Управление финансами в Российской Федерации
Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структурными
подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются
департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав
департаментов включаются отделы.
Министр
финансов Российской Федерации:
1.
распределяет обязанности между своими заместителями;
2. утверждает
положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах
федеральных служб, подведомственных Министерству;
3. в
установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности
работников Министерства;
4. решает в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе
вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
5. утверждает
структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных
Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на
соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
6. утверждает
ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству
федеральных служб, а также отчет об их исполнении;
7. вносит в
Правительство Российской Федерации по представлению руководителей
подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных
службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты
труда их работников;
8. вносит в
Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие
документы, указанные в настоящем Положении;
9. дает
поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их
исполнение;
10. отменяет
противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных
Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен
федеральным законом;
Указом
Президента РФ от 15.03.2005 N 295 установлено, что назначение на должность и
освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной
налоговой службы, за исключением руководителей территориальных органов по
субъектам Российской Федерации, осуществляет руководитель Федеральной налоговой
службы.
11. назначает
на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных
Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб,
руководителей территориальных органов федеральных служб, кроме случаев,
установленных указами Президента Российской Федерации;
12.
представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в
ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность
в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению
государственными наградами Российской Федерации;
13. издает
приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим
вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного
характера.
Финансирование
расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Министерство
финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета,
открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место
нахождения Министерства финансов Российской Федерации - г. Москва.
2.2
Органы управления в подчинении Минфина РФ
В Российской
Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются:
Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Именно эти органы
принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о
его исполнении.
На
общегосударственном уровне к органам управления финансами относятся:
профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы
и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему
федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная
антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.
Счетная
палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
определение эффективности расходов государственных средств и использования
федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов,
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о
ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий.
Министерство
финансов РФ (Минфин России) вырабатывает единую государственную финансовую
(включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу
государственного долга), кредитную, денежную политики, а также политику в сфере
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней,
таможенных платежей.
Структурными
подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты по основным
направлениям деятельности: административный; бюджетной политики; бюджетной
политики в отраслях экономики и социальной сферы; бюджетной политики в сфере
государственной военной и правоохранительной службы и государственного
оборонного заказа; межбюджетных отношений; международных финансовых отношений,
государственного долга и государственных финансовых активов; налоговой и
таможенно-тарифной политики; регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности и бухгалтерского учета; финансовой политики; правовой.
Федеральное
казначейство осуществляет: организацию и контроль исполнения бюджета РФ;
управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках исходя
из принципа единства кассы; краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и
обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга
РФ; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной
власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и
состоянии бюджетной системы России.
Единая
централизованная система органов федерального казначейства состоит из
Департамента федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных
ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве
и Санкт-Петербургу, городам (за исключением районного подчинения), районам и
районам в городах.
Министерство
финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его
ведении:
- Федеральной
налоговой службы;
- Федеральной
службы страхового надзора;
- Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора;
- Федеральной
службы по финансовому мониторингу.
Федеральная
налоговая служба (ФНС России) выполняет функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
правильностью исчисления, плотной и современностью внесения в бюджет налогов,
сборов и иных обязательных платежей, производством и оборотом этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного
законодательства.
Свою
деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы:
управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции;
инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления,
инспекции межрайонного уровня.
Федеральная
служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и
надзору в сфере страховой деятельности:
- принимает
решения о выдаче лицензий и квалификационных аттестатов;
- ведет
единый государственный реестр субъектов страхового дела;
-
осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового
законодательства;
- получает,
обрабатывает и анализирует отчетность, представляемой субъектами страхового
дела;
- выдает
предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового
законодательства;
- обращается
в случаях, предусмотренным законом, в суд с исками о ликвидации страхового
субъекта;
- обобщает
практику страхового надзора, разрабатывает и представляет предложения по
совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление
страхового надзора.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по
контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа
валютного контроля:
- проводит
ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств
федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных
ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территорий Российской
Федерации и за рубежом, а также мероприятия по предупреждению, выявлению и
пересечению нарушений законодательства Российской Федерации в
финансово-бюджетной сфере;
-
осуществляет надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о
финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления;
-
контролирует соответствие проводимых в Российской Федерации резидентами и
нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций
законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений,
соблюдения ими требованием актов органов валютного регулирования и валютного
контроля;
- организует
с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и
иных федеральных органов исполнительной власти проверки полноты и правильности
учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов,
осуществляемым в валюте Российской Федерации;
- формирует
единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Федеральная
служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) выполняет функции по
противодействию легализаций (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, координации деятельности в этой сфере иных
федеральных органов исполнительной власти.
