бесплатные рефераты

Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

- регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например при взимании единого социального налога;

- прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога. При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая из которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени, превышающей предыдущую ступень.

● порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Налогового Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложена и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговый орган определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Налогового Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

- налогоплательщики-организации – по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах;

- индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского и налогового учета, который введен в действие с 1 января 2002 года.

Исчисление налога может осуществляться:

- по некумулятивной системе, т.е. обложение налоговой базы предусматривается по частям, например при расчете НДС;

- по кумулятивной системе, при которой исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц);

- по глобальной системе определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика;

- по шедулярной системе (разделение дохода на его составные части в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

● порядок и способы уплаты налога

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

- направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

- средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

- особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Налогового Кодекса приведен следующий порядок уплаты налога и сборов:

- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке;

- подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки;

- уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом;

- конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существует пять основных способов уплаты налога:

уплаты налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливается фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Этот способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;

уплата налога в момент расходования доходов – характерна для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наиболее удельный вес поступлений в бюджет. Однако, он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

сроки уплаты налога

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Налогового Кодекса).

Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные. К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

- срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;

- обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции. Так, в соответствии с п.2 ст. 57 Налогового Кодекса «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени»;

- изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются: Министерство финансов России, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, органы внебюджетных фондов.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

- налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Порядок и условия предоставления налогового кредита определены ст. 65 Налогового Кодекса.

Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок: рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. За предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 Налогового Кодекса. Выделены три основания для предоставления организациям такого вида кредита:

1). проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

2). осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3). выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению.


1.3 Налоговая система Российской Федерации


Страны строят свою систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Итак, налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

В России существуют следующие налоговые системы:

- традиционная система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН);

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

В своей работе я хочу подробно рассмотреть и проанализировать особенности традиционной и упрощенной систем налогообложения.


1.3.1 Традиционная система налогообложения РФ

В настоящее время одним из препятствий в реформировании налоговой системы РФ является ее несовершенство, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль регулирующей функции в ней принижена. В то же время любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», - отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868-1953) [28].

Осуществляя предпринимательскую деятельность, любой налогоплательщик без исключения, может пользоваться традиционным методом налогообложения. Рассмотрим подробнее, какие основные налоги он должен исчислять и куда в указанные сроки уплачивать.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Налоговым Кодексом.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах от 29 июля 2004г № 95-ФЗ в России взимается пятнадцать налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоговые платежи:

1). налог на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового Кодекса);

2). акцизы (гл. 22 Налогового Кодекса);

3). налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового Кодекса);

4). единый социальный налог (гл. 24 Налогового Кодекса);

5). налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового Кодекса);

6). сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Налогового Кодекса);

7). водный налог (гл. 25.2 Налогового Кодекса);

8). государственная пошлина (гл. 25.3 Налогового Кодекса);

9). налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Налогового Кодекса);

10). налог на наследование или дарение (с 1 января 2006 года отменяется налог с имущества, переходящего в порядке наследования, изменяется также порядок налогообложения имущества, полученного в порядке дарения).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам относятся:

транспортный налог (гл. 28 Налог Кодекса);

налог на игорный бизнес (гл. 29 Налогового Кодекса);

налог на имущество организаций (гл. 30 Налогового Кодекса).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

налог на имущество физических лиц;

земельный налог (гл. 31 Налогового Кодекса).

Налог на добавленную стоимость

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.21). Используется принцип места назначения: НДС уплачивают при импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.

Налогоплательщиками данного налога признаются:

● организации;

● индивидуальные предприниматели;

● лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (кроме налогоплательщиков акцизов), у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех предшествующих последовательных, календарных месяцев не превысила без НДС 1 млн. руб., а с 1 января 2006г – 2 млн. руб., (ст. 145 Кодекса). Эта норма не применяется в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России. Освобождение от уплаты НДС предоставляется налогоплательщику сроком на год и может быть продлено.

Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 Налогового Кодекса):

● реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

● передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

● выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

● ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Характерно, что законодательство не признает реализацией товаров достаточно большое количество операций. Это операции, связанные с обращением валюты; передача имущества правоприемникам; наследование имущества и др.

Облагаемый оборот определяется исходя из продажной стоимости товаров, работ и услуг без включения в них НДС.

При оказании посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученного в виде надбавок или вознаграждений.

У заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам поручения и комиссии, облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров без НДС.

По товарам, ввозимым на территорию РФ, в налогооблагаемую базу входят: таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, по подакцизным товарам – сумма акциза.

До 2006 года предприятие самостоятельно определяло момент реализации товаров для целей налогообложения. Если в учетной политике для целей налогообложения моментом реализации является отгрузка, то датой возникновения налогового обязательства при расчете НДС является ранняя из следующих дат:

а). день отгрузки товара (выполненных работ, оказание услуг);

б). день оплаты товаров (работ, услуг):

в). день предъявления покупателю счета-фактуры.

