бесплатные рефераты

Роль государства в инвестиционной привлекательности России


Такое большое число участников инвестиционного процесса связано с целым рядом этапов, без выполнения которых невозможно достижение цели, то есть привлечение иностранных инвестиций.

Инвестиции выступают решающим фактором и условием регионального развития. Субъекты, испытывающие дефицит инвестиций, заинтересованы в их постоянном поступлении для восполнения инвестиционного недостатка. Наиболее привлекательными являются промышленно развитые и богатые природными ресурсами регионы.

Инвестиционная политика формируется совокупностью предпосылок и проблем привлечения иностранных инвестиций. Она вырабатывается в зависимости от экономической и промышленной политики, интеграции инвестиционной, технологической и торговой с фискальной и монетарной политикой, так как они все взаимосвязаны. Только полная и хорошо скоординированная политика стабилизирует приток иностранных инвестиций. На наш взгляд существует ряд условий, в той или иной степени влияющих на привлечение иностранных инвестиций.

К неблагоприятным относятся такие как: нестабильное финансовое положение, сильное влияние политики на экономику, фискальные приоритеты федеральных и региональных властей, ненадежность банковской системы, ограниченная доступность для реального сектора долгосрочных кредитов, слабость законодательства о защите инвестиций, бюрократические барьеры при осуществлении вложений, неразвитость рынка недвижимости, криминализация экономики. Эксперты Института немецкой экономики (г. Кельн) в 2002 г. дали интересную оценку факторам, влияющим неблагоприятно на инвестиционный климат в России, по четырехбальной системе и получили следующие данные (табл. 4.). Эти показатели актуальны и сегодня.[8]


Таблица 4. Факторы, неблагоприятно влияющие на инвестиционный климат

Факторы

Баллы

1

Нестабильность законодательной базы

3.12

2

Чрезмерное налогообложение

2.92

3

Преступность и коррупция

2.82

4

Высокий уровень инфляции

2.77

5

Недостаточная покупательная способность населения

2.74

6

Высокие таможенные пошлины

2.69

7

Бюрократизм и некомпетентность местных властей

2.65

8

Неплатежи партнеров по бизнесу

2.65

9

Недостаточные страховые гарантии государства

2.31

10

Неразвитость инфраструктуры

2.28

11

Ограниченность услуг местных банков

2.27

12

Нехватка надежных партнеров

1.99

13

Недостаток рыночной информации

1.84

14

Кадровые проблемы

1.79

15

Монополизация рынков товаров и услуг

1.46

16

Нехватка производственных мощностей

1.19

С другой стороны, емкий и насыщенный рынок, выход на рынки стран СНГ, богатые запасы природных ресурсов, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал считаются благоприятными факторами для привлечения иностранных инвестиций.

Оценка рисков для инвесторов западными топ-менеджерами, работающие в России, приведена в табл. 5 (где 5- самый высокий риск, 1 — самый низкий риск):


Таблица 5. Оценка факторов риска в России [9]

Риски

Балл

1.

Произвол бюрократии и коррумпированность

4,3

2.

Неэтичная конкуренция, использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR

3,8

3.

Риск потери собственности, возможность лишиться своих активов на формально законном основании

3,7

4.

Менеджеры игнорируют права инвесторов

2,8

5.

Непрозрачные финансы

2,5

6.

Риск смены законодательства

1,8

7.

Неэффективный менеджмент, устаревшие методы управления, недостаток знаний

1,8


В настоящее время, привлекая иностранные инвестиции, государство преследует следующие цели: ликвидация инвестиционного голода в ряде отраслей, находящихся в состоянии спада; обеспечение расширенного воспроизводства; выход на внешние рынки и включение в систему международного разделения труда.

Достижение вышеперечисленных целей требует вовлечения новых технологий, усовершенствования систем организации производства и маркетинга, что проще осуществлять в условиях взаимодействия с иностранными инвесторами.

