бесплатные рефераты

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

Содержание


Введение

Глава 1. Общая характеристика налога

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе

1.2 Налогоплательщики

1.3 Объекты налогообложения

1.4 Налоговая база

1.5 Налоговый период и налоговые ставки

1.6 Налоговые льготы

1.7 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога

1.8 Порядок и сроки представления налоговой декларации

1.9 Порядок постановки на учет плательщиков водного налога

Глава 2. Практический вариант учета расчета налога

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

2.2 Примеры расчета водного налога

2.3 Арбитражная практика

2.4 Спорные вопросы, возникающие при исчислении водного налога

Глава 3. Анализ и пути совершенствования водного налога

3.1 Правовое регулирование платежей за водопользование

3.2 Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе

3.3 Экономическая оценка водных объектов

3.4 Пути совершенствования водного налога

Заключение

Список используемой литературы

7


Введение


Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование. С переходом на рыночные отношения российское законодательство утвердило в качестве важного условия платность водопользования. Эта позиция была обозначена в Водном Кодексе, принятом в 1995 году. С этого момента все водопользователи обязаны уплачивать водный налог.

Водный налог - это плата направленная на восстановление и охрану водных объектов.

Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

рассмотреть понятие водного налога;

рассмотреть содержание водного налога;

проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;

проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;

в заключении сделать выводы.

Объект работы - отношения складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предмет работы - законодательство о водном налоге. Методологическую основу работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа. При решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы - системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод.


Глава 1. Общая характеристика налога


1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе


Акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод на окружающую среду.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или - временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы распространения и черты водного режима.

Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды, в водном объекте.

Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории РФ.

Водоотведение - любой сброс воды, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения.

Водоснабжение подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ,

субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки стекает в море или озеро.

Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В налоговом законодательстве могут использоваться следующие понятия:

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские, кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, т.е. физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.


1.2 Налогоплательщики


Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сформулированная норма комментируемой статьи отличается от той, что была в Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами", в соответствии с которой плательщиками платы за пользование водными объектами признавались организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащее лицензированию.

Кроме того, в статье соблюдена норма ВК РФ, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование (ст.26, 27 и 28 ВК РФ). Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено ВК РФ, а для осуществления предпринимательской деятельности - только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ. Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.

Отсутствие в статье прямой ссылки на то, что плательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, не значит, что их деятельность, связанная с водопользованием, не облагается водным налогом. Признание кого-либо плательщиком водного налога увязано в гл.25.2 ПК РФ с осуществлением специального и (или) особого водопользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание налогоплательщиком водного налога физических лиц не изменяет перечень налогоплательщиков, как это кажется на первый взгляд. На самом деле круг плательщиков водного налога остался прежним, так как уплачивать водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности. Данный порядок установлен ст.27 ВК РФ.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей получения специальных лицензий на водопользование, не являются плательщиками водного налога.

В соответствии со ст.86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Порядок лицензирования водопользования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", принятым в развитие норм ВК РФ.

Данным Постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, 'а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и, соответственно, не возникает обязанность уплаты водного налога.

Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам утвержден Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232 и устанавливает перечень устройств и сооружений, использование которых при осуществлении пользования водными объектами позволяет отнести данное водопользование к специальному.

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом МПР России от 19 марта 1998 г. N 11-2-19/55. В соответствии с данным письмом к специальному водопользованию относится пользование водными объектами юридическими или физическими лицами для удовлетворения социальных и лечебно-оздоровительных потребностей населения, а также нужд хозяйственной деятельности с применением различных сооружений, технических средств, устройств и технологий при определенных видах недропользования. Вместе с тем указанное письмо не устанавливает перечень технических средств, использование которых является обязательным условием признания водопользования специальным. В связи с этим при осуществлении пользования подземными водными объектами следует ориентироваться на перечень специальных приспособлений, утвержденный Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232, применяя его с учетом особенностей деятельности, связанной с пользованием подземными водными объектами.

При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется специальное водопользование, в аренду налогоплательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.


1.3 Объекты налогообложения


Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Перечень видов водопользования, не подпадающих под налогообложение

водным налогом, расширен за счет включения в него таких видов, как:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Включение указанного вида водопользования в перечень видов, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, явилось следствием технического переноса соответствующей нормы из статьи Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", устанавливающей плательщиков платы за пользование водными объектами. Данный вид водопользования при определенных условиях облагается налогом на добычу полезных ископаемых;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. В Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами" содержалась аналогичная норма, но при этом оговаривалось, что из-под обложения платой выводится водопользование только для спортивной охоты и любительского рыболовства и без применения сооружений.

Объекты налогообложения водным налогом почти не изменились по сравнению с объектами обложения платой за пользование водными объектами, предусмотренными Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами".

Вместе с тем из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты. Исключение данного вида водопользования из объекта налогообложения вызвано, во-первых, не очень значительными суммами собираемого налога от этого вида пользования "водными объектами, которые существенно ниже затрат, используемых на его администрирование, а во-вторых, опасением возникновения коллизий между водным и экологическим законодательством, также предусматривающим взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты, а также на рельеф местности, так как сточные воды могут быть отнесены к загрязняющим веществам.

