Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от
возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение, прошлых лет (с учетом возврата)
2961,33
5,71%
2637,66
4,56%
7,36
0,01%
-29,8
-0,03%
-237,16
-0,40%
II Безвозмездные перечисления
23116,99
30,81%
15943,08
21,62%
14443,06
16,55%
24988,33
21,77%
43634,93
42,25%
Всего доходов
75023,95
100,00%
73755,43
100,00%
87290,05
100,00%
114805,89
100,00%
103282,39
100,00%
Структура
доходов республиканского бюджета республики Татарстан в2004–2009 гг.
Как видно из
Диаграммы 1 состав доходной части бюджета в период с 2005–2009 гг.
существенно различался. В период с 2005–2008 гг. наблюдается стабильный
рост налоговых и неналоговых доходов, прирост составил с среднем 23% и 18%
соответственно и снижение безвозмездных перечислений в период с 2005–2007 год
на 28%.
Диаграмма 1,
Динамика доходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2005–2009 гг.
Доходы
бюджета в 2007 году составили 87 млрд. 290 млн. рублей, в том числе:
– налоговые
доходы – 63 млрд. 767 млн. рублей;
– доходы
от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 2 млрд.
808 млн. рублей;
– безвозмездные
поступления – 14 млн. 443 млн. рублей;
Согласно
законопроекту поступления доходов в бюджет Республики Татарстан составили 87 млрд.
290 млн. рублей, что превышает на 1 млрд. 479 млн. рублей или на 1,7%
показатель, утвержденный законом о бюджете на 2007 год, в том числе:
– по
группе «Доходы» – 72 млрд. 847 млн. рублей,
что на 1 млрд. 541 млн. рублей или на 2,2% превышает утвержденные назначения;
– по
группе «Безвозмездные поступления» –
14 млрд. 443 млн. рублей, что на 61 млн. рублей или на 0,4% ниже утвержденных
назначений. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 13
млрд. 683 млн. рублей или 99,5% от показателя, утвержденного законом о бюджете
на 2007 год [9].
Структура
доходов бюджета Республики Татарстан в 2006, 2007 гг. представлена на
диаграмме 2.
Диаграмма 2,
Структура доходов бюджета Республики Татарстан
По сравнению
с 2006 годом доходы бюджета Республики Татарстан в 2007 году увеличились на 13 млрд.
534 млн. тыс. рублей или на 18,4%.
Согласно
Отчету об исполнении бюджета за 2007 год поступления по группе «Доходы»
составили 72 млрд. 847 млн. рублей [4].
Основной
объем поступлений по группе «Доходы» бюджета республики в 2007 году (99,2%)
администрировали: Управление федеральной налоговой службы Российской Федерации
по Республике Татарстан (81,9% от всех поступлений по группе «Доходы»), Министерство
финансов Республики Татарстан (8,7%), Управление федерального казначейства
Российской Федерации по Республике Татарстан (5,8%) и Министерство земельных и
имущественных отношений Республики Татарстан (2,8%).
Прочие
администраторы доходов обеспечили 0,8% поступлений по группе «Доходы».
Налоговые
доходы по результатам проверки бюджетной отчетности главных администраторов
доходов составили 63 млрд. 851 млн. рублей.
В структуре
налоговых доходов наибольший объем занимают:
– налог
на прибыль организаций – 29 млрд. 873 млн. рублей или 46,8%. Основной объем
поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового
комплекса (44,4% от объема поступившего налога);
– налог
на доходы физических лиц – 15 млрд. 544 млн. рублей или 24,3%. Структура
поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан за 2007 год характеризуется
высокой долей (97,1%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поступления
НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в
деятельности организаций, составили 347 млн. рублей или 2,2% в структуре
поступлений НДФЛ.
Поступления
НДФЛ от доходов, полученных в виде выигрышей и призов, проводимых конкурсах,
играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных
доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на
процентах при получении заемных (кредитных) средств, составили 53 млн. рублей
или 0,35% в структуре поступлений НДФЛ.
