бесплатные рефераты

Современный финансовый кризис

Современный финансовый кризис

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Финансы и кредит












Курсовая работа

по финансам:

на тему:

«Современный финансовый кризис»









2010 г.


Содержание


Введение

Глава 1. Финансовая система США

1.1 Финансовая система США

1.2 Роль США в мировой финансовой системе

Глава 2 Современный финансовый кризис

2.1 Суть финансового кризиса и причины его возникновения

2.2 Последствия современного финансового кризиса и пути выхода из него

заключение

Список использованной литературы

финансовая мировая экономика рецессия


Введение


Наиболее актуальной темой финансового мира за последние годы стала проблема финансового кризиса, последствия которого не могут определить многие специалисты. По мнению одних, мировой финансовый кризис будет медленно усугубляться, разрастаться и, в течение ближайших нескольких лет, может принять значительные масштабы; другие в нем видят возможность нового экономического толчка, построение новой финансовой системы мира.

Америку большинство экономистов сегодня считают виновницей финансового кризиса. По мнению экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль.

В силу особой роли США в мировой экономике современный финансовый кризис отозвался финансовой «болью» всему миру, и России в том числе.

2008-2009 гг. могут войти в экономическую историю России благодаря возникшему кризису и множеству сопутствующих ему негативных последствий. Сложившаяся в стране ситуация не дает покоя ни правительственному аппарату, ни рядовым гражданам. А пути выхода из мирового финансового кризиса можно определить только посредством макросистемных решений, а также для этого требуются согласованные действия всех ведущих стран мира, включая и нашу страну.

Исходя из выше сказанного, целью данной работы является рассмотрение проблемы современного финансового кризиса, в том числе определение основных причин и последствий.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

1.                Рассмотреть особенностей финансовой системы США;

2.                Определить роль США в мировой финансовой системе;

3.                Проследить хронологию развития современного финансового кризиса, а также определить причины его возникновения;

4.                Рассмотреть различные точки зрения на возможные последствия современного финансового кризиса, пути выхода из него.

Первая глава работы посвящена финансовой системе Соединенных Штатов Америки, поскольку впервые о финансовом кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США.

Особое значение принимает роль Соединенных Штатов Америки в мировой финансовой системе. Поэтому также в первой главе будет уделено внимание вопросу о взаимосвязи экономик мира, насколько экономика США влияет на экономические процессы в других государствах.

Определение основных особенностей финансовой системы США, позволит дать характерные черты современного финансового кризиса. Данному вопросу будет уделено внимание во второй главе работы.

Для определения основных причин финансового кризиса, необходимо проследить хронологию развития событий. Это позволит не только выявить причины кризиса, но и предугадать возможные последствия.

В заключение работы будут даны ответы на все поставленные задачи, а также автором будет сделана попытка определить пути выходы из современного финансового кризиса.



Глава 1 финансовая система сша

В данной главе рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, финансовая система Соединенных Штатов Америки. Здесь уделено внимание основным особенностям финансовой системы США, центральному банку, ипотечному кредитованию.

Во-вторых, особую роль в мировой экономике играет именно экономика США, поэтому одним из важнейших вопросов является зависимость мировых финансовых систем от финансовой системы рассматриваемого государства.

1.1           Финансовая система США


Финансовая система США состоит из государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции.

Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы любой страны с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Роль бюджета очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы правительств.

В финансовой системе США (как и многих других развитых стран), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные.

Особую роль играет Центральный банк страны – Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий, в том числе и в 90е годы. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

Федеральная резервная система США – это, во-первых, Центральный банк страны, во-вторых, банк для банкиров и, в-третьих, банк американского правительства. Известно, что любой центральный банк страны имеет одну важнейшую функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике. Это относится и к ФРС. Если экономическая активность ухудшается, и занятость работников сокращается, ФРС будет пытаться увеличить денежную массу и кредит, стремясь повысить деловую активность. Но если расходы при этом становятся угрожающе избыточными, в результате чего растут цены и появляется много свободных рабочих мест, тогда ФРС стремится использовать все свои возможности в целях сокращения денежной массы и кредита.

