Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине
Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранных
инвестиций: международная и отечественная практика
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условиях
мирового кризиса
2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынке
инвестиций
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в
экономику Украины
3.2 Основные направления по улучшению
инвестиционного климата в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Восстановления стабильного
экономического роста в Украине требует выяснения реального состояния
инвестиционных процессов и причин спада инвестиционной активности. Украина
имеет мощный, промышленно-развитый производственный потенциал, развитую
инфраструктуру, выгодное географическое положение. По уровню экономического
потенциала, как показывают экспертные оценки, Украина входит в число первых
пяти стран Европы, а по эффективности его использования находится во второй
сотни стран мира. Мировой опыт свидетельствует, что страны с переходной
экономикой не в состоянии самостоятельно выйти из экономического кризиса без
привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Аккумулируя
капитал, обеспечивая доступ к современным технологиям и менеджменту,
иностранные инвестиции не только способствуют формированию национальных
инвестиционных рынков, но и делают динамическими другие факторы в развитии
рынков товаров и услуг. Кроме того, иностранные инвестиции способствуют мерами
макроэкономической стабилизации, позволяют решать многие социальные проблемы
этого периода.
В настоящее время
инвестиции осуществляются в основном в краткосрочные проекты, понижена
инвестиционная активность в базовых отраслях народного хозяйства, слабо
загружены строительные комплексы. Удельный вес долгосрочных инвестиционных
кредитов в ряде крупных коммерческих банков составляет считанные проценты, а то
и доли процента. Устойчивое оживление инвестиционной активности, как правило,
является признаком начала устойчивого экономического роста. Исследователи
отмечают, что Украина может выйти из кризисного состояния в первую очередь за
счет собственных сил и средств. Однако интенсивный переход к
конкурентоспособной модели национальной экономики требует сотрудничества с
мировой системой хозяйствования, в которой иностранные инвестиции являются
важным экономическим рычагом. Кроме этого, следует уделить внимание таким
вопросам, как управление инвестиционными процессами в целом и планирования
инвестиционных процессов в частности как главному фактору повышения инвестиционной
активности.
Целью курсовой работы является анализ
иностранных инвестиций в Украине.
Для достижения указанной
цели предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:
– провести теоретический обзор и анализ
проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике;
– проанализировать сущность и виды
иностранных инвестиций;
– рассмотреть международный и
отечественный опыт государственно-правового регулирование иностранных
инвестиций;
– исследовать современное состояние и
проблемы иностранных инвестиционных процессов в Украине;
– рассмотреть проблемы и перспективы
активизации иностранных инвестиций в экономику Украины.
Объектом исследования являются иностранные
инвестиции в Украине.
Предметом исследования являются теоретические,
методологические и практические вопросы активизации притока иностранного
капитала, рассматриваемые как важный фактор обновления и качественного развития
основных фондов отраслей экономики Украины.
вид проблема иностранное
инвестирование
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных
инвестиций
Инвестиция (от латинского
investire - область) – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,
вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в
результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный
эффект. К таким ценностям относятся денежные средства, целевые банковские
вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество,
имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и иные
интеллектуальные ценности, право пользования землей и другими природными
ресурсами [1].
Интернационализация и
глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли
иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной
деятельности. Объем иностранных инвестиций является одним из показателей,
характеризующих степень интеграции страны в мировое сообщество и зависит от
привлекательности объекта инвестирования. Внешнеэкономические операции включают
соглашения по импорту-экспорту активов или капитала и по импорту-экспорту
товаров и услуг. Получение иностранных инвестиций, условия их привлечения – это
фактор, характеризующий инвестиционную деятельность и способствующий дальнейшему
развитию внешнеэкономических связей. Инвестиционная привлекательность
определяется субъектами инвестирования по общему инвестиционному климату в
стране, условиям проведения внешнеэкономической деятельности, в том числе
правовыми, таможенными. Каждое государство имеет свою систему цен на ресурсы,
налоговую политику и законодательную базу, различный уровень развития отраслей
и, соответственно, возникают различия в прибыльности субъектов и объектов
инвестирования. Импортные и экспортные операции по перемещению капитала связаны
также с политической стабильностью и уровнем торговли на международном рынке.
Иностранные инвестиции
представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные
в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения
предпринимательской прибыли или процента [2].
Иностранные инвестиции –
ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты
инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью
получения прибыли или достижения социального эффекта [2].
