Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине
Иностранные портфельные
инвесторы вкладывают в самые разные украинские инвестиционные активы с целью
выгодной перепродажи в будущем. В Украине спекулянты торгуют отечественной
недвижимостью, землей, акциями и облигациями компаний. По меркам зарубежных
инвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромные прибыли — некоторые
100% годовых (в среднем на столько в прошлом году подорожала украинская земля и
акции на ПФТС). Играют на нашем рынке в основном крупные инвестиционные фонды
из Европы, США и России, оперирующие миллиардами долларов. С появлением в
Украине полноценного валютного рынка зарубежные инвесторы перенаправят
спекулятивный капитал в операции с инвалютой, а вот к рынку недвижимости
иностранцы постепенно теряют интерес.
В Украине иностранцев
привлекают выгодное географическое положение страны (близость к России и
Евросоюзу), большая численность населения, квалифицированная рабочая сила,
высокий потенциал развития сельского хозяйства и промышленности, большое количество
полезных ископаемых. От этих факторов прямо или косвенно зависит финансовое
благополучие многих украинских компаний, в которые инвестируют западные фонды,
а также рост рынка недвижимости и земли.
Основные игроки на нашем
рынке — фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках, а также инвесторы,
нацеленные исключительно на Восточную Европу и Украину, например, небольшие
Kazimir Partners, Equest Fund или Alpcot Capital Management. Фонды,
рассчитанные только на страны СНГ, нередко имеют в управлении всего по $100
млн. Такие инвесторы не гнушаются сделками от $1 млн на украинском рынке и
ежегодно вводят в страну до $50 млн каждый.
Очень активны на нашем
рынке российские инвесткомпании: «Альфа Капитал» (представляет интересы
Альфа-Групп российского бизнесмена Михаила Фридмана), «Ренессанс Капитал»
Стивена Дженнингса, «Тройка Диалог» Рубена Вардянана, «КИТ Финанс» Александра
Винокурова. Эти компании открыли представительства в Украине либо работают
через местных посредников (как, к примеру, КИТ Финанс) и покупают мелкие пакеты
акций на фондовом рынке или концентрируют от 5% акций небольших промпредприятий
для дальнейшей перепродажи. «Украиной также интересуются такие фонды прямых
инвестиций, как Providence Equity, Warburg Pincus, Advant International, Sigma
Bleyzer, Siguler Guff, East Capital», — перечисляет финансовый аналитик ИК
«АРТ-Капитал» Сергей Войтюк. Эти фонды покупают миноритарные пакеты акций
предприятий, управляют бизнесом совместно с основными собственниками и спустя
несколько лет перепродают обновленную компанию стратегическим инвесторам.
Компании Sigma Bleyzer, например, принадлежат провайдер кабельного ТВ
«Воля-Кабель» и Полтавакондитер, Euroventures — сеть ресторанов «Дрова» и сеть
аптек «Виталюкс». В управлении фондов прямых инвестиций обычно находится от $1
млрд до $10 млрд, в Украину они ежегодно инвестируют до $100 млн [23].
Если в акции и
недвижимость иностранцы инвестируют вполне легально, то в земельные участки — в
основном через подставные компании, поскольку официального рынка земли в
Украине нет. «Некоторые инвесторы, чтобы не возиться с покупкой земли на черном
рынке, вкладывают в сотки через акции компаний», — рассказывает брокер ИК
«Конкорд Капитал» Анастасия Назаренко. Многие украинские аграрные и
агропромышленные компании арендуют крупные наделы земли — до 150 тыс. га. «К
таким агрокомпаниям относятся, например, Лендвест и Лендком», — говорит
Анастасия Назаренко. Отдельным агрокомпаниям уже удалось оформить право
собственности на землю. Покупая акции отечественных агропромышленников,
инвесторы надеются, что постепенно стоимость приобретенных бумаг вырастет — за
счет роста стоимости земли во владении компаний.
В Украине также есть пара
фондов недвижимости, рассчитанных на иностранных инвесторов, к примеру, фонды
под управлением компании Dragon — Ukrainian Properties & Development Plc
(создана инвесткомпанией Dragon Capital). Получив от инвесторов около $200 млн,
компания занялась концентрацией наделов земли под застройку коммерческой и
жилой недвижимостью.
Через акции агрокомпаний
или паи в инвестфондах в украинские наделы вкладывают преимущественно западные
инвесторы. Российские спекулянты (в первую очередь строительные компании)
самостоятельно покупают землю в Украине. Впоследствии они либо собственными
силами строят объекты недвижимости (например, коттеджные поселки), либо
перепродают землю застройщикам, либо работают в тандеме со строителями. По
словам Сергея Костецкого, аналитика компании SV Development, нередко россияне
покупают 30-40% акций строящегося на земельном участке проекта, которым
руководит украинская компания (землей в этом случае инвесторы владеют примерно
в такой же пропорции). Суммы инвестиций, которыми оперируют иностранные
портфельщики на земельно-строительном рынке, — от $50 млн до $500 млн.
Еще один крупный иностранный
игрок на земельном рынке — банки с зарубежными инвестициями. Они создают
собственные девелоперские компании либо соинвестируют с застройщиками в
участки.
Другой лакомый кусок
украинского инвестиционного пирога для зарубежных спекулянтов — рынок
коммерческой недвижимости. «Иностранные инвестфонды вложились в крупные объекты
торговой недвижимости в Украине, такие как киевские ТЦ «Магелан», «Украина»,
«Арена», — рассказывает Сергей Войтюк. Самая известная сделка на рынке
недвижимости с участием западного спекулянта — покупка универмага «Украина»
американским фондом NCH Advisors и его масштабная реконструкция в 2003 году. В
2006-м фонд продал «Украину» ирландской инвесткомпании Quinn Group за $59 млн.
Предположительная доходность американской инвестиции — 150%.
По оценкам специалистов,
на украинском рынке как в сфере биржевой торговли, так и на рынке недвижимости
и земли сейчас в целом оперируют около 300 зарубежных инвестиционных фондов.
Основной приток инвесторов пришелся на 2007 год, когда конъюнктура мирового
финансового рынка была благоприятной и в развивающиеся страны хлынул поток
портфельных инвестиций. Мелкие украиноориентированные фонды ежегодно вкладывают
в нашу страну до 100% своих активов, мировые мегафонды — не более 1%. Сейчас
средняя сумма реальных годовых инвестиций в Украину зарубежными инвестфондами
оценивается аналитиками на уровне $25-30 млн (каждый фонд). Если умножить это
число на количество институциональных инвесторов (300), получится от $7,5 млрд
до $9 млрд спекулятивных денег. Однако, скорее всего, такие суммы поступали в
Украину только в прошлом году: раньше зарубежные портфельщики вкладывали в нашу
страну меньше — в среднем по $10-15 млн в год. Причем количество инвестфондов
на рынке также было меньшим: в 2005-2006 гг. — не более 200. В целом можно
предположить, что инвестиции иностранных спекулянтов в Украину за последние 4
года (до этого вложения были ситуативными либо связанными с концентрацией
акционерного капитала зарубежными ТНК) составляют от $13,5 млрд до $18 млрд. При
средней годовой доходности инвестинструментов на уровне 30% иностранные
инвесторы за этот период удвоили свои вложения в нашу экономику (при условии
постоянного реинвестирования полученной прибыли на протяжении четырех лет).
Цифры по украинским меркам огромные — учитывая, что, по данным НБУ на 1 апреля
2008-го, за всю историю независимости Украина получила $41 млрд прямых
инвестиций и около $15 млрд портфельных (вложения в пакеты акций меньше 10%
уставного фонда и облигации) [25].
Выводы ко второму разделу
Согласно оценке
специалистов Европейского центра исследований, предпринимательский риск
инвестиций в Украину составляет 80%. Именно он обусловливает незначительный
поток прямых инвестиций. В мировом потоке прямых инвестиций на экономику
Украины приходится около 1%, а это очень мало. Ученые говорят, что Украина
может выйти из кризисного состояния в первую очередь за счет собственных сил и
средств. Однако интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной
экономики требует сотрудничества с мировой системой хозяйствования, в которой
иностранные инвестиции являются важным экономическим рычагом. При этом важной
предпосылкой привлечения как внутренних, так и иностранных инвесторов является
эффективный механизм управления инвестиционными процессами в целом и
планирования инвестиционных процессов частности как главному фактору повышения
инвестиционной активности.
Сфера интересов
зарубежных инвестфондов — вложения в украинские банки, ретейловые, аграрные,
строительные компании, а также объекты недвижимости (офисные и торговые
центры), крупные участки земли.
Среди причин, которые
препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в
экономику Украины, иностранные компании называют: кризис в
финансово-экономической системе Украины, отсутствие эффективной модели
инвестиционных стимулов, политическую нестабильность, отсутствие реальных
государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения
иностранных инвестиций в экономику Украины
По данным Европейской
Бизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционной
привлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла по
пятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласно
данным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инвестиционного климата и
его ближайших перспектив растет [26].
Кстати, в соответствии с
информацией исследовательского центра SEOLA Group Ideas Factory, 91%
руководителей мировых инвесткомпаний после президентских выборов ожидают
консолидации всех ветвей власти, а 87% - создания эффективной модели
инвестиционных стимулов. Кроме того, 79,9% опрошенных верят, что новый
президент инициирует создание долгосрочной стратегии развития Украины. Как
видим, инвесторы устали от неопределенности, «демократии» по-украински,
изменений внешнеполитического курса, отсутствия хоть какой-то стратегии
развития страны. Самое неприятное, что согласно опроса инвесторов, только 4,6%
из них называют целесообразным долгосрочное инвестирование в экономику Украины,
при этом 58,2% считают оптимальными лишь краткосрочные инвестиции.
Недавно в большой спешке
(очевидно с предвыборными целями) государство выбрало 10 проектов, имеющих
стратегическое значение для экономики Украины и которые будут финансироваться
под госгарантии. В 2010 г. планируется привлечь в эти проекты не менее $7 млрд.
инвестиций. Большинство из этих «счастливых» проектов инфраструктурные, часть —
энергетические и несколько транспортных. Впрочем, источники финансирования по
ряду из них уже известны. В целом же, установление каких-либо приоритетов очень
напоминает госпрограммы по привлечению инвестиций, которые после утверждения
обычно пылились на полках.
Как обычно, Украина
твердо может рассчитывать только на средства институциональных инвесторов.
После того как в 2009 году ЕБРР вложил в 46 проектов (на частный сектор
приходится 75% проектов, на государственный - 25%) в Украине $1,5 млрд. уже в
текущем году банк планирует инвестировать в Украину 1,1 млрд евро. Деньги
пойдут, в частности, на программы в отрасли энергетики. В прошлом году банк
«специализировался» на банках — более половины всех проектов на общую сумму
$870 млн. Около $350 млн. направлены в АПК, промышленность и недвижимость.
Кроме того, $137 млн. инвестированы в муниципальные проекты в Ивано-Франковске,
Львове и Киеве [28].
Наиболее же
привлекательными в 2010 г. для инвесторов будут оставаться металлургия,
телекоммуникации и IT, АПК и переработка сельскохозяйственной продукции,
фармацевтика и энергетика. В этих сегменты возможен приход иностранных
инвесторов путем слияний и поглощений (в украинской практике скорее
исключительно поглощений) и фондов прямых инвестиций.
В теории компании МСБ,
располагающие уникальными знаниями и/или технологиями, смеют надеяться и на
деньги фондов прямых инвестиций, но в таком случае они должны будут, во-
первых, поделиться собственностью, а во-вторых — быстро показать конкретные
результаты своей работы. Приоритетными отраслями для фондов прямых инвестиций
являются АПК, пищепром, IT и телекоммуникации, энергосбережение и
импортозамещение, фармацевтика и т. д.
Следует отметить, что
украинский фондовый рынок с марта прошлого года показывает рост, что способствует
оптимизму инвесторов. С другой стороны, многие из них отложили реализацию своих
проектов до полной стабилизации экономической ситуации. Слабое улучшение
макроэкономических показателей дает предметные надежды на увеличение притока
ПИИ. При этом фундаментальные проблемы украинской экономики минимум до конца
2011 г. разрешены не будут, а значит на резкий качественный рост инвестиционных
потоков надеяться не приходится.
В посткризисный период
потенциал экономического развития нашей страны оценивается и независимыми
экспертами, и международными организациями весьма пессимистично. В частности,
по перспективному прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), украинский ВВП
сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 г., когда он ожидается в
размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо
менее успешным, чем у большинства ее соседей. Так, на свой докризисный уровень
российская экономика выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 г., а
уже в 2014 г. российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 г. эта
разница составляла для Украины только девятикратное отставание [29].
Вероятно, понимая, что в
отсутствие системных и, главное, быстрых реформ в ближайшие несколько лет
Украина может прийти к бюджетному коллапсу и будет вынуждена объявить дефолт,
правительство Юлии Тимошенко активизировало работу с внешними консультантами. В
конце ноября 2009 г. вице-премьер по европейской и международной интеграции
Григорий Немыря заявил, что правительство Украины совместно с Организацией
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создало комплексную программу
по содействию привлечению инвестиций в Украину. По словам вице-премьера, проект
рассчитан на три года и включает две составляющие. Первая часть касается
конкурентоспособности отдельных секторов украинской экономики, вторая - обзора
инвестиционной политики Украины.
По мнению господина
Немыри, самыми перспективными могут быть такие секторы экономики: АПК,
энергетика и инфраструктура. Программа поддерживается Шведским агентством
международного развития, и на реализацию этого трехлетнего проекта будет
выделено 26 млн. шведских крон.
Экономико-исторический
экскурс показывает, что за последние почти два десятилетия объем общемировых
прямых иностранных инвестиций увеличился в восемь раз. Если в начале 1990-х гг.
он составлял $1,9 трлн., то к 2007 г. - вырос до $15,7 трлн. Однако
международный инвестиционный капитал за последние два десятка лет был не очень
благосклонен ни к инфраструктурным проектам, ни к энергетике, ни особенно к
АПК.
По оценочному прогнозу
МВФ, украинская экономика сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее
2015 г. Возврат к своему докризисному уровню только через пять лет приведет к
тому, что занимавшая в докризисный период 46-ю позицию Украина откатится уже
только в шестой десяток среди крупнейших экономик мира [30].
Экстенсивный путь
развития только в ближайшие пять лет может отбросить Украину по своему
экономическому потенциалу сразу на 10 позиций вниз, позволив обойти себя таким
странам, как Казахстан и Катар, экономики которых в докризисный период были
соответственно на четверть и вполовину меньше, чем украинская.
Ожидаемый многими
политиками вариант развития событий с посткризисным ростом украинской экономики
на уровне 6-8% в год, действительно, позволит нашей стране через десять лет
удвоить свой нынешний ВВП, однако такой результат не даст Украине шанса на
попадание даже в пятый десяток крупнейших экономик мира.
Нaибoлee cyщecтвeнныe
фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Украины:
1. Мaкpoэкoнoмикa.
2. Сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa.
3. Гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и
экoнoмичecкaя пoлитикa.
4. Интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.
5. Зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.
6. Сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo
кoнтpaктaм.
7. Пpecтyпнocть и кoppyпция.
8. Нaлoги.
9. Бaнкoвcкaя cиcтeмa.
10.Вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa.
11.Пoлитикa мecтныx влacтeй.
12.Рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для
мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.
Нeoбxoдимa выpaбoткa
дoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, в
тoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.
На основе
проведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, от
которых зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину.
Факторы, влияющие
на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив
положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для
зарубежных инвесторов (табл. 3.1).
"Недостатки"
превышают "достоинства", это объясняется нестабильностью инвестиционного
процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.
Квалифицированная рабочая
сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется
зарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата труда значительно
ниже, чем в других экономически стабильных странах. Неразвитая инфраструктура
как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием
для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения
капитала.
Таблица 3.1 Факторы,
влияющие на прямые иностранные инвестиции
Преимущества для прямых иностранных инвестиций
|
Препятствия для иностранных инвесторов
|
· Географическое положение в Европе
· Большое население
· Благоприятные природные условия
· Большой по размерам рынок
· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры
· Высокий уровень образования населения
· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе
инженерно-технических работников
· Низкий уровень заработной платы
· Социальная незащищенность работников
· Низкий уровень конкуренции в стране
|
· Отрицательный международный рейтинг Украины
· Отсутствие политической ответственности государства
· Нет стабильности в законодательстве
· Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов
· Отсутствие инициативы принятия решения
· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации
совместных предприятий
· Низкие темпы приватизации
· Отсутствие государственных гарантий для иностранных
инвестиций, которые могли бы защитить в суде
· Сложная и дорогостоящая процедура получения въездных виз
и пограничный контроль
· Трудности при получении разрешения на трудовую
деятельность
· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие
налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)
· Нарушения договоренностей о встречах с представителями
государственных структур или предприятий Украины
· Неразвитый внутренний финансовый рынок
· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры
|
3.2 Основные
направления по улучшению инвестиционного климата в Украине
Инвестиционный климат —
весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом
понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических,
организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность
и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).
Оценка инвестиционного
климата предполагает учет:
1) экономических условий (состояния
макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов
производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных
производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной,
финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);
2) государственной инвестиционной
политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности
национализации иностранного имущества, участия в международных договорах,
соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости
государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);
3) нормативно-правовой базы
инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их
корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового,
валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности,
слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью,
урегулирования споров);
4) информационного, фактологического,
статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих
инвестиционный климат [35].
Оценка различных
составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень
инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления
вложений.
Методики оценки
инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются
описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок.
В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех
агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал
развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и
основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в
«Ежегодной статистической карте».
Наибольшую известность в
настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности,
публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The
Economist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основе
расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического
риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга,
кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности
долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных
обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки
экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги
(IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.) [37].
Для того, чтобы
действительно осуществить экономический прорыв и через десять лет суметь
попасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку, необходимо, чтобы
Украина ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляется
совершенно нереальным, исходя из той ситуации, в которой в настоящее время
оказалась Украина.
Такой сценарий, вероятно,
возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет украинские политики
сумеют создать такие инвестиционные и бизнес-условия в Украине, которые понизят
объем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, а
среднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-20 млрд.
Причем показатель роста
на уровне 10-15% в год будет также невозможно обеспечить, если не изменить
государственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклад
и не начать (помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительства
и ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР) активно
вкладывать инвестиционные ресурсы в наукоемкий сектор страны.
Для привлечения
зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:
1) ряд налоговых льгот на прибыль;
освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий,
оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении
курсовых изменений;
2) введение пятилетней отсрочки для
применения положений новых законов, ухудшающих условия деятельности иностранных
инвесторов;
3) освобождение от уплаты таможенных
пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются
вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его
формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного
производства;
4) замена налогов, сборов и обязательных
платежей распределением производственной продукции между инвестором и
субъектами;
5) определение основ хозяйственной
деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах
экспортного производства [39].
Важным условием
привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности на
землю.
В Украине иностранные
инвесторы руководствуются в своей деятельности более чем 70 нормативными актами
разного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующее
законодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.
Исследование условий
привлечения иностранных инвестиций в Украину показало, что иностранным
инвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенные
условия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условий
поступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способов устранения
препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четыре группы
препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.
Среди мер общего
характера к первоочередным относятся:
1) стабильность политической обстановки
и доверие правительству;
2) надежность информационного
обеспечения;
3) простор действий для частного
предпринимательства;
4) адекватное и прогнозируемое
налогообложение;
5) правовые гарантии и гарантии
выполнения договоров;
6) сокращение роли бюрократического
аппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
7) либеральный внешнеторговый режим;
8) возможность пользоваться недорогими
услугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации,
транспортные дороги, услуги и т.д.;
9) отсутствие контактов с криминальными
структурами [41].
Для устранения
препятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшить
условия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения и
дополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметь
возможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентство
содействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.
В сфере содействия
поступлению иностранных инвестиций в Украину приоритетными на данном экономическом
этапе развития являются следующие вопросы:
1) право собственности на землю;
2) организация работы Агентства
содействия иностранным инвестициям, определение его функций;
3) правовое обеспечение;
4) налоговая система снижения сборов.
Как показывает опыт
западных стран, поступления иностранных инвестиций должны способствовать
развитию экономики страны, оздоровлению платежного баланса за счет текущих
операций, технологическому оздоровлению экономики и росту достижений
научно-технического прогресса.
Для создания
благоприятного инвестиционного климата, его стабилизации необходим длительный
период времени, что будет способствовать развитию международного
инвестиционного сотрудничества, увеличению притока инвестиций из-за границы и
их эффективному использованию [42].
Выводы к третьему разделу
Географическое положение
и природные условия Украины благоприятны для инвесторов, также как большая
численность населения и высокий уровень его образования. Часть населения не
имеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платы
может иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности в
получении взяток при проведении экономических мероприятий.
Среди причин,
определенных аналитическим методом, препятствующих иностранным инвестициям в
других странах СНГ, характерны нестабильность и неопределенность в
законодательстве, особенно непредсказуемые изменения – в налогообложении.
Пepeчиcлeнныe
в рамках данного paздeла фaктopы, влияющиe в бoльшeй cтeпeни нeгaтивнo нa
фopмиpoвaниe инвecтициoннoгo климaтa в Украине, тpeбyют paзpaбoтки кoмплeкca
мep пo eгo yлyчшeнию. К ним пpeждe вceгo cлeдyeт oтнecти cлeдyющee:
1. Тpeбyeтcя paдикaльнoe yлyчшeниe
инвecтициoннoгo климaтa, тaк кaк пoкa oн ocтaeтcя нeдocтaтoчнo пpивлeкaтeльным.
2. Вмecтe c тeм, кaк пoкaзывaeт aнaлиз,
быcтpo и кpyтo измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, кaк,
нaпpимep, нaлaживaниe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoты
cyдeбнoй cиcтeмы, пpeoдoлeниe кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльный
xapaктep.
Отcюдa пpинципиaльный
вывoд: paзyмнaя пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe и
нeyклoннoe yлyчшeниe cитyaции. У инвecтopoв дoлжнa cлoжитьcя yвepeннocть, чтo
oбщaя мaкpoэкoнoмичecкaя cитyaция в Украине cтaбилизиpyeтcя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований, изложенные
в рамках данной курсовой работы свидетельствуют о том, что:
1. Инвестиционная
деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими
инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования
инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать
внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и
микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним
источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с
национальными сбережениями, а к внешним — иностранные источники. На
микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают
собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции
собственников предприятия), а внешними — привлеченные и заемные средства
(государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые
путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).
2. Источниками
финансирования инвестиционной деятельности могут служить привлеченные и заемные
средства. Привлеченные средства — это средства, предоставленные на постоянной
основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода.
Заемные средства представляют собой денежные ресурсы, полученные в ссуду на
определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Мобилизация
привлеченных и заемных средств осуществляется различными способами, основными
из которых являются: привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рынок
кредитных ресурсов, государственное финансирование. С развитием финансовых
рынков возникают новые способы мобилизации капитала, среди которых можно
назвать лизинг, венчурное инвестирование, франчайзинг.
3. С развитием процессов
интернационализации хозяйственных связей возрастает роль иностранных инвестиций
как источника финансирования инвестиционной деятельности. Иностранные
инвестиции могут осуществляться в различных формах. При классификации форм
иностранных инвестиций особое значение имеет выделение прямых, портфельных и
прочих инвестиций. Считается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного
капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными
инвестициями.
4. Возможность
привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состояния инвестиционного
климата. Инвестиционный климат — это обобщающая характеристика комплекса
социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных
условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в
экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны:
описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные
рейтинги инвестиционной привлекательности.
5. Важными условиями,
способствующими привлечению иностранного капитала, являются правовое
регулирование и государственное гарантирование иностранных инвестиций. В
странах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторам
используется национальный режим, в соответствии с которым деятельность компаний
с иностранным участием регулируется национальным законодательством, не
содержащим различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и
зарубежных инвесторов.
Государственное
гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов может осуществляться: на
основе конституций или специальных нормативных актов; в рамках
межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;
через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между
государствами и гражданами других стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон України «Про інвестиційну діяльність» від 18 вересня
1991 р.
2. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» с
изменениями от 15.05.2003.
3. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций
в малом и венчурном бизнесе. – М.: Анкил, 2007. – 288 с.
4. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и
проектами. Пер. с англ. – М.: Пресс, 2006. – 315 с.
5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая
оценка реальных инвестиций. – М.: Гардарики, 2006. – 299 с.
6. Банковский портфель: Книга менеджера по кредитам. Книга
менеджера по расчетам. Книга менеджера по фондовым и трастовым операциям. Книга
банковского бухгалтера и аудитора. – М.: ИНФРА, 2007. – 623 с.
7. Барр Р. Политическая экономия: в 2-х т. – Т. 2. – М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 689 с.
8. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – К.: МП «Итем» ЛТД,
2005. – 447 с.
9. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели
эффективности инвестиций в условиях рынка. – М.: ПМБ ВНИИОЭНГа, 2007. – 212 с.
10. Гамидов Г. Н. Банковское и кредитное дело. – М.: ЮНИТИ,
Банки и биржи, 2005. – 427 с.
11. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных
инвестиций. – М.: Финстатинформ, 2005. – 135 с.
12. Громов Б.Г. Планування і аналіз ефективності інвестицій.
– К.: Фінанси, 2006. – 188 с.
13. Гончаров В. Сетевые методы планирования инвестиционных
проектов // Бизнес информ. – 2007. – № 1-2. – С.34-39.
14. Грузинов В.П. Экономика предприятия и
предпринимательство. – М., 2005. – 355 с.
15. Гусєв В. Державна інноваційна політика: аспект
інтернаціоналізації // Економіка України. – 2006. – №6. – С.77-84.
16. Дідівська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання
економіки. – К., 2002. – 355 с.
17. Денисенко М. Можливості активізації інвестування в
сучасних умовах // Економіка України. – 2007. – №1. – С.28-32.
18. Добрынин А.И., Тихолиз А.П. Инвестирование ресурсов в
развитие малого бизнеса // Ученые записки Института управления экономики. –
2007. – № 1. – С.19-26.
19. Ермошенко Н.Н., Скворцов Н.Н. Словарь-справочник
предпринимателя. – К.: УкрИНТЭИ, 2005. – 422 с.
20. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы
планирования. – М., 2006. – 406 с.
21. Заікіна О. Міжнародне співробітництво та внутрішні
резерви інвестування в економіку України // Економіка України. – 2006. – №1. –
С.70-78.
22. Заньковецька Т.Л. Фінансова рівновага підприємства.. –
К.: Фінанси, 2006. – 327 с.
23. Игошин Н.В. Инвестиции: организация управления и
финансирование: Учебник для вузов. – М., 2007. – 305 с.
24. Інвестиційний менеджмент: Навч. посібник / За ред.. П.О.
Дорошенко. – К.: Фінанси, 2005. – 422 с.
25. Інвестиції зовнішньоекономічної діяльності. Статистичний
збірник. За ред. О.Г. Осауленка – К.: ДП «Інформаційно-аналітичне агентство»,
2008. – 56 с.
26. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра
экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 478 с.
27. Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В.
Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.:
Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2005. – 275 с.
28. Камалов Ф.И. Внутренние источники финансирования
инвестиционной деятельности в Украине // Культура народов Причерноморья. –
2005. – № 57. – Т.2. – С. 41-44.
29. Кныш М.И. и др. Стратегическое планирование
инвестиционной деятельности: Учебное пособие для вузов. – СПб: Изд. дом
"Бизнес-пресса", 2007. – 376 с.
30. Колапс Б. Управление финансовой деятельностью
предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб.пособие / Под ред. проф. Я.В.
Воколова. – Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 576 с.
31. Комаров В. Інвестиції в СНД // Економіка України. – 2003.
– №2. – С.74-81
32. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис,
2005. – 304 с.
33. Криворучко Н.В. Використання кореляційного аналізу для
визначення впливу інвестицій в основний капітал на забезпечення розвитку
національної економіки // Проблемы развития внешнеэкономических связей и
привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. – Сборник научных
трудов. Донецк: ДонНУ, 2009. – С. 843-848.
34. Круш М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной
привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и
торговле. - М.: Изд-во «Стратегия», 2004. – 322 с.
35. Крылов Э.И. и др. Анализ эффективности инвестиционной и
инновационной деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 159
с.
36. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е.. Кредиты.
Инвестиции. – М.: ИНФРА, 2006. – 566 с.
37. Лазебник Л. Противоречия использования иностранного
капитала в Украине // Экономика Украины. – 2007. – №3. – С.36-39.
38. Ландарь І. Особливості залучення іноземних інвестицій в
Україну // Економіка України. – 2007. – №12. – С.68-72.
39. Леркасов В. Е. Международные инвестиции. – М.: «Дело»,
2008. – 422 с.
40. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы
подготовки и анализа. – М.: Финансы, 2006. – 140 с.
41. Лукинов И. Инвестиционная активность в экономическом
обновлении и росте // Экономика Украины. – 2005. – №8. – С.4-16.
42. Методичні рекомендації по оцінюванню ефективності
інвестиційних проектів та їх відбору для інвестування. – К.: Фінанси, 2005. –
155 с.
43. Міжнародний рух прямих інвестицій // Економіка України. –
2006. – №2. – С.67-73.
44. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под
ред. И.С. Королева. — М.: Экономист, 2007. – 422 с.
45. Недільский М.Г. Комерційна оцінка інвестиційних проектів
// Економіка України. – 2005. – №2. – С.33-39.
46. Общая теория денег и кредита / Под ред. Жукова Е. Ф. –
М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 568 с.
47.Панченко С.Г., Гаврилюк О.В., Сидоренко С.В. Стратегія
розвитку міжнародного підприемництва та іноземних інвестицій в Україні. – К.,
2007. – 355 с.
48. Прусова Л. Г. Основы рыночной экономики. К.: РПО
“Полиграфкнига”, 2006. – 305 с.
49. Пеньевская И.С. Планирование инвестиций
http://enbv.narod.ru/text/Econom/finance/penyevskaya/index.html.
50. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее
границы // Вопросы экономики. — 2007. — № 10. С. 22-23.
Размещено на
Страницы: 1, 2
|