых организаций и других посредников в сфере обращения товаров, которые материализуются в торговых и снабженческо-сбытовых надбавках.

Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставило государственным торговым и снабженческо-сбытовым организациям право самостоятельно определять размеры надбавок с ограничением рентабельности: оптовой торговли - 3, розничной - 5% к товарообороту; снабженческо-сбытовых организаций - 40% к издержкам обращения.

Но отдельные торговые предприятия злоупотребляли расширением прав в этом деле. Распространилась практика произвольной дифференциации размера надбавок по группам товаров. На дефицитные товары первой необходимости, пользующиеся спросом, стали применяться высокие торговые надбавки.

Напрашивается вывод, что сложившаяся практика в сфере ценообразования нуждалась в корректировке. Поскольку крайности в степени либерализации цен являлись негативными, необходимо было найти оптимальное соотношение между достаточной самостоятельностью предприятий при установлении цен на реализуемую продукцию и государственным регулированием цен. Перестановка акцента на государственное регулирование цен отнюдь не означает возврата к командно-административным методам управления. Следует лишь дополнить рыночные механизмы плановыми методами управления экономикой.

В условиях кризисной ситуации степень государственного регулирования цен должна быть значительной. Резкий переход к новым условиям хозяйственной деятельности при отмене практически всех ранее действовавших нормативных актов, как союзных, так и республиканских, привели к тому, что ряд возникающих в экономической практике ситуаций оказался не предусмотренным действующим законодательством. По принципу "все, что не запрещено, - разрешено", в разряд разрешенных попали и несогласованные экономические действия, не дающие видимой эффективности обществу. При рассмотрении разногласий возникают трудности из-за разночтений законов.

Действующая система законодательных актов открывается Законом "О ценообразовании", который предусматривает, наравне со свободным ценообразованием, также и государственное вмешательство в установление цен. Практически на данный момент сфера применения государственных фиксированных цен включает хлеб, нефтепродукты, услуги связи, электроэнергию и коммунальные услуги. По этим ценам реализуется 10-15% товарной продукции республики. Закон предусматривает возможность противодействия недобросовестной конкуренции со стороны предприятий-монополистов.

Действие постановление № 814 резко ограничивало рост оптовых (отпускных) цен на продукцию и товары, вырабатываемые государственными предприятиями-монополистами. Однако же эти товары оптом скупали лица, пользующиеся правами частного предпринимателя. Они присваивали себе разницу между регулируемой и свободно устанавливаемой ими ценой. Ни население, ни другие конечные потребители продукции ничего от такого регулирования цен не выигрывали. Ограничение прибыли монополистов лишь увеличивало прибыль дельцов "теневой экономики" за счет государственного сектора.

В период, предшествующий либерализации цен, при относительно стабильных ценах, постепенном отпуске цен на отдельные товары (в первую очередь товары первой необходимости) можно было бы постепенно создать рыночный механизм функционирования экономики.

При одновременном же отпуске цен произошло как бы ценовое стимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального спроса на них. Поскольку доходы населения выросли в гораздо меньшей степени, чем уровень цен, то произошло снижение спроса, тогда как рыночный механизм регулирования предполагает увеличение цен именно в результате повышения спроса.

Сейчас сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращать производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.

Преодоление отрицательных тенденций в функционировании экономики и ее стабилизация требуют проведения комплексных мер, связанных с изменениями в кредитно-денежном, налоговом регулировании. Центральным же моментом является переход к комплексному регулированию цен.

Многими экономистами и политиками переход к комплексному государственному регулированию цен воспринимается как отход от перехода к рыночной экономике, возврат к централизованно-административной системе управления экономикой. В действительности же все обстоит наоборот. Сохранение свободных цен не создает и не может создать условий для нормального функционирования экономики и ее стабилизации.

Как известно, в той или иной степени цены регулируются во всех странах с рыночной экономикой. Это осуществляется двумя путями: во-первых, поддержанием конкурентной среды, не приводящей к разрушительной конкуренции; во-вторых, непосредственным регулированием цен прямым или косвенным путем, когда конкуренция невозможна или грозит разрушительными тенденциями в экономике.

