бесплатные рефераты

Совершенствование действующей в РФ государственной ипотечной политики

В 2007 году достигнут значительный прирост объемов жилищного строительства, которые составили более 116 % от уровня 2006 года. В 2007 году построено и введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,55 млн. кв. м общей площади. Из этого объема населением за свой счет и с помощью кредитов построено 39,5% или 139,9 тысяч индивидуальных жилых домов общей площади 19,8 млн. кв. м.


Рис. 1 Уровень обеспеченности жильем в 2007 году


Рис. 2 Уровень обеспеченности жильем в 2008 году


В результате уровень обеспеченности населения жильем в среднем на одного россиянина в 2007 году составил 20,9 кв.метров (что на 2% превышает значение соответствующего установленного целевого индикатора), а ввод жилья на одного человека - 0,32 кв. м, что не может считаться удовлетворительным.


Рис. 3 Коэффициент доступности жилья в 2007 году


Рис. 4 Коэффициент доступности жилья в 2008 году


Всего с 2000 года объем ввода нового жилья вырос по состоянию на 01.01.2008 года почти в три раза. В 2008 году сохранилась положительная динамика увеличения данного показателя. При общем объеме ввода жилья на уровне 64,2 млн. кв. метров показатель – уровень обеспеченности населения жильем (из расчета на одного человека) на 01.01.2009 года составил 21,3 кв. метра (почти в два раза ниже аналогичного показателя, имеющего место в странах Европы), что на 2% больше значения соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на 2007 год. Однако, при этом коэффициент доступности жилья, рассчитываемый исходя из средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м. и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, в 2007 году составил 4,7 лет (в соответствии с контрольными показателями Программы «Жилище» этот коэффициент в 2007 году должен был составлять 3,5 года). В 2008 году значение коэффициента доступности жилья увеличилось до 5,1 года, в первую очередь за счет резкого увеличения стоимости жилья, имевшего место в указанный период на рынке недвижимости.

Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья, представлены в таблице 2.


Таблица 2

Наименование индикатора эффективности реализации Программы

Значения индикаторов

2007 год

2008 год

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (%)

15,7

в 1,12 раза больше планового показателя

14

17

соответствие плановому показателю

17

Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов (млрд. руб.)

260,0

в 2,4 раза больше планового показателя

108

292,8

в 1,9 раза больше планового показателя

151

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета (начиная с 2006 года - нарастающим итогом) (тыс. семей)

7,5

на 73% меньше планового показателя

27,8

17,3

на 75% меньше планового показателя

69,5


Рис. 5 Объем выдаваемых ипотечных кредитов и займов в 2007 году (млрд. руб.)


Рис. 6 Объем выдаваемых ипотечных кредитов и займов в 2008 году (млрд. руб.)

На рис. 5 и 6 представлен графически объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов в млрд. руб. в 2007 и 2008 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.

Благосостояние населения Российской Федерации, в том числе и молодежи, за последние годы значительно выросло по сравнению с периодом постперестроечной эпохи. Данному прогрессу способствует целый ряд государственных мер, осуществляемых в различных формах, в том числе и посредством федеральных целевых и адресных инвестиционных программ. В результате наряду с ростом покупательной способности населения, наблюдается рост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств. Согласно данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2007 году данный показатель уже на 12% раза превышал значение соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865. В 2007 году данная положительная динамика сохранилась, в результате по итогам реализации Программы в 2008 году субъекты Российской Федерации вышли на плановый показатель данного целевого индикатора, установленного на указанный период, - 17%.

