бесплатные рефераты

Сущность и структура финансов

Сущность и структура финансов


1.Сущность и структура финансов.
Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением ВНП и НД организованных государством и связанных с формированием на этой основе общегосударственных вондов денежных средств, а т.ж. денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использование для целей расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и иных потребностей общества.
В определении отражены основные признаки финансов:
Стоимостная или денежная форма отношений,
Распределительный характер отношений
Формирование и использование фондов денежных средств.
Финансы (как экон. категория) имеют специфическое общественное назначение
- формирование денежных фондов государства посредством особых форм движения.


2. Распределит-я ф-ия фин.
Расрпед. ф-ия проявляется в установлении оптимальных стоимостных пропорций, распред-ии фин. рес-в пред-ий, отраслей хоз-ва и формирование на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Объект действия распред. ф-ии- ст-ть ВНП и НД. Эта ф-ия включает 3 фазы: I распред. ВОП по элементам ст-ти и формирование первичных доходов субъектов распред. отношений. В результате первичного распред. ВОП выделяется часть, идущая на возмещение потребленных ср-в пр-ва, а т.ж. НД и его составные части, кот. не явл-ся самостоят-ми фин. категориями. Эти доходы след. субъектов пр-ва: предпр-я- pf, работники сферы мат. пр-ва- личные доходы, гос-во- НДС, АС, сборы в ФЧ,
ФСС,ПФ и др. Однако эти доходы не образуют общественных ден. фондов, при помощи кот-х можно развивать эк-у, удовлет-ть обществ. потребности. II
Перераспред. первичных и формирование вторичных доходов. Перераспрд. НД- сложный эк-й процесс, направляемый гос-вом в соот.с задачами эк-го и соц. развития. Перераспред. отражает 2 направления их движения: 1связано с характеристикой движения ден. ср-в в общегос-ый фонд перераспред-я- ГБ, ПФ и др. 2отражает движение ср-в из обществ-х фондов перераспред-я предпр-ям, населению. III Конечный итог распред. и перераспред.- use НД. В результате такого перераспред. НД обтазуются конечные доходы используемые для получения матер. благ, нужд непроиз. хар-ра, накопления и роста гос. матер. рес-в. Фонд непроиз-го потребления- та часть НД, кот-я непосред-о use на личное потребление населения. Фонд накопления- часть НД, use на расширение и совершенствование общ-го пр-ва.

3.Экон-я природа и роль ГБ.
Фин-е отношения складывающиеся у гос-ва с предпр-ми, учрежд-ми, организ-ми и населением наз-ся бюджетными. Специфика бюджет-х отношений проявляется:
-в том что они возникают в распред-м процессе обязат-м участником явл гос- во; -связаны с формированием и use централиз-го фонда ден ср-в предназначеного для удовлетворения общегос-х потребностей. Необходимость бюджет-х отношений обусловлена потребностью в материально-фин-й базедля осуществления гос-вом своих функций и задач. Совокупность бюджетных отношений по формированию и use бюджетного фонда составляет понятие ГБ. ГБ- это ден отношения, кот-е возникают у гос-ва с юр-ми и физ-ми лицами по поводу перераспред-я НД в связи собразованием и use бюджет-го фонда.
Особенности ГБ как эк-ой категории: он явл особой формой перераспр-х отношений, кот-я связана с обособлением части НД в руках гос-ва и ее use на обшегос-е нужды; с помощью ГБ происходит перераспред-е НД между отдельными отраслями, террит-ми страны; пропорции бюджетного перераспред-я определяются потребностями расширенного воспроиз-ва. Сущность ГБ как эк-й категории реализуется через распредел-ю и контрольную функции фин. бюджетный механизм- совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и use бюдж-х средств.