– налог
на имущество организаций – 6 млрд. 194 млн. рублей или 9,7%.
Доходы бюджета
республики от использования имущества, находящегося в государственной
собственности, в 2007 году составили 2 млрд. 809 млн.рублей.
В структуре
доходов от использования имущества, находящегося в государственной
собственности, наибольший объем занимают:
– дивиденды
по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в
собственности Республики Татарстан, – 58,3% или 1 млрд. 637 млн. рублей;
– доходы
от размещения временно свободных средств бюджетов – 22,6% или 635 млн. рублей.
Согласно Отчету
об исполнении бюджета за 2007 год поступления по группе «Безвозмездные
поступления» составили 14 млрд. 443 млн. рублей, что подтверждается
результатами внешней проверки.
В 2008 году
бюджет Республики Татарстан исполнялся в основном в условиях положительной
динамики развития экономики республики [20].
Динамика
прироста основных показателей социально-экономического развития Республики
Татарстан в 2006–2008 годах представлена на диаграмме 3.
Как видно из
диаграммы, в 2008 году по отдельным экономическим показателям замедлились темпы
роста, что, в первую очередь, вызвано негативными внешнеэкономическими
факторами.
В 2008 году
отмечается ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности
организаций.
В
январе-декабре 2008 года доля предприятий республики, получивших прибыль,
составила 79,5% от общего количества предприятий и организаций. В основном
прибыль получена предприятиями добывающих отраслей (49% от общего объема
прибыли), обрабатывающих производств (17,3%), предприятиями в сфере
производства и распределения электроэнергии, газа и воды (6,9%), организациями
финансовой сферы (6,1%). [29]
В номинальном
выражении по сравнению с 2007 годом показатель прибыли сократился на 38,8 млрд.
рублей или на 24,4%.
В отчетном
году снижение темпов роста производства отмечается в основных отраслях
экономики республики, а также в отраслях, связанных с торгово-посреднической
деятельностью.
Позитивная
тенденция развития промышленного производства (относительно соответствующего
месяца 2007 года) сохранялась до ноября 2008 года, когда зафиксирован спад
производства (индекс – 99,1%). В декабре спад производства усилился (83,6%),
вследствие чего при индексе промышленного производства за 9 месяцев 2008 года
равном 107,6%, по итогам года индекс составил 104,3% к уровню 2007 года.
Наибольший
спад производства относительно уровня 2007 года зафиксирован в конце года по
виду деятельности «обрабатывающие производства» (индекс производства в декабре
2008 года – 70,1% к декабрю 2007 года).
Динамика
индексов производства по видам экономической деятельности представлена на
диаграмме 4.
Диаграмма 4, Динамика индексов производства по видам экономической
деятельности в 2008 году
Объем работ,
выполненный по виду деятельности «строительство», составил 111,3% к уровню 2007
года, в том числе «жилищное строительство» – 108,9% к уровню 2007 года.
Необходимо отметить, что если за 9 месяцев индекс роста объема работ по
виду деятельности «строительство» составил 126,4% к аналогичному периоду 2007
года, в IV квартале 2008 года наблюдался спад объемов выполненных работ
относительно показателей 2007 года. Так, в октябре индекс составил 91,5%, в
ноябре – 77,5%, в декабре – 63,7%.
Экспорт
товаров в 2008 году составил 18,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению
с 2007 годом на 36,6%. С начала года по сентябрь сохранялись высокие темпы
роста экспорта в основном за счет благоприятной конъюнктуры на рынках
топливно-энергетических ресурсов. Объем экспорта за 9 месяцев составил 86%
к фактическому годовому показателю.
С середины
2008 года конъюнктура мировых товарных рынков стала ухудшаться, цена на нефть
марки «Urals» за баррель в декабре отчетного года снизилась по сравнению с
июлем в 3,3 раза. Динамика средней цены на нефть марки «Urals» представлена на
диаграмме 5.