Следует отметить, что принятие на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создает необходимые условия для развития ипотечного жилищного кредитования, это позволяет более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей. За период 2007 - 2008 года объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов более чем в два раза превысил плановое значение соответствующего целевого индикатора, установленного положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период, в том числе: в 2007 году – в 2,4 раза; в 2008 году – в 1,9 раза. Вопреки прогнозов специалистов кризис рынка ипотечного жилищного кредитования, имевший в 2008 году место в Соединенных штатах Америки, не отразился на отечественном ипотечном рынке. Как показывает практика, имеет место положительная динамика роста объема выдаваемых населению ипотечных жилищных кредитов. Согласно данных Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям расширение рынка ипотеки сопровождается увеличением и количества кредитных организаций, реализующих ипотечные программы. Количество банков, выдающих ипотечные кредиты, только за период 2007 года выросло на 9% и составило 442. Данная положительная динамика имеет место и в 2008 году. Согласно официальных данных Центрального банка Российской Федерации объем выданных ипотечных жилищных кредитов гражданам на 01.01.2009 года составил 556,392 млрд. рублей, что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель, зафиксированный на 01.01.2008 года. При этом в 2008 году средневзвешенная ставка кредитов составила 10,9% при средневзвешенных сроках кредитования 189,3 месяца (около 15 лет).

Целевой индикатор подпрограммы - 27,8 тысяч молодых семей, улучшивших жилищные условия по итогам 2007 года удалось достичь только уровня 7,5 тысяч молодых семей по следующим причинам:

1. При корректировке подпрограммы не были учтены семьи, участники подпрограммы 2006 года, перед которыми имелись обязательства по выплате субсидий по старому механизму. Так как размер выплат участникам ранее действовавшей подпрограммы существенно больше среднего размера выплат по новому механизму, то количество молодых семей, которые могли получить господдержку за счет средств федерального бюджета 2007 года, сократилось на 4,9 тыс. семей.

2. В связи с ростом цен на жилье, Минрегион России установил средние рыночные цены на III квартал 2007 года, применяемые для расчета субсидий выше расчетных программных. В среднем по России, рыночная стоимость, установленная Минрегионом России составила 14,9 тыс. руб., вместо показателя в 14 тыс. рублей, заложенного в подпрограмму на 2007 год. В результате количество молодых семей, которые могли получить господдержку за счет средств федерального бюджета 2007 года, сократилось еще на 1,2 тыс. семей.

3. По условиям подпрограммы, действующей с 1 января 2007 года, свидетельство о предоставлении субсидии молодой семье действительно в течение 9 месяцев. Получив средства федерального бюджета в ноябре – декабре 2007 года, многие субъекты Российской Федерации в 2007 году выдали свидетельства молодым семьям, но перечисления субсидий не производили.

Таким образом, вначале 2008 года по расчетам предполагалось, что в рамках подпрограммы за счет средств федерального бюджета 2007 года смогут улучшить свои жилищные условия лишь 21,7 из запланированных 27,8 тысяч молодых семей, что на 22% ниже запланированного в подпрограмме параметра.

По данным, поступившим в Росстрой из субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2008 г., освоение средств федерального бюджета, перечисленных в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 году, составило 864,4 млн. рублей, из них 554,7 млн. рублей по выполнению обязательств 1 этапа подпрограммы, 309,7 млн. рублей - по новому механизму. Улучшили жилищные условия с привлечением средств федерального бюджета 7875 молодых семей.

В таблице 3 приведены основные показатели реализации подпрограммы за счет федерального бюджета.


Таблица 3

По состоянию на дату:

Количество молодых семей, получивших субсидии за счет средств федерального бюджета 2007 года

Объем средств федерального бюджета 2007 года, использованных для предоставления субсидий (млн. рублей)

Объем средств региональных и местных бюджетов, использованных для предоставления субсидий (млн. рублей)

01.01.2008 года

6106

731

833,5

01.04.2008 года

7875

864,4

1168,5

01.07.2008 года

11742

1187

2662,8

01.10.2008 года

15774

1456,4

3591,1


Индикаторы, характеризующие жилищное строительство, представлены в таблице 4.


Таблица 4

Наименование индикатора эффективности реализации Программы

Значения индикаторов

2007 год

2008 год

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Индикаторы, характеризующие жилищное строительство

Годовой объем ввода жилья (млн. кв. метров)

50,55

99,5% от планового показателя

50,8

60,4

на 7,3% больше планового показателя

56,3

Доля финансирования жилищного строительства за счет кредитных средств, предоставленных застройщику (процентов)

6,4

в 4 раза меньше планового показателя

26

7,6

в 3,9 раза меньше планового показателя

30

Доля городов с населением более 50000 человек, в которых приняты правила землепользования и застройки (процентов)

24,6

в 3,5 раза больше планового показателя

7

31,8

в 1,3 раза больше планового показателя

25


На рис. 7 и 8 представлен графически годовой объем ввода жилья в млн. кв. метров в 2007 и 2008 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.