В наших условиях государственное регулирование цен должно быть направлено на формирование конкурентной среды, так и на обеспечение эффективного функционирования отраслей естественных монополистов. Это взаимосвязанные процессы. При отсутствии конкурентного или регулируемого ценообразования в отраслях-немонополистах резко снижается эффективность государственного регулирования цен в отраслях-монополистах.

Комплексное государственное регулирование цен явится одним из важнейших факторов, который должен стабилизировать экономику, подавить инфляцию и создать нормальные условия для функционирования предприятий.

Принципиальный подход к государственному регулированию цен заключается в том, чтобы исключить или ограничить до минимума возможность каждому производителю определять цены.

Переход к непосредственному установлению цен государством нецелесообразен. Более приемлемым является комплексное государственное регулирование цен, обеспечивающее равноправные экономические условия функционирования всех предприятий. Механизм государственного регулирования цен должен быть таким, чтобы обеспечить плавное введение рыночного механизма регулирования экономики с постоянным и постепенным наращиванием эффективности национальной экономики.

Одновременно нужно учитывать, что без активного вмешательства государства в регулирование цен не смогут быть приостановлены разрушительные процессы в экономике и социальном развитии общества.

И немного о системе органов ценообразования. Проведение в жизнь концепции о ненужности государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики привело к резкому сокращению системы органов ценообразования и лишению их не только прав по установлению цен, но и функций контроля за ценами. До реформы в систему органов ценообразования республики, кроме возглавлявшего ее государственного комитета цен, входили местные органы ценообразования и контроля за ценами. В 1991 г. комитет утратил самостоятельный статус, функции контроля и соответствующий аппарат были переданы государственной налоговой инспекции. Отделы цен в местных органах государственного управления подверглись значительному сокращению, причем часть их утратила самостоятельность. В настоящее время функции ценообразования рассредоточены между различными экономическими органами республики (Министерство финансов, Антимонопольный комитет и др.). Это привело к ослаблению работы по проведению единой ценовой политики, контроля за государственной дисциплиной цен и защиты интересов республиканского рынка и потребителя.

Целесообразно усилить государственное регулирование цен в затянувшийся переходный период к рынку. Назрела необходимость воссоздать республиканскую систему органов ценообразования, включая права и функции контроля за ценами, имея в виду, что контроль не является изолированной от разработки цен операцией. Это единый технологический процесс ценообразования. В процессе проверок выявляются ошибки разработчиков, резервы предприятий и прочие полезные делу атрибуты.

Основными задачами системы являются разработка и реализация организационных и экономических механизмов регулирования цен и тарифов, социальной защиты населения через контроль за соблюдением государственной политики ценообразования и дисциплины цен.


2.5.2 Современное состояние экономики Республики Казахстан

Финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан внешним рискам. Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались на протяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевых отраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходов продолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса. Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях объективной неспособности экономики быстро удовлетворить спрос на услуги инфраструктуры и недвижимость при активно растущем спросе привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности в секторе строительства и других услуг. Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным для инвестиций.

Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательность банковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынки капитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличения объемов кредитования обеспечивались соответствующим качеством ссудного портфеля, тем не менее, потенциальный риск ухудшения качества активов банками не был адекватно оценен.

Экспансивное кредитование банками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностью зависеть от банковского финансирования.

В течение ряда лет Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались меры по минимизации возникающих рисков в банковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированию качества ссудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервных требований, были разработаны новые требования, направленные на более адекватную оценку кредитного риска, формирование провизий и увеличение капитала финансовых организаций, вводились ограничения на приток иностранных заимствований.

Вместе с тем возникшие на мировых финансовых рынках проблемы привели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Снижение банковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемов строительства, а также снижению активности в других отраслях.

Переоценка риска, трудности с фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительного замедления темпов роста экономики до конца 2007 года не произошло.

Рост цен на мировых товарных рынков обеспечил дальнейший рост экспортных доходов Республики Казахстан. По данным таможенной статистики экспорт товаров за 9 месяцев 2007 года увеличился на 19% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года и составил 33,8 млрд. долл. США. Сохранение высокого уровня мировых цен на энергоносители способствовало притоку иностранных прямых инвестиций в развитие инфраструктуры нефтяных месторождений. При этом источником высоких темпов роста несырьевого сектора в основном выступали внешние займы банковского сектора.