Диаграмма 5,
Динамика средней цены нефти марки «Urals» в 2008 году
По итогам
года цена на нефть марки «Urals» в среднем составила 94,4 доллара США за
баррель и увеличилась к уровню 2007 года на 36,2% (средняя цена в 2007 году –
69,3 долларов США за баррель), превысив уровень, принятый в расчетах при
формировании бюджета Республики Татарстан на 2008 год, на 85% (51 доллар
США за баррель).
В отчетном
году сохранялся высокий уровень потребительского спроса. Темп роста оборота
розничной торговли в сопоставимых ценах составил 119,9%, объема платных услуг
населению – 112%.
В 2008 году
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в
действующих ценах по сравнению с 2007 годом увеличился на 25,2% и составил
268,6 млрд. рублей, из них доля инвестиций в недвижимость составила 59%, на
приобретение машин и оборудования – 33,9%, прочих инвестиций – 7,1%.
По видам
экономической деятельности инвестиции составили в обрабатывающие производства –
33,8%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 15,9%,
добыча полезных ископаемых – 13%, транспорт и связь – 11,7%.
Иностранные
инвестиции в 2008 году в экономику Республики Татарстан составили 2 593,8
млн. долларов США (с учетом рублевых поступлений, пересчитанных в доллары), что
на 54,4% выше уровня 2007 года. Объем накопленных иностранных инвестиций в
Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2009 года составил
4 668,1 млн. долл. США.
Объем
поступивших за 2008 год прямых инвестиций увеличился по сравнению с 2007 годом
на 73%.
Из общего
объема поступивших в форме иностранных инвестиций средств использовано 73,6%, в
том числе инвестиции в основной капитал – 33,8%, оплата работ и услуг сторонним
организациям – 29,8%.
Объем
инвестиций, направленный организациями Республики Татарстан в экономику
зарубежных стран, в отчетном году составил 233,7 млн. долларов США, что в 3,3
раза больше, чем в 2007 году.
Макроэкономические
показатели, фактически сложившиеся в отчетном году, в сравнении с показателями,
на основе которых сформирован проект бюджета Республики Татарстан на 2008 год,
представлены в таблице 2 [7].
Таблица 2
Показатель
Прогнозные данные на 2008 год
Факт
за 2008 год
Отклонение
Факт 2008 года к 2007 году
Справочно 2007 год к 2006 году
абс.
в %
в %
в %
Валовой региональный продукт, млрд. руб.
756,0
930,0
174,0
23,0
107,1
110,7
Продукция промышленности в действующих ценах, млрд. руб.
732,2
908,2
176,0
24,0
104,3
108,9
Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. руб.
97,9
124,0
26,1
26,7
109,3
105,4
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
220,2
268,6
48,4
22,0
104
112,3
Прибыль, млрд. руб.
112,0
120,2
8,2
7,3
75,6
146,4
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
324,4
369,3
44,9
13,8
119,9
121,6
Внешнеторговый оборот,
млн. долл. США
13 970,0
21 307,0
7 337,0
52,5
139,5
122,6
Экспорт товаров, млн. долл. США
12 350,0
18 445,8
6 095,8
49,4
136,6
118,8
Импорт товаров, млн. долл. США
1 620,0
2 861,2
1 241,2
76,6
161,1
161,6
Индекс потребительских цен
(в среднем за год, в% к предыдущему году)
107,6
113,0
5,4
5,0
-
-
Среднемесячная заработная плата (в среднем за год), руб.
12 890,0
14 839,9
1 949,9
15,1
129,4
129,6
Реальные денежные доходы населения,
в % к предыдущему году
110,2
110,6
0,4
-
-
-
Численность зарегистрированных безработных (на конец
периода),
тыс. человек
24,8
25,5
0,7
2,8
106,3
93,0
Средняя экспортная цена на нефть марки «Urals», долл. США
за 1 баррель
51,0
94,4
43,4
85,1
136,2
113,4
Макроэкономические
показатели, на основе которых сформирован проект бюджета Республики Татарстан
на 2008 год
Снижение
деловой активности в экономике республики привело к росту безработицы. На конец
2008 года в государственных учреждениях службы занятости состояло на учете 25,5
тыс. безработных граждан или 1,33% экономически активного населения
республики[10].