Некоторые специалисты рассматривают ФРС в качестве образца для центральных банков других стран. Закон о ФРС США был принят в 1913 г. Конгрессом. С тех пор ФРС претерпела значительные изменения, а ее роль стала огромной. Крупные реформы были проведены в 1933 и 1935 гг. в период Великой депрессии, когда президент Рузвельт "социализировал" американский капитализм. Тогда же был создан Совет управляющих ФРС, который впоследствии и сосредоточил в своих руках управление рычагами кредитно-денежной политики, т.е. операциями на открытом рынке, регулирование учетных ставок и контроль за резервными требованиями.

Совет управляющих ФРС устанавливает также основное направление политики в отношении платежного баланса. Кроме того, наряду с другими федеральными ведомствами, регулирующими банковскую деятельность. Совет устанавливает основные принципы надзора и контроля над коммерческими банками и их деятельностью.

Федеральная резервная система состоит из 12 региональных федеральных резервных банков. При осуществлении своей политики Совет управляющих ФРС опирается на эти банки. Однако общее направление политики по всей кредитно-банковской системе определяет именно Совет управляющих. Он осуществляет регулярные проверки резервных банков и их отделений в целях контроля за проведением политики в нужном направлении.

Федеральные резервные банки осуществляют чеково-кассовые операции внутри ФРС, что обеспечивает эффективное осуществление расчетов между округами и внутри их. Эти банки осуществляют надзор за выполнением решений и предписаний ФРС и изучают экономическую ситуацию в своих округах. Они предоставляют Совету управляющих оперативные и аналитические материалы по каждому из 12 округов и тем самым обеспечивают руководящее звено ФРС материалами об экономическом положении в стране.

На кредитно-денежной политике ФРС отразился Закон 1978 г. "О полной занятости и сбалансированном росте", иногда называемый законом Хэмфри Хокинса. В основу этого Закона положена концепция, что со временем темп инфляции совпадает с темпами роста денег и кредита, а необходимым условием понижения инфляции является снижение отмечаемого роста денежной массы и объемов кредитования. Устойчивость цен обеспечивается ростом денежной массы и объемов кредитования, близких к росту потенциального объема производства.

В указанном Законе кредитно-денежная политика рассматривается в масштабе всей страны (на макроуровне), тем самым подразумевается, что достижение эффективной кредитно-денежной политики по отдельным отраслям экономики или регионам невозможно.

Огромную роль в финансово-экономическом мире США играют коммерческие банки, число которых в начале 2000 г. превысило 12 тыс. Главным финансовым центром остается Нью-Йорк, в котором размещаются штаб-квартиры наиболее крупных банков, имеющих глобальные сети. Деятельность большинства менее крупных из них (от Нью-Йорка, Калифорнии, Техаса до Мичигана и Арканзаса) распространяется на глубинку.

Помимо коммерческих банков финансовые институты США включают: депозитные учреждения (сберегательные и кредитные организации), страховые компании (по страхованию жизни, имущества), пенсионные фонды, другие учреждения (инвестиционные корпорации, взаимные фонды).

Эти институты имеют важнейшее значение, поскольку на них приходится более 40% финансовых активов, которые направляются на производственные цели. Они при этом играют ключевую роль на рынке краткосрочного капитала.

В финансовой системе большую роль играют инвестиционные банки-корпорации, обеспечивающие хозяйствующих агентов кредитными ресурсами для инвестиционной деятельности. Инвестиционные банки концентрируют огромную финансовую мощь, которая используется как в целях влияния на собственно американскую экономическую конъюнктуру, так и в осуществлении крупных международных финансовых операций.

В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: рынок государственных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит.

