Роль государства в инвестиционной привлекательности России
Роль государства в инвестиционной привлекательности России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Теоретические основы исследования взаимосвязи государства и инвестиций в
современной экономике
1.1 Роль
современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций
1.2 Сущность
инвестиций
1.3 Роль
государства в формировании и развитии источников инвестиций
2. Факторы и
особенности инвестиционного климата в России
2.1
Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современном
этапе
2.2 Анализ
структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России
3.
Совершенствование государственной системы привлечения и использования
инвестиций
3.1 Общие
рекомендации по совершенствованию государственной системы
3.2 Усиление
государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику
Заключение
Список
используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной мировой экономики предопределяет
необходимость формирования принципиально новой государственной инвестиционной
политики, предполагающей в качестве ключевого направления формирования
стабильного инвестиционного климата в целях обновления промышленности и науки.
В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному
собранию 26 апреля 2007 г. впервые говориться о необходимости развития и
внедрения нанотехнологий, на эти цели запланировано в федеральном бюджете около
180 млрд.руб. Это, конечно, значительно меньше, чем расходуется на подобные
цели в США, Японии и Западной Европе, но и эти незначительные инвестиции
следует использовать максимально эффективно и в нужном направлении развития
науки и техники. Это позволит в долгосрочной перспективе обеспечить повышение
качества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темпов
экономического роста.
Существенным фактом является то, что в России до сих пор не
сформирована долгосрочная программа (стратегия) развития инвестиционного
процесса, не определены приоритетные сферы и направления инвестиционных потоков
на ближайшую перспективу.
Известно, что государство обеспечивает только 20% капитальных
вложений в общем объеме инвестиций, а около 80% приходится на частных
инвесторов. Тем не менее, объем инвестиций определяется рядом факторов: в
первую очередь инвестиционной привлекательностью отраслей и регионов, а также
факторами политического и социального характера, что значительно усложняет
проведение достоверной оценки.
Большинство отраслей отечественной промышленности еще в
начале 90-х гг. ХХ века исчерпали технологические и финансовые возможности
роста, а потеря к ним интереса со стороны внутренних и внешних инвесторов остро
ставит вопрос о поиске возможных источников обеспечения необходимого уровня
производства и инвестиций, в том числе и в рамках этих отраслей. Вот почему
проблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функций
государства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и их
рационального использования чрезвычайно актуальна и важна.
Все выше сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель работы заключается в исследовании роли государства в
инвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений
между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования
инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской
экономики.
Задачи исследования определены содержанием работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА
И ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль современного государства в
обеспечении социальной направленности инвестиций
Анализ работы современного
конкурентно-рыночного механизма показал, что немало экономических проблем
конкурентный рынок решает гораздо успешнее, чем хозяйственные системы,
функционирование которых основано на административно-рыночных принципах.
Практика доказала, что в странах с развитыми конкурентно-рыночными традициями
выше уровень жизни, экономика имеет социально ориентированную структуру,
высокие темпы роста производства жизненных благ. Однако в действительности
существует множество задач, решение которых неподвластно рыночному механизму.
Среди них гарантирование социально-экономических прав личности, развитие
фундаментальной науки, обеспечение экологической безопасности, борьба с
инфляцией и монополизмом, обеспечение нового, социально ориентированного
качества экономического роста путем, прежде всего, активизации инвестиционного
процесса и создания соответствующего благоприятного (привлекательного) климата.
[17]
Социально ориентированная
инвестиционная экономическая политика государства вообще, а в переходных
условиях в частности, связана с научно обоснованным формированием, прежде
всего, адекватного институционального сектора переходной экономики. В рамках
этого сектора должны создаваться не просто переходные институты социально
ориентированных экономических взаимодействий, но институты, внутренняя логика
развития которых объективно приводит к созданию социализированной рыночной
экономики. Формирование социально ориентированной инвестиционной политики
государства практически сводится к «производству» институциональной системы
экономического развития определенного, социально направленного качества.