В декабре
2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности
незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, к
заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) составил 2,4
человека на одну заявленную вакансию (в ноябре 2008 года – 1,1 человека, в
декабре 2007 года – 1,1 человека).
Среднемесячная
начисленная заработная плата в республике в 2008 году составила
14 839,9 рублей и увеличилась к уровню 2007 года на 3 371,3
рублей или на 29,4%. Стоимость минимального потребительского бюджета за
январь-декабрь 2008 года составила 7 148 рублей.
Информация о
среднемесячной начисленной заработной плате по видам экономической деятельности
представлена на диаграмме 6.
Диаграмма 6,
Среднемесячная начисленная заработная плата в Республике Татарстан в 2008 году
(по видам экономической деятельности)
Наибольший
уровень начисленной заработной платы сложился в добывающих отраслях и в
финансовой сфере, наименьший уровень – в сельском хозяйстве. По итогам 2008
года средняя заработная плата в сельском хозяйстве на 50 рублей или 0,7%
превысила значение минимального потребительского бюджета, представляющего собой
научно обоснованный сбалансированный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности, и являющегося нижним уровнем благосостояния.
Согласно
республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства Республики
Татарстан на 2008–2012 годы» средняя заработная плата в отрасли в 2008 году
прогнозировалась на уровне 6 500 рублей или 50,6% к уровню
среднереспубликанской заработной платы. Фактическая заработная плата в сельском
хозяйстве сложилась на уровне 7 198 рублей, превысив прогнозный
показатель, вместе с тем от среднереспубликанского показателя она составила 48,5%.
К уровню 2007
года реальные денежные доходы населения выросли на 10,6%. Рост реальных
денежных доходов населения республики в 2008 году опережал темпы роста валового
регионального продукта.
В 2008 году
возросла дифференциация населения по доходам. Соотношение доходов 10-ти
процентов наиболее и наименее обеспеченного населения составило 15,9 раза (в
2007 году данный показатель составлял 15,3 раза).
Численность
населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 325 тыс.
человек или 8,6% к общей численности населения и сократилась по сравнению с 2007
годом на 2 тыс. человек.
Индекс
потребительских цен в среднем за год составил 113%. Индекс потребительских цен
на продовольственные товары в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составил
115,7%, на непродовольственные товары – 105,8%, платные услуги населению – 115,5%.
Наиболее
быстрыми темпами в 2008 году дорожали продукты питания. В частности, за год
цены на макаронные изделия выросли на 37,5%, крупу – на 26,1%, подсолнечное
масло – на 23,4%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 20,9%.
Доходы
бюджета Республики Татарстан в 2008 году составили 114 млрд. 805 млн. рублей
[5].
По сравнению
с 2007 годом доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году увеличились
на 27 млрд. 515 млн. рублей или на 31,5%.
Структура
доходов бюджета в 2007, 2008 годах представлена на диаграмме 7.
По сравнению
с 2007 годом налоговые доходы бюджета в 2008 году увеличились на 16 млрд. 946 млн.
рублей или на 26,5%, при этом в общей структуре доходов их доля снизилась на 2,7%,
неналоговые доходы увеличились на 24 млн. рублей или на 0,3%, в общей структуре
доходов их доля снизилась на 8,7%. Доля безвозмездных поступлений увеличилась
по сравнению с 2007 годом на 11,5%, общий объем поступлений – на 10 млрд. 545 млн.
рублей или в 1,7 раза
Налоговые
доходы бюджета республики за 2008 год составили 80 млрд. 797 млн. рублей, что
на 1 млрд. 325 млн. рублей или на 1,7% превышает прогнозный показатель на 2008
год.
Основной
объем поступлений налоговых доходов в 2008 году администрировали Управление
Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (94,67%), Управление
Федерального казначейства по Республике Татарстан (5,32%).