Краткосрочный рынок включает такие рынки, как денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, - это наиболее чувствительная сфера свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

США обладают крупнейшим в мире рынком капитала, объем которого, если судить по общей сумме задолженности по ценным бумагам в условиях стабильно действующей экономики, включая акции и обязательства, составил более 20 трлн. долл. в 1998 г. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

Все крупнейшие инвестиционные банки, такие, как "Соломон бразерс" (Solomon Brothers), "Мэрилл Линч" (Merrill Lynch), "Голдмен Сакс" (Goldman Sachs), "Шеарсон Леман" (Shearson Lehman), "Ферст Бостон" (First Boston) и "Морган Стэнли" (Morgan Stanley), осуществляли и осуществляют в настоящее время финансовые операции в НьюЙорке, гарантируя размещение ценных бумаг на первичном рынке, а также действуя как брокеры для клиентов на вторичном рынке. Как дилеры они торгуют ценными бумагами за свой счет. Рост притока иностранного капитала стимулировал открытие иностранных отделений и филиалов в Нью-Йорке. Большинство из них представляют Великобританию, Западную Европу и Японию, а также некоторые азиатские, арабские и латиноамериканские страны.

Активность рынка капитала в США определяется и тем фактом, что финансовые учреждения распределяют новые выпуски облигаций по более низкой по сравнению с другими иностранными рынками цене, что выгодно для покупателей, а это стимулирует продажи.

Второй крупнейший сектор рынка капитала – ипотечный рынок (вторичный рынок закладных), соответствующий более 70% ВНП в начале 2000-х годов. Закладные по жилью соответствуют большей части непогашенного долга, хотя правительственные агентства типа Государственной национальной ассоциации ипотечного кредита и др. выпустили огромное количество ценных бумаг, обеспеченных закладными.

Третьим крупнейшим заемщиком является Государственное казначейство, роль которого выполняет Министерство финансов США. Начиная с 1983 г. Казначейство увеличило объем своих заимствований, являющихся источником постоянного беспокойства многих экономистов. Причины беспокойства - вытеснение заемщиков частного сектора государственными расходами и возможность инфляционных эффектов.

Огромный объем внутреннего государственного долга не может не влиять на стоимость американского доллара в целом и на рынки акций и облигаций в частности.

Заграничные облигации, так называемые yankee bonds (долларовые облигации, выпущенные иностранцами в Нью-Йорке), выпускаются в ряде стран, в частности канадскими провинциальными правительствами и Европейским инвестиционным банком. Развивающиеся страны имеют ограниченный доступ на Нью-Йоркский рынок капитала из-за строгих требований Комиссии по ценным бумагам и биржам к предоставлению компаниями сведений о своей деятельности и рейтингов агентств кредитной информации (рейтинговых компаний Moody и Standard and Poor), так же как Россия и другие члены СНГ, страны Восточной Европы и Прибалтики.

Внутренний денежный рынок США также является крупнейшим в мире, составляя более 40% ВНП. Как правило, ликвидность краткосрочного рынка (выпуск большого числа депозитных сертификатов для финансирования ссуд производственным и иным фирмам), необходима для обеспечения экономического роста, которому противопоказано такое понятие, как "дефицит средств".

Тенденция роста выпуска казначейских векселей и ценных бумаг правительственных организаций отражает увеличение государственного дефицитного финансирования (то есть операции правительства осуществляются за счет размещения новых государственных обязательств). В этом смысле рынок федеральных резервных фондов является уникальным краткосрочным денежным рынком США. В основном это рынок, где коммерческие банки ссужают и заимствуют излишние резервные фонды, хранимые как депозиты в банках ФРС.

Нью-Йоркский денежный рынок используется крупнейшими банками, корпорациями и другими организациями для повышения ликвидности в краткосрочных операциях. Нью-Йоркский банк ФРС занимает стратегические позиции в проведении операций на открытом рынке, являющихся базой кредитно-денежной политики США и непосредственно воздействующих на ликвидность денежного рынка.

