Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность
Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Экономический факультет
Дипломная работа
«Теоретические аспекты
налогообложения. Налоги и их сущность»
Выполнена студентом
3-го курса ФК-303 группы
заочного отделения Дятлова
С.А.
Преподаватель: Решетов П.
А.
Санкт-Петербург
2005
Содержание
Введение
I. Теоретические аспекты
налогообложения. Налоги и их сущность
1.1 Основные понятия и
принципы налогообложения
1.1.1 Принципы
налогообложения
1.1.2 Нормативно-правовые
акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности
1.1.3 Основные
направления развития налоговой системы РФ
1.2 Налоги и их сущность
1.2.1. Функции налогов и
их классификация
1.2.2 Структура налога
1.3 Налоговая система
Российской Федерации
1.3.1 Традиционная
система налогообложения РФ
1.3.2 Упрощенная система
налогообложения РФ
II. Налогообложение
юридического лица по традиционной и упрощенной системам налогообложения на
примере ООО «СТАЛЬ ПАРК»
2.1 Структура управления
предприятием
2.2 Налогообложение
деятельности ООО «Сталь Парк» по традиционной системе налогообложения
2.3 Налогообложение
деятельности ООО «Сталь Парк» по упрощенной системе налогообложения
III. Сопоставительный
анализ систем налогообложения и рекомендации для ООО «СТАЛЬ ПАРК»
Заключение
Список использованных
источников
Приложение 1.
Бухгалтерский баланс ООО «Сталь Парк»
Приложение 2. Отчет о
прибылях и убытках ООО «Сталь Парк»
ВВЕДЕНИЕ
Среди
экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную
экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое
государство широко использует налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая
налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов,
льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует
предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит
результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является
одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с
государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда
сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги – основная форма доходов государства.
Цель и задачи
исследования – провести сопоставительный анализ налогообложения юридического
лица по традиционной и упрощенной системам налогообложения, раскрыть содержание
и механизм налогообложения предпринимательской деятельности в России на
современном этапе.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
● изучить
основные понятия и принципы налогообложения;
●
ознакомиться с нормативно – правовыми актами, регулирующими систему
налогообложения предпринимательской деятельности в РФ;
●
определить основные направления развития налоговой системы РФ;
●
изучить функции налогов;
●
рассмотреть классификацию и структуру налогов;
● исследовать
особенности применения в РФ традиционной системы налогообложения;
● исследовать
особенности применения в РФ упрощенной системы налогообложения;
●
провести расчет налогов по традиционной системе налогообложения на примере ООО
«Сталь Парк»;
●
провести расчет налогов по упрощенной системе налогообложения на примере ООО
«Сталь Парк»;
●
провести сопоставительный анализ налогообложения ООО «Сталь Парк» по
традиционной и упрощенной системам налогообложения;
● сделать
выводы и предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения ООО
«Сталь Парк».
Теоретической
и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих
отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения,
бухгалтерского учета, менеджмента, а также нормативные акты и другие
нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.
Объектом
исследования является налоговая система России, предметом – налогообложение
предпринимательской деятельности ООО «Сталь Парк».
Информационную
основу работы составили материалы предприятия, а также сведения, содержащиеся в
научных публикациях по исследуемой проблеме.
Чтобы
прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и
измеримыми, т.е. для каждой цели должны существовать критерии, которые
позволили бы оценить степень достижения цели.
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГИ И ИХ СУЩНОСТЬ
1.1 Основные
понятия и принципы налогообложения
Налоговая
система появилась с возникновением государства, а проблемы теории
налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский
ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно –
хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества
А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство
с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь
мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает
естественный ход вещей» [28].
Налоговую
систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых,
факторы политико-правового характера.
Экономические
характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и
косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли.
Налоговый
гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к выбранному
результативному показателю (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В
России он составляет 30 - 60%.
Политико –
правовые характеристики налоговой системы отражают:
- во-первых,
пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между
центральной администрацией и местными органами власти;
- во-вторых,
роль, налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;
- в-третьих,
степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
Сущность
налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и
интересов ее участников.