Организации, установившие в учетной политике момент реализации по оплате товаров, определяли возникновение налогового обязательства по мере поступления денежных средств за отгруженные товары.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005г. № 119-ФЗ с 1 января 2006года вводится единый метод уплаты НДС – «по отгрузке». С введением принципа начисления порядок вычета налога существенно меняется. Если в 2005г для вычета НДС требовалась обязательная оплата товара, то с начала 2006г достаточно иметь счет-фактуру как основание для принятия к учету приобретенных материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг.

Льготы. Не подлежат налогообложению следующие операции (ст. 149 Кодекса):

● сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

● реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

● услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, занятия с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях;

● реализация продуктов питания, произведенных столовыми при учебных, медицинских заведениях, полностью или частично финансируемых из бюджета;

● услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси);

● банковские операции (за исключением инкассации);

● услуги, оказываемые учреждениями образования, культуры, искусства и т.д.

С 1 января 2006г перечень освобождаемых от налогообложения операций пополняется такими видами операций, как услуги, связанные с:

- обслуживанием банковских карт;

- совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий;

- передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышает 100 рублей.

Формирование налоговой базы. Выручка от реализации определяется исходя из доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров. Учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах. Если при реализации товаров применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому типу товаров, облагаемых по разным ставкам.

Порядок и особенности определения налоговой базы зависят от вида реализации или вида договоров между сторонами сделки. Например, при реализации товаров, работ и услуг налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров с учетом акцизов за вычетом НДС.

С начала 2006г отменяется уплата НДС с авансовых платежей, вводится ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве; при бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами.

Налоговый период – календарный месяц; квартал – для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без НДС, не превышающими установленного законом предела (с 1 января 2006г – 2 млн. руб).

Налоговые ставки. Существуют три вида ставок по НДС, а именно: 0, 10 и 18%.

Налогообложение по нулевой ставке (ставка 0%) производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза; услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы территории РФ.

Налогообложение по пониженной 10%-ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т.д.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а также на лекарства и изделия медицинского назначения.

Налогообложение по общей 18%-ной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.

Законодательно установлены расчетные ставки НДС, которые используют организации розничной торговли, общественного питания и другие предприятия, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок.

Порядок исчисления налога. Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры по установленной форме. Это является основанием для налоговых вычетов. Сумма НДС, исчисленная со стоимости реализации товаров и услуг, может быть уменьшена на сумму НДС:

- уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственной деятельности или для перепродажи;

- удержанную из доходов иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах;

- по товарам, возвращенными покупателями;

- по расходам на командировки (на авиабилеты, постельные принадлежности, жилье) – по ставке 18%/118;

- по авансам и предоплатам по экспортным поставкам;

- по уплаченным штрафам за нарушение условий договора.

Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой НДС по реализованным товарам и услугам и произведенными из нее вычетами. Правильный расчет начисления НДС зависит также от точного выполнения других условий и требований законодательства. Охарактеризуем их.

В счете-фактуре за подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия указываются: порядковый номер и дата выписки счета; наименование, адрес и индивидуальные налоговые номера (ИНН и КПП) поставщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; наименование, количество, цена и стоимость товара; суммы акциза, ставка и сумма НДС.

Учет счетов-фактур должен вестись в Журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщик также обязан составлять Книгу покупок и Книгу продаж. В первичных учетных и расчетных документах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой. Если товары не облагаются налогом, на этих документах делается пометка «Без НДС».

Необходимо обеспечить учет всей суммы реализации за отчетный период в зависимости от принятого в учете предприятия метода определения момента реализации («по оплате» или «по отгрузке»).

В течение 5 дней со дня отгрузки товара (оказания услуг), включая день отгрузки, поставщик обязан выставить покупателю счет-фактуру, который является основанием для предъявления покупателем НДС к возмещению из бюджета (вычету).

Порядок уплаты. Уплата налога производится по итогам каждого календарного месяца исходя из фактической реализации за истекший период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Налогоплательщики, у которых налоговым периодом признается квартал, уплачивают НДС исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Если сумма произведенных вычетов окажется больше суммы НДС с реализованных товаров, то сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в данном налоговом периоде принимается равной нулю. Оставшаяся сумма превышения вычетов направляется на погашение задолженности по НДС в последующие налоговые периоды или возвращается плательщику по его заявлению.

По товарам и услугам, облагаемых НДС по ставке 0%, возмещение из бюджета производится по отдельной налоговой декларации в течение трех месяцев с даты ее подачи.

Акцизы

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.22). Подакцизными товарами являются:

- спирт этиловый, за исключением спирта коньячного;

алкогольная продукция;

пиво;

табачная продукция;

ювелирные изделия(изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и/или их сплавов, драгоценных камней и/или культивированного жемчуга);

легковые автомобили и мотоциклы;

автомобильный бензин;

дизельное топливо и др.