Как было указано выше годовые объемы ввода жилья в целом по Российской Федерации имею положительную тенденцию стабильного роста. При существующих на сегодняшний день темпах роста данного показателя можно прогнозировать выполнение в 2010 году плана годового ввода жилья на уровне 80 млн. кв. метров, установленного параметрами Программы по итогам ее реализации в 2010 году. Только в 2008 году показатель годового объема жилья по России, составивший более 60,4 млн. кв. метров жилья, уже превышает значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период на 7,3%, а также составляет 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года. Напомним, что в 2007 году темп роста жилищного строительства к 2006 году составлял 116,1%. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства по-прежнему осуществляются в Московской области, где введено 12,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Москве - 8,0%, Краснодарском крае - 6,2%, Санкт-Петербурге - 4,4%, Республике Татарстан - 3,4%, Тюменской области - 3,2%, Республике Башкортостан - 3,1%, Ростовской и Челябинской областях - по 2,8%, Свердловской области - 2,7%. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил в 2008 году 49,2%. Однако следует отметить, что резервы мощностей по инфраструктуре на сегодняшний день практически исчерпаны. Поэтому говорить о сохранении положительной динамики годового ввода жилья можно только при условии принятия безотлагательных конструктивных мер по развитию мощностей инфраструктуры. Хотя, стоит отметить, что за январь-февраль 2009 года в Российской Федерации уже построено и введено 5,8 млн. кв. метров жилья.

Особое внимание следует уделить проблеме слабого развития финансирования жилищного строительства за счет кредитных средств, предоставленных застройщику. Данное направление развивается очень медленно: доля данного финансирования в 2007 году была зафиксирована на уровне в 4 раза меньше по сравнению со значением соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на 2007 год. Данная тенденция имела место и в 2008 году: доля данного финансирования была в 3,9 раза меньше по сравнению со значением соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период.

Одним из условий успешного развития строительного сектора является своевременное принятие и утверждение муниципальными образованиями соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей правила землепользования и застройки. Анализ данной работы в период 2007 – 2008 г.г. показал, что результаты в данной области достигнуты не плохие, доля городов с населением более 50000 человек, в которых соответствующие правила разработаны и усовершенствованы, имеет положительную динамику роста и превышает значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период: в 2007 году – в 3,5 раза; в 2008 году – в 1,3 раза.

Индикаторы, характеризующие совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса, представлены в таблице 5.


Таблица 5

Наименование индикатора эффективности реализации Программы

Значения индикаторов

2007 год

2008 год

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Индикаторы, характеризующие совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса

Уровень износа коммунальной инфраструктуры (процентов)

60,2*

на 5,6% больше планового показателя

57

56*

на 1,8% больше планового показателя

55

Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры (процентов)

12,8

на 25% меньше планового показателя

17

35

на 75% больше планового показателя

20

Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса (процентов)

15,2

в 1,9 раза больше планового показателя

8

18

в 1,2 раза больше планового показателя

15

Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями (процентов)

18,3

в 3 раза больше планового показателя

6

22,4

в 2,2 раза больше планового показателя

10

Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (млрд. рублей)

305,0

в 1,8 раза больше планового показателя

167

254,7

в 2,5 раза больше планового показателя

100

Доля муниципальных образований, завершивших перевод субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные социальные счета граждан (процентов)

37,2

на 21% меньше планового показателя

47

65,3

на 18,4% меньше планового показателя

80

Доля семей, получивших субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (процентов)

10,2

на 36,3% меньше планового показателя

16

12,4

на 31,1% меньше планового показателя

18


* - учитывая, что данные показатели рассчитываются исходя из формального подсчета срока эксплуатации жилых домов, они не отражают реального состояния жилищного фонда, а система регулярного технического аудита жилищного фонда фактически отсутствует.