Иностранные инвестиции –
это реализация вывоза предпринимательского капитала в страны-реципиенты. В
Законе Украины "О режиме иностранного инвестирования" иностранные
инвестиции определяются как ценности, которые вкладываются иностранными
инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с
законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального
эффекта [3].
Иностранными инвесторами
являются субъекты, которые проводят инвестиционную деятельность на территории
страны. На современном этапе получение прибыли, как конечной цели процесса
инвестирования, способствует привлечению иностранного капитала. Инвесторы
изучают национальную экономику страны, ее законодательную систему, ресурсы для
определения объекта капиталовложений с более высокой отдачей. Объектами
зарубежного инвестирования являются все объекты, инвестирование в которые не
запрещено законами Украины.
Проведенные исследования
особенностей иностранного инвестирования показали, что иностранные инвестиции
имеют положительные и отрицательные характеристики для стран-реципиентов и
стран-резидентов, приведенные в таблице 1.1. [ 4].
Таблица 1.1 Влияние
иностранных инвестиций на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров
страна-резидент-экспортер
|
страна-реципиент-импортер
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Достоинства
|
Недостатки
|
· Рост прибыли инвестиций за счет перераспределения
капитала внутри страны в более доходные за границей
· Увеличивается экспорт товаров, оборудования, технологий,
что должно стимулировать производственный процесс
· Стимулирует инновационный процесс
|
· Высокая степень риска
· Снижение темпов отечественного производства
· Миграция рабочей силы
· Замедление темпов экономического роста и развития страны
из-за перемещения капитала за границу
|
· Стимулируют темпы роста национальной экономики
· Поступают современные технологии, техника, оборудование
· Создаются дополнительные рабочие места
· Усиливается конкуренция внутри страны
|
· Прибыль инвестора, часть ВВП поступает в страну-резидент,
снижая темпы экономического роста страны-реципиента
· Поступают не новые технические средства, технологии
· Опасность демпинга
· Высокая цена
· Сдерживается инновационный процесс
· Оплата труда ниже мирового уровня
· Недостаточная конкурентоспособность приводит к разорению
национальных товаропроизводителей
· Снижается роль и значение страны на мировом рынке
|
Страны-инвесторы получают
более высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в более
прибыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированную
рабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпы
экономического роста и развития своей страны.
Иностранные инвестиции
могут осуществляться в виде:
– иностранной валюты, которая признается
конвертируемой Национальным банком Украины;
– валюты Украины - при реинвестициях в
объект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования в
соответствии с законодательством Украины при условии уплаты налога на прибыль
(доходы);
– любого движимого и недвижимого
имущества и связанных с ним имущественных прав;
– акций, облигаций, других ценных
бумаг, а также корпоративных прав (право владения на часть (пай) в уставном
фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украины
или законодательства других стран), выраженных в конвертируемой валюте;
– денежных требований и прав на
требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированны
первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте,
подтвержденную в соответствии с законами (процедурами) страны инвестора или
международными торговыми обычаями;
– любых прав интеллектуальной
собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена в
соответствии с законами (процедурами) страны инвестора или международными
торговыми обычаями, а также подтвержденная экспертной оценкой в Украине,
включая легализованные на территории Украины авторские права, права на
изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг,
ноу-хау и т.п.;
– прав на осуществление хозяйственной
деятельности, включая права на пользование недрами и использование естественных
ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договоров,
стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена законами (процедурами)
страны инвестора или международными торговыми обычаями;
– других ценностей в соответствии с
законодательством Украины [6].
Иностранные инвестиции
могут осуществляться в следующих формах:
1) частичного участия в предприятиях, которые
создаются совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или
приобретение части действующих предприятий;
2) создание предприятий, которые
полностью принадлежат иностранным инвесторам, филиалов и других отдельных
подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность
действующих предприятий полностью;
3) приобретение, не запрещенное законами
Украины, недвижимого или движимого имущества, включая дома, квартиры,
помещения, владения, транспортные средства и прочие объекты собственности,
путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций,
облигаций и других ценных бумаг;
4) приобретение самостоятельно или с
участием украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и
использование естественных ресурсов на территории Украины;
5) приобретение других имущественных
прав;
6) в других формах, которые не запрещены
законами Украины, в том числе без создания юридического лица на основании
договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины [7].
Иностранные инвестиции
могут вкладываться в любые объекты, инвестирование в которые не запрещено
законами Украины.
Особое значение при
анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих
инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций
в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных
балансах стран.
Прямые иностранные
инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право
контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого
государства.
