Совершенствование действующей в РФ государственной ипотечной политики
В этой модели кредиторами, как правило, являются
специально учрежденные кредитные организации - ипотечные банки, а
рефинансирование кредитов здесь может происходить двумя путями:
1) за счет эмиссии ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) на основе
пулов закладных, которую осуществляют сами банки, продавая впоследствии ИЦБ (в
частности, ипотечные облигации - ИО) на фондовом рынке различным инвесторам,
замыкая таким образом ипотечный процесс на одном уровне ипотечной системы;
2) за счет продажи закладных, организованных или не
организованных в пулы и выставляемых банком на первичный рынок ценных бумаг.
Для первичного рынка ипотечного кредитования такими
сделками являются сделки по выдаче кредитов (займов), залогу недвижимого
имущества, по обращению взыскания на заложенное имущество и его продаже в
случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком его обязательств, а
также сделки по страхованию предмета залога. Для вторичного рынка ипотечного
кредитования при одноуровневой системе это будет выпуск эмиссионных ценных
бумаг, обеспеченных ипотечными активами, а также сделки по размещению этих
ценных бумаг.
Основными достоинствами одноуровневой модели служат ее
легкая интегрируемость в национальное российское законодательство; дешевизна ее
организации и контроля над ней по сравнению с двухуровневой моделью; отсутствие
необходимости страховать кредитно-финансовые риски, прибегать к услугам
рейтинговых агентств, а также отсутствие затрат на выплату агентских
вознаграждений обслуживающим кредит банкам и т.п., что в конечном счете
существенно снижает стоимость кредита для залогодателей.
Кроме того, одноуровневая модель более проста в
законодательном регулировании. Для ее функционирования, правда, требуется
принятие правовых актов на федеральном уровне, но с учетом того, что
гражданское, банковское законодательство и законодательство о ценных бумагах
отнесены к компетенции РФ, непреодолимых препятствий на этом пути нет.
С учетом действующего законодательства РФ одноуровневая
ипотека предполагает наличие следующих обязательных участников: 1) ипотечные
банки или иные ипотечные кредитные организации; 2) страховые компании,
осуществляющие страхование заложенного имущества; 3) компании по работе с
недвижимостью.
Одноуровневая модель ипотечного кредитования гораздо
ближе российскому законодательству.
Двухуровневая (универсальная) модель.
По американской модели банк выдает заемщику ипотечный
кредит, обеспеченный закладной на недвижимость. Затем банк может продать право
требования по ипотечному кредиту государственному ипотечному агентству. Из
«выкупленных» требований по ипотечным кредитам агентство формирует пул, на
основе которого выпускает облигации (MBS - M-rtgage Backed Securities). Таким
образом, финансирование ипотеки идет в основном за счет развитого вторичного
рынка ценных бумаг. Основными покупателями данных облигаций являются в основном
институциональные инвесторы - пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые
компании и др. Такая схема, по мнению автора, полностью зависит от степени
доверия к государству, которое выступает гарантом по вышеуказанным облигациям.
Другими словами, в этой модели эмиссию ИЦБ осуществляют
специальные компании, работающие на вторичном рынке ценных бумаг. При
двухуровневой системе рефинансирования банки продают закладные специальным
организациям, которые используют их как покрытие для выпуска ипотечных бумаг, а
на привлеченные деньги опять выкупают закладные у банков.
Страны англо-американской системы права используют
двухуровневую модель рынка ипотечного кредитования.
Ипотечные кредиты, выданные на первичном ипотечном рынке,
переуступаются специально созданным агентствам. Причем речь идет об ипотечных
кредитах, соответствующих строгим стандартам агентств. Эти агентства могут
поступить с полученными ипотечными кредитами различными способами: 1)
переуступить их вторичным инвесторам; 2) сформировать из единообразных
ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам такие неделимые пулы
ипотек или же права участия (доли) в таких пулах; 3) выпустить и разместить
ипотечные ценные бумаги.
За счет формирования пулов ипотек кредитные риски, не
покрытые страховкой, гарантиями и т.п., распределяются между всеми
составляющими пул кредитами и соответственно приобретателями участий в пуле.
.За счет организации вторичного ипотечного рынка в
странах англосаксонской системы права достигаются определенные цели;
перераспределение капиталов как из различных регионов, так и из различных
областей деятельности: рефинансирование первоначальных кредиторов; снятие
рисков с первоначальных кредиторов за счет переуступки ипотечных кредитов
операторам вторичного ипотечного рынка; перераспределение рисков, связанных с осуществлением
ипотечного кредитования, между участниками вторичного ипотечного рынка.
Ценные бумаги по российскому праву, которые могут
использоваться для привлечения средств на вторичном рынке ипотечного
кредитования, и ценные бумаги англо-американской системы (securities) имеют
коренное различие в своей правовой природе. Последние являются инструментами,
переносящими право собственности на ипотечный актив, что невозможно при
передаче российских ипотечных ценных бумаг, удостоверяющих только право требования.
Это должно учитываться при построении ипотечного кредитования по
англо-американской модели.
Европейские ценные бумаги - закладные листы - являются
самостоятельным видом ценных бумаг, постепенно выделившихся из класса облигаций
благодаря самостоятельному регулированию их выпуска и обращения.
Выбор некоторых стран двухуровневой модели объясняется не
только государственными интересами, но и особенностями самой англо-американской
системы права. На одно и то же имущество возможно установление нескольких титулов
собственности, разделение содержания права собственности между различными
лицами. Объектом права собственности в странах англо-американской правовой
системы может быть само право.
При уступке ипотечного кредита банк, выдавший кредит,
может оставить за собой право обслуживания этого кредита, но это не
обязательно. Государственные организации выдают гарантии по отдельным видам
ипотечных кредитов и способствуют получению определенными категориями граждан
льготных ипотечных кредитов.
В результате анализа наиболее распространенных моделей
ипотечного кредитования можно сделать вывод, что механизм двухуровневой модели
вторичного рынка ипотечного кредитования очень сложен и требует огромных затрат
на свое содержание, что, в свою очередь, влечет удорожание кредитных средств
для залогодателя. Другим недостатком, на наш взгляд, являются сложность
законодательного регулирования такой модели ипотечного кредитования и, как
следствие, невозможность четкого и эффективного регулирования построенного по
англо-американской модели рынка ипотечного кредитования в рамках
континентальной системы права. Широкое применение такой модели возможно лишь в
странах с очень устойчивой экономикой. Она требует создания расширенной
инфраструктуры ипотечного рынка при содействии и контроле за эмиссией ценных
бумаг (обращающихся на вторичном рынке) государства. Несмотря на изложенное, в
России все-таки предпочтение отдается американской двухуровневой модели
ипотечного кредитования.
В России, как и в других странах с переходной экономикой,
попытки построить ипотечный рынок по образцу наиболее эффективных систем не
привели к успеху. Создание массового рынка планировалось еще к 1999 - 2000 гг.,
однако российская ипотека оказалась востребованной лишь высокодоходными слоями
населения. Основным «поставщиком» ипотечных институтов, предложившим в 1992
году Правительству России проекты и техническую помощь в проведении реформ,
стало Агентство США по международному развитию (USAID). Суть его рецептов
сводилась к радикальному отказу от государственной поддержки некоммерческих
форм кредита. Упор был сделан на скорейший переход к самым эффективным
зарубежным моделям рыночного кредитования: универсальным коммерческим банкам и
вторичному рынку закладных. Но, как и в других переходных экономиках, попытки
внедрения передовых институтов, минуя необходимые стадии развития, не привели к
успеху. Наивная вера в то, что условия для развития передовых форм ипотечного
кредитования могут возникнуть за короткое время, стала следствием отсутствия
продуманной государственной стратегии в данной области. В результате проекты
организации современного двухуровневого рынка закладных (АИЖК) не были
востребованы, значительные средства были потрачены впустую. И по сей день, на
протяжении более чем десяти лет российские власти безуспешно пытаются внедрить
ее для массового потребления.
Не отказываясь полностью от американской модели,
целесообразно способствовать развитию более простой модели жилищного ипотечного
кредитования, которая лучше всего подходит для России. Например, в Польше, Венгрии,
Чехии и ряде других развивающихся стран, с неплохими результатами параллельно
реализуются обе модели.
В одних странах приоритет отдается рыночным факторам в
жилищной сфере и росту доли собственников жилья, в других - сохранению контроля
государства и развитию арендного сектора жилья.
Организация и функционирование двухуровневой модели
ипотечного кредитования в России теоретически и практически возможны. Подобная
модель имеет достаточные правовые основы, заложенные в действующее гражданское,
жилищное, гражданско-процессуальное законодательство, законодательство о рынке
ценных бумаг и т.п.
В России в настоящее время помимо специального,
предназначенного для урегулирования отношений в области ипотечного
кредитования, Закона об ипотеке приняты Федеральный закон «Об ипотечных ценных
бумагах» от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ (в ред. от 29.12.2004), Федеральный
закон от 29.12.2004 № 192-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ипотечных
ценных бумагах» и др.
Негативные результаты такого рода жилищных программ,
помимо субъективных моментов, кроются в объективных процессах развития
российской экономики (слабая государственная поддержка, низкий уровень жизни,
местнические интересы разных курирующих жилищные программы служб и т.д.).
Двухуровневая схема организации рынка должна строиться на
гарантиях государства. Так, на бюджетные деньги создано ОАО «Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию» (далее по тексту - АИЖК), которое разрабатывает
и внедряет двухуровневую систему ипотечных кредитов. На сегодняшний день АИЖК
отведена ключевая роль в формировании общероссийской системы рефинансирования
ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг.
Банк выдает ипотечный кредит заемщику. Этот долг
выкупается у банка АИЖК, с ним же заемщик и расплачивается за кредит. АИЖК
выкупает закладные только у тех банков, которые выдают ипотечные кредиты по
стандартам самой АИЖК. Деньги для выкупа Агентство берет со свободного рынка,
выпуская закладные, которые покупаются самыми разными инвесторами - частниками,
страховыми компаниями, пенсионными фондами, банками и т.д. Гарантирует выплаты
по облигациям Правительство РФ, которое в этой схеме является самым слабым
местом.
Стандарты АИЖК предусматривают выдачу и погашение кредита
только в рублях по ставке 15 процентов годовых; минимальный кредитный срок
должен составлять от 1 года до 20 лет; первоначальный единовременный взнос
заемщика должен быть не менее 30 процентов от стоимости приобретаемого жилья на
дату оценки. Ставка действительно низкая и впечатляющая, особенно по сравнению
с коммерческими банками, развивающими собственные ипотечные программы, где
ставки от 12 процентов и выше в валюте. Однако пока реализовать саму идею
создания АИЖК в полной мере не получается, так как АИЖК не может выпускать
ипотечные ценные бумаги.
При гарантиях правительства уровень доходности ипотечных
облигаций будет близок к доходности федеральных ценных бумаг с фиксированной
доходностью. В настоящее время доходность на рынке по двум трехлетним ГКО-ОФЗ
составляет 15 - 17%. По последним расчетам АИЖК, уровень доходности по
ипотечным бумагам должен быть выше.
АИЖК планирует ввести стандарт кредитования для
привлечения денег непосредственно в строительство жилья, поскольку на этапе
возведения стоимость площади гораздо более низкая и покупателям потребуется
значительно меньше денег на приобретение квартир. АИЖК и Банк Москвы
рассматривают формирование и развитие рынка ипотечных ценных бумаг, а также
различных финансовых инструментов, базовым обеспечением которых является
ипотечное покрытие как одно из приоритетных направлений в своей деятельности.
Анализ Концепции развития системы ипотечного жилищного
кредитования в Российской Федерации, Закона об ипотеке, Федерального закона «Об
ипотечных ценных бумагах» и Федерального закона «Об инвестиционных фондах»
позволяет сделать вывод, что в России создаются четыре механизма
рефинансирования ипотечных кредиторов: самостоятельное рефинансирование
ипотечных кредиторов; рефинансирование ипотечных кредиторов через операторов
вторичного рынка ипотечных кредитов; рефинансирование ипотечных кредиторов
через систему коллективных инвестиций; рефинансирование ипотечных кредиторов
через систему участия.
Три из четырех создаваемых в России моделей
рефинансирования ипотечных кредиторов основаны на передаче ипотечным кредитором
своих прав из основного договора и договора об ипотеке новому кредитору. Данная
передача совершается в форме заключения договора цессии прав из основного
договора и договора об ипотеке или путем передачи прав по закладной.
Анализ некоторых наиболее распространенных типов,
связанных с ипотекой securities, позволяет сделать вывод о коренном различии в
правовой природе ценных бумаг по российскому праву и ценных бумаг англо-американской
системы (securities). Следует отметить условность перевода на русский язык
понятия securities как "ценные бумаги".
В классическом двухуровневом варианте (с включением в
систему вторичного рынка ценных бумаг) система ипотечного кредитования для внедрения
в России имеет ряд принципиальных сложностей, таких, как:
- отсутствие развитого рынка ценных бумаг;
- проблема ликвидности ипотечных обязательств на
вторичном рынке;
- обеспечение банков долгосрочными дешевыми кредитными
ресурсами;
- проблема организации механизма рефинансирования, при
котором обеспечивались бы минимальные ставки по кредитам для населения и
экономически привлекательные для инвесторов процентные ставки по ипотечным
ценным бумагам, которые обеспечены, в свою очередь, низкопроцентными кредитами.
На основании изложенного делается вывод: двухуровневая
модель рынка ипотечного кредитования, используемая в странах англосаксонской
системы права, не может в чистом виде применяться в России по целому ряду
причин. Во-первых, принципиальная разница в концепции прав собственности.
Во-вторых, невозможность в российских условиях решения важнейшей задачи -
перераспределения рисков. В-третьих, американская модель основывается на
предоставлении регулятивных и контрольных публичных полномочий отдельным операторам
вторичного ипотечного рынка, которыми являются созданные государством лица:
государственная корпорация Джинни Мэй (G-vernment Nati-nal M-rtgage Ass-ciati-n
- GNMA), по обязательствам которой правительство США несет ответственность
всеми имеющимися в его распоряжении средствами, и так называемые
псевдогосударственные корпорации - Фэнни Мэй и Фрэдди Мак, по обязательствам
которых правительство США хотя ответственности и не несет, но чью деятельность
регулирует и контролирует. Организация вторичного рынка ипотечного кредитования
в России требует принципиально иных подходов, основывающихся на континентальной
системе права.
Система ипотечного жилищного кредитования в России - это
система, включающая в себя несколько сегментов:
- рынок недвижимости, обладающий необходимыми
характеристиками для участия в ипотечном кредитовании;
- первичный рынок ипотечных кредитов, охватывающий всю
совокупность деятельности кредиторов и должников, вступающих между собой в
соответствующие обязательственные отношения, при которых должник (залогодатель)
в качестве способа исполнения предоставляет, а кредитор (залогодержатель)
принимает в залог недвижимое имущество. Чем стабильнее рынок недвижимости, тем
охотнее банки берут недвижимость в залог, расширяя оборот и снижая процентные
ставки по кредиту;
- вторичный рынок ипотечных кредитов, обеспечивающий
передачу прав по закладным и ипотечным кредитам (продажа уже выданных ипотечных
кредитов), а также реинвестирование выданных ипотечных кредитов. Вторичный
рынок является связующим звеном между кредиторами на первичном ипотечном рынке
и инвесторами на рынке ипотечных ценных бумаг, обеспечивая аккумуляцию денежных
средств инвесторов и направляя финансовые потоки (через выпуск облигаций и их
размещение на фондовом рынке) в ипотечные кредиты. Вторичный рынок ипотечного
кредитования - явление сложное и многоплановое, обладающее большой спецификой.
Система вторичного рынка в России внешне очень похожа на американскую: банки
выдают кредиты, продают их агентствам, агентства получают средства от
инвесторов. Но внутренне она принципиально другая, ибо в отличие от
американской, перекачивающей на ипотечный рынок сбережения граждан, хранимые у
институциональных инвесторов, наша перекачивает на этот рынок бюджетные
средства. Однако если на этих принципах будет создана развитая система, то
жилищный рынок России окажется полностью зависимым от притока бюджетных
средств.
Практика отечественных и зарубежных кредитных организаций
применения ипотечного кредитования, ее законодательное регулирование привлекают
сегодня внимание многих. Между тем адаптация правового зарубежного опыта ни в
коей мере не предполагает его прямого заимствования без учета отечественной
специфики формирования смешанной экономики. Такой подход тем более
неправомерен, так как у России имеется и свой собственный богатый опыт
ипотечного кредитования жилищного строительства, получившего свое наибольшее
развитие в XIX и начале XX века.
Глава 2. Федеральная целевая ипотечная программа «Жилище»
на 2002 – 2010 гг.
2.1 Механизм реализации государственной ипотечной
политики на современном этапе
Общая координация хода реализации Программы «Жилище» и
входящих в ее состав подпрограмм осуществляется создаваемой Советом при
Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов межведомственной
рабочей группой по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России».
Текущее управление Программой и оперативный контроль за
ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы и входящих
в ее состав подпрограмм.
Управление реализацией Программы и входящих в ее состав
подпрограмм государственный заказчик возлагает на федеральное государственное
учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных
программ».
Финансирование федерального государственного учреждения
«Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ»
осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на
финансирование Программы.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления,
участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм,
представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации
Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнения мероприятий
Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется государственным
заказчиком с участием других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления.
Государственный заказчик-координатор представляет по
итогам года в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации
Программы и входящих в ее состав подпрограмм и предложения по совершенствованию
их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Реализация Программы и входящих в ее состав подпрограмм
предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Основным критерием участия субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав
подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию программных
мероприятий (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых
преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
В современных условиях финансового кризиса, государство
должно осуществлять поддержку банковскому сектору и развивать ипотечный рынок,
рассмотрим эти государственные меры.
Способность банков наращивать объемы выдаваемых
долгосрочных ипотечных жилищных кредитов зависит от возможности привлечения
долгосрочных ресурсов.
В мировой практике существуют различные формы привлечения
средств для ипотечного кредитования. Наиболее распространенными являются две.
Первая форма ― это выпуск банками долгосрочных облигаций с ипотечным
покрытием стандартной структуры с выплатой суммы основного долга в конце
платежного периода. Ипотечные кредиты, входящие в состав ипотечного покрытия,
при этом остаются на балансе банка-эмитента (данная система преобладает в
Европе, наиболее яркий пример ― Германия).
Другой формой привлечения долгосрочных ресурсов,
называемой системой рефинансирования ипотечных кредитов, является уступка прав
требований банками по уже выданным ипотечным кредитам другому финансовому
институту (оператору вторичного рынка). В свою очередь операторы вторичного
рынка выпускают ипотечные ценные бумаги различного вида. Такими ценными
бумагами могут быть облигации с ипотечным покрытием традиционной структуры или
облигации общего покрытия, или ценные бумаги с потоком платежей, близким по
структуре к платежам по аннуитетным ипотечным кредитам (данная система
функционирует в США, в России аналогом данного вида ипотечных ценных бумаг
являются ипотечные сертификаты).
Российское законодательство по ипотечным ценным бумагам с
учетом принятых в рамках реформы по созданию рынка доступного жилья изменений
обеспечило возможность использования банками всех вышеописанных способов
привлечения средств для ипотечного кредитования как через непосредственное
привлечение ресурсов банками, так и через использование финансовых услуг
операторов вторичного рынка.
Общий объем выданных банком кредитов всегда
детерминирован обязательными нормативами, регулирующими банковскую
деятельность, и возможными объемами привлекаемых банками средств. Возможность
продажи банковских активов (рефинансирование ипотечных жилищных кредитов)
позволяет банкам выдавать новые кредиты, что в целом способствует увеличению
объемов ипотечного жилищного кредитования. Покупка операторами вторичного рынка
прав требований по выданным кредитам осуществляется за счет выпуска ипотечных
ценных бумаг, обеспечивающих секьюритизацию данных активов и размещаемых среди
широкого круга инвесторов. Чем более развит рынок таких инструментов и его
инфраструктура, тем быстрее возможен оборот ипотечных активов через их
рефинансирование. При этом скорость такого оборота напрямую влияет на темпы
наращивания банками объемов ипотечного жилищного кредитования.
Повышению доступности ипотечных кредитов для населения и
активизации банков как первичных кредиторов будет способствовать развитие
унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (далее –
УСР ИЖК).
УСР ИЖК является важным элементом системы ипотечного
кредитования в целом, поскольку позволяет существенным образом расширить объем
долгосрочных ресурсов, привлекаемых в сферу ипотечного жилищного кредитования.
Базовым элементом такой системы является унификация стандартов и процедур
ипотечного жилищного кредитования у первичных кредиторов. Унификация и
стандартизация в этой сфере позволяет предложить финансовому рынку прозрачные и
надежные ипотечные ценные бумаги, избежать затрат инвесторов на изучение и проверку
кредитов, входящих в состав ипотечного покрытия, и снизить требуемую доходность
по ценным бумагам. Такая унифицированная система позволяет расширить объемы
выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и снизить процентные ставки по этим
кредитам.
С одной стороны, доступный для широких слоев населения
ипотечный кредит могут сделать долгосрочные ресурсы, с другой стороны, срок, на
который российский фондовый рынок может предложить денежные ресурсы, сегодня не
превышает трех – пяти лет.
Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» создает
законодательные условия для привлечения в сферу ипотечного жилищного
кредитования долгосрочных ресурсов. При этом сроки заимствований будут
увеличиваться по мере становления и развития рынка ипотечных ценных бумаг.
Возможности увеличения сроков заимствований будут зависеть от спроса на
ипотечные ценные бумаги, что, в свою очередь, определяется различными
факторами, например уровнем развития накопительных пенсионных фондов, страховой
деятельности, то есть наличием институциональных инвесторов, ориентированных на
долгосрочные инвестиции.
Развитие УСР ИЖК позволит интенсифицировать процесс
привлечения средств для ипотечного жилищного кредитования. Система позволит
обеспечить равномерный переток капитала с финансового рынка страны в банковский
сектор и через него – в виде ипотечных кредитов ― широким массам
населения. .
Одним из главных условий адекватного функционирования УСР
ИЖК является ее способность нивелировать риски, возникающие в связи с
имеющимися различиями в срочности ресурсов, необходимых для направления в
ипотечное жилищное кредитование.
Принятый в 2003 г. Федеральный закон «Об ипотечных ценных
бумагах» стал серьезным шагом к созданию нормативных предпосылок для
формирования рынка ипотечных ценных бумаг. В настоящее время ведется разработка
нормативных правовых актов, регулирующих рынок ипотечных ценных бумаг.
Российское законодательство позволяет выступать в
качестве оператора вторичного рынка ипотечного кредитования банкам и ряду
других организаций. Некоторые банки уже сегодня в ограниченном объеме проводят
операции по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов или планируют
осуществлять такую деятельность. В целях развития ипотечного жилищного кредитования
Правительством Российской Федерации в 1997 г. был создан оператор УСР ИЖК ―
открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»
(далее – АИЖК), в основную задачу которого входит рефинансирование выданных
первичными кредиторами ипотечных жилищных кредитов за счет средств,
привлекаемых путем размещения на российском фондовом рынке ценных бумаг.
АИЖК на сегодняшний день уже обеспечивает
рефинансирование ипотечных жилищных кредитов, номинированных в рублях, со
сроком до 27 лет и процентной ставкой 15% годовых.
На период до 2010 г. АИЖК должно стать основным проводником государственной политики по становлению и развитию УСР ИЖК и ее ключевым
институциональным элементом.
Роль государства в данном процессе на период становления
в России рынка долгосрочных финансовых инструментов и прежде всего рынка
долгосрочных ипотечных ценных бумаг состоит в формировании УСР ИЖК через ее
оператора – АИЖК. При этом государственная поддержка предоставляется системе
лишь в объемах, необходимых для становления рыночных механизмов
функционирования соответствующих секторов экономики. По мере развития и
совершенствования рыночной базы роль государства должна снижаться и
переориентироваться на те сегменты, где рыночные механизмы еще не сформированы.
Государственная поддержка становления и развития УСР ИЖК
через АИЖК, как уполномоченного Правительством Российской Федерации оператора
УЕСР ИЖК, ― необходимая мера, направленная на решение задачи обеспечения
населения доступным жильем путем создания условий для максимально быстрого
развития рыночных механизмов ипотечного жилищного кредитования.
При этом такая государственная поддержка не может и не
должна конкурировать с рыночными механизмами ни в одном из секторов финансового
рынка и должна быть ориентирована на те секторы, где рынок отсутствует и
требуется вмешательство государства для его становления.
Федеральная ипотечная политика широко развивается в
субъетах федерации, так например, в Калужской области.
Калужская ипотечная корпорация выдала населению по
состоянию на 1 сентября 2009 года 1 774 кредита
ОАО «Калужская ипотечная корпорация» была создана в
соответствии с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в
Калужской области», в целях решения жилищной проблемы путем развития системы
ипотечного жилищного кредитования, повышения эффективности бюджетных вложений в
жилищную сферу, а также привлечения внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства Постановлением Правительства Калужской области №12 от
24 января 2003 г.
Работа Корпорации с момента основания была направлена на
популяризацию среди населения и становление ипотечного кредитования в Калужской
области.
В качестве первичного кредитора населения, компании
удалось привлечь ООО банк «Элита».
С момента начала деятельности корпорации и по настоящее
время в общей сложности было выдано 1774 кредита на сумму 1329, 03 млн.руб.:
Увеличение количества и объемов выдаваемых с участием
Корпорации ипотечных кредитов по Стандартам ОАО «АИЖК» на сегодняшний день достигнуто
за счет привлечения новых Первичных кредиторов — ЗАО «Мосстроэкономбанк», ЗАО
АКБ «Русславбанк».
Обязательным условием функционирования системы ипотечного
кредитования является обеспечение рефинансирования Первичных кредиторов,
участвующих в запуске и реализации ипотечных программ. С помощью данного
механизма Первичные кредиторы превращают «длинные» ипотечные деньги в
«короткие» путем продажи Корпорации пулов закладных, что позволяет выдавать
новые ипотечные кредиты не отвлекая серьезных денежных ресурсов.
Росту объемов и числа выдаваемых через Первичных
кредиторов ипотечных кредитов способствует улучшение для потенциальных
заемщиков условий ипотечного кредитования:
- снижение процентных ставок по кредитам с 15% в 2003
году до 10,75% в 2008 году;
- снижение первоначального взноса с 30% в 2003 г. до 10% в 2008 году.
Кроме того, компания обладает развитой филиальной сетью,
включающей в себя офисы продаж в Калуге и Обнинске. Расширение этой сети
планируется через открытие офиса в городах Таруса и Киров.
На сегодняшний день компанией выдано ипотечных
займов/кредитов в 16 из 23 районах Калужской области.
«Калужская ипотечная корпорация» постоянно увеличивает
количество предлагаемых ипотечных продуктов.
Так, в частности, на сегодняшний день компания работает
по стандартам «АИЖК», правилам ООО «АТТА Ипотека». Ведутся переговоры о работе
с ипотечными продуктами «Райффайзенбанк», «Русский ипотечный банк».
Отдельно выделим участие компании в реализации социальных
проектов на территории Калужской области:
1. Областная целевая программа «Обеспечение жильем
молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы»
В целях оказания государственной поддержки молодым семьям
был принят Закон Калужской области от 28.11.2003г. № 270-ОЗ «Об областной
целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на
2003-2010 годы» (далее — Закон).
В соответствии с данной программой Правительство
Калужской области 05 февраля 2004 года приняло Постановление № 34 «Об
утверждении Положения о порядке предоставления молодым семьям льготных займов
на приобретение жилья» (далее — Постановление).
Согласно условиям Государственного контракта с
Правительством Калужской области Корпорация оказывает на безвозмездной основе
Государственному заказчику услуги по предоставлению молодым семьям льготных
займов (под 5% годовых на срок до 20 лет) за счет средств областного бюджета на
приобретение жилья в соответствии с Законом, Постановлением.
За время выполнения Контракта Корпорацией выдано 24
льготных займа на сумму 9 665 494,00 рублей (в т.ч. за 2005 год — 19 льготных
займов на сумму 7 065 494,00 рубля, за 2006 год — 5 льготных займов на сумму 2
600 000,00 рублей).
2. Областная целевая программа «Обеспечение жильем
молодых семей в Калужской области на 2002-2010 годы» в части реализации
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы
В 2005 году Правительством Калужской области с
Корпорацией был заключен Государственный контракт, согласно которому Корпорация
предоставила Участникам Программы субсидии в размере и порядке, предусмотренном
Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета в случае
рождения (усыновления) ребенка.
За период с июня 2005 по август 2008 года было была
произведено проверка 29 комплектов документов и соответственно перечислено 29
субсидий на сумму 5000000 рублей (размер субсидий от 150 000 до 180 000
рублей), в т.ч. в 2005 году — 26 субсидий на сумму 4 460 000 рублей, в 2006
году — 3 субсидии на сумму 540 000 рублей.
3. Помощь в обналичивании сертификатов, по которым
заемщикам предоставляются субсидии за счет средств бюджетов всех уровней.
При обращении граждан, имеющих на руках сертификаты
(свидетельства) на получение субсидий, Корпорация при проведении андеррайтинга
учитывает сумму субсидии как собственные средства потенциального заемщика.
По этой схеме Корпорация успешно работает в Обнинске и
Калуге с участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, имеющими
Свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство)
жилья.
Также у Корпорации имеется опыт работы с Сертификатами на
право получения субсидии из федерального бюджета, выданными:
Главным финансово-экономическим управлением Министерства
обороны РФ, МВД России, Министерством здравоохранения и социального развития
Калужской области, Управлением по делам миграции УВД Калужской области.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «Калужская
ипотечная корпорация» с поставленными в «Концепции развития системы ипотечного
жилищного кредитования» Калужской области целями справилась полностью:
- создана необходимая инфраструктура рынка ипотечного
кредитования, стали понятны взаимоотношения между субъектами, определились
основные участники этого рынка — Первичные кредиторы, страховые компании,
агентства недвижимости, оценочные компании;
- достигнуто эффективное использование бюджетных средств
— с помощью вложенных в уставный капитал Корпорации 90 млн. рублей было выдано
ипотечных займов и кредитов на сумму 1,33 млрд. рублей;
- привлечены внебюджетные источники финансирования — в
систему ипотечного кредитования вовлечены 4 Первичных кредитора и 5
рефинансирующих организаций.
Подводя итоги, отметим следующие перспективы развития
системы кредитования через «Калужскую ипотечную корпорацию»: расширение
филиальной сети, включение в систему ипотечного кредитования новых Первичных
кредиторов, расширение числа рефинансирующих организаций, внедрение новых
ипотечных продуктов, продолжение участия в социальных программах.
Одну из лидирующих позиций в области ипотечного
кредитования не только по Калужской области, но и по стране в целом занимает
Сбербанк РФ. По словам управляющего филиалом Среднерусского банка Сбербанка
России Олега Макарова, Калужское отделение № 8608 России в Калужской области в 2008 г. выдано 805 жилищных кредитов, из них «Молодая семья» — 154; в 2007 г. выдано 1487 жилищных кредитов, из них 213 «Молодая семья». В 2008 г. планируется выдать около 3000 жилищных кредитов.
Рассмотрев механизм реализации федеральной целевой
программы «Жилище», проведем анализ ее эффективности за период 2007 – 2008 гг.
2.2 Анализ и оценка эффективности мероприятий федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года
В соответствии с положениями подраздела VII «Оценка
социально - экономической эффективности Программы» раздела «Федеральная целевая
программа «Жилище» на 2002-2010 годы» постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» оценка социально - экономической
эффективности федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее –
Программа) производится на основе системы индикаторов. Мониторинг реализации
Программы осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ежегодно.
Для оценки эффективности Программы используются
семнадцать целевых индикаторов, включающих в себя как комплексные индикаторы,
так и индикаторы по следующим направлениям:
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и
рынка жилья;
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и
нормативное правовое обеспечение организации предоставления жилых помещений
социального использования.
Таблица 1 Оценка эффективности Программы производится путем
сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными Программой
значениями на 2006 - 2010 годы.
Наименование индикатора эффективности реализации
Программы
|
Значения индикаторов
|
2007 год
|
2008 год
|
Фактическое значение индикатора (по данным сводной
формы 2-ПФ)
|
Значение целевого индикатора, установленное Программой
|
Фактическое значение индикатора (по данным сводной
формы 2-ПФ)
|
Значение целевого индикатора, установленное Программой
|
Комплексные индикаторы
|
Уровень обеспеченности населения жильем, (кв.метров на
человека)
|
20,9
+2,0%
|
20,5
|
21,3
+1,9%
|
20,9
|
Коэффициент доступности жилья (лет)
|
4,7
в 1,3 раза больше планового показателя
|
3,5
|
5,1
в 1,6 раза больше планового показателя
|
3,2
|
На рис. 1 и 2 представлен графически уровень
обеспеченности населения жильем в 2007 и 2008 гг. исходя из фактического
значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.
На рис. 3 и 4 представлен графически коэффициент
доступности жилья в 2007 и 2008 гг. исходя из фактического значения индикатора
и значения целевого индикатора, установленного Программой.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|