Участниками
отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики,
налоговые агенты и др., причем интересы всех участников не всегда совпадают. В
целом система налогообложения должна:
●
обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;
●
воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом,
объем и структуру производства;
●
обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных
доходов между различными категориями граждан и т. п.
При этом
действия налогоплательщика характеризуются:
●
осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной
необходимости уплаты налогов;
●
активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;
●
волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении
законодательства.
Стремление
налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию со
стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов
государства характеризуются:
●
действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение
доходной части бюджета;
●
действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на
выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;
●
действиями, связанными с применением налоговой ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах.
1.1.1
Принципы налогообложения
Принципы
налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и
организационные принципы.
Экономические
принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они
претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим
образом.
Принцип
справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в
финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В
основу заложены две центральные идеи:
сумма взимаемых
налогов должна определяться в зависимости от величины доходов
налогоплательщика;
кто получает
больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.
Принцип
соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и
государственного бюджета.
Принцип учета
интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А.
Смита, а именно принципа определенности (сумма, способ и время платежа должно
быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобности (налог взимается в
такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для
плательщика). Проявлением этого принципа является также простота начисления и
уплаты налога.
Принцип
экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому
необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип
экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать
затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Юридические
принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права.
Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.
Равное
налоговое бремя (нейтральность) – предусматривает всеобщность уплаты налогов и
равенство плательщиков перед налоговым законом.
Установление
налогов законами – конституционный принцип. В ст. 3 Налогового Кодекса указано
[2], что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные представительными
органами налоги.
Отрицание
обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому
вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не
распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Во многих
отраслях права обратная сила закона ограничивается. Так, в налоговом праве ст.5
Налогового Кодекса [2] установлены следующие нормы:
● акты
законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие
налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы
не имеют;
● акты
законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность
за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие
дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
● акты
законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие
размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом
улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают
это.
Приоритет
налогового закона над неналоговыми законами – является специальным признаком и
означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся
налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они
подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае
коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.
Наличие всех
элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента
позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для
себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных
элементов налога рассматривается в ст. 17 Налогового Кодекса [2].
Сочетание
интересов государства и обязанных субъектов – присуще любой системе налогового
законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты
Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом
регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это
неравенство проявляется в неравноправном положении плательщика налогов при
взыскании недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов.
Организационные
принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение
налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.
Единство
налоговой системы – основные начала законодательства не допускают установления
налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах
территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 Налогового
Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав.
Равенство
правовых статусов субъектов РФ – в основу построения налоговой системы заложен
налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и
региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений.
Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы
(федеральные, региональные и местные налоги).
Подвижность
(эластичность) – налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно
изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение
экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В
ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры
государства против уклонения от уплаты налогов.
Стабильность
– налоговая система должна функционировать в течение многих лет. Этот принцип
обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
Множественность
налогов – налоговая система эффективна только в том случае, если она
предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено
необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых,
при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих,
соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов,
поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост
другого.
Исчерпывающий
перечень региональных и местных налогов – означает ограничение введения
дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления
(ст. 4 Налогового Кодекса). Запрещается также установление региональных и
местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Гармонизация
налогообложения с другими странами - в систему налогов России включены многие налоги,
присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и
др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в
будущем войти в мировые экономические сообщества.
1.1.2
Нормативно – правовые акты, регулирующие систему налогообложения
предпринимательской деятельности в РФ
Система
налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного
уровня, содержащих налоговые нормы.
Самые общие
подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый
обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»
(ст. 57 гл.2) [1].
В настоящее
время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как
законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Налоговый Кодекс
РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и
закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из
двух частей.
Часть первая
Налогового Кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1999 года, устанавливает
круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о
налогах и сборах», которое охватывает:
- налоговый
кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и
иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными
органами власти субъектов РФ;
- нормативные
правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в
пределах, установленных Кодексом.
Часть вторая
Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 года, включает в
себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
Указы
Президента РФ носят характер поручений органам управления по разработке
проектов нормативных актов по налогообложению (подзаконные акты).