Нью-Йорк – один из трех крупнейших валютных рынков мира. Он объединен с валютными рынками в других странах и мировым рынком и включает коммерческие сделки "банк-клиент" в рамках розничного сектора и "банк-банк" (оптовый межбанковский сектор), помимо этого прямые сделки или сделки через брокеров и операции ФРС с иностранной валютой: валютные интервенции, валютные свопы, сделки с международными финансовыми организациями.

Организация эффективного контроля над движением ссудного капитала чрезвычайно сложна, она является следствием потребностей экономики и большого исторического опыта. В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

1.                законодательных актов и постановлений Конгресса;

2.                институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

3.                механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

4.                апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

Центром финансовых операций в США является Нью-Йорк с его биржевым сердцем – Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE); вторая по величине биржа – Американская фондовая (ASE) – также находится в Нью-Йорке. В Америке кроме них действуют еще 8 региональных фондовых бирж: Чикагская, Филадельфийская, Тихоокеанская, Калифорнийская, Бостонская, биржа Среднего Запада в Цинцинатти, биржи в Спокане и СолтЛэйк Сити. Роль этих региональных бирж непрерывно возрастает, и они все в большей степени специализируются на торговле специфическими финансовыми инструментами, например на опционной и фьючерсной торговле (Чикагская, Филадельфийская и Тихоокеанская биржи).

Динамичное развитие рынка ценных бумаг в США явилось одним из главных факторов индустриального роста страны.

Регулирование рынка ценных бумаг в США осуществляется в основном 7 контролирующими органами, 4 из которых – федеральные, по 3 органа в каждом из штатов, которые организуют всестороннюю систему государственного контроля, способствующую одновременно эффективной деятельности различных сегментов финансового рынка, в том числе фондового.

Любая американская компания, выпускающая ценные бумаги, обязана выполнять требования федерального законодательства и законы штата, где она занимается операциями.

Иностранные фирмы регистрируют свои ценные бумаги в США в форме американских депозитарных квитанций (АДК); иностранные юридические физические лица (инвесторы) владеют значительной долей ценных бумаг казначейства США и промышленных облигаций, а иностранные заемщики выпускают в США заграничные (как правило, недолларовые) облигации.

Регулирование рынка ценных бумаг на уровне штатов также развивалось исторически. Власти многих штатов приняли законодательные акты, получившие название законов "синего неба" (Blue sky laws). Эти законы предназначались для защиты интересов инвесторов от недобросовестных дилеров, готовых продавать любые не обеспеченные реальными активами акции, стоящие, как говорят американцы, не больше "кусочка синего неба".

В настоящее время на уровне штатов действуют следующие регулирующие институты:

1.                комиссия по ценным бумагам штата;

2.                комиссия по корпорациям штата;

3.                администрация секретаря штата.

Этим институтам вменяется в обязанность обеспечивать инвесторов всей необходимой информацией по вопросам капиталовложений в ценные бумаги. Отметим при этом, что законы штатов играют в регулировании этих вопросов значительно меньшую роль, нежели федеральные. Однако некоторые виды сделок, не входящие в юрисдикцию федерального уровня, относятся к компетенции штатов, например, сделки с ценными бумагами на недвижимость это исключительно важная сфера финансового рынка. К их же компетенции традиционно относятся регистрация и регулирование первичного рынка ценных бумаг.

Сложилось определенное разделение полномочий, сфер контроля и ответственности на рынке ценных бумаг США:

1.                корпоративные выпуски относятся к компетенции SEK;

2.                на рынке государственных обязательств главная роль принадлежит Казначейству и ФРС;

3.                производными финансовыми инструментами кроме SEK занимается Комиссия по торговле на рынках срочных товарных сделок (CFTC).

Помимо этого отдельные биржевые операции, существенно влияющие на различные части финансового рынка, также контролируются ФРС. К примеру, величина маржевого покрытия законодательно фиксируется ФРС в общенациональном масштабе на достаточно высоком уровне. Цель этого исключить негативное влияние маржевых операций на кредитный рынок.