Структура
налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году представлена на
диаграмме 8.
Диаграмма 8,
Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году
В
2008 году поступления в бюджет республики по налогу на прибыль организаций
составили 39 млрд. 560 млн. рублей или 100,6% от прогнозного показателя.
Наибольший объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили предприятия
отрасли добычи полезных ископаемых (42,6% от общего объема поступлений налога
на прибыль).
Поступления
по налогу на доходы физических лиц – 19 млрд. 631 млн. рублей или 103,7%.
Исполнение сверх прогнозного показателя обусловлено превышением фактической
налогооблагаемой базы в 2008 году над прогнозным объемом, примененным при
планировании НДФЛ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан в
2008 году характеризуется высокой долей (96,4%) поступлений от доходов,
облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поступления
по НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в
деятельности организаций, составили 523 млн. рублей или 2,7% в структуре
поступлений НДФЛ.
Поступления
по НДФЛ от доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых
конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг,
процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии
на процентах при получении заемных (кредитных) средств, составили 106 млн.
рублей или 0,5% в структуре поступлений НДФЛ.
Поступления
по налогам на имущество составили 8 млрд. 839 млн. рублей или 101,2%, в том
числе:
– по
налогу на имущество организаций – 7 млрд. 360 млн. рублей;
– по
транспортному налогу – 1 млрд. 433 млн. рублей;
– по
налогу на игорный бизнес – 45 млн. рублей.
Поступления
по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской
Федерации (акцизы), составили 6 млрд. рублей или 103,3%. Превышение прогнозного
показателя обусловлено увеличением производства пива на 61,4% по сравнению с
плановыми показателями, а также увеличением поступлений акцизов на
нефтепродукты с единого счета Российской Федераций в связи с ростом объемов
производства нефтепродуктов.
Неналоговые
доходы бюджета республики за 2008 год составили9 млрд. 19 млн. рублей,
что на 260 млн. рублей или на 3% превышает прогнозный показатель, утвержденный
Законом о бюджете на 2008 год.
Основной
объем поступлений по неналоговым доходам администрировали Министерство финансов
Республики Татарстан (74,5%) и Министерство земельных и имущественных отношений
Республики Татарстан (18%). Прочие администраторы доходов обеспечили 7,5%
поступлений неналоговых доходов.
Структура
неналоговых доходов представлена на диаграмме 9.
Диаграмма 9,
Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году
Прочие
неналоговые доходы составили 6 млрд. 18 млн. рублей или 103,6% от прогнозного
показателя на 2008 год, из них наибольший объем составляют:
– прочие
неналоговые доходы, предназначенные для жилищного строительства – 5 млрд. 277
млн. рублей или 87,7%;
– прочие
неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения
– 434 млн. рублей или 7,2%.
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, составили 1 млрд. 908 млн. рублей или 101%. Прогнозный
показатель превышен на 18 млн. рублей, в том числе превышены показатели
поступлений по следующим видам доходов:
– доходы
от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности – на 14 млн. рублей или 4,9%;
– дивиденды
по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в
собственности Республики Татарстан – на 3 млн тыс. рублей или 0,3%;
Из общего
объема дивидендов 78% (737 000 тыс. рублей) составили поступления от
ОАО «Связьинвестнефтехим» (дивиденды по итогам 1 полугодия 2008 года). От
иных обществ поступило 203 млн. рублей, в том числе 3 млн. рублей – погашение
задолженности по дивидендам за 2005–2006 годы.
– платежи
от государственных унитарных предприятий – на 955,8 тыс. рублей или 5,7%.
Часть чистой
прибыли по итогам работы в 2007 году перечислили 15 ГУП на сумму 9 млн. рублей.
Также в
отчетном году погашена задолженность за прошлые годы в объеме 9 млн. рублей, в
том числе 6 млн. рублей задолженность, погашенная ГУП «БТИ Министерства
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики
Татарстан».
Динамика
поступлений части прибыли ГУП в сравнении с предыдущим годом представлена на
диаграмме 10.