Постановлениями
Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин;
определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс
инфляции и т. д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут
издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не
могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Акты
Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в ряде случаев могут иметь нормативное
значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность, но в целом
задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в
действие закона и т. п.
Письма,
указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в
основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут
устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение –
регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и
своевременным взиманием налогов деятельности органов управления.
Постановления
Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере.
Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного
Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование
незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
Кроме
национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются
международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет
международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.
В Российской
Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законодательные акты,
вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной
силы не имеют. Акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение
налогоплательщиков, имеют обратную силу.
1.1.3
Основные направления развития налоговой системы РФ
В конце 90-х
гг. XXв. в рамках структурной перестройки экономики России были определены
приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.
Первое
направление – достижение стабильности и определенности налоговой системы.
Основными способами реализации являются: определение исчерпывающего перечня
налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных
налогов; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных
видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения
налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые
правонарушения.
Второе
направление - касается фискальных стимулов и предусматривает следующие основные
меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное
снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со
сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного
налогообложения субъектов малого бизнеса.
Третье
направление – находится в области повышения собираемости налогов – это
последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у
источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физических
лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и
ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по
наличному обращению.
В ближайшей
перспективе совершенствование налоговой системы предполагает реформирование
имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих
задач – обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением
льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность
отечественного производителя.
1.2 Налоги и
их сущность
Налог не
является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало
много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены –
государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права,
капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера
(казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие
регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более
высокий уровень развития правосознания и экономики.
Трудность
понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как
многоаспектное явление.
1.2.1 Функции
налогов и их классификация
Смысл
налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части
валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е.
централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать
без взимания налоговых платежей. Налоги и займы – два определяющих источника процветания
любой страны.
Налоги
используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на
бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета
составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии –
80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым
показателям [28, с.15].
Кроме того,
налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на
производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное
равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их
удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных
богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на
распространение вредных производств.
Таким
образом, государство посредством налогов решает экономические, социальные и
многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет
четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение
налогов.
Фискальная
функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных
фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются
на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и
безопасности, административно – управленческие расходы и платежи по
государственному долгу.
Социальная
функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С
помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями
населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции является
прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки,
акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая
функция – посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи
налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на
инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
Суть
регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на
потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на
накопление производственных фондов. Поэтому для данной функции выделяют три
составляющие:
- стимулирующая
подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для
сельскохозяйственных производителей;
-
дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет
ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины,
приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
-
воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление
используемых ресурсов.
Контрольная
функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту
поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с
потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется
необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
При
многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать
их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых
условий обложения и взимания, специфических административно - финансовых мер.
По мере
развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов,
появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Один
из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение
совокупности налогов по семи основаниям, представлен ниже.
1. По способу
взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги
взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика.
Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества
(дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые
уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода
плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного
дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные
налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных
налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания,
косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные
индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
- косвенные
универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
- фискальные
монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых
сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные
пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных
операций.
2. В
зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и
конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
●
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются
законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их
устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти
налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы, налог на
доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических
ресурсов);
●
региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с
законодательством страны законодательными органами ее субъектов (транспортный
налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество предприятий);
●
местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны
местными органами власти, вступают в действие только после решения, принятого
на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (налог на имущество
физических лиц, земельный налог).
Во вторую
часть Кодекса также введены специальные налоговые режимы:
●
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Налогового Кодекса);
●
упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Налогового Кодекса);
●
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);
●
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.3
Налогового Кодекса).
По целевой
направленности введения налогов различают:
●
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части
бюджета в целом;
●
целевые (социальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного
направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается
специальный внебюджетный фонд.