К разряду портфельных
инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью
получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.
Под прочими инвестициями
понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Количественные границы между
прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается,
что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капитала
предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели,
преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление
представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со
спецификой вложений.
В международной
статистике доля иностранного участия в акционерном капитале, обеспечивающая
контроль над предприятием, принимается равной 25%. Вместе с тем по различным
странам она существенно варьируется (в США — 10%, Германии, Великобритании —
20%, Канаде — 50%). По определению Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) к прямым инвестициям относят вложения на уровне 10% и выше
обычных акций, дающих контроль над соответствующим количеством голосов, или так
называемым эффективным голосом в управлении предприятием [8].
Иностранные инвестиции –
это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность,
сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики: вывоз отечественного
капитала в другие страны. Экспорт предпринимательского капитала осуществляется
в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за
рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального
капитала [9].
1.2 Государственно-правовое регулирование
иностранных инвестиций: международная и отечественная практика
Создание благоприятного
инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема
капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и
институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных
вложений.
В странах развитой
рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так
называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов
МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение
иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием
регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в
основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности
национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ
к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать
предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности,
принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и
национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.
В частности,
разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранных
инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных
инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации
беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации
иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным
инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по
урегулированию инвестиционных споров [10].
Важным условием
привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков
зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и
интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
1) на основе конституций или специальных
нормативных актов;
2) в рамках двусторонних и
многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании
иностранных инвестиций;
3) через участие в Конвенции по
урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других
стран [11].
В конституциях многих
стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности
ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при
нарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права на
справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии
собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно
распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты
специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные
положения конкретизируются в данных нормативных актах.
Регулирование ввоза и
вывоза иностранных инвестиций в Украине.
Законодательство Украины
устанавливает для иностранных инвесторов такие же (с некоторыми исключениями)
условия для инвестирования, как и для отечественных инвесторов, а также
определенные дополнительные гарантии и инвестиционные стимулы. В частности, определяются
условия для осуществле¬ния инвестиции, формы инвестиций, объекты инвестиционной
деятельности, государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Отметим
сразу, что с целью максимального использования гарантий, предоставляемых
законодательством иностранным инвесторам в Украине, рекомендуется все иностранные
инвестиции при их внесении регистрировать.
Правовое регулирование
Основные условия
осуществления инвестиционной деятельности в Украине, вне зависимости от
национальности инвесторов, определены в Законе Украины «Об инвестиционной
деятельности» от 18 сентября 1991 года. Особенности регулирования иностранных
инвестиций предусмотрены Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования»
от 19 марта 1996 г. (далее - Закон об инвестициях) и главой 38 Хозяйственного
Кодекса Украины от 16 января 2003 г. Ряд других законов и подзаконных
нормативных актов в той или иной степени регулируют порядок осуществления
иностранных инвестиций.
Закон об инвестициях
определяет иностранные инвестиции как ценности, которые иностранные инвесторы
вкладывают в объекты инвестиционной деятельности согласно законодательству
Украины в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.
Предприятием с иностранными инвестициями, согласно Хозяйственному кодексу и Закону
об инвестициях, признается предприятие, в уставном фонде которого иностранная
инвестиция составляет не меньше 10% [12].
Иностранные инвесторы
вправе осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты,
движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав, других
ценностей (имущества), которые в соответствии с законом признаются иностранными
инвестициями. Среди форм осуществления иностранных инвестиций Хозяйственный
кодекс предусматривает следующие:
1) создание предприятий совместно с
украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли в
действующих хозяйственных организациях;
2) создание иностранных предприятий на
территории Украины, филиалов или других структурных подразделений иностранных
юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий;
3) непосредственно приобретение
недвижимого или движимого имущества, либо приобретения акций или других ценных
бумаг;
4) приобретение самостоятельно или при
участии граждан или украинских юридических лиц прав пользования землей и
использование природных ресурсов на территории Украины;
5) хозяйственная деятельность на основе
соглашений о распределении продукции;
6) приобретение других имущественных
прав [14].
