Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога
Перечню относится пользование
водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского
хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта,
строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи
подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей,
если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих
сооружений, технических средств и устройств:
стационарных, передвижных и
плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных
объектов;
водоотводящих сооружений,
предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные,
промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных
вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
комплекса сооружений порта, в
том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов,
посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и
иных плавучих объектов;
плотин, шлюзов-регуляторов и
других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих
сооружений);
гидравлических электростанций (приплотинных,
деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);
организованных пляжей, причалов
для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств
отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных
и оздоровительных целей;
платформ и искусственных
островов;
оросительных, обводнительных и
оросительно-обводнительных мелиоративных систем;
водохозяйственных сооружений
тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла,
предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для
охлаждения;
землеройной, буровой,
грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских,
дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по
предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений,
подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных
переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных
ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;
судов и других плавательных
средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав
леса в плотах и кошелях.
Изменения в Водном Кодексе
В советский период наблюдалось
потребительское отношение к водным ресурсам как к даровому и неисчерпаемому
благу. Исключением являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она
взималась в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства
вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным засолением земель. Но низкая
доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности по плате за воду привели
к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за
забор воды из водохозяйственных систем.
С переходом на рыночные отношения
российское законодательство утверждает в качестве важного условия платность
водопользования (как и других видов природопользования). Поэтому важной
обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей,
связанных с пользованием водными объектами. Такова была позиция законодателя,
закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.
16 мая 2008 года группа
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
внесла в Совет Государственной Думы проект Федерального закона "О внесении
изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный во Фракции
КПРФ. Законопроект изложен на 27 страницах и предусматривает внесение изменений
в семь федеральных законов.
Законопроект подготовлен с
учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения,
направленные на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской
Федерации (далее Кодекс), Федерального закона "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным законом
изменений в смежные отрасли законодательства в соответствие с Конституцией
Российской Федерации, а также на устранение недостатков и внутренних
противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между
Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской
Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.
Целью настоящего законопроекта
является правовое обеспечение безопасного состояния водных объектов, в первую
очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для
здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и
бесплатный доступ граждан к воде.
Одной из важных задач
законопроекта является устранение противоречия Кодекса и Закона Российской
Федерации "О недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции
Российской Федерации и традициям российского законодательства, в соответствии с
которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства
и поэтому подземные воды всегда признавались водными объектами и включались в
единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок определения права
собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права
пользования этими водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, а также использования и охраны подземных водных объектов и
отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10,
43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого и
ответственного органа управления использованием и охраной как поверхностных. так
и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из
Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении
подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов
регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые,
лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.
Законопроект дополнен главой об
экономическом регулировании отношений в области использования и охраны водных
объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений
в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы
за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы за
пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных)
программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок
определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по
восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования
рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость
в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они
определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения
программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от
загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.
Законопроект предусматривает
свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам. Этот документ содержит
правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных
вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка,
гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных
объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать
своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов,
истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их
восстановлению и охране.
В отношении подземных вод
законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между
законодательством о недрах и водным законодательством на основании положений
главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми только
"подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или)
природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены
видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.
Инициаторы законодательной инициативы
считают, что принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную
базу, регулирующую отношения в области управления использованием,
восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение
рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных
ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную
водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.
Цена природных ресурсов - это их
ценность, отражаемая суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая
оценка может выполняться в денежных единицах, баллах или в натуральных
величинах. Цена - есть отражение экономической оценки природных ресурсов. Эффект
влияния различных водных ресурсов на производительность труда может оцениваться
стоимостью, издержками и капитализированной рентой. Денежным выражением
хозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов может выступать
дифференциальная рента. Дифференциальная рента возникает в результате
приложения общес-твенного труда к ограниченным природным ресурсам разного
местонахождения и качества и является одним из методов экономической оценки.
К этой величине необходимо
прибавлять социальную цену, экологическую цену и др.
Вода является важнейшим
компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным
ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое
благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Отношения в области
использования и охраны водных объектов (водные отношения) в Российской
Федерации (РФ) регулируются водным законодательством, которое состоит из
Водного Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Участниками водных
отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования
в лице органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ,
органы местного самоуправления. Участниками водных отношений также являются
граждане и юридические лица (водопользователи), которым водные объекты
предоставлены в пользование.