4. В
зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
●
налоги, взимаемые с физических лиц;
●
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
●
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
5. По уровню
бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
●
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной
бюджет или внебюджетный фонд;
●
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные
бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. По порядку
введения налоговые платежи делятся на:
●
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны,
независимо от бюджета, в который они поступают;
●
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их
введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
7. По срокам
уплаты налоговые платежи делятся на:
●
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными
актами;
●
периодично-календарные налоги, которые в свою очередь, подразделяются на
декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Возможна
классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера
связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:
●
налоги, построенные по принципу резидентства;
●
налоги, построенные по принципу территориальности.
Для
хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшими признаком классификации является
порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности.
Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
●
включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
●
включаются в цену продукции;
●
относятся на финансовый результат;
●
уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
●
финансируется за счет чистой прибыли предприятия;
●
удерживаются из доходов работника.
1.2.2
Структура налога
Налогоплательщик
(субъект налогообложения) - лицо, на которое возложена юридическая обязанность
уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать
доходы субъекта налогообложения. По российскому законодательству
налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические
лица. Налог может быть уплачен самим налогоплательщиком или удержан у источника
выплаты дохода. Во втором случае налогоплательщик становится носителем налога,
а лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у
налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)
налогов являются налоговыми агентами. Сборщики налогов и сборов –
уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные
лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и
сборов и перечисление их в бюджет.
Экономические
отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа
постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два
вида субъектов налогообложения:
- резиденты,
имеющие постоянное местопребывание в государстве: их доходы, полученные на
территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная
налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ,
иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в
календарном году;
- нерезиденты
– лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению
подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная
налоговая обязанность);
К законам о
налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают
материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен
содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно
утвердить:
- обязанное
лицо;
- размер
обязательства;
- порядок и
сроки его исполнения;
- границы
требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Тем самым
очерчивается круг элементов налогообложения, которые в совокупности образуют
структуру налога.
Элементы
налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их
велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его
исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или
обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Налогового
Кодекса [2] относятся:
●
объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния),
которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся
совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки
купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др. Согласно ст. 38 Налогового
Кодекса каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью
которого наш законодатель может аргументировать возникновение данного налога.
Объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом выступает
имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполняемых работ,
оказанных услуг) или иное экономическое обоснование. В общетеоретическом
аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды:
- права
имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом)
и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);
- действия
(деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз
и вывоз товаров на территории страны);
- результаты
хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль);
●
налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную
характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Налогового Кодекса). Так,
например, налоговой базой со стоимостными показателями является сумма дохода, с
объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими
показателями – объем добытого сырья. Налоговая база как количественное
выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы
налога, так как именно к ней применяется ставка налога. Для правильного
определения момента возникновения налогового обязательства важное значение
имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:
1). кассовый
метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в
конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и
другое название – метод присвоения;
2). накопительный
метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в
данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в
действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных
обязательств, возникших в отчетном периоде и не имеет значения, произведены ли
выплаты по этим обязательствам.
В теории и
практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога.
К ним относятся:
●
прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных
показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и
расходах служат для расчета базы налога на прибыль;
●
косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении
налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков.
Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого
дохода ведется по аналогии;
●
условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью
вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности);
●
паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков
условной суммы налога (но не дохода).
●
налоговая ставка
Ставка налога
– размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть
норма налогового обложения. Относительно данного элемента налога в ст. 53
Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по
региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами
субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом».
В зависимости
от способа определения суммы налога выделяют:
●
равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма
налога (например, налог на благоустройство территории);
●
твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен
зафиксированный размер налога;
●
процентные ставки, когда с каждого рубля, например прибыли, предусмотрено 24%
налога.
В зависимости
от степени изменяемости ставок налога различают:
● общие
ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);
●
повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы
физических лиц 13% имеются две другие – 30% и 35%);
●
пониженные ставки (так, например, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены
пониженная – 10% и нулевая ставка).
В зависимости
от содержания различают ставки:
●
маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
●
фактические, определяемые как отношение уплаченного налога и налоговой базе;
●
экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему
полученному доходу.
Метод
налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста
налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают
четыре метода налогообложения:
- равное –
для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;
-
пропорциональное – для каждого налогоплательщика равна ставка налога;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|