Иностранным инвесторам
законодательство предусматривает ряд гарантий для защиты их инвестиций, в
частности:
1) неизменение законодательства
относительно иностранных инвестиций на протяжении 10 лет;
2) защита от принудительного изъятия
(национализации) инвестиций, а также незаконных действий государственных
органов и их должностных лиц;
3) возмещение убытков, включая упущенную
выгоду и моральный ущерб, нанесенных в результате действий государственных
органов Украины;
4) возвращение не позже шести месяцев со
дня прекращения инвестиционной деятельности инвестиций в натуральной форме без
уплаты пошлины или в валюте инвестирования;
5) беспрепятственный и немедленный
перевод за границу прибыли в иностранной валюте, полученной на законных
основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций [15].
Согласно Закона об
инвестициях имущество, которое ввозится в Украину как взнос иностранного
инвестора в уставной фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме
товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от
обложения таможенной пошлиной.
Регистрация иностранных
инвестиций
Как следует из ст. 13
Закона об инвестициях, иностранные инвестиции подлежат государственной
регистрации. Незарегистрированные инвестиции не дают права на получение льгот и
гарантий, предусмотренных этим законом.
Процедура такой
регистрации установлена Положением о регистрации иностранных инвестиций от 7
сентября 1996 г. Согласно положению для государственной регистрации иностранных
инвестиций иностранный инвестор подает в орган государственной регистрации
информационное сообщение о внесении иностранной инвестиции с отметкой налоговой
инспекции по месту осуществления инвестиции о ее фактическом внесении;
документы, подтверждающие форму осуществления иностранной инвестиции и ее
стоимость, а также подтверждение оплаты за регистрацию.
Возвращение инвестиции и
прибыли
Законодательство Украины
гарантирует, что в случае прекращения инвестиционной деятельности, иностранный
инвестор имеет право на возвращение своих инвестиций в натуральной форме или в
валюте инвестирования в сумме фактического взноса (с учетом возможного
уменьшения уставного фонда) без уплаты таможенной пошлины, а также доходов из
этих инвестиций в денежной или товарной форме за реальной рыночной стоимостью
на момент прекращения инвестиционной деятельности.
Иностранным инвесторам
после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей также гарантируется
беспрепятственный и немедленный перевод за границу их прибылей, доходов и
других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях
вследствие осуществления иностранных инвестиций [15].
Так как существующие
соглашения об избежание двойного налогообложения между Украиной и рядом других
стран предусматривают разные режимы налогообложения доходов, полученных в
результате инвестиционной деятельности в Украине, рекомендуется до внесения
инвестиций тщательно проанализировать перспективу налогообложения прибыли и
структурирования инвестиционной деятельности.
Выводы к первому разделу
Резюмируя вышеизложенное,
можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешном
развитии мировой экономики, и наиболее активно используются в таких
перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации,
фармацевтика, финансовые услуги.
Большое значение имеют
иностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходной
экономикой, к которым относится и Украина. Объем иностранных инвестиций,
поступающих в эти страны, не удовлетворяет их потребности и принимаются меры по
привлечению дополнительных средств.
Значительная часть
иностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, через
создание особых экономических зон и совместных предприятий. Иностранные
инвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно большую прибыль. Следует
также отметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всех
недугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначный
по своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся через
сложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на
макро-, мезо- и микроуровне.
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО
СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных
инвестиций в Украине в условиях мирового кризиса
Инвестиционный бум 2005–2008
гг. в Украине во многом напоминал экономические чудеса, предшествовавшие
кризисам в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Быстрый приток
инвестиций не только ускорял рост отечественной экономики, но и приводил к
надуванию пузырей на рынках активов, а также к быстрому увеличению импорта (в
2008 году дефицит внешнеторгового баланса достиг $13,5 млрд, или 7,5% ВВП).
Возможно, пузыри могли бы надуваться и дальше. Резервы для накопления
задолженности у нашей страны еще были: к 1 октября минувшего года внешний долг
не превышал 75% ВВП, что в два раза меньше предкризисного показателя четверки
«новых азиатских тигров». Однако глобальный финансовый кризис, обострившийся в
июле–сентябре 2008 года, дал старт немедленному оттоку капитала из развивающихся
стран, в том числе из Украины.
Общемировой характер
кризиса был причиной того, что спад ВВП в стране оказался глубоким. Кроме
оттока инвестиций, удар по экономике нанесло резкое сокращение экспорта из-за
значительного уменьшения спроса на мировых товарных рынках, прежде всего — на
сталь и химическую продукцию. По данным Госкомстата, в октябре–декабре
минувшего года объем экспорта уменьшился на 36,1% по сравнению III кварталом и составил
$13,4 млрд (в октябре–декабре 2007-го экспорт вырос на 8,4% к предыдущему
кварталу, а в IV квартале 2006-го — уменьшился на 0,6%). Значительная
экспортная выручка могла бы частично смягчить шок от бегства капитала [16].