В США большое значение имеют операции с государственными ценными бумагами, то есть с обязательствами правительства, в системе кредитно-денежного регулирования экономики. Однако имеется одна существенная особенность: государственные ценные бумаги на рынках никогда не доминируют над частными, корпоративными (это правило касается и других развитых стран).

Предельно развитый вторичный рынок государственных ценных бумаг в США способствует успешному фискальному и монетарному регулированию экономики: весь дефицит госбюджета покрывается только за счет выпуска правительственных долговых обязательств, а операции ФРС на открытом рынке, внедренные с конца 30-х годов, позволяют постоянно корректировать размеры денежной массы.

Корпоративные бумаги представлены частными краткосрочными и долгосрочными обязательствами.

К краткосрочным обязательствам относятся коммерческие бумаги (commercial paper) и депозитные сертификаты (certificates of deposit). Коммерческие необеспеченные векселя частных фирм выпускаются на срок от 3 до 270 дней (средний срок обращения - 30-35 дней), поэтому их вторичный рынок ограничен. Размещением коммерческих бумаг занимаются инвестиционные банки, и доступ на этот рынок имеют лишь солидные компании, тесно связанные с такими банками. Депозитные сертификаты являются свидетельством, удостоверяющим внесение срочного депозита в кредитное учреждение. Они выпускаются крупными коммерческими банками, имеют купонную систему выплаты процентов, покупаются нефинансовыми корпорациями как средство для размещения временно свободных средств.

К долгосрочным ценным бумагам относятся акции и облигации. Различают простые, или обыкновенные, акции (ordinary, common stocks) и привилегированные (preference stocks). Простые акции при распределении прибыли, при участии в управлении, а также в случае распределения имущества при банкротстве имеют обыкновенные права. Привилегированные акции при получении дивиденда или разделе имущества предоставляют их владельцам определенные преимущества.

В структуре финансовых активов американских корпораций значительно возросла доля долга (облигационных займов). Первичным размещением бумаг занимаются инвестиционные банки. Вторичный оборот акций распадается на биржевой и внебиржевой. Каждая биржа устанавливает свои требования к приему ценных бумаг, но, как и раньше, эталоном строгости здесь выступает Нью-Йоркская фондовая биржа. С 1982 г. ее требования к компаниям-эмитентам ужесточились. Для допуска на биржу необходимо иметь годовой доход не менее 7 млн. долл.; рыночная цена акций, находящихся в собственности акционеров, должна составлять не менее 16 млн. долл.; стоимость имущества компании - не менее 16 млн. долл.

В результате развития информационных технологий возникла единая информационную сеть, объединившая все биржи и самую организованную часть внебиржевого оборота - биржу без торгового зала (NASDAQ).

В настоящее время престиж NASDAQ стал настолько высоким, что отдельные компании, даже достигнув показателей, удовлетворяющих требованиям NYSE, остаются в NASDAQ. Таким образом, в торговле акциями внебиржевой оборот дополняет биржевую торговлю и даже соперничает с ней.

Хотя высокий удельный вес акционерного капитала как источника финансирования хозяйства есть национальная особенность США, рынок акций уже давно не является главным сегментом фондового рынка. Облигации являются основным инструментом корпораций в плане мобилизации финансовых ресурсов на фондовом рынке.

С появлением новых типов выпусков, таких, как бескупонные облигации (zero coupon bonds) и бросовые облигации (Junk bonds), облигационный рынок начал меняться. Инвестирование в облигации стало утрачивать свою надежность. Регулярный процент по бескупонным облигациям сейчас не выплачивается, а это увеличивает риск. Однако по мере приближения срока погашения зерокупона происходит незримое начисление процента. Больший риск компенсируется большей доходностью. Это справедливо для инвестирования в бросовые ("мусорные") облигации, имеющие самый низкий инвестиционный рейтинг. Именно поэтому американские брокеры заговорили о превращении облигационного рынка из "тихой заводи в казино".