Как и в предыдущие годы, доходы от текущих операций (в основном, поступления от экспорта товаров), не покрывали расходы на импорт и выплаты нерезидентам доходов за привлеченные финансовые и трудовые ресурсы. В 2007 году эти тенденции усилились, в результате чего произошло дальнейшее увеличение дефицита по счету текущих операций. Дефицит текущего счета платежного баланса за 9 месяцев 2007 года составил 5,3 млрд. долл. США, а по результатам 2007 года ожидается на уровне 7 млрд. долл. США (в 2006 году – 1,8 млрд. долл. США).

Вследствие значительного нетто-притока прямых иностранных инвестиций (около 6 млрд. долл. США за 9 месяцев 2007 года) произошел рост расходов совместных предприятий на импорт, прежде всего, международных услуг. По итогам 9 месяцев 2007 года дефицит баланса международных услуг составил 5,7 млрд. долл. США, что на 28,5% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.

Суммы, репатриируемые прямыми иностранными инвесторами, составляют основную часть расходов по текущему счету. За 9 месяцев 2007 года они составили 6,9 млрд. долл. США, что на 23,6% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.

Увеличение дефицита по счету текущих операций также происходит за счет роста выплат вознаграждения по внешнему долгу банковского сектора. За 9 месяцев 2007 года эта сумма составила 2,3 млрд. долл. США (рост в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2006 года).

Экономическое развитие Республики Казахстан в 2007 году характеризовалось сохранением высоких темпов роста, которые продолжаются на протяжении последних 7 лет. По итогам 9 месяцев 2007 года реальный рост ВВП составил 9,7%, незначительно замедлившись по сравнению с показателем 2006 года (10,7%). Основной рост был связан с высокими темпами развития таких отраслей, как обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, строительство, торговля. Инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2007 года увеличились на 10,5% (в 2006 году – 11,1%).

Продолжает расти занятость в экономике. По итогам 11 месяцев 2007 года рост занятости в экономике составил 2,4% (в 2006 году – 2,0%). Как следствие, уровень безработицы сократился с 7,8% в декабре 2006 года до 7,4% в ноябре 2007 года.

По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция по итогам 2007 года составила 18,8% (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению с показателями 2006 года. Продовольственные товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.

Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогам ноября 2007 года (в 2006 году – 7,3%).

В 2007 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер.

По одобрению постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года известно, что основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.

«Мы надеемся, что 2010 год будет легче, чем этот год. Мировая экономика оживляется, сырьевые рынки поднимаются. Мы чувствуем, что на финансовых рынках может быть оживление», - сказал Н. Назарбаев на заседании центрального аппарата НДП «Нур Отан».

Вместе с тем, он отметил, что всегда нужно быть готовым к любым ситуациям. «Потому что волатильность очень большая, обстановка меняется с каждым днем, приходиться всегда быть начеку», - добавил Н. Назарбаев.



3. Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағанды құрылыс»


3.1 Общие сведения о предприятии


Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» (100009, Республика Казахстан, город Караганда, ул.Пичугина, 251/1-51, тел.факс 8/7212/47-60-54) является строительной организацией. Первым и настоящим руководителем является Калиев Айдын Айтманович - директор ТОО «Қарағанды құрылыс» по решению единственного учредителя.

Характеристика предприятия:

Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Казахстан: Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закона РК «О частном предпринимательстве», Устава товарищества с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс».

Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» создано 02.04.2004 года.

Основные виды деятельности:

Проектно-изыскательская деятельность:

- Строительное проектирование (с правом проектирования для капитального ремонта и (или) реконструкции зданий и сооружений, а также усиления конструкций для каждого из указанных ниже работ) конструирование, в том числе: оснований и фундаментов; бетонных, железобетонных, каменных и армокаменных конструкций; металлических (стальных, алюминиевых и из сплавов) конструкций; деревянных конструкций.

- Разработка специальных разделов проектов по составлению сметной документации

- Технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) объектов производственного назначения, в том числе: плотин, дамб, других гидротехнических сооружений.

