Стабилизационный фонд Российской федерации
Пункт 6 статьи 96.9 БК РФ
предоставляет Минфину России право в ходе исполнения федерального бюджета
использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта
без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период. Такое право Минфин России реализует в случае
недостаточности для осуществления нефтегазового трансферта фактически
поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов
федерального бюджета. Порядок реализации данного права Минфином России
устанавливает Правительство РФ.[38]
Резервные фонды создаются
в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов,
как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны
накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Резервный фонд выполняет
две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия
дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период
высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные
поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики -
экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением
промышленного производства[39].
Приток капитала в страну
увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской
болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию.
"Голландской
болезнью " "заразилась" Колумбия в 1970-х гг., когда неурожай в
Бразилии и землетрясение в Гватемале вызвали взлет мировых цен на кофе. Рост
экспорта кофе сопровождался сворачиванием экспорта всех других видов
колумбийских товаров.)[40].
Тезис об избыточных
экспортных поступлениях может показаться парадоксальным. Рост экспортной
выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само
по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные
колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают
макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определённую
стратегию — приспосабливаться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в
условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что
характерно для большинства стран-экспортёров ресурсов) увеличение экспортных
поступлений приводит к росту инфляции.
Помимо чисто
экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения
быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно
оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды
неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета,
невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным
долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем
колебания объёма госбюджета сами по себе[41].
Необходимость создания
резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают,
что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных
закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и
оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика
позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не
прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.
Резервный фонд и
совокупный спрос нации.
Так же, резервный фонд —
это макроэкономический инструмент государства для поддержания совокупного
спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста[42].
Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос
нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и
стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В
годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов.
Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать
производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в
момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не
стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета
государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной
валюте.
Размещение средств
резервных фондов.
Средства резервных фондов
размещают исключительно в иностранных активах (для фонда Аляски — в активах вне
этого штата). Причины этого состоят в том, что фонд не может выполнять функцию
независимого от состояния национальной экономики резерва, если он будет
размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и
национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в
национальных активах, то он обесцеится тоже[43].
Кроме того, в этом случае
средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты,
более того, они будут раскручивать инфляцию.
Средства резервных фондов
размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как
правило, государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции
надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например
облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При
вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда
экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары
могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может
понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства.
Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры,
вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных
фондов будущих поколений — ещё и в акции.
В России при создании
Стабилизационного фонда сложилась ситуация, когда доходность фонда оказалась
существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта
парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется следующим. Во-первых, о
досрочном погашении внешнего долга удалось договориться не со всеми странами
(например, Германия технически не могла этого сделать, так как на внешний долг
РФ были выпущены облигации, имеющие множество владельцев). Во-вторых, если
потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность
возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры[44].
В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные
инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета
от дефицита.
25 апреля
2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам
российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция
Стабилизационного фонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение
сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально
Кудрин:
·
на резервный
фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения
мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической
стабильности и борьбу с инфляцией;
·
трансферт
(выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных
программ;
·
фонд
национального благосостояния, или фонд сбережений, в который будут зачисляться
все нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизни
людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение
благосостояния как будущих, так и нынешних поколений[45].
Идея разделения
сверхдоходов на два фонда родилась в результате своеобразного компромисса между
Минфином, выступавшим против расходования Стабилизационного фонда на какие-либо
цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство
Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать
часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд
национального благосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не
исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий
крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО
«ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие
энергетической инфраструктуры страны[46].
Предназначение резервного фонда.
Резервный фонд является
частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение
государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений
нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд
способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное
давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений
от экспорта невозобновляемых природных ресурсов[47].
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от
Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального
бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда
также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер
Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий
финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что
является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет
при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан
с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации
бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям[48].
На базе Стабилизационного
фонда решено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытия
бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры
Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – то
есть примерно такими же, как и у нынешнего Стабилизационного фонда, – около 2,7
трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за
баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение
трех лет[49].
Состояние резервного фонда.
По состоянию
на 1 марта 2008 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 082,28 млрд.
рублей, что эквивалентно 127,81 млрд. долларов США. Остатки средств на
отдельных счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте по
состоянию на 1 марта 2008 г. составили:
·
56,95 млрд.
долларов США;
·
38,57 млрд. евро;
·
6,37 млрд. фунтов
стерлингов[50].
В
соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ в феврале 2008 г. средства
федерального бюджета в размере 28,63 млрд. рублей поступивших в 2008 году в
федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда за
период с 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. были зачислены в Резервный
фонд. Доходы от размещения Стабилизационного фонда представляют собой сумму
процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах
Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 30 января 2008 г.
Во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “О
порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 г. перечисленные
выше доходы федерального бюджета от размещения средств Стабилизационного фонда
в сумме 28,63 млрд. рублей были конвертированы в иностранную валюту.
Конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной
структуре и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка[51].
Расчетная
сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары
США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,90 млрд.
долларов США, что эквивалентно 21,64 млрд. рублей. Курсовая разница от
переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в
иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г.
составила отрицательную величину - (-)15,35 млрд. рублей. Указанные показатели
рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России
на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе
указанных курсов[52].
Таблица 3.1
Совокупный объем средств Резервного фонда
Дата
|
в
млрд. рублей
|
01.01.2009
|
4
027,64
|
01.12.2008
|
3
661,37
|
01.11.2008
|
3
572,78
|
01.10.2008
|
3
559,19
|
01.09.2008
|
3
504,62
|
01.08.2008
|
3
040,37
|
01.07.2008
|
3
056,52
|
01.06.2008
|
3
069,94
|
01.05.2008
|
3
069,47
|
01.04.2008
|
3
068,43
|
01.03.2008
|
3
082,28
|
01.02.2008
|
3
057,85
|
Цели управления.
Целями управления
средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств фонда и
стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе.
Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения
отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде[53].
Структура управления.
Управление средствами
Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные
полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться
Центральным банком Российской Федерации[54].
Управление средствами
Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по
отдельности, так и одновременно)[55]:
1) путем приобретения за
счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету
средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах
стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными
средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает
проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения
средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в
иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской
Федерации.
В настоящее время
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного
фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных
счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно
утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и
зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в
иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах
проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых
обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и
центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации,
в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства
Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской
Федерации[56].
Правила инвестирования.
В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут
размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в
иностранной валюте[57].
Правительство Российской
Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем
объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности
управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской
Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых
активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах
соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.
Разрешенные
финансовые активы, определенные
Бюджетным кодексом Российской Федерации[58]
|
Предельные доли, установленные Правительством
Российской Федерации[59]
|
Нормативные доли, утвержденные Минфином
России[60]
|
долговые обязательства
иностранных государств
|
50-100 %
|
80 %
|
долговые обязательства
иностранных государственных агентств и центральных банков
|
0-30 %
|
15 %
|
долговые обязательства
международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными
бумагами
|
0-15 %
|
5 %
|
депозиты в иностранных банках и
кредитных организациях
|
0-30 %
|
0 %
|
Правительство Российской
Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам[61]:
1. средства Резервного
фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг
иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных
банков четырнадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании,
Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и
Швеции[62].
2. долговые обязательства
должны соответствовать следующим требованиям:
·
эмитент долговых
обязательств должен иметь рейтинг, долгосрочной кредитоспособности не ниже
уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс»
(Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже
уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис»
(Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами
присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве
рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;
·
сроки погашения
выпусков долговых обязательств являются, фиксированными, условия выпуска и
обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп
(погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к
выкупу (погашению) эмитентом;
·
нормативы
минимального и максимального сроков до погашения, выпусков долговых обязательств,
установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются
обязательными;
·
ставка купонного
дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы
долговых обязательств являются фиксированными;
·
номинал долговых
обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым
обязательствам осуществляются в валюте номинала;
·
объем выпуска
долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд.
долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее
1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5
млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах
стерлингов;
·
выпуски долговых
обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного)
размещения[63].
3. номинальный объем
приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 15 %
номинального объема этого выпуска.
4. к мждународным
финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться
средства Резервного фонда, относятся:
·
Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
·
Банк развития при Совете
Европы (Council of Europe
Development Bank, СЕВ);
·
Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction
and Development, EBRD);
·
Европейский инвестиционный банк (European Investment
Bank, EIB);
·
Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank,
IADB);
·
Международная финансовая корпорация (International Finance
Corporation, IFC);
·
Международный банк реконструкции и развития (International Bank for
Reconstruction and Development, IBRD);
·
Северный
инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB)[64].
5. при размещении средств
Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях
должны выполняться следующие требования:
- иностранный банк или
кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не
ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс»
(Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже
уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис»
(Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными
агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в
качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из
присвоенных;
- нормативы минимального
и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в
иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством
финансов Российской Федерации, являются обязательными;
- суммарный объем средств
Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или
кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств
Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных
организациях[65].
6. Министерство финансов
Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым
обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в
пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство
финансов Российской Федерации утвердило:
1. нормативную валютную
структуру средств Резервного фонда в следующем составе[66]:
доллар США-45 %;
евро-45 %;
фунт стерлингов -10 %.
2. текущие сроки до
погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых
обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда[67]:
- для долговых
обязательств, номинированных в долларах США и евро:
минимальный срок до
погашения-3 месяца
максимальный срок до
погашения-3 года
- для долговых
обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:
минимальный срок до
погашения-3 месяца
максимальный срок до
погашения-5 лет.
Сроки, указанные выше,
действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых
обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов,
используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных
средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных
валютах.