4.Финансы и цена.
Исходный момент появления финансовых отношений - процесс первичного распределения стоимости на составляющие её элементы (С-пост, V-перем, М- прибавочный продукт) и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс начался, созданная в обществе стоимость должна быть реализована.
Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения является
«цена». Цена определяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики, тому или иному собственнику. Но цена не может обеспечить ни распределение по субъектам, ни функциональное обособление различных частей собственности.
Чтобы распределение произошло, должен произойти обмен и состояться стоимостное распределение, чтобы все части стоимости получили конкретное воплощение в определённых количественных пропорциях.
Процесс формирования различных частей стоимости распадается на 2 этапа: происходит перенос авансированной себестоимости и создание доходов; осуществляется выделение фонда размещения и различных первичных доходов в конкретных формах, осуществляется не посредством цены, а других экономических категорий.
Только на 2-м этапе движения стоимости общественного продута реально разделяется на движение фонда возмещения и валового дохода.
Необособившиеся части стоимости, какими он были на стадии материального производства, превращаются на стадии распределения в основные формы фонда возмещения (аморт. фонд, обор. ср-ва) и различные виды доходов, которые распределяются между участниками производства. Это превращение различных частей стоимости из скрытых форм в явные осуществляется не посредством цены, а с помощью финансов и зар. платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений, отчислений, структурное соотношение между которыми определяется в соответствии с общественными законами.
Функции цены и финансов осуществляются в тесной взаимосвязи: цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы выступают инструментом, реализующим эти пропорции.

5. Бюджетный процесс (бп).
Бп- установленный з/д-ом порядок составления , рассмотрения, утверждения бюджета, а т.ж исполнение, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов входящих в бюджет-ю систему Укр. Составление проекта бюджета осуществляется органами гос-й испол-й вл-ти и исполнительными органами местных советов в соответствии с основными направлениями бюджетной пол-ки. Основные направления бюджет-й пол-ки разрабатываются ВРУ в форме бюджет-й резолюции. Бюджет-ю резолюцию не позднее 15.06 ВР направляет президенту, ВР т.ж утверждает правила оформления проекта зак-а о ГБ.
Составление проекта ГБ организует КМУ. МФУ составляет предварительный проект сводного бюджета Укр и доводит показатели до министерств, ведомств и др органов гос вл-ти. Министерства и ведомства в 2-х недельный срок рассматривают показатели и представляют МФУ свои предложения с расчетами обоснованиями. На основе полученных данных МФУ готовит проекты сводного и
ГБ и до 15.08 представляет их на рассмотрение КМУ. КМУ рассматривает проект закона, принимает окончательное решение по проекту и представляет его президенту, если президент согласен с проектом он вносит его на рассмотрение ВРУ до 15.09. Проект рассматривает ВР с докладом мин-ра фин-ф.
Утверждение бюджета. ВРУ утверждает предельный размер дефицита ГБ, источники его покрытия, суммы доходов, дотаций, отчислений и др. После принятия закона ВР принимает постановление «О введении в действие этого закона затем закон публикуется. Если ВР не принимает закон о ГБ до 2.12, то она принимает постановление о порядке финансирования текущих расходов до принятия закона. Если з-н не принят до 30.12 автоматически продлевается действие з-на, кроме показателей по расходам развития. Исполнение ГБ организует КМУ через МФУ, министерства, ведомства и др органы исполнительной вл-ти. ГБ исполняется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением. Роспись составляет МФУ в соответствии с показателями бюджета. Отчет об исполнении представляет президент ВР до
1.05. ВР рассматривает и принимает отчет об исполнении.

6. Государственный долг и управление ним.
Функционирование гос.крсдита ведет к образованию гос.долга.
Капитальный; гос.долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные %-ты, которые должны быт» выплачены по этим обязательствам.
Текущий гос. долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам и по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Гос. долг является характеристикой результативности всех совершенных гос. кредитных операций. Под управлением гос. долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных эаймов, определению условий и выпуску новых гос ЦБ.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно проводится за счет бюджетных средств. Под рефинансированием понимается погашение старой гос.задолженности путем выпуска новых займов.
На достижение эффективности гос.кредита направлены такие меры в области управления гос. долгом как конверсии, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение доходности займов.
Под консолидацией гос.долга понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой гос- во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.
Важной является сфера управления гос.долгом , связанная с определением условий и выпуском новых займов.
Предельный размер внутреннего курса долга Укр. по состоянию на 01.01.98 утверждён закон Укр. «О государственном бюджете Украины на 1998 год» в сумме 14150755,9 тыс. грн.