Строительно-монтажные работы:

- Земляные работы общего характера;

- Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений II и III уровня ответственности, включающее: монтаж металлических конструкций, установку арматуры; монтаж стальных резервуаров (емкостей), включая работающих под давлением либо предназначенных для хранения взрывопожароопасных или иных опасных (вредных) жидких или газообразных веществ; монтаж несущих конструкций мостов и мостовых переходов; устройство оснований; устройство монолитных, а также монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, кладку штучных элементов стен и перегородок и заполнение проемов; кровельные работы

- Производство специальных строительных и монтажных работ (в том числе специальных работ в грунтах), включающих хранилища нефти, нефтепродуктов;

- Специальные работы по устройству наружных инженерных сетей и сооружений и внутренних инженерных систем, в том числе: трубопроводов работающих под давлением, включая магистральные тепловые сети и сети газоснабжения среднего и высокого давления, сетей холодного и горячего водоснабжения, централизованной канализации бытовых, производственных и ливневых стоков, устройства внутренних систем водопровода и канализации; сетей электроснабжения и устройства наружного электроосвещения, внутренних систем электроосвещения и электроотопления; внутренних систем централизованного отопления.

- Отделочные работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений 1 или 2 уровня ответственности (за исключением штукатурных и малярных работ).

- Работы по строительству дорог, включающие основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство проезжей части улиц населенных пунктов, не являющихся магистральными.

- Монтаж технологического оборудования (в том числе пуско-наладочные работы), связанного с: металлообработкой; деревообработкой; компрессорными машинами, насосами и вентиляцией; а также приборами учета и контроля производственного и бытового назначения.

- Капитальный ремонт и реконструкция объектов (за исключение реставрации памятников истории и культуры), в том числе усиление несущих конструкций: зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения 2 и 3 уровня ответственности, включая внутренние инженерные системы и наружные сети, кроме газоснабжения, лифтов и иных подъемно-транспортных устройств; автомобильных дорог всех технических категорий и внутрихозяйственных (производственных) проездов, улично-дорожной сети населенных пунктов; защитных покрытий конструкций и оборудования (обмуровочных, футеровочных, изоляционных, антикоррозийных и химических покрытий).

Производство (выпуск) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемых продукций)

- Промышленное производство: изделий из металлов, полимерных и композитных материалов, на основе отходов производств;

- Выпуск (промышленное изготовление): элементов для несущих и ограждающих конструкций; технологических металлоконструкций и их деталей.

Экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

- Услуги по проведению собственного контроля заказчика (технический надзор, инженерная служба, технологическое сопровождение строек) и проектной организации (авторский надзор) при строительстве (капитальном ремонте, реконструкции) зданий и сооружений.

На все перечисленные виды деятельности ТОО «Қарағанды құрылыс» имеет лицензии.

30 апреля 2009 года ТОО «Қарағанды құрылыс» был выдан сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»

Структура организации: Всей хозяйственной, производственной и финансовой деятельностью руководят – согласно Устава:

Директор Калиев Айдын Айтманович, образование высшее, закончил Московский государственный строительный университет, по специальности Инженер-строитель в 1997 году.

Главный бухгалтер Чернышова Эльвира Александровна, образование высшее, закончила Карагандинский финансовый институт, по специальности Бакалавр учета и аудита в 2004г.

Для успешной реализации производственных планов директор располагает следующими структурными подразделениями:

- Заместитель директора по снабжению

- Главный инженер

- Производственно технический отдел

- Отдел снабжения

- Участок строительства

- Участок хранения

- Бухгалтерия

- Юрисконсульт

- Отдел кадров и документационного обеспечения

Общая численность работников ТОО "Қарағанды құрылыс" составляет – 154 человека. ТОО "Қарағанды құрылыс" достойно справляется со всеми взятыми на себя обязанностями, находится на подъеме своих производственных возможностей.

Система контроля: На предприятии разработана система контроля качества выполняемых видов работ в соответствии с нормативно-техническими документами: ГОСТ 12.3.040-86, ГОСТ 21.401-88, ГОСТ 21.101-97, СН В.3.2-3-98, ВСН-41-85(р), ВСН-42-85 (р), МСН 1.01-01-96, СН И П РК В.2.6.8-97, СН И П РК А.2.21-2001, СН И П 11-23-81*, СН И П П-25-80, СН И П 1.06.05-85, СН И П 2.01.02-85*, СН И П 2.02.01-83, СН И П 3.01.01-85, СН И П 3.01.04-87, СН И П 3.02.01-87, СН И П 3.03.01-87, СН И П 3.04.01-87, СН И П 3.05.01-85, СН И П 2.08.01-89, СН И П 2.08.02-85, СН И П 2.09.02-85*, СН И П 3.03.01-87, СН И П РК А.3.2.5-96 и т.д.