Росфинмониторинг
проводит следующие мероприятия:
-
осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами
требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
привлекает к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
- получает, обрабатывает,
анализирует и проверяет информацию об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
-
обеспечивает соблюдение режима хранения и защиты полученной в процессе своей
деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую,
коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
- создает
единую информационную систему в сфере противодействия легализаций (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- готовит
проект перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются
сведения об их участии в экстремистской деятельности;
- ведет учет
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- издает
постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным
имуществом;
-
представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, участвует в их деятельности;
- обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, разрабатывает предложения по совершенствованию
законодательства в этой сфере.
Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития
России) осуществляет мониторинг и анализ сводных финансовых балансов по Российской
Федерации, вносит в Минфин России предложения по формированию проекта
федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности
подведомственных Минфину России федеральных служб.
Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России) принимает нормативные правовые акты в сфере
защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; определяет наличие доминирующего
положения финансовых организаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России
осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой,
банковской и аудиторской деятельности).
ФСФР России:
-
самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению стандартов
эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядка
государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственной
регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации
проспектов ценных бумаг; единых требований к правилам осуществления
профессиональной деятельности с ценными бумагами;
-
регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных
бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и
муниципальных); правила доверительного управления паевыми инвестиционными
фондами; правила негосударственных пенсионных фондов;
-
осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных
инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами,
паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а
также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
-
контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным
имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем;
-
осуществляет другие функции.
Глава
3.
3.1
Финансовое планирование и финансовый контроль
Финансовое
планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука.
Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики.
Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.
Объектом
финансового планирования является финансовая деятельность субъектов
хозяйствования и государства, а итоговым результатом − составление
финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного
финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы
на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы
отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский
кредит и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются
финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников,
необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов,
экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств
между централизованными и децентрализованными фондами и др.
Планирование
характеризуется:
1)
экстенсивностью (охватывает широкий круг социально - политических и
экономических явлений);
2)
интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3)
эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые
ставит финансовое управление).
Методы
финансового планирования:
а) автоматический
(данные предыдущего года переносятся, например, на 2007 год и умножаются на
коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как
правило, используется при нехватке времени;
б)
статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество
предыдущих лет);
в) нулевой
базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные
потребности и увязывает их с возможностями)
В условиях
рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму
всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в
плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные
процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую
осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых
затрат произведенных при их производстве и реализации.
Следовательно,
в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе
производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом,
включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая
природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного
метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
Финансовый
план – системная совокупность мероприятий материального опосредования
функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в
бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и
организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование
основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как
экономическая категория.
Как правило,
планы отличаются от своего результата исполнения, но во всем мире это отличие
составляет десятые доли процента.
Важнейшим
принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в
том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. гибкость планов
должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника придумала принцип
“скользящий бюджет”. этот принцип применяется для большинства расходов,
особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах
(составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:
Цифра 1 года
– окончательная;
Цифра 2 года
– твердая;
Цифра 3 года
– относительно твердая;
Цифра 4 года
– предварительная;
Цифра 5 года
– приблизительная.
Это системно
– вариационный метод планирования (ППБ).
ППБ –
планирование, программирование и бюджетирование:
I статья –
планирование (включает в себя формирование и изложение целей и задач, в
направлении которого должны действовать организации при своем
функционировании);
II статья –
программирование (подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств,
которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс
простирающийся в далекое и ближайшее будущее);
III статья –
бюджетирование (процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых
бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности
количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке).
Финансовые
планы имеются у всех звеньев финансовой системы:
·
предприятия
и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют «баланс
доходов и расходов».
·
предприятия
и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют «смету».
·
план
общественных объединений – «Финансовый план».
·
органы
государственной власти составляют «бюджет» (разных уровней: центральный,
местный, субъектов Федерации).
Методы
планирования:
экстраполяция
(состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;
в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на
относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется
на будущее);
·
нормативный
(по определенным нормам);
·
математического
моделирования (построение модели процесса и перенос ее в финансовую область);
·
балансовый
(применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с
источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между
собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и
возникает несоответствие между разделами финансовых планов).
Финансовый
контроль − контроль законодательных и исполнительных органов власти всех
уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью
всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый
контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного
производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс
движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.
1.
Классификация видов финансового контроля
1.1. По
времени проведения:
·
предварительный
(составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок,
договоров);
·
текущий;
·
последующий.
1.2. По
субъектам контроля:
·
президентский;
·
органов
представительной власти и местного самоуправления;
·
органов
исполнительной власти;
·
финансово
- кредитных органов;
·
ведомственный;
·
внутрихозяйственный;
·
аудиторский.
1.3. По
сферам финансовой деятельности:
бюджетный,
налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной
массой.
1.4. По форме
проведения:
·
обязательный
(внешний);
·
инициативный
(внутренний).
1.5. По
методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой
деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
2. Основные виды и органы государственного финансового контроля
При
Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума)
действуют:
·
Комитет
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты.
Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
·
Счетная
палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12
аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут
инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера
полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью,
федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом,
деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а
также выдачей государством кредитов и займов.
Основные
формы контроля − тематические проверки и ревизии.
Меры
воздействия:
·
предписание;
·
предписание,
обязательное для исполнения;
·
приостановление
всех операций по счетам.
Деятельность
Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский
контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения
министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность
председателя ЦБ.
Правительство
РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,
осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность
министерств и ведомств.
Министерство
финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль
по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля
поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных
фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций,
методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по
аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Оперативный
финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное
управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
К
специализированным органам финансового контроля относятся:
·
Государственная
налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба
включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в
субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые
инспекции);
·
Федеральные
органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции,
территориальных и местных органов;
·
Федеральная
служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа,
региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;
·
Центральный
банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского
надзора.
Ведомственный
финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и
ведомств.
Проверки
проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в
остальных организациях.
Негосударственный
финансовый контроль включает:
·
внутрихозяйственный
финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом
предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в
процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и
стратегический;
·
аудиторский
финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и
обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации,
биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия,
имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.
3.2
Государственные финансы
Государственные
финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для
проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс
финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они
аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.
Государственные
финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика
стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять
секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие
учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К
этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих
секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность
финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между
собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.
Государственные
финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор
государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и
квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными
некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними
хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в
общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства,
мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды,
используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть
удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности,
относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные
программы, экология, оборона и др.
Перераспределение
ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями
является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики,
реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом
зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства
в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании
сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей
планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики.
Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не
существует.
Экономика
государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют
государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том,
должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого
вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и
государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной
экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в
странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к
свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в
виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других
секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению,
обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от
других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью
налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.
3.3
Последние финансовые новости и факты (от 21.10.2009г.)
Обсуждать
финансы пришли все: проект бюджета Дума рассмотрела в полном составе.
Главный
финансовый документ страны принят сегодня (21.10.2009г.) в первом чтении в
Госдуме. В рассмотрении, которое длилось несколько часов, участвовали все
фракции нижней палаты и проявили такую заинтересованность, что от голосования
не воздержался ни один депутат.
Коммунисты вернулись
в Думу, так что нижняя палата заседала в полном составе. Как говорят в
парламенте, время демаршей миновало, сейчас надо конструктивно работать.
Впрочем, Геннадий Зюганов не удержался от пространного политического заявления.
Геннадий
Зюганов, руководитель фракции КПРФ: "Мы считаем, есть два способа решения
проблемы — диалог, встречи, беседы, поиски решений или война. Мы — за диалог.
Но мы не позволим больше партии власти затыкать нам рот".
Лидер
коммунистов в зал заседаний сегодня пришел одним из первых, видимо, чтобы
настроиться на работу над финансовыми законами.
В
бюджете-2010 прогноз цены на нефть в будущем году — 58 долларов за баррель. А
среднегодовой курс доллара США, по расчетам правительства, составит 33 рубля 90
копеек. Валовый внутренний продукт или экономика страны будет расти — на 1, 6%.
Бюджет дефицитный, то есть доходы будут меньше расходов на 6,8% ВВП, то есть
почти на 3 триллиона рублей. Покрывать дефицит планируется за счет средств
резервного фонда, а также — внешних и внутренних заимствований.
Алексей
Кудрин, министр финансов РФ: "В следующем году мы не заложили повышение,
индексацию зарплат бюджетников, но мы в правительстве считаем, что можно
согласится с инициативой "Единой России", и если наш прогноз
экономики, доходов бюджета, будет не хуже, чем мы заложили в проект бюджета,
тогда мы в середине следующего года предложим проиндексировать заработную плату
уже начиная с конца 2010 года".
Бюджет
называют социально ориентированным Социальные расходы — 73% всего бюджета. На
пенсионное обеспечение пойдет 4,4 триллиона рублей.
Андрей
Макаров, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, член
фракции "Единая Россия": "Самые большие траты бюджета идут на
обеспечение увеличения пенсии, которое в следующем году составит 46%. Напомню,
что такого увеличения пенсий в нашей стране не было никогда, ни в советское
время, ни в послесоветское время. Независимо от того, какой будет цена на
нефть, наши пенсионеры не должны будут думать о том, будем им выплачена эта
пенсия или не будет выплачена".
Все
оппозиционные фракции голосовали против проекта бюджета. Владимир Жириновский
раскритиковал бюджет за чрезмерную, по его мнению, ориентацию на пенсионеров.
Владимир
Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, член фракции ЛДПР: "Во
всех странах со здоровой экономикой ставку делают на среднее поколение, на
40-летнего мужчину, образованного, который работает, содержит семью. А вы
говорите: "Пошел вон — мы старичков поддержим!"