Причем, едва ли здесь можно будет обойтись исключительно усилиями государства в
сфере его официального институционального предпринимательства.
В основе формирования и развития
инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической
власти и «социализация» системы одноименной собственности. А экономическая
политика государства с целью социально ориентированной реализации
государственной собственности является, в определенном смысле, функцией
деятельности общества по созданию социального государства и социально
направленной государственной собственности. Применительно к формированию и
развитию институционального сектора, адекватного требованиям расширения
инвестиционных программ в условиях рыночной экономики, это означает, что
система неформальных институтов конкретного общества являются естественной
основой для развития системы формальных норм и правил социально ориентированных
взаимодействий.[4]
Концепция социально ориентированной
институциональной системы государства требует, очевидно, самостоятельного
исследования, однако отметим, что названная система генетически связана с
социальной детерминантой современного государства. И здесь необходимо постоянно
решать «триединую задачу»: во-первых, научно обоснованно, то есть, исходя из
потребностей социально-экономической практики и предполагаемых последствий
функционирования рыночной экономики, формировать социально ориентированные
государственные институциональные устройства; во-вторых, путем мобилизации
интеллектуального капитала представителей всех ветвей власти производить
соответствующие институты; в-третьих, обеспечить социально направленное
функционирование всей «контрактной парадигмы», процессуально обеспечивающей
дееспособность ранее созданных и совершенствующихся институциональных устройств
и институтов.
Если речь идет о формировании
социально ориентированной рыночной экономики, то, какого бы качества не
создавалась институциональная система государства, она должна не просто не
сворачивать рыночную систему отношений, а, напротив, способствовать ее
дальнейшему развитию. Отсюда и ответственность государства, как за систему
частных, так и непосредственно государственных инвестиций в новое качество
экономического роста. Понятно, что речь идет не о традиционной дискуссии о том,
чего в социально ориентированной экономике должно быть больше: рыночной
«стихии» или государственного «разума». Инвестиционные программы в рамках
социальной рыночной экономики, таким образом, предстают как взаимосвязанное и
развивающееся единство рыночных и нерыночных соответствующих трансакций и
воспроизводственных задач.
Попутно отметим, что в наших
суждениях речь должна идти не просто о рыночной экономике, а ее определенной
форме, которая объективно позволяет направить эту экономику в русло ожидаемой
социализации инвестиций. Очевидно, что имеется в виду такая рыночная экономика,
которая не гасит трудовую и творческую активность предпринимателей, а,
напротив, всячески ее раскрепощает. Экономикой такого типа является не просто
рыночная, а конкурентно-рыночная экономика, научно обоснованно управляемая
социально ориентированным государством. Важнейшей проблемой современных
исследований экономического роста является оптимизация взаимосвязи частных и
государственных инвестиций, что «уходит корнями» в общую проблему взаимосвязи
рынка и государства.
1.2 Сущность инвестиций
Недостатком инвестиционных программ
развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое
обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений
функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление
складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических
условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с
макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями. [1]
Дополнительные денежные средства,
привлекаемые предприятиями в инвестиционных целях, называются инвестиционным
капиталом , и прежде чем в него превратиться, он проходит через финансовый
рынок заимствования. Учитывая ограниченность собственных источников накопления
у большинства российских предприятий, формирование инвестиционного механизма
предполагает развитую инфраструктуру финансового рынка (банки, инвестиционные
компании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционной
деятельности.