Впрочем, объяснить
глубину кризиса только внешними причинами нельзя.
Во-первых, Украина
оказалась уязвима перед кризисом из-за высокого уровня долларизации экономики,
в частности большой доли валютных кредитов. На 1 октября 2008-го 51,4% займов,
которые предоставили банки компаниям и частным лицам, были выданы в иностранной
валюте — на сумму 290,9 млрд грн из общего объема 565,9 млрд грн (при
официальном курсе НБУ 4,86 UAH/USD).
Во-вторых, катализатором
банковского кризиса и падения экономики стали политическая нестабильность,
низкий уровень доверия бизнеса и населения к властям, а также неэффективное управление.
Правительство и Нацбанк не смогли в полной мере использовать для борьбы с
кризисом имевшиеся в их распоряжении инструменты. К осени 2008 года Нацбанк
накопил значительные золотовалютные резервы ($38,1 млрд), которые позволяли
частично компенсировать отток капитала. Кроме того, небольшой размер внешнего
госдолга ($14 млрд, или 10% ВВП на 1 октября 2008-го) давал возможность
государству привлекать кредиты международных финансовых организаций. Однако
получение займов от МВФ было прервано в феврале этого года из-за разногласий
правительства с Фондом [17].
По оценке Государственной
налоговой администрации, в прошлом году незаконный вывод капитала из Украины,
осуществлявшийся не только зарубежными инвесторами, но и украинскими
компаниями, составил $17 млрд. Собственно, значительная часть так называемых
иностранных инвестиций имела изначально украинское происхождение. Неслучайно
самыми крупными иностранными инвесторами в Украине были кипрские компании.
По данным Госкомстата, на
1 января этого года объем инвестиций из этой страны в украинскую экономику
составлял $7,7 млрд — 21,5% в общем объеме прямых иностранных инвестиций. Кроме
того, выведенные за рубеж средства использовались для финансирования импорта
при использовании схем уклонения от налогообложения. Но после начала кризиса
украинские деньги остаются за границей. «Раньше офшорные структуры
использовались прежде всего для того, чтобы ввезти капитал в Украину, а сейчас
— наоборот. Конечно, есть компании, которые имеют резервы и жизнеспособный бизнес
в Украине и продолжают заводить деньги в страну, но их меньшинство», —
рассказывает Анатолий Цымбал, директор компании Nexus, которая занимается
налоговым консалтингом. По словам Игоря Стельмаховича, директора департамента
ГНА по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в январе из
Украины было выведено около $2 млрд.
Капиталы начнут
возвращаться в Украину только после улучшения ситуации в экономике. Речь идет,
прежде всего, о стабилизации банковской системы. По оценке Гильермо Кальво и Эрнесто
Тальви, исследовавших кризисы 1999–2002 гг. в Латинской Америке, банковский
кризис наносит экономике значительно больший ущерб, чем падение курса
национальной валюты. Дело в том, что дисбалансы в финансовой системе
существенно тормозят инвестиции. А удешевление валюты порой оказывает
оздоравливающее влияние на экономику. Себестоимость экспортной продукции
снижается, импорт дорожает, появляются предпосылки для создания
импортозамещающих производств.
Именно таким был путь
восстановления азиатских и латиноамериканских экономик, которые пострадали от
бегства капитала в течение последних полутора десятилетий. В государствах,
переживших обесценивание валюты, быстро развивалось внутреннее производство и
внешнеторговый дефицит буквально в течение года сменялся профицитом. Снижение
ВВП длилось, как правило, не более одного-двух лет. Хотя при этом возврата
частных инвестиций приходилось ждать намного дольше. Приток иностранного
капитала в страну, сравнимый с докризисным уровнем, появлялся лишь через
три-пять лет.
Для Украины сроки
восстановления могут быть иными. Свои коррективы внесет мировой кризис, который
значительно уменьшил спрос на часть украинских экспортных продуктов, в
частности, стальной прокат, удобрения и продукцию машиностроения. Хотя при этом
могут оказаться востребованными другие экспортные товары, прежде всего —
продовольствие. Дополнительный фактор, который грозит затянуть и углубить
кризис, — ближайшие президентские выборы. Они могут обострить политическую
нестабильность или спровоцировать власти на опасные для экономики решения,
особенно на крупномасштабную денежную эмиссию. Ранее острая борьба за власть
оказывала заметное влияние на деловую активность и инвестиции в Украине.