В своем исследовании мы исходим из того, что иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как они не увеличивают внешний долг и при этом:

служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления и др.;

способствуют получению средств для погашения внешнего долга;

обеспечивают определенную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической корпорации;

количество и качество инвестиций в экономику региона определяется степенью привлекательности его инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой;

пример других стран показывает, что иностранные инвестиции при наличии продуманной программы привлечения инвестиций, благоприятно влияют на внутреннюю экономику;

существуют отрасли экономики и отдельные виды деятельности, где для иностранного капитала должны быть установлены ограничения в случаях монополизации в производство отдельных видов промышленной продукции, усиления безработицы, возникновения угрозы национальной безопасности, оказания неблагоприятного экологического воздействия;

иностранные инвестиции не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций и активизация иностранных инвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественных инвесторов.

В этой связи важно необходимо разработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса:

дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических связей;

устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;

обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства;

предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот;

предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект;

выявление приоритетных отраслей, видов производств, экономических зон, в отношении которых вводятся наиболее льготные условия привлечения инвестиций;

проведение инвестиционных конкурсов с участием иностранных инвесторов;

разработка механизма разрешения споров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории региона и области;

определение порядка спецификации продукции, как отечественной, так и импортной для собственных нужд предприятиям с иностранными инвестициями на соответствие международным стандартам качества и экологической безопасности;

создание консалтинговых и инжиниринговых компаний, специализированных служб на предприятиях по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов.[13]

Подводя итог изложенному, можно резюмировать, что реализация указанных направлений будет во многом способствовать повышению эффективности инвестиционной политики, созданию условий, способствующих росту инвестиционной активности, разработке новых инструментов и технологий привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, первостепенное значение для улучшения инвестиционного климата в стране и ее регионах имеют политическая и экономическая стабильность, грамотная налоговая политика, гарантии иностранным инвесторам и др.

2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России


В структуре иностранных инвестиций в Россию прямые инвестиции в 2007 г. составляли 20,2%, портфельные 2,4%, прочие — 77,4%. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. они выросли на 30,1%, в 2007 г. - на 50,4%.

За 2008г. иностранные инвестиции увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиций составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2008 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиции приходится на прочие, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2008г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г.

В 2009 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 23% от общего объема прямых инвестиций в России.

2010 г. получился весьма противоречивым с точки зрения притока иностранных инвестиций в Россию. Долгое время их уровень оставался ниже показателей 2009 г., что давало основания для пессимистических прогнозов. Однако благодаря резкому росту притока капитала в последнем квартале 2010 г, его итоговый результат превзошел показатели предыдущих лет, В 2010 г. в Россию поступило 53,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, т.е. на 32, 4% больше, чем в 2009 г., и это отрадный факт для нашей страны. Уровень 2009 г., который до этого был максимальным, в абсолютном выражении был превышен сразу на 13 млрд. долл. При этом в течение 2010 г. приток капитала был крайне неравномерным. В частности, по итогам I полугодия в страну поступило всего 16, 5 млрд. долл., а за три квартала - 26, 8 млрд. долл. Таким образом, согласно данным Росстата, за IV квартал 2010 г. в страну пришло столько же капиталов, сколько за девять предыдущих месяцев вместе взятых. Это отличается от статистики предыдущих лет, когда приток капитала был более или менее равномерным на протяжении всего года.[16]

Прямые зарубежные инвестиции в Россию в 2010 году составили $13 млрд. 072 млн. и выросли на 38,8% по сравнению с 2009 годом. В том числе взносы в капитал составили $10 млрд. 360 млн. (рост на 41,8%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, - $2 млрд. 165 млн. (рост на 27,7%), лизинг - $143 млн. (рост в 6,2 раза), прочие прямые инвестиции - $404 млн. (рост на 2,0%).

Благоприятным следует признать тот факт, что темпы роста прямых инвестиций были самыми высокими. Это привело к росту их доли в притоке и накоплениях иностранного капитала.