Характеристики объектов налогообложения, предусмотренные в гл.25.2, остались практически теми же, что и в Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами", с небольшими редакционными уточнениями. В частности, уточняется, что использование водных объектов для целей гидроэнергетики и лесосплава в плотах и кошелях должно осуществляться без забора воды.

Более существенные изменения произошли в составе видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения. По сравнению с платой за пользование водными объектами ст.333.9 увеличивает с 12 до 15 количество видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения водным налогом. При этом произошла замена одних льгот на другие.

Важным моментом принятия гл.25.2 является законодательное закрепление в указанном перечне такого вида водопользования, как забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" данный вид водопользования также не признавался объектом платы за пользование водными объектами. Однако действие соответствующей нормы было ограничено сроком - до 1 января 2003 г. Дважды (включая 2004 г) действие данного положения продлевалось законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Теперь указание на временные рамки отсутствует.

Законодательное закрепление данного положения уточняет норму о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывавшую множество споров при заборе воды садоводческими и огородническими объединениями граждан, поскольку действующая редакция платы за пользование водными объектами не признавала объектом обложения платой за пользование водными

объектами забор в указанных целях только в случае, если он осуществлялся сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для последующего централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.

Под централизованным водоснабжением понимается подача воды городскими или сельскими групповыми водопроводами. В случае непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта животноводческими фермами (комплексами) они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами.

Принятие гл.25.2 устраняет имеющееся противоречие, и от налогообложения водным налогом теперь будет освобождаться забор воды любым водопользователем как для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, а также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

В главе несколько сужено действие налоговой льготы в отношении использования водных объектов для организованного отдыха (организованной рекреации). Статьей 333.9 установлено, что от налогообложения освобождается пользование акваторией водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей. В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водным объектом" от платы за пользование водными объектами освобождался любой вид водопользования в указанных целях, осуществляемый также лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной, собственности и использующими водоемы для отдыха и лечения граждан.

Из числа видов пользования водными объектами, не признаваемых объектами платы за пользование водными объектами ст.333.9 исключены два вида пользования водными объектами: строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья) и сброс дренажных вод, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.


1.4 Налоговая база


По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Практически по всем видам водопользования налоговой базой являются те же показатели, что и установленные законодательством, действовавшим до принятия гл.25.2 НК РФ.

По сути подходы к. определению налоговой базы, предусмотренные ст.333.10, не изменились по сравнению с определением налоговой базы в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами".

Четыре объекта налогообложения определяют четыре налоговые базы: объем воды, забранной из водного объекта, площадь предоставленного водного пространства, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

В то же время в комментируемой статье по сравнению с нормами Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" положения, определяющие налоговую базу, являются более точными и детализированными. Статья более широко раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации.

В частности, уточнено, что при заборе воды объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний, водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Таким образом, исключается расширительное толкование соответствующей законодательной нормы.

При этом необходимо отметить, что при определении налоговой базы объем забранной воды не уменьшается на потери воды при ее заборе и транспортировке.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.


1.5 Налоговый период и налоговые ставки


Налоговым периодом признается квартал.

В соответствии с частью первой ПК РФ налоговым периодом является период, по окончании которого налогоплательщик должен определить налоговую базу, исчислить сумму налога и уплатить ее в бюджет.

Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" был установлен не налоговый период, а отчетный.

При этом в зависимости от категории налогоплательщика устанавливался разный отчетный период.

Так, для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, налоговый период устанавливался как календарный квартал, а для остальных плательщиков - как календарный месяц.

Налоговые ставки.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:


Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

 

Из поверхностных водных объектов

Из подземных водных объектов

 

Северный

Волга

300

384

 


Нева

264

348'

 


Печора

246

300

 


Северная Двина

258

312

 


Прочие реки и

306

378


озера



Северо-Западный

Волга

294

390


Западная Двина

288

366


Нева

258

342


Прочие реки и

282

372


озера



Центральный

Волга

288

360


Днепр

276

342


Дон

294

384


Западная Двина

306

354


Нева

252

306


Прочие реки и

264

336


озера



Волго-Вятский

Волга

282

336


Северная Двина

252

312


Прочие реки и

270

330


озера



Центрально -

Днепр

258

318

Черноземный

Дон

336

402


Волга

282

354


Прочие реки и

258

318


озера



Поволжский

Волга

294

348


Дон

360

420


Прочие реки и

264

342


озера



Северо -

Дон

390

486

Кавказский

Кубань

480

570


Самур

480

576


Сулак

456

540

 


Терек

468

558

 


Прочие реки и

540

654

 


озера



 

Уральский

Волга

294

444

 


Объ

282

456

 


Урал

354

534

 


Прочие реки и

306

390

 


озера



 

Западно-Сибирский

Объ

270

330

 


Прочие реки и

276

342

 


озера



 

Восточно-Сибирский

Амур

276

330

 


Енисей'

246

306

 


Лена

252

306

 


Объ

264

348

 


Озеро Байкал и

576

678

 


его бассейн



 


Прочие реки и

282

342

 


озера



 

Дальневосточный

Амур

264

336


 


Лена

288

342

 


Прочие реки и

252

306

 


озера



 

Калининградская

Неман

276

324

 

область

Прочие реки и

288

336

 


озера



 

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