Налогоплательщиками акцизов определены:

● организации;

● индивидуальные предприниматели;

● лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Объектом налогообложения является:

● реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на эти товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;

● реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

● ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др.

Налоговая база. При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая база определяется в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров:

- по товарам, на которые установлены твердые ставки, - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- по товарам, на которые установлены адвалорные (в %) ставки, - стоимость реализованных подакцизных товаров (без акциза, НДС);

- при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ налоговая база определяется двояко:

1). по товарам, на которые установлены твердые ставки, - объем ввозимых товаров в натуральном выражении;

2). по товарам, на которые установлены адвалорные ставки, - сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины.

Налоговый период – календарный месяц.

Ставки налога едины на всей территории России и разделяются на два вида:

- твердые, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения;

- адвалорные, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизных товаров.

Порядок и способы исчисления. Величина акциза определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой в первичных документах: накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ, счетов и счетов-фактур. В противном случае исчисление акциза расчетным путем по этим документам не производится.

Порядок исчисления налога предусматривает учет следующих трех условий:

Суммы налога по подакцизным товарам, по которым установлены твердые ставки, исчисляются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма акциза по товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), на которые установлены адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета товаров и сырья, облагаемых по разным ставкам, применяется максимальная ставка по всем товарам.

При исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, на суммы акциза по реализованным товарам исключаются:

а) суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении или ввозе в РФ подакцизных товаров, в дальнейшем использованных как сырье для производства подакцизных товаров;

б) суммы акциза в случае возврата или отказа от подакцизных товаров покупателем;

в) суммы акциза, исчисленные с сумм авансовых или иных платежей в счет оплаты предстоящих поставок и др.

Суммы начисленного акциза у налогоплательщика относится на расходы, принимаемые к вычету, при исчислении налога на прибыль организаций.

Порядок и сроки уплаты зависят от даты реализации подакцизного товара, а также от их видов. Например, по автомобильному бензину, реализованному с 1-го по 15-е число включительно в отчетном месяце, срок уплаты – не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Если автомобильный бензин реализован с 16-го по последнее число отчетного месяца, то уплата акциза должна быть произведена не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налог по подакцизным товарам уплачивается там, где эти товары производятся, а по алкогольной продукции, кроме того, по месту ее реализации с акцизных складов. При этом налогоплательщики должны представить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Налог на доходы физических лиц

Порядок начисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.23). Это прямой налог, построен на резидентском принципе, уплачивается на всей территории страны по единым ставкам.

Налогоплательщиками признаются:

● физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Этот статус имеют лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году; они уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, т. е. несут полную налоговую ответственность;

● физические лица, получающие доходы от источника в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Этот статус имеют лица, находящиеся на территории страны меньше 183 дней в календарном году; они уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т.е. несут ограниченную налоговую ответственность.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком как от источников в России, так и от источников за ее пределами. Законодательно определены освобождения (изъятия) от уплаты налога.

В состав освобождений входят государственные пособия и пенсии, стипендии студентов и аспирантов; компенсационные выплаты в переделах норм, установленных законодательством; вознаграждение донорам, алименты; доходы от продажи выращенных в подсобных хозяйствах птицы, овощей; обязательное страхование и ряд других.

Льготы предоставляются в форме налоговых вычетов. Кратко охарактеризуем их.

«Стандартные налоговые вычеты» уменьшают налоговую базу ежемесячно на:

● 3000 рублей (например, у лиц, получивших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы; инвалиды Великой Отечественной войны);

● 500 рублей (Герои СССР и РФ, лица, награжденные орденами Славы 3 степеней; ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды с детства и др.);

● 400 рублей – у работающих граждан, доход которых в течение года не превысил 20 тысяч рублей (предоставляется по одному месту работы);

Если налогоплательщик имеет право на несколько из вышеуказанных трех вычетов, ему предоставляется один максимальный вычет.

● 600 рублей – у физического лица на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося, студента или аспиранта дневной формы обучения в возрасте до 24 лет до того месяца, в котором доход налогоплательщика не превысил 40 тысяч рублей. Вдовам, одиноким родителям вычет предоставляется в двойном размере.

В группу «Социальные налоговые вычеты» входят три вида произведенных налогоплательщиком расходов социального характера:

● суммы, перечисленные физическими лицами на благотворительные цели в виде денежной помощи бюджетными организациями науки, культуры, здравоохранения;

● суммы, уплаченные за обучение в образовательных учреждениях за свое обучение и обучение детей до 24 лет на дневном отделении, но не более 38 тысяч рублей;

● суммы, уплаченные за лечение (свое, супруга, родителей или детей), а также на приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом, но не более 38 тысяч рублей.