Важнейшей особенностью американского облигационного рынка является его преимущественно внебиржевой характер, и оборот государственных ценных бумаг на 99% является внебиржевым. Растущая значимость внебиржевых рынков в современных условиях связана не только с их решающей ролью в первичном размещении ценных бумаг и в торговле долговыми инструментами.

В современной американской практике в структуре внебиржевого оборота принято выделять "третий" (third market) и "четвертый" (fourth market) рынки. "Третий" и "четвертый" рынки внебиржевые, ориентированные исключительно на институциональных инвесторов, и при этом они очень емкие. Тенденция к институционализации финансовых рынков прослеживалась в Америке довольно давно, в результате в настоящее время институциональные инвесторы владеют 1/3 всех ценных бумаг.

Современная товарная фьючерсная биржа стала универсальным (по составу объектов торгов) учреждением. Она сохраняет первоначальную товарную специализацию (сельскохозяйственную, нефтяную) и в то же время имеет секции валютных фьючерсов (драгметаллы и инвалюта), финансовых фьючерсов (процентные и индексные контракты), опционов.

Поскольку сделки с финансовыми контрактами значительно преобладают над срочной товарной торговлей, то разграничение товарных и фондовых бирж утрачивает смысл.

Радикальные сдвиги, которые произошли и продолжают происходить в движении ссудного капитала, в целом на финансовых рынках, способствовали нарастанию неустойчивости ситуаций на мировых, региональных и местных биржах. Переход в свое время к "плавающим" валютам увеличил вероятность валютных рисков. Отказ ФРС от регулирования процентных ставок требовал страхования тех рисков, которые были связаны с колебанием краткосрочных процентных ставок.

Американский опыт прошедшего десятилетия показывает, что в условиях динамичного, стабильного экономического роста крупного государства проблема внутреннего долга перестает быть актуальной.

Изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг (в частности, размещение подавляющей части обязательств среди небанковских инвесторов) позволили федеральному правительству ослабить воздействие бюджетных дефицитов на расширение денежного обращения. Рост государственного долга так и не привел к повышению рыночного процента. Не происходило и ухудшения условий финансирования частных капиталовложений. Увеличение государственных займов сочеталось с интенсивным расширением частных кредитных операций. Соответственно государственная задолженность перестала рассматриваться как приоритетная проблема экономической политики правительства США.


1.2 Роль Соединенных Штатов Америки в мировой финансовой системе


В настоящий момент состояние финансовой системы США и их международные финансовые позиции вызывают противоречивые оценки ученых и специалистов, политиков, а также широких слоев населения, как в самих Соединенных Штатах, так и в других странах. Эта противоречивость связана с характером перемен в международных экономических позициях США.

С позиции традиционных представлений можно заметить, что при очевидном экономическом превосходстве США над другими странами мира в финансовом положении этой страны сложились значительные отклонения от принятых критериев равновесия. Это неизбежно вызывает вопросы относительно обоснованности и устойчивости позиции Соединенных Штатов как мирового экономического лидера. Принимая как факт мировое лидерство США по экономическому потенциалу, достижениям в области научно-технического прогресса, финансовому могуществу и мировому влиянию, аналитики настороженно ожидали «внезапных» и сильных кризисных потрясений, способных мгновенно все переменить.

Эти опасения перед возможными кризисными тенденциями в американской финансовой системе имели определенные основания, вытекающие из процессов глобализации, меняющих облик мировой экономики.

Условия для формирования современного положения США в мировой экономике сложились в 1970-х годах, которые можно назвать переломным десятилетием. Этот период отмечен рядом крупных перемен в мировом экономическом развитии – процессы становления новой структуры международной торговли, перестройка мировой валютной системы, создание ямайской системы плавающих курсов валют, освобожденных от привязки к золоту.

