Стабилизационный фонд Российской федерации
Стабилизационный фонд Российской федерации
Содержание
Введение
Глава 1.
Стабилизационный фонд России
§1. Создание Стабилизационного фонда РФ
§2. Стабилизационный фонд как стратегический
резерв РФ
Глава 2.
Резервный фонд Российской Федерации
§1. Государственный Резервный накопительный
фонд
§2. Управление средствами Резервного фонда
§3. Использование средств Резервного фонда
§4. Результаты размещения средств Резервного
фонда РФ в 2008 г.
Глава 3. Фонд
национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального
благосостояния
§2. Состояние фонда национального
благосостояние
§3. Управление Фондом национального
благосостояния
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития,
который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года.
Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных
проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать
«локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
По замыслу экономистов
Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны,
являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности,
уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от
неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также
назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение
обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение
возможного дефицита бюджета страны.
Стабилизационный фонд
задумывался как благое начинание государственной власти. Однако только
небольшая часть россиян имеет представление об этом макроэкономическом
инструменте. Власть не разъясняет населению смысл создания Стабилизационного
фонда. В настоящее время все чаще возникают вопросы об использовании накоплений
Стабилизационного фонда, о том стоит ли его использовать. Большая часть
россиян, судя по социологическому опросу, говорит: давайте потратим
Стабилизационный фонд[1], но при этом абсолютно не
понимает, какие последствия могут наступить после бессмысленной и
несбалансированной растраты. Многие политики и экономисты предлагают
использовать средства накопленные в Фонде. Точек зрения существует множество.
До конца 2004 года
разговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда вообще был теоретическим,
ведь тратить можно только средства, накопленные свыше неприкосновенного запаса
в 500 миллиардов рублей. Однако вскоре в Стабилизационном фонде действительно
появились излишки, и только тогда начали всерьез задумываться над тем, что с
ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги для инвестиций в инфраструктуру
(так как без этого невозможно удвоить ВВП), другие предложили вкладывать их в
инновации и поддержать перспективные венчурные проекты.
Некоторые также
настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит
сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять -
во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в
бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды
пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль
потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду
можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С января 2008 года
Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния или Фонд будущих поколений. По сути Резервный фонд это тот же
самый Стабилизационный фонд, но в отличии от последнего Резервный фонд
аккумулирует денежные поступления от и продажи газа, тогда как Стабилизационный
фонд накапливал наценки с продажи нефти.
На сегодняшний день
данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как в
связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что
является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения
Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов в казну
государства и в результате основную роль в укреплении экономики и удержании
курса рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный
Резервный фонд РФ.
Целью данной работы
является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской
федерации.
Для достижения этой цели
необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в
других странах;
· рассмотреть из каких источников
формируется Стабилизационный фонд РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются
средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы
приносит вложение средств;
· показать, на что расходуются основные
средства и доходы фонда;
· рассмотреть государственный резервный
накопительный фонд: предназначение, состояние, управление;
· фонд национального благосостояния:
предназначение, состояние, управление фондом.
Структура дипломной
работы состоит из введения, где рассматривается актуальность исследуемой темы,
ставится цель и задачи.
В первой главе
рассматривается общий вопрос о Стабилизационном фонде: порядок формирования,
использование средств, управление средствами.
Вторая и третья глава
рассматривает вопрос о разделении Стабфонда на резервный фонд и фонд
национального благосостояния.
В заключении в данной
работе излагаются предложения о возможных путях использования средств
Стабилизационного фонда.
1 января 2004 года был
создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частью
федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального
бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой[2]. «Цену отсечения», то
есть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступают
в Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации,. С 1 января 2006 года цена отсечения установлена на
уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс[3].
Фонд способствует
стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов
связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает
зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от
экспорта сырьевых товаров.
Правовое положение
Стабилизационного фонда определяется Бюджетным кодексом РФ.
Глава 13.1 Бюджетного
Кодекса (статьи 96.1 - 96.5), определявшая механизм формирования и
использования средств Стабилизационного фонда РФ, введена Законом 2003 г. N
184-ФЗ, принятым в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному
Собранию Российской Федерации от 30 мая 2003 г. "О бюджетной политике в
2004 году".
В Бюджетном послании
Президента РФ на 2007 г. указано на необходимость продолжения политики
аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета в Стабилизационном
фонде РФ. Как отмечено в Бюджетном послании, средства Стабилизационного фонда
РФ сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников
внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение
государственного внешнего долга[4]. При этом необходимо провести
четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном
фонде РФ с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть
(резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема ("фонд будущих
поколений"). Объем резервной части целесообразно установить в процентном
отношении к ВВП[5].