7. Расходы местных бюджетов.
1 Учреждения, организации культуры, науки, здравоохранения, физ-ры и соц защите населения, находящихся в подчинении исполнит-х органов вл-ти. 2
Содержание местных органов вл-ти. 3 Финансирование предпр-й, орган-й входящих в состав местного хоз-ва 4 Финанс-е прирооохр-х мер и др расходы.
В составе местных бюджетов образуются местные фонды в размере 1% от расходов каждого из соот-х бюджетов для финанср-я неотложных мер, кот-е не могли быть предусмотрены при утверждении этих бюджетов. При утверждении бюджета одновременно утверж-ся сумма оборотно-кассовой наличности, кот-я может быть в течении года use на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до утвержденных размеров.

8. Виды и формы ФК.
Виды ФК:
В зависимости от субъектов осуществляющих ФК:
Государственный - реализуется через общегосударственный и ведомственный ФК.
Общегосударственный ФК осуществляют органы гос. власти и управления; направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной принадлежности.
Ведомственный ФК осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти.
Объект - производственная и фин. деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами предприятий
(бухгалтерия, фин. отделы и т.д.)
Объект - производственная и фин. деятельность предприятий и его структурных подразделений.
Общественный
Субъекты - группы или отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.
Объект зависит от конкретной задачи.
Независимый
Субъекты - аудиторские фирмы и службы.
По формам проведения ФК:
Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждени фин. планов предприятия; смет доходов и расходов предприятий, организаций; проектов бюджета; текстов договорных соглашений и учредительных документов.
Текущий - проводится в процессе исполнения фин. планов; в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций; при проверке соблюдения норм и нормативов расходования ТМЦ и денежных средств. (Осуществляется повседневно фин. службами для исключения нарушений фин. дисциплины).
Последующий - осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. При этом проверяется целесообразность расходования гос. денежных средств рпи исполнении бюджетов; при фыполнении финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных организаций.
По методам проведения ФК:
Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. При этом выявляются нарушения фин. дисциплины и намечаются мероприятия по устранению негативных последствий.
Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но, в отличие от проверок по более широкому кругу показателей. В ходе обследования определяют: финансовое положение предприятия; необходимость реорганизации (переориентации) производства
Анализ - проводится по данным периодической или годовой отчётности.
Выявляются: уровень выполнения плана; соблюдение норм расходования ресурсов; соблюдение фин. дисциплины.
Ревизия - метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдения фин. законодательства. Выделяют ревизии: в зависимости от объекта (полные, частичные, тематические, комплексные); в зависимости от запланированности (плановые и внеплановые); по степени охвата данных в процессе ревизии (сплошные проверки и выборочные); по характеру материала на основе которого проводятся ревизии
(Документальные и фактические)
При проведении любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема, основные вопроссы ревизии.
По результатам ревизии составляется акт на основе которого разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.

9.Финансы и кредит.
В стоимостном выражении участвует кредит, который во многом однотипен с финансами. Вместе с тем, их функционирование значительно различается.
Кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность - важнейший признак кредита, который обуславливающего различие в характере, источниках и направлениях использования по сравнению с финансами.
Отличие кредита от финансов:
Кредитные ресурсы выражают разорванное во времени движение стоимости от кредитора к заёмщику и обратно; а финансовые ресурсы - одностороннее движение стоимости.
Кредитное распределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое распределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и внутри каждого из них (по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями).
Кредитные финансы формируются за счёт свободных денежных средств предприятий и граждан; финансовые ресурсы - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заёмщикам на определённый срок на условиях возвратности и платности; финансовые ресурсы - бесплатно без оговаривания условий их возврата.
В отличии от финансов, кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом.
С его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платёжных средствах, необходимых для обращения.
Взаимодействие финансов и кредита:
Пример взаимодействия и взаимозависимости кредита и финансов - комплексное использование финансовых и кредитных рессурсов.