Наиболее значительно среди видов прямых инвестиций выросли объемы лизинга. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о повышении значения лизинга как инструмента инвестиционного сотрудничества, что является положительным фактором, поскольку до сих пор его роль была крайне незначительной по сравнению с той, какую он играет в развитых странах.

Далее, по темпам роста среди видов прямых инвестиций следуют взносы в капитал. Они традиционно являются важнейшей составной частью прямых инвестиций в РФ (80%). Отметим также, что в 2009 г. рост взносов в капитал был все-таки более существенным. В 2010 г. продолжился рост кредитов от иностранных совладельцев предприятий, а объем прочих прямых вложений остался практически неизменным. Такая тенденция наблюдалась и в 2006 году.

Портфельные иностранные инвестиции в Россию за 2010 год составили $453 млн., что на 36,3% выше уровня 2009 года. Портфельные инвестиции в 2010 г. росли быстрее среднего уровня. Из-за опережающего роста прямых капиталовложений их доля сократилась.

Абсолютным лидером по динамике, но не по объему среди видов портфельных инвестиций, стали долговые ценные бумаги. Это обстоятельство может свидетельствовать о постепенном росте доверия иностранных инвесторов к российскому рынку корпоративных долговых обязательств и стране в целом. Портфельные инвестиции в развитых странах сегодня имеют существенно большее значение, чем прямые капиталовложения. В России же они остаются крайне незначительными во многом из-за низкого уровня доверия со стороны иностранных партнеров в сочетании с невозможностью портфельных инвесторов реально влиять на политику компаний, акционерами которых они становятся. Наибольший объем в 2010 г. приходился, как и все последние годы, на прочие инвестиции.

Объем накопленных в России иностранных инвестиций по итогам 2010г. составил практически 112 млрд. долл., что на 36, 6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (табл.2.6). Годом ранее этот показатель был примерно на 30 млрд. долл. меньше. Данный показатель более наглядно отражает рост реального значения иностранных инвестиций в России, поэтому на динамике накопленных инвестиций остановимся подробнее.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале по итогам 2010 г. приходился, как и все последние годы, на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций и пр.) - 53, 8% (на конец 2009 г. -54, 0%), доля прямых инвестиций составила 44, 5% (44, 1 %), портфельных - 1, 7% (1,9%). Как видно из приведенных данных, доля накопленных прямых инвестиций в 2010 г. выросла впервые с 2006 г., а в абсолютом выражении они достигли порядка 50 млрд. долл.

Иностранные инвестиции в Россию в 1-м полугодии 2006 г. поступили на сумму 23,41 млрд. долл, что на 41,9 % больше по сравнению с их приростом в аналогичном периоде прошлого года.

Прямые инвестиции в 1-м полугодии 2006 г поступили в страну на сумму 6,445 млрд. долл, что на 43,6 % больше по сравнению с их притоком за 1-е полугодие 2010 г. объем портфельных инвестиций за полугодие составил 499 млн. доля, что в 2,9 раза больше их прироста в 1-м полугодии 2010 г. Прочие инвестиции поступили на сумму 16,466 млрд. долл - на 39,1 % больше по сравнению с объемом за такой же период годом ранее.

Структура притока иностранных инвестиций в Россию в январе-июне 2006 г. приведена ниже. Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец июня 2006 г равнялась 127 млрд. 988 млн. долл, что на 40,9 % больше по сравнению с суммой на конец 1 -го полугодия 2010 г. Из общей суммы прямые инвестиции составляли 61 млрд. 561 млн. долл., портфельные - 2 млрд. 334 млн. долл и 64 млрд 093 млн. долл - прочие.[16]

Анализ показывает, что структура иностранных инвестиций остается неблагоприятной. В ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется их платностью, причем с процентами. Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции. Кроме того, кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению. Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, часть поступающих инвестиций - это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %.

Важно подчеркнуть, что увеличение притока иностранного капитала в нашу страну связано с улучшением у нас инвестиционного климата и повышением политической и экономической стабильности, ростом инвестиций в нефтедобычу в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти.