Водное законодательство РФ как основа экономического
оценивания водных ресурсов.
Согласно водному
законодательству в РФ устанавливается государственная собственность на водные
объекты, а муниципальная и частная собственность допускается только на
небольшие по площади непроточные искусственные водоемы (обособленные водные
объекты), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными
объектами.
Вопросы владения, пользования и
распоряжения водными объектами относятся к ведению соответствующих
собственников (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и
водопользователи в чьей собственности находятся обособленные водные объекты). Права
на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов
регламентируются Водным Кодексом РФ.
В частности, указанные лица
имеют следующие права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования
(водный сервитут).
Владение и пользование водными
объектами для данной категории лиц осуществляется на условиях и в пределах
установленных Водным Кодексом РФ в зависимости от целей использования,
ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов (ст.42 Водного
Кодекса РФ). Водопользователи могут также распоряжаться правами пользования
водными объектами. В соответствии Водным Кодексом РФ предусмотрена аренда
водных объектов.
Основанием приобретения прав
пользования водными объектами является лицензия, учитывающая наличие водных
ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов и заключенный
в соответствии с ней договор пользования водным объектом.
Согласно статье 121 Водного
Кодекса РФ основным принципом экономического регулирования использования,
восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Платность
водопользования предполагает, что при использовании и охране водных объектов
субъекты водных отношений также вступают в финансовые отношения, включая
налоговые. Согласно статье 12 ВКРФ экономическое регулирование использования,
восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем: платежей,
связанных с пользованием водных объектов; финансированием восстановления и
охраны водных объектов; экономическое стимулирование рационального
использования, восстановления и охраны водных объектов.
Система платежей, связанных с
пользованием водными объектами включает:
плату за пользование водными
объектами (водный налог);
плату направленную на
восстановление и охрану водных объектов.
Водный налог, плата направленная
на восстановление и охрану водных объектов введены в Российской Федерации с
1998 года федеральным законом "О плате за пользование водными объектами"
- они действуют в целях экономического стимулирования рационального
использования, восстановления и охраны водных объектов, обеспечения прав граждан
на чистую воду и благоприятную водную среду, развития водохозяйственных
отношений, формирования федеральных целевых бюджетных фондов.
Законом Российской Федерации
"О плате за пользование водными объектами" (ст.4) устанавливаются
минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по
категориям плательщиков. При этом установление минимальных и максимальных
ставок платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам относится
к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.4). Закон РФ "О плате
за пользование водными объектами" предоставляет органам законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ставки платы по
категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами,
состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения
и хозяйственных объектов. Этим же законом (ст.5) представительным органам
власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы на плату для
отдельных категорий плательщиков. Платная база при этом может определяться как:
объем воды, забранной из водного
объекта;
объем продукции (работ, услуг) произведенной
(выполненной, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
площадь акватории используемых
водных объектов;
объем сточных вод, сбрасываемых
в водные объекты.
Таким образом, ценовое
зонирование и дифференциация ставок платы за пользование водными объектами
является одним из первых и необходимых шагов в создании концепции стоимостной
оценки водных ресурсов органами управления субъектов РФ и муниципальными
образованиями.
Система дифференциации ставок
платежей как законодательная основа современного экономического оценивания
стоимости водных ресурсов
Разработка концепции комплексной
стоимостной оценки использования водных ресурсов для целей стоимостного
зонирования и дифференциации платы за пользование водными объектами базируется
на системе экономического регулирования водопользования, сформулированной
Водным кодексом Российской Федерации, Законом "О плате за пользование
водными объектами" и другими правовыми актами водного законодательства.
Основным в этой системе является
следующее:
наличие прав государственной,
муниципальной, частной собственности на водные объекты и решение вопросов
владения, пользования и распоряжения водными объектами;
наличие лицензии и договора на
водопользование, в которых содержатся:
сведения о водном объекте;
сведения о водопользователе;
сведения о водопотребителях;
указание на способы и цели
использования водного объекта;
сведения о лимитах
водопользования и пространственных границах предоставляемого в пользование
водного объекта или его частей;
требования природоохранных
мероприятий
введение платности
водопользования;
создание системы налоговых льгот;
создание системы государственных
фондов и др.
Основным инструментом
регулирования водопользования выступает система платежей, которая предполагает
использование двухставочного тарифа. В рамках лимита водопользования и
установленных пространственных границах платеж берется по установленной ставке,
а при превышении, лимитов или при пользовании водными объектами без лицензии
ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками установленной
платы.