А
"Справедливая Россия" обвинила кабинет в излишней осторожности при
прогнозировании цен на нефть.
Николай
Левичев, руководитель фракции "Справедливая Россия: "Правительство,
рассчитывая бюджет из расчета 58 долларов за баррель, имеет тайный замысел. Те
средства, которые поступят в качестве дохода, превышающего плановые показатели,
будут опять изъяты из российской экономики в виде стерилизации так называемой в
фонд резервный или в фонд национального благосостояния".
Но настроения
оппозиции на судьбу бюджета не повлияли. У "Единой России" в Думе
конституционное большинство. Сегодня же принят закон, который позволяет
использовать Вооруженные Силы за границей по решению Президента и на основании
постановления Совета Федерации. Документ, внесенный Дмитрием Медведевым,
поддержали все думские фракции.
Константин
Косачев, председатель Комитета ГД по международным делам, член фракции
"Единая Россия": "Формулировки соответствуют международному
праву, законодательству других государств, мы ничего нового не
предлагаем".
Виктор
Илюхин, заместитель председателя Комитета ГД по конституционному
законодательству и государственному строительству, член Комиссии ГД по
законодательному обеспечению противодействия коррупции, член фракции КПРФ:
"Государство имеет право применять Вооруженные Силы не только защищаясь от
агрессора, но и в целях предупреждения данной агрессии".
Александр
Бабаков, член фракции партии "Справедливая Россия": "Это будет
связано с выполнением Россией тех обязательств, которые Россия брала на себя,
подписывая двусторонние или многосторонние договоры".
Другие
Президентские законы Дума приняла в последнем, третьем чтении. Московский и
Санкт-Петербургский госуниверститеты получают особый статус. Другой закон
касается выборов — избираться в муниципальные органы власти скоро будет можно с
18 лет, а не с 21 года, как сейчас.
Заключение
Управление
финансами является составной частью общей системы управления
социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для
социально-экономического развития общества. Цель управления финансами -
финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в
макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении
государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических
интересов государства и всех членов общества.
В управление
финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают
разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему.
Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.
Управление
финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает
общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а
также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой,
валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление
финансами отдельных субъектов управления.
В новых
условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое
значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное
управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Место
государства в рыночной экономике не является раз и навсегда заданным. От того,
какую часть ВВП расходует государство, во многом зависит процветание и развитие
страны. Но и здесь среди экономистов нет единства. Одни убеждены: чем больше
эта часть, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения.
Между тем
даже то, что бюджетные средства распределяют государственные чиновники (которые
не рискуют своими деньгами, как частные владельцы), неизбежно снижает
эффективность производства (не говоря уже о том, что деньги имеют обыкновение
"прилипать" к рукам). А при низкой эффективности производства сокращаются
инвестиции в дальнейшее развитие - следовательно, ограничиваются возможности
экономического роста.
Увеличение
налоговых изъятий, государственных расходов, бюджетного дефицита на 1% ВВП при
прочих равных условиях приводит к снижению экономического роста (или увеличению
экономического спада) и снижению уровня потребления также примерно на 1%, -
утверждают одни эксперты. Другие им возражают: поскольку часть государственных
расходов (на мирную науку, образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры)
способствует экономическому росту, значит - чем "больше" государство
в этой части, тем лучше.
Однако есть
исторический прецедент. Стремясь догнать развитые страны, Япония по настоянию
победивших в войне и по своей воле резко сократила государственные расходы - с
30% в 1938 г. до 19,8% в 1950 г. (ограничение военных расходов было даже
записано в конституции). Результат известен всему миру: если в 1950 г. ВВП на
душу населения в Японии был в 3 раза меньше, чем во Франции, в 4 раза меньше,
чем в Великобритании, в 6 раз меньше, чем в США, то к 80-м годам эти показатели
примерно сравнялись. И лишь после этого Япония увеличила государственные
расходы: в 1980 г. - до 32,0%, в 1990 г. - до 32,3%.
Сокращение
роли государства означает не его ослабление, а освобождение экономики из-под
государственной опеки (отсюда и термин "либеральные реформы"). Но не
правы те, кто считает, что при сокращении роли государства "невидимая
рука" рынка все сделает сама. "Невидимую руку" рынка необходимо
подкрепить сильной государственной властью. Однако она должна не командовать
бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола,
региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют действию рыночных
отношений.
Список
использованных источников
1.
Постановление
Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 30.07.2009) «О Министерстве
финансов Российской Федерации».
2.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации часть 1-2
3.
Журнал
«Финансы» №3,5 от 2009г.
4.
В.П.
Климович «Финансы, денежное обращение, кредит» Москва, Форум 2006г.
5.
Бюджетное
Послание Президента РФ.
Страницы: 1, 2
|