Но из приведенных данных видно, что на прямые (и портфельные) инвестиции приходится не более четверти всего ежегодного притока иностранных инвестиций в Россию. А поскольку именно этот вид вложений учитывается в международной статистике, то позиции нашей страны на мировом рынке капитала пока выглядят весьма скромно по сравнению с ее реальным потенциалом.

Динамика иностранных инвестиций по видам представлена в табл. 6.


Таблица 6. Динамика иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл.

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

1996

1876,7

30

889,8

2796,5

2002

2090


4307,7

6443,1

2003

3897,3

342,8

6257,9

10498

2004

3361

191

8221

11773

2005

4260

31

5269

9560

2006

4429

145

6384

10458

2007

3980

451

9280

14251

2008

4000

472

15300

19772

2009

6782

401

22515

29699

2010

9420

333

30756

40509


Следует отметить наличие достаточно четкой тенденции, характеризующейся ростом объема инвестиций с 1996 года. В таблице 6 приведена динамика этих данных

Среди прочих иностранных инвестиций следует выделить торговые кредиты, направленные на обеспечение товарных потоков. Зарубежным инвесторам это позволяет широко внедряться в отечественный рынок, навязывая потребителям зарубежные стандарты потребления, вытесняя отечественного товаропроизводителя и вывозя полученную прибыль. К прочим также относятся кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций.

В настоящее время крупнейшими странами-инвесторами в российскую экономику являются: Германия, США, Кипр, Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария. По накопленным к началу 2008 г. иностранным инвестициям лидируют Германия (16,7% иностранных инвестиций), США (14,9%), Кипр (11,5%). Рейтинг стран существенно изменился с 1995г., когда на первом месте были США, на втором — Швейцария. За 2007 г. наибольшие объемы капитала в экономику России вложили Германия - 20,2%, Кипр -11,8%, Великобритания -11,5%. Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2008 году приходились на долю Франции - 28%, Германии -25% и Великобритании - 21%. Инвесторы этих стран вкладывали средства в черную металлургию, химическую, деревообрабатывающую, стекольную промышленность, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 53,1% (на конец сентября 2009г. - 57,5%), доля прямых инвестиций составила 44,9% (40,5%), портфельных - 2,0% (2,0%) (см. табл. 7).[5]

Главной формой реализации иностранных инвестиций в экономике нашей страны - это создание совместных предприятий. Число предприятий и организаций с участием иностранного капитала в России в 2006г. составило 13104. Больше всего предприятий и организаций с участием иностранного капитала на конец 2007г. зарегистрировано в России с Китаем, Кипром, США, Германией и др.


Таблица 7. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2010 г., по основным странам-инвесторам


Млн. долл. США

В процентах к итогу

Всего инвестиций

53651

100

из них из стран:



Люксембург

13841

25,8

Нидерланды

8898

16,6

Великобритания

8588

16,0

Кипр

5115

9,5

Германия

3010

5,6

Виргинские острова (Брит.)

1211

2,3

Франция

1428

2,7

США

1554

2,9

Швейцария

2014

3,8

Австрия

1057

2,0


На начало 2009 г. в России в Государственный реестр внесено около 12 тыс. совместных организаций, в том числе из них более 7 тыс. находятся в сфере услуг /или 84 %/. Среднесписочная численность работников /без внешних совместителей/ составила 3 млн. человек, объём продукции /работ, услуг/ в фактически действующих ценах составил в 2008 г. 434,6 млрд. руб. или 7 % промышленной продукции и услуг.

Зарегистрировано почти 150 кредитных организаций с участием иностранного капитала, причем более 40 из них на 100% принадлежат крупнейшим заграничным банкам. Анализ показателей деятельности организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики в России показывает, что наибольшее число организаций, выпускающих продукцию и оказывающих услуги за период 2003-2010 гт., было учреждено в торговле и общепите, промышленности, строительстве и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка.

Прямые иностранные инвестиции в РФ осуществляются в четырех основных формах: инвестиции с «нуля», сборочные предприятия, совместные предприятия, поглощения и слияния.