Анализ правовых актов водного
законодательства позволяет сформулировать 3-х уровенную систему дифференциации
ставок платежа в Российской Федерации.
Таблица 1. Схема дифференциации
ставок платежей в РФ
Федеральный уровень дифференциации платежей
|
30,0 - 176,0
|
|
|
|
1,3-7,3 тыс. рублей*год
/км площади использования акватории водных объектов, - для
|
.
|
рубля/ 1000м3 воды, забранной из поверхностных водных
объектов в пределах установленных лимитов - для плательщиков, осуществляющих
забор воды
|
0,8-33 рубля/ 1000м3 воды, забранной из
территориального моря и внутренних морских вод, ДЛЯ плательщиков,
осуществляющих забор воды
|
0,5-5,0 рубля/ 1000 квт. час вырабатываемой электроэнергии, - для
плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций
|
320,0-665,0 рубля/ 1000м3 древесины, сплавляемой без
применения судовой тяги (в плотах и кошелях), - для плательщиков,
осуществляющих сплав
леса
|
плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых,
размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств,
коммуникаций зданий, сооружении, установок и оборудования, а также проведение
буровых, строительных и иных работ
|
3,2-27,0 рубля/1 000м3 сточных вод, - для
плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах
установленных лимитов
|
Межрегиональный (базовый) уровень дифференциации платежей
|
Дифференциация ставок платежей по бассейнам рек, озерам морям и
экономическим
|
районам
|
Региональный уровень дифференциации платежей
|
Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида
пользования водными
|
объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий
водообеспечения
|
населения и хозяйственных объектов
|
В первый (федеральный) уровень
вошли минимальные и максимальные ставки платы для различных категорий
плательщиков платы за пользование водными объектами. Основанием для их введения
служит закон "О плате за пользование водными объектами". На втором (межрегиональном
или базовом) уровне формируются максимальные и минимальные ставки платы в
пределах, определенных на первом уровне, по бассейнам рек, озерам, морям и
экономическим районам. Основанием для них служит постановление Правительства
Российской Федерации.
Установление дифференцированных
ставок платежей на основании базовых параметров второго уровня с учетом вида
пользования водных объектов, состояния водных объектов и местных условий водообеспечения
на третьем (региональном) уровне относится к полномочиям субъектов Российской
Федерации. Таким образом, чтобы определить конкретные значения платежей, в
базовые ставки платежей необходимо вводить поправочные коэффициенты,
характеризующие водохозяйственный потенциал территории (в том числе и
экологическое состояние водного объекта).
Система индексации платежей за
пользование водными объектами.
Водохозяйственный потенциал
территории определяется как способность геосистем данной территории удовлетворять
права населения в чистой воде и потребности различных категорий водопотребителей.
Оценка водохозяйственного потенциала территории вводится при дифференциации
ставок платежей через систему поправочных индексов, которая базируется на учете
видов водопользования, состояния водных объектов и местных условий
водопользования. Каждый из названных оценочных блоков несет в себе достаточно
большое количество информации и в свою очередь может быть подразделен на ряд
оценочных групп или параметров. Схематично система оценки водохозяйственного
потенциала территории представлена на следующей схеме.
Оценка водохозяйственной
территории.
Кажущаяся на первый взгляд
простота процесса оценки водохозяйственного потенциала территории в
действительности сталкивается с определенными трудностями.
В силу ряда обстоятельств до
настоящего времени остается нерешенной проблема, связанная с разработкой
поправочных коэффициентов при стоимостной оценке водных ресурсов. Решение
проблемы предполагает выполнение методических проработок по: выбору параметров
оценивания, представлению многомерной информации о водных объектах в удобной
для использования форме, оцениванию значимости (весомости) признаков, получению
количественных интегральных оценок, принятию решений при одновременном учете
множества разнородных признаков и др. В конечном итоге решение указанных задач
способствует минимизации субъективизма и повышению точности и детальности
оценивания. После того как будут определены цели и задачи оценивания перед
оценщиками встанет вопрос умелого и правильного выбора достаточного количества
наиболее важных параметров, по которым проводится оценка. В принципе можно
ожидать, что чем больше исходных показателей будет использовано при оценке, тем
объективнее и точнее будет последняя. В настоящее время теоретически список
показателей характеризующих состояние водных объектов, местные условия
водопользования может насчитывать, по крайней мере несколько десятков
параметров. Эти параметры можно сгруппировать в несколько блоков: параметры
оценки продуктивности водных экосистем, параметры оценки качества вод,
параметры оценки токсического загрязнения вод, параметры режимов и т.п.