10.Фин-вая наука изучает эк-кие отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных ресурсов на различных этапах развития общества. Решение этой проблемы зависит от уровня эк-го развития гос-ва, форм собственности, структуры эк-ки, социального состава населения, уровня интеграции в мир эк-ки.
Фин-вая наука изучает факты и явления конкретных условий гос-ва и реализации интересов разных групп населения.
Важнейшим заданием финансовых групп явл-ся изучение явлений фин-вой действительности, анализ последствий, вызываемых этими явлениями.
Фин-вая наука формируется под влиянием исследований, проводимых учеными- экономистами. Фин-вые теории, создаваемые ими, проверяются реальными потребностями общества и признаются наукой, если отражают реальную сущность явлений и вносят определенные практические рекомендации для гос-ва и населения.
Основателем финансовой науки является А. Смит. В своем труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отдельные положения о сущности финансов гос-ва, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.
Вывод А. Смита состоял в том, что необходимо уменьшить затраты гос-ва, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.
Главный постулат фин-вой концепции классической буржуазной политэкономии
- обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.
Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения: налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщиков; обеспечиваются min издержки при сборе налогов.
Гл-ная цель налоговой политики А. Смита - стимулирование накопления капитала и ускорение развития производительных сил.
Рикардо :* налоги являются великим злом т.к. вызывают увеличение зпл. и снижение прибыли хотя и не в одинаковой степени, * ув-ние налогов или правительственных расходов понижает потребление народа, что сказывается на производстве, * следовательно задача гос-ва поощрять накопление капитала.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
11. Об основных направлениях бюджетной политики на 1998 (Бюджетная резолюция)
1. Главными направлениями бюджетной политики на 1998 год считать: приоритетное направление бюджетных средств на оздоровление отечественного производства, что даст возможность обеспечить финансовыми ресурсами социальную защиту населения; осуществление структурных реформ по критерию экономического роста и повышения эффективности экономики Украины; формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов в соответствии с Конституцией Украины и действующим законодательством Украины; обеспечение режима рационального использования финансовых ресурсов с целью их экономии. Предельный размер дефицита бюджета не должен превышать размера расходов бюджета на развитие и
5 процентов к прогнозируемому валовому внутреннему продукту Украины на 1998 год. осуществление мероприятий по обеспечению полноты и своевременности поступления общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджет и государственные целевые фонды;
Обеспечение своевременной выплаты в полном объеме заработной платы работникам учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и социальных выплат населению, Сокращение бюджетных расходов на потребности, не связанные с социальной защитой населения, содержанием институтов государственной власти, погашением государственной задолженности по государственным займам.
12.Усиление фин. взаимозав-и в м/н отношениях.
Причины усиления фин. взаимозав.: быстрое расширение торгового обмена, развитие м/н финансирования, возникновение проблем задолженности, усиление мобильности фак-в пр-ва кап-а и раб. силы. Процесс торгового обмена не всегда бывает сбалансир-м. Несбалансир-ть приводит к полож-у или отриц-у балансу м/н расчетов.Основные причины несбалансир-ти м/н обмена: структурные основания (в одних сранах сбер.>инвест., в других ноаборот); причины конъюнкт-го хар-ра; случайные или зависящие от внешних обстоятельств причины. Источники финансир-я несбалансир-ти: если она вызвана случайными причинами, то финансир. за счет собств-х валютных резервов; если носит структурный хар-р финан. за счетчастных инвест-й и кредитов если страна платежеспос-а. Причины структурного хар-а приводятк чрезмерному накоплению долгов и кредитов, что может повлиять на платежесп- ть страны и породить зависимость от зарубежных стран. Большинство развивающихся стран было не в состоянии отвечать по своим обязательствам, поэтому м/н сообщество приняло соглашение о переносе сроков погашения долгов, кот-е сопровождалось рекомендациями попересмотру экон. пол-ки стран должников в сторону ее ужесточения. Но этот метод исчерпал себя. Пересмотр суммы долга может пошатнуть фин. положение крупных м/н банков, но т.к. все крупные банки связаны между собой многочисленными фин-ми обязательствами неплатежеспособ-ть какой-либо страны, может оказать воздействие на всю м/н фин. систему. Такие проблемы явл-ся предпосылками для проведения координации эк., валют-й, фин. пол-ки.