Следует отметить то обстоятельство, что иностранного частного инвестора интересуют прежде всего сферы, в которых можно быстро оборачивать капитал, производить продукцию с низкими инвестиционными затратами, осуществлять крупные сырьевые проекты с условием, что прибыль гарантируется экспортом производственного продукта, использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций или собственных правительств.

В сельском хозяйстве, как и прежде, уровень иностранных инвестиций крайне мал, всего 0, 6% от общего объема вложений в страну. Зарубежным партнерам намного выгоднее ввозить в Россию готовую сельскохозяйственную продукцию, которая во многих странах производится в избытке, чем создавать у нас конкурентоспособные производства. Исключение составляют только вложения в сельскохозяйственные предприятия, предназначенные для поставки сырья для пищевых производств, которые в нашей стране давно освоены иностранцами и развиваются быстрыми темпами. Здесь преобладают прямые капиталовложения (75% всех вложений), которые позволяют инвесторам реально контролировать производственный процесс и управлять им. Пятая часть всех иностранных капиталов, накопленных в РФ, сосредоточена в сфере добычи полезных ископаемых. Эта же сфера в 2010 г. аккумулировала порядка 10% всех поступивших в страну за год инвестиций из-за рубежа. Абсолютным лидером является здесь добыча сырой нефти (и природного газа), на которую по-прежнему приходится 17% всех накопленных капиталов, несмотря на некоторое снижение ее доли в притоке инвестиций. В этой сфере также доминируют прямые инвестиции (65% всех вложений), поскольку иностранные партнеры стремятся получить контроль над ключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов там, где это возможно.

Среди других видов полезных ископаемых иностранцев в России привлекают металлические руды, но здесь доля их вложений мала, всего 0, 6% от общего объема накоплений, да и превалируют в ней кредитные ресурсы (57%).

Обрабатывающие производства вместе взятые являются самой крупной сферой иностранных вложений по итогам 2010 г. (31% накоплений и 33, 5% притока). Вполне логично, на наш взгляд, что в этой сфере, куда иностранный капитал проник еще на стадии приватизации, по-прежнему относительно велика доля прямых вложений (56%), хотя доля кредитов в ней постоянно увеличивается. Прежде всего, следует отметить металлургическое производство, где сосредоточено 9% всех накопленных в России иностранных инвестиций и доля прямых вложений составляет 62%. Правда, доля тесно связанного с этой сферой производства готовых металлургических изделий в накопленных иностранных капиталовложениях пока мала (всего 0, 3%). Зарубежных партнеров по-прежнему интересуют, прежде всего, продукты первого передела и полуфабрикаты металлургического производства. Значительные инвестиции аккумулированы в производстве пищевых продуктов (3, 6%, из них 79% прямые инвестиции). При этом значение металлургической и пищевой промышленности в притоке капитала из-за рубежа постепенно снижается (5, 8 и 1, 9% соответственно), что связано как с завершением процесса закрепления иностранцев в этих сегментах российского рынка, так и с развитием конкурентоспособных российских производств, способных на равных соперничать с зарубежными аналогами. Похожая ситуация с замедлением темпов притока инвестиций наблюдается и в производстве табачных изделий, где доля иностранных производителей на отечественном рынке уже, очевидно, достигла своего разумного предела (более 50%).[5]

Стабильный интерес иностранцев вызывает отрасль обработки древесины и производства изделий из дерева, что неудивительно, учитывая колоссальные запасы древесины, которыми обладает наша страна. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, производство электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство измерительных и оптических приборов, медицинской техники - все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов во многом по тем же причинам, что и сельское хозяйство. Зарубежным партнерам гораздо выгоднее импортировать в нашу страну готовое оборудование с высокой долей добавленной стоимости, чем организовывать современные производства аналогичной продукции, технологии которых могли бы потенциально помочь нашей стране повысить свою конкурентоспособность. Еще одним ярким примером подобной ситуации можно считать положение с участием иностранцев в финансировании российского производства судов, летательных и космических аппаратов.