В целом же эта проблема может
быть решена известными приемами эталонирования, но для этого необходимо
выполнить цикл статистических исследований многомерными методами, что пока не
обеспечено достаточным количеством рандомизированных натурных данных.
Таким образом, на практике
учесть все факторы трудно: не только каждый водный объект и местные условия
водопользования уникальны, но и различные виды водопользования имеют свою
специфику.
Все эти трудности могут быть
решены в рамках предлагаемого подхода.
В методике нашли отражение
результаты исследований в области многокритериального оценивания, позволяющие
реализовать широкий круг задач комплексного ценового зонирования и
дифференциации платы за пользование водными объектами в рамках действующего
водного законодательства.
В последние годы идет активный
процесс формирования правовой базы в сфере водного хозяйства.
Важнейшим правовым актом в
данной сфере является Водный кодекс РФ. Уже несколько лет ведется подготовка
новой редакции этого закона. Его последняя редакция вызвала бурные споры,
неоднозначную реакцию в кабинетах законодательной власти, неравнодушную реакцию
граждан. Не прекращаются споры и после того, как 5 апреля 2006 г. Государственная
Дума приняла проект Водного кодекса РФ в третьем чтении.
Последняя редакция проекта
Водного кодекса РФ, в принципе, как и предыдущие, вызвала тревогу у большинства
специалистов, экспертов, общественных организаций работающих в области природоохраны,
а также большинства активного населения нашей страны. Их вывод однозначен.
В случае принятия законопроекта,
он существенно ослабит роль государства в управлении важнейшим национальным
ресурсом нашей страны - пресной водой. Закон фактически передаст водное
богатство нашей страны в свободный неконтролируемый рынок, ущемит
конституционное право граждан на доступ к воде и безопасное питьевое
водоснабжение
При разработке проекта Водного
кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран.
Одним из самых совершенных
считается законодательство Франции. Принятый в 1964 г. Закон о воде действует
по сей день. Вся территория страны разбита на шесть гидрографических бассейнов,
в каждом из которых были созданы свои водные парламенты и бассейновые агентства.
На территории Англии и Уэльса также действует централизованная система
управления водными ресурсами.
В Испании Водный закон от 1985 г.
объявил все водные ресурсы государственной собственностью и установил, что за
право пользования ресурсами должна взиматься плата. Платежи начисляют за
общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение воды.
Водное законодательство США
регулируется законами отдельных штатов. В некоторых из них действует принцип
старшинства по времени права водопользования, в связи с чем промышленные
предприятия вынуждены выкупать "водные права" у их традиционных
обладателей - фермеров.
В Германии полномочия по
управлению водными ресурсами распределены между федеральным правительством и
правительствами земель.
В декабре 2000 г. Евросоюз
принял Рамочную директиву по воде, в которой обобщены все самые современные
подходы к управлению водными ресурсами. Основополагающим принципом этого
документа является обеспечение охраны, улучшения и восстановления всех
поверхностных водных объектов. Целью Водной директивы является достижение до
"удовлетворительного экологического состояния" европейских рек, озер
и морей к 2015 г.
"У петербуржцев самым
большим спросом пользуются участки земли с береговой линией.
В среднем они в полтора раза
дороже участков, расположенных в лесной зоне. Заявление о том, что при продаже
земельного участка его покупатель будет иметь возможность впоследствии
приватизировать озеро, обязательно поднимет его цену. Самыми популярными среди
покупателей загородной недвижимости является вся Карелия до Выборга, берег
Ладоги, Призерское и Выборгское направление".
На заметку:
Страны, в которых водные ресурсы
находятся исключительно в государственной собственности:
Болгария, Венгрия, Словения,
Кипр, Индонезия, Вьетнам, Китай, Киргизия, Украина, Азербайджан, Белоруссия,
Казахстан, Турция, Румыния, Македония.
Страны, в которых наряду с
государственной предусматривается частная и муниципальная собственность на
водные ресурсы:
Великобритания, Мексика, Германия,
Литва, Канада, Андорра, Туркменистан и Молдавия.