Объем
поступлений в отчетном году в бюджет республики части прибыли ГУП сократился на
50,8%, что в основном обусловлено ухудшением результатов
финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. Так, если в
2007 году часть прибыли выплатило 22 унитарных предприятия (совокупный
объем прибыли – 83 млн. рублей), в 2008 году их число сократилось до
15 (совокупный объем прибыли – 27 млн. рублей).
По данным
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан за 2008
год число ГУП сократилось на 86 единиц и по состоянию на 01.01.2009 года
составило 214 ГУП, из них 194 – в режиме реформирования.
Поступления в
бюджет Республики Татарстан в 2008 году по группе «Безвозмездные поступления»
составили 24 млрд. 988 млн. рублей, что на 3 млрд. 225 млн. рублей или на 14,8%
выше показателя, утвержденного в Законе о бюджете на 2008 год.
Структура
безвозмездных поступлений представлена на диаграмме 11.
Диаграмма 11,
Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Татарстан в 2008 году
Безвозмездные
поступления из федерального бюджета составили 21 млрд. 691 млн. рублей, что на
3 млрд. 359 млн. рублей или на 18,3% превышает показатель, утвержденный
Законом о бюджете на 2008 год.
В отчетном
году средства на исполнение переданных республике государственных полномочий в
форме субвенций поступили в объеме 2 млрд. 911 млн. рублей, превысив
утвержденный показатель на 258 млн. рублей или на 9,7%.
Ниже
утвержденного показателя на 15,2% поступили субвенции на финансовое обеспечение
переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований
полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в
присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации,
что обусловлено заявительным характером предоставления субвенций.
Субсидии из
федерального бюджета на софинансирование расходов поступили в объеме 16 млрд.
418 млн. рублей, превысив утвержденный показатель на 2 млрд. 465 млн. рублей
или на 17,7%.
В объемах,
значительно превышающих показатели, утвержденные Законом о бюджете на 2008 год,
поступили:
– субсидии
для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства – на 1 млрд. 102 млн. рублей или в 13,3 раза;
– субсидии
на государственную поддержку сельского хозяйства – на 886 млн. рублей или на
13,1%;
– субсидии
на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств
– на 241 млн. рублей или в 2,3 раза;
– субсидии
на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства – на 190 млн. рублей или в 2,1 раза;
– субсидии
на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и
работающих в сельской местности – на 164 млн. рублей или на 31,4%;
– субсидии
на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов – на 132 млн. рублей
или на 40,2%.
Объем
безвозмездных поступлений, не предусмотренных Законом о бюджете на 2008 год,
составил 261 млн. рублей, в том числе:
– дотации
на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов
исполнительной власти – 114 млн. рублей;
– субсидии
на реформирование региональных финансов – 75 млн. рублей;
– субсидии
на реформирование муниципальных финансов – 40 млн. рублей;
– межбюджетные
трансферты на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый
благоустроенный город России» – 17 млн. рублей;
– субсидии
на развитие консультационной помощи – 13 млн. рублей.
Безвозмездные
поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» на проведение капитального ремонта
многоквартирных домов поступили в полном объеме и составили 1 млрд. 938
млн. рублей.
Социально-экономические
условия исполнения бюджета Республики Татарстан в январе-сентябре 2009 года
характеризовались следующей динамикой основных показателей развития экономики
республики[1]:
– индекс
промышленного производства в республике к аналогичному периоду прошлого года
составил 87,4% (в целом по РФ – 86,5%), в том числе наибольшее снижение
приходится по виду деятельности «Обрабатывающие производства» (индекс – 78,9%).
Динамика
показателя «Индекс промышленного производства» за 2006–2009 годы представлена
на диаграмме 12.
В
январе-сентябре 2009 года по сравнению с январем-сентябрем 2008 года
уменьшились объемы добычи нефти на 0,4%, сократилось производство машин и
оборудования – на 50,5%, автомобильного бензина – на 13,1%, шин для грузовых
автомобилей – на 29,6%, шин для легковых автомобилей – на 20,1%, бетонной смеси
– на 32,7%, строительного кирпича – на 36,1%, асфальта – на 49,9%, грузовых
автомобилей – на 61,5%, легковых автомобилей – на 83,2%.