Масштабные изменения происходили и в мировой финансовой сфере. В начале 1980-х годов происходило оформление международного финансового рынка как самостоятельной сферы, обладающей собственным потенциалом развития и оказывающей сильное влияние на национальные монетарные системы. Рынок евродолларов оказался ядром международного финансового рынка. Вокруг него стал формироваться рынок еврооблигаций, а также других активов, выраженных в иностранных валютах по отношению к странам, в которых они размещались и обращались.

Глубокие изменения, произошедшие в национальной экономике в эти годы, означали появление нового качества международного положения США. Изменился характер экономического превосходства Соединенных Штатов над их партнерами в группе развитых стран.

Положение экономики США как главного центра мирового экономического развития создает растущий рынок для американских партнеров. На протяжении последних двух десятилетий экономика Соединенных Штатов выступает главным локомотивом мирового хозяйственного роста.

Вследствие больших абсолютных размеров экономики США каждый процент ее прироста имеет весомое значение и сильно влияет на экономики других стран через механизмы международного экономического взаимодействия. Соединенные Штаты выступают главным центром мирового экономического развития, который через многочисленные связи с другими партнерами сильно влияет на характер развития их национальных экономик.

В торговых отношениях между Соединенными Штатами как лидирующей в мировой экономике страной и ее партнерами заложен важный фактор мирового экономического развития. Расширение объема и совершенствование структуры экспорта в США превратилось в самостоятельную задачу экономической политики ее партнеров, для которых торговля с Америкой стала не только средством получения валютной выручки. Американские партнеры стремятся также приблизиться к лидеру по уровню экономического развития и укрепления этого положения путем перехода в равное конкурентное партнерство.

Рост экономики США имеет ключевое значение для торговых партнеров Америки. Он расширяет чрезвычайно важный для них рынок сбыта широкого спектра товаров. Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС (более 18% в составе 15 стран).

Активная работа на американский рынок служит важным источником роста и прогресса экономики для многих стран мира и выступает для них эффективным воплощением модели догоняющего развития.

Торговые партнеры США на протяжении десятилетий принимают на себя задачу работы на американскую экономику и к настоящему времени превратились в постоянных поставщиков, обеспечивающих внушительную долю американского рынка товаров. Работа на американский рынок служит двигателем роста и прогресса их экономики: она подводит базу под растущие отрасли производства в этих государствах, заставляя их производить современную продукцию и участвовать в конкуренции с фирмами самой развитой страны мира.

В результате такого сотрудничества растет зависимость иностранных партнеров от экономики США и, конечно, увеличивается зависимость самой американской экономики от сотрудничества с другими странами. Актив торгового баланса партнеров, являющийся зеркальным отражением американского дефицита, служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Без этого актива они не могли бы наращивать экономику и сокращать разрыв в уровнях развития между ними и лидерами.

Иностранная конкуренция и рост импорта затрагивают интересы многих отраслей американской экономики. Но одновременно они стали способом высвобождения ресурсов труда и капитала в США для их применения в передовых отраслях и продвижения экономики по пути прогресса. Учитывая это, внешнеторговый дефицит нельзя рассматривать как фактор слабости США. Напротив, он свидетельствует о силе американской экономики и превращении Соединенных Штатов в крупнейший центр развития.

Одним из главных аспектов глобализации стало радикальное изменение роли США в международном движении капитала и усиление американского влияния на направления и характер движения финансовых ресурсов в мировой экономике.

Приток иностранного капитала в США в крупных масштабах, несмотря на конъюнктурные колебания, свидетельствует о том, что сочетание надежности и доходности, которое обеспечивает американский рынок ценных бумаг, остается одним из наиболее конкурентоспособных [1].

Международное движение капитала испытывало сильное влияние со стороны США на протяжении всей второй половины ХХ века. Особенность современной ситуации заключается в том, что за последние три десятилетия Соединенные Штаты, оставаясь крупным экспортером капитала, последовательно трансформировались в его главного мирового импортера.