Нижегородское Заксобрание
предлагает внести изменения в Водный
кодекс РФ
Комитет по экологии
Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) на заседании 17 апреля
принял решение о вынесении на рассмотрение ОЗС вопрос о внесении изменений в
Водный кодекс РФ в части уточнения нормативов качества сбрасываемых сточных вод
в водные объекты, расположенные в зонах, округах санитарной охраны источников
питьевого водоснабжения.
Как передает корреспондент, в
ходе заседания руководитель аппарата комитета по экологии Павел Миронов
отметил, что Водный кодекс РФ с 2007 года фактически отменил все ранее
действовавшие законодательные акты, которые содержали нормы, регулирующие
водные отношения, в том числе и водохозяйственную деятельность по сбросу
сточных вод.
"На сегодня кодекс
запрещает сброс любых сточных вод во всех трех санитарных зонах источников
водоснабжения и зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, что практически не выполнимо для абсолютного большинства
промышленных предприятий, так как предусматривает бессточную технологи
производства, - подчеркнул Миронов. - При этом почти каждый хозяйствующий
субъект, находящийся в граница зоны и сбрасывающий очищенные до утвержденных
параметров и санитарно-эпидемиологических норм сточные воды во второй и третьей
зонах, знает о санитарных ограничениях по сбросу и стремится их выполнить. Действующая
же редакция кодекса будет вынуждать предприятия либо останавливать свою
деятельность, либо идти на прямые нарушения норм федерального законодательства".
Экологи Крыма выступили против
проведения авторалли на полуострове (Украина)
Крымская республиканская
ассоциация "Экология и Мир" (КРАЭМ) обратилась к Генеральному
прокурору Украины, Керченскому межрайонному природоохранному прокурору,
министру ООПС Украины, начальнику Государственной службы заповедного дела
Министерства охраны окружающей природной среды Украины, председателю рескома
АРК по охране природной среды с просьбой срочно принять меры и не допустить
проведения на территории Ленинского района полуострова авторалли. Об этом корреспонденту
сообщили в пресс-службе КРАЭМ.
15-18 мая на территории
Ленинского района полуострова планируется проведение авторалли 1-го этапа кубка
Украины по ралли. Как отмечают экологи, предполагаемый маршрут авторалли
проходит по южному побережью озера Чокрак, вблизи границы регионального
ландшафтного парка "Караларский" (в том числе по южным склонам горы
Мирошникова и по территории Караларских каменоломен), по урочищу Артезиан (район
сел Новотрадное и Белинское) и урочищу Бабчикская балка, являющейся зоной
водосбора озера Чокрак, (Прохождение маршрута по заболоченным землям (ветландам)
является одной из целей проведения авторалли в экстремальных условиях).
Грязевое озеро Чокрак является
лечебным озером, охраняется как объект общегосударственного значения в
соответствие с "Водным Кодексом Украины". Здесь отмечены редкие виды
птиц, занесенные в Красную книгу Украины. Проведение авторалли по
предполагаемому организаторами маршруту в мае приведет к беспокойству
значительного числа животных (птиц и рукокрылых), занесенных в Красную книгу
Украины, уничтожению гнезд и птенцов, нарушению водного режима лечебного озера
Чокрак. Будут нарушены законы Украины "О Красной Книге", "О
животном мире", "О защите животных от жестокого обращения", международные
соглашения: "Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных
местообитаний в Европе", "Конвенция о сохранении мигрирующих видов
диких животных", "Соглашение о сохранении летучих мышей в Европе".
"Мы полагаем, что
проведение подобных мероприятий возможно только после проведения экологической
экспертизы, включая тщательные исследования территории предполагаемого маршрута
и мониторинга сотрудниками природоохранных органов и специалистами-биологами
соблюдения маршрута участниками ралли в ходе его проведения", - заявили в КРА
"Экология и Мир".
Лицензии будут не нужны.
Действующий Водный кодекс
позволяет фирмам и предпринимателям использовать водные объекты для
производственных нужд только на основании лицензии. Договор водопользования
заключают после ее получения. Новый Кодекс лицензирование отменяет. Со
следующего года водные объекты будут передавать в пользование на основании
договора или специального решения. Выбор того или другого способа
предоставления в пользование морей, рек, озер и прочих водных объектов зависит
от целей предполагаемого водопользования.
Однако в некоторых случаях не
потребуется ни договор, ни решение. Например, если водный объект предполагается
использовать:
для судоходства (в т. ч. морского);
для рыболовства, рыбоводства и
охоты;
для научных и учебных целей;
для забора воды судами, чтобы
обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств;
для забора воды, чтобы
обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или
ликвидировать их последствия.