Несмотря на широкое употребление
термина "инвестиции" (от французского investments — вкладывать, помещать),
целесообразно уточнить его содержание из-за того, что как в отечественной, так
и зарубежной литературе понятие "инвестиции" используется в различных
смысловых значениях. В западной литературе под инвестициями понимается вложение
капитала с целью его увеличения в будущем, "использование денег для
получения больших денег". В то же время в работе Гитмана Л. и Джонк М. под
инвестициями понимается любой инструмент, в который можно поместить деньги,
рассчитывая сохранить или умножить их стоимость, или обеспечить положительную
величину доходов.[7] Таким образом, четко подчеркиваются две стороны инвестиции
ресурсов с целью получения накоплений и их вложений, обеспечивающих рост
капитализации. В работе отмечается также, что термин «инвестиции» имеет
несколько значений: покупки акций с надеждой на финансовые результаты, а также
реальные активы, которые необходимы для обеспечения процесса производства и
реализации.
Исходя из этого, различают валовые
инвестиции (включающие чистые инвестиции и амортизацию) и чистые инвестиции,
отражающие реальный прирост капитала за счет добавочных вложений. Структура
валовых инвестиций при условии, что они больше амортизации, определяет
экономический рост, в противном случае спад. Госкомстат России предусматривает
разграничение инвестиций на капиталообразующие и финансовые. К
капиталообразующим инвестициям относятся: капитальные вложения (инвестиции в
основные средства), затраты на капремонт, на приобретение земельных участков и
др. К финансовым инвестициям относятся: кредитные вложения, финансовые вложения
хозяйствующих субъектов и др. Инвестиции, ведущие к смене собственника за счет
приобретения предприятия или покупки ценных бумаг называются трансфертными
инвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал
(нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение,
в социальную сферу, с целью получения большей производительности от работников.
Различие между реальными и
финансовыми активами проводится и в другом фундаментальном курсе по менеджменту
"инвестиции", авторы: У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Д.В. Бейли.
"Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип
материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы.
Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге,
такие, как обыкновенные акции и облигации. Как правило, эти две формы являются
взаимодополняющими, а не конкурирующими". Реальные инвестиции включают
инвестирование в основной капитал, в жилищное строительство и в создание
запасов.
"Инвестировать - значит купить
какое-то благо ради того дохода, который мы от него ожидаем в будущем", -
пишет П. Хейне. В учебнике по современной западной экономике инвестиции
определяются как расходы на строительство новых заводов, на станки и
оборудование с длительным сроком службы и т.п. [17] При этом уровень чистых
расходов на инвестиции определяется ожидаемой нормой чистой прибыли от расходов
на инвестиции и процентной ставкой. Это, по сути, цена, которую должна
заплатить фирма для приобретения средств производства. Причем реальная ставка
процента играет решающую роль при принятии инвестиционного решения. Если
ожидаемая норма чистой прибыли превышает реальную ставку процента, то
инвестирование (при прочих равных условиях) будет эффективно, в противном
случае инвестировать невыгодно.
Дж. Кейнс под инвестициями понимал
текущий прирост ценностей капитального имущества, в результате производственной
деятельности данного периода. Эта та часть дохода за данный период, которая не
была использована для потребления. По мнению И. Курнышевой определение Кейнса
наиболее удачно раскрывает внутреннее двойственное содержание инвестиций. С
одной стороны, они отражают потенциальный инвестиционный спрос, а с другой —
выступают в форме вложений (затрат), определяющих прирост стоимости
капитального имущества. [11,14] Таким образом, инвестиции проявляют себя как
реализованный инвестиционный спрос и предложение.
1.3 Роль государства в формировании и
развитии источников инвестиций
На наш взгляд, сегодня наиболее
актуальным является проблема структурирования инвестиционных источников на
внешние и внутренние источники. Конечно, привлечение в российскую экономику
иностранных инвестиций важно, но, прежде всего, следует максимально эффективно
пользоваться внутренними инвестиционными источниками. Мы поддерживаем
устоявшуюся классификацию внутренних инвестиционных источников, к которым можно
отнести следующие: сбережения населения; прибыль предприятия; бюджетные и иные
государственные сборы; фонды институциональных инвесторов; пассивы банковской
системы; денежная эмиссия.