К середине 1990-х практически все ограничения в области движения капиталов в большинстве развитых стран были сняты. Разрешительная система вывоза капитала уступила место уведомительной, на место государственного контроля пришло действие сил рынка Соединенные Штаты стали главным местом привлечения иностранного капитала [2].

Но наиболее значительно влияние Соединенных Штатов на международное движение портфельных инвестиций. Превосходство экономики и фондового рынка США по размерам, надежности и доходности, по разнообразию финансовых инструментов и высокой технике операций – главная причина растущих масштабов иностранного инвестирования в американские финансовые активы. Приток иностранных инвестиций в США наиболее значительных размеров достиг в последние годы, что демонстрирует способность американской экономики безболезненно принять и разместить огромные по современным меркам суммы.

Способность США принимать крупные массы иностранного капитала означает, что мировое превосходство американской экономики проявляется также в большой гибкости ее финансового рынка, предлагающего иностранным инвесторам разные инструменты в меняющихся ситуациях. Особое значение для Соединенных Штатов (как и для других стран) имеют американские государственные облигации как самый надежный объект финансовых вложений.

Превращение США в ХХ веке в крупнейший центр притяжения капитала не следует рассматривать как случайное явление. Влияние Соединенных Штатов в мировой экономике и финансовой сфере проявляется через воздействие их кредитно-денежной политики на масштабы и направления международного движения капитала, а через эти механизмы и на курс доллара к основным мировым валютам, в первую очередь – к евро. В экономическом взаимодействии США и ЕС, где партнерство переплетается с конкуренцией, значение имеет движение капитала между ними. Стремление сдержать переток капитала в Соединенные Штаты стимулирует Европейский центральный банк (ЕЦБ) поддерживать соответствие процентных ставок в зоне евро на уровне США, чтобы сохранить привлекательность европейского финансового рынка и стимулировать инвестиции в экономику зоны евро.

Однако вялое развитие экономики стран Евросоюза, обусловленное трудностями ведущих государств – Германии и Франции, а также экономической слабостью новых членов этой группировки, приводит к относительному избытку финансовых ресурсов и низкому уровню процентных ставок. В этих условиях возможности ЕЦБ удержать европейский капитал на родине через повышение процентной ставки ограничены. Такие попытки не только противоречат интересам роста экономики (так как означают удорожание кредитов), но и не могут переломить объективные рыночные тенденции. К примеру, на октябрь 2006 г. Федеральная резервная система (ФРС) США была способна держать учетную ставку на уровне 5,25%, а ЕЦБ не может позволить себе поднять ее выше 2,75%.

Положительная динамика американской экономики и движения ставок процента на кредитном рынке воспринимаются участниками мирового финансового рынка как сигнал к наращиванию инвестиций в американские финансовые активы. Всякое изменение ставки ФРС ожидается с волнением и сопровождается массой комментариев со стороны бизнесменов и политиков.

Относительно динамики курса доллара в последнее время необходимо отметить, что его колебания еще не являются свидетельством слабости валюты. Снижение курса доллара связано, в первую очередь, с высокими мировыми ценами на нефть. Крупные импортеры нефти, среди которых лидируют США, закупающие на мировом рынке 700–750 млн. т нефти в год, с каждым увеличением ее цены вбрасывают дополнительные миллиарды долларов, которые страны-экспортеры не успевают эффективно абсорбировать. В результате каналы мировой финансовой системы переполняются долларами, и курс американской валюты снижается.

Крупными держателями государственных облигаций США являются центральные банки многих стран мира. Американские гособлигации выступают главным активом для пополнения централизованных валютных резервов, и в отсутствие других столь же надежных инструментов центральные банки охотно инвестируют в эти активы. Это обстоятельство в большой мере объясняет, насколько сложно с уверенностью говорить об ожиданиях финансового краха Соединенных Штатов. В мире по-прежнему существует целая очередь желающих покупать американские облигации в растущих объемах. Среди крупных покупателей – центральные банки Японии, Китая, Южной Кореи, России и ряда других государств.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