13.Предпосылки возникновения финансов: в результате первых буржуазных революций произшло отторжение главы государства от казны, возник общегосударственный фонд - БЮДЖЕТ, которым клава государства не мог единолично пользоваться; формирование и использование бюджета стало носить смежный характер; преимущественный характер приобрели налоги, взимаемые в денежной форме.
Т.е. только на определённом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.
Финансы являются т.ж. исторической категорией, т.к. они имеют стадии возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Выделяют 2 этапа развития финансов:
НЕРАЗВИТАЯ ФОРМА - денежные ср-ва гос-ва используются на военные цели, формируется только 1 фонд денежных средств - гос. бюджет, на экономическое развитие финансы оказывают слабое воздействие; связан с возникновением необходимости в новых общегосударственных фондах денежных средств, и соответственно новых групп денежных отношений по поводу их формирования. Этот этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику.

14Расходы ГБ.
Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению.
Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4 управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению.
Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов, налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д- й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма, городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их возврат.

15. Финансы и зар. плата.
Наряду с финансами в распределении продукта общественного труда участвует зар. плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретного работника.
Как экон. категория З/П выражает стоимостные отношения возникающие в процессе вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затраченного ими труда.
З/П отличается от финансов:
Составляющие З/П распределительные отношения материализуются в основных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используются для удовлетворения личных потребностей граждан, финансы находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей; функционирование З/П может рассматриваться как процесс двустороннего движения стоимости.
Взаимодействие финансов и ЗП: с помощью финансов формируется ФОТ и выделяется из др. фондов предприятия; начисление З/П по времени не совпадает с её выплатой ( З/П выступает источником части фин. расчётов предприятия.

16.Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспр-ве.
В практике хоз-ния ф-сы могут сознательно исп-ся об-вом для возд-вия на процессы обществ. развития. Объектив. предпосылки исп-ния ф-сов в обществ. воспр-ве заключ-ся в ф-циях этой категории, а именно распределительной, кот. позволяет форм-ть фин. рес-сы и целев. ден. фонды в соотв. с потреб-ми развития обществ. пр-ва как в целом, так и отдельных его структурных подразделений; в контрольной, кот. отражает течение эк. процессов в об-ве
(через движение фин. ресурсов) и фиксирует все происходящее в эк-ке и отдельных её структурных подразделениях. Реализация этих объективных предпосылок зависти от того, в каких конкретных организационно-правовых формах функционируют фин. отн-ния. Как эк. инструмент хоз-ния, ф-сы способны колич-но и кач-но влиять на обществ. пр-во. Количественное влияние хар-ся пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых фин. ресурсов. Изменяя размеры фин. рес-сов, оставляемых в распоряжении субъектов хоз-ния, устанавливая напр-ния более эфф-го вложения ср-в, добиваясь распределения фин. рес-сов в соотв. с объявленными приоритетами, об-во может возд-ть на развитие пр-ва в желаемом напр-нии. Качественное влияние хар-ся возд-вием ф-сов на матер. интересы уч-ков воспр-ного процесса через формы орг-ции фин. отн-ний. Кач-ное возд-вие связано с превращением ф-сов в стимул развития эк-ки. Взм-ть влияния ф-сов на эк-ку обусловлено тем, что: 1) являясь категорией распределения, ф-сы обслуживают воспр-ный процесс в целом, сфера их влияния не исчерпыв-ся только областью стоим. распред-ния, а распр-ся и на др. стадии воспр-ва; 2) тем, что ф-сы обладают потенциальным св-вом катализатора эк. процессов, вытекающ. из распред. их природы. Функционируя в сфере мат. пр-ва, ф-сы обслуживают кругооборот пр-ных фондов и уч-ют в создании нов. ст-ти. Благодаря им распред-ся реализованная ст-ть и форм-ся доходы, накопления и отчисления, на их основе образ-ся ден. фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных обществ. потребностей. Начавшееся в сфере мат. пр-ва фин. распределение продолжается в сфере обращения.В рамках исп-ния ф- сов в обществ. пр-ве можно выделить 3 глав. напр-ния фин. возд-вия на проц. обществ. развития: 1) фин. обеспечение потреб-тей расшир. воспр-ва; 2) фин. регулир-ние эк. и соц. процессов; 3) фин. стимулиров-е улучшения рез-тов д- ти.