Следует отметить, что прибыль
предприятий относится к внутренним источникам инвестиций, но официально она
ниже мировых уровней в силу низкой рентабельности производства из-за высоких
энерго- и материалоемкости, транспортных затрат и сокрытия значительной доли
дохода от налогообложения. Тем не менее, процессы легализации денежных средств,
происходящие на протяжении последних лет, позволят повысить налоговые и другие
платежи, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов
государством напрямую или опосредовано. Таким образом, следует более детально
при оценке объекта исследования провести оценку внутренних и внешних
инвестиционных ресурсов, дать оценку и определить внутренний инвестиционный
потенциал, позволяющий достичь благоприятного инвестиционного климата и роста
высоких темпов экономики.
Мировой опыт и опыт нашей страны
свидетельствует о том, что устойчивый рост экономики предопределяется
соответствующим ростом инвестиций. При этом увеличение инвестиций выступает
ключевым фактором обеспечения экономического роста, вместе с тем и их
сокращение соответственно отражается на темпах спада объемов производства
продукции во всех отраслях народного хозяйства. Следует отметить, что
сложившееся в настоящее время положение с инвестициями уходит корнями в
кризисные девяностые годы XX
столетия. В те годы инвестиционная поддержка регионов была и продолжает оставаться
в "тени" текущей поддержки. Причина этого довольно банальная:
отсутствие средств, которые необходимо направить на экономическое развитие
проблемных территорий. Соответственно, и реформирование инвестиционной
поддержки регионов шло медленными темпами. Следует прямо сказать, что реформ
как таковых в этой сфере практически не было. Одновременно отметим, что в
развитии инвестиционной поддержки регионов можно выделить, как нам
представляется, три этапа: 1) 1991-1995 гг. - этап стихийной инвестиционной
поддержки территорий, основанной на принятии индивидуальных решений по
отдельным регионам; 2) 1996-2005 гг. - этап относительной упорядоченности
инвестиционной поддержки регионов при сохранении высокой роли индивидуальных
решений; 3) 2006 г. и по настоящее время - этап первых попыток более или менее
серьезного реформирования инвестиционной поддержки регионов.[18]
Сокращение централизованных
инвестиций на начальном этапе реформирования, как нам представляется, было связано
с ростом бюджетного дефицита и ускоренной приватизацией. Несмотря на некоторое
оживление в инвестиционном процессе, объем капиталовложений все еще отстает от
уровня 1990 года. По годовым объемам накопления капитала Россия в 3-25 раз
отстает от стран «большой семерки».
За годы непродуманных, во многом
хаотичных и поспешных реформ в России, объём инвестиций в основной капитал
постоянно снижался и составил по состоянию на конец 90-х годов немногим более
20% от уровня начала 90-х, что обусловило не только резкое снижение объёмов
производства, но и затормозило процессы оздоровления и модернизации российской
экономики. Рост объёма инвестиций в России в 2006-2009 гг. по сравнению с
предшествующими годами дал основание некоторым специалистам заявить о качественном
улучшении положения в экономике, появлении надёжных источников финансирования
инвестиций. Однако далеко не все исследователи столь оптимистично оценивают
рост объёма инвестиций в указанный период. Учитывая справедливость этих
противоположных взглядов, противоречивость экономической ситуации, сложившейся
в России, представляется целесообразным рассмотрение опыта инвестиционной
деятельности зарубежных стран, который можно использовать в отечественных
условиях с учётом специфики функционирования нашей экономики.
Известно, что объем ежегодно
используемых инвестиций определяется в процессе распределения ВВП на фонд
накопления и потребления. Соблюдение обоснованных пропорций между накоплением и
потреблением в валовом внутреннем продукте страны определяет, по сути, ту часть
ВВП, которая инвестируется в основной капитал для целей расширенного
воспроизводства. Уже в процессе простого воспроизводства обязательным выступает
возмещение материальных и трудовых затрат, в противном случае осуществление
даже простого воспроизводства будет затруднено, не говоря уже о расширенном
воспроизводстве. Оставшаяся непотребленная часть представляет валовое
сбережение (см. табл.1).