3. перечень иностранных
государственных агентств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда
(по согласованию с Центральным банком Российской Федерации[68]):
·
Агентство
государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);
·
Агентство
финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und
Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);
·
Группа банков
реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau
Bankengruppe);
·
Канадское
агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);
·
Коммунальный банк
Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);
·
Общество
среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail
MTN Finance CLG (Plc));
·
Сельскохозяйственный
рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);
·
Федеральная
корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal
Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);
·
Федеральная
национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation,
Fannie Mae);
·
Федеральные банки
кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);
·
Федеральные банки
фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);
·
Фонд
муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);
·
Фонд обслуживания
долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la
Dette Sociale, CADES);
·
Французский фонд
ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);
·
Австрийский
экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft,
OKB).
4. номинальный объем
приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 %
номинального объема этого выпуска[69].
Средства Резервного фонда
могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и
досрочное погашение государственного внешнего долга.
Использование средств
Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае
недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета,
поступивших за соответствующий финансовый год (Бюджетный кодекс Российской
Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4).
Такое использование
средств Резервного фонда в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители
позволит проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное
социально-экономическое развитие страны, снизив его зависимость от колебаний на
мировых товарно-сырьевых рынках[70].
Министерство финансов
Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать
без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое
обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его
осуществления фактически поступивших в текущем финансовом году нефтегазовых
доходов.
Предельный объем
использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения
нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период[71].
Использование средств
Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга
Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального
бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию
средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание
долговых обязательств Российской Федерации.
Резервный фонд РФ
составил на 1 сентября 2008 года 3 триллиона 504,62 миллиарда рублей, что
эквивалентно 142,6 миллиарда долларов, фонд национального благосостояния -
784,51 миллиарда рублей (31,92 миллиарда долларов), говорится в сообщении
Минфина России.
Резервный фонд РФ на 1
августа 2008 года составлял 3 триллиона 40,37 миллиарда рублей (129,68
миллиарда долларов), фонд национального благосостояния - 776,48 миллиарда
рублей (32,69 миллиарда долларов). Таким образом, резервный фонд за август
вырос на 464,25 миллиарда рублей, фонд национального благосостояния - на 18,03
миллиарда рублей.
Минфин в августе начал
перечисление в фонды средств, поступающих в бюджет от нефтегазового сектора,
поскольку нефтегазовый трансферт на текущие расходы бюджета был перечислен в
полном объеме.
На момент создания, на 1
февраля 2008 года, объем резервного фонда составил 3,058 триллиона рублей
(125,19 миллиарда долларов), фонда нацблагосостояния - 783,31 миллиарда рублей
(32,00 миллиарда долларов)[72].
Средства обоих фондов
размещаются в активы, номинированные в валюту по структуре: по 45% - в
долларовые и активы в евро, а 10% - в активы, номинированные в фунты
стерлингов.
Остатки средств на отдельных
счетах по учету средств резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1
сентября 2008 года составили 61,36 миллиарда долларов, 41,56 миллиарда евро и
6,90 миллиарда фунтов стерлингов, говорится в пресс-релизе.
Остатки средств на
отдельных счетах по учету средств фонда национального благосостояния в
иностранной валюте по состоянию на 1 сентября 2008 года составили 14,45
миллиарда долларов, 9,83 миллиарда евро, 1,63 миллиарда фунтов стерлингов.
Минфин 30 января 2008
года преобразовал стабфонд РФ в резервный фонд (формируется для обеспечения
расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и
фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).
С 2008 года нефтегазовые
доходы федерального бюджета зачисляются на отдельный счет. В первую очередь
часть из них направляется на финансирование расходов бюджета (так называемый
нефтегазовый трансферт, установлен в абсолютном выражении в законе о бюджете на
соответствующий год), остальное затем поступает - на пополнение нацфондов,
созданных на базе стабфонда. Сначала наполняется до нормативной величины в
10%ВВП резервный фонд, затем - фонд нацблагосостояния[73].
Глава
3. Фонд национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального
благосостояния
Фонд национального
благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения
Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
На 1 октября 2008 года сумма фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб[74].
Фонд будущих поколений представляет собой часть средств
федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях
обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан
Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия
дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд национального
благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются
в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в
Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов
федерального бюджета[75].
В Фонд
Будущих Поколений будут поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается,
что средства Фонда могут быть использованы для софинансирования добровольных
пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет направлено в более
рискованные инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.
Фонд национального
благосостояния - это тот фонд, который можно будет использовать на соц. нужды.
Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь
консервативны как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные
инструменты, имеющие более высокую надежность.
Начиная с 2008 года
нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального
бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет[76]:
·
налога на добычу
полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный
из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех
видов месторождений углеводородного сырья);
·
вывозных
таможенных пошлин на нефть сырую;
·
вывозных
таможенных пошлин на газ природный;
·
вывозных
таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть
указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно
направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина
нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период.
Объем нефтегазового
трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год
объема валового внутреннего продукта:
·
в 2008 году - 6,1
%;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|