В то же время
отмечается увеличение добычи газа природного на 0,6%, гипса – на 6,8%,
производства дизельного топлива – на 3,8%, бензина прямогонного – на 31,5%,
полиэтилена – на 31,6%, минеральных удобрений – на 23,2%, мяса – на 18,7%, круп
– на 21,5%, комбикормов – на 19,1%;
– предприятиями
республики за 9 месяцев текущего года отгружено продукции, выполнено работ и
услуг собственными силами на 611 млрд. рублей или 82,1% к аналогичному
показателю 2008 года;
– продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2009 года произведено
в объеме 93,4 млрд. рублей или 97,9% к аналогичному периоду 2008 года; [25]
– объем
работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре 2009
года составил 126,1 млрд. рублей или 100,4% к уровню января-сентября 2008 года.
В январе-сентябре
2009 года в Республике Татарстан предприятиями и организациями, а также
населением за счет собственных средств введено 1,5 млн. кв. метров общей
площади жилья, что на 5,6% ниже уровня января-сентября 2008 года;
– оборот
розничной торговли в январе-сентябре 2009 года составил 284,8 млрд. рублей или
97,9% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2008 года, оборот оптовой
торговли сложился ниже аналогичного показателя за 2008 год на 15,2% и составил
321,5 млрд. рублей;
– в
январе-августе 2009 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус
убыток) предприятий и организаций всех видов деятельности (кроме организаций,
занимающихся сельскохозяйственным производством) составил 79 234,3 млн.
рублей и по сравнению с аналогичным показателем прошлого года сократился на
27 338 млн. рублей или на 34,5%.
Доля
убыточных организаций в январе-августе 2009 года возросла по сравнению с тем же
периодом 2008 года на 7% и составила 30% от общего числа организаций;
– индекс
потребительских цен за январь-сентябрь 2009 года составил 110,6% к
соответствующему периоду прошлого года. С начала года цены на товары и услуги
(в% к декабрю предыдущего года) повысились на 6,9% (в среднем по Российской
Федерации – на 8,1%), в том числе на услуги – на 9,1% (по Российской Федерации
– на 11%), на продовольственные товары – на 4,2% (по Российской Федерации – на
5,8%), на непродовольственные товары – на 7,9% (по Российской Федерации – на 8,3%).
На ситуацию в
экономике республики оказывали влияние внешнеэкономические факторы, в
частности, ситуация на рынках продукции экспорта Республики Татарстан. Так,
согласно данным Минэкономразвития Российской Федерации средняя цена за баррель
нефти марки «Urals» в январе-сентябре 2009 года сложилась на уровне
56,7 долларов США, что в 1,9 раза ниже аналогичного показателя за 9
месяцев 2008 года (108 долларов за баррель) [11]
Денежные
доходы на душу населения в январе-сентябре 2009 года составили 14 926,8
рублей и увеличились в номинальном выражении по сравнению с аналогичным
периодом 2008 года на 8%. Реальные денежные доходы населения уменьшились на 2,2%
по сравнению с январем-сентябрем 2008 года.
Среднемесячная
заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики,
включая малое предпринимательство, за январь-август 2009 года составила
14 732,5 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008
года на 1,8%. Реальная заработная плата за январь-август 2009 года снизилась и
составила 92% к уровню соответствующего периода 2008 года.
Суммарная
просроченная задолженность по заработной плате в целом по кругу наблюдаемых
Татарстанстатом видов экономической деятельности на 1 октября 2009 года
составила 75,5 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 сентября 2009 года на
8,5%.
Величина
минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в сентябре 2009
года составила 7 738 рублей и повысилась по отношению к декабрю 2008 года
на 6,3%, к соответствующему месяцу прошлого года – на 9,1%.