Таблица 1. Динамика основных
экономических показателей, характеризующих инвестиционные возможности России
[16]
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Валовой внутренний продукт (млрд. руб.)
2629,6
4823,2
7305,6
9039,4
10863, 4
Валовое сбережение (млрд. руб.)
508,1
1361,7
2641,6
3005,0
3327,9
Валовое накопление (млрд. руб.)
393,5
715,3
1365,7
1989,0
2287,7
Удельный вес в ВВП (%):
а) сбережения
19,3
28,2
36,2
33,2
30,6
б) накопление
14,9
14,8
18,7
22,0
21,1
Валовое накопление основного капитала (млрд. руб.)
424,7
694,0
1232,0
1685,8
1948,1
Инвестиции в основной капитал (млрд.руб.)
407,1
670,4
1165,2
1504,5
1758,7
в % к ВВП (норма инвестирования)
15,5
13,9
15,9
16,6
16,2
Коэффициент эффективности инвестиций
6,4
7,2
6,3
6,0
6,2
Валовое сбережение — часть
располагаемого дохода, не израсходованная на конечное потребление товаров и
услуг, от их размера зависят возможности накопления основного капитала. И эти
возможности достаточно ограничены — в России существенный разрыв между объемом
сбережений и накоплений. Так в 2007 году валовые национальные сбережения
составили 30,6% ВВП, а валовые накопления основного капитала всего 17,9% ВВП.
Это объясняется политической нестабильностью, недоверием инвесторов к
реальности их правовой защиты, низким уровнем ожидаемой прибыли. Разрыв в
сбережениях и инвестиций в основной капитал — это отток капитала за рубеж,
возврат долгов, создание валютных резервов ЦБ и др.
Следует отметить, что такие
относительные показатели как норма инвестирования в основной капитал (как
отношение объема инвестиций в основной капитал к ВВП) в последние годы практически
не растет (табл. 1). Коэффициент эффективности инвестиций — как отношения
продукции производственной и реализованной на внутреннем рынке к величине
инвестиций в основной капитал, также не показал существенной динамики.
Разразившийся на переходном этапе кризис экономики России сопровождался
снижением объема инвестиций. Доля валового накопления основного капитала в ВВП
с 1990 года уменьшилась с 27% ВВП до 20,6% в 1995 году и до 17,7% в 2007 году.
Одновременно с уменьшением относительных показателей примерно в пять раз (в
сопоставимых ценах) снизился и абсолютный объем вложений. Исторический опыт показывает,
что в западной Европе после Второй мировой войны отношение инвестиции к ВВП
составляло 25%, в Японии и в Южной Корее до 33%.
Если проанализировать динамический
ряд показателей за более чем десятилетний период, то можно отметить, что темпы
снижения инвестиции в среднем выше темпов снижения промышленного производства и
валовой продукции. Отдельные авторы отмечают значительные суммы из-за невыплат
ему дивидендов компаниями, контрольные или крупные пакеты акций которые
находятся в собственности государства. В последние годы произошла
дифференциация отраслей по привлекаемости инвестиций. В ряде из них (пищевая,
торговая, общественное питание и др.), частный капитал вполне обеспечивает
приток инвестиций. В отрасли с высокой степенью износа основных фондов и
длительным сроком окупаемости капитальных вложений, инвесторы не рискуют
вкладывать в средства даже, несмотря на имеющиеся возможности, а предпочитают
часть своих средств инвестировать в отрасли с быстрым оборотом капитала или
вывоза капитала. В таких случаях необходимо государственное регулирование.
Государство должно отобрать 8-10 крупнейших проектов и гарантировать их от
некоммерческих рисков, в том числе и под гарантию своей зарубежной
собственности. Это привлечет, и убегающий капитал и обеспечит развитие
экономики.