Например, после президентских выборов 2004 года рост украинской экономики
замедлился (с 12,1% в 2004-м до 2,7% в 2005-м). А после парламентских выборов в
2007 году всего за три месяца объем «прямых иностранных инвестиций» из Украины
в экономику Кипра увеличился на $5,3 млрд (с $0,5 млрд до $5,8 млрд). Чтобы не
допустить глубоких потрясений, связанных с оттоком инвестиций, имело бы смысл
уменьшать долларизацию экономики. При этом стоит помнить: когда кризис будет
преодолен, Украину ждет новый инвестиционный бум [19].
Также необходимо
отметить, что, несмотря на острейший финансовый кризис в 2008 году,
рекапитализация украинских банков началась с задержкой более чем в полгода, что
окончательно подорвало доверие к украинским властям как со стороны населения,
так и со стороны зарубежных партнеров. Это в значительно мере усугубило
ситуацию в финансовой системе страны и в целом в экономике.
Именно неумение и
нежелание договариваться по ключевым вопросам и в адекватные сроки принимать
необходимые в национальных интересах решения стало той фундаментальной
причиной, которая заложила основу практически под все кризисы, регулярно
потрясающие страну и обрекающие ее на многолетний инвестиционный голод.
По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнее
десятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной и
значительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности странам
Центральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения,
объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по
состоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что более чем в
11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниже
нежели в Венгрии и Болгарии [20].
Таблица
2.4 Прямые иностранные инвестиции в экономику стран
Страна
|
Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг.
|
Накопленный объем прямых иностранных инвестиций по
состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения
|
Россия
|
203616
|
1511
|
Польша
|
113069
|
4235
|
Турция
|
81146
|
945
|
Чехия
|
70670
|
11083
|
Румыния
|
54092
|
3364
|
Венгрия
|
47488
|
6359
|
Болгария
|
41598
|
6060
|
Украина
|
39711
|
1021
|
Словакия
|
27076
|
8506
|
Хорватия
|
22981
|
7023
|
*Рассчитано
на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
World Investment Report 2009
Необходимо отметить еще
один немаловажный фактор - для того чтобы успешно развиваться в долгосрочной
временной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда более
важно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовом
порядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективе
инвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в том же Китае уже
более 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.
К сожалению, для своей
инвестиционной привлекательности Украина делает очень мало. Именно поэтому
привлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну,
пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всего
за один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25%
иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически
от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет
и совсем уж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 г. в Украину с Кипра поступило
7,7 млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.
Что касается секторов
экономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в
2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали:
– сельское хозяйство (92%),
– модернизация национальной
инфраструктуры (91%),
– альтернативная энергетика (90%),
– пищевая промышленность (81%) [21].
По мнению опрошенных
иностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системного
инвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.
В настоящее время Украина
в условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессионально
отстаивать национальные интересы и отсутствии необходимых финансовых ресурсов
для проведения эффективных реформ, фактически находится у той черты, когда самостоятельные
квалифицированные решения принимать уже не в состоянии. В конце 2008 года
получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года в размере
$16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработать цельную
антикризисную программу по выводу страны из кризиса.
2.2 Основные иностранные инвесторы на
отечественном рынке инвестиций
За последние четыре года
иностранные спекулянты вложили в Украину $18 млрд и столько же заработали. По
меркам зарубежных инвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромные
прибыли — некоторые 100% годовых. Если эти инвесторы в одночасье решат уйти из
страны, рынки недвижимости и акций обвалятся.
В марте шведская
инвестиционная группа East Capital совместно с украинской ИК Dragon Capital
купила 70% акций украинской компании «Чумак» — производителя соусов,
подсолнечного масла и продуктов питания. По оценкам аналитиков, предприятие
обошлось инвесторам в $35 млн.
Другое недавнее
приобретение East Capital в Украине — 10% акций банка «Південний». Скандинавы
купили миноритарный пакет акций за $80 млн — на 25% дороже его рыночной
стоимости (считая по котировкам бумаг на бирже ПФТС). East Capital
специализируется на инвестициях в страны Восточной Европы, Россию, Прибалтику и
Украину. Шведы покупают акции компаний (как правило, миноритарные пакеты) и
через два-три года перепродают стратегическим инвесторам. Средняя доходность
инвестиций фондов группы East Capital — 60% годовых, сумма вложений в каждый
проект — несколько десятков миллионов долларов (всего под управлением группы
$6,9 млрд) [22].
Страницы: 1, 2
|