17.Финансовые ресурсы и формы их use. (фр) фр- ден. фонды, кот-е создаются в процессе распределения, перераспред. и use ВНП и НД за определенный период. Группы фр:1 фр, кот. явл-ся выражением стоимости чистого дохода, созданного в стране (pf, платежи в ПФ, ФЧ, сбор на обязательное гос. страхование, платежи в небюджетные фонды); 2 фр, являющиеся частью фонда потребления, расиределяемые при помощи финансов
(прямые и косвенные налоги с насел-я- НДС, ПДН, АС, плата за землю, местные налоги и сборы); 3 налоги и сборы кот-е включаются в с/с продукции (амрт-я, сбор за геолого-развед-е работы выполняемые за счет ГБ, плата за спец. use природ. ресурсов).

18.Фин. льготы иностранным инвесторам в Укр.
З-н Укр. "О режиме иностр-о инвестир-я" 96г. Иностранные инвесторы поставлены в равные условия с отечественными инвесторами. Этим зак-м инсотр. инвесторам предоставленны гос. гарантии защиты инвестиций в частности они не могут быть национализированы. Гос. органы не имеют право реквезировать иностр. инвестиции за исключением осуществления спасательных мероприятий во время стихийных бедствий, аварий, эпидемий. При этом гарантируется адекватная и эффек-я компенсация. Иностр. инвесторы имеют право на возмещение убытков включая упущенную выгоду и моральный ущерб причиненный им вследствие действий бездействий или не надлежащего выполнения гос. органами и должностными лицами предусмотренных з/д-ом обязательств в отношении иностр. инвесторов. В случае прекращения инвестиц- й деят-ти инвест-у грантируется возврат его кап-в в натуральной форме или в валяте инвестирования без оплаты пошлины, а т.ж. доходов с этих инвестиций.
Гос-во гарантирует беспрепятственное и немедленное перечисление за границу pf и др. средств в иностр. валюте полученных на законных основаниях в следствие осуществления иностр. инвестиций. Если в дальнейшем специальным з/д-ом о иностр. инвест-х будут изменятся гарантии их защиты изложенные в зак-е, то в течение 10 лет со дня вступления в действие з-на по требованию иностр. инвестора применяются гарантиизащиты определенные зак-м "О режиме инострю инвестирования".