3.2 Установление цены на товар


Для установления цены на товар была составлена калькуляция единицы продукции предприятия «Караганды Курылыс». В качестве продукции было имспользовано металлопластиковое окно (2,5 м2) марки Galwin, четырехкамерное.



Заключение


Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.

Усиление кризиса платежеспособности обусловливает необходимость более широкого применения государственного регулирования цен, соответствующего сложившейся ситуации. Важнейшим принципом регулирования должно быть установление рационального уровня оптовых цен на сырье и продукцию топливно-энергетического комплекса, сдерживание их резкого роста, ведущего либо к сокращению доходов, либо к новому витку инфляции. В реальной несбалансированной и не сложившейся рыночной экономике Казахстана оптовые цена на природное сырье и энергоносители определяют динамику цен и доходов; в условиях обесценения накоплений у многих предприятий и части населения существенный скачок ресурсных цен может привести к резкому падению жизненного уровня и банкротству предприятий. Поэтому сегодня необходима стабилизация цен на природное сырье и энергоносители на минимальном допустимом уровне.

Очень важно так же и реорганизовать систему государственного регулирования. Применяемая схема либерализации, одновременное введение крайне высоких налогов явились одной из причин кризиса платежеспособности, сворачивания производства, падения деловой активности. Были отпущены цены на широкий круг продукции базовых отраслей, природное сырье и материалы. В неконкурентной экономике с деформированной структурой это предопределило стремительный рост затрат, сокращение доходов бюджета и невозможность регулирования даже весьма ограниченного круга цен на товары народного потребления, который сейчас быстро сужается. При жесткой денежной политике либерализация цен на товары народного потребления не приведет к увеличению доходов госбюджета и предприятий, так как рост затрат всегда будет опережать рост цен конечного потребления.

Исходя из реальной структуры и состояния экономики Казахстана государству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукцию топливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, на значительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированную продукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этом цены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.

Государственное регулирование цен по указанному широкому кругу продукции производственно-технического назначения позволит сдерживать опережающий рост затрат, повысить доходы госбюджета предприятий за счет замедления роста затрат на производство конечной продукции, реально регулировать розничные цены на жизненно важные товары народного потребления, проводить жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. Очевидно, что в сложившейся ситуации поддержание покупательной способности денег возможно лишь при более или менее жестком регулировании цен на ресурсы. В перспективе, по мере развития конкурентного рынка и изменения структуры экономики, регулирование цен должно постепенно сниматься в течение ряда лет.

Возможны два варианта реализации указанной схемы государственного регулирования цен. Первый – установления правительством:

а) государственных цен на продукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта и связи;

б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемые цены на средство производства;

в) предельных размеров роста розничных цен на товары народного потребления. Цены на остальные товары государством прямо не регулируются.

Второй вариант – установление правительством:

а) предельных норм рентабельности, включаемых в цены на продукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса при строгом государственном контроле роста себестоимости продукции этих отраслей, тарифов транспорта и связи;

б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемые цены на средство производства, производимые предприятиями-монополистами;

в) предельных размеров роста розничных цен на товары народного потребления. Цены на остальные товары государством прямо не регулируются.

Варианты отличаются степенью жесткости государственного регулирования цен, выбор того или иного варианта или компромисса между ними возможен только при практической проработке этих схем специалистами государственного аппарата, отраслей и предприятий.



Список использованной литературы:


1.       Баздникин В., «Цены и ценообразование», М., 2003

2.       Г. Маховикова, И. Желтякова, Н. Пузыня, «Цены и ценообразование», Санкт-Питербург, 2008

3.       Есипова В.Е. «Цены и ценообразование», Питер, 2000

4.       Просветов Г.И., «Цены и ценообразование», М., 2001

5.       Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова – М.: Проспект, 2003г.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