Группа «Имущественные налоговые вычеты» предусматривает следующие вычеты:

● при продаже жилых домов, дач, квартир, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности менее 5 лет, - в сумме, полученной налогоплательщиком, но не более 1 млн. рублей, и при продаже имущества, находившегося в собственности менее трех лет, в сумме полученного дохода, но не более 125 тыс. руб. Если имущество находилось в собственности более указанных сроков, вычет предоставляется в полной сумме полученного дохода;

● при покупке (строительстве) жилого дома или квартиры – в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 млн. руб., не включая проценты по ипотечным кредитам, полученным на приобретение (строительство). Повторное предоставление налогоплательщику указанного имущественного налогового вычета не допускается.

«Профессиональные налоговые вычеты» предоставляются:

● индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (при отсутствии документов – в размере 20% общей суммы доходов);

● лицам, получающим доход от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;

● лицам, получающим авторские вознаграждения, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, а при отсутствии документов – в размерах от 20 до 30% суммы начисленного дохода.

Налоговая база включает в себя все полученные налогоплательщиком доходы за минусом предусмотренных законом вычетов. При этом для правильного формирования облагаемой базы важно знать и учитывать четыре принципиально важных момента.

1. Под налогообложение подпадают виды доходов в зависимости от их формы, а именно:

● все доходы как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло;

● доходы в виде материальной выгоды (экономия на процентах за пользование заемными средствами, выгода от приобретения товаров или услуг у лиц, являющихся взаимосвязанными в соответствии с гражданско-правовым договором, выгода, полученная от приобретения ценных бумаг).

2. Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены налоговые ставки: 9, 13, 30 и 35%.

3. При определении налоговой базы только для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, допускается использование основных льгот, перечисленных в ст. 217 Налогового Кодекса «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождение от налогообложения)».

4. Для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как сумма таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для других видов доходов, имеющих ставки налога 30 и 35%, налоговые вычеты не применяются.

Налоговый период – календарный год. Причем лишь по истечении налогового периода налогоплательщику, задекларировавшему свои доходы, могут быть предоставлены социальные и имущественные налоговые вычеты.

Налоговые ставки:

● 35% - в отношении следуюших доходов:

а) выигрыши и призы, полученные на конкурсах в целях рекламы, в части превышения 2000 рублей, а с 2006 года – 4000 рублей;

б) страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения норматива;

в) доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды, например суммы экономии на процентах при получении заемных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей в части превышения установленных размеров;

● 30% - в отношении доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ;

● 9% - в отношении дивидендов, полученных физическими лицами как резидентами РФ, так и нерезидентами;

● 13% - в отношении остальных видов доходов.

Порядок исчисления налога. Налоговый агент исчисляет налог нарастающим итогом с начала календарного года по итогам каждого месяца с зачетом ранее начисленных сумм налога в предыдущих месяцах. Общая сумма исчисляется применительно ко всем доходам, полученным налогоплательщиком. Величина налога зависит от налоговой базы и размера налоговых ставок. Сумма налога определяется в рублях.

Порядок исчисления и уплаты налога предусматривает следующие основные моменты.

Организации и индивидуальные предприниматели, от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Исчисление суммы налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по окончании каждого месяца отдельно по каждому виду дохода. Удержание начисленной суммы налога производится при фактической выплате дохода, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы дохода.

Налог перечисляется в бюджет в день получения денег в банке на заработную плату или в день перечисления дохода получателю со счетов в банке налогового агента.

При выплате доходов в натуральной форме или в виде материальной выгоды налог уплачивается на следующий день после его удержания из суммы дохода.

Индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют налог самостоятельно и перечисляют в бюджет с учетом авансовых платежей в установленные сроки. На указанные лица возложена обязанность заполнения и предоставления в налоговый орган декларации. Окончательная сумма налога по данным налоговой декларации должна быть уплачена в бюджет не позднее 15 июля следующего года.

Исчисление суммы авансовых платежей производится в налоговом органе на основании налоговой декларации, в которой налогоплательщиком указывается сумма предполагаемого дохода. Расчет налога производится от указанной суммы по действующим налоговым ставкам.

Налоговую декларацию, кроме указанных выше индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, обязаны предоставить лица:

- получившие доход от других физических лиц (например, от сдачи помещений в наем, от продажи имущества или сдачи его в аренду;

- получившие доход от источников за пределами РФ;

- лица, у которых налог не был удержан налоговыми агентами;

- лица, которые претендуют на получение социальных и имущественных налоговых вычетов.

Единый социальный налог

Российская система социальных налогов состоит из трех составляющих:

единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ -14%;

страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 24). Этот налог предназначен для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение граждан, а также на медицинскую помощь.

К субъектам налогообложения относятся:

● лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

● индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

Объектом налогообложения являются:

● для индивидуальных предпринимателей, адвокатов – доходы от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