19. Финансовая система. (фс)
ФС- совокупность различных звеньев фин. отношений, каждая из кот-х хар-ся особенностями в формировании и use фондов ден. ср-в. Выделяют 3 сферы. I фин. предпр-й, они включают след. звенья: фин. предпр-й работающих на коммер-х началах; фин учреждений и орган-й, осуществ-их некоммерческую деят- ть; фин общественных объдинений. II гос-е фин-ы, они включают: ГБ, внебюджетные фонды, гос кредит. III страхование, в него входит: соц страхование, личное страх., имуществ-е, страх-е ответственности, страхов. рисков. Каждое звено фс подразделяется в соотв-ии с внутренней структурой, содержащихся в нем фин. взаимосвязей. Фин. предпр-й исходное звено фс гос- ва, оно явл. т.ж. основой общегос-х фин, т.к. именно в низовых хоз-ых звеньях в процессе мат-го пр-ва создается ВОП и НД. Поэтому состояние данного звена фс отражает положение дел в эк-ке в целом. Ведущим звеном фс гос-ва явл. ГБ- это система ден. отношений, возникающих между гос-вом, предпр-ми, и населением по поводу перераспр-я НД связан с образованием и use бюджетного фонда.

20, Дж. Кейнс 1936 г «Общая теория занятости, % и денег»: обосновал необходимость вмешательства гос-ва инструмент вмешательства - фин-вые категории и в первую очередь государственные расходы рост гос-ных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность, повысить НД, ликвидировать безработицу воздействие налогов на основной психологический закон (люди склонны ув-чить потребление не в той степени в которой вырос доход)(падение спроса на товары и сокращение производства. Гос-во должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос путем повышения расходов.
Неокейнсианцы : доказывали необх-ть больших гос-ных затрат не считаясь с ростом гос-го долга. Но возникшая проблема бюджетного дефицита потребовала нового решения. Представители стокгольмской школы отстаивали «Теорию циклического балансирования бюджета» т.е. приспособление доходов и расходов бюджета к экономическому циклу ( покрывать дефицит излишками образовавшимися в период подъема экономики).
В основе теории встроенного бюджетного стабилизатора лежали взгляды
Кейнса на налоговые стабилизаторы, которые должны действовать автоматически, регулируя циклические колебания. Последователи добавили управляемые стабилизаторы (постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия в соответствии с новыми экономическими условиями).
С середины 70-х годов потребовалось пересмотреть принципы фин-вой политики т.к.: ухудшилась конъюнктура усложнились условия воспроизводственного процесса увеличилась открытость нац-ных экономик из-за углубления М. Р. Труда поощрение спроса вызвало инфляцию.

21. Формирование страхового рынка.
Страховой рынок - это особая сфера ден. отн-ний, где объектом купли-продажи выступает специфич. услуга - страховая защита, форм-ся S и D на неё.
Объективной основой развития страхового рынка явл-ся потребность в обеспечении бесперебойности процесса воспр-ва, кот. выражается в оказании ден. помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты об-ва.
Субъектами страхового рынка явл-ся страховые орг-ции (страховщики), страхователи и застрахованные. Формирование страхового рынка происх. в ходе развития тов.-ден. отн-ний. Атрибутами страхового рынка явл-ся продавец, покупатель, товар (услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара
(услуги). Развитый страховой рынок вкл. в себя, как правило, след. категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непоср-но заключающих д-ры страхования, перестраховочные орг-ции, кот. принимают на себя часть круп. рисков за соотв. вознаграждение посредников между страховщиком и страхователем различные объединения страховщиков, создаваемыес к.-л. конкр. целью.
Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкр. регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура хар-ет в 1-ую очередь степень сбалансированности S и D страховых услуг и в зав-ти от этого м.б. благоприятной или неблагоприятной как для страховщика так и для страхователя. Объективной основой спроса на страховую услугу явл-ся потеб- ть в страховой защите, кот. реализуется как страховой интерес.
Рынок как форма орг-ции общественного хоз-ва требует обеспечения возм-ти для страхователя свободного выборастраховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.