В рамках данного поручения
Законом 2007 г. N 63-ФЗ гл. 13.1 из Кодекса исключена и введена гл. 13.2,
предусматривающая использование в бюджетном планировании методологии
"ненефтегазового баланса". Данная методология в целях снижения риска невыполнения
бюджетных обязательства в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и
сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений предусматривает
раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета,
а также определяет механизм формирования и использования Резервного фонда и Фонда
будущих поколений. В свою очередь, в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному
Собранию от 26 апреля 2007 г. Законом 2007 г. N 247-ФЗ в Кодекс и Закон 2007 г.
N 63-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого Закона, не вступивших в силу)
внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина "Фонд
будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния",
а также уточняющих направления использования Фонда национального благосостояния[6].
Соответственно, Законом
2007 г. N 63-ФЗ установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ по
состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г.
Объем зачисления средств
Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд исчисляется как 10% прогнозируемого
на 2007 г. объема ВВП, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской
Федерации на 2008 - 2010 гг., представляемого в составе документов и материалов
в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года". Оставшиеся средства
Стабилизационного фонда РФ зачисляются в Фонд национального благосостояния[7].
Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2008 г., за исключением средств
Стабилизационного фонда РФ и остатков, по которым Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" или
международным договором РФ установлен иной порядок их использования, а также
остатков в объеме до одной двенадцатой утвержденных на 2008 г. указанным законом
общего объема расходов федерального бюджета, в срок, не превышающий 15 дней после
дня рассмотрения Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета за
2007 г., зачисляются:
·
в
Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной
Резервного фонда на 2008 г., установленной Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", и его
накопленным объемом на дату перечисления;
·
в
Фонд национального благосостояния - в объеме указанных остатков, уменьшенных на
сумму перечислений в Резервный фонд.[8]
Зачисление средств
осуществляется со счетов по учету средств Стабилизационного фонда РФ, открытых
в валюте России и иностранной валюте, на соответствующие счета по учету средств
Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в валюте России и в иностранной
валюте[9].
Счета по учету средств
нефтегазовых доходов, средств Резервного фонда и средств Фонда национального
благосостояния открываются Федеральному казначейству в Банке России в срок не
позднее 20 января 2008г.
Средства федерального
бюджета в размере поступивших в 2008 г. в федеральный бюджет доходов от
размещения средств Стабилизационного фонда РФ:
·
в
Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной
Резервного фонда на 2008 г., установленной Законом о федеральном бюджете на
2008 - 2010 гг., и его накопленным объемом на дату перечисления;
·
в
Фонд национального благосостояния - в объеме указанных средств, уменьшенных на
сумму перечислений в Резервный фонд.[10]
Стабилизационный фонд -
целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками образования,
средства которого могут расходоваться на покрытие дефицита бюджета, образуемого
при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на
добычу полезных ископаемых (нефти), могут временно размещаться в долговые
обязательства иностранных государств по выбору Правительства (предоставление
займов иностранным государствам), а также могут направляться на покрытие
текущих и капитальных расходов бюджета.
Стабилизационный фонд РФ
был создан в 2003 г., как продолжение бюджета развития, который впервые
появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей
"бюджета развития" было финансирование государством крупных проектов
в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать
"локомотивами развития" российской промышленности в условиях кризиса[11].
Новая идея
стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи
"бюджета развития". Она предполагала, в первую очередь, формирование
финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на
нефть, во вторую очередь, стерилизацию избыточных долларовых доходов от
экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря
тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец,
стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем
финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств "бюджета
развития", предназначались для финансирования наиболее важных задач:
Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как некий резервный
фонд с некоторыми дополнительными функциями[12]. Идея была поддержана
практически всеми (государственными органами и обществом) - успешная практика
функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до
Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с
профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь
"сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена была
постоянно выше прогнозируемой, направлялся в Стабфонд[13].
Фонд из части доходов
бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на
годы неблагоприятной экономической ситуации. Стабилизационный фонд (первое
время его называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом
борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на
противоречащие политике государства цели.
Самый сложный вопрос -
кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные
структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. Не
менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами
стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются
в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. В России принято
решение вкладывать средства стабфонда в наиболее ликвидные ценные бумаги
западных государств[14].
Стабилизационные фонды
(фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов
бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть
медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в
годы неблагоприятной конъюнктуры[15].
Фонды подобные
российскому Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторым
оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в
целом совпадают. Во-первых - это снижение зависимости бюджета и экономики в
целом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан,
Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.). Во вторых -
обеспечение равномерного распределения доходов от использования
невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили,
Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия). И в
третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах).
Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической
устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального
использования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная и
эффективная политика в области бюджетных расходов.
Различия между
существующими фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколько
распространенных способов формирования и использования фондов: способ
"полного сбережения", способ "постоянного потребления" и
правило "средней цены".
«Способ полного
сбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемых
ресурсов с переводом части средств на покрытие дефицита "несырьевого"
бюджета, то есть бюджета без учета поступлений от сырьевых товаров. Обычно этот
перевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда.
Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в
иностранные финансовые активы. Этот способ используется в Норвегии[16].
«Способ постоянного
потребления» заключается в том, что ежегодно расходуется только постоянный
доход от сырьевого сектора, то есть трансферт в бюджет из фонда остается
постоянным по отношению к ВВП. Остальные средства сберегаются и инвестируются в
иностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане[17].
«Способ средней цены»
предполагает что поступления от нефти в части, не превышающей цену отсечения,
направляются в бюджет, все что свыше - в Стабфонд. Подобная практика, так
называемый способ "средней цены", существует в ряде подобных фондов,
наиболее яркий пример - Медный стабилизационный фонд в Чили[18].
Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет
долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по
определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по
экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти
правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для
нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным
резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если
цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и
субсидирования цен на бензин.
Стабилизационный
фонд выполняет следующие функции[19]:
·
является
встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и
общеупотребительными, как прогрессивный
налог и пособие по безработице);
·
обеспечивает
дополнительную устойчивость государственным финансам;
·
может служить
источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение
бюджетных расходов будущих периодов.
Порядок
формирования стабилизационного фонда.
Источниками
формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы
федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на
нефть над базовой ценой, а также остатки средств федерального бюджета на начало
соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения
средств Стабилизационного фонда.
Дополнительные
доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в
текущем месяце, определяются как сумма:
·
фактических
поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть
сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем
месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки
указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце
ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;
·
фактических
поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых
(нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в
текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной
ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем
месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть)[20].
Расчет
и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте,
производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В
Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным,
зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за
исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен
иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального
бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия
временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении
федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на
соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи
по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета
средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на
выплату базовой части трудовой пенсии[21].
Правительство
Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении
федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года
уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию
в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год.
Использование средств
стабилизационного фонда.
Средства
Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита
федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные
цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает
500 млрд. рублей.
Объемы
использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого
вносится Правительством Российской Федерации.
Управление средствами
стабилизационного фонда.
Структура
управления.
Средствами
Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление
определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по
управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской
Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно
предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства,
его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации[22].
Правительство
Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации
полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и
утвердило порядок управления средствами Фонда.
В
соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться
следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
·
путем
приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных
государств;
·
путем
приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах
по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России[23].
За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает
проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается
Министерством финансов Российской Федерации.
В настоящее
время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда
согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке
России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской
Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету
средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на
остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей,
сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к
которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правила
инвестирования средств Фонда.
Правительство
Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных
государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
·
долговые
обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции,
Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии,
Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских
фунтах стерлингов;
·
долговые
обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной
кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств
«Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard &
Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства
«Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service)[24];
·
долговые
обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и
обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп
(погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к
выкупу (погашению) эмитентом;
·
долговые
обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств)
и номиналы которых являются фиксированными;
·
долговые
обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не
менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах
США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро,
и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств,
номинированных в фунтах стерлингов;
·
долговые
обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для
частного (непубличного) размещения[25].
Срок до
погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения
(день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими
сроками (в годах):
Минимальный
срок
|
0,25
|
Максимальный
срок
|
3
|
В настоящее
время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
Доллар США
|
45 %
|
Евро
|
45 %
|
Фунт стерлингов
|
10 %
|
Министерство
финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный
норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих
упомянутых выше методов управления Фондом.
Отчетность по
операциям со средствами Фонда.
Министерство
финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках
средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и
использовании средств Фонда в отчетном месяце[26].
Министерство
финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации
в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые
отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании (Постановление
Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке
управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»).
Правительство
Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые
отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении
средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об
исполнении федерального бюджета[27].
§2. Стабилизационный фонд как
стратегический резерв РФ
Средства
Стабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства, который
необходим для обеспечения бюджетных обязательств правительства в
неблагоприятных экономических ситуациях. Очевидно, что в случае резкого падения
цен на нефть может произойти резкое сокращение доходов государства от ее
реализации, что может неблагоприятно отразится и на курсе рубля к иностранной
валюте. Что наблюдается на сегодняшний день в связи с мировым кризисом и
рекордным пополнением резервных запасов нефти в США, что привело к резкому
спаду цен на нефть и падению курса рубля. Таким образом, с экономической точки зрения,
наиболее обосновано накапливать средства Стабилизационного фонда в иностранной
валюте[28].
Направление средств
Стабилизационного фонда на приобретение ценных бумаг российских эмитентов
является крайне опасным, поскольку масштабное изъятие в случае неблагоприятной
конъюнктуры средств фонда из обращающихся на национальном фондовом рынке
финансовых инструментов приведет к дестабилизации последнего. С другой стороны,
возможные кризисные явления на российском рынке ценных бумаг могут вызвать
падение стоимости активов Стабилизационного фонда, то есть могут подорвать его
способность исполнять роль стратегического резерва государства.