Среди других сфер услуг наибольший интерес иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынок электросвязи (5, 8% накоплений и 6, 1% притока в 2010 году) и деятельность сухопутного транспорта (2, 3 и 0> 5% соответственно). При этом на транспорте преобладают прямые инвестиции (92%), а в электросвязи - кредиты (81%).

В добычу полезных ископаемых в течение 1-го полугодия 2006 г поступили иностранные инвестиции на сумму 5,86 млрд. долл; в обрабатывающие производства - 5,299 млрд. долл; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 5,092 млрд. долл.; в транспорт и связь - 3,946 млрд. долл, в финансовый сектор экономики - 1,387 млрд. долл.; в сферу операций с недвижимостью - 1,24 млрд. долл.; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 194 млн. долл.; в строительство - 183 млн. долл; в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 117 млн. долл.; в здравоохранение и предоставление социальных услуг - 28 млн. долл, в гостиничный и ресторанный бизнес - 14 млн. долл. (табл. 8) [15]


Таблица 8. Оценка потребностей в инвестиционных ресурсах отраслей обрабатывающей промышленности в 2010—2007 гг. (млрд. руб.)

Отрасль

Всего

Собственные средства

Привлеченные средства

Всего по отраслям

2013,79

1024,9

988,89

Черная металлургия

221,6

124,65

96,95

Цветная металлургия

285,31

227,14

58,17

Химическая и нефтехимическая промышленность

204,98

130,19

74,79

Машиностроение и металлообработка

637,1

191,13

445,97

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

132,96

69,25

63,71

Промышленность строительных материалов

138,5

58,17

80,33

Легкая промышленность

24,93

19,39

5,54

Пищевая промышленность

368,41

204,98

163,43


Однако необходимо отметить, что прослеживается дефицит иностранных инвестиций в наиболее значимых отраслях обрабатывающей промышленности с длительными сроками оборота капитала.

В условиях исчерпания у большинства предприятий отраслей обрабатывающей промышленности собственных источников финансовых ресурсов (амортизации и прибыли) проблема обеспечения инвестиций становится все более острой. В результате в соотношении «внутренние источники/внешние источники» существенно повышается значимость последних.

Наиболее серьезное изменение указанного соотношения отмечается в машиностроении и металлообработке, где в результате низкой рентабельности производства, потери множества традиционных рынков сбыта и направлений специализации, крайней изношенности основных производственных фондов, предкризисного состояния многих предприятий и других негативных факторов возможности самофинансирования инвестиций сократились до 30% от общей потребности в инвестициях. Ситуация во всех других отраслях обрабатывающей промышленности обстоит не намного лучше, а собственные ресурсы в промышленности в целом оцениваются только в половину от необходимой инвестиционной потребности.

Основными факторами, сдерживающими привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются в основном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов; ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны.

В заключение нельзя не обратить внимание на то, что участие зарубежных инвесторов в финансировании в России таких приоритетных для нее сфер, как научные исследования и разработки, а также деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, пока остается крайне незначительным (на уровне 0, 1% всех накопленных капиталовложений).

России предстоит еще немало сделать для того, чтобы выработать действенный алгоритм привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом также важно четко разграничить те сферы НИОКР, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться. Первые шаги в этом направлении, кстати, уже предпринимаются. Речь идет о создании в России особых технико-внедренческих экономических зон, предназначенных для разработки и внедрения продуктов научной деятельности на льготных условиях, в том числе с участием иностранного капитала.

В целом, привлечение иностранных инвестиций, зарубежных технологий, опыта, менеджмента в экономику России в трансформационный период помогли решить ряд экономических проблем внутри страны, уменьшить уровень безработицы, создать новые рабочие места, увеличить приток новых технологий и выйти на мировые рынки.

При определении инвестиционного потенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.

Анализ показывает, что структура иностранных инвестиций остается неблагоприятной. В ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется их платностью, причем с процентами.


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

3.1 Общие рекомендации по совершенствованию государственной системы

Основными факторами, сдерживающими привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются в основном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов; ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны.