22.Гос. расходы часть фин. отношений, обусловл. использованием централиз. и децентрализ. доходов государства.
Специфика гос. расходов - обеспечение гос. сферы деятельности.
Содержание и характер гос. расходов связаны с функциями государства: эконом., соц., управленческой, оборонной.
Структура гос. расходов:
1. прямые расходы государства - осуществл. через систему бюджетных и вбф.
2. расходы гос. предприятиий, орг-ций, учреждений.
Цели расходов: расширение производства путем финансирования кап. вложений и оборотных средств; образования общегос. фондоф соц. назначения; удовлетворение др. потребностей государства.
Расходы гос.предприятий: затраты, связ. с хоз. деятельностью предприятия - текущие и инвестиционные затраты, обусловл. необходимостью удовлетворения соц. потребностей труд. коллективов и отд. работников.
Структура и объем гос. расходов зависят от: системы хозяйствования этапа развития экономики.
Сущестсвует тесная количеств. взаимосвязь между гос. доходами и расходами: расходы можно осуществлять только в армках имеющихся доходов; в то же время отд. виды гос. доходов не закрепляются за конкр. видами гос.расходов, что позволяет маневрировать фин. ресурсами.
Система гос. расходов - совокупность конкр.видов гос. расходов.
Осн. принципы построения системы гос. расходов:
1. целевое направление средств - гос.расходы осуществляются по цлелевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными фин. планом;
2. принцип безвозвратности расходования гос. расходов;
3. принцип соблюдения режима экономии: система орг. методов минимизации затрат относительно полученного результата.
Формы финансирования гос. расходов:
1. самофинансирование - используется для покрытия расходов гос. предприятий за счет их собств. фин. ресурсов;
2. бюджетное финансирование - применяется для обеспечения затрат, имеющих общегос. значение;
3. кредитное обеспечение.

23. Доходы местных бюджетов.
1 Часть НДС не менее 20% , в 97г не поступало. 2 Часть АС не менее 20% 3
100% налог на pf. 3 100% ПДН. 4 Плата за землю. 5 Поступления от внутренних займов и ден вещевых лотерей, кот-е проводятся по решению совета нар-х деп- в. 6Часть дохода от приватизации гос им-ва. 7 Отчисления, дотации и субвенции ГБ. 8 Поступления от аренды ЦИК находящихся в коммунальной соб-ти данного уровня. 9 дивиденды от акций и ц.б принадлежащих гос-ву в АО созданных при участии предпр-й коммун-й соб-ти данного уровня. 10 100% платы за торговый патент на некоторые виды предприн-й деят-ти. 11 Местные налоги и сборы установленные на данной терр-ии.

24.Финансовое планирование на предприятии.
Под финансовым планированием понимается планирование формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Ранее финансовое планирование на предприятиях опиралось в основном на плановые показатели, то теперь финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка,
В условиях. финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью - достижением высокой эффективности хозяйствования.
Финансовое планирование должно включать как точные расчеты финансовых показателей на ближайшее время и их балансовую увязку в соответствующем финансовом документе, так и прогнозные расчеты, носящие вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования требует и другого инструмента - широкого использования экономико-математических методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчётов финансовых показателей.
Главным инструментом финансового планирования является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов). Широкое распространение имеет такой инструмент как платежный календарь. Относительно новым инструментом финансового планирования для нашей страны является бизнес-план.
Баланс доходов и расходов - это финансовый план предприятия на текущий год, квартал или месяц. В нём находит отражение движение всех финансовых ресурсов предприятия, поступающих на предприятие и расходуемых им на соответствующие направления.
Баланс доходов м расходов включает 4 раздела:
I. Доходы и поступления средств.
I. Расходы и отчисления средств
II. Кредитные взаимоотношения предприятия
III. Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами
Одним из направлений влияния финансового планирования на экономику предприятия является учет фактора времени поступления и использования финансовых ресурсов. Такую информацию можно получить составив платежный и календарь. Платежный календарь - инструмент оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.. В нем отражаются ожидаемые на тот или иной отрезок времени денежные потоки по всем направлениям их поступления и расходования и возможность предприятия выполнить свои финансовые обязательства.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