Обобщая анализ факторов, действие
которых привело к сокращению источников инвестиций в реальный сектор, каковым
являются доходы предприятий и доходы государства, следует отметить, что те и
другие факторы имеют общую основу, одну и ту же экономическую природу. Их
действие обусловлено моделью перехода к рыночной экономике, принятой в России
схемой развития реального сектора, в которой инвестиционная деятельность была
практически исключена из макроэкономических целей. А поставленные цели — в
частности, снижение инфляции начали осуществляться за счет дальнейшего
инвестиционного спада и невыплат заработной платы.
Сложившийся инвестиционный климат в
России свидетельствует о несостоятельности заложенной в основу реформ гипотезы
саморегулирования инвестиционного рынка. Принятие в этой сфере рыночного
механизма дало результаты, резко отличающиеся от ожидаемых итогов. Констатация
этой главной причины имеет принципиальное значение, поскольку никакие частные
конкретные меры по активизации процесса формирования финансовых источников
инвестиций не дадут ожидаемого эффекта, если используемая до сих пор модель
реформирования не будет подвергнута радикальным качественным изменениям. Одно
из них — смена приоритетов экономической политики правительства. Использование
возможностей представляемых сырьевыми отраслями (за счет ценовой конъюнктуры)
для реструктуризации внутренней экономики и ее модернизации. Основным ее
приоритетом должно стать восстановление реального сектора и активизация
формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Только при
осуществлении процесса расширенного воспроизводства в реальном секторе возможна
финансовая стабилизация, адекватная принципам экономического роста.[10]
Свои достоинства и недостатки имеет
стимулирование разных по своим масштабам инвестиционных проектов - крупных,
средних и мелких. Привлеченные в проблемные регионы крупные предприятия нередко
со временем закрываются, поскольку подобные предприятия оказываются, как
правило, неинтегрированными в хозяйство проблемных регионов. Крупные
предприятия оказываются связанными главным образом не с местной экономикой, а
со своими смежниками в более развитых регионах. Появился даже термин
"соборы в пустыне", который стал применяться к Франции, Италии.
Британские исследователи также стали говорить о том, что точечные инвестиции,
как правило, не могут решить проблемы безработицы и неблагоприятной структуры
промышленности в долгосрочной перспективе. В этой связи привлечение небольших
компаний представляется более эффективным, т.к. на них меньше тратится
государственных средств, а их зависимость от местных рынков обычно выше, нежели
у крупных фирм.
Однако и содействие мелкому местному
бизнесу тоже не может быть решением проблемы отсталых регионов: мелким фирмам
требуется венчурный капитал, доступ к информации, квалифицированная рабочая
сила, потенциальные заказчики в лице крупных частных фирм - всего этого в
отсталых регионах не хватает. Поэтому для развития малого бизнеса требуется
огромная помощь государства, и то она может лишь ускорить ротацию компаний при
нулевом эффекте в итоге для экономики района. Таким образом, задача государства
- добиваться сбалансированного развития крупного, среднего и мелкого бизнеса в
проблемных регионах. Выборочное обследование инвестиционной активности
промышленных организаций проведенное Госкомстатом, позволило выявить факторы,
ограничивающие их инвестиционную деятельность.