Необходимо разработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса:

·                   дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических связей;

·                   устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;

·                   обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства; предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот; предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект.


3.2 Усиление государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику

В условиях несовершенного инвестиционного климата в отечественной социально-экономической системе должны подвергнуться анализу традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики.

При относительно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Первоочередной задачей является также запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, независимо от их отраслевой принадлежности. Реализация последних позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

В плане совершенствования федерального инвестиционного законодательства в стране в последние годы удалось заложить правовые основы, все более соответствующие мировой практике. Речь идет о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

Решение данной проблемы осуществляется по ряду направлений. Во-первых, за счет количественного фактора. Так перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, за период 1992-2010 тт. превышает 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов.

Обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями, действующее законодательство и законопроекты создали необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и усиливая которую, в области инновационной деятельности можно добиться значительных результатов.

Во-вторых, за счет качественного улучшения действующих нормативно - правовых документов, согласованности во взаимоотношениях различных ветвей власти. К примеру, законодательно устранены необоснованные административные барьеры, а также повышены эффективность, согласованность и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных и непосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционной деятельности на территории страны.

В-третьих, последующую деятельность по созданию правовой базы в целях привлечения ПИИ в экономику России планируется осуществлять путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

1.Подготовки и принятия соответствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (законы «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций» и др.).

2.Внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О СРП», «О недрах» и др.);

3.Принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и не противоречащим им.

Улучшение инвестиционного климата в России создадут необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширение инновационной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенных исследований можно кратко сформулировать следующие обобщающие выводы.

В основе формирования и развития инвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация» системы одноименной собственности.

Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграничений функциональных полномочий уровней государственной власти. Преодоление складывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономических условий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическими тенденциями и региональными реалиями.

Мировой опыт и опыт нашей страны свидетельствует о том, что устойчивый рост экономики предопределяется соответствующим ростом инвестиций.

Основными факторами, сдерживающими привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются в основном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов; ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны.

Необходимо разработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса.

Улучшение инвестиционного климата в России создадут необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширение инновационной деятельности.

Список используемых источников

1. Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. – М.: ИЭРАН, 2007 г. – 210 с.

1.                 Абалкин Л.И. Судьба России: связь времен. – М.: ИЭРАН, 2009 г. – 268 с.

2.                 Адрианов В.Д. Россия: экономический и производственный потенциал. – М.: Финансы и статистика, 2010 г. -286 с.

3.                 Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2006 г. – 312 с.

4.                 Воронова Т.А. Инвестиционная активность в стратегии экономического рорста. – СПб.: Нева, 2009 г. – 107 с.

5.                 Гамза В.А. Внутренние инвестиционные источники России: состояние и потенциал.// Научный альманах. – М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 2006 г. – 115 с.

6.                 Гитман Л., Джонк М. Основы инвестирования. – М.: «Дело», 2010 г. – 458 с.

7.                 Иванченко В.. Мониторинг экономических реформ. – М.: «Мастер», 2006 г. – 328 с.

8.                 Инвестирование в России и зарубежных странах./ Под ред. Комарова И. – М., 2010 г. – 159 с.

9.                 Капустина Л.М. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. – Екатеринбург: Феникс, 2006 г. – 402 с.

10.            Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 2003 г. – 580 с.

11.            Корнаи Я. Дефицит. – М.: Мир, 2006 г. – 158 с.

12.            Кузнецова О.В. Региональная политика в России: история развития. – М.: Наука, 2006 г. – 216 с.

13.            Курнышева И.Р. Трансформация российской экономики: особенности и перспективы. – М.: ИЭРАН, 2007 г. – 284 с.

14.            Пузакова Е.П. Мировая экономика. – Р/Д: Спутник, 2006 г. – 320 с.

15.            Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2006 г.

16.            Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: «Дело», 2007 г. – 574 с.

17.            Эксперт № 41, 2007 г.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