В 2006 Минфин России внес
в правительство предложения о преобразовании Стабилизационного фонда РФ в
Нефтегазовый фонд. В составе нового фонда предлагается выделить Резервный фонд
и Фонд сбережений, которые будут различаться функциями, а, следовательно, и
правилами управления[29].
Резервный фонд должен
будет обеспечивать стабильность расходов федерального бюджета и полное
выполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть и
газ.
Фонд сбережений будет
выполнять функцию сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений и
обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте.
Исходя из целей Резервного
фонда, управление его средствами должно осуществлять в соответствии с
консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагается
размещать в высоколиквидные долговые обязательства иностранных государств.
Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии Резервного фонда
должны соответствовать действующему порядку управления средствами
Стабилизационного фонда[30].
При управлении средствами
Фонда сбережений возможно применять инвестиционную стратегию, позволяющую
размещать средства на долгосрочной основе не только в высоколиквидные
государственные ценные бумаги, но и в менее ликвидные, более доходные, но
вместе с тем и более рискованные финансовые инструменты: акции, корпоративные
облигации и производные финансовые инструменты[31].
Кроме того, ситуация, при
которой уровень государственных инвестиций фактически зависит от текущего
размера труднопрогнозируемых нефтяных доходов, является крайне опасной для
бюджета страны. Предпологается, что средства Стабилизационного фонда являются
стратегическим резервом государства и в случае ухудшения внешнеэкономической
конъюнктуры правительство Российской Федерации должно использовать их для
финансирования дефицита бюджета.
Таким образом основными
задачами Стабилизационного фонда являются поддержание макроэкономической
стабильности в государстве и сглаживание зависимости бюджетных расходов от
внешнеэкономической конъюнктуры.
§1. Государственный Резервный
накопительный фонд
В пункте 1 статьи 96.9 БК
РФ определено, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального
бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления
нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для
финансового обеспечения указанного трансферта[32].
Как говорилось выше,
Резервный фонд - это "преемник" Стабилизационного фонда РФ в той части,
которая предназначена для минимизации отрицательных последствий падения цен на
нефть и газ.
В соответствии с п. 2 статьи
96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период должна быть установлена нормативная величина Резервного фонда
в абсолютном размере. Нормативная величина Резервного фонда согласно п. 2 ст.
199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.
Абсолютный размер нормативной
величины Резервного фонда определяется как 10% прогнозируемого на
соответствующий финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в Законе о
федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. нормативная величина Резервного фонда
утверждена на 2008 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 3969,0
млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб. соответственно.[33]
Как отмечалось в
пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на
2008 - 2010 гг., Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов
федерального бюджета в течение 3 лет при снижении мировых цен на энергоресурсы.
Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также
необходимым временным шагом для адаптации
бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Для расчета нормативной
величины Резервного фонда предполагается, что:
·
цена
нефти марки "Юралс" снижается с 51,7 долл. США/барр. - средняя цена в
трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг. - до 29,4 долл. США/барр. - среднегодовая
цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006 гг.);
·
снижение
нефтегазовых доходов федерального бюджета при снижении цены на нефть марки
"Юралс" на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП (в условиях 2008
г.).
По состоянию на 1 февраля
2008 г. объем Резервного фонда прогнозируется в размере 3069 млрд. руб., Фонда
национального благосостояния - 470,73 млрд. руб. Прогнозируемая величина
Резервного фонда в 2009 и 2010 гг. - 3709,2 млрд. руб. (9,3% ВВП) и 4129,7
млрд. руб. (9,2% ВВП).[34]
Пополнение Резервного
фонда согласно п. 3 статьи 96.9 БК РФ осуществляется в случае превышения
нефтегазовых доходов федерального бюджета над предусмотренным в п. 2 ст. 96.8 Кодекса
размером нефтегазового трансферта. При этом в Резервный фонд сумма превышения
направляется при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает
его нормативной величины. В случае если накопленный объем средств Резервного фонда
достигает (превышает) его нормативную величину, то нефтегазовые доходы федерального
бюджета в объеме, превышающем нефтегазовый трансферт, в соответствии с п. 3 ст.
96.10 Кодекса направляются в Фонд национального благосостояния[35].
Другим источником
формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. В
отношении управления средствами Резервного фонда.
Средства Резервного фонда
используются в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования
нефтегазового трансферта в размере, предусмотренном в п. 2 ст. 96.8
Кодекса. При этом
согласно п. 4 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период должен быть утвержден предельный
объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения
нефтегазового трансферта[36].
В соответствии с п. 5 статьи
96.9 БК РФ допускается использование средств Резервного фонда на досрочное
погашение государственного внешнего долга РФ. Использование средств Резервного фонда
на указанные цели предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период. В связи с этим следует отметить,
что в п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.
предусмотрено право Правительства РФ в 2008 г. принимать решения о направлении
средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга
РФ[37].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|