Нарушения в области
водопользования
Начнем с того, что использовать
водные объекты для тех целей, которые требуют разрешения, организации и
предприниматели вправе лишь на основании договора или решения. В противном
случае им грозит административный штраф (ст.7.6 КоАП РФ). Для организаций его
сумма составляет от 50 до 100 МРОТ (5000 - 10 000 руб). А вот предпринимателей
могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 руб). Такие же санкции
предусмотрены и за нарушение условий водопользования. Напомним, они должны быть
прописаны в договоре или решении.
Если речь идет о заборе воды, то
одним из условий договора или решения будет объем допустимого забора. Ответственность
за превышение норматива установлена в самом Водном кодексе. Водопользователь
должен будет заплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за
водопользование (п.3 ст.18 ВК РФ).
Кроме того, за нарушение правил
водопользования (например, при сбросе сточных вод) предусмотрена и
административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ). Для фирм штраф в
составит от 100 до 200 МРОТ (10 000 - 20 000 руб), а для предпринимателей - от
15 до 20 МРОТ (1500 - 2000 руб). За такие нарушения возможен и другой вид
наказания: приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Также не нужно забывать, что
моря, реки, озера, пруды и прочие водные объекты предоставляют в пользование
для определенных целей. Использование их не по назначению может грозить потерей
права водопользования по решению суда (п.3 ст.10 ВК РФ). Причем такие же
последствия могут быть, если в период действия договора (решения) подобные
объекты не используются вовсе.
В заключении хотелось бы
подвести итог по данной дипломной работе, основным предметом исследования
которой были платежи за использование водными ресурсов и сопутствующая им
налоговая отчетность. В процессе написания в основном использовалась литература
правового характера. А полученные знания были систематизированы и оформлены в
три главы. Первую главу по праву можно назвать теоретической, и основной ее
целью было раскрыть основные понятия, связанные с платежами за водные объекты. Вторая
же глава непосредственно посвящена декларированию водных платежей, то есть
порядку заполнения налоговой отчетности на примере конкретного
производственного предприятия. Третья часть определяет пути совершенствования и
анализ водного налога.
Резюмируя проделанную работу,
хотелось бы еще раз отметить важность и необходимость налогообложения водных
объектов. Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями. Так давайте
же использовать их рационально и не обкрадывать самих себя и будущие поколения,
а действовать во благо своей страны, ведь от благополучия страны, в которой мы
живем, зависит и наше личное благополучие. Однако этого можно добиться только
путем совершенствования системы налогообложения природных ресурсов. Многие
считают, что совершенствование связано в первую очередь с утяжелением
налогового бремени. Но это не так. И неправильность бытующего мнения состоит в
том, что непомерное увеличение приведет не к увеличению поступлений в бюджет, а
наоборот вызовет массовое недовольство, желание уклониться от уплаты. Поэтому
было бы целесообразно, учитывая прошлый опыт, дифференцировать налоговые
платежи с учетом качества водных объектов. Что касается загрязнения окружающей
среды, то здесь увеличение ставок может привести к изменению характера самого
платежа. Попросту он станет штрафом. Следовательно, государству нужно подумать
не об увеличении бремени, а наоборот ввести систему поощрения тех предприятий,
которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и
соблюдении экологических нормативов, стараться создать условия для повышения
непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов
предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства
водных ресурсов. А в основе этого механизма должны быть положены экономические
методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через
интересы. Но кроме этого необходимо совершенствовать налоговую отчетность по
данному виду платежей. И в этом случае курс нужно брать на прозрачность и
понятность. Наше законодательство настолько запутано, что порой противоречит
самому себе. А это в первую очередь вводит в заблуждение налогоплательщиков. Именно
поэтому необходимо подходить к процессу разработки нормативных актов и
инструкций с точки зрения не получателя налогов, а их плательщика!
1.
Конституция Российской Федерации // 25 декабря 1993 года.
2.
Водный Кодекс Российской Федерации, действующий с 1 января 2007 года.
3.
Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс.
- 2005 г.
4.
Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах"
- М.: Фонд "Правовая культура" - 2006.
5.
Любомирская Л. О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование
водными объектами. 2006 г.
6.
Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая
газета. 2006 г.
7.
Чаплыгин Б. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами.
2005 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|