Таблица 2. Факторы, ограничивающие
инвестиционную деятельность (в процентах)
Факторы
Годы
2008
2009
2010
2010г. к 2008 г. увеличение(+) уменьшение (-)
Недостаток собственных финансовых средств
41
53
68
+27
Высокий процент коммерческого кредита
47
35
31
-16
Сложный механизм получения кредитов для реализации
инвестиционных проектов
39
31
24
-15
Инвестиционные риски
35
33
27
-8
Неопределенность экономической ситуации в стране
49
35
29
-20
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая
инвестиционные процессы
36
30
22
-14
Как видно из таблицы 2, такие факторы
как несовершенство нормативно-правовой базы и неопределенность экономической
ситуации достаточно устойчивы по годам и относится к так называемым
внеэкономическим факторам. Среди экономических факторов выделяется
недостаточное наличие собственных финансовых средств, в частности прибыли,
фактор, связанный с кредитом. Речь идет, во-первых, о сложностях с его
получением (особенно долгосрочном) и о высокой процентной ставке коммерческого
кредита. Интерес представляет и социально-психологический подход к динамике инвестиций
Я. Корнай, который писал: "Динамика инвестиционной политики определяется
двумя моделями механизмов управления: управление, ориентирующееся на нормы и на
границы терпения. Центр изменяет политику в тех случаях, когда инвестиционная сфера
значительно отклоняется от нормы или наталкивается на одну из границ
терпения". Границы терпения зависят от различных факторов: от того, кого
отягощают негативные последствия событий, какова способность к терпению, какова
та потеря, которая может быть воспринята безропотно; какова готовность и способность
протестовать. Границы определяют общественно-политическим климатом.
Развитые страны в процессе создания
капитальной базы экономики широко используют кредиты. В России большую часть
инвестиций получают за счет собственных средств предприятия. Это связано с
высоким уровнем кредитных ставок. Ставки в свою очередь связаны с наличием денег.
Российские банки в большинстве не обладают крупными активами, их увеличение
означает укрепление капитальной базы банков пенсионными и страховыми деньгами,
а также такими активами как земля, жилье, недра (только российская недвижимость
оценивается в 500 млрд. долл., не считая земли).
В заключение отметим, что основные
причины снижения доходности реального сектора, кризиса его финансовой системы,
блокирования процесса накопления, общеизвестны. Все они органически связаны с
политикой проведения экономических реформ. Экономическая политика правительства
очень последовательно и перманентно способствовала отвлечению финансовых
ресурсов из реального сектора в сферу обращения, в основном в финансовый
сектор, в торговлю, общественное питание и ТЭК. Данная ориентация экономической
политики выдерживалась на всех основных этапах экономических реформ,
обеспечивая первоначальное накопление капитала узкому кругу доверенных лиц.
Здесь следует подчеркнуть, что прибыль выступает одним из важнейших источников
инвестиционного финансирования, но при этом многое, если не все определяет
уровень рентабельности и объем получаемой прибыли. По имеющимся данным
"чтобы предприятие могло превращать в капиталовложения, образуемые из
прибыли, хотя бы 10% своего валового продукта, его валовая прибыль должна
составить примерно 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельности
следует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения.
Сложившийся инвестиционный климат в
России свидетельствует о несостоятельности заложенной в основу реформ гипотезы
саморегулирования инвестиционного рынка. Принятие в этой сфере рыночного
механизма дало результаты, резко отличающиеся от ожидаемых итогов.
Бюджетные средства выступают
неотъемлемым элементом структуры источников финансирования инвестиций и в
условиях рыночной экономики, что обуславливается объективной необходимостью
выполнения государством определенных хозяйственных функций в качестве одного из
субъектов общественного воспроизводства.
Инвестиционная экономическая политика
государства должна быть социально ориентирована, т.е. должны быть созданы
институты социально ориентированных экономических взаимодействий при привлечении
и распределении инвестиций. К таким институтам следует отнести инструменты
государственного регулирования инвестиционных процессов: установление налоговых
льгот, освобождение от таможенных пошлин; установление специальных налоговых
режимов; создание правовой базы по использованию инструментов привлечения
капитала (кредиты, залоги, лизинг и др.).
Необходима взаимосвязь
институциальной системы государства с его социальной детерминантой, т.е.
решения триединой задачи:
1. Формировать социально-ориентированные
государственные социальные устройства.
2. Мобилизация интеллектуального
капитала всех ветвей власти для создания соответствующих институтов.
3. Обеспечить процессуальную
дееспособность институциональных устройств и институтов.
2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ
2.1 Особенности инвестиционной
привлекательности экономики России на современном этапе
Категория «инвестиционный климат»
определяется наличием условий инвестирования, влияющих на предпочтение
инвесторов при выборе того или иного объекта инвестирования. Эта категория
включает в себя показатели политической (включая законодательство),
экономической и социальной среды, оказывающие влияние на эффективность
инвестиций, которые, в конечном счете, предопределяют степень риска капиталовложений
и возможность их эффективного использования. От существующего в стране
инвестиционного климата зависит, насколько готовы иностранные инвесторы вложить
свои инвестиции в экономику страны.
Инвестиционный климат характеризует
ряд параметров: экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный
режим, национальное законодательство, валютная политика, темпы экономического
роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней
задолженности и др.[3]
На наш взгляд основными показателями
благоприятного инвестиционного климата являются: безэмиссионное финансирование
бюджета, снижение инфляции, преодоление спада в ряде отраслей промышленного
производства, положительное сальдо внешней торговли и высокая деловая
активность в стране, наличие важнейших рыночных институтов, предоставление
гарантий частным инвесторам, ценовое регулирование производства и спроса.
Заметим, что инвестиционный климат
зависит от объективных возможностей и конкретных условии деятельности, или,
говоря другими словами, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционная привлекательность
включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и
характеризуется взаимодействием этих категорий. «Инвестиционная
привлекательность региона — это совокупность различных объективных признаков,
свойств, средств, возможностей региона, обуславливающих потенциальный
платежеспособный спрос на инвестиции».
В 2006 году агентством PBN Company проведен независимый опрос иностранных инвесторов об
инвестиционной привлекательности России, который показал следующий результаты:
судебная реформа – 3%, благоприятный налоговый режим – 17%, административные
реформы – 23%, дешевая электроэнергия и сырье, технологический и научный
потенциал – 31%, общая политическая стабильность – 40%, макроэкономическая
стабильность – 46%, высокое качество и низкая стоимость рабочей силы –
55%,ускорение темпов роста российской экономики – 77%.[16]
При определении инвестиционного
потенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики,
насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения
и другие показатели.
Как показывают эмпирические
исследования, для инвестора наиболее значимыми являются потребительский
потенциал и законодательный риск, в то время как экологический риск и ресурсный
потенциал наименее значимы при выборе места инвестирования.
Инвестиционный климат в целом по
стране неодинаков, но он может быть благоприятным в условиях эффективной
координации действий всех участников инвестиционного процесса, где наряду с
инвесторами участвуют организации, представленные в табл. 3.[6]
Таблица 3. Участники инвестиционного
процесса
№ п/п
Участники инвестиционного процесса
1.
Правительство РФ: Министерство финансов, Министерство
экономики, отраслевые министерства
2.
Специализированные инвестиционные государственные
организации: Российская финансовая корпорация, ГОСИНКОР, иные
правительственные организации
3.
Правительство области: Областные инвестиционные компании,
Областные лизинговые компании, Центр содействия предпринимательству,
Областные инвестиционные программы, Областной комитет по Управлению
Госимуществом
4.
Банки и другие кредитные организации: Российские
коммерческие банки, Правительство области, иностранные банки, иностранные
Фонды, иностранные банковские объединения, банки стран СНГ, иные кредитные
учреждения
5.
Иностранные инвесторы: частные компании, иностранные
кредитные организации, программы иностранных правительств
6.
Частные российские инвесторы: приватизированные и частные
предприятия, финансово-промышленные группы, институциональные инвесторы,
физические лица
7.
Реципиент инвестиций: юридическое лицо
8.
Привлекаемые структуры: иностранные и российские
консалтинговые компании, центры сертификации предприятий и продукции, научные
и проектные организации, юридические фирмы, поставщики, изготовители,
строители