Одними из основных проблем, тормозящих удовлетворение гражданами потребности в жилье является низкое качество жилищных и коммунальных услуг, а также высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, который в 2007 году составлял в Российской Федерации около 60%. Степень износа жилищного фонда на январь 2008 года характеризовалась следующими показателями:

- минимальный износ (от 0 до 30%) имеет 60,2 %жилищного фонда,

- износ от 31 до 65%, требующий ремонта либо модернизации, имеет 36,0% жилищного фонда,

- износ от 66 до 70%, при котором обязательным является проведение капитального ремонта либо модернизации жилищного фонда, либо его сноса, составляет 2,7 % жилищного фонда;

- критическую степень износа (свыше 70%) имеет 0,94% жилищного фонда (в 2005 г. – 0,9%).

На реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2008 году было выделено 5044,575 млн. рублей, из них было перечислено 5028,641 млн. рублей.

Средства в объеме 15,934 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет в связи с экономией возникшей на объектах расположенных на территории Иркутской и Ульяновской областях.

Растет доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. И если в 2007 году данный показатель составлял только 75% от значения соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на указанный период, то в 2008 году достигнут значительный прогресс на данном направлении – доля частных инвестиций увеличилась по сравнению с 2007 годом сразу в 2,7 раза, и составив 35%, превысила значение соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на 2008 год сразу на 75%. Данная динамика позволяет говорить о повышении инвестиционной привлекательности данного сектора ЖКХ для частных инвесторов.

Растет доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров. За период реализации Программы 2007-2008 г.г. доля данных компаний выросла почти до 20%, превысив значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2006 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период почти в 1,2 раза. Говоря о качественной стороне данного результата, следует помнить, что до 2006 года частные компании, управляющие объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса вообще отсутствовали. В связи с чем высказывая мнение о сегодняшнем положении дел в данном направлении, можно говорить о достигнутых значительных положительных результатах.

Одновременно растет доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями. И в 2007 и в 2008 годах данный показатель в несколько раз превышал значение соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на конкретный период: в 2007 году – более чем в 3 раза (18,3%); в 2008 году – более чем в 2 раза (22,4%). Данная динамика говорит о том, что все больше граждан Российской Федерации считают такую форму управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства более перспективной по отношению к остальным, предусмотренных жилищным законодательством.

Индикаторы, характеризующие исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством представлены в таблице 6.


Таблица 6

Наименование индикатора эффективности реализации Программы

Значения индикаторов

2007 год

2008 год

Фактическое значение индикатора

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Индикаторы, характеризующие исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правое обеспечение организации предоставления жилых помещений социального использования

Количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших свои жилищные условия в рамках подпрограммы (нарастающим итогом) (тыс. семей)

17143

(80,9% от планового значения)

21,2 тыс. семей

31204

(67,7% от планового значения)

46,1 тыс. семей

Среднее время ожидания предоставления жилых помещений в рамках подпрограммы

36,5 лет

(в 2,3 раза больше от планового значения)

16 лет

39,1 лет*

(в 2,8 раза больше от планового значения)

14 лет


* - значение будет уточняться по итогам реализации государственных жилищных сертификатов выпуска 2008 года.

Сравнительный анализ приведенных выше значений показал, что фактические значения целевых индикаторов отличаются в меньшую сторону от запланированных изначально постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 значений. Таким образом, основные задания, заложенные в основу подпрограммы в 2007 и 2008 годах по итогам реализации подпрограммных мероприятий за указанный период можно считать не выполненными.

Таким образом, проведенный анализ показал, что ход выполнения программы «Жилище» идет запланировано, но есть и негативные показатели, в следующей части дипломной работы рассмотрим основные проблемы данной программы, на основе ранее проведенного анализа.


2.3 Проблемы реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года


Стоимость жилья в Российской Федерации продолжает расти. Начиная с 1998 года, стоимость жилья росла, в среднем на 27 процентов в год, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов. Самый существенный скачок цен за последние 5 лет произошел в 2007 году - на 53 %, уже по итогам второго квартала 2008 года цены выросли на 17,5 % по сравнению с концом 2007 года и составили 42,3 тысячи рублей на первичном рынке и 43,3 тысячи рублей на вторичном рынке жилья. Основная причина роста цен - дисбаланс спроса и предложения на рынке жилья.

Наблюдается рост себестоимости строительства жилья, вызванный в первую очередь ростом цен на строительные материалы и энергоносители, и составивший в 2007 году около 12-14 процентов, вместе с тем рост продажных цен на жильё более чем в 3 раза опередил рост себестоимости. Отсутствие экономических стимулов делает неэффективными все усилия добиться использования более дешевых технологий в строительстве.

Регулирование цен в рыночном сегменте административными методами не допустимо, так как это приведет лишь к усилению спекулятивной составляющей продаж и появлению очередей не только в сегменте социального жилья.

В то же время почти отсутствует сегмент, где финансовое участие государства в инвестиционно - строительном процессе делало бы регулирование цен не только возможным, но и необходимым. Речь идет о фондах социального жилья.

Механизмы, предусматривающие социальную поддержку (адресные жилищные субсидии), также стимулируют лишь спрос. То же самое относится и к ипотечному жилищному кредитованию, где серьезная государственная поддержка сохранила высокую динамику роста спроса.

К сожалению, практически не оказала позитивного влияния на рост предложений подпрограмма «Формирование инженерной инфраструктуры площадок под жилищную застройку» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы из-за неэффективности предложенного механизма инвестирования и задержками в разработке градостроительной документации.

Существующий дисбаланс спроса и предложения приводит к ориентации рынка преимущественно на высокодоходные группы населения. Если ситуация в данной области не будет изменена в лучшую сторону можно прогнозировать дальнейшее увеличение значения коэффициента доступности жилья и не выполнение плановых показателей соответствующего целевого индикатора, установленных на 2008-2010 годы.

Относительно индикатора, характеризующего развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.

Следует отметить, что определенное стимулирующее воздействие на увеличение объемов жилищного строительства оказывает повышение возможностей населения по приобретению жилья в результате мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», однако стимулирование строительства спросом неизбежно ведет к опережающему росту цен вводимого жилья, и возможность приобретения жилья для многих граждан становится менее доступной. Учитывая задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года, о необходимости ежегодного ввода начиная с 2010 года, как минимум, 100 млн. кв. метров, необходимо принять дополнительные меры законодательного, организационного и финансового характера, направленные на стимулирование увеличения объемов жилищного строительства. Данные меры должны осуществляться на основе демонополизации строительного рынка, создания условий для вовлечения в строительные программы малого и среднего бизнеса с обеспечением их кредитными ресурсами, расширением рынка земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также разнообразием форм государственной поддержки, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Однако, следует отметить, что ипотека, несмотря на активную поддержку со стороны Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, как способ улучшения жилищных условий, в настоящее время не смогла стать доступной для основной массы нуждающихся в жилье, включая молодежь. Стандарты выдачи ипотечных кредитов требуют высокого уровня совокупного дохода семьи заемщика. Высокая стоимость предлагаемых банками кредитных ресурсов, условия предоставления в залог уже построенного жилья, высокая цена страхования рисков, и в целом нестабильная экономическая ситуация в стране не позволяют значительной части нуждающихся в улучшении жилищных условий приобретать жилье с помощью ипотеки. Существующие ипотечные программы базируются на предположении достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы. Ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи пока не оправдала ожиданий.

Опыт реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в различных регионах России показал, что оптимальный вариант решения поставленной задачи в части передачи квартиры молодой семье, не выдача кредита (займа) под процент, а продажа квартиры с рассрочкой платежа, что позволяет ликвидировать излишние затраты на выплату налогов. А именно:

- налоги с доходов, которые получает организация, выдающая кредиты (займы) и получающая доход в виде процентов;

- подоходный налог с материальной выгоды, которую получает молодая семья как разницу между ставкой кредита и ¾ ставки ЦБ РФ.

В этом случае уполномоченная организация получает бюджетные средства как кредит или инвестиции для строительства жилья. Молодые семьи, внеся первоначальный взнос, на договорной основе приобретают жилье у уполномоченной организации с возможностью оплаты остальной части стоимости жилья (до 70%) в рассрочку сроком от 5 до 15 лет в разных регионах. При этом средства, поступающие от молодых граждан, как правило, вновь направляются на строительство жилья для молодых семей. Анализируя низкие показатели количества молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета следует учитывать следующие факторы и исходные данные.

Из 2100 млн. рублей, выделенных на подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2007 году, 652,29 млн. рублей предполагалось направить на выполнение обязательств, возникших перед молодыми семьями – участниками ранее действовавшей подпрограммы, исходя из заявок 40 субъектов Российской Федерации, поступивших в Росстрой в феврале 2007 года.

Соглашения между Росстроем и субъектами Российской Федерации о выполнении обязательств по ранее действовавшему механизму были заключены на сумму 643,39 млн. рублей – некоторые субъекты Российской Федерации сократили объем заявок при заключении соглашений.

Финансирование обязательств по ранее действовавшей подпрограмме составило 601,49 млн. рублей согласно заявкам субъектов Российской Федерации (94% от суммы заключенных соглашений) по следующим причинам:

- молодые семьи частично самостоятельно погасили задолженность за приобретенное жилье до поступления средств из федерального бюджета (финансирование было начато 14 августа 2006 года с момента изменения бюджетной росписи и поступления средств на счет Росстроя);

- неблагоприятный исход беременности;

- отказ молодых семей от участия в подпрограмме;

- некорректное формирование списков участников подпрограммы, действовавшей до 1 января 2006 года, перед которыми имелись неисполненные обязательства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По данным представленных отчетов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках выполнения обязательств перед молодыми семьями – участниками подпрограммы по «старому» механизму предоставлено субсидий сумму 554,7 млн. рублей., по итогам 2007 года на счетах в субъектах Российской Федерации осталось 55,75 млн. Остаток средств в объеме 46,76 млн. рублей возвращен в федеральный бюджет.

Таким образом, из 3570 молодых семей, перед которыми имелись обязательства, возникшие до начала реализации нового механизма подпрограммы, получили субсидию из федерального бюджета 3144.

Начиная с апреля 2007 года субъекты Российской Федерации проводили отбор банков для обслуживания средств субсидий предоставляемых молодым семьям согласно критериям, утвержденным приказом Росстроя.

13 мая 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации № 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы и с этого момента Росстрой получил возможность осуществлять отбор субъектов для участия в реализации программы.

24 мая 2006 года приказом Росстроя объявлен отбор субъектов для участия в реализации подпрограммы в 2007 году.

Критерии отбора:

1. Наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей;

2. Обязательства субъекта Российской Федерации по софинансированию подпрограммы;

3. Наличие региональной программы развития ипотечного жилищного кредитования;

4. Отсутствие у субъекта Российской Федерации нецелевого использования субвенций и субсидий, получаемых за счет средств федерального бюджета;

5. Подтверждение намерений банков и других организаций принимать участие в кредитовании молодых семей на условиях подпрограммы.

Конкурсный отбор прошел только 61 субъект Российской Федерации.

В итоге заключены соглашения с 59 субъектами Российской Федерации на общую сумму 1 264 млн. рублей. (Не заключены соглашения с Приморским краем – на 13,7 млн. руб., Москвой – на 207,97 млн. руб. Причины – механизм действовавших в регионах программ по обеспечению жильем молодых семей не совпадал с федеральным, - средства вкладывались в строительство жиль; изменения в региональные программы не были внесены).

Всего в 2006 году в рамках реализации подпрограммы из федерального бюджета было профинансировано 1865,69 млн. руб. что составляет только 89% от запланированного объема (234,31 млн. руб. перешли на 2007 год на основании статьи 84 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год»).

Следующей проблемой остается – низкие показатели освоения федерального бюджета. К причинам низких показателей освоения средств федерального бюджета относятся:

1. Позднее перечисление средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и, соответственно, выдача свидетельств о предоставлении субсидий молодым семьям. В некоторых субъектах Российской Федерации выдача свидетельств началась в январе 2008 года.

2. Неготовность некоторых субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий подпрограммы (отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов и законов, предусмотренных условиями подпрограммы и Правилами).

3. Срок действия свидетельств о предоставлении субсидий молодым семьям составляет 9 месяцев с даты выдачи свидетельства. Исполнители подпрограммы считают реальным освоение полученных в 2007 году средств только в IV квартале 2008 г. – I